Республике беларусь и республике казахстан




Скачать 275.23 Kb.
Дата29.04.2016
Размер275.23 Kb.


На правах рукописи
Герасин Игорь Александрович

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Специальность: 12.00.05 – трудовое право;

право социального обеспечения

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре трудового права и права социального обеспечения юридического факультета Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений»


Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист РФ



Гладков Николай Георгиевич
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Скачкова Галина Семеновна

кандидат юридических наук



Дорохина Жанна Юрьевна
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»
Защита состоится 29 февраля 2012 г. в 14:00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 602.001.04 при Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 90.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений».
Автореферат разослан «24» января 2012 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент Н.А. Бриллиантова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Между Российской Федерацией1, Республикой Беларусь2 и Республикой Казахстан3 проходят глубокие интеграционные процессы в политической, экономической и правовой сферах. Эти государства являются участниками Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза. Договор о создании Союзного государства, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь ознаменовал, как указано в Договоре, «новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство». Среди целей Союзного государства названо формирование единой правовой системы входящих в него государств.

В связи с участием в указанных межгосударственных союзах перед Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан стоит масштабная задача по гармонизации их национального законодательства. Так, в Соглашении о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства признается «необходимость гармонизации (сближения и унификации) национальных законодательств в целях совершенствования правовой основы интеграционного взаимодействия».

Договор от 26 февраля 1999 г. о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, Декларация от 18 ноября 2011 года о евразийской экономической интеграции обусловили необходимость обеспечения свободного передвижения граждан внутри Единого экономического пространства, которое предполагает, в том числе, создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения и других условий труда и занятости. Стороны договорились обеспечить эффективное функционирование общего рынка трудовых ресурсов и свободу движения трудовых ресурсов.

Заключенное между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Соглашение от 19 ноября 2010 г. «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» также свидетельствует о стремлении этих государств к формированию единого рынка труда.

Реализация указанных задач требует гармонизации трудового законодательства и, в том числе, законодательства в сфере государственных гарантий по оплате труда работников.

Процесс гармонизации законодательства предусматривает сближение правовых систем и унификацию отдельных положений законодательства. Этот процесс невозможен без глубокого системного анализа правовых норм, практики их применения и существующих проблем их реализации.

Для того чтобы в процессе гармонизации законодательства России, Беларуси и Казахстана о труде проблемы в сфере регулирования гарантий по оплате труда в одном государстве не перенеслись и не усугубились в правовой действительности другого государства, чтобы процесс гармонизации привел не только к сближению правовых систем, но и к реальному повышению эффективности правового регулирования, повышению уровня гарантированности прав работника, должен быть учтен положительный и отрицательный опыт развития и применения этих гарантий в каждом из названных государств.

Степень научной разработанности темы. Отдельные вопросы регулирования трудовых отношений и государственных гарантий по оплате труда рассматривались в отечественной науке в научных трудах дореволюционного периода (Варшавский К.М., Войтинский В.С., Зак Л.С., Литвинов-Фалинский В.П., Лях. А, Таль Л.С. и др.), советского периода (Александров Н.Г., Зайкин А.Д., Каринский С.С., Лившиц Р.З., Пашерстник А.Е., Рабинович-Захарин С.Л., Смирнов О.В., и др.) и в современных исследованиях (Гладков Н.Г., Кучма М.И., Лушникова М.В., Нуртдинова А.Ф., Орлова Е.И., Петров А.Я., Ратехина В.А., Саликова Н.М., Хохлов Е.Б., и др.).

В сравнительно-правовом аспекте трудовые отношения исследовались Киселевым И.Я., Лушниковым А.М., Войтенковой Г.Ф. и другими учеными.

В научной литературе освещались отдельные вопросы интеграции в правовой сфере, вопросы гармонизации и унификации законодательства в условиях интеграционных процессов (Доронина Н.Г., Пиголкин А.С., Тихомиров Ю.А., Шестерякова И.В., Юртаева Е.А. и др.). Исследовался институт трудового договора по законодательству России, Беларуси и Казахстана (Дорохина Ж.Ю.).

Вместе с тем до настоящего времени система основных государственных гарантий по оплате труда работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан не становилась самостоятельным предметом комплексного сравнительно-правового исследования. Необходимость гармонизации законодательства указанных государств в условиях отсутствия необходимых сравнительно-правовых исследований также свидетельствует об актуальности темы диссертационной работы.



Целью диссертационной работы является комплексное исследование теоретических и практических проблем реализации основных государственных гарантий по оплате труда работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан на основе сравнительно-правового анализа национального трудового законодательства этих государств по указанным вопросам и изучения опыта его реализации.

Задачами исследования являются:

- изучение понятия заработной платы и понятия государственных гарантий по оплате труда в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан;

- ретроспективный анализ процесса развития системы государственных гарантий по оплате труда в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан;

- определение международно-правовых и конституционных основ государственных гарантий по оплате труда работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан;

- сравнительно-правовой анализ системы основных государственных гарантий по оплате труда работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан;

- анализ существующих проблем реализации основных государственных гарантий по оплате труда работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан;

- формирование предложений по совершенствованию системы основных государственных гарантий по оплате труда работников, исходя из сравнительно-правового анализа регулирования этой сферы трудовых отношений по национальному трудовому законодательству России, Беларуси и Казахстана.

Объектом исследования являются отношения по предоставлению гарантий по оплате труда работников.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие эти отношения.

Методологическую основу исследования составляют философский диалектический метод, позволяющий изучить комплекс социально-правовых явлений в их взаимосвязи и развитии на основе принципа историзма; герменевтический метод.

Использовались общенаучные методы анализа и синтеза, а также системный подход, ориентированный на раскрытие целостности объекта и на выявление многообразных типов связей в нем.

Применялись специально-юридические методы: формально-юридический метод, позволяющий определять юридические понятия, и сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставлять различные правовые системы и их отдельные элементы.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных специалистов в области теории права, науки конституционного и трудового права, среди которых: Александров Н.Г., Варшавский К.М., Войтинский В.С, Гладков Н.Г., Гусов К.Н., Дмитриева И.К., Догадов В.М., Желтов О.Б., Забрамная Е.Ю., Каринский С.С., Киселев И.Я., Кучма М.И., Лившиц Р.З., Литвинов-Фалинский В.П., Лушников А.М., Лушникова М.В., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Нерсесянц В.С., Нуртдинова А.Ф., Орлова Е.И., Орловский Ю.П., Пашерстник А.Е., Петров А.Я., Рабинович-Захарин С.Л., Ратехина В.А., Саликова Н.М., Смирнов О.В., Сойфер В.Г., Таль Л.С., Тучкова Э.Г., Хохлов Е.Б., Четвернин В.А. и другие.

Кроме того, были использованы работы зарубежных ученых в области конституционного и трудового права, среди которых: Абденов С.С., Айтхожин А.К., Ащеулов А.Т., Берешев С.Х., Василевич Г.А., Войтик А.А., Калюта Н.В., Копабаев О.К., Кривой В.И., Кузярина А.С., Сапаргалиев Г.С., Скрипченко Д.Г., Соснов А.В., Томашевский К.Л., Хамзин А.Ш. и другие.



Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Беларусь, Конституция Республики Казахстан, международно-правовые акты, Трудовой кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты, акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ и иные материалы судебной практики РФ, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Казахстан и иные нормативные правовые акты названных государств.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что это первое комплексное сравнительно-правовое исследование основных государственных гарантий по оплате труда работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан на основе изучения их национального трудового законодательства и опыта его реализации. На основе проведенного диссертационного исследования обоснованы и предложены рекомендации по совершенствованию и гармонизации национального трудового законодательства указанных государств.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие теоретические выводы и практические предложения, выносимые на защиту:



1. Очевидная необходимость унификации трудового законодательства России, Беларуси и Казахстана – процесс длительный. Сближению трудового законодательства на начальном этапе способствовал бы взаимный учет этими государствами положительного опыта регулирования отношений в сфере труда, в том числе и гарантий по оплате труда. В связи с этим на основании сравнительного исследования вносятся конкретные предложения.

2. Анализ понятия заработной платы по трудовому законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан выявил различия в определении этого понятия в названных странах.

Обоснована необходимость единообразного подхода в России, Беларуси и Казахстане к определению понятия и структуры заработной платы. В Трудовом кодексе Республики Беларусь заработную плату предложено определить так, как это определено в ч. 1 ст. 129 ТК РФ и пп. 41 п. 1 ст. 1 ТК РК.



3. Установлено, что ни в Российской Федерации, ни в Республике Беларусь, ни в Республике Казахстан не создано эффективных правовых механизмов, гарантирующих, что минимальный размер заработной платы, как вознаграждение за труд, будет обеспечивать достойное человека существование для работника и его семьи.

Обоснована необходимость законодательного закрепления в ТК РФ и ТК РБ правила, согласно которому в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (аналогично тому, как это ранее было определено в ТК РФ и как сейчас определено в ТК РК).

Как позитивный характеризуется опыт Республики Казахстан по установлению минимальных стандартов оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

Вместе с тем отмечен дискриминационный характер формулировки п. 1 ст. 28 Конституции РК в части установления гарантии минимального размера заработной платы только для граждан этой Республики.



4. Выявлено наличие международно-правовых основ для дифференциации минимальной заработной платы в зависимости от стоимости жизни в конкретном регионе. Подчеркивается важность положений ст. 133.1 ТК РФ об установлении размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Вместе с тем отмечено, что нормы ст. 133.1 ТК РФ не гарантируют, что в каждом субъекте РФ будет установлен размер минимальной заработной платы.

Поэтому обоснована возможность введения обязательных региональных коэффициентов (отношение прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации к прожиточному минимуму в целом по Российской Федерации), которые должны применяться к общефедеральному МРОТ для того, чтобы учесть различия в стоимости жизни в различных регионах страны.



5. Обоснована целесообразность включения в ст. 130 ТК РФ и ст. 120 ТК РК государственной гарантии «повышение оплаты труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных» (похожая гарантия предусмотрена в ст. 56 ТК РБ - «размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных»).

К этой гарантии должны относиться нормы о повышении размера оплаты труда за работу в особых условиях (на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, на работах в местностях с особыми климатическими условиями), а также нормы, регулирующие оплату труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника, выполнении работ различной квалификации, при сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

В связи с этим из ст. 120 ТК РК предложено исключить гарантии при оплате за работу в сверхурочное время, в праздничные и выходные дни и в ночное время.

6. Предложено в ст. 130 ТК РФ вместо гарантии «меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы» указать гарантию «индексация заработной платы», т.к. на законодательном уровне в Российской Федерации отсутствуют механизмы повышения уровня реального содержания заработной платы.

Обосновано, что законодательство Российской Федерации и законодательство Республики Казахстан не обеспечивают обязательности индексации заработной платы в той мере, в какой не устанавливают порядка индексации.

По примеру Республики Беларусь предложено принять в РФ и РК закон об индексации, в котором будут определены порог индексации, ее периодичность и минимальная величина.

7. Предложено исключить из абз. 4 ст. 130 ТК РФ слова «по распоряжению работодателя», так как гарантия «ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы» распространяется как на случаи удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, так и на случаи удержаний в ином порядке (например, на основании исполнительных документов).

8. Обосновано, что размер полученной работником месячной заработной платы после произведенных удержаний из заработной платы (за исключением удержаний обязательных платежей и сборов) не должен быть меньше минимального размера оплаты труда (в отношении работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности)).

В связи с этим поддержано предложение об ограничении размера удержаний из заработной платы уровнем минимального размера оплаты труда, который в любом случае должен быть сохранен за работником после всех удержаний. Предложена новая редакция статьи 138 ТК РФ.



9. В условиях отсутствия в РФ, РБ и РК системы гарантийных учреждений (предполагающей создание специальных гарантийных фондов для обеспечения выплат по заработной плате на случай неплатежеспособности работодателя) предложено дополнить трудовое законодательство России и Казахстана нормами об обязательном формировании работодателем резервных фондов оплаты труда, аналогично тому, как это закреплено в ст. 76 ТК РБ, в целях обеспечения получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и при его неплатежеспособности.

Указанную гарантию предложено распространить не только на случаи банкротства работодателя, но и на иные случаи, когда работодатель не исполняет обязанность по выплате заработной платы, но при этом он не признан банкротом в установленном порядке.



10. Предложена и обоснована система основных государственных гарантий по оплате труда работников, которая может быть использована в процессе гармонизации и совершенствования трудового законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. В эту систему необходимо включить такие элементы, как:

1) величина минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы – для законодательства Беларуси и Казахстана);

2) повышение оплаты труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;

3) индексация заработной платы;

4) ограничение оснований и размеров удержаний из заработной платы, а также размеров налогообложения доходов в виде заработной платы;

5) ограничение оплаты труда в неденежной форме;

6) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;

7) государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

8) ответственность работодателей за нарушение требований по оплате труда, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, трудовыми и коллективными договорами, соглашениями;

9) порядок и сроки выплаты заработной платы.



11. Обоснована целесообразность включения в ТК РФ и ТК РБ, по примеру ТК РК, нормы, согласно которой система оплаты труда должна обеспечить долю вознаграждения за труд (в виде тарифной ставки или оклада (должностного оклада)) не менее 70 процентов в среднемесячной заработной плате работников.

Сформулированы также иные предложения, направленные на совершенствование системы основных государственных гарантий по оплате труда работников в России, Беларуси и Казахстане в перспективе их развития и гармонизации.



Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы научные выводы и предложения по совершенствованию системы основных государственных гарантий по оплате труда работников в России, Беларуси и Казахстане, а также по гармонизации трудового законодательства этих государств.

Теоретические выводы, отраженные в диссертации, развивают и дополняют положения современной науки трудового права и могут быть использованы в преподавании общего курса трудового права и специальных курсов в рамках специализации по трудовому праву. Результаты исследования и научно-практические рекомендации могут быть использованы при разработке и внесении изменений и дополнений в российское трудовое законодательство, трудовое законодательство Республики Беларусь и трудовое законодательство Республики Казахстан, в том числе в перспективе их гармонизации в рамках СНГ, ЕврАзЭс и Таможенного союза.



Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения юридического факультета Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений».

Основные положения диссертации освещены в ряде опубликованных научных статей.



Структура диссертационной работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и библиографического списка.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цели и задачи исследования, характеризуется степень ее научной новизны и теоретической значимости. Формулируются основные положения, выносимые на защиту. Указываются сведения об апробации результатов проведенного исследования и о структуре диссертации.

В первой главе «Теоретические, исторические и конституционные аспекты государственных гарантий по оплате труда работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан» исследуется понятие заработной платы (оплаты труда) и государственных гарантий по оплате труда, рассматривается процесс становления и развития законодательства о государственных гарантиях по оплате труда, а также ключевые положения Конституций России, Беларуси и Казахстана, формирующие основу системы государственных гарантий по оплате труда работников.

В первом параграфе «Понятие заработной платы (оплаты труда) и государственных гарантий по оплате труда» анализируются определения этого понятия по трудовому законодательству России, Беларуси и Казахстана и понятие государственных гарантий по оплате труда.

Трудовые кодексы РФ, РБ и РК содержат легальные определения заработной платы. Определения понятия заработной платы, приведенные в названных кодексах, различаются.

Cогласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ и пп. 41 п. 1 ст. 1 ТК РК в составе заработной платы предусмотрены три отдельные группы выплат работнику:

1) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества и условий выполняемой работы;

2) компенсационные выплаты;

3) стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Трудовой кодекс РБ не выделяет указанные виды выплат в составе заработной платы, а определяет заработную плату лишь как вознаграждение за труд (статья 57 ТК РБ)

Отмечено важное практическое значение изучения структуры заработной платы, так как для применения гарантий по оплате труда необходимо иметь четкое представление о том, какие виды выплат работодателя работнику защищены этими гарантиями.

Предложено применить единообразный подход к определению понятия и структуры заработной платы в России, Беларуси и Казахстане: в ТК РБ заработную плату целесообразно определить как вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (аналогично тому, как это определено в ч. 1 ст. 129 ТК РФ и пп. 41 п. 1 ст. 1 ТК РК).

Отмечена обоснованность проведенного российским законодателем отождествления понятий заработной платы и оплаты труда для повышения эффективности правового регулирования трудовых отношений. В ТК РК и ТК РБ определение понятия «оплата труда» не приводится, но по тексту названных кодексов это понятие употребляется как синонимичное «заработной плате» (неся при этом смысловой оттенок деятельности), поэтому представляется целесообразным и в ТК РК, и в ТК РБ не разделять эти понятия, а, по примеру ТК РФ, легально отождествить их.

Рассмотрены существующие в юридической науке подходы к определению юридических гарантий и гарантий прав, а также гарантий по оплате труда.

Отмечено, что под государственными гарантиями по оплате труда можно понимать установленные государством средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области оплаты труда.

Обосновано, что государственные гарантии по оплате труда в РФ, РБ и РК существуют наряду с иными гарантиями, установленными на международном, региональном, отраслевом, локальном и договорном уровнях регулирования трудовых отношений.

Обращено внимание на значение государственных гарантий по оплате труда: без системы реально действующих гарантий эффективная реализация прав работника в сфере оплаты труда невозможна.



Во втором параграфе «История развития законодательства о государственных гарантиях по оплате труда» рассмотрен процесс становления и развития законодательства о государственных гарантиях по оплате труда.

Значительная часть государственных гарантий по оплате труда, которые в настоящее время рассматриваются как минимально необходимые, находили свое закрепление уже в период начального развития трудового законодательства (например, «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (закон от 03 июня 1886 года) утанавливал сроки выплаты заработной платы, ограничения оплаты труда в неденежной форме и ограничения удержаний из заработной платы).

В послереволюционный период в трудовом законодательстве появились нормы, ограничивающие размер вознаграждения за труд минимальным порогом – уровнем прожиточного минимума, а также нормы, направленные на обеспечение получения работником заработной платы в случае неплатежеспособности нанимателя, нашел свое отражение в законодательстве принцип оплаты по труду.

Ретроспективный взгляд на развитие института государственных гарантий по оплате труда в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан позволил наглядно убедиться в том, что формирование и развитие государственных гарантий по оплате труда в России, Беларуси и Казахстане проходило по общему пути для этих стран, связанному с историей развития трудового законодательства СССР. Исторические основы государственных гарантий по оплате труда работников во многом были заложены фабричным законодательством Российской империи.



В третьем параграфе «Конституционные основы государственных гарантий по оплате труда» исследованы положения Конституций РФ, РБ и РК, формирующие основу системы государственных гарантий по оплате труда.

Развитие национального трудового законодательства России, Беларуси и Казахстана в постсоветский период, на современном этапе, основывается на положениях Конституций РФ, РБ и РК. Среди таких положений: признание прав человека как высшей ценности, провозглашение гарантированности прав и свобод человека и гражданина, закрепление принципов социального государства. В Конституциях нашли отражение общеправовые принципы демократизма, законности, гуманизма, равенства всех перед законом и судом и принцип социальной справедливости, на которых, в том числе, базируется система государственных гарантий по оплате труда работников.

Отдельное внимание к положениям Конституций России, Беларуси и Казахстана в рамках настоящей работы обусловлено тем, что Конституции, как акты высшей юридической силы, определяющие основы государственного устройства и правовой системы, в процессе гармонизации законодательства названных стран не подлежат изменению.

Диссертантом сделан вывод о том, что Конституция РФ, Конституция РБ и Конституция РК содержат схожие положения в части обеспечения прав в сфере труда и оплаты труда, которые позволяют провести гармонизацию трудового законодательства в сфере государственных гарантий в области оплаты труда работников.

Вместе с тем отмечен дискриминационный характер формулировки п. 1 ст. 28 Конституции РК в части установления гарантии минимального размера заработной платы только для граждан Республики Казахстан.

В Конституциях РФ, РБ и РК закреплено важное значение общепризнанных норм и принципов международного права в формировании национальных правовых систем.



Во второй главе «Международно-правовые нормы о гарантиях прав работника в сфере оплаты труда и их реализация в национальном трудовом законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан» проанализированы нормы международного права, посвященные гарантиям прав работника в сфере оплаты труда.

В первом параграфе «Минимальный размер заработной платы» исследуются международно-правовые основы этой гарантии.

В числе международно-правовых актов, оказывающих влияние на вопросы регулирования гарантии минимального размера заработной платы названы Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская Социальная Хартия, конвенции и рекомендации МОТ и др.

В соответствии с указанными актами минимально гарантированный размер заработной платы, как вознаграждение за труд, должен обеспечивать достойное человека существование для работника и его семьи. Установлено, что ни в Российской Федерации, ни в Республике Беларусь, ни в Республике Казахстан не создано эффективных правовых механизмов, гарантирующих реализацию этого принципа.

Выявлено наличие международно-правовых основ для дифференциации минимальной заработной платы в зависимости от стоимости жизни в конкретном регионе. Подчеркивается важность положений ст. 133.1 ТК РФ об установлении размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Вместе с тем отмечено, что нормы ст. 133.1 ТК РФ не гарантируют, что в каждом субъекте РФ будет установлен размер минимальной заработной платы.

Поэтому обоснована возможность введения обязательных региональных коэффициентов (отношение прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации к прожиточному минимуму в целом по Российской Федерации), которые должны применяться к общефедеральному МРОТ для того, чтобы учесть различия в стоимости жизни в различных регионах страны.

Указанное предложение согласуется с положениями Рекомендации МОТ от 22 июня 1970 г. N 135, согласно которым система регулирования минимальной заработной платы, основанная на единой минимальной заработной плате, не исключает возможности установления различных ставок минимальной заработной платы в различных районах или зонах с целью учета различий в стоимости жизни.



Во втором параграфе «Поддержание уровня реального содержания заработной платы» рассматриваются международно-правовые аспекты указанной гарантии.

Отмечено, что одним из постоянных спутников экономических отношений в современном мире являются инфляционные процессы. С целью предотвращения снижения уровня покупательной способности заработной платы (для поддержания уровня ее реального содержания) используется механизм индексации заработной платы, при котором к номинальной заработной плате применяется коэффициент, как правило, связанный с уровнем роста потребительских цен.

В отличие от минимального размера заработной платы, как государственной гарантии, индексация заработной платы не получила специальной регламентации в виде отдельного международно-правового акта. Одна из возможных причин этому - мнение, что индексация является сильнейшим инфляционным фактором, ведущим к резкому росту производственных издержек и к гиперинфляции.

Однако Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие международные акты содержат ключевые положения, из которых следует, что государство должно предпринимать меры, направленные на обеспечение достойного человека существования. В условиях обесценения заработной платы достижение такого уровня жизни невозможно.

Поэтому с учетом указанных норм международного права государство должно обеспечить поддержание уровня реального содержания заработной платы.

В Российской Федерации и Республике Казахстан вопросы индексации регулируются на уровне коллективных договоров, соглашений и локальных нормативных актов (в отношении работников, занятых во внебюджетной сфере). В Республике Беларусь индексация заработной платы регулируется специальными законодательными актами. Поэтому трудовое законодательство РБ в значительно большей степени гарантирует права работников в сфере оплаты труда, по сравнению с нормами ТК РФ и ТК РК об индексации заработной платы.



В третьем параграфе «Обеспечение получения работником заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя» исследуются нормы международного права, регулирующие вопросы обеспечения получения работником заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя.

С учетом положений Конвенции МОТ N 95, Конвенции МОТ N 173 можно выделить две основных модели обеспечения получения работником заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя:

1) механизм привилегированного (преимущественно перед другими кредиторами) удовлетворения требований работников по заработной плате;

2) обеспечение прав работника путем создания гарантийных учреждений (фондов); в этом случае выплаты по заработной плате будут обеспечиваться не только активами работодателя, но и специально создаваемыми фондами, управляемыми гарантийными учреждениями.

В законодательстве Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан требования работников по оплате труда защищаются по модели привилегий. Указанный механизм защиты имеет ряд существенных недостатков, основной из которых – большая вероятность недостаточности активов у предприятия-банкрота для удовлетворения требований работника.

Вместе с тем Трудовой кодекс Республики Беларусь содержит гарантию обеспечения выплаты заработной платы в случае банкротства, ликвидации (прекращения деятельности) работодателя, которая отсутствует в законодательстве России и Казахстана, а именно – норму о резервном фонде заработной платы (ст. 76 ТК РБ).

Резервный фонд, предусмотренный ст. 76 ТК РБ, не является гарантийным фондом или учреждением, которые названы в Конвенции МОТ N 173, однако создание такого фонда является дополнительной мерой защиты заработной платы работников, поэтому реализация подобных положений целесообразна также в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан. При этом с учетом Конвенции МОТ N 173 и Рекомендации МОТ N 180 указанную гарантию рекомендуется распространить не только на случаи банкротства работодателя, но и на иные случаи, когда работодатель не исполняет обязанность по выплате заработной платы, но при этом он не признан банкротом в установленном порядке.

В четвертом параграфе «Ограничение удержаний из заработной платы, ограничение оплаты труда в неденежной форме и место и сроки выплаты заработной платы» анализируются международно-правовые нормы по вопросам предоставления работнику указанных гарантий в сфере оплаты труда.

Для большинства работников и их семей заработная плата является единственным источником средств к существованию. Поэтому размер удержаний из заработной платы должен быть ограничен. Кроме того, должны быть ограничены основания, по которым допускаются удержания из заработной платы. В связи с этим на международно-правовом уровне были выработаны соответствующие нормы и принципы.

Российское трудовое законодательство в системе основных государственных гарантий по оплате труда предусматривает ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя (ст. 130 ТК РФ). Однако обосновано, что соответствующая гарантия распространяется не только на случаи удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а применяется при всех видах удержаний – как по распоряжению работодателя, так и по исполнительным документам.

В ТК РБ и ТК РК также предусмотрены положения об ограничении оснований и размеров удержаний из заработной платы.

На международном уровне, кроме того, была признана необходимость ограничения неденежных выплат работникам.

Трудовой кодекс Республики Казахстан не предусматривает возможности оплаты труда в неденежной форме. По ТК РФ и ТК РБ применение неденежных форм оплаты труда не запрещено, но ограничивается. Однако положения ст. 74 ТК РБ противоречат ст. 4 Конвенции МОТ № 95 в той части, в которой допускают полную замену денежной оплаты труда натуральной оплатой.

Кроме того в трудовом законодательстве РФ и РБ не реализовано важное положение ст. 4 Конвенции МОТ № 95, согласно которому должны быть приняты меры для того, чтобы выдача натуры производилась по справедливой и разумной цене

Неурегулированным в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан является также вопрос создания и деятельности при предприятиях магазинов.

Конвенция МОТ № 95 в числе прочих содержит также положения, регулирующие место и сроки выплаты заработной платы

В Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Трудовой кодекс Республики Беларусь устанавливает схожее правило - выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц (ч. 1 ст. 73 ТК РБ).

Трудовой кодекс Республики Казахстан устанавливает более продолжительные сроки выплаты заработной платы - заработная плата выплачивается не реже одного раза в месяц

В целях гармонизации трудового законодательства России, Беларуси и Казахстана в ТК РК представляется необходимым сократить периодичность выплаты заработной платы – не реже чем каждые полмесяца, так как такая периодичность выплаты в большей мере отвечает интересам работника, уменьшая вероятность того, что работник останется на какое-то время (до следующей даты получения заработной платы) без средств к существованию.

Также представляется необходимым устранить противоречия в ч. 1 ст. 73 ТК РБ, согласно которой выплата заработной платы производится регулярно не реже двух раз в месяц. Буквальное толкование этой нормы позволяет выплачивать заработную плату в течение двух дней подряд, а последующую выплату произвести через 29 дней.

В третьей главе «Сравнительно-правовая характеристика основных государственных гарантий по оплате труда работников в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан и проблемы их реализации» проводится сравнительно-правовой анализ основных государственных гарантий по оплате труда работников в указанных странах и рассматриваются некоторые правовые проблемы реализации этих гарантий.

В первом параграфе «Система государственных гарантий по оплате труда» дана сравнительно-правовая характеристика системы государственных гарантий по оплате труда работников по законодательству России, Беларуси и Казахстана.

Выявлено, что в России, Беларуси и Казахстане установлены различные перечни основных государственных гарантий по оплате труда работников, однако в том или ином виде большая часть гарантий, указанных в ст. 130 ТК РФ, ст. 56 ТК РБ и ст. 120 ТК РК, имеется как в законодательстве Российской Федерации, так и в законодательстве Республики Казахстан и в законодательстве Республики Беларусь. В регулировании государственных гарантий были выделены схожие черты и различия, сформулированы предложения, направленные на совершенствование государственных гарантий по оплате труда работников в России, Беларуси и Казахстане в перспективе их развития и гармонизации.

В Трудовом кодексе Российской Федерации гарантии по оплате труда включены в систему общих гарантий, установленных Кодексом. ТК РБ и ТК РК построены таким образом, что гарантии по оплате труда «обособлены» от специальных гарантий, единая система гарантий в области социально-трудовых отношений названными кодексами не выделяется.

Обнаружены нарушения юридической техники в определении системы государственных гарантий по оплате труда в Республике Беларусь и Республике Казахстан: перечень государственных гарантий по оплате труда в ТК РБ и ТК РК сформулирован как закрытый, без учета того, что помимо приведенных в перечне гарантий, существуют и иные государственные гарантии по оплате труда работников.

На основе сравнительно-правового анализа предложена и обоснована система основных государственных гарантий по оплате труда работников, которая может быть использована в процессе гармонизации трудового законодательства России, Беларуси и Казахстана.

Второй параграф «Проблемы реализации государственных гарантий по оплате труда» посвящен правовым проблемам реализации указанных гарантий.

Выявлена противоречивость правоприменительной практики в вопросах исчисления и применения минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Поддержана необходимость законодательного закрепления в Трудовом кодексе Российской Федерации правила, согласно которому компенсационные и стимулирующие выплаты не учитываются в составе минимальной заработной платы. Обоснована необходимость такого же подхода и в Трудовом кодексе Республики Беларусь по примеру ТК РК.

Обоснована целесообразность включения в ТК РФ и ТК РБ, по примеру ТК РК, нормы, согласно которой система оплаты труда должна обеспечить долю вознаграждения за труд (в виде тарифной ставки или оклада (должностного оклада)) не менее 75 процентов в среднемесячной заработной плате работников.

Выявлена противоречивость положений законодательства России, Беларуси и Казахстана в части ограничения размеров удержаний из заработной платы. С учетом ст. 26 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств предложено закрепить в ТК РФ, ТК РБ и ТК РК правило, согласно которому размер полученной работником заработной платы после произведенных удержаний не может быть меньше минимального размера оплаты труда.



Выявлены также иные проблемы реализации государственных гарантий по оплате труда, а также сформулированы иные предложения, направленные на совершенствование трудового законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

В заключении подводятся итоги исследования и обобщаются основные выводы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

  1. Герасин И.А. Государственная гарантия индексации заработной платы в России, Беларуси и Казахстане // Труд и социальные отношения. 2011. № 10. 0,5 п.л.

  2. Герасин И.А. Соотношение МРОТ и других выплат по законодательству России, Беларуси и Казахстана // Труд и социальные отношения. 2011. № 11. 0,5 п.л.

  3. Герасин И. Гарантии обеспечения получения работником заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя в РФ, Республике Беларусь и Республике Казахстан // Вопросы трудового права. 2011. № 12. 0,5 п.л.




1 далее также – РФ, Россия

2 далее также – РБ, Беларусь

3 далее также – РК, Казахстан



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница