Развитие малого и среднего предпринимательства в казахстане




Скачать 140.08 Kb.
Дата04.05.2016
Размер140.08 Kb.
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Бейсебаева С.Б., Билалиев Т.О.

РГП на ПХВ «Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова», (160012, Казахстан, г.Шымкент, пр-т Тауке хана 5), e-mail: salta-63@inbox.ru


За годы рыночных реформ в Казахстане, предпринимательский сектор занял свое заметное место в обществе. Достигнута главная стратегическая цель - государством созданы необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства. Возможность заниматься предпринимательством стало реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики. В настоящее время количественный уровень субъектов малого предпринимательства сопоставим с уровнем развитых стран. По данным официальной статистики в Казахстане доля действующих субъектов малого предпринимательства в общем количестве субъектов рынка составляет 87%, а в некоторых отраслях значительно больше. Например, в сфере торговли доля предприятий малого предпринимательства от общего количества субъектов рынка действующих в отрасли составляет 98,7%, в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве - 98,4%, в рыбоводстве и рыболовстве - 92,4%, в строительстве - 90,1%, гостиницы и рестораны - 98,2%, в транспорте и связи - 98,2%. В Республике Казахстан применяются широкомасштабные меры по государственной поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Мы хотим отразить в своей работе проблемы малого и среднего предпринимательства и пути их преодоления.
Ключевые слова: предпринимательский сектор, ппредприниматель, предпринимательства, статистика.

SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN
Beysebaeva S.B., Bilaliev T.O..

RSE on the RB "South-Kazakhstan State University named after M.Auezova" (160012, Kazakhstan, Shymkent, pr Tauke Khan, 5), e-mail: salta-63@inbox.ru


During the market reforms in Kazakhstan, the business sector took its prominent place in society. Achieved the main strategic goal - the state created the necessary conditions for the development of small and medium entrepreneurship. Opportunity to engage in business has become a real and integral part of the constitutional rights of citizens.

Currently, quantitative level of small businesses comparable with developed countries. By this official statistics in Kazakhstan interest rates of small businesses in general amount of figures of market put together 87%, and in some areas much more. For example, in the area of ​​trade, the share of small business enterprises of the total number of market operating in the industry put together 98.7%, agriculture, hunting and forestry - 98.4%, in fish farming and fishing - 98.2%, transport and communications - 98.2%

Kazakhstan Republic deploys wide scale affaires within the state support of entrepreneurship, small and medium-sized businesses.

I want to reflect in my work the problems of small and medium-sized businesses, and ways to overcome them.
The Key Words: the business sector, entrepreneur, еnterprise, statistics.
Казахстан переживает период трансформации свободной экономики. Для Республики процесс трансформации – это не только коренное преобразование всей системы экономических отношений, но и решение задач интеграции в систему мирохозяйственных связей, обеспечение целостности и экономической независимости страны.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться.

Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся новая экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся организовать собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности.


Этому способствует демократизация общества и хозяйственной деятельности.

Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает развитие производства, рынка, а значит, и общества в целом. Страна процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке государства.

В Республике Казахстан интенсивно создаются все условия для развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, ставшей прочной экономической основой для развития предпринимательства.

В стране применяются широкомасштабные меры по государственной поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность)-инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места.

Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет активизировать процесс инновационного производства, который направлен на внедрение нового технологического оборудования, передовой технологии, позволяющей повысить конкурентоспособность производства и пополнить потребительский рынок широким ассортиментом качественных товаров и услуг.

Предприятия среднего и малого предпринимательства играют ключевую роль в экономическом развитии страны. В настоящее время в Республике Казахстан в этой сфере занято около 1 млн. человек. Предприятия малого и среднего предпринимательства формируют 11 % бюджета страны, их доля в ВВП составляет 17%, устойчиво и увеличивается объем инвестированных в в них средств. По доле в ВВП малое и среднее предпринимательство занимает II место, после нефтяного сектора. Достигнутый уровень формирования малого и среднего предпринимательства по-прежнему требует изучения проблем его становления и роста: разработки эффективных и гибких методов оценки, анализа, управления и прогнозирования перспектив развития. Президент РК Н.Назарбаев в своем Послании Народу Казахстана дал поручение снизить административные барьеры для бизнеса и создать экономические стимулы для его развития – Правительство использует новые и эффективные методы по реализации поставленных задач;

Правительством за основу взят принцип взаимовыгодного сотрудничества, истинного партнерства государства и бизнеса для достижения общих стратегических целей;

Системность и оперативность предпринимаемых государством мер находит положительные отклики со стороны деловых кругов.

1.      Равноправный и открытый диалог – совместные рабочие группы с представителями делового сообщества стали основным инструментом Правительства для создания лучших условий ведения бизнеса. По поручению ПМ РК, представители Ассоциаций активно вовлечены в работу по разработке нового Налогового кодекса, снижению административных барьеров, устранению условий для проявления коррупционных правонарушений. Ранее, закон "О частном предпринимательстве" сделал обязательным экспертизу всех законопроектов в профильных ассоциациях предпринимателей;

2.      Системность – Правительство особое внимание придает принятию системных мер, нацеленных на долгосрочную перспективу. В новом налоговом кодексе предлагается устранение многочисленных льгот и преференций с заменой их на пониженную ставку налогообложения для несырьевого сектора экономики. Разрабатывается закон "О конкуренции" на принципиально новых принципах, создано Агентство по защите конкуренции, которое, по сути, будет защищать интересы бизнеса от недобросовестной конкуренции и ограничению конкуренции со стороны государственных структур;

3.      Оперативность – Понимание важности вопроса вынуждает Правительство действовать и принимать решения в максимально сжатые сроки. После объявления Главой государства о введении моратория на проверки малого и среднего бизнеса до упорядочения регулятивных процедур, соответствующее постановление Правительства было подписано уже на следующий день. Налоговый и Бюджетные кодексы, закон "О конкуренции" разрабатываются в предельно короткие сроки.

Основные меры системного характера, направленные на создание условий для бизнеса

1.      Введение моратория на проверки малого и среднего бизнеса; 2.      Выделение 4 млрд. долл. США на поддержку казахстанского бизнеса ввиду сокращения возможностей банков второго уровня по кредитованию экономики; 3.      Разработка нового Налогового кодекса, предусматривающего кардинальное снижение налогового бремени на не-сырьевые сектора экономики и упрощение налогового администрирования; 4.      Проведение административной реформы, основной целью которой является устранения возможностей для коррупции со стороны недобросовестных чиновников; 5.      Снижение административных барьеров; 6.      Привлечение ассоциаций предпринимателей к законотворческой деятельности, касающейся интересов бизнеса; 7.      Реализация программы "30 корпоративных лидеров", в рамках которой оказывается государственная поддержка прорывным проектам, которые, в свою очередь, создадут вокруг себя сотни малых и средних предприятий; 8.      Разработка закона "О конкуренции", создание профильного Агентства; 9.      Совершенствование закона "О государственных закупках", использование ресурса госзакупок для развития отечественного машиностроения; 10.    Создание и развитие центров поддержки предпринимательства и других объектов инфраструктуры; 11.    Учебно-методологическое и информационное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства. 12.    Политическая воля – особое внимание проблемам предпринимательства со стороны Главы государства и Премьер-министра Республики Казахстан.


Государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане основывается на республиканском законодательстве. Регионам же предоставляются небольшие возможности в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. В настоящее время регионы вправе разрабатывать и принимать региональные программы развития малого бизнеса, создавать специальные фонды для его поддержки, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти могут так же привлекать МП к участию в региональных госзаказах. Однако, указанных полномочий недостаточно, поэтому в дальнейшем региональным и местным властям должна быть предоставлена большая свобода для регулирования всех сторон деятельности МП. Так, необходимо разрешить регионам в дополнение к приоритетам, установленным на республиканском уровне, определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Особенно важно передать в руки регионов один из важнейших инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе - регулирование ставок некоторых налогов.

В качестве примера можно привести опыт России, где в соответствии с федеральным законодательством регионы вправе устанавливать свои собственные ставки единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты, самостоятельно регулировать и размеры единого налога на вмененный доход, а также устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

В связи с тем, что дальнейшее совершенствование системы государственного управления в РК связывается с передачей ряда функций центральных органов местным исполнительным органам, в том числе и по непосредственной поддержке малого предпринимательства.

В настоящее время законодательно-нормативная база, регулирующая развитие малого предпринимательства в Казахстане, включает более 100 документов, которые по своему содержанию и направленности могут быть отнесены к следующим пяти группам: документы декларативного характера (законы, указы, постановления, концепции, программы, соглашения и др.); документы по институциональному обеспечению развития малого предпринимательства - определяющие функции органов государственного управления в части регулирования названной сферы, а также по вопросам развития инфраструктуры; налоговое законодательство; документы по развитию малого предпринимательства в регионах, сферах деятельности и отраслях экономики; международные договоры и соглашения.

Стержневым и консолидирующим общегосударственным актом в перечисленном списке документов является Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства».

В отношении государственных программ поддержки малого предпринимательства, являющихся основным инструментом реализации государственной политики в этой сфере можно сказать следующее. Они формируются исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим государственным программам поддержки и развития предпринимательства. Всего за годы суверенитета Казахстана принято и реализовывалось 5 государственных программ - на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и 2004-2006 годы.

Одной из трудностей при изучении предпринимательской деятельности является то, что она состоит из целого ряда разнообразных и разносторонних тем, которые взаимосвязаны между собой. Другая трудность состоит в том, что изучаемый предмет предпринимательство весьма динамичен. Для преодоления этих преград рекомендуется быть в курсе самых последних новостей в этой области путем интенсивного чтения дополнительной литературы.

Все предприятия, осуществляющие одну и ту же предпринимательскую деятельность, находятся в неравных условиях, так как в процессе они используют ресурсы разного качества. И при одной и той же цене на произведенную продукцию, определенную рыночным отношениями, предприятия имеют различные финансовые результаты.

Одним из решающих направлений развития экономики Казахстана является структурная перестройка, призванная обеспечить, в частности, развертывание сети малых предприятий. Роль этого сектора велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально - экономических проблем.

Малый бизнес, продолжая развиваться, сталкивается с многочисленными проблемами. Важнейшими задачами при этом остаются: реформирование налогообложения, совершенствования правовой базы, улучшение условий производства и сбыта продукции, защита субъектов малого бизнеса от преступных посягательств, всемирная финансовая поддержка малых предприятий.

Малым предприятиям трудно пробиться на рынок, занять там достойное место и выжить, но их главным преимуществом является гибкость и мобильность т. е. умение своевременно и легко адаптироваться к непредсказуемым рыночным процессам.

Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Надо поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет средств государства. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Надо продумать меры по повышению доступности микрокредитования и созданию новых рабочих мест для большего количества казахстанцев.

Развитый предпринимательский сектор - это основа экономики любой страны.


В этой связи, в рамках административной реформы поручаю Правительству решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации. (Послание Президента РК от 08.02.2008г.).

В Казахстане почти каждый пятый кредит субъектам малого и среднего бизнеса выдается за счет средств Фонда развития предпринимательства «ДАМУ».

В прошлом году через фонд «ДАМУ» была запущена программа «Дорожная карта бизнеса-2020», в рамках которой одобрено 240 проектов. Их общая сумма составила более 90 млрд. тенге, уже заключено 145 договоров.

В рамках реализации антикризисной программы также появились новые инструменты поддержки бизнеса. На сегодня фонд «ДАМУ» реализует широкий перечень программ финансовой и нефинансовой поддержки МСБ - это «ДАМУ - Ө н д і р і с», финансирование лизинговых сделок и другие.

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предприниматель­ская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определен­ных установленных законами, государственными органами или другими представи­тельными организациями критериях. При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические орга­низации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса осно­вывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономи­ки). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с за­нятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым обо­ротом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пище­вой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности- 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответ­ствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мел­кие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на се­бя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без при­влечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе уста­новлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годо­вой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работни­ков все предприятия в США делятся на: наименьшие -1-24 занятых; малые - 25 - 99 занятых; промежуточные - 100 - 499 занятых; крупные - 500 - 999 занятых; крупнейшие - 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и от­раслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в дру­гих - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собст­венниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.



Таким образом, есть еще масса нерешенных вопросов и проблем в бизнес-среде Казахстана. Это и снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, и улучшение налогового администрирования, и совершенствование таможенной тарифной политики и разрешительных процедур, и развитие структуры поддержки и сопровождения предпринимательской деятельности. Решением таких вопросов, как взаимодействие бизнеса и государства, равноправные отношения с Правительством, конструктивный диалог со всеми ветвями власти на всех уровнях и формирование положительного имиджа предпринимателя и занимается Форум предпринимателей.
Список использованных источников

  1. Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014г.)

  2. Закон Республики Казахстан О частном предпринимательстве (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2012 г.)

  3. Кантарбаева А.К. //Барьеры перед казахстанским предпринимательством и пути их преодоления. А.: Раритет, 2000. С. 125

  4. Кантарбаева А.К. «Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы, 2000

  5. Кантарбаева А.К. //Экономические регуляторы поддержки предпринимательства. А.: Раритет,2005


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница