Рабочая учебная программа одб. 11. Информатика и информационно-коммуникационные технологии




Скачать 199.62 Kb.
Дата04.05.2016
Размер199.62 Kb.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММа
ОДБ.11. Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»


Квалификация: бухгалтер
Форма обучения: очная

МОСКВА 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Организация разработчик: негосударственное образовательное учреждение «Гуманитарный техникум экономики и права»

Разработчик: Макеев И.В. преподаватель НОУ «ГТЭП»

Рассмотрена и одобрена на заседании Педагогического Совета НОУ «ГТЭП»

Протокол № 1 от 30 августа 2014 г.
Рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета НОУ «ГТЭП»

Протокол № 1 от 17 сентября 2014 г.


Рассмотрена и одобрена на заседании Цикловой предметной кафедры

Протокол № 3 от 30 сентября 2014 г.

«УТВЕРЖДЕНО» Директор НОУ «ГТЭП» Чаев И.Ю. ,

Приказ № 15/14 от 01 октября 2014 г.




СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Паспорт программы учебной дисциплины

4


2. Структура и содержание учебной дисциплины


7

3. Условия реализации учебной дисциплины


13

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


15

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ специальностей СПО. Обучающиеся в учреждении СПО изучают дисциплину «Информатика и ИКТ» в объеме 175 часов.

Программа содержит примерную тематику учебных проектов для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения информатики и информационно-компьютерных технологий.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общеобразовательный цикл и относится к общеобразовательным дисциплинам.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующей цели:



  • формирование информационно-коммуникационной компетентности – знаний, умений и навыков по информатике, необходимых для изучения других общеобразовательных дисциплин, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Рабочая программа ориентирована на решение следующих задач:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы представлено пятью темами:

– информационная деятельность человека;

– информация и информационные процессы;

– средства информационно-коммуникационных технологий;

– технологии создания и преобразования информационных объектов;

– телекоммуникационные технологии.
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практических работ с использованием средств ИКТ. Выполнение практических работ обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:



  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:



  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.

  • знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов,

в том числе обязательной аудиторной нагрузки 117 часов,

самостоятельной работы студентов 58 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

лекционные занятия

47

практические занятия

70

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

Итоговая аттестация:

В 1 семестре - в форме контрольной работы и во 2 семестре – в форме экзамена





2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Общее понятие информатики и ИКТ










Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

2

1

Тема 1.1. Информационная деятельность человека

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

2

2

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

2

2

Практическая работа

10




Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.

Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

Тема 1.2. Информация и информационные процессы

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

10

2

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

3

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

2

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

2

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

2

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

3

Практическая работа

20




Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.

Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

Тема 1.3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

12

2

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

2

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

3

Практическая работа

20




Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.

Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

Тема 1.4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

8

2

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

2

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.

2

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.

3

Практическая работа

20




Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Демонстрация систем автоматизированного проектирования. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

Тема 1.5. Телекоммуникационные технологии

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

10

3




Контрольная работа – 1 семестр

1







Всего занятий

117




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ» - 20 шт.;

- объемная модель персонального компьютера;

- образцы внутренней структуры процессора (модули памяти DIMM, RIMM, DDR, системная плата, звуковая плата, сетевая плата и внутренний модем);


Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

- персональные компьютеры;

- принтер и сканер.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

Для учащихся

1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования / М. С. Цветкова, Л. С. Великович. – М. : Академия, 2011. – 348 с.

Для преподавателей


1. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2010. -152с.

2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2012. -805с.


Дополнительные источники:

Для учащихся


1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2012. -243с.

2. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2009. -362с.

4. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2011. -422 с.

5. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2013. -311с.

Для преподавателей

1. «Информатика и образование»: ежемесячный научно-методический журнал Российской Академии образования.



2. «Информатика в школе»: ежемесячный научно-методический журнал Российской Академии образования.
Информационные ресурсы:

  1. Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа: http://www.rusedu.info/

  2. Экономическая информатика. Форма доступа: http://www.lessons-tva.info/edu/e-informatika.html

  3. Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php

  4. Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/

  5. Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www. сomputer-museum.ru/index.php

  6. Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/

  7. Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http:// www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html

  8. Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа: http://www.computer-profi.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:




оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

практические работы, домашняя работа

распознавать информационные процессы в различных системах;

практические работы, индивидуальное задание

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

практические работы, домашние работы

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

практические работы, домашние работы

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

практические работы, домашние работы

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

практические работы, выполнение индивидуального проектного задания

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

практические работы, домашние работы

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

практические работы, домашняя работа

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:




различные подходы к определению понятия «информация»;

проверочная работа, домашняя работа

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

проверочная работа, домашняя работа

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

проверочная работа, тестирование

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

тестирование, индивидуальное задание

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

тестирование

назначение и функции операционных систем.

тестирование


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница