Рабочая учебная программа по дисциплине Теория отраслевых рынков По направлению подготовки 080100




Скачать 431.72 Kb.
страница1/3
Дата10.05.2016
Размер431.72 Kb.
  1   2   3




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра экономики и финансов


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Теория отраслевых рынков

Основная образовательная программа ВПО 080100 «Экономика»

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №____

«___» ___________ 20__ г.

Зав. кафедрой _________




Автор-составитель:

Коновалова Л.В. к.э.н.

доцент кафедры



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Теория отраслевых рынков
По направлению подготовки 080100 « Экономика»
Курс 2

Вид промежуточной аттестации - зачет

Кафедра экономики

Архангельск, 2012



1. Цель и задачи освоения дисциплины
1. Цель курса:

Курс «Теория отраслевых рынков» направлен на формирование у студентов систематизированных знаний о причинно-следственных связях в экономике и критериях выбора основных показателей экономического и социального развития, современных приемах описания структуры экономики во всем ее многообразии при сохранении единства картины.

Цель изучения дисциплины – формирование представления об экономической теории отраслевых рынков как о науке о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования рыночных структур, включающей в себя особенности поведения предприятий на уровне отдельных отраслей и регионов.

2. Задачи курса:

показать, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство.

- проанализировать классификацию рыночных структур, способы оценки силы влияния экономического агента на параметры рынка, приобретающие особую значимость с точки зрения проведения эффективной промышленной и антимонопольной политики государства.

- исследовать закономерности функционирования разного рода рыночных структур, основные принципы поведения фирм на разных рынках, результаты такого поведения для экономики в целом, варианты отраслевой политики государства.

- рассмотреть развитие инструментария экономического анализа применительно к более глубокому исследованию рыночных структур, углубление понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков, фирм, более полное изучение возможности и необходимости государственного регулирования отраслевой экономики.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика». Дисциплина «Теория отраслевых рынков» относится к профессиональному циклу – базовая часть. Она рассчитана на слушателей, изучивших вводные курсы экономической теории, микроэкономики, макроэкономики, являющиеся для нее базовыми.



3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Общекультурные компетенции

ОК-№4

Способен анализировать социально – значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем




Профессиональные компетенции

ПК-№4

способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

ПК-№8

способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

  1. Основные экономические показатели, характеризующие отрасль.

  2. Конкурентные силы, действующие в отрасли и их влияние на структуру рынка, факторы, определяющие структуру рынка.

  3. Барьеры входа и выхода и их влияние на структуру рынка.

  4. Концепции движущих сил изменений в структуре конкурентных сил в отрасли и в окружающей среде.

  5. Наиболее часто встречающиеся движущие силы изменений в структуре отрасли..

  6. Рыночные структуры совершенной и несовершенной конкуренции.

  7. Понятие и примеры слияний и поглощений, типы слияний.

  8. Понятие и основные черты совершенной конкуренции, поведение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах и влияние поведения на структуру рынка.

  9. Понятие и основные черты чистой монополии и способы максимизация ее прибыли, равновесие монополиста.

  10. Понятие, основные черты и основные правила регулирования деятельности естественных монополий.

  11. Понятие и виды ценовой дискриминации.

  12. Показатели монопольной власти.(Коэффициент Бэйна, Лернера, Тобина, Папандреу) и общественные потери от несовершенной конкуренции.

  13. Особенности олигополистического рынка, разновидности олигополий.

  14. Основные черты монополистической конкуренции, поведение фирмы - монополистического конкурента в кратко – и долгосрочном периодах.

  15. Основные черты монопсонии, ценообразование в условиях монопсонии.

  16. Антимонопольное законодательство, его сущность, цели и задачи, основные методы противодействия монополизации рынков.


Уметь

  1. Различать различные виды рыночных структур

  2. Выявлять проблемы эффективности и неэффективности рыночных структур.

  3. Проводить сравнительный анализ динамики ценообразования в условиях монополии и монопсонии.

  4. Оценивать промышленную и антимонопольную политику государства в отношении рыночных структур.

  5. Различать виды ценовой дискриминации и находить их примеры в жизни.

  6. Анализировать влияние факторов на рыночную структуру и динамику рынка.

  7. Делать сообщения, доклады, конспектировать, писать рефераты по предложенным темам


Владеть

  1. Различными методами анализа рыночных структур.

  2. Методами выявления условий, способствующих и ограничивающих координацию олигополий.

  3. Инструментами анализа теорий олигопольного ценообразования и анализа рыночной ситуации в пределах национальной экономики,

  4. Информацией, позволяющей прогнозировать динамику развития Российского рынка на уровне отраслей.

  5. Методами самостоятельного анализа специальной литературы, делать выводы.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.




Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

38




В том числе:







Лекции (Л)

18




Практические занятия (ПЗ)

20




Семинары (С)

-




Самостоятельная работа (всего)

34




Зачет







Общая трудоемкость (час.)


72






5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней.


Тема 1. Предмет, метод и главные подходы экономики отраслевых рынков.

Основные понятия теории отраслевых рынков. Предмет теории отраслевых рынков. Методы теории отраслевых рынков: метод научной абстракции, метод анализа, синтеза, индукции, дедукции, исторический метод, метод экономико – математического моделирования.



Тема 2. Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней.

Основные экономические показатели, характеризующие отрасль, стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли, конкурентные силы, действующие в отрасли и их влияние на структуру рынка, факторы, влияющие на интенсивность конкуренции, влияние на конкуренцию в отрасли фирм, собирающихся выйти на данный рынок. Барьеры входа и выхода с рынка и его структура. Влияние на конкуренцию в отрасли товаров – субститутов, Конкурентная сила поставщиков, Конкурентная сила покупателей, Динамика рынка. Концепция движущих сил в отрасли и в окружающей среде. Наиболее часто встречающиеся движущие силы. Слияния и поглощения. Типы слияний.




2

Виды конкуренции.

Тема 3. Совершенная конкуренция.

Понятие и основные черты совершенной конкуренции, Совершенно – конкурентная фирма в краткосрочном периоде, Спрос и предложение конкурентной фирмы в отрасли, «ценополучатель». Поведение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде и основные выводы.



Тема 4. Монополия.

Чистая монополия и максимизация ее прибыли способом сравнения предельного дохода (ТR) и валовых издержек (ТС) и способом сравнения предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС), Равновесие монополиста в краткосрочном периоде, Естественная монополия, Ценовая дискриминация и ее виды, Показатели монопольной власти.(Коэффициент Бэйна, Лернера,Тобина, Папандреу),Потери от несовершенной конкуренции, Основные правила регулирования деятельности естественных монополий.



Тема 5. Олигополия.

Особенности олигополистического рынка. Разновидности олигополий.Модели олигопольного поведения (Курно,Парадокс Бертрана,Модель Штакельберга), Проблема эффективности олигополистического рынка и крупные предприятия в экономике России.



Тема 6. Монополистическая конкуренция и монопсония.

Основные черты монополистической конкуренции. Поведение фирмы - монополистического конкурента в кратко – и долгосрочном периодах. Основные черты монопсонии. Ценообразование в условиях монопсонии. Сравнительный анализ монополии и монопсонии.




3

Государственное регулирование отраслевых структур

Тема 7. Государственное регулирование отраслевых структур

Цели отраслевой политики государства. Антимонопольное законодательство: его сущность, цели и задачи, Основные методы противодействия монополизации рынков. Антимонопольное законодательство в России.




5.2. Разделы дисциплин и виды занятий






п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней.


4

4










6

14




Виды конкуренции

12

14










18

44




Государственное регулирование отраслевых структур

2

2










10

14


6. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней.


Разбор ситуационных вопросов

4

2

Виды конкуренции

Разбор ситуационных вопросов

4

3

Государственное регулирование отраслевых структур

Разбор ситуационных вопросов

4

Итого (час.)

12

Итого (% от аудиторных занятий)

32%



7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней.


Свободный выбор тем рефератов и заданий для самостоятельной работы из перечня в разделе «Средства оценки компетенций»

доклады, рефераты

2

Виды конкуренции

Свободный выбор тем рефератов и заданий для самостоятельной работы из перечня в разделе «Средства оценки компетенций»

доклады, рефераты

3

Государственное регулирование отраслевых структур

Свободный выбор тем рефератов и заданий для самостоятельной работы из перечня в разделе «Средства оценки компетенций»

доклады, рефераты


8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад, коллоквиум, защита проектов)

- письменные (выполнение тестов, контрольных работ, курсовых работ, эссе, рефератов, конспектов, решение задач, написание истории болезни).

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Форма промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета:

1. Этап - активность на практических занятиях

2. Этап - контрольная работа

3. Этап- тестирование

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература


  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие ― М.: Юрайт, 2010.

  2. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков : учеб. пособие/ Н. М. Розанова; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. -М.: Юрайт, 2010. -906,[6] с.

  3. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков : учебник для студентов вузов/ Л. В. Рой, В. П. Третьяк; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак.. -М.: ИНФРА-М, 2009. -440, [8] с.

  4. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков : учебник для студентов вузов/ Л. В. Рой, В. П. Третьяк; МГУ им. М.В.Ломоносова. -М.: ИНФРА-М, 2008. -441, [7] с.

  5. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009


9.2. Дополнительная литература

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в российской экономике. ― М.: ТЕИС, 2008.

  2. Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н.,Киселевой Е.А./.-Киров: «АСА»,2010

  3. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие – СПб.: изд-во СПбГПУ, 2008

  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики – М.: Норма, 2010

  5. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие. ― М.: ВШЭ, 2009.

  6. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. http://economics.boom.ru/ – материалы по экономике отраслевых рынков.

2. http://www.iet.ru/publication.php – публикации сотрудников Института экономики переходного периода, посвященные организации отраслевых рынков.

3. www.beafnd.org – Фонд «Бюро экономического анализа» (г. Москва).

4. http://gallery.economicus.ru – материалы об экономистах и направлениях экономической теории.– Центр стратегических разработок.

6. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

7. http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал – ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ – учебные материалы.

8. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (г. Москва).

9. http://www.hse.ru – Государственный университет Высшая школа экономики

10. http://www.iet.ru – Институт экономики переходного периода (г. Москва).




10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционные аудитории, компьютерные средства обучения.

наглядные пособия:


  1. Борисов Е.Ф. Экономика [Электронный ресурс] : учебник / Е.Ф. Борисов. - Электрон. текстовые дан. - М. : КноРус, 2009. - эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.

  2. Носова С.С. Экономическая теория [Электронный ресурс] : учебник / С.С. Носова. - Электрон. текстовые дан. - М. : КноРус, 2008. - эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв.



Календарно-тематический план лекций
Учебная дисциплина – Теория отраслевых рынков

Направление подготовки – 080100 « Экономика»

Семестр – 2

Курс – 1


Место проведения занятий - ауд.

Преподаватель – Коновалова Л.В.




№ лекции

Тема лекции



Всего

часов


1

Предмет, метод и главные подходы экономики отраслевых рынков

2

2

Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней

2

3

Совершенная конкуренция

2

4

Монополия

4

5

Олигополия.

4

6

Монополистическая конкуренция сударственное регулирование отраслевых структури Монопсония

2

7

Государственное регулирование отраслевых структур

2







18

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)



Календарно-тематический план практических занятий
Учебная дисциплина – Теория отраслевых рынков

Направление подготовки – 080100 « Экономика»

Семестр – 2

Сроки проведения курса, цикла – семестр

Количество часов, отведенное на курс, цикл – 34 час.

Курс – 2


Группа –

Место проведения занятий – ауд.

Преподаватель – Коновалова Л.В.


№ занятия

Тема занятия



Всего

часов


1

Анализ структуры рынков.


2

2

Барьеры входа и выхода с рынка и его структура. Динамика рынка.


4

3

Совершенная конкуренция.


2

4

Чистая монополия


4

5

Естественная монополия

2

6

Олигополия


2

7

Монополистическая конкуренция и монопсония

2

8

Антимонопольное законодательство

2







20

Рассмотрено на заседании кафедры _________________________________

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

2012 г.
1. Современные подходы к проблематике дисциплины


Дисциплина «Теория отраслевых рынков» относится к профессиональному циклу – базовая часть. Она рассчитана на слушателей, изучивших вводные курсы экономической теории, микроэкономики, макроэкономики, являющиеся для нее базовыми. Программа и тематический план курса ориентируют студентов на всестороннее и системное изучение этой дисциплины.

Курс «Теория отраслевых рынков» направлен на формирование у студентов систематизированных знаний о причинно-следственных связях в экономике и критериях выбора основных показателей экономического и социального развития, современных приемах описания структуры экономики во всем ее многообразии при сохранении единства картины.

Цель изучения дисциплины – формирование представления об экономической теории отраслевых рынков как о науке о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования рыночных структур, включающей в себя особенности поведения предприятий на уровне отдельных отраслей и регионов.

Специфика и подходы к проблематике изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике выпускников, требованиями к знаниям и умениям и компетенциям, которыми они должны обладать.

Изучение курса «Теория отраслевых рынков» призвано:

- дать возможность студентам воспользоваться инструментарием экономического анализа применительно к более глубокому исследованию рыночных структур, углублению понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков, фирм, более полному изучению возможности и необходимости государственного регулирования отраслевой экономики.

- ознакомить студентов с классификацией рыночных структур, способами оценки силы влияния экономического агента на параметры рынка, приобретающими особую значимость с точки зрения проведения эффективной промышленной и антимонопольной политики государства.

- представить студентам, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство.

- выработать у студентов логику экономического анализа и понимание причин, определявших закономерности функционирования разного рода рыночных структур, основные принципы поведения фирм на разных рынках, результаты такого поведения для экономики в целом, варианты отраслевой политики государства.

2. Образовательные технологии

При реализации учебной работы используются информационные технологии, технология развития критического мышления, технология организации группового взаимодействия и др.




2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий

Формы работы – доклады с последующим обсуждением, выполнение индивидуальных домашних заданий, самостоятельная работа студентов, работа в малых группах, разбор конкретных ситуаций и др.

Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.)




2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся

На каждом семинарском занятии студент должен:

- выступить с докладом (один доклад в течение изучения дисциплины);

- выполнить задание по текущему тестовому контролю знаний;

- предъявить преподавателю выполненное индивидуальное домашнее задание по теме семинарского занятия;

- активно работать на занятии;

- самостоятельная работа студента предъявляется преподавателю на последнем семинарском занятии в виде конспектов.
3. Принципы и критерии оценивания результатов обучения

Зачет проводится в форме собеседования по результатам практических занятий и тестирования.


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

2012 г.


Занятие №1

1. Тема занятия, его цели и задачи
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница