Ретроспективный аспект формирования Системы национальных счетов




Скачать 240.57 Kb.
Дата04.05.2016
Размер240.57 Kb.


Заварзина Л.С.
Институт экономики УрО РАН

г. Екатеринбург


Ретроспективный аспект формирования Системы национальных счетов *

Система национальных счетов сегодня занимает большое место как в статистике, так и в экономике в целом. Она используется в большинстве стран-членов ООН в качестве статистической модели рыночной экономики. Особенно стоит отметить активное внедрение СНС в статистические системы развивающихся государств: с каждым годом разделы социально-экономической статистики включают в себя все больше элементов СНС.

СНС является общепризнанной системой показателей, с помощью которой оценивается уровень социально-экономического развития. Согласно основному документу – руководству по применению СНС – система национальных счетов состоит из последовательного, согласованного и интегрированного набора макроэкономических счетов, балансовых ведомостей и таблиц, основанных на наборе понятий, определений, классификаций и правилах подсчета1.

История возникновения и развития СНС по своей сути является историей развития экономической мысли по весьма основополагающим вопросам, таким как определение сферы экономического производства, роли государства в экономике, значения факторов производства в создании стоимости, распределении и перераспределении доходов, определение важнейших категорий дохода и богатства. В процессе развития СНС и совершенствования ее методологии можно проследить и эволюцию в организации экономики стран, а также основные тенденции в развитии мировой экономики.

Исторические рамки данной работы ограничиваются 1929-1933 гг. и 2008 г. Первый диапазон связан с осознанием потребности в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики во время Великой экономической депрессии, в ответ на эту потребность и возникла Система национальных счетов. Второе ограничение объясняется принятием последнего стандарта ООН в области национального счетоводства под названием СНС-2008.

Термин «национальное счетоводство» был предложен голландским экономистом Ван Клиффом незадолго до начала Второй мировой войны, и прочно вошел в специализированную литературу. Весомый вклад в развитие СНС внесли Дж. Кейнс, Р. Стоун, В. Леонтьев, С. Кузнец, К. Кларк, А. Маршалл, Дж. Хикс и др. В литературе часто встречается мнение о том, что создателем СНС можно считать Дж. Кейнса. Авторы придерживаются альтернативной точки зрения по этому вопросу и склонны согласиться с исследователем Ю.Н. Ивановым, который считает невозможным выделить одного «изобретателя» СНС и отмечает существенный вклад каждого из выше названных экономистов в ее формирование1.

Современная СНС представляет собой область знаний на стыке нескольких экономических дисциплин – политической экономии, экономической статистики, эконометрики и бухгалтерского учета.

Система национальных счетов появилась более семидесяти лет назад в наиболее развитых капиталистических государствах в ответ на потребность органов государственной власти в информации, необходимой для определения экономической политики и принятия решений о регулировании рыночной экономики. Потребность эта наиболее остро обозначилась в период Великой экономической депрессии 1929-1933 гг., ведь стало очевидно, что рыночная экономика сама по себе не обладает механизмами регулирования, соответственно, не в состоянии самостоятельно прийти в равновесие. Как следствие этого, многие исследователи пришли к выводу о необходимости принятия мер государственного регулирования. В наиболее отчетливой и последовательной форме свои идеи и методы регулирования предложил великий английский экономист Дж. Кейнс, опубликовав в 1936 году «Общую теорию занятости, процента и денег»2. В этой работе, помимо всего прочего, он изложил принципы формирования необходимой для анализа и государственного регулирования экономики информации, тем самым заложив принципы СНС. Информация была представлена в виде системы взаимосвязанных показателей, куда входили общий доход, потребление, инвестиции, сбережение и др. Кейнс обратил внимание на то, что меры государственного регулирования, воздействуя на одни показатели, могут изменять другие показатели в нужном для себя направлении. Позже Кейнс сформулировал теоретико-методологические основы национального счетоводства, в связи с чем и упоминается в истории возникновения и развития СНС.

Следует отметить, что до Дж. Кейнса уже существовали работы, имевшие макроэкономическую направленность и подготовившие почву для возникновения СНС. Среди создателей таких трудов стоит упомянуть выдающихся английских экономистов В. Петти и Г. Кинга, которые в XVII – н. XVIII вв. впервые в истории экономической мысли провели оценку национального дохода Англии и Франции, положив начало статистическому изучению национального дохода.

Отдельно заслуживает упоминания французский экономист XVIII в., возглавлявший школу физиократов – Ф. Кенэ. Основной его вклад состоит в составлении «Экономической таблицы» - прообраза современной СНС, в которой Кенэ попытался обобщить круговорот товаров и услуг для основных экономических секторов и классов общества. Это была попытка разобраться в механизме работы экономики в целом, а также представить весь процесс производства капитала как процесс воспроизводства. Однако, сфера экономического производства, по мнению Кенэ, включала только сельское хозяйство и добывающую промышленность, поскольку только в этих отраслях происходит создание стоимости. Поэтому таблица не была принята последователями этой идеи в ее изначальном виде.

Нельзя не упомянуть А.Смита в связи с историей национального счетоводства, поскольку его вклад в развитие концепции экономического производства был существенным. По его мнению, концепция охватывала кроме сельского хозяйства и добывающей промышленности отрасли обрабатывающей промышленности и другие производства товаров, но не охватывала услуги. Это связано с тем, что в представлении Смита в сфере услуг происходит только перераспределение и потребление1. Эта концепция стала основой для создания системы макроэкономических показателей, применяемой в СССР – баланса народного хозяйства. В СНС же принимается более широкая концепция экономического производства, в которую включены и производство товаров, и производство услуг, то есть почти все виды деятельности, результаты которых удовлетворяют потребности общества.

Одному из первых обосновать широкую концепцию экономического производства удалость английскому экономисту А. Маршаллу, которому принадлежит идея анализа деятельности хозяйствующих субъектов. Маршалл сформулировал принцип исчисления национального дохода – сумма стоимости произведенных товаров за вычетом стоимости товаров, израсходованных в производстве, и амортизации основных фондов, плюс чистый доход от зарубежных инвестиций. Это определение сохранилось до наших дней практически в формулировке Маршалла.

Большой вклад в прояснение ряда теоретических принципов расчетов национального дохода и разработки национальных счетов, а также в развитие статистики национального дохода и СНС внесли К. Кларк и С. Кузнец.

Одно из направлений в развитии экономической статистики, оказавшее существенное влияние на развитие национальных счетов, связано с именем выдающегося отечественного ученого – В.В. Леонтьева, эмигрировавшего из России в 1920-х гг. Он является автором метода межотраслевого баланса, известного сегодня под таблицами «Затраты-Выпуск». С помощью этих таблиц исследуются связи между отраслями экономики и между такими переменными, как, например, промежуточное потребление, конечный спрос и выпуск. Он дал математическое описание основным соотношениям межотраслевого баланса, сформулировал ряд математических уравнений, открывающих возможность, в том числе, и использования модели межотраслевого баланса в планировании и прогнозировании. За разработки в области межотраслевого баланса В.В. Леонтьев был удостоен Нобелевской премии по экономике.

В истории развития СНС выделяют два этапа, рубежом которых является Вторая мировая война. Первый этап характеризуется усилением интереса государственных органов к статистике национального дохода, предпринимаются попытки интеграции расчетов национального дохода в единый блок путем гармонизации соответствующих определений и классификаций. Много было сделано для формирования принципа исчисления национального дохода, а также решены существенные теоретико-методологические вопросы. Так, «предшественники» СНС появились еще в 1928 году, когда Лига Наций провела международную конференцию по экономической статистике с целью содействия составлению объективной статистики и принятию единообразных методов предоставления данных. В 1939 г. Лига Наций впервые опубликовала оценки национального дохода для 26 стран (с 1929 по 1938 гг.). Все перечисленные работы явились базой для создания международной методологии СНС.

Окончание Второй мировой войны стимулировало продолжение развития национального счетоводства. Наиболее развитые капиталистические страны нуждались в макроэкономической статистике, всесторонне отражающей аспекты экономического процесса, для разработки экономической политики в послевоенных условиях. Важной особенностью стало включение в формирующуюся систему совокупности данных о национальном богатстве, движении финансовых ресурсов, внешнеэкономических связях, блок межотраслевого баланса и др. Таким образом, эта информация была увязана с блоком данных о национальном доходе, экономический анализ получил новые возможности, позволяющие сопоставить данные о взаимосвязанных аспектах экономического процесса. Кроме того, активную роль в разработке национальных счетов стали играть существующие и вновь создаваемые международные организации, среди них ООН, МВФ и др. Внедряясь в этот процесс, они преследуют две цели – содействие в развитии этой статистики и унификация экономической основы для сбора и систематизации макроэкономических данных.

С 1947 года началась эпоха международных стандартов в области национальных счетов – был опубликован доклад ООН, содержащий формулировки важнейших принципов национального счетоводства. Доклад был по большей части написан Р. Стоуном, последователем Дж. Кейнса. Чуть позже – в 1951 г. – им же был подготовлен доклад для Организации европейского экономического сотрудничества (предшественница ОЭСР) под названием «Упрощенная система национальных счетов», где уже были приняты во внимание практические ограничения, связанные с получением макроэкономических данных. Годом позже свет увидел труд под названием «Стандартная система национальных счетов», где СНС была рассмотрена более детально, кроме того, был учтен опыт применения на практике «Упрощенной СНС - 1951». Р. Стоун продолжал работать в области национального счетоводства1 и к 1953 г. под его руководством в ООН был представлен документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», традиционно считающийся первым международным стандартом ООН в области СНС. Этот документ довольно ощутимо отличался от предыдущих, поскольку был предназначен, в том числе, для развивающихся стран. Кроме того, было расширено определение сферы производства с целью включения многих нерыночных операций – собственное производство продуктов домохозяйствами, например. Тем не менее, и этот документ нуждался в основательных доработках: данный стандарт включал очень ограниченное число счетов, в рамках которых исчислялись наиболее важные макроэкономические показатели, не было предусмотрено счетов для отдельных секторов экономики, хотя их значимость была обозначена в докладе ООН еще в 1947 г.

15 лет понадобилось экономистам для подготовки нового стандарта в области национального счетоводства, и в 1968 г. он был одобрен Статистической комиссией ООН. Был сделан значительный шаг в развитии СНС, поскольку второй стандарт включил в нее новые важнейшие блоки макроэкономической статистики, и пусть не все они были детально разработаны, связь их с традиционными счетами национального дохода и продукта была обозначена довольно ясно. Кроме того, СНС-1968 предусматривала счета и для пяти институциональных секторов экономики, а не только для экономики в целом. Данная редакция стандарта ООН в национальных счетах сыграла важнейшую роль в развитии СНС как на международном, так и на национальном уровнях. На ее основе в ООН стал выпускаться статистический Ежегодник по национальным счетам, многие страны мира попытались внедрить положения СНС-1968 в свою статистическую практику.

До 1993 года новых стандартов в области национального счетоводства принято не было, поскольку в международном сообществе происходила бурная дискуссия по вопросам дальнейшего направления развития национальных счетов. Прежде всего это касалось, конечно, западных ученых. Обсуждались вопросы методологии расчетов многих показателей – например, в американской литературе (Р. Раглс, Н. Раглс, Р. Айзнер и др.) были выдвинуты предложения по радикальному изменению методологии расчета ВВП. Предлагалось включить в этот показатель условные оценки ряда статей – услуг, оказываемых домашними хозяйствами по приготовлению пищи, воспитанию детей и др., стоимость услуг, создаваемых студентами в процессе обучения, стоимость услуг по использованию домашними хозяйствами предметов длительного пользования и т.д. Статистическая комиссия ООН подошла более осторожно к этому вопросу.

Целью разработки СНС-1993 стала дальнейшая гармонизация национальных счетов со смежными разделами статистики, что означает необходимость корреляции определений и классификаций отдельных блоков между ними. Также было необходимо сделать структуру счетов более ясной, лаконичной и последовательной, внести уточнения в трактовку отдельных статей расходов и доходов. Одним из результатов этого стало расширение определения ВВП: в накопление основных фондов стали включаться расходы на геологоразведку, приобретение ПО, оригиналов литературных и художественных произведений. В составе расходов на накопление появилась новая статья «чистое потребление ценностей» (ювелирные изделия, антиквариат, золото в слитках, произведения искусства), ведь эти предметы сохраняют свою стоимость в течение относительно длинного временного отрезка. Особо следует отметить положения СНС-1993 относительно отражения в счетах теневой, нелегальной и неформальной экономики, дальнейшее развитие этой темы пришлось на начало текущего столетия не только в национальной, но и международной статистике. В 2002 г. в ОЭСР была опубликована работа «Измерение ненаблюдаемой экономики», гармонизированная с СНС-1993 и напрямую посвященная упомянутому вопросу1. С момента выхода стандарта СНС-1993 началось внедрение рекомендаций новой системы в практическую деятельность стран. На этой основе в 1995 г. была подготовлена Европейская версия СНС.

В течение ряда лет проводилась работа по обновлению стандарта 1993 года, ее итогом стала публикация в 2009 г. новой версии СНС – «Система национальных счетов 2008». Она сохраняет основные положения СНС-1993 и адаптирует их к изменившимся экономическим условиям, процессам и механизмам. Новый стандарт содержит также ряд принципиальных изменений определений и классификаций важнейших компонентов ВВП и национального дохода, которые позволяют описывать и анализировать определенные аспекты экономического процесса более актуально. Эти изменения касаются отражения операций с финансовыми инструментами, расходов на научные исследования, деятельности центральных банков, расходов на вооружение и т.д. Все эти новые элементы имеют задачу отразить изменения, произошедшие в организации экономики большинства стран мира за последнее время, особенно в финансовой сфере. Кроме того происходит дальнейшая гармонизация СНС с рядом международных стандартов по смежным системам показателей, опубликованных за последние несколько лет.

Таким образом, можно отметить основные направления развития и использования СНС начиная с ее предшественников и заканчивая последней версией стандарта ООН:

- систематическое применение макроэкономической теории;

- использование данных СНС для разработки экономической политики;

- интеграция в единую систему различных разделов макроэкономической статистики;

- участие международных организаций в разработке единых мировых стандартов в области национального счетоводства;

- применение математических методов и ЭВМ.

Теперь обратим внимание на развитие национального счетоводства в разных странах – США, Великобритании, Швеции, Норвегии, Нидерландах, а также на отечественные разработки в этом вопросе. В рамках данной работы не предполагается рассмотрение эволюции национальных счетов в развивающихся странах, но необходимо отметить, что многие государства активно внедряют элементы СНС в свои статистические системы. В первую очередь хочется отметить высокие темпы развития этого направления в так называемых странах БРИК1 – Бразилии, Индии и Китая, поскольку Российская Федерация в последние годы традиционно сопоставляется с перечисленными государствами в различных аспектах экономического развития. Как Азия, так и Южная Америка уделяют огромное внимание проблеме национального счетоводства, государственные органы статистики осуществляют широкий мониторинг и обстоятельный анализ экономической ситуации с использованием методологии СНС. Достоин внимания и тот факт, что названные государства развивают национальное счетоводство и на региональном уровне, что говорит о глубоком проникновении СНС в экономическую статистику развивающихся стран.

Прежде всего, следует отметить, что успех международных стандартов в области национального счетоводства был обеспечен работой исследователей наиболее развитых капиталистических стран. Поскольку крупнейший вклад в разработку концепций и определений СНС был внесен учеными США, Великобритании, Нидерландов и скандинавских стран, данный раздел посвящен становлению национальных счетов в этих государствах.

Систематические работы по исчислению национального дохода в США вели свое начало с 1920-х гг., этим вопросом занималось Национальное бюро экономических исследований. Такие исследователи как В. Митчелл, В. Кинг, Ф. Макоули и др. вплотную занимались в этот период вопросами теории измерения национального дохода распределительным методом, а также анализом отраслевого происхождения произведенного продукта. Федеральная торговая комиссия (ФТК, правительственная организация) в это же время осуществляла свои расчеты национального дохода, результатом этой деятельности стала публикация оценок ФТК в 1926 г. Вскоре работа ФТК была остановлена, и вместе с ней приостановились официальные расчеты национального дохода. Как уже отмечалось выше, в период Великой экономической депрессии необходимость налаживания систематической информации о макроэкономических процессах была осознана, и в 1932 года Конгресс США принял резолюцию, в которой предложил Министерству торговли привести оценки национального дохода за 1929-1931 гг. К концу 1930-х гг. был создан Отдел национального дохода, функция которого заключалась в регулярном производстве официальных оценок национального дохода страны. В это же время свой вклад в развитие СНС внес упомянутый ранее лауреат Нобелевской премии С. Кузнец. Он опубликовал ряд работ по вопросам теории измерения национального дохода и национального продукта. В начале 1930-х гг. ученый сформулировал основные принципы исчисления национального дохода США: он предложил различать произведенный национальный доход, распределенный национальный доход и использованный национальный доход. С. Кузнец большое внимание уделил вопросам оценки услуг, оказываемых государственными органами, исчислению национального продукта методом конечного использования, различию между конечным и промежуточным потреблением. Так, он предполагал, что основная часть нерыночных государственных услуг имеет характер промежуточного потребления, соответственно, их полный учет в конечном потреблении приводит к повторному счету национального продукта (к сожалению, этот момент так и не был отражен ни в национальной статистике каких-либо государств, ни в международных стандартах). Он исследовал и методологию исчисления показателей динамики физического объема национального продукта, и вопросы методов сопоставления макроэкономических показателей на международном уровне. С 1931 г. С. Кузнец проводил работу по исчислению национального дохода в составе Министерства торговли, и в 1934 году он представил доклад «национальных доход за 1929-1932 гг.», где содержались оценки экономического спада в США вследствие кризиса. Позже С. Кузнец анализировал ряды макроэкономических переменных наиболее экономически развитых стран в долгосрочном периоде, а также факторы, влияющие на рост экономики.

В 1940-е гг. в Отделе экономики Министерства торговли была проделана существенная работа по интеграции различных источников экономической информации и методов расчета национального продукта в набор национальных счетов. Эти исследования были проведены М. Джильбертом и Д. Ясси, которые сформулировали ряд концептуальных положений о различиях в оценке национального дохода по стоимости факторов и в рыночных ценах, трактовке военных расходов и еще ряде теоретических вопросов. После Второй мировой войны Министерство торговли США продолжало работать в направлении составления национальных счетов, а с 1947 года начались регулярные публикации оценок национального продукта страны и смежных показателей макроэкономики. С этого года также произошел пересмотр всех опубликованных ранее данных о национальном продукте страны.

В 1952 году была опубликована работа М. Капеленда, посвященная проблемам источников финансовых ресурсов и их использования в разных секторах экономики, и расширившая существующие в то время границы макроэкономического анализа. Совет ФРС США позднее признал важность представленной работы и создал подразделение, основной задачей которого была разработка таблиц, характеризующих движение финансов по секторам экономики. Огромное значение для развития национальных счетов вообще, и в США в частности, имели работы известного американского экономиста российского происхождения В.В Леонтьева в области межотраслевого баланса и его использования для структурного анализа и прогнозирования1.

Многое для развития методологии и практики национальных счетов было внесено посредством Бюро экономического анализа Министерства торговли, на которое были возложены задачи по разработке официальных данных национальных счетов США. Методология расчетов систематически совершенствовалась, периодически производился всеобщий пересмотр данных за длительные промежутки времени с целью формирования рядов динамики, отражающих данные о важнейших макроэкономических показателях.

Р. Голдсмит опубликовал ряд работ, где выразил идеи теории и методологии статистики национального богатства в разбивке по секторам экономики с привязкой к счетам национального продукта. Его работы получили широкое призвание во всем мире, в том числе, и в России.

В 1960-70-х гг. всемирно известными американскими экономистами (В. Кендрик, Р. Раглс, Р. Айзнер) было опубликовано несколько работ, посвященных теории измерения национального продукта, в которых обосновывалась необходимость существенного пересмотра основных традиционных определений и постулатов, лежащих в основе методологии расчета этого показателя. Исследователи предлагали приспособить использование показателя национального продукта для анализа уровня жизни и благосостояния. Многие идеи, уже упомянутые в предыдущей главе (учет стоимости услуг домохозяек, стоимость приобретения нематериальных активов и др.) были опубликованы в журнале «Обзор дохода и богатства», ежеквартально издаваемом Международной ассоциацией по изучению национального дохода и богатства. На его страницах ведущими специалистами разных стран обсуждаются актуальные вопросы теории и методологии расчета наиболее важных показателей СНС, например, в 2010 году журнал опубликовал детальный обзор современных тенденций в национальных счетах США за авторством француза А. Ваноли, а также ответ на его критические замечания со стороны американских специалистов.

Хотя развитие национального счетоводства в США решающим образом повлияло на формирование этого феномена в других странах, довольно долго национальные счета США существенным образом отличались даже от международных стандартов, причем не только в общей структуре счетов, но и в ряде методологических вопросов. Например, до недавних пор национальный доход США оценивался по стоимости факторов производства, а не по рыночным ценам, как это рекомендовано стандартами ООН. Концепция СНС-1993 приживалась в США довольно долго, и переход на нее происходил значительно медленнее, чем в других странах. В последнее время в США национальные счета имеют две тенденции – корреляция с международными стандартами СНС, с одной стороны, и внедрение новых макроэкономических разработок.

Как и в США, интерес к макроэкономическим показателям обнаружился в Великобритании в период Великой депрессии. До этого времени статистики, по большей части, занимались изучением данных о производстве отдельных видов продукции, размерах банковских депозитов, об объеме продажи товаров розничной торговли, объеме транспортных перевозок товаров и т.д. Попыток создать систему обобщающих показателей, которая смогла бы интегрировать уже обозначенные экономические показатели и охарактеризовать состояние экономики и отдельных ее элементов, не производилось. Великая депрессия простимулировала не только Дж. Кейнса к изысканиям в этой области. В 1937 году британский статистик К. Кларк опубликовал работу «Национальный доход и расходы», где рассмотрел ряд сложных теоретико-методологических проблем национальных счетов, которые и сегодня могут быть актуальными. Например, это проблемы трактовки и учета жилищных услуг, оказываемых владельцами частных домов и квартир самим себе, истощения природных ресурсов, холдинговой прибыли и др. В одной из последующих работ Кларк исследует факторы экономического роста и пытается сравнительно исследовать их в международном плане. Он критиковал состояние официальной статистики Великобритании, в частности, отсутствие координации в использовании экономических классификаций.

Под влиянием Дж. Кейнса большой вклад в национальное счетоводство внесли Р. Стоун1 и Д. Мид, подготовившие анализ национального дохода и расходов Великобритании для Казначейства в форме национальных счетов. Стоун в период войны возглавлял работу по оценке национального дохода страны. Он же был назначен председателем созданного в 1944 году комитета, объединившего представителей США, Великобритании и Канады для разработки общей методологии расчета национального дохода. О вкладе Стоуна в разработку стандарта ООН было сказано выше.

Скандинавские страны также не остались в стороне, норвежские и шведские исследователи внесли свой значительный вклад в развитие концепций и определений СНС.

Норвежец Р. Фриш в своих исследованиях национальных счетов большое внимание уделял рассмотрению многих важных теоретических суждений, на которые опирается современная СНС – например различиям между реальными и финансовыми потоками, реальными и финансовыми активами и др. Кроме того он занимался проблемами оценки потоков и запасов активов, полагая, что, с точки зрения теории, лучшим подходом к оценке было бы использование коэффициентов, отражающих относительную потребительскую полезность продуктов. Тем не менее, он признавал, что в реальности для оценки потоков и запасов товаров придется использовать фактические рыночные цены. Другой норвежский экономист – О. Аукруст – с 1946 года занимался работой по исчислению национального дохода Норвегии и смежных показателей. Он стремился разработать аксиоматический подход к формулировке принципов СНС, внес большой вклад в создание СНС-19682, участвовал в исследовательских дискуссиях на страницах «Обзора дохода и богатства» наряду с другими влиятельными экономистами.

В Швеции вопросами национальных счетов занимался Э. Линдал, помимо теоретических разработок участвовавший в практической работе по расчету национального дохода Швеции. В частности, он возглавлял исследовательский проект, результатом которого стала публикация «Национального дохода Швеции 1861-1930-х гг.». После войны дальнейшее развитие национальных счетов Швеции происходило, в том числе, благодаря работам И. Олсона. Как и Линдал, он занимался как расчетами национального дохода Швеции, так и теоретическими вопросами. Он обосновал идею разработки счетов для институциональных секторов экономики, и считал, что трактовка экономических операций в национальных счетах может быть совершенно разной и зависит от целей анализа.

Нидерланды, по общему признанию, считаются одной из немногих стран, где национальное счетоводство возникло естественным образом, а не было принесено извне. Весомый вклад в разработку национальных счетов Голландии внес Я. Тинбергер, известный эконометрик, занимавшийся построением эконометрических моделей и на этой основе сформулировавший ряд макроэкономических показателей, необходимых для разработки моделей. Его разработки стимулировали работы по созданию национальных счетов в Нидерландах. В 1941 году упоминавшийся ранее экономист Ван Клифф составил первые национальные счета. Он обозначил различия между такими секторами, как торговля, производство, государственные органы и население (потребители), и регистрировал для них операции с товарами и услугами, доходами и финансовыми инструментами.

Стоит отметить, что для большинства государств вопросы национального счетоводства стали актуальными в 1930-е гг., именно в этот период можно наблюдать всплеск интереса к этой теме экономистов различных стран. Проблемы теории и методологии, рассматриваемые исследователями, часто касались способов исчисления национального дохода, его связи с рядом смежных показателей, корреляции национальных разработок и международных стандартов, разработки счетов для институциональных секторов и т.д. Тем не менее, каждая страна имела национальные особенности развития счетоводства и внесла свой уникальный вклад в мировую практику.

Теперь уделим внимание советским и российским научным изысканиям в области СНС.

Несмотря на то, что внедрение непосредственно СНС в статистику России началось только в 1990-е годы, предшествующий этому опыт позволил нашей стране относительно быстро и безболезненно перейти к СНС. В СССР также применялась система макроэкономических показателей – баланс народного хозяйства (БНХ) – основанная на марксистской концепции политэкономии и приспособленная для описания и анализа экономической системы, в основе которой лежали централизованное планирование и общественная собственность на средства производства. Данная экономическая модель и стала основанием для возникновения различий между счетами капиталистических и социалистических государств. Дело в том, что при централизованном распределении материальных ресурсов такие элементы, как распределение доходов, операции с финансовыми инструментами имели второстепенное значение, чего нельзя сказать об их роли в государствах с рыночной экономикой. В этой связи данные элементы не получили какого-то адекватного отражения в БНХ. Центральная идея БНХ – концепция материального производства, согласно которой национальный доход создается только в сфере материального производства и ее отраслях, в то время как в области нематериальных услуг (наука, финансы, управление, здравоохранение, образование, культура и т.д.) происходит только перераспределение доходов и конечное потребление материальных благ. Т.к. сфера экономического производства в БНХ определена иначе, чем в СНС, методология исчисления основных показателей этих систем принципиально отличается, причем непосредственно сопоставлять эти показатели было бы некорректно. Между тем, существует много общего у СНС и БНХ, например, в подходах к описанию и анализу макроэкономики.

Первый баланс народного хозяйства в СССР был составлен за 1923-1924 гг. и опубликован в 1926 г. главой Центрального статистического управления П. Поповым. Стоит отметить, что эта работа появилась задолго до начала работ в области национальных счетов в США и Европе, это было начало нового этапа развития макроэкономической статистики на мировом уровне. Известно, что многие идеи БНХ оказали большое влияние на развитие национальных счетов. Чуть позже А. Первухин обосновал необходимость изучения динамики национального дохода в записке к БНХ за 1928-1930 гг.

Как и на Западе, в СССР после Второй мировой войны значительно расширились работы в области БНХ, так, в 1960-х гг. был составлен первый в Советском союзе межотраслевой баланс по данным 1959 г. Затем проводились масштабные работы по составлению некоторых разделов БНХ в союзных республиках.

Среди советских исследователей в области теории и методологии БНХ стоит особо отметить А. Петрова, В. Соболь, И. Морозову, М. Эйдельмана, Г. Поляка, П. Москвина за их существенный вклад в эту область экономической науки.

1957 год ознаменовался Всесоюзным совещанием статистиков, на котором схема БНХ была одобрена, и, с небольшими изменениями действовала до распада СССР. Одобренная схема содержала ряд таблиц, включающих показатели производства, распределения, перераспределения и конечного использования доходов (финансовый баланс); производства и использования материальных благ (материальный баланс); показатели денежных доходов и расходов населения и некоторые другие. Наряду с отчетным БНХ в Госплане СССР составлялся плановый БНХ, используемый для обоснования и проверки общей сбалансированности народнохозяйственного плана.

Изменения в БНХ были внесены также благодаря деятельности Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а точнее его Постоянной комиссии по статистике. В 1970-80-е гг. был включен ряд таблиц, которые описывали оказание и использование нематериальных услуг, а также доходы населения по методике, близкой к СНС. Этот шаг позволил расширить сферу экономического анализа и улучшить сопоставимость наиболее важных экономических показателей с международными данными. В ходе деятельности этой комиссии также был принят документ, унифицировавший принципы разработки БНХ для стран СЭВ, позже он был опубликован как официальный документ ООН, получив, таким образом, официальный международный статус.

Статистической комиссией ООН в 1970-80-е гг. изучались взаимосвязи между БНХ и СНС, в связи с чем был подготовлен ряд документов, содержащих описание перехода от БНХ к СНС и наоборот1. Документы содержали описание поправок, которые было бы необходимо внести в показатели одной системы для перехода к показателям другой системы, главным образом, эти поправки были связаны с различиями в определении сферы производства. Интересы СССР в этой сфере были связаны с тем, что взносы государств в бюджет ООН определялись на основе данных о национальном доходе, соответственно, все страны-члены ООН были обязаны представлять данные о своем национальном доходе в соответствии со стандартами СНС. В середине 1980-х гг. Госкомстат приступил к расчету ВВП на основе вышеупомянутых документов.

В начале 1990-х гг. СНС начала внедряться в регулярную статистическую практику России, а после опубликования СНС-1993 эта работа ускорилась. Сегодня Росстат и статистические органы других стран СНГ составляют основные счета СНС и вычисляют наиболее важные из ее показателей. Ежегодно Росстат публикует данные о национальных счетах РФ, в том числе и в институциональном разрезе. Также ведется работа по регионализации национальных счетов. С вступлением в силу нового стандарта СНС-2008 в Росстате ведется активная работа по переходу к концепциям и определениям последнего документа2.

В рамках данной работы был проведен краткий анализ развития и изменения Системы национальных счетов, приведен опыт различных государств в разработке национальных счетов, а также их отличия от международных стандартов.

В целом, можно отметить, что развитие СНС является эволюционным, постоянные изменения и уточнения вносят все большую ясность в структуру национальных счетов. Конечно, ряд методических, методологических и теоретических вопросов еще нуждается в существенном пересмотре и уточнении, и многие из таких проблемных моментов будут оставаться нерешенными еще длительное время.



В настоящее время в России изучением СНС занимается большой круг ученых, одним из основных направлений их работы является разработка территориальных счетов для муниципальных образований. На сегодняшний день эта тема является актуальной, особенно в рамках такого государства, как Российская Федерация, с высокой дифференциацией регионов и муниципалитетов по уровню социально-экономического развития.


1* Публикация подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ Проект № 12-22-03001 а (м) «Оценка и прогнозирование динамики финансовой устойчивости регионов РФ и аймаков Монголии на основе системы национальных счетов»
 System of National Accounts 1993 / United Nations. – Brussels, Luxembourg, New York, Paris, Washington D.C., 1993.

1 Иванов Ю.Н. История возникновения и развития Системы национальных счетов // Вопросы статистики. – 2012. - № 8. – С. 79-83.

2 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процентов и денег: Пер. с англ. – M.: Прогресс, 1978. – 494 с.

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ЭКСМО, 2007. – 960 с.

1 Стоун Р. Метод Затраты-выпуск и национальные счета: Пер. с англ. – М.: Статистика, 1964. – 208 с.

1 Измерение ненаблюдаемой экономики: руководство. – Нью-Йорк: ООН, 2007. – 297 с.

1 Зайцева Ю.С. Межрегиональная дифференциация в странах БРИК: возможности оценки // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – № 5. – С. 44-51.

1 Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. – М.: 1990. – 416 с.

1 Стоун Р. Метод Затраты-выпуск и национальные счета: Пер. с англ. – М.: Статистика, 1964. – 208 с.

2 Иванов Ю.Н. История возникновения и развития Системы национальных счетов // Вопросы статистики. – 2012. - № 9. – С. 65-70.

1 Иванов Ю.Н. История возникновения и развития Системы национальных счетов // Вопросы статистики. – 2012. - № 9. – С. 65-70.

2 Организация государственной статистики в России. – М.: Госкомстат России, 2004.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница