Рабочая программа учебной дисциплины российский сегмент глобальных финансов russian segment of global finance




Скачать 323.41 Kb.
Дата22.04.2016
Размер323.41 Kb.
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РОССИЙСКИЙ СЕГМЕНТ ГЛОБАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

RUSSIAN SEGMENT OF GLOBAL FINANCE


Язык обучения: РУССКИЙ

Трудоёмкость 2 зачётных единицы

Регистрационный номер рабочей программы: ? (ПМЭ и ГУ 2013 с2)



Санкт-Петербург

2014

Раздел I. Характеристики учебных занятий

1.1. Цели и задачи учебных занятий

Рабочая программа учебной дисциплины «Российский сегмент глобальных финансов» рассчитана на студентов, обучающихся по направлению Экономика 080100, ступень обучения Магистратура по программе «Прикладная макроэкономика, экономическая политика и государственное регулирование», профиль «Прикладная макроэкономика и экономическая теория политика», вариативная часть учебного периода, II семестр, очная форма обучения.

Цели курса: представить теорию и практику процессов и основных направлений глобализации мировой экономики, формирования и становления российского сегмента глобальных финансов.

Задачи курса:

  • Обосновать базовые основы глобализации: количественные параметры, правовая и информационная основы, даются ключевые признаки глобализации.

  • Выявить закономерности и особенности становления российского сегмента глобальных финансов. Значительное внимание в курсе уделить новому явлению в мировой экономике – развивающимся рынкам в системе глобальных финансов, прежде всего странам БРИКС.

  • Рассмотреть систему инфраструктурного обеспечения глобальных финансов.

  • Рассмотреть теоретические, правовые и рыночные аспекты операций на международных рынках денег, капитала и валюты.

  • На основе полученного в ходе изучения учебной дисциплины опыта анализа международных финансовых рынков и институтов, развить самостоятельные взгляды по экономическим проблемам включения России в мировую экономику XXI века.

  • Дать навыки структурирования сделок на международных рынках денег, капитала и валюты, транзакций, управления активами в системе глобальных финансов.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Учебная дисциплина «Российский сегмент глобальных финансов» читается после дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)».



1.3. Перечень результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины студент будет:



  • способен на основе современных методов обобщать, критически оценивать и практически применять результаты, получаемые отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления теоретико-прикладных знаний, составлять программу исследований;

  • способен разрабатывать эффективные стратегии поведения экономических агентов с учетом конкурентной ситуации на различных рынках, включая международные, в условиях динамично изменяющейся институциональной среды и технологических сдвигов;

  • владеть фундаментальными теоретическими знаниями в области функционирования национальной экономики, разработки и реализации налогово-бюджетной, структурной, денежно-кредитной, инвестиционной, инновационной политики государства, корпоративного, регионального и местного управления в условиях нового технологического уклада и глобальной экономики;

  • владеть необходимыми специальными знаниями в области макроэкономики, уметь моделировать направления развития экономической ситуации и оценивать последствия принимаемых мер экономической политики;

  • иметь навыки разработки системы показателей, объективно отражающих тенденции и реальные достижения проводимой экономической политики.

  • знать содержание курса, иметь представление о возможностях применения его положений в профессиональной деятельности.

  • уметь анализировать индикаторы международного финансового рынка, использовать его основные финансовые инструменты.

  • иметь навыки самостоятельного решения практических задач по структурированию сделок на международных рынках денег, капитала и валюты.

1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

Активные формы обучения: использование методов автоматизированного обучения, диалога, дискуссии.



Автоматизированное обучение – использование презентации курса в программе Power-point, электронной рабочей тетради, списка литературы и источников с активными ссылками на интернет ресурсы.

Использование метода диалога – курс читается с опорой на знания студентов для активизации аудитории, соучастия в решении i учебной проблемы, использования знаний других учебных дисциплин, демонстрации многоаспектности экономики.

Использование метода дискуссии по некоторым острым теоретическим проблемам глобальных финансов, в частности, закономерности кризисов глобальных финансов, новые источники экономического роста мировой экономики, смена лидера мировой экономики.

Интерактивное формы обучения – обсуждение с преподавателем вопросов курса, метод малых групп, case-study, контрольные тесты, презентация группой студентов отдельных тем и обсуждение их в группе.

Активные и интерактивные формы обучения, во-первых, сфокусированы на систематизацию процессов глобализации и проблемность, во-вторых, направлены на побуждение студентов применить полученные знания, умения и навыки для анализа новых явлений процессов глобализации мировой экономики.



Раздел II. Организация, структура и содержание учебных занятий

2.1. Организация учебных занятий

2.1.1 Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Период обучения (модуль)

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных

форм учебных занятий



Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

итоговая аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

сам.раб. с использованием

методических материалов


текущий контроль (сам.раб.)

промежуточная аттестация (сам.раб.)

итоговая аттестация

(сам.раб.)









ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 2

5







10













1










52




4




10

2

1-25







1-25













1-25










1-25




1-25




ИТОГО

5







10













1










52




4




10

2



Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации

Период обучения (модуль, части)

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)



ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 2

Тесты, опросы, экспресс-диктанты, проверочные работы, рефераты (эссе), сообщения, доклады

зачет





2.2. Структура и содержание учебных занятий

Период обучения: Семестр 2



№ п/п

Наименование части

Вид учебных занятий

Количество часов

1

Введение

лекции

1

практические занятия




по методическим материалам

7

2

Глобализация – современная форма развития международных финансовых рынков.


лекции




практические занятия

2

по методическим материалам

7

3

Закономерности и особенности становления российского сегмента глобальных финансов.

лекции




практические занятия

2

по методическим материалам

7

4

Закономерности кризисов глобальных финансов.

лекции




практические занятия

2

по методическим материалам

7

5

Инфраструктурное обеспечение системы глобальных финансов.

лекции

2

практические занятия

2

по методическим материалам

7

6

Теоретические, правовые и рыночные аспекты операций на международных рынках денег и капитала.

лекции

2

практические занятия




по методическим материалам

10

7

Развивающиеся рынки в системе глобальных финансов

лекции




практические занятия

2

по методическим материалам

7

Содержательное описание тем и занятий

Часть 1. Введение в курс.

Лекция.

Интеграционные процессы второй половины ХХ в. привели к глобализации экономики государств, регионов, международных и национальных рынков. Глобализация финансов – как системы глубокой интеграции международных рынков денег, капитала и валюты – породила новые финансовые центры, институты, инструменты. Глобализация стала формой развития международных финансовых рынков.

Глобализация подтолкнула к изменению форм государственных и корпоративных финансов, породила новую систему взаимоотношений между глобальными и национальными финансами. Либерализация валютного законодательства открыла путь потокам капитала в планетарном масштабе, которые связали финансовые центры и периферию. Развивающиеся страны с помощью прямых и портфельных инвестиций и переданных ТНК технологий получили импульс для интенсивного экономического роста. За привлечение инвестиций развернулась острая конкурентная борьба. Информационные технологии открыли международные и национальные рынки миллионам частных и институциональным инвесторам, позволили в режиме реального времени вести арбитражные сделки на всех торговых площадках мира.

Кризисы 90-х-00-х гг. (Мексика-1994, Япония-1996–02, страны ЮВА-1997, Россия-1998, Бразилия-1999, Аргентина-2001/02, Турция-2001, США-2001/02, глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг.) – стали первыми кризисами глобальных финансов. Вспыхивая на валютном или как в последнем случае на ипотечном рынке США, они отражали глубинные слабости финансового сектора, векторы движения потоков мирового капитала. Возник новый клубок противоречий между глобальным и национальным.

Россия, проведя либерализацию валютного законодательства, заняла в 90-е гг. свое место в системе глобальных финансов.

Часть 2. Глобализация – современная форма развития международных финансовых рынков.


Практическое занятие:

Теоретические аспекты глобализации.

Признаки и институты глобальных финансов.

Этапы развития системы глобальных финансов.

Модификация функций государственных финансов.

Иностранные инвестиции в глобальной экономике.

Методологические проблемы соотношения глобальных и национальных финансов.

Природа, причины, механизмы распространения кризисов глобальных финансов.

Противоречия между глобальными и национальными финансами.

Тесты для самоконтроля и текущего контроля №№ 1–11.



Часть 3. Закономерности и особенности становления российского сегмента глобальных финансов.

Практическое занятие:

Правовая основа формирования российского сегмента глобальных финансов.

Этапы становления российского сегмента глобальных финансов.

Формы становления российского сегмента глобальных финансов.


Тесты для самоконтроля и текущего контроля №№ 12–16.

Часть 4. Закономерности кризисов глобальных финансов.

Практическое занятие:

Природа первых кризисов глобальных финансов.

Кризис 1997 г. в странах ЮВА и его влияние на мировую экономику.

Природа, причины, механизмы распространения глобального финансово-экономического 2008–2009 гг.

Антикризисные меры монетарных властей США, Великобритании, Франции, Германии, Бразилии, России, Индии, Китая. Индекс эффективности антикризисных программ.

Направления посткризисной реформации регуляторов системы глобальных и национальных - финансов.

Банковский кризис в России 1998 г.: сущность, макроэкономические и отраслевые причины, сценарии и стратегии выхода из кризиса, внешний аспект дефолта коммерческих банков. Глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 гг.

Тесты для самоконтроля, промежуточного элективного контроля №№ 17–34.

Уроки кризиса для монетарной политики России и Китая.

Case-study: См. тест № 32.

Модернизация экономики России в свете глобального финансово-экономического кризиса 2008– 2009 гг. Case-studies: См. тесты №№ 22, 24, 25, 28,29, 30.
Часть 5. Инфраструктурное обеспечение системы глобальных финансов.

Лекция.

Международные рейтинговые агентства Moody`s Investors Services, Standard & Poor`s, Fitch-IBCA, Dun & Bradstreet: система их рейтингов и методология кредитного анализа.

Рейтингование российских финансовых институтов и промышленных компаний.

Международные юридические фирмы (Linklaters, Clifford Chance, Baker & MacKenzie): юридические посредники в организации сделок на международном финансовом рынке: задачи, функции, применяемое право.

Международные аудиторские фирмы (PriceWaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG, Deloit Touche): цели, функции, методология анализа.

Информационные торгово-аналитические системы Bloomberg, Reuters Dealing, Dow Jones Telerate: цели, функции, принципы работы.



Практическое занятие:

Методология кредитного анализа.

Тесты для самоконтроля и текущего контроля №№ 35–37.

Часть 6. Теоретические, правовые и рыночные аспекты операций на международных рынках денег и капитала.

Лекция:

Международный денежный рынок: синдицированные кредиты (структура сделки, работа заемщика и лид-менеджера синдиката).

Международный рынок долговых обязательств и капитала: инструменты финансирования: еврооблигации, акции, АДР/ГДР/ЕДР (структура сделки, работа эмитента, лид-менеджера и андеррайтера).

Практическое занятие:

Фидуциарные сделки по швейцарскому финансовому праву (структура сделки).

Практические вопросы выбора сегмента международного финансового рынка, финансового инструмента, экономического обоснования, использования, обслуживания и возврата долга на примерах синдицированных заимствований и эмиссий еврооблигаций российских заемщиков и эмитентов.

Тесты для самоконтроля и текущего контроля №№ 41–45.



Часть 7. Развивающиеся рынки в системе глобальных финансов

Практическое занятии:

Модернизация ведущих экономик развивающихся рынков (БРИКС, страны Персидского залива, НИС, АСЕАН): общее и особенное.

Новые явления, тенденции и черты развивающихся рынков в условиях глобализации.

Стратегия БРИКС в глобальной экономике.

Проблема соотношения национального и глобального в российской экономике.

Выгоды и угрозы глобализации для Российской экономики, российских компаний и домашних хозяйств.

Финансовые рынки стран БРИКС.

Тесты для самоконтроля и текущего контроля №№ 46–51.



Раздел III Обеспечение учебных занятий

3.1. Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

Учебное пособие по курсу «Российский сегмент глобальных финансов». Презентация лекций в программе «Power-point».

Электронная рабочая тетрадь по курсу «Российский сегмент глобальных финансов».

Вышеперечисленные методические материалы приведены на сайте экономического факультета

www.econ.pu.ru/кафедраЭТиЭП/Шавшуков В.М./учебно-методические материалы/

www.vshavshukov.ru/студентам/ www.vshavshukov.com/for students/

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Учебное пособие по курсу «Российский сегмент глобальных финансов».

Рабочая тетрадь по курсу «Российский сегмент глобальных финансов».

Источники из списка литературы c интерактивными ссылками, тесты, Case-Studies.

3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Текущий контроль успеваемости проводится в течение всего семестра с помощью тестов, Case-studies, опросов, экспресс-диктантов, проверочных работ, рефератов (эссе). Выбор формы текущего контроля обусловлен объемом аудиторной работы обучающихся (часы), уровнем подготовленности студентов к данной учебной дисциплине. Приоритетной формой являются проверочные тесты.

Контроль знаний по итогам учебной дисциплины – промежуточная аттестация – ЗАЧЕТ, осуществляемый в форме индивидуальной или групповой презентации.



Методика оценивания тестов. Студенту предлагается 3 теста. В каждом тесте пять вариантов ответа и шестой – открытый для студента. Студент должен выбрать и обосновать устно 1 вариант ответа или предложить свою версию. На каждый тест выделяется по 3 минуты. Тесты выполняются письменно, но обосновываются устно и индивидуально в беседе с преподавателем. Шкала оценок:

три правильных теста – соответствует отличным знаниям;

два – соответствует знаниям на «хорошо»;

один – соответствует знаниям на «удовлетворительно».

Принимается глубокая аргументация шестого (собственного) варианта ответа.

Выбор варианта ответа должен быть вербально аргументирован. Если студент даже при верном выборе ответа не владеет терминологическим аппаратом, не понимает существо вопроса, содержание процессов, не видит закономерности и тенденции, то ответ признается не обоснованным, а, значит, не может быть оцененным положительно.


Методика оценивания Case-study. Студентов следует разделить на группы по 3–5 человек для более динамичного обсуждения деловой ситуации, конкуренции между командами, наиболее полного проявления социальной роли каждого студента во временном творческом коллективе.

Предложить командам (группам студентов) подготовить рекомендации Правительству РФ, российским финансовым институтам (Банку России, коммерческим банкам) по модификации их политики в условиях цикличности, трендов, противоречий, рисков глобальной экономики.

Пример Case-Study. Используются в части (модуле) 4 «Закономерности кризисов глобальных финансов».


  • «Уроки кризиса для монетарной политики России и Китая». См. тест № 32;

  • «Модернизация экономики России в свете глобального финансово-экономического кризиса 2008– 2009 гг.» См. тесты №№ 22, 24, 25, 28,29, 30.

Case-Study выполняется письменно, но обосновываются устно перед всей группой. Задача преподавателя организовать дискуссию.

Шкала оценивания:

Аргументированный, правильный (по мнению преподавателя и аудитории) ответ – соответствует отличным знаниям;

Ответ правильный, но не с достаточной аргументацией – соответствует знаниям на «хорошо»;

Ответ слабый – соответствует знаниям на «удовлетворительно».

Принимается глубокая аргументация шестого (собственного) варианта ответа.

Выбор варианта ответа должен быть вербально аргументирован. Если студенты даже при верном выборе ответа не владеет терминологическим аппаратом, не понимают существо вопроса, содержание процессов, не видит закономерности и тенденции, то ответ признается не обоснованным, а, значит, не может быть оцененным положительно.


Методика оценивания рефератов (эссе).

Реферат должен раскрыть тему, содержать 2–3 раздела, в которых освещена актуальность мини исследования для науки и бизнеса, цели и задачи работы, краткая историография, позитивное изложения проблематики, выводы и рекомендации законодателю/ям, надзорным органам, бизнесу.

Объем реферата 25–30 страниц. Структура: титульный лист, оглавление, разделы (параграфы), заключение, список литературы, приложение.

Реферат оценивается положительно и заслуживает положительной оценки в том случае, если раскрыто содержание темы, приведены различные точки зрения в науке, вопросы эссе рассмотрены сквозь призму национального и международного законодательства, проанализировано состояние и тенденции рынка/ов, выявлены особенного российского сегмента. Особо оцениваются авторская концепция, разработка экономико-математической модели и обоснование прогноза.

Реферат должен быть выполнен с соблюдением стандартов библиографического описания источников.

Методика оценивания экспресс-диктантов.

Цель экспресс-диктанта – проверка знаний на дефиниции, формулы, назначение (миссии) международных финансовых институтов. Эти знания составляют азбуку международных финансов, позволяют хорошо ориентироваться в терминологии участников и аналитиков рынков. Диктант проходит в режиме «вопрос-письменный ответ» и высоком темпе (списать не возможно). Предлагается 20–30 вопросов. Проверка правильности ответов проходит публично, непосредственно после диктанта. Используется принцип самоконтроля: 90% и более правильных ответов оценка «Отлично», 70% – «Хорошо», менее 60% – «Удовлетворительно». Диктант – некий интеллектуальный шок, подталкивающий к систематическим занятиям учебной дисциплиной.



Методика оценивания презентаций.

Презентация выполняется по темам (приведены в настоящей РПУД, п. 3.1.4.) в программе Power-рoint и по требованиям экономического факультета к презентациям. Презентацию могут готовить 1–2 человека.



Требования к презентации: постановка проблемы с точки зрения теории и практики (актуальность), обоснование концепции решения проблемы, анализ рынка во временном разрезе не менее 10 лет, варианты решения проблемы, прогнозы, использование современной статистики, экономико-математических методов, выводы.

Время презентации 10–15 минут, не менее 20 слайдов. Слайды не должны быть перегружены текстом, таблицами. Отдать предпочтение тезисам, графикам, диаграммам. Использовать анимацию, цвета, колонтитулы для информации об авторе/ах, теме. Статистика должна иметь корректные сноски.

Презентация проводиться публично в присутствии группы. После презентации студенты задают ее авторам вопросы. Задача преподавателя стимулировать дискуссию. Все презентации должны быть представлены преподавателю и на коллективный почтовый ящик группы.

Презентация позволяет студенту выйти на «передний край» экономической науки и практики, освоить современную форму представления результатов исследования, учиться публично защищать проект, концепцию, программу, офферту.

Шкала оценивания. Оценка «Зачет» соответствует требованиям по трем компонентам презентации: содержание, форма, публичная защита. Оценка «Незачет» отражает не соответствие требованиям к презентации по содержанию, форме и публичной защите.

3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

Тесты, case-studies, темы рефератов и презентаций приведены в РПУД на сайте разработчика курса.

Пример проверочного теста.



Глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг. – это кризис самой финансовой системы или кризис элементов внутри системы. На какой базе следует выстроить систему регуляторов международной финансовой системы – на базе национального суверенитета или на основе международного регулирования.

№№/пп

Варианты ответа

1

  1. Глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг. – это кризис элементов системы глобальных финансов. Система нуждается в модификации в сторону ревизии действующих регуляторов (достаточности капитала, резервов, забалансовых обязательств, оценки рисков деривативов, налогообложения), введения новых регуляторов, повышения надзорной пруденциальной роли международных финансовых организаций, роста розничного инвестирования.

  2. Международное регулирование системы глобальных финансов, в которой национальные финансы и рынки являются ее органичным сегментом, является более эффективным и действенным. Базелькие стандарты достаточности капитала, МСФО, стандарты SWIFT, условия INCOTERMS, наконец, тому подтверждение.

2

  1. Глобальный финансовый кризис – это кризис монетаристской модели.

  2. Необходима не модификация регуляторов действующей системы, а создание новой системы с новыми регуляторами.

3

  1. Глобальный финансовый кризис – это кризис капитализма как системы.

  2. Необходима новая система экономических отношений с принципиально новыми регуляторами.

4

  1. Глобальный финансовый кризис – это кризис модели смешанной, плюральной экономики.

  2. Необходима не модификация регуляторов действующей системы, а создание новой системы с новыми регуляторами.

5

  1. Глобальный финансовый кризис – это кризис монетаристской модели и однополярного мира.

  2. Необходима новая система регуляторов:

  • построение системы многополярного мира, учитывающей новую роль и место Е7 в мировой экономике и политике;

  • создание новой (новых) мировой (мировых) резервных валют;

  • увеличение роли Е7 в международных финансовых организациях;

  • создание новой системы регуляторов международных финансов;

  • жесткое регулирование спекулятивных операций на международном рынке капитала, валюты, деривативов;

  • закрытие оффшорных зон, раскрытие информации о счетах клиентов швейцарских банков для Интерпола.

6




Перечень тем рефератов и презентаций:

  1. «Экономическая стратегия и промышленная политика России сквозь призму глобализации».

  2. «Модернизация экономики России сквозь призму финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.».

  3. «Система финансового образования, профессиональной подготовки кадров сквозь призму глобализации».

  4. «Российские банки в международном банковском сообществе».

  5. «Место России в глобальной экономике».

  6. «Глобализация и иностранные инвестиции в России».

  7. «Международные платежные системы SWIFT, Target, Chips, VISA».

  8. «Валютная политика ЦБ РФ и ведущих центральных банков мира в посткризисный период»

  9. «Рынок Forex»

  10. «Операции банков на международном рынке денег».

  11. «Операции банков на международном рынке капитала и долговых обязательств».

  12. «Исламский бэнкинг».

  13. «Операции банков на международном валютном рынке».

  14. «Фидуциарные сделки».

  15. «Клиринговая система расчетов в системе глобальных финансов».

  16. «Глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 гг.: причины возникновения, природа, механизмы распространения в мировой экономике».

  17. «Глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 гг.: антикризисные меры G20, эффективность антикризисных программ».

  18. «Глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 гг.: риски посткризисного развития мировой экономки и стратегия группы БРИКС».

  19. «Новая архитектура системы глобальных финансов в свете мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.».

  20. «Международный кредитный рейтинг: назначение, методология, процедуры, практика рейтингования суверена, финансовых институтов и компаний (на примере России)».

  21. «Де-глобализация и де-долларизация мировой экономики: оценка сценариев».

  22. «Корреляция фондовых индексов и валютных курсов развитых и развивающихся экономик».

  23. «Смена лидера в мировой экономике: кто в действительности нужен?».

  24. «Закономерности кризисов глобальных финансов (1994–2014)»

  25. «Банковские системы США, Англии, Германии, Швейцарии, Франции, Китая, Индии, Бразилии».

  26. «Центральные банки США, Англии, Германии, Швейцарии, Франции, Китая, Индии, Бразилии».

  27. «Банк международных расчетов (BIS) как методолог мирового банковского сообщества».

  28. «Инфраструктура глобальных финансов».

  29. «МВФ: миссия, функции, место и роль в глобальных финансах».

  30. «Группа Мирового банка: миссия, функции, место и роль в глобальных финансах».


3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса применяется анкетирование в соответствии с методикой и графиком, утвержденными в установленном порядке в СПбГУ.



3.2. Кадровое обеспечение

3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

В соответствии с требованиями Образовательного стандарта СПбГУ по уровню образования «Бакалавриат».



3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Учебно-вспомогательный персонал должен иметь образование в соответствии с квалификационными требованиями.



3.3. Материально-техническое обеспечение

3.3.1 Характеристики аудиторий (помещений, мест) для проведения занятий

Стандартно оборудованные учебные аудитории.



3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования

Мультимедийный проектор, настенный экран.

Оборудование рабочего места преподавателя: компьютер со стандартным программным обеспечением и выходом в сеть Internet.

3.3.3 Характеристики специализированного оборудования

Не требуется.



3.3.4 Характеристики специализированного программного обеспечения

Не требуется



3.3.5 Перечень и объёмы требуемых расходных материалов

Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.



3.4. Информационное обеспечение

3.4.1 Список обязательной литературы



  1. Андрюшин, С.А. Банковские системы: учебное пособие Финансовой академии при Правительстве РФ. – М., 2011. – 384 с.

  2. Кидуэлл, Д., Петерсон Р., Блэкуэлл Д. Финансовые институты, рынки и деньги. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 752 с.

  3. Нобель, П. Швейцарское финансовое право и международные стандарты /П.Нобель; (пер. с англ.).– М.: Волтерс Клувер, 2007. – 1152 с.

  4. Стайнер, Б. Ключевые рыночные концепции /Настольная книга по операциям на рынках денег, капитала и валюты //Пер. с англ. под ред. В.М.Шавшукова. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. – 240 с.

  5. Синки, Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. – М., 2007. – 1018 с.

  6. Скиннер, К. Будущее банкинга: мировые тенденции и новые технологий в отрасли. – Минск, 2009. – 400 с.

  7. Финансовые рынки: учебник /Под ред. В.В.Иванова. – М.: РГ-Пресс, 2013. – 392 с.

  8. Шавшуков, В.М. Формирование российского сегмента глобальных финансов. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2001. – 368 с.

  9. Шавшуков, В.М. Де-глобализация и де-долларизация посткризисной мировой экономики: оценка сценариев. – Проблемы современной экономики /Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2012, №2. – С.97–101.

  10. Энг, М., Лис, Ф., Мауер, Л. Мировые финансы. – М.: Дека, 1998. – 778 с.

3.4.2 Список дополнительной литературы

  1. Андрианов, В.Д. Россия в мировой экономике. – М.: Владос, 1999. – 296 с.

  2. Блоуэрс, С., Гриффит, П., Милан, Т. IPO как путь к успеху /руководство фирмы «Эрнст энд Янг». – Нью-Йорк: Дж.Уилей энд Сонс, 2002. – 277 с.

  3. Бухвальд, Бруно. Техника банковского дела. – М., 2002.

  4. Вернер Ф. Эбке. Международное валютное право. – М.: Международные отношения, 1997 – 336 с.

  5. Вишневский, А.А. Банковское право Европейского Союза. – М.: Статус, 2000. – 388 с.

  6. Вишневский, А.А. Банковское право Англии. – М.: Статус, 2000. – 300 с.

  7. ВТО: механизмы взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условия выхода на международный рынок /Под ред. С.Ф.Сутырина. –– М.: Эксмо, 2008. – 400 с.

  8. Грюнинг, Х. ван, Брайович, Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления финансовым риском /пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2004. – 304 с.

  9. Киреев А. Международная экономика. В 2-х ч. – М.: Международные отношения, 1999. – 488 с.

  10. Кортер Д. Когда корпорации правят миром. – СПб: «ВиТ-принт», 2002.– 338 с.

  11. Мартин, Г.-П., Шуман, Х. Западная глобализация: атака на процветание и демократию. – М.: «Альпина», 2001. – 335 с.

  12. Поллард, А., Пассейк, Ж., Эллис, К., Дейли, Ж. Банковское право США: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992. – 768 с.

  13. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи /Под ред. М.Г.Делягина. – М.: Инфра-М, 2000. – 344 с.

  14. Примаков, Е. Постиндустриальная эпоха: вызов российским политикам // МЭМО. 2001. №3.  С.45-53.

  15. Саркисянц, А.Г. Система международных долгов. – М.: Дека, 1999. – 720 с.

  16. VII международный банковский конгресс «Глобализация финансовых рынков: движущие силы и последствия». – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 1998. – 225 с.

  17. Симония, Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // МЭМО. 2001. №3.  С.35-44.

  18. Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. – М.Инфра-М, 1999. – 262 с.

  19. Матук, Ж. Финансовые системы Франции и других стран. В 2-х т.– М.: Финансы и статистика, 1994.

  20. Мировая экономика: прогноз до 2020 года /Под ред. А.А.Дынкина. – М.: Магистр, 2007. – 429 с.

  21. Строев, Е.С., Бляхман, Л.С. Кротов, М.И. Экономика содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия. – СПб.: Наука, 1998. – 580 с.

  22. Сутырин, С.Ф., Погорлецкий, А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. – СПб.: Изд-во Михайлова: Полиус, 1998. – 112 с.

  23. Федоров, Б.Г. Англо-русский банковский энциклопедический словарь. – СПб.: Лимбус Пресс, 1995. – 496 с.

  24. Финансовые рынки: учебник /Под ред. В.В.Иванова. – М.: РГ-Пресс, 2013. – 392 с.

  25. Шавшуков, В.М. Развивающиеся рынки стран БРИК в системе глобальных финансов / Международная научная конференция «БРИК – прорыв в мировую экономику XXI века», 22-23 мая 2008 г. Санкт-Петербург, Смольный. – СПб.: Издательство Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, 2009. – С.65-77.

  26. Шавшуков, В.М. Глобализация и место России в мировой экономике. – Проблемы современной экономики //Евразийский международный научно-аналитический журнал, 2005, №1/2 (13/14).– С.109-122.

  27. Шавшуков, В.М. Кризисы глобальных финансов (1997-2013). – Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, сер. 5 (Экономика), 2013. Вып. 4. – С.87–110.

  28. Харрис, Л. Денежная теория. – М.: Прогресс, 1990. – 750 с.

  29. Хэррис Дж. Международные финансы. – М.: «Филинъ», 1996. – 296 с.

  30. Эрнандо де Сото. Загадка капитала: почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. – М.: Олимп-Бизнес, 2001. – 272 с.

  31. Buttler, K. Multinational finance. – Cincinnati, 1997. – 651 p.

  32. Brigham Eugene F., Ehrhardt Michael C. Financial management: Theory and Practice. – N.Y.: South Western Thomson Learning, 2002. – 1051 p., App.

  33. Gandolfo, G. International Finance and Open-Economy Macro-economics. – Berlin: Springer-Verlag, New York: Heidelberg, 2002. – 613 p.

  34. Grabbe, J. International financial markets. – New Jersey, 1991. – 422 p.

  35. Dess Gregory G., Lumpkin, G.T., Eisner Alan B. Strategic Management: creating competitive advantages. – N.Y.: McGraw-Hill Irvin, 2007. – 559 p.

  36. Dow Jones Telerate /Guide to Technical Analysis. – N.Y.: Dow Jones Telerate, Inc., 1995. – 200 p.

  37. International Finance /ed. J.J.Kirton. – London: Ashgate, - 2009. – XXI, 559 p.

  38. Hollensen Svend. Global Marketing: A market-responsive approach. – London: Pearson Education Ltd, 2001. – 667 p.

  39. Lee Riefer, Carter Steve Global Marketing Management. – Oxford: Oxford University Press, 2005. – 582 p.

  40. Levi M. International Finance: The market and financial management of multinational business. – N.Y., 1996. – 545 p.

  41. Mastering Global Business. – London: Pearson Education Ltd, 1999. – 367 p.

  42. Pilbeam, K. International Finance. New York: Palgrave Macmillan, 2005. – XXVI, 497 p.: il

  43. Shavshukov V. Globalization is the main pattern of the XXI century. In the: Globalization and Development of infrastructure. – Zilina: University of Zilina/EDIS-Zilina University publisher, 2013. – 360 p. (P.7–35)

  44. Stiglitz, J. Globalization and its discountents. – New York: W.W.Norton & Company, Inc., 2003. – 288 p.

  45. Walsh, C. Key Management Ratios. – N.Y., London: FT Prentice Hall, 2003. – 378 p.

3.4.3 Перечень иных информационных источников

  1. Ведомости

  2. Деловой Петербург

  3. Коммерсант

  4. Бухгалтерия и банки

  5. Бюллетень финансовой информации /Аналитический банковский журнал

  6. Национальный банковский журнал

  7. Эксперт

  8. Годовые отчеты банков

  9. Специальные издания по финансам международных аудиторских фирм Arthur Andersen, PriceWaterhouseCoopers, Delloit and Touché, Ernst & Young.

  10. Annual Report of International Monetary Fund: Washington

  11. Annual Report of World Bank: Washington

  12. Annual Report of International Finance Corporation: Washington

  13. Bank’s Annual Report and Accounts

  14. Bloomberg

  15. Bank Rating Reports by Moody`s, Standard & Poor`s, Fitch

  16. Bureau of Labor Statistics of the USA. Monthly Household Data

  17. Dow Jones Telerate

  18. Euromoney: London

  19. Emerging Markets Investor: London: Risk Publications

  20. Economic Outlook: Country by Country: London

  21. EuroPages Directory

  22. Financial Institutions /Credit Opinions. – Moody`s Investors Service: New York

  23. Financial Times

  24. Frankfurter Algemaine Zaitung

  25. Global Rating Guide. – Moody`s Investors Service: New York

  26. http://www: imforg.com

  27. International Financing Review: London

  28. International Financial Statistics: Washington, International Monetary Fund

  29. OECD Factbook: Economic, Environmental and Social Statistics

  30. Polk Bank Directory /International Edition: New York

  31. Reuters Dealing

  32. Statistical Abstract. – W.: State Department.

  33. Statistical Yearbook: UN

  34. Statistical Handbook of U.S. Banks. – Moody`s Investors Service: New York

  35. Statistical Handbook of International Banks. – Moody`s Investors Service: New York

  36. The Wall Street Journal

  37. The Banker: London

  38. The Economist: London

  39. The Banker’s Almanac: London

  40. Thompson Bank Directory: New York

  41. Wall Street Journal

  42. World Investment Report: World Bank, Washington. D.C.

  43. World Economic Outlook: IMF, Washington. D.C.

  44. Yearbook of Labor Statistics: UN

Разработчик (и) рабочей программы

Фамилия, имя, отчество

Учёная степень

Учёное звание

Должность

Контактная информация

(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)



Шавшуков Вячеслав Михайлович

д.э.н.

профессор

Профессор кафедры экономической теории экономической политики

+7 (812) 272 75 84

v.shavshukov@spbu.ru







База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница