Развитие финансово-экономической устойчивости российских нко аналитическая записка




страница1/7
Дата09.05.2016
Размер0.91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


группа 2
Развитие финансово-экономической устойчивости российских НКО

Аналитическая записка

Агентство социальной информации

Москва, 2013



Содержание


Финансово-экономическая устойчивость: сектору НКО пора качественно меняться 3

На одной ноге 3

Внешние и внутренние ресурсы 4

Продукт НКО 5

Модели финансирования 5

Российский опыт. Модель CAF Россия: стремимся к тому, чтобы максимально реализовать все возможности, которые предоставляет законодательное поле 6

Международный опыт. США – 10 моделей финансирования: ищем источники финансирования под конкретные виды работ 7

(Не)устойчивость глазами НКО – результаты исследования 13

Финансовое самочувствие 13

Источники финансирования: фандрайзинг преобладает 13

Барьеры 16

Государственная политика в отношении НКО 16

Политика региональных и местных администраций 18

Политика финансирующих организаций 18

Внутренняя политика НКО 18

Перспективы 20

Совершенствование внутренних механизмов деятельности 20

Улучшение внешних условий для работы НКО 21

Устойчивость как часть стратегии развития 23

Анализ ресурсов 24

Расходы 24

Программные и административные расходы: сколько средств организации нужно на самом деле? 25

Доходы 28

Внешние источники финансирования 28

Внутренние источники финансирования 36

Формирование модели финансирования 44



Приложение I. Электронные ресурсы/ издания/ информационно-аналитические материалы 45

Управление финансами, бухучет, налоги 45

Фандрайзинг 45

Предпринимательская деятельность НКО/ социальное предпринимательство 46

Целевые капиталы 46

Микрофинансирование 46



Приложение II. Обучение и консультации 47



Финансово-экономическая устойчивость: сектору НКО пора качественно меняться


Российский некоммерческий сектор в своем развитии подошел к той черте, за которой необходимы качественные изменения, – эта мысль уже несколько лет прослеживается в рассуждениях экспертов, оценивающих текущее состояние российских некоммерческих организаций и перспективы их роста. Главный вывод этих рассуждений таков: российскому третьему сектору пора становиться сектором экономики, каковым на сегодняшний день он является лишь номинально. Только в этом случае он может рассчитывать на то, что и государство, и бизнес будут рассматривать его как равноправного участника экономических процессов в стране и всерьез прислушиваться к его мнению, выбирая пути решения актуальных социальных проблем. Только в этом случае он может претендовать на финансово-экономическую устойчивость – способность вести уставную деятельность на долгосрочной основе.

На одной ноге


«Сектор стоит на одной ноге – ситуация крайне неустойчивая. Ничего, кроме насущных потребностей реализовать нельзя – нет средств. Нужна новая финансовая модель, которая обеспечила бы устойчивость и рост», – говорит Мария Черток, директор CAF Россия.

Экономически НКО в своей массе очень слабы. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, менее чем пятой части российских организаций хватает средств на осуществление всего задуманного, еще столько же балансируют на грани выживания, работая исключительно на энтузиазме. Нехватку средств испытывают большинство организаций. В трети НКО вообще нет сотрудников, работающих на постоянной основе на условиях полной занятости, 24% НКО обходятся одним-пятью постоянными работниками. Нехватка рабочих рук восполняется за счет добровольцев лишь отчасти. 24% организаций их вообще не привлекают, к своей работе.

Модель, о которой идет речь, подразумевает коренной пересмотр подходов НКО к своей деятельности и, более того, изменение самоидентификации организаций. Если они стремятся работать на долгосрочной основе, занимаются проблемами, требующими целенаправленного и планомерного воздействия на протяжении длительного времени, хотят с уверенностью смотреть в завтрашний день и планировать свою работу на годы вперед, им нужно учиться воспринимать себя в качестве субъекта экономической деятельности, субъекта рынка. Пока подавляющее большинство НКО анализируют свою деятельность преимущественно с точки зрения выполнения социальной миссии. Пора взглянуть на себя как на организацию, имеющую доходы и расходы, оценивая каждый свой шаг с точки зрения экономической эффективности и возможной базы финансирования, считают эксперты. Пора взглянуть на общественные блага и социальные услуги, производимые НКО как на продукт и оценить его конкурентоспособность на рынке. Без этого некоммерческие организации не выдержат растущей конкуренции за внешние финансовые ресурсы и не смогут мобилизовать и наращивать ресурсы внутренние.


Внешние и внутренние ресурсы


Что происходит сегодня с внешними финансовыми ресурсами, на которые могут рассчитывать НКО, – пожертвованиями, грантами, государственными субсидиями? При ближайшем рассмотрении картина складывается довольно противоречивая. Возможно, этим и объясняется тот факт, что бюджеты НКО упрямо не увеличиваются, хотя в общем и целом российское общество становится щедрее, и фандрайзинговое мастерство организаций растет на глазах.

Некоторым НКО – в первую очередь фондам помощи, собирающим средства на медицинские операции для детей, – удается демонстрировать впечатляющие результаты по сбору частных пожертвований. Однако исследования показывают, что по-прежнему россияне предпочитают жертвовать нуждающимся напрямую. И как отмечают эксперты, передавая средства фондам помощи, россияне в подавляющем большинстве случаев не имеют намерения финансировать деятельность некоммерческой организации: они помогают отдельным детям с конкретным именем, фамилией и фотографией.



Чаще всего россияне делают пожертвования в виде милостыни, одежды, или других, кроме подаяния, денежных расходов. Если бы у людей не было возможности жертвовать нуждающимся напрямую, они предпочли бы действовать через родственников и близких тех, кому надо помочь (36%). Гораздо реже опрошенные предпочли бы действовать через религиозные организации (12%), государственные (8%) или благотворительные (5%) учреждения. Допускают, что будут делать пожертвования, половина россиян, исключают – 33%.

О пожертвованиях. Готовы ли россияне помогать нуждающимся?



Фонд «Общественное мнение», 10 марта 2013 года

Что касается донорских средств, необходимо отметить два фактора, негативно влияющих на финансовые возможности НКО. Во-первых, это сокращение финансового участия иностранных доноров и новые риски, возникшие в связи с финансированием российских некоммерческих организаций после принятия закона об «иностранных агентах» и первых примеров его исполнения. Важно, что доступ к ресурсам, за счет которых раньше финансировались инфраструктурные проекты, а также деятельность НКО в так называемых «непопулярных» сферах – права человека, помощь ВИЧ-инфицированным, бывшим осужденным и т.п., существенно сузился. Второй фактор не нов: доноры по-прежнему крайне неохотно финансируют текущую деятельность НКО, предпочитая поддерживать отдельные проекты. Среди положительных факторов в этой области можно отметить, например, что корпоративные доноры еще в 2011 вышли на докризисный уровень финансирования благотворительных программ.



Общий объем средств, потраченных российскими и международными компаниями – участниками проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» на поддержку благотворительных инициатив в 2011 году, составил 15,4 млрд. рублей, что фактически соответствует объему докризисного 2008 года и превышает показатели 2010 года более чем в 1,5 раза.

Бюджетное финансирование НКО в последние годы выросло беспрецедентно. Субсидии, выделяемые НКО из федерального бюджета, в 2012 году достигли 2 млрд рублей. Кто их получает? «Среди получателей этих денег в первую очередь, общероссийские объединения инвалидов, творческие союзы, объединения, работающие в сфере социальной поддержки граждан и здравоохранения, – поясняет Илья Чукалин, юрист, в прошлом замдиректора департамента инновационного развития Минэкономразвития. – Все они получают средства напрямую от отраслевых министерств, минуя конкурсный отбор. Средств выделяется все больше, но реально субсидии из года в год достаются одним и тем же организациям… Серьезного увеличения поддержки региональных НКО не происходит… Из более чем двух миллиардов рублей в 2012 году по конкурсам было распределено всего 93 млн». Системным сдвигам в инфраструктурном развитии третьего сектора должна содействовать Программа поддержки социально ориентированных НКО. Но опять-таки вопрос в том, сколько времени потребуется на формирование компетенций по эффективному распределению бюджетных средств и налаживанию доверительных партнерских отношений с организациями третьего сектора.



В рамках программы поддержки СО НКО в 2012 году Минэкономразвития РФ на конкурсной основе распределило между некоммерческими организациями 162 млн рублей, а также выделило средства регионам, стимулируя формирование и реализацию региональных программ поддержки СО НКО. В 2010 году программы поддержки СО НКО действовали только в семи регионах РФ, в 2012-м – уже в 57.

В условиях жесткой конкуренции за внешние ресурсы НКО все чаще задумываются о возможностях повышения устойчивости за счет реализации товаров и услуг, доходов, получаемых от собственности, процентов по депозитным счетам, доходов от целевого капитала, реализации государственного и муниципального заказа, займов и других ресурсов. Российская практика в этом смысле еще скудна, в том числе из-за того, что условия для этого не сформированы, однако кое-какие выводы делать позволяет.


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница