Региональная диагностика




Скачать 164.92 Kb.
Дата22.04.2016
Размер164.92 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе_______________ Е. Г. Елина

«___» ___________________ 2011 г.



Рабочая программа дисциплины

РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Направление подготовки



022000 Экология и природопользование

Магистерская программа



Урбоэкология

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения



очная

Саратов,


2011 год

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Региональная диагностика» являются:



  • формирование знаний об основных категориях социально-экономичес­кой статистики и методиках расчета отдельных аналитических показателей, характеризующих экономическое положение региона и его развитие.

  • формирование представлений о содержании региональной диагностики как научной дисциплине и как области практической деятельности, позволяющей описать изучаемые региональные ситуации и проблемы системой определенных параметров, показателей;

  • формирование навыков по составлению и анализу классификаций ситуаций и проблем по укрупненным типологическим группам.


2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Региональная диагностика» читается на 1 курсе и входит в состав общенаучного цикла, являясь дисциплиной по выбору. Логически и содержательно-методически данная дисциплина взаимосвязана с модулями географических дисциплин ООП бакалавриата по профилю подготовки «Экология и природопользование». Изучение данной дисциплины позволяет студентам уяснить истоки совместного формирования социально-экономи­ческой статистики и региональной диагностики и, благодаря этому, глубже понять специфику последней.

При освоении данной дисциплины необходимы знания, приобретенные обучающимися в результате освоения курсов «Математика», «Экономика».

Дисциплина играет важную методологическую роль в изучении динамики социально-экономических объектов, структурных сдвигов и т.д.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Региональная диагностика»
ОК – 2. Знать современные компьютерные технологии, применяемые при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; обладать способностью самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;

ОК – 3 (частично). Обладать способностью и готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности;

ОК – 4. Владеть методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей;

ОК–6. Владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи;



ПК–1 (частично). Обладать способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • систему управления регионом;

  • сущность и механизм регионального управления;

  • методы управления экономическими процессами и явлениями;

  • условия формирования и функционирования различных регионов;

  • особенности поведения субъектов экономики в различных рыночных структурах и пути обеспечения высокоэффективного хозяйствования;

  • современную систему национальной экономики;

  • основные показатели социально-экономического развития региона;

  • современные проблемы регионального экономического развития.


Уметь:

  • составить план региональной диагностики, сформировать круг характеризующих её исходных индикаторов,

  • использовать публикуемые статистические данные в качестве информационной основы при формировании заданий для аудиторной и самостоятельной работы студентов,

  • применять полученные знания для принятия экономических решений, разработки практических рекомендаций по совершенствованию управления в регионе; исследования конкретных экономических показателей регионального развития;

  • определять состояние, выделять проблемные, депрессивные, кризисные, а также перспективные регионы

  • определять надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер и обоснованных управленческих решений.


Владеть:

  • навыками работы со специализированной литературой;

  • навыками решения исследовательских и прикладных задач;

  • навыками анализа платежного баланса, межотраслевого баланса, проведения сопоставлений на основе показателей, измеренных в различных макростатистических системах: в динамическом (БНХ и СНС) и территориальном (различные национальные системы учета) разрезе.


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточ-ной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

Практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Статистическая база региональной диагностики

9

1,2

2




2

10

Оценка практической работы

2

Экономические индикаторы региональной диагностики

9

3,4







4

6

Оценка практической работы

3

Социальные индикаторы региональной диагностики

9

5







2

10

Оценка практической работы

4

Экологические индикаторы регионального развития

9

6







2

10

Оценка практической работы

5

Демографические индикаторы регионального развития

9

7,8







4

6

Оценка практической работы

6

Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе

9

9







2

10

Оценка практической работы

7

Типологизация регионов.

9

10-12

2




4

6

Оценка практической работы

8

Комплексная система управления развитием региона

9

13







2

10

Оценка практической работы

9

Комплексный анализ состояния и потенциалов функционирования и развития регионов. Инвестиционный климат регионов.

9

14,15

2




2

10

Оценка практической работы

Всего:

6




24

78

Зачет



Статистическая база региональной диагностики.
Индикаторы состояния и развития экономики региона. Построение системы региональных счетов.
Экономические индикаторы региональной диагностики.
Экономический потенциал региона и его использование; объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность; финансовое самообеспечение региона; налоговая нагрузка; показатели территориальной структуры, концентрации экономической деятельности, уровня диверсификации; структура собственности в регионе.
Социальные индикаторы региональной диагностики.
Уровень безработицы и занятости в регионе; соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума; потребление материальных благ и услуг; уровень развития инфраструктуры. Индекс развития человеческого потенциала.
Экологические индикаторы регионального развития.
Антропогенная нагрузка на территорию; уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; состояние поверхностных водоемов; степень загрязнения среды проживания людей; степень концентрации ядовитых веществ в атмосфере, почве и др.
Демографические индикаторы регионального развития.
Динамика численности городского и сельского населения; половозрастная структура населения; динамика численности трудоспособного населения; уровень образования; сальдо миграции и др.
Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе.
Наличие и состояние в регионе трудового; природно-ресурсного; производственного и инфраструктурного потенциалов.
Типологизация регионов.
Типологизация регионов по исходному состоянию в динамике определенного индикатора; по сочетанию двух индикаторов; по главным проблемам регионального развития: экономическим, геополитическим, этническим экологическим.
Комплексная система управления развитием региона.
Государственная региональная политика как один из важнейших блоков в системе глобального программирования развития социально-эко­но­мической системы страны. Политика конвергенции. Новые подходы в региональной политике федеральных органов управления России. Цели и задачи развития региона как части СЭС страны и как самостоятельной СЭС. Система управления развития региона - субъекта РФ: статическая и динамическая модель.
Комплексный анализ состояния и потенциалов функционирования и развития регионов. Инвестиционный климат регионов.
Основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние СЭС региона, место и роль региона в СЭС России. Потенциал функционирования и потенциал развития региона. Природно-экологический потенциал. Производственный потенциал и производственная инфраструктура. Потенциал интеграции (синергетический потенциал), возможности формирования сетевых групп. Трудовой потенциал и индекс человеческого развития. Баланс трудовых ресурсов региона. Инновационный потенциал. Потенциал совокупного спроса региона. Финансовый потенциал. Региональный бюджет: доходная и расходная части. Интегральная оценка потенциалов региона. Факторы, определяющие инвестиционный климат региона и степень риска инвестирования в регион.

Перечень практических занятий.

  1. Индикаторы состояния и развития экономики региона.

  2. Экономические индикаторы региональной диагностики.

  3. Социальные индикаторы региональной диагностики.

  4. Экологические индикаторы региональной диагностики

  5. Демографические индикаторы региональной диагностики.

  6. Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе.

  7. Типологизация регионов по исходному состоянию в динамике определенного индикатора.

  8. Производственный потенциал и производственная инфраструктура региона.

  9. Интегральная оценка потенциалов региона.


5. Образовательные технологии

При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, программное обеспечение Excel)



При реализации учебной работы в форме практических занятий студенты работают с программой Excel, выполняют задания, связанные с расчетами, построением и анализом графиков, таблиц, схем и диаграмм.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных изданиях. По результатам данной работы выполняются рефераты и устные доклады на семинарских занятиях с последующим их обсуждением.
Темы рефератов:

  1. Влияние экономических и социальных факторов на демографические процессы в регионе.

  2. Статистические методы измерения уровня и динамики производительности труда.

  3. Структура национальною богатства РФ

  4. Динамика национального богатства и его составляющих элементов.

  5. Система показателей состояния и охраны окружающей среды

  6. Структурный анализ оборотных средств предприятия

  7. Методы определения ВВП и ВНД.

  8. Динамика показателей дифференциации доходов населении

  9. Проблемы создания интегральных индикаторов социального развития и уровня жизни населения.

  10. Динамика показателей расходов и потребления населения.

  11. Показатели дифференциации населения по уровню жизни.

  12. Применение индексного метода в анализе социально-экономических явлений.

  13. Использование трендовых моделей при анализе и прогнозировании социально-экономических явлений.

  14. Методика и проблемы статистической оценки уровня жизни населения

  15. Основные факторы, оказывающие влияние на формирование хозяйственного облика региона.

  16. Понятие «регион», характеристика его основных признаков.

  17. Классификация регионов.

  18. Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов регионов.

  19. Методы выявления диспропорций, тормозящих социально-эконо­мическое развитие региона, определение степени комплексности его хозяйства.

  20. Методы определения эффективности развития производства, размещения  смежных и параллельных  производств.

  21. Обоснование основных направлений развития, определение масштабов, структуры и эффективности территориального  комплекса. Региональное самофинансирование.

  22. Принципы и факторы размещения производительных сил региона.

  23. Теория образования региональных комплексов.

  24. Новые парадигмы и концепции региона. Регион как квазигосударство, регион как квазикорпорация. Развитие теории размещения в современных условиях.


Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Региональная диагностика»:

  1. Основные признаки социально-экономической системы.

  2. Структура социально-экономической системы.

  3. Регион как социально-экономическая система: сущность, структура, цели функционирования и развития.

  4. Основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние СЭС региона.

  5. Валовой региональный продукт (ВРП), особенности его расчета по сравнению с ВВП страны.

  6. Типологизация (классификация) регионов, разные подходы к типологизации.

  7. Краткая характеристика проблемных регионов.

  8. Специализация региона. Особенности специализации города Саратова.

  9. Современные факторы экономического роста региона.

  10. Основной ресурсный потенциал региона.

  11. Основной производственный потенциал региона.

  12. Мониторинг и оценка объектов региональной собственности.

  13. Критерии оценки эффективности регионального хозяйства.

  14. Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне.

  15. Основные элементы региональной политики.

  16. Задачи рыночной инфраструктуры регионального хозяйства.

  17. Региональные потребительские рынки.

  18. Межрегиональные связи в системе управления регионом.

  19. Управление международной деятельности на уровне региона.

  20. Основные элементы стратегического управления регионом.

  21. Проблемы экономической безопасности на уровне региона.

  22. Проблема разрешения кризисных ситуаций в регионе.

  23. Особенности «экономического районирования».

  24. Влияние природно-климатических условий на экономику региона.

  25. Проблемы использования природно-ресурсного потенциала региона.

  26. Проблемы управления миграционными потоками на уровне региона.

  27. Основные задачи межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

  28. Привлечение инвестиций в регионы России.

  29. Взаимодействие региональных и федеральных властей при управлении экономикой региона.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

  1. Социально-экономическая статистика. Практикум./Н. М. Гореева, Л. Н. Демидова и др.; под ред. С. А. Орехова. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.

  2. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учебное пособие/Под ред. В. Н. Салина, Е. П. Шпаковской. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 192 с.


б) дополнительная литература:

  1. Голуб Л.Л. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. – М: ВЛАДОС, 2001.

  2. Мелкумов Я. С. Социально-экономическая статистика: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004, 200 с

  3. Методологические положения по статистике. – М.: Госкомстат России, вып. 1 (1996); вып. 2 (1998); вып. 3 (2000).

  4. Национальное счетоводство: Учебник/Под ред. Б.И. Башкатова. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  5. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы: Практикум. - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  6. Салин В.Н., Ситникова О.Ю. Техника финансово-экономических расчетов: Учеб. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.:Финансы и статистика, 2002.

  7. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

  8. Система национальных счетов – инструмент макроэкономического анализа: Учеб. пособие/Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: Финстатинформ, 1996.

  9. Социальная статистика/Под ред. И.И. Елисеевой. – М.:Финансы и статистика, 2002.

  10. Курс социально-экономической статистики: Учебник/Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  11. Статистика рынка товаров и услуг/Под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  12. Статистика финансов: Учебник/Под ред. В.Н. Салина. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  13. Четыркин Е.М. Финансовая математика: Учебник. – М.:Дело, 2000.

  14. Экономика и статистика фирм: Учебник/В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С. А. Смирнов. Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  15. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: Инфра-М, 1999.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. www.gks.ru – портал Государственного комитета статистики РФ.

  2. www.terrus.ru – Территориальное устройство России: учебник с таблицами.

  3. http://demoscope.ru – Электронная версия бюллетеня «Население и общество» Института демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

  4. http://atlas.soсроl.ru/about/index.shtml


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийная установка, раздаточный материал, программное обеспечение Excel.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование

Авторы:


Джаладян Ю. А., ассистент кафедры экономической географии географического факультета СГУ

Программа одобрена на заседании кафедры экономической географии


от ___________года, протокол № _________________.

Подписи:

Зав. кафедрой экономической географии,

к.г.н., доцент А. М. Демин


Декан географического факультета,



д.г.н., профессор В. З. Макаров


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница