Развитие малого бизнеса: стратегия и тактика преодоления барьеров




Скачать 138.31 Kb.
Дата07.05.2016
Размер138.31 Kb.
Глизнуца М.Ю.

аспирант, г. Харьков



Лысенко М.В.

соискатель, г. Харьков


РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ
Ключевые слова: малый бизнес, экономика Украины, инновационное развитие, региональное развитие.
Мировое сообщество построено на распределительных механизмах использования в экономической деятельности природных ресурсов, труда, капитала, знаний. И это распределение в каждый исторический период имеет свои пропорции, свои структурные формы, и свои методы изменения этих пропорций и форм. Один из таких методов — создание разных по масштабу и по нормативно-правовому статусу организационных форм в экономической системе. Наше время — это время доминирования в экономической системе знаний, информации, инновационных продуктов. Запуск в экономический оборот этих интеллектуальных ресурсов уже не требует, как ранее, их концентрации в крупных организационных формах. Безусловно, индустриальные гиганты, крупные финансовые структуры, международные корпорации, глобальные торговые сети и сейчас удерживают свои лидирующие позиции в экономике, но все большая доля экономического оборота объективно и закономерно переходит от них к организационным структурам с малой численностью персонала и малыми основными фондами. Эти структуры принято называть подразделениями малого и среднего бизнеса (МСБ).

Цель статьи — обобщить теоретические положения феномена МСБ и сформировать систему задач преодоления барьеров на пути укрепления позиций этого сектора экономики в региональной политике развития территорий Украины.

С позиций малых организационных форм и индивидуального участия предпринимателей в общественно-полезной деятельности проблема МСБ может быть рассмотрена в более широком контексте. При таком подходе мы имеем модель системы со значительно расширенными функциями, с большей сферой охвата экономики и социума и с большей сетью взаимосвязей и взаимовлияний (рис. 1).

Из всех зарегистрированных в стране субъектов хозяйствования более 80% — физические лица. Наибольший их удельный вес в Одесской, Киевской, Харьковской, Хмельницкой, Черновицкой областях (по 3035 чел. на 1000 населения). Низкую плотность (2022 предпринимателя на 1000 граждан) имеют Тернопольская, Ровенская, Львовская области. На наш взгляд, такая дифференциация или неравномерность не является показательной — регионы скорей близки, чем отличны между собой по этому показателю, что можно расценивать как равное стремление инноваторов в обществе к самостоятельному участию в бизнес-деятельности1. Этот весьма положительный факт позволяет прогнозировать, что при улучшении институционной среды и урезании «прав» (а точнее, произвола бюрократии) в Украине МСБ займет лидирующие позиции, по крайней мере на ее внутреннем рынке.

Региональная политика в развитии МСБ в самом начале старта имела возможность получить достаточно высокие результаты по механизму внедрения «Программ развития предпринимательства». Но это не произошло в силу трех причин: недостатка финансовых средств в распоряжении местной власти, непонимания и нежелания аппарата местного самоуправления развивать МСБ, архаический характер кредитно-инвестиционной системы, нацеленной на изымание прибыли от операций финансового оборота, а не от эффекта кредитования инновационных проектов.

Мощным сдерживающим фактором на пути развития малого бизнеса выступают хозяева и менеджеры крупного бизнеса. Это от них исходит подавляющее большинство факторов отрицательного влияния на МСБ. Этот негатив продуцируется и поддерживается в политической и государственной олигархически коррумпированных системах (распределительная, бюджетная, налоговая, судебная). Сейчас решать вопросы на верхнем уровне власти в состоянии только крупный бизнес, который это и делает, ограничивая свободы и интересы МСБ. Крупные игроки также диктуют и правила игры на рынках, в т.ч. и внешних.


Рисунок 1. Связь малых структур в системе самоорганизации и развития.

Согласно данным Федерации работодателей Украины 85% национальной экономики создается приблизительно тремя сотнями крупных предприятий, а малым и средним бизнесом генерируется (по разным оценкам) от 7 до 15% ВВП. Это без учета физических лиц-предпринимателей.

Согласно оценке В.Быковца (генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины) в структуре МСБ 60% занимает торговля и предоставление услуг, 810% вклад МСБ в производство и сельское хозяйство, менее 8% в строительство. Доля же физических лиц-предпринимателей составляет 5,7% в ВВП.

Крупный бизнес живет по имперской идеологии, он подчиняет, завоевывает рынки, борется с конкурентами, вытесняет или поглощает малый бизнес, подключает к себе ресурсы государственного потенциала, причем очень часто на невыгодных для государства условиях.

В сфере же малого бизнеса, живущего по идеям локальности и ограниченности своего «дела», контакты с крупным бизнесом, как правило, малочисленны и малоприбыльны, но если они возникают, то ценятся за стабильность и постоянство. Малый бизнес тяготеет к ассоциативным формам «укрупнения», а крупный — к монопольным. В целом «бизнес» — это прибыльная деятельность, стратегия на прибыль1. Обеспечение этой прибыльности зависит от масштабов бизнеса и от умения управлять бизнесом.

Крупный бизнес живет в среде небольшого количества «акул» бизнеса, в среде распределенного, относительно прогнозируемого налогового «рынка», на который малый бизнес практически не оказывает существенного влияния. Случайности на рынках крупного бизнеса редки, и если они возникают, то либо «долго и упорно» готовятся конкурентами, либо специально формируются политиками.

Крупный или малый бизнес в спорте, где клубы в количестве 2030 человек (футболистов), которых до сотни в мире, формируют миллиардные потоки денег. То же наблюдается и в профессиональном боксе — встреча двух боксеров вызывает огромные потоки денег. Где здесь граница между малым и крупным бизнесом? Персонала мало, а массивы денег огромны. Видимо в концепции разделения бизнеса на крупный и малый следует рассмотреть и объем оборота денег. Большой объем оборота — большой бизнес, малый оборот — малый бизнес. Это определитель бизнеса не по числу персонала, а по обороту денежной массы.

Отношения между крупным и малым бизнесом могут быть разными: партнерскими, корпоративными, «никакими», антагонистическими, но чаще - крупный препятствует развитию малого. Это, например, показательно в развитии альтернативной энергетики (геотермальные, солнечные, биологические технологии и др.). Технически и даже экономически уже можно было осуществить перевод автотранспорта с бензина и газа на электричество, но такие трансформации не произошли. Вполне допустимо предположить, что хозяева нефтегазовых концернов противостоят развитию альтернативной энергетики, которая пока живет в структуре малого бизнеса.

Достаточно распространенным и устойчивым мнением считается правило выделять, обосабливать малый бизнес из других организационных форм ведения хозяйственно-экономической деятельности по количеству работающих на предприятии, в группе2. Безусловно, это удобный признак: например, до 20 чел. (малый), 20100 (средний), 100200 («полутяжелый»), более 200 человек — крупный бизнес. Можно выбрать и другие цифры численного определителя.

Но граница «разделения бизнеса» может пролегать и через оценивание по другим критериям или признакам. Например, по степени свободы, независимости, самостоятельности в выборе.

Тогда малый бизнес — это бизнес мало зависимый от крупного, от госструктуры, от «чужого» влияния. Он более зависим от своей идеологии, от конкурентов и условий рынка. К примеру, так может быть независим ученый в своих взглядах от уже существующих теорий и убеждений, хотя он, безусловно, зависим от фактов и доказательств. Следовательно, уточняя сущность и особенности малого бизнеса, мы приходим к выводу о том, что он должен, прежде всего, быть адаптивным в смысле выживания и инновационным в смысле востребованности обществом.

Объединяя две эти плохо совместимые между собой характеристики (адаптивность и инновационность), малый бизнес использует их вместе для решения проблем и преодоления преград в процессе своего развития. А таких преград множество: нехватка ресурсов, рыночные сложности, аппаратная бюрократия, налоговый пресс, общая кризисная ситуация в стране, ущербная для МСБ государственная политика и др. Дополняют систему преград и конфликтных ситуаций механизмы спланированного и организованного сопротивления, как это происходит в отношениях с крупным бизнесом. В таких условиях предприятиям МСБ определенные надежды надо возлагать на свои способности, возможности и деловые качества, воплощая свой арсенал факторов успеха в стратегию достижения целей и в тактику преодоления препятствий.

В соответствии с данными, представленными Всемирным банком (Давос, 2014 — Отчет о глобальной конкурентоспособности), проблемы, которые мешают развитию бизнеса на Украине, можно разделить на три ранговые группы: 1) доступ к финансам, коррупция, бюрократия - имеют влияние 46,5%; 2) налоговая система, нестабильная политика, законодательство — 33,7%; 3) смешанные факторы: нехватка ресурсов, трудовое законодательство, проблемы медицины, низкий рейтинг этики рабочей силы и прочее — 24,4% (среднее значение влияния одного фактора 2,36%, min — 0,6, max — 3,7).

На наш взгляд, эти оценки реально представляют структуру и силу влияния «негативов», но по оценкам на конец 2014 года в третьей группе факторов — «инфляция» и «нехватку ресурсов», влияние значительно большее — 15%, против приведенных 8,8%.

Продукция малого бизнеса, в том числе и услуги, имеют низкий уровень конкуренции на внутреннем рынке, потому что этот рынок в основном продуктовый и вещевой, а кроме того на 90% загружен импортом1. Перспективы улучшения ситуации в этом сегменте рынка не обнадеживающие, следовательно МСБ должен искать себе новую нишу. И такая ниша есть.

В государственной системе частные предприниматели и структуры малого бизнеса вносят свой существенный вклад в базовые процессы общественного развития и этот вклад достаточно значимый и многоплановый. Структура и характер вклада ЧП и МСБ показаны на рисунке 2.

На рисунке 2 показано, что в общественном развитии вклад ЧП и МСБ проявляется в таких базовых процессах как обеспечение трудовой занятости (сами себе и другим организовывают трудовые места), жизнеобеспечение домохозяйств (экономический процесс, направленный на удовлетворение потребностей семьи, близких), развитие внутреннего рынка (частные предприниматели и мелкие предприятия в основном реализуют себя на внутреннем рынке), развитие национальной экономики (снижается нагрузка на государство в части производства товаров и услуг и обеспечивается поступление средств в бюджет), общественное развитие — вклад в процессы демонополизации, демократизации, перестройки управленческих институтов.



Рисунок 2. Основные направления вклада ЧП и МСБ в развитие экономики и общества.

Все три составляющих укрепляются тем, что для ЧП и МСБ характеры: высокий уровень самоуправления; работают механизмы правовой, экономической и гражданской ответственности; стимулом выступает креатив стремления к развитию и улучшению себя, своего бизнеса, окружающей среды. Количественное изменение роли ЧП и МСБ в этих процессах, оценки эффекта отмеченных факторов влияния в науке и в практике пока не отработаны. В перспективе это заинтересует исследователей, но на данном этапе важнее обеспечить масштабы и темпы развития самих ЧП и МСБ, и особенно в сфере инновационных технологий и продуктов1.

На Украине имеется высокий образовательный, научно-технический и интеллектуальный потенциал, готовый при определенной поддержке государственной системы и местной власти активно включиться в инновационный процесс, который так необходим для развития национальной конкурентоспособной экономики2.

На этот счет в научных кругах обсуждается грандиозная и вполне рациональная идея создания в центрах научно-технического интеллекта (Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Сумы и др.) наукоградов, технопарков, инновационных кластеров. Но реальная программа осуществления этой идеи пока не сформирована. Значительно ближе к реальности - поддержать движение инновационного прорыва в виде малых организационных форм — МСБ. В регионах уже сейчас работают небольшие коллективы в этой сфере: создают приборы (газоанализаторы, средства физиотерапии, экотехнологии и др.), в системе Интернет разрабатывают и продают (в основном за рубеж) программные продукты, разрабатывают и внедряют малые средства для энергосберегающих технологий. В одном Харькове можно отобрать из уже готовых научно-технических разработок сотни коммерческих проектов с высокой степенью готовности к внедрению. Для этого в регионах должен быть сформирован специальный организационно-экономический механизм, основы которого уже изложены в Пилотном проекте «Региональной информационной системы» (РИС). Основной состав участников РИС могут образовать предприятия малого бизнеса и физические лица-предприниматели. По этому поводу некоторые склонны считать, что тормозом такой идеи является отсутствие финансовых средств. Но финансовые средства «живут» в экономическом обороте, поток которого практически неиссякаем и безразмерен. Проблема только в умении его направить в коммерчески выгодные проекты, а это уже не столько задача отдельного предпринимателя, сколько государственной системы, ее политики и механизмов управления инновационной экономикой, т.е. инновационным капиталом в соответствии с разными организационными формами его использования. Именно в этой среде, а не в торговле и бытовых услугах, МСБ способен генерировать самый эффективный импульс экономического развития.

Инновационная научно-техническая среда деятельности для малого бизнеса в таких крупных городах как Харьков, Одесса, Киев, Львов является в такой же степени актуальной, как и реально востребованной. В этих городах за десятилетия сформировался ёмкий и разнопрофильный научно-образовательный и производственно-технический капитал, который при использовании может в корне изменить ситуацию конкурентоспособности Украины на рынках. Вся проблема в том, что пока этот процесс запуска инновационной волны не происходит, и в первую очередь, по причинам недооценки государством значения малого бизнеса в инновационной экономике.

Тем не менее, зоны и ростки нового и перспективного в организации и поддержке малого бизнеса на Украине себя проявят довольно активно. Показательной в этом может быть и ситуация в Харьковском регионе1. Как следует из подготовленных к «Форуму малых технологических кампаний» материалов (Форум состоялся 6 декабря 2013 года в Харькове) — в малом бизнесе лидирующие позиции заняли организации и предприниматели торговли, сферы услуг, строительства, системы питания. «Предприятий, разрабатывающих и производящих новые продукты и услуги, особенно наукоёмких, среди них очень мало, но сколько — никто не знает, т.к. никакого отдельного учета по ним не ведется, специфика их работы, проблемы и возможности развития никем не анализируется. Такие предприятия как бы выпали из зоны внимания как государства, так и крупного бизнеса»2.

Однако малый инновационный бизнес в Харькове дорогу себе пробивает. Этому способствуют такие устойчиво функционирующие структуры как Центр развития малого бизнеса «Харьковские технологии», Северо-Восточный научный центр Академии наук Украины, Кластер инновационной инфраструктуры Харьковской области, Лига предпринимательских инициатив и др. Эти организации при поддержке зарубежных партнеров проводят обучение инновационных предпринимателей, осуществляют экспертизу проектов, оказывают консультации. В числе проектов, на которых сконцентрированы усилия зарубежных и отечественных организаторов связи науки с производством, отметим:



  • Харьковская инновационная платформа — задача содействия разработке программ научно-технического и инновационного развития;

  • Смотр-форум малых технологических компаний — выявление и инвентаризация инновационных ресурсов;

  • Проект SUAFRJ-EPC — поддержка агропроизводственного сектора в рамках программы сотрудничества Стран Восточного Партнерства;

  • Проект Inco Nct Eap — сфера взаимодействия: энергетика, здравоохранение, изменение климата;

  • Проект SEWRE-R21 направлен на усиление связей с ЕС по реализации концепции «От исследований к инновациям». Задачи — планирование связей, анализ возможностей трансфера технологий, обмен лучшими практиками в сфере знаний и технологий (посредством проведения тренингов);

  • Программа «Опытные эксперты из Нидерландов» (РИМ) — осуществляет консультационную поддержку малых и средних предприятий всех форм собственности; оказание помощи по поиску бизнес-партнеров в Голландии. Голландская программа берет на себя расходы на транспорт и проживание приглашаемого предпринимателя.

Уже этот далеко не полный перечень организаций и их проектов по поддержке малого инновационного бизнеса показывает, что усилиями администрации и инициативных менеджеров реально расширяются возможности развития этого бизнеса в Харьковском регионе.

Для Харькова в этой сфере может быть полезно использован и российский опыт. В России на ранних стадиях развития малого бизнеса, как и на Украине, большим препятствием было «фактическое отсутствие инфраструктуры поддержки малого бизнеса»1. Постепенно эта составляющая инновационного процесса уменьшает свой негатив. Уже на 2001 год «в 24 регионах России создано 50 инновационно-технологических центров, в которые входят сотни мелких технологических предприятий». В поддержку малого инновационного бизнеса вкладывает свои усилия и Ассоциация «Технопарк». Эта ассоциация объединяет 90 российских и зарубежных членов и курирует 50 технопарков, среди которых 30% устойчиво функционирующих.

Однако основной промышленный комплекс России в инновационном развитии отстает. По данным экспертной оценки освоение инноваций в промышленности осуществляют только 6,2% промышленных предприятий. Однако отдельные отрасли промышленности (медоборудования, нефтехимической, металлургии) показывают лучшие результаты (1117% инновационно активных предприятий), машиностроение — 7,9%.

Из изложенного материала следует, что как Украина, так и Россия, имеют достаточно обширный, но «точечный» опыт успешного развития малого бизнеса и из этого следует рассмотреть две задачи:



  • отобрать из этого опыта самое лучшее в организационно-экономическом отношении;

  • создать интегрированную инфраструктуру поддержки малого бизнеса.

Как показывает история передовых стран мира, вторая задача наиболее эффективно может быть решена в концепции создания Национальной инновационной системы, в которой отлаживаются (регулируются) отношения между крупным и малым бизнесом, определяются приоритеты и создаются комплексные программы поддержки лучших проектов на их переходном этапе от науки к производству.

1 Бизнес в регионах // Дело. - http://delo.ua.

1 Веремеева Т. Малый и средний бизнес в Украине: пути выживания. - http://ubr.ua/basiess-practics/275169; Янченко З. Б. Малий бізнес України: регіональні аспекти розвитку / Академія муніціпального управління. – www.dy.nauka.com.ua.

2 Мищенко В. А., Мозенков О.В., Чжу Ли Узюань. Анализ состояния малого бизнеса в Украине // Вісник НТУ «ХПІ». 2013. - № 50 (1023). – С. 116-121.

1 Карпченко Ю. В. Инновации в малом бизнесе. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого; Шипович М. А., Паламарчук А. А. Проблемы развития малого бизнеса в Украине и пути их преодоления./ web-ресурс НПК «VI Международная научно-практ. конф. «Наука в информационном пространстве». - www/confcontact.com/201100916/yur.shi.htm.

1 Центр развития малого бизнеса «Харьковские технологии». - http://www.inno.kharkov.ua.

2 Митник У. Шляхи усунення законодавчих та нормативних протиріч у сфері державного управління.

1 http://www.inno.kharkov.ua.

2 Карпченко Ю. В.

1 Цыганов А.Г. Инновации в малом бизнесе (Институционный аспект) // Инновационная экономика России. 2008. - декабрь-февраль. – С. 168.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница