Реализация функций государства в системе распределения доходов




Скачать 469.2 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер469.2 Kb.
  1   2   3



На правах рукописи


Устинова Наталия Витальевна

РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

Специальность 08.00.01 – Экономическая теория

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Саратов – 2011

Работа выполнена в Государственном Образовательном Учреждении

Высшего Профессионального Образования «Саратовский государственный социально-экономический университет»


Научный руководитель: - кандидат экономических наук, доцент



Манахова Ирина Викторовна

Официальные оппоненты: - доктор экономических наук, профессор



Герасимова Валентина Владимировна

- кандидат экономических наук, доцент



Сушкова Ирина Алексеевна

Ведущая организация: - ГОУ ВПО «Пензенский государственный

университет архитектуры и строительства»

Защита состоится «05» апреля 2011 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.241.02 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет» по адресу: 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89, Саратовский государственный социально-экономический университет, ауд. 843.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет».

Сведения о защите и автореферат размещены на сайте ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет»: http:www.seun.ru


Автореферат разослан «4» марта 2011 года


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук, профессор Н. С. Яшин


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования.

Система распределения доходов выступает в качестве существенного элемента системы национального хозяйства, в ее структуре выделяется система распределения доходов населения, которая является важнейшим каналом «обратного» воздействия уровня и качества жизни населения на эффективность и интенсивность развития общественного производства.

Сложные и противоречивые процессы перехода к новой системе хозяйствования и рыночным отношениям в российской экономике повлекли за собой глубокие изменения в области благосостояния граждан. Возрастающая значимость проблем, связанных с резкой дифференциацией населения по доходам, концентрацией и поляризацией доходов и снижением уровня жизни населения, придают данной теме особую актуальность.

Реализация возможностей, заложенных в современных производительных силах, и модернизация российской экономики требуют, прежде всего, новых подходов к раскрытию содержания и роли отношений распределения доходов, обусловливающих эффективное накопление и использование человеческого капитала и эффективное функционирование общественного производства.

Проблема распределения доходов решалась в рамках практически каждого научного направления. Разработки в данной области велись и отечественными экономистами в советский период, но в силу произошедшей трансформации социально-экономической системы эти разработки в полной мере не могут быть применены в современных условиях.

В постсоветский период развития отечественной экономической теории основное внимание уделялось проблемам воздействия рыночных механизмов на распределительные отношения, но опыт российских реформ свидетельствует о необходимости переосмысления и формирования новых подходов к изучению и реализации государственной политики в системе распределения доходов. В условиях финансово-экономического кризиса и постановки задачи модернизации российской экономики важную роль играют инструменты государственного регулирования системы распределения доходов.

В современных российских условиях разрешение проблем распределительных отношений требует новых подходов, известной переоценки и переосмысления. До настоящего времени многие аспекты государственного воздействия на систему распределения доходов остаются мало разработанными. Наблюдается определенная фрагментарность, недостаточная комплексность в исследовании изменений, произошедших в системе распределения доходов населения, отсутствует четкое представление о границах государственного вмешательства в сферу распределения и применяются устаревшие подходы к оценке эффективности реализации государственных функций в данной области. Все выше сказанное свидетельствует об актуальности избранной темы, её теоретической и практической значимости.

Степень разработанности проблемы. С тех пор, как люди стали осмысливать свое общественное и экономическое бытие, проблема распределения общественного богатства и доходов между социальными группами и индивидами была объектом пристального внимания ученых.

Одно из первых упоминаний о проблемах, которые условно можно отнести к проблемам благосостояния, встречаются у Аристотеля и Платона. Вопросам распределения уделялось много внимания в работах Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смита, Д. Риккардо. К. Маркс и Ф. Энгельс анализировали распределительные отношения с точки зрения трудовой теории стоимости. Позже западные экономисты анализировали распределение с позиций теории предельной производительности (Дж. Б. Кларк, А. Пигу.) В ХХ веке возникло социологическое направление в теории распределения (М.И. Туган-Барановский, Ж. Маршаль, Ж. Лекайон.) Вопросы определения уровня и критерия дифференциации доходов населения, влияния на него различных факторов нашли отражение в работах А. Маршалла, В. Парето, Дж. Хикса, В. Ойкена, М. Фридмена, Ф. Модильяни, Т. Веблена, Дж. Коммонса, Я. Тинбергена, Г. Беккера, Дж. Дьюзенберри, А. Сена. С середины ХХ века поиск решения социальных проблем, справедливости и неравенства сочетается с выяснением роли государства в управлении социальными и экономическими процессами (Дж. М. Кейнс, Л. Эрхард, Дж. Гэлбрейт.)

В российской экономической теории проблемам регулирования доходов населения всегда уделялось значительное внимание. Интенсивное изучение проблем дифференциации доходов населения началось в нашей стране с конца 50-х гг. Учитывая многоплановость данной проблемы, ее взаимосвязь с различными аспектами функционирования экономической системы на микро- и макроэкономическом уровнях, вопросы формирования, распределения и перераспределения доходов, их влияния на экономическое развитие общества, а также вопросы сокращения неравенства нашли отражение в работах Анисимовой Г.В., Ахинова Г.А., Белокрыловой О.С., Белоусовой Л.А., Бобкова В.Т., Богомоловой Т.Ю., Вишневской Н.Т., Воронковой О.В., Гершмана Б.А., Денисова Н.А., Золотова А.В., Иванова В.Н., Кислицыной О.А., Лежниной Ю.П., Литвинова В.А., Литвинцевой Г.П., Лукьяновой А.Л., Меньшиковой О.И., Осадчей И., Разумова А.А., Роика В., Сизовой И.Л., Суворова А.В., Суркова С.В., Филякина Ю.П., Фиськовой Л.Н., Шагиахметова М.Р., Шагиняна С.Г., Шевякова А.Ю., Шкаратана О.И., Яковлева Р.А. Разработкой проблем государственного воздействия на экономические отношения, в том числе и в сфере распределения доходов населения, занимаются такие ученые как Абалкин Л.И., Ахинов Г.А., Бабайцева И.К., Камилов Д.А., Бабашкина А.М., Ведута Е.Н., Зельднер А.Г., Лебедева Л.Ф., Лукаш С.А., Серегина С.Ф., Якобсон Л.И. и другие.

В последние годы в связи с усилением дифференциации доходов населения в России внимание исследователей сосредоточилось на разработке мер социальной защиты нуждающихся, на формировании эффективной социальной политики. Вместе с тем до сих пор отсутствует комплексное представление о целостном механизме регулирования доходов, его составляющих.



Цель работы заключается в исследовании теоретико-методологических основ реализации функций государства в системе распределения доходов, научном обосновании направлений их реализации в современной экономике России.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрыть содержание распределения доходов как экономического явления и экономического процесса на основе системного подхода, дать авторскую трактовку понятию «распределение доходов»;

- выявить основные функции государства в системе распределения доходов и дать их научное обоснование;

- выявить противоречия функционирования системы распределения доходов и роль государства в их разрешении;

- обосновать направления реализации государственных функций в системе распределения доходов;



- разработать альтернативную модель распределения доходов в условиях модернизации российской экономики.

Предметом исследования выступают отношения распределения доходов между экономическими субъектами.

Объект исследования – функции государства, которые реализуются посредством воздействия на экономические отношения, возникающие в процессе воспроизводства на стадии распределения доходов населения.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования проблем распределения доходов населения, социально-экономического неравенства и государственного регулирования экономики. При проведении исследования и изложении материала применены философские и общенаучные методы: системный, структурно-функциональный, диалектический, эволюционный, историко-логический, экономико-статистический, математический, эконометрический, прогнозирования, абстракции, сопоставления и интерполяции, анализа и синтеза, единства объективного и субъективного в становлении и развитии экономических процессов.

Информационную базу исследования составили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Статистического бюро Европейских сообществ (Евростат), Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, экспертные оценки и расчеты, полученные автором в процессе научного исследования. Документальную основу составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие различные аспекты экономических преобразований в области распределения доходов населения.

Новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. Уточнены понятия «распределение доходов» как экономического явления и как экономического процесса. Под распределением доходов как экономическим явлением в авторской трактовке понимается система экономических отношений, сложившихся в данном обществе по поводу соотношения между доходами различных индивидов или их групп, выраженного через степень доходно-имущественной дифференциации населения. Распределение доходов как экономический процесс трактуется как замкнутый цикл, характеризующийся последовательной сменой этапов определения доли в произведенном продукте каждого субъекта распределения путем ее превращения в конкретные формы доходов.

  2. Предложено применить инструментарий системного подхода, представив распределение доходов как цикл и выделив в его структуре «базис» (распределение прав собственности, ресурсов и факторов производства) и «надстройку» (собственно распределение доходов), которые представляют собой совокупность рыночного (первичного и конечного) и нерыночного (вторичного) распределения, характеризующихся действием различных механизмов: факторно - ресурсного, налогово - трансфертного, бонусно - благотворительного, благотворительно – внутрисемейного и налогово – ценового.

  3. Уточнены функции государства в системе распределения доходов - институциональная и инновационная. В рамках реализации институциональной функции государство законодательно закрепляет нормы, которые задают ориентиры распределения прав собственности, ресурсов, факторов производства и индивидуальных доходов, и правила поведения участников распределительных отношений. Реализация инновационной функции заключается в воздействии государства на инновационную активность экономических субъектов через изменение параметров распределения доходов, существенное влияние на которую оказывает малый политический цикл, обусловленный парламентскими выборами.

  4. Сформулированы противоречия функционирования системы распределения доходов:

  • внутренние противоречия на уровне интересов экономических субъектов между: а) государством и населением, представленным отдельными домохозяйствами или индивидами; б) фирмой как носителем интересов работодателя и индивидом как наемным работником; в) банком и домохозяйством (индивидами) как заемщиками и вкладчиками банков; г) домохозяйствами (индивидами) и их группами, конкурирующими между собой в процессе распределения доходов; д) индивидами, входящими в одно домохозяйство;

  • внешние противоречия по фазам воспроизводства между распределением доходов и: а) производством, проявляющиеся в несоответствии затрат полученным результатам каждой из сторон производственного процесса; б) обменом, проявляющиеся в углублении межотраслевой дифференциации доходов и неэквивалентном обмене между различными сферами экономической деятельности; в) потреблением, проявляющиеся в диспропорциях распределения покупательной способности доходов различных групп населения.

  1. Сформулирована роль государства в разрешении противоречий функционирования системы распределения доходов, которая заключается в максимально возможном обезличивании интересов государства как хозяйствующего субъекта (борьба с коррупцией, поиском политической ренты); создании механизмов согласования частных и общественных интересов; проведении сбалансированной социально-экономической политики по оптимизации структуры общественного производства (поддержанию реального сектора экономики, развитию стратегически важных отраслей и преодолению ресурсодобывающей зависимости экономики), активизации регулирующей функции государственных социальных гарантий.

  2. Выявлена основная причина неэффективности действующей модели распределения доходов, заключающаяся в высокой степени доходно-имущественной дифференциации, обусловленной, во-первых, неравенством распределения собственности и заработных плат, во-вторых, избыточным неравенством, определяемым бедностью.

  3. Разработана альтернативная модель распределения доходов в виде древа «цели - средства», основой которой является достижение экономической эффективности посредством перехода к инновационному типу экономического роста и социальной ориентированности распределения доходов. В качестве мер по формированию экономической эффективности и социальной ориентированности распределения доходов предложено:

  • создать условия для развития реального сектора экономики посредством перераспределения доходов, изъятых в качестве природной ренты в сырьевом секторе, и активного вовлечения доходов населения в экономический кругооборот в качестве внутреннего источника инвестиций;

  • создать институциональные условия формирования самозанятости (малых форм предпринимательства);

  • проводить активную политику занятости и регулирования оплаты труда в бюджетном секторе;

  • совершенствовать механизм доходно-имущественного налогообложения;

  • совершенствовать систему социальной защиты нетрудоспособного населения на основе концепции «среднего уровня жизни» и систему социального страхования трудоспособного населения на основе компенсационного принципа;

  • создать эффективную систему регулирования транспортных и торговых надбавок на рынках продовольствия, жилья и энергоресурсов;

  • выработать систему стратегических и тактических социально-экономических индикаторов и на постоянной основе вести мониторинг перехода к новой модели распределения доходов.

Практическая значимость диссертационного исследования. Отдельные аспекты диссертационного исследования могут быть использованы в научных исследованиях и при преподавании учебных курсов «Экономическая теория», «Политика доходов и заработной платы», «Государственное регулирование экономики», «Экономика общественного сектора» поскольку содержат упорядоченные сведения по всей совокупности вопросов по данной проблематике.

Практическая значимость научных результатов выражается также в том, что они могут быть использованы в законотворческой деятельности при разработке концепции долгосрочного социально-экономического развития в части совершенствования распределительных механизмов.



Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования изложены на научных семинарах кафедры экономической теории и национальной экономики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, на научных мероприятиях кафедры общей экономической теории Саратовского государственного социально-экономического университета, на всероссийской научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы» (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009) и межвузовской научной конференции «Модернизация российского общества: механизмы реализации» (СЮИ МВД, 2011.)

Основные положения диссертации отражены в 7 научных работах общим объемом 4,4 печатных листа, в том числе в 4 публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и монографиях.



Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В работу включены 16 таблиц, 25 рисунков.
II. Основные идеи и выводы, выносимые на защиту
Диссертационное исследование базируется на разработке теоретико-методологических и научно-практических основ реализации функций государства в распределении доходов, состоящих из взаимосвязанных последовательных этапов, представленных на рис. 1.


Теоретико-методологические основы исследования реализации функций государства в системе распределения доходов






Исследование двойственной природы распределения доходов



Определение границ применения инструментария системного подхода к исследованию распределения доходов

Определение условий и параметров трансформации системы распределения доходов









Выявление функций государства в системе распределения доходов




Определение роли государства в разрешении противоречий функционирования системы распределения доходов










Анализ способов разрешения внутренних противоречий функционирования системы распределения доходов

Анализ способов разрешения внешних противоречий функционирования системы распределения доходов










Выявление направлений реализации функций государства в системе распределения доходов







Разработка рекомендаций по развитию системы государственных социальных гарантий







Разработка предложений по оптимизации налогового механизма распределения доходов




Разработка альтернативной модели распределения доходов в условиях модернизации российской экономики

Рис. 1. Алгоритм исследования реализации функций государства в системе распределения доходов
Алгоритм анализа позволяет осуществить научную разработку проблемы реализации функций государства в системе распределения доходов, раскрыть теоретико-методологическую основу исследования, обосновать направления реализации государственного регулирования в системе распределения доходов в условиях современной российской экономики и выработать предложения и рекомендации по его совершенствованию.


  1. Теоретико-методологические основы реализации функций государства в системе распределения доходов.

Со второй половины XX века в качестве единой методологии научных исследований используются системный подход и общая теория систем, в рамках которых распределение доходов населения может быть рассмотрено как целостная система, в структуре которой выделяются объекты распределения, субъекты распределения, а также связи и взаимодействия между ними, образующие понятие распределительных отношений. Объектом распределения в работе являются доходы населения, под которыми понимается любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью, субъектами распределения выступают индивиды и их группы. В диссертационном исследовании понятие «группы индивидов» трактуется широко – это любые определенным образом организованные общности индивидов, объединенных устойчивыми хозяйственными связями и/или обладающих общими характеристиками. Примерами групп индивидов могут служить домашние хозяйства, трудовые коллективы, профессиональные объединения, социальные слои и т.д.

Научный анализ распределения доходов требует уточнения категориального аппарата, что позволило на основе методологических положений о двойственной природе исследуемой категории сформулировать авторское понимание распределения доходов как экономического явления и экономического процесса, которые являются взаимодополняющими сторонами одного экономического феномена и соотносятся друг с другом как статический и динамический аспекты анализа. Распределение доходов как экономическое явление представляет собой систему экономических отношений, сложившихся в данном обществе по поводу соотношения между доходами различных индивидов или их групп, выраженного через степень доходно-имущественной дифференциации населения. Размер получаемого дохода определяется в соответствии с мерой вложенного фактора производства, мерой нуждаемости (социальные трансферты) или в соответствии со сложившимися неформальными отношениями между субъектами распределительных отношений (личные связи, общественное положение.) Распределение доходов как экономический процесс трактуется как замкнутый цикл, характеризующийся последовательной сменой этапов определения доли в произведенном продукте каждого субъекта распределения путем ее превращения в конкретные формы доходов.

В диссертации предложено рассматривать распределение доходов как систему взаимодействия «базисных» отношений распределения прав собственности, ресурсов и факторов производства и «настроечных» отношений собственно распределения доходов. В структуре «надстройки» системы распределения доходов выделено три фазы распределения: первичная, вторичная и конечная. Таким образом, систему распределения доходов можно представить как замкнутый цикл, объединяющий рыночное (первичное и конечное) и нерыночное (вторичное) распределение доходов (рис. 2.)

Каждой фазе соответствуют определенные явные и скрытые формы и механизмы распределения доходов. На этапе первичного распределения доходов действует факторно - ресурсный механизм, посредством которого доходы распределяются в соответствии с источниками их образования. На этапе вторичного распределения действуют налогово-трансфертный, бонусно-благотворительный и благотворительно-внутрисемейный механизмы распределения. Инструментами налогово-трансфертного механизма выступают прямые налоги на доходы и выплаты, направленные на социальную поддержку и защиту населения. На третьем этапе в действие вступает налогово-ценовой механизм, инструментами которого являются косвенные налоги и уровень потребительских цен.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница