Решение на совершение определенных действий, без которого совершение таких действий признается неправомерным




Скачать 204.58 Kb.
Дата29.04.2016
Размер204.58 Kb.
Лекция 8
ДОПУСК ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

План лекции:

  1. Законодательство Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

  2. Лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны.

  3. Полномочие органов государственной власти по лицензированию деятельности в области защиты государственной тайны.

  4. Особенности лицензирования деятельности в области защиты информации, составляющей государственную тайну.


1. Законодательство Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности
Одним из важнейших методов государственного регулирования деятельности субъектов хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений является лицензирование отдельных видов деятельности.

Лицензия (от лат. licentia - свобода, правомочие, власть) - выдаваемое уполномоченным лицом (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) разрешение на совершение определенных действий, без которого совершение таких действий признается неправомерным.

Применительно к сфере лицензирования отдельных видов деятельности под лицензией понимается выдаваемое уполномоченным органом организациям и физическим лицам специальное разрешение на осуществление отдельных видов деятельности. Ст. 49 ГК РФ предусматривает, что виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяется только законом.

Одним из таких законов является Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 25. 09. 98 г. (в ред. Федерального закона от 26.11.98 № 178-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Действие закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Действие закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Основные термины, принятые в законе:



Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.

Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.



Критерии определения лицензируемых видов деятельности. В соответствии с настоящим Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации (для деятельности в области защиты государственной тайны – может осуществляться и за рубежом).



Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Закон содержит обширный перечень лицензируемых видов деятельности (ст. 17). К области защиты государственной тайны имеют отношение следующие виды деятельности:

деятельность по распространению шифровальных средств;

деятельность по техническому обслуживанию шифровальных средств;

предоставление услуг в области шифрования информации;

деятельность по производству специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;

деятельность по распространению специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;

деятельность по использованию технических средств, предназначенных для выявления электронных устройств, служащих для негласного получения информации;

деятельность центров обязательной сертификации;

деятельность испытательных лабораторий (экспертных центров) в области обязательной сертификации.

Виды деятельности, не включенные в статью 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, осуществляются со дня вступления в силу настоящего Федерального закона без лицензий. Исключение составляют случаи, когда лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (в том числе, в соответствии с Законом “О государственной тайне”).

Отказ от выдачи лицензии по основаниям, не предусмотренным правовыми актами о лицензировании, на основании ст. 13 ГК РФ может быть обжалованы суд.

Согласно Закону “О лицензировании отдельных видов деятельности” срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее трех лет. Лицензии могут выдаваться на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной после принятия соответствующего решения органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Приостановление действия лицензии может осуществляться также и другими органами, которым это право предоставлено законодательством Российской Федерации



Лицензии выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Копии лицензии регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.

Финансирование лицензирования проводится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.


2. Лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны
Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных

  • с использованием сведений, составляющие государственную тайну,

  • созданием средств защиты информации, а также

  • с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны,

осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Указанный порядок установлен в Положении о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 333 (с изменениями на 30 апреля 1997 года).



Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом);

на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, - Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации (в пределах их компетенции);

на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции).

Система лицензирования в области защиты государственной тайны представлена на схеме 8.1.

Положением о лицензировании… вводится особый порядок лицензирования деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Такое лицензирование осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия.

На орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, возлагается:

организация лицензирования деятельности предприятий;

организация и проведение специальных экспертиз предприятий;

рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;

принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;

выдача лицензий;

принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;

разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;

привлечение в случае необходимости представителей министерств и ведомств Российской Федерации для проведения специальных экспертиз;

ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий

Работа органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, координируется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (далее именуется - Межведомственная комиссия)

Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности заявление о выдаче лицензии и необходимые документ, содержащие сведения о заявителе.

Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.

Лицензии выдаются на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (далее именуются - руководители предприятий), и при выполнении следующих условий:

1) соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

2) наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны;

3) наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.



Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не может быть менее трех и более пяти лет.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям;

отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов:

по режиму секретности;

противодействию иностранным техническим разведкам;

защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения лицензии.

Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий, являются:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации;

Служба внешней разведки Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации;

другие министерства и ведомства Российской Федерации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.

Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, которые получают лицензии в соответствии с требованиями настоящего Положения.

Аттестационные центры действуют на хозрасчетной основе. Специальные экспертизы проводятся на основе договора между предприятием и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.

Государственная аттестация руководителей предприятий организуется органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами Российской Федерации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.

От государственной аттестации освобождаются руководители предприятий, имеющие свидетельство об окончании учебных заведений, уполномоченных осуществлять подготовку специалистов по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну.

Порядок проведения лицензирования представлен на схеме 8.2.
3. Полномочие органов государственной власти по лицензированию деятельности в области защиты государственной тайны
Постановлением Правительства утверждается Перечень федеральных органов исполнительной власти и иных специально уполномоченных органов, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. К сфере защиты государственной тайны относятся деятельность следующих органов:

ФСБ России

Проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (на территории России).

Осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Деятельность по использованию технических средств, предназначенных для выявления электронных устройств, служащих для негласного получения информации (на территории России).

СВР России

Проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (за рубежом).

Проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

Деятельность по использованию технических средств, предназначенных для выявления электронных устройств, служащих для негласного получения информации (за рубежом).



ФАПСИ

Проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

Осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны.

Деятельность по использованию технических средств, предназначенных для выявления электронных устройств, служащих для негласного получения информации (в технических средствах государственных структур на территории Российской Федерации).

Деятельность по распространению шифровальных средств.

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных средств. Предоставление услуг в области шифрования информации.

Осуществление права удостоверения идентичности электронной цифровой подписи.

Деятельность по производству специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг

Деятельность по распространению специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг.

Гостехкомиссия России

Проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

Осуществление мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны.

Деятельность по производству и распространению специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг.



Минобороны России

Проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
4. Особенности лицензирования деятельности в области защиты информации, составляющей государственную тайну
Лицензирование деятельности в области защиты информации осуществляется Гостехкомиссией России и ФАПСИ.

Организационно-правовую основу такого лицензирования составляет Положение “ О государственном лицензировании деятельности в области защиты информации”, принятое совместным решением Гостехкомиссии России и ФАПСИ № 10 от 27 апреля 1994 года (с изменениями, внесенными 24 июня 1997 года. № 60).

Согласно этому Положению Гостехкомиссия России осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:

1. Сертификация, сертификационные испытания защищенных технических средств обработки информации (ТСОИ), технических средств защиты информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, защищенных программных средств обработки информации, программных средств по требованиям безопасности, программных средств защиты информации, программных средств контроля защищенности информации.

2. Аттестование систем информатизации, автоматизированных систем управления, систем связи и передачи данных, технических средств приема, передачи и обработки подлежащей защите информации, технических средств и систем не обрабатывающих эту информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается (циркулирует), а также помещений, предназначенных для ведения переговоров, содержащих охраняемые сведения, на соответствие требованиям руководящих и нормативных документов по безопасности информации и контроль защищенности информации в этих системах, технических средствах и помещениях.

3. Разработка, производство, реализация, монтаж, наладка, установка, ремонт, сервисное обслуживание защищенных ТСОИ, технических средств защиты информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, защищенных программных средств обработки информации, программных средств защиты информации, программных средств контроля защищенности информации.

4. Проведение специсследований на побочные электромагнитные излучения и наводки (ПЭМИН) ТСОИ.

5. Проектирование объектов в защищенном исполнении.

6. Подготовка и переподготовка кадров в области защиты информации по видам деятельности, перечисленным в данном перечне.

ФАПСИ осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:

1. Разработка, производство, проведение сертификационных испытаний, реализация, монтаж, наладка, установка и ремонт шифровальных средств, предназначенных для криптографической защиты информации при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи, а также предоставление услуг по шифрованию информации.

2. Эксплуатация негосударственными предприятиями шифровальных средств, предназначенных для криптографической защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

3. Разработка, производство, проведение сертификационных испытаний, реализация, монтаж, наладка, установка и ремонт систем и комплексов телекоммуникаций высших органов государственной власти Российской Федерации, а также закрытых (с помощью шифровальных средств) систем и комплексов телекоммуникаций органов государственной власти субъектов Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, банков и иных учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

4. Разработка, производство, проведение сертификационных испытаний, реализация, монтаж, наладка, установка, ремонт, сервисное обслуживание специализированных защищенных ТСОИ, технических средств защиты информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, защищенных программных средств обработки информации, программных средств защиты информации, программных средств контроля защищенности информации, предназначенных для использования в высших органах государственной власти Российской Федерации.

5. Проведение работ по выявлению электронных устройств перехвата информации в помещениях государственных структур на территории Российской Федерации.

6. Проведение работ по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах государственных структур на территории Российской Федерации.



7. Проектирование в защищенном исполнении объектов высших органов государственной власти Российской Федерации.

8. Подготовка и переподготовка кадров в области защиты информации по видам деятельности, перечисленным в данном перечне.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница