МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Географический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе_______________ Е. Г. Елина
«___» ___________________ 2011 г.
Рабочая программа дисциплины
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Направление подготовки
022000 Экология и природопользование
Магистерская программа
Урбоэкология
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Саратов,
2011 год
-
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Региональная диагностика» являются:
-
формирование знаний об основных категориях социально-экономической статистики и методиках расчета отдельных аналитических показателей, характеризующих экономическое положение региона и его развитие.
-
формирование представлений о содержании региональной диагностики как научной дисциплине и как области практической деятельности, позволяющей описать изучаемые региональные ситуации и проблемы системой определенных параметров, показателей;
-
формирование навыков по составлению и анализу классификаций ситуаций и проблем по укрупненным типологическим группам.
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Региональная диагностика» читается на 1 курсе и входит в состав общенаучного цикла, являясь дисциплиной по выбору. Логически и содержательно-методически данная дисциплина взаимосвязана с модулями географических дисциплин ООП бакалавриата по профилю подготовки «Экология и природопользование». Изучение данной дисциплины позволяет студентам уяснить истоки совместного формирования социально-экономической статистики и региональной диагностики и, благодаря этому, глубже понять специфику последней.
При освоении данной дисциплины необходимы знания, приобретенные обучающимися в результате освоения курсов «Математика», «Экономика».
Дисциплина играет важную методологическую роль в изучении динамики социально-экономических объектов, структурных сдвигов и т.д.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Региональная диагностика»
ОК – 2. Знать современные компьютерные технологии, применяемые при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; обладать способностью самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;
ОК – 3 (частично). Обладать способностью и готовностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности;
ОК – 4. Владеть методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей;
ОК–6. Владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способностью порождать новые идеи;
ПК–1 (частично). Обладать способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-
систему управления регионом;
-
сущность и механизм регионального управления;
-
методы управления экономическими процессами и явлениями;
-
условия формирования и функционирования различных регионов;
-
особенности поведения субъектов экономики в различных рыночных структурах и пути обеспечения высокоэффективного хозяйствования;
-
современную систему национальной экономики;
-
основные показатели социально-экономического развития региона;
-
современные проблемы регионального экономического развития.
Уметь:
-
составить план региональной диагностики, сформировать круг характеризующих её исходных индикаторов,
-
использовать публикуемые статистические данные в качестве информационной основы при формировании заданий для аудиторной и самостоятельной работы студентов,
-
применять полученные знания для принятия экономических решений, разработки практических рекомендаций по совершенствованию управления в регионе; исследования конкретных экономических показателей регионального развития;
-
определять состояние, выделять проблемные, депрессивные, кризисные, а также перспективные регионы
-
определять надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер и обоснованных управленческих решений.
Владеть:
-
навыками работы со специализированной литературой;
-
навыками решения исследовательских и прикладных задач;
-
навыками анализа платежного баланса, межотраслевого баланса, проведения сопоставлений на основе показателей, измеренных в различных макростатистических системах: в динамическом (БНХ и СНС) и территориальном (различные национальные системы учета) разрезе.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточ-ной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические
|
Самостоятельная работа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
Статистическая база региональной диагностики
|
9
|
1,2
|
2
|
|
2
|
10
|
Оценка практической работы
|
2
|
Экономические индикаторы региональной диагностики
|
9
|
3,4
|
|
|
4
|
6
|
Оценка практической работы
|
3
|
Социальные индикаторы региональной диагностики
|
9
|
5
|
|
|
2
|
10
|
Оценка практической работы
|
4
|
Экологические индикаторы регионального развития
|
9
|
6
|
|
|
2
|
10
|
Оценка практической работы
|
5
|
Демографические индикаторы регионального развития
|
9
|
7,8
|
|
|
4
|
6
|
Оценка практической работы
|
6
|
Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе
|
9
|
9
|
|
|
2
|
10
|
Оценка практической работы
|
7
|
Типологизация регионов.
|
9
|
10-12
|
2
|
|
4
|
6
|
Оценка практической работы
|
8
|
Комплексная система управления развитием региона
|
9
|
13
|
|
|
2
|
10
|
Оценка практической работы
|
9
|
Комплексный анализ состояния и потенциалов функционирования и развития регионов. Инвестиционный климат регионов.
|
9
|
14,15
|
2
|
|
2
|
10
|
Оценка практической работы
|
Всего:
|
6
|
|
24
|
78
|
Зачет
|
Статистическая база региональной диагностики.
Индикаторы состояния и развития экономики региона. Построение системы региональных счетов.
Экономические индикаторы региональной диагностики.
Экономический потенциал региона и его использование; объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность; финансовое самообеспечение региона; налоговая нагрузка; показатели территориальной структуры, концентрации экономической деятельности, уровня диверсификации; структура собственности в регионе.
Социальные индикаторы региональной диагностики.
Уровень безработицы и занятости в регионе; соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума; потребление материальных благ и услуг; уровень развития инфраструктуры. Индекс развития человеческого потенциала.
Экологические индикаторы регионального развития.
Антропогенная нагрузка на территорию; уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; состояние поверхностных водоемов; степень загрязнения среды проживания людей; степень концентрации ядовитых веществ в атмосфере, почве и др.
Демографические индикаторы регионального развития.
Динамика численности городского и сельского населения; половозрастная структура населения; динамика численности трудоспособного населения; уровень образования; сальдо миграции и др.
Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе.
Наличие и состояние в регионе трудового; природно-ресурсного; производственного и инфраструктурного потенциалов.
Типологизация регионов.
Типологизация регионов по исходному состоянию в динамике определенного индикатора; по сочетанию двух индикаторов; по главным проблемам регионального развития: экономическим, геополитическим, этническим экологическим.
Комплексная система управления развитием региона.
Государственная региональная политика как один из важнейших блоков в системе глобального программирования развития социально-экономической системы страны. Политика конвергенции. Новые подходы в региональной политике федеральных органов управления России. Цели и задачи развития региона как части СЭС страны и как самостоятельной СЭС. Система управления развития региона - субъекта РФ: статическая и динамическая модель.
Комплексный анализ состояния и потенциалов функционирования и развития регионов. Инвестиционный климат регионов.
Основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние СЭС региона, место и роль региона в СЭС России. Потенциал функционирования и потенциал развития региона. Природно-экологический потенциал. Производственный потенциал и производственная инфраструктура. Потенциал интеграции (синергетический потенциал), возможности формирования сетевых групп. Трудовой потенциал и индекс человеческого развития. Баланс трудовых ресурсов региона. Инновационный потенциал. Потенциал совокупного спроса региона. Финансовый потенциал. Региональный бюджет: доходная и расходная части. Интегральная оценка потенциалов региона. Факторы, определяющие инвестиционный климат региона и степень риска инвестирования в регион.
Перечень практических занятий.
-
Индикаторы состояния и развития экономики региона.
-
Экономические индикаторы региональной диагностики.
-
Социальные индикаторы региональной диагностики.
-
Экологические индикаторы региональной диагностики
-
Демографические индикаторы региональной диагностики.
-
Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе.
-
Типологизация регионов по исходному состоянию в динамике определенного индикатора.
-
Производственный потенциал и производственная инфраструктура региона.
-
Интегральная оценка потенциалов региона.
5. Образовательные технологии
При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, программное обеспечение Excel)
При реализации учебной работы в форме практических занятий студенты работают с программой Excel, выполняют задания, связанные с расчетами, построением и анализом графиков, таблиц, схем и диаграмм.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных изданиях. По результатам данной работы выполняются рефераты и устные доклады на семинарских занятиях с последующим их обсуждением.
Темы рефератов:
-
Влияние экономических и социальных факторов на демографические процессы в регионе.
-
Статистические методы измерения уровня и динамики производительности труда.
-
Структура национальною богатства РФ
-
Динамика национального богатства и его составляющих элементов.
-
Система показателей состояния и охраны окружающей среды
-
Структурный анализ оборотных средств предприятия
-
Методы определения ВВП и ВНД.
-
Динамика показателей дифференциации доходов населении
-
Проблемы создания интегральных индикаторов социального развития и уровня жизни населения.
-
Динамика показателей расходов и потребления населения.
-
Показатели дифференциации населения по уровню жизни.
-
Применение индексного метода в анализе социально-экономических явлений.
-
Использование трендовых моделей при анализе и прогнозировании социально-экономических явлений.
-
Методика и проблемы статистической оценки уровня жизни населения
-
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование хозяйственного облика региона.
-
Понятие «регион», характеристика его основных признаков.
-
Классификация регионов.
-
Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов регионов.
-
Методы выявления диспропорций, тормозящих социально-экономическое развитие региона, определение степени комплексности его хозяйства.
-
Методы определения эффективности развития производства, размещения смежных и параллельных производств.
-
Обоснование основных направлений развития, определение масштабов, структуры и эффективности территориального комплекса. Региональное самофинансирование.
-
Принципы и факторы размещения производительных сил региона.
-
Теория образования региональных комплексов.
-
Новые парадигмы и концепции региона. Регион как квазигосударство, регион как квазикорпорация. Развитие теории размещения в современных условиях.
Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Региональная диагностика»:
-
Основные признаки социально-экономической системы.
-
Структура социально-экономической системы.
-
Регион как социально-экономическая система: сущность, структура, цели функционирования и развития.
-
Основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние СЭС региона.
-
Валовой региональный продукт (ВРП), особенности его расчета по сравнению с ВВП страны.
-
Типологизация (классификация) регионов, разные подходы к типологизации.
-
Краткая характеристика проблемных регионов.
-
Специализация региона. Особенности специализации города Саратова.
-
Современные факторы экономического роста региона.
-
Основной ресурсный потенциал региона.
-
Основной производственный потенциал региона.
-
Мониторинг и оценка объектов региональной собственности.
-
Критерии оценки эффективности регионального хозяйства.
-
Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне.
-
Основные элементы региональной политики.
-
Задачи рыночной инфраструктуры регионального хозяйства.
-
Региональные потребительские рынки.
-
Межрегиональные связи в системе управления регионом.
-
Управление международной деятельности на уровне региона.
-
Основные элементы стратегического управления регионом.
-
Проблемы экономической безопасности на уровне региона.
-
Проблема разрешения кризисных ситуаций в регионе.
-
Особенности «экономического районирования».
-
Влияние природно-климатических условий на экономику региона.
-
Проблемы использования природно-ресурсного потенциала региона.
-
Проблемы управления миграционными потоками на уровне региона.
-
Основные задачи межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.
-
Привлечение инвестиций в регионы России.
-
Взаимодействие региональных и федеральных властей при управлении экономикой региона.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
-
Социально-экономическая статистика. Практикум./Н. М. Гореева, Л. Н. Демидова и др.; под ред. С. А. Орехова. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.
-
Социально-экономическая статистика: Практикум: Учебное пособие/Под ред. В. Н. Салина, Е. П. Шпаковской. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 192 с.
б) дополнительная литература:
-
Голуб Л.Л. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. – М: ВЛАДОС, 2001.
-
Мелкумов Я. С. Социально-экономическая статистика: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004, 200 с
-
Методологические положения по статистике. – М.: Госкомстат России, вып. 1 (1996); вып. 2 (1998); вып. 3 (2000).
-
Национальное счетоводство: Учебник/Под ред. Б.И. Башкатова. – М.: Финансы и статистика, 2002.
-
Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы: Практикум. - 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.
-
Салин В.Н., Ситникова О.Ю. Техника финансово-экономических расчетов: Учеб. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.:Финансы и статистика, 2002.
-
Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
-
Система национальных счетов – инструмент макроэкономического анализа: Учеб. пособие/Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: Финстатинформ, 1996.
-
Социальная статистика/Под ред. И.И. Елисеевой. – М.:Финансы и статистика, 2002.
-
Курс социально-экономической статистики: Учебник/Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
-
Статистика рынка товаров и услуг/Под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2002.
-
Статистика финансов: Учебник/Под ред. В.Н. Салина. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2002.
-
Четыркин Е.М. Финансовая математика: Учебник. – М.:Дело, 2000.
-
Экономика и статистика фирм: Учебник/В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С. А. Смирнов. Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
-
Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: Инфра-М, 1999.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
-
www.gks.ru – портал Государственного комитета статистики РФ.
-
www.terrus.ru – Территориальное устройство России: учебник с таблицами.
-
http://demoscope.ru – Электронная версия бюллетеня «Население и общество» Института демографии Государственного университета - Высшей школы экономики
-
http://atlas.soсроl.ru/about/index.shtml
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийная установка, раздаточный материал, программное обеспечение Excel.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование
Авторы:
Джаладян Ю. А., ассистент кафедры экономической географии географического факультета СГУ
Программа одобрена на заседании кафедры экономической географии
от ___________года, протокол № _________________.
Подписи:
Зав. кафедрой экономической географии,
к.г.н., доцент А. М. Демин
Декан географического факультета,
д.г.н., профессор В. З. Макаров |