Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы становления национальной инновационной системы: нормативно-правовые аспекты»




Скачать 229.61 Kb.
Дата22.04.2016
Размер229.61 Kb.


Управление инновационной деятельность
РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний

«Проблемы становления национальной инновационной системы: нормативно-правовые аспекты»
26 мая 2009 года г. Москва
Участники слушаний, обсудив проблемы становления национальной инновационной системы в Российской Федерации, отмечают:

Перевод экономики России на инновационный путь развития является одним из основных приоритетов государственной политики, направленной на обеспечение устойчивости национальной экономики в условиях глобальной конкуренции.

В Ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Д.А. Медведев определил производство знаний, новых технологий и передовой культуры как основной приоритет экономического развития страны. При этом Президентом страны поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный путь развития, основанный на концепции пяти «И»  Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации и Интеллект.

Развернутая программа решения этой стратегической задачи дана в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Концепцией предусмотрено повышение доли инновационного сектора в валовом внутреннем продукте с 10,9 % в 2007 году до 18 % в 2020 году, что должно сопровождаться повышением расходов на НИОКР (за счет всех источников финансирования) с 1,05 % ВВП в 2007 году до 2,2 % ВВП в 2015 году и 3 % ВВП в 2020 году.

Несмотря на то, что экономический кризис оказывает существенное влияние на реализацию этих планов, государственная политика остается неизменной – повышение конкурентоспособности российской экономики на основе эффективного использования интеллектуального и научно-технического потенциала носит приоритетный и безальтернативный характер. Открывая весеннюю сессию 2009 года, Председатель Совета Федерации С.М. Миронов подчеркнул, что в период мирового финансового кризиса нельзя допустить ослабления внимания государства к стимулированию инновационного развития: «без государственных инвестиций в науку, образование и новые технологии немыслимо будущее нашей страны».

В соответствии с утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 12 мая 2009 года «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» повышение конкурентоспособности национальной экономики отнесено к основным национальным интересам Российской Федерации, а наука, технологии и образование определены как приоритеты устойчивого развития страны.

Базовым институтом, обеспечивающим перевод экономики на инновационный путь развития, является формируемая государством национальная инновационная система, представляющая собой федерально-региональную систему, включающую совокупность взаимосвязанных институциональных структур, занятых созданием и коммерческой реализацией знаний и технологий и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих эффективное взаимодействие ее элементов.

В последние годы государство активно принимает меры по выведению образования, науки и высокотехнологического сектора экономики из состояния кризиса – идет интенсивный процесс выстраивания новых стратегий, принятия политических решений, модернизации нормативной правовой базы. На сегодняшний день сформированы практически все типы институтов развития, существующие в мировой практике: инвестиционные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, федеральные и ведомственные целевые программы, особые экономические зоны и др. Однако проводимая политика пока позволила лишь стабилизировать уровень инновационного развития страны.

На совещании 15 мая 2009 года по вопросам инновационного развития и технологической модернизации российской экономики Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, «что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит. И это особенно очевидно в период глобального финансово-экономического кризиса».

Сохранение существующего положения ведет к закреплению нарастающего отставания. Глобальный экономический кризис уже привел к активизации инновационного сектора развитых стран, а также быстрой модернизации экономики ряда развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия и другие), усилив конкуренцию на мировых рынках средне и высокотехнологичной продукции. Без принятия адекватных мер технологический разрыв между Россией и передовыми странами, связанный с использованием и широким распространением в экономически развитых странах и Китае технологий пятого и шестого технологических укладов, будет увеличиваться.

В этих условиях Президент Российской Федерации определил, что «проблематика модернизации экономики – создание инновационной экономики – больше не должна оставаться абстрактной… работа должна вестись в абсолютно практической плоскости, в конкретных сферах, в конкретных отраслях …».

Модернизация экономики, формирование и функционирование эффективной национальной инновационной системы в полной мере должно быть обеспечено соответствующей правовой базой. При этом важнейшим условием эффективного функционирования всей системы в целом является обеспечение федеральным законодательством комплекса мер по поддержке каждого звена и реализации их конструктивного взаимодействия между собой.

Основной проблемой, требующей правового регулирования, является отсутствие на федеральном уровне законодательной базы в области инновационной деятельности. До настоящего времени в действующем законодательстве не закреплены понятия: «инновационная деятельность», «инновации», «инновационная продукция», «инновационная система», «государственная инновационная политика».

На сегодняшний день основные положения государственной инновационной политики определены в «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года.

При отсутствии базового федерального закона регламентация вопросов государственной поддержки инновационной деятельности в субъектах Федерации в настоящее время во многом осуществляется в порядке опережающего регулирования. На сегодняшний день в 49 из 83 субъектов Российской Федерации приняты законы об инновационной деятельности. Необходимо отметить, что подобное опережающее регулирование нередко приводит к фактам неоправданного вторжения субъектов Федерации в компетенцию федерального уровня, неопределенности отдельных норм регионального законодательства.

Опрос органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проведенный Комитетом Совета Федерации по образованию и науке и Комитетом Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, показал, что в абсолютном большинстве регионов считают необходимым принятие федерального закона «Об инновационной системе Российской Федерации», определяющего основные понятия в инновационной сфере; цели и принципы государственной инновационной политики; прямые и косвенные меры поддержки субъектов инновационной деятельности; принципы разграничения сфер ответственности и бюджетных полномочий между федеральными и региональными органами власти. Такой закон в настоящее время разрабатывается рабочей группой, созданной при профильном Комитете Государственной Думы.

Требует совершенствования законодательство, регулирующее правомочия государственного сектора науки. В настоящее время законодательно не закреплено понятие «государственный сектор науки», его структура, основополагающие задачи, права и обязанности его участников. Отсутствие такого определения создает предпосылки для использования указанного понятия в различных значениях. Вместе с тем, без обеспечения федеральным законодательством эффективной деятельности основных сегментов государственного сектора науки: академического, прикладного и вузовского – невозможно функционирование национальной инновационной системы в целом.

Вступивший в силу 19 декабря 2006 года Федеральный закон № 202-ФЗ определил новый правовой статус – «государственные академии наук – некоммерческие организации», позволивший последним определять основные направления фундаментальных исследований по естественным, техническим, гуманитарным и общественным наукам и наделивший их правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности. Однако в полной мере введение указанной организационно-правовой формы в действующее нормативно-правое поле невозможно без внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О некоммерческих организациях» и «О науке и государственной научно-технической политике».



Одним из важнейших компонентов правовой базы, необходимой для формирования и эффективного функционирования национальной инновационной системы, является законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и вовлечения прав на результаты научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.

С 2008 года вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее  РИД) регулируются положениями IV части Гражданского кодекса Российской Федерации. Несмотря на всю значимость этого акта, в нем недостаточно проработана одна из самых типовых ситуаций, когда права на РИД закрепляются за бюджетными учреждениями образования и науки. Отсутствие норм, предоставляющих этим учреждениям однозначную возможность закрепления и самостоятельного распоряжения исключительными правами на созданные ими РИД, в том числе созданные за счет бюджетного финансирования, а также доходами от распоряжения и использования этих результатов, порождает административные барьеры на пути коммерциализации технологий.

Положение бюджетных учреждений науки и образования еще более осложнилось с введением с 1 января 2008 года в Бюджетный кодекс Российской Федерации нормы, установившей прямое перечисление в бюджет доходов, полученных этими учреждениями от разрешенных видов деятельности. Такие нормы препятствуют эффективной коммерциализации научных результатов и технологий, созданных с привлечением бюджетных средств, что во многом определяет стагнацию сектора генерации знаний и технологий, стимулирует отток квалифицированных специалистов, а вместе с ними и технологий за рубеж.

Важной проблемой, препятствующей передаче технологий из государственного сектора науки в реальное производство, является то, что бюджетные учреждения науки не могут создавать малые инновационные предприятия, вкладывая в их уставной капитал внебюджетные средства и права на РИД. Созданный таким образом «провал» в инновационной цепочке приводит к сокращению предложения новых инновационных проектов, готовых к коммерциализации.

С целью решения этой проблемы в 2009 году в Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Другой проблемой, препятствующей коммерциализации РИД, является низкий спрос производственного сектора экономики на отечественные инновации. В этих условиях, как показывает мировой опыт, наряду со стимулирующими инновационную деятельность нормами законодательство должно активнее использовать меры «принуждения», главным рычагом которых в условиях рынка, должны выступать техническое регулирование и контроль, задающие технологические коридоры с целью модернизации отраслей экономики.

На сегодняшний день отсутствует системная концентрация ресурсов для реализации приоритетных задач инновационного развития. В условиях кризиса при ограниченности ресурсов особенно важна роль государства в определении перспективных направлений научно-технического развития. Речь идет о более высокой степени системной проработки инновационной политики, концентрации ресурсов государства и бизнеса на приоритетных проектах, распределении задач между органами исполнительной власти различных уровней с целью обеспечения мультипликативного эффекта, способствующего развитию уже существующих и созданию принципиально новых отраслей экономики. К сожалению, до настоящего времени такой единой инновационной программы и единого координирующего органа в стране создано не было. В федеральном бюджете отсутствует единый раздел расходов на науку и научно-техническую деятельность. Расходы на науку распределены по отраслевым подразделам, что в рамках ведомственной разобщенности затрудняет их комплексное применение.

Международный опыт становления инновационных систем в наиболее «прорывных» экономиках – Японии, Китая, Кореи, Финляндии показывает, что при формировании инновационной политики страны должны быть привлечены все организации, осуществляющие деятельность в области высоких технологий – государственной власти, бизнеса, науки и образования. Выбор инновационного пути развития требует создания системы стратегического планирования, стратегического управления и долгосрочного научного предвидения. С этой целью представляется целесообразным разработать проект федерального закона о долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании экономики страны в целом, а также отдельных отраслей экономики, социальной сферы и регионов.

В последние годы в отечественном законодательстве происходят изменения, направленные на обеспечение процесса стимулирования инновационной деятельности. Основным и общепризнанным в мире инструментом активизации научной и инновационной деятельности, развития наукоемкого бизнеса, повышения интереса к поддержке науки и инноваций со стороны частных инвесторов являются налоговые льготы и преференции.

Следует отметить, что по сравнению с уровнем проработанности налогового законодательства в инновационной сфере развитых зарубежных стран российская налоговая система характеризуется отсутствием комплексности и согласованности.

В 2008 году вступил в силу Федеральный закон № 195-ФЗ «О внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», который предусматривает изменения правил взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, а также упрощенную систему налогообложения:

– увеличен с 0,5 до 1,5 % норматив отчислений налогоплательщиков на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, признаваемых расходами в целях налогообложения;

– при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не будет учитываться целевое финансирование в виде средств, полученных из различных фондов поддержки научных исследований;

– введен коэффициент ускоренной амортизации для научных и образовательных организаций;

– в перечень расходов, которые применяющий упрощенную систему налогообложения налогоплательщик может принимать к вычету при исчислении единого налога, включены расходы на патентование, научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

Перечисленные налоговые новации могут способствовать формированию более благоприятного инновационного климата, однако они не являются решающими факторами изменения стратегии частного бизнеса в отношении финансирования исследований и разработок.

Не решены проблемы налогообложения государственных научных организаций ставшие особенно актуальными с момента отмены льгот по уплате имущественного и земельного налогов. Особенно болезненно эти изменения отразились на крупных отраслевых институтах, ведущих прикладные исследования и экспериментальные разработки, в том числе в области двойных технологий. Их деятельность, как правило, требует наличия мощной инфраструктуры и большой территории.

Требует совершенствования законодательство, регулирующее деятельность фондов поддержки научной (научно-технической) и инновационной деятельности. В последнее десятилетие в странах европейского сообщества, Канаде и США имел место рост прямой и косвенной финансовой поддержки науки со стороны различных научных фондов. Сегодня в России развиваются процессы, во многом аналогичные. Ряд государственных, а в последнее время и частных фондов поддерживают научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (далее – НИОКР), выполняемые относительно немногочисленными научными коллективами.

Однако остаются проблемой правоотношения, связанные с созданием и деятельностью государственных и негосударственных фондов поддержки научной и научно-технической деятельности, и отношения, возникающие при финансировании научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств фондов; определение правового статуса фондов, а также установление особенностей их структуры.

Необходимо совершенствовать механизмы реализации федеральных целевых программ (далее – ФЦП) в области инновационного развития.

В 2008 году в России выполнялись 48 ФЦП, являющихся основным инструментом распределения средств государственного бюджета в соответствии с долгосрочными приоритетами и конкретными целями социально-экономического развития страны, с общим бюджетом 682 млрд рублей.

При всей привлекательности государственных программ как инструмента государственного регулирования в научно-инновационной сфере им присущ ряд системных недостатков, которые снижают эффективность и результативность их реализации. К основным из них относятся: недостаточный уровень межведомственной координации; несоответствие критериев и механизмов проведения конкурсов на размещение госзаказа на НИОКР сущности и целям их постановки; неравномерность выделения средств в течение года и низкие показатели отдачи вложенных средств; слабое участие бизнеса в софинансировании, выполнении и использовании результатов ФЦП.

Конкурсы на заключение государственных контрактов в рамках ФЦП проводятся, как правило, не ранее второго квартала, а выделение финансирования обычно затягивается до середины года. Время выполнения исследований и разработок сокращается до 12 кварталов, что оказывает непосредственное влияние на их результативность. В этих условиях назрела необходимость внесения поправок в Федеральный закон № 94-ФЗ, учитывающих инновационную составляющую и другие особенности размещения заказов на выполнение НИОКР.

Стагнация отечественной инновационной сферы в немалой степени связана с неэффективностью механизмов финансирования и стимулирования технологической модернизации высокотехнологичных отраслей промышленности. При всем разнообразии возможных форм и механизмов финансирования инновационной деятельности основным источником указанного финансирования являются собственные средства предприятий.

В настоящее время действующее налоговое законодательство предоставляет налоговые льготы предприятиям при закупке оборудования либо его модернизации и (или) адаптации для собственных нужд в целях проведения НИОКР, оптимизации процесса производства и (или) создания новой производственной линии, а также при перемещении технологий, наукоемких товаров и оборудования через границу. Снижены пошлины на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в России, практикуется субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение. Однако этого явно недостаточно.

В настоящее время незавершено формирование инновационной инфраструктуры. Проводимая в течение последних пяти лет политика по стимулированию инновационного развития привела к тому, что отдельные отсутствовавшие до этого звенья инновационной инфраструктуры стали заполняться. В настоящее время в России инновационная инфраструктура насчитывает более 200 объектов, организованных при использовании различных форм государственной поддержки. Однако масштаб деятельности большинства уже созданных элементов инновационной инфраструктуры еще недостаточен для того, чтобы обеспечить значимый системный эффект для развития инновационной сферы.

Закономерным результатом непропорциональности развития различных звеньев инвестиционной инфраструктуры, а в отдельных случаях – ее бессистемности, является значительное число «узких мест», ограничивающих ее эффективность: нехватка предложения коммерчески перспективных проектов с высоким качеством подготовки; неразвитость систем подготовки кадров для инновационного бизнеса; отсутствие устойчивых кооперационных связей «наука – образование – инновационный малый и средний бизнес».

На сегодняшний день нерешенными остаются проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики. В этой связи «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривается формирование и развитие сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности.

В целях реализации указанного положения Концепции в 2009 года вступил в действие Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», предусматривающий создание нового вида высших учебных заведений – федеральных университетов, призванных обеспечивать интеграцию науки, образования и производства, а также национальных исследовательских университетов, осуществляющих образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

Принятый 1 декабря 2007 года Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» также направлен на реализацию образовательного потенциала академической науки и обеспечение вовлечения молодежи в исследовательскую деятельность.

Однако вследствие исключения из процесса интеграции производства, являющегося основным потребителем результатов научно-технической деятельности (далее – РНТД), и отсутствия определения правоотношений между тремя равноправными субъектами интеграции за рамками правового поля оказались вопросы участия бизнеса в образовательном и научно-исследовательском процессах.

Следует также отметить необходимость создания законодательной базы для формирования современной системы непрерывного образования, ориентированной на использование современных информационно-коммуникационных технологий, с целью подготовки и переподготовки профессиональных кадров для инновационной экономики.

В целях законодательного обеспечения реализации положений «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в условиях мирового экономического кризиса участники парламентских слушаний рекомендуют:


1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

- ускорить разработку и принятие федерального закона «Об инновационной системе в Российской Федерации»;

- ускорить принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;

- внести изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части законодательного регулирования государственного сектора науки;

- внести в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» изменения, обеспечивающие комплексное решение вопросов деятельности государственных научных центров Российской Федерации;

- внести в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» изменения, учитывающие особенности размещения заказа на выполнение НИОКР, в том числе, в части:

оптимизации системы конкурсного отбора исполнителей на осуществление НИОКР;

учета особенностей выполнения НИОКР, имеющих длительный цикл разработки;

упрощения правил закупок оборудования и расходных материалов;

- ускорить рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части снятия ограничений по производству наукоемкой продукции в технико-внедренческих ОЭЗ; снижения инвестиционного порога для резидентов портовых ОЭЗ и промышленно-производственных ОЭЗ, а также расширения их видов деятельности;

- внести изменения в Закон Российской Федерации «О космической деятельности», предусматривающие создание Российского инновационного космического фонда на принципах государственно-частного партнерства;
2. Правительству Российской Федерации:

- рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части приведения основных целей государственной научно-технической политики в соответствие с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и других программных документов;

- обеспечить разработку и внесение необходимых изменений в нормативную правовую базу, предоставляющих бюджетным учреждениям образования и науки возможность закрепления и самостоятельного распоряжения исключительными правами на РИД, в том числе созданные за счет бюджетного финансирования, и доходами от распоряжения и использования этих результатов, предусмотрев при этом, что доходы от использования таких прав поступают в самостоятельное распоряжение указанных учреждений и учитываются на отдельном балансе;

- внести изменения в законодательство Российской Федерации, в части установления порядка распоряжения бюджетными учреждениями образования и науки средствами, поступившими от реализации прав на полученные РИД, в том числе на финансирование мероприятий по правовой охране РИД и выплату вознаграждений авторам РИД;

- разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций»;

- в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р обеспечить подготовку пакета нормативных правовых актов, определяющих государственную кластерную политику и формирование (развитие) инновационных кластеров;

- разработать комплекс мер по содействию продвижению экспорта инновационной, наукоемкой продукции на зарубежные рынки, в том числе: разработать механизмы привлечения в российские высокотехнологичные предприятия иностранных инвестиций; предусмотреть возможность компенсации затрат на регистрацию объектов интеллектуальной собственности и сертификацию РИД за рубежом;

- разработать финансово-экономические и организационно-правовые механизмы государственно-частного партнерства для решения задач, обеспечивающих инновационное развитие экономики России;

- внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ», предусмотрев включение в него показателей инновационной активности, состояния изобретательской работы, инновационного уровня продукции и эффективности разработанных и внедренных РИД;

- обеспечить разработку и внесение необходимых изменений в нормативную правовую базу в части закрепления права бюджетных учреждений образования и науки предоставлять создаваемым ими хозяйственным обществам помещений и имущества в аренду на льготных условиях;

- обеспечить разработку и принять пакет нормативных правовых актов, обеспечивающих комплексную интеграцию высшего и послевузовского профессионального образования, науки и производства с целью организации эффективного функционирования полного инновационного цикла: от получения новых знаний до их практического внедрения, в том числе через создание научно-производственных кластеров, территориально-производственных комплексов, промышленных площадок, технопарков и т.д.;

- обеспечить государственную поддержку полномасштабной реализации ФЦП в области космоса, а именно: Федеральной космической программы России на 2006–2015 годы, ФЦП «ГЛОНАСС»;

- в целях эффективного использования инновационного потенциала ракетно-космической промышленности ускорить разработку и согласование ФЦП «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2010–2015 годы»;

- разработать механизм передачи Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства на безвозмездной основе земельных участков подведомственным государственным академиям наук организациям для реализации строительства жилья для молодых ученых и специалистов;

- подготовить предложения по созданию системы стратегического планирования и долгосрочного прогнозирования;

- сформировать систему государственного мониторинга сферы инноваций;

- рассмотреть возможность создания Межведомственного Совета по реализации программ освоения арктического шельфа и обеспечения устойчивой работы Северного морского пути;

- разработать систему мер государственной поддержки национальной инновационной системы в части упрощения и ускорения получения разрешительной документации при осуществлении проектных и строительных работ по вводу в эксплуатацию производственных предприятий в рамках инновационных проектов.


3. Федеральным органам исполнительной власти:

Министерству образования и науки Российской Федерации:

- ускорить разработку и согласование проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и в Федеральный закон «Об автономных учреждениях» в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной и научно-технической деятельности с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе парламентских слушаний представителями фондов;

- расширить практику создания и государственной поддержки научно-образовательных центров, в том числе на базе научных организаций государственных академий наук и ГНЦ РФ;

- в рамках ведения системы государственного учета РНТД предусмотреть возможность создания федерального реестра результатов исследований и разработок с указанием стадии их готовности к тиражированию и реализации в отраслях экономики;

- сформировать систему подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающую устойчивое развитие инновационной экономики;

- при разработке федеральных государственных образовательных стандартов предусмотреть включение в них вопросов, связанных с патентным правом, интеллектуальной собственностью, механизмами ее создания, защиты и коммерциализации;


Министерству финансов Российской Федерации:

- разработать и внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости;

- разработать изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации, устанавливающие для вновь создаваемого отечественного оборудования режим ускоренной амортизации и преференции, позволяющие амортизировать активную часть основных средств в объеме, превышающем их восстановительную стоимость;

- разработать изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления льгот научным организациям при закупке оборудования, либо его модернизации для собственных нужд, в целях проведения НИОКР и оптимизации процесса производства;

- разработать изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации, устанавливающие дифференцированную ставку по налогу на имущество предприятий, занимающихся внедрением нового оборудования и технологий;

- рассмотреть вопрос об освобождении от обложения налогом на прибыль учреждений средства, полученные безвозмездно в рамках целевого финансирования на осуществление научной (научно-исследовательской), экспериментальной и образовательной деятельности независимо от источника такого финансирования;

- разработать изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, восстанавливающие льготы по земельному налогу и налогу на имущество для научных учреждений в отношении земельных участков и имущества, используемых ими для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности;

- разработать изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления дополнительных льгот по налогу на имущество и земельному налогу на начальном этапе (3–5 лет) внедрения научными учреждениями, а также предприятиями инновационного бизнеса, соответствующих разработок на рынок инновационной продукции;

- в целях обеспечения конкурентоспособности российского судостроения рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС с 2009 года до 0 % при строительстве всех типов гражданских судов и морской техники в России для российских заказчиков и о снижении таможенных тарифов до 0 % при ввозе в страну судовых комплектующих изделий и технологического оборудования, аналоги которых в России не производятся, на период до 10 лет;

- разработать и внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года № 156 по части управления федеральным имуществом, наделяющие государственные учреждения науки и образования правом предоставлять создаваемым ими малым инновационным предприятиям и другим объектам инновационной инфраструктуры помещения и имущество в аренду на льготных условиях;

- разработать систему мер государственной поддержки национальной инновационной системы в части субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым на реализацию инновационных проектов, до их выхода на стадию промышленного производства.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

- в целях адресной бюджетной поддержки научно-исследовательских учреждений ввести в практику проведение конкурсов программ развития региональных научно-исследовательских институтов;

- рассмотреть возможность создания при региональных органах Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) институтов технического творчества и патентоведения.

Председатель Комитета Х.Д. ЧЕЧЕНОВ


Материал предоставлен
Научно-практическим журналом
«Биржа интеллектуальной собственности»
www.3ip.ru



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница