Рабочая программа учебной дисциплины оп. 11 Экономическая теория для специальности 380201 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)




Скачать 190.94 Kb.
Дата09.05.2016
Размер190.94 Kb.

Якутский финансово-экономический колледж - филиал ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

____________ З.Д.Николаева

«_____»____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11 Экономическая теория

для специальности 380201 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

среднего профессионального образования

по программе базовой подготовки

квалификация: бухгалтер

форма обучения – очная

нормативный срок обучения -1 год и 10 месяцев



на базе среднего (полного) общего образования

Якутск 2014



Рабочая программа дисциплины «Экономическая теория»

Составлена Ивановой Любовь Петровной

Аттестационная категория преподавателя: вторая

Рабочая программа дисциплины «Экономическая теория» утверждена на заседании цикловой комиссии общегуманитарных дисциплин



Председатель ПЦК Н.Н.Неустроева

« » 2014 г.

Рабочая программа дисциплины «Экономическая теория» утверждена на заседании Методического совета Якутского финансово-экономического колледжа-филиала

И.о. заместителя директора

по научно-методической работе Н.Н.Неустроева

« » 2014 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) базовой подготовки 380201 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям базовой подготовки 080110.51 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

Программа учебной дисциплины «Экономическая теория» может быть использована в дополнительном образовании и профессиональной подготовке работника в области экономики и управления.




    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Курс «Экономическая теория» входит в блок общепрофессиональных дисциплин экономического направления.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

  • Использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

  • Строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;

  • Распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;

  • Применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

  • Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • Предмет, метод и функции экономической теории;

  • Общие положения экономической теории;

  • Основные микро- и макроэкономические категории и поазатели, методы их расчета;

  • Построение экономических моделей;

  • Характеристику финансового рынка, денежно – кредитной системы;

  • Основы формирования государственного бюджета;

  • Рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;

  • Понятия мировой рынок и международная торговля;

  • Основные направления экономической реформы России.

1.4. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена:

Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студента 76 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 72 часов;

консультаций – 4 часов.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую теорию.

Тема 1. Предмет, методы и функции экономической теории.

Наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Тема 2. Основные разделы экономической теории: микро- и макроэкономика.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:


  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;

  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

  • проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Макроэкономика – раздел экономики, который изучает крупномасштабные экономические явления (инфляция, безработица экономический рост); наука о хозяйстве, как целом. Макроэкономика изучает вопрос о том, как быстро развивается национальная экономика, каков совокупный доход. Она ищет решение таких проблем, как повышение занятости, повышение производства товаров и услуг.

Тема 3. Как возникла и развилась экономическая теория, ее первые школы

Одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце XVIII века — 30-х гг. XIX века

Тема 4. Производство и его факторы и стадии. Элементы процесса производства.

Процесс общественного производства включает четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития человека.

В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли.

Распределение – стадия определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в производственном процессе.

В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма.

Обмен – стадия движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Потребление можно подразделить на два типа: личное потребление и производственное.

Личное потребление осуществляется вне рамок общественного производства: еда, питье, чтение всегда остаются индивидуализированным процессом.

Тема 5. Основные вопросы экономики и экономические системы.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Тема 6. Проблема выбора. Рациональное поведение. Альтернативная стоимость.

Первый важнейший выбор - какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость.

Второй основной экономический выбор - как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Тема 7. Формы собственности

Собственность как экономическая категория, Трансформация форм собственности. Права собственника.

РАЗДЕЛ 2. Потребление и потребитель. Основы теории поведения потребителя.

Тема 1. Понятие благ. Нормальные и низшие блага. Товары первой необходимости.

Блага - средства удовлетворения человеческих потребностей. Блага разделяются:

- по натуральным характеристикам - на продукты и услуги;

- по степени удаленности от конечного потребления - на потребительские блага и ресурсы;

- по длительности использования - на кратковременные и долговременные;

- по характеру потребления - на частные и общественные.

Тема 2. Общая характеристика потребностей.

Пирамида человеческих потребностей А.Маслоу. Права потребителей

Тема 3. Основы теории поведения потребителя.

Кардиналистская и ординалистская теории поведения потребителя. Кривые поведения потребителя.

РАЗДЕЛ 3. Микроэкономика

Составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов.

Тема 1. Спрос и предложение.

Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при условиях.

Тема 2. Формы оплаты труда. Виды зарплаты.

Повременная и сдельная формы оплаты труда, классификация зарплаты.

Тема 3. Предпринимательство и теория фирмы

Классификация фирм, и виды предпринимательства

Тема 4. Организационно – правовые формы хозяйствования

Организационно – правовые формы хозяйствования по Российскому законодательству.

Тема 5. Менеджмент

Управление возникло вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в желании достичь какую-либо общую цели, возникала задача координации их общих действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем или управляющим, а другой - его подчиненным или исполнителем.

Тема 6. Издержки производства

Виды издержек, графическая и математическая интерпретация издержек.

Тема 7. Доход фирмы

Классификация прибыли и доходов. Категории дохода

Тема 8. Маркетинговая деятельность предприятия

Процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли.

Тема 9. Конкуренция

Постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:


  1. Как степень состязательности на рынке;

  2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

  3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Тема 10. Монополия и её виды

Крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.


РАЗДЕЛ 4. Макроэкономика

В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.

Тема 1. Понятие экономических циклов.

Тема 2 . Измерения в макроэкономике. ВВП. НД.

Тема3. Инфляция.

Нарушение законов денежного обращения приводит к инфляции. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Термин инфляция (от лат. inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие «инфляция» получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 1920-х гг.

Тема 4. Безработица

Тема 5. Экономический рост и развитие

Экономический рост – долгосрочная устойчивая тенденция увеличения масштабов экономики: реальных показателей ВВП и ВНП, НД, а так же значений этих показателей на душу населения.

Экономический рост является одной из ключевых целй экономической политики. Под экономическим ростом понимают увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг или, иначе, создание в стране возможностей для увеличения масштабов производства товаров и услуг. Экономический рост наблюдается в условиях расширенного воспроизводства, когда происходит систематический рост объемов производства. Расширенное, а также простое и суженное воспроизводство можно интерпретировать в графической форме (кривые производственных возможностей).


РАЗДЕЛ 5. Мировая экономика.

Тема 1. Абсолютное и сравнительное преимущество.

Тема 2. Платежный баланс

Это финансовый документ, в котором отражаются соотношение сумм платежей, произведенных данной страной за границей и поступлений, полученных из-за границы за определенный период времени.

Платежный баланс используется для анализа воздействия международных сделок на национальную экономику. Все международные сделки можно разделить на пять основных категорий: обмен товарами, обмен услугами, доходы от заграничных инвестиций, трансфертные платежи и обмен финансовыми активами.

В большинстве стран мира статьи платежного баланса группируются по примерной схеме, рекомендованной МВФ. В Российской Федерации платежный баланс по методике МВФ был впервые составлен за 1992 год. Функция по составлению платежного баланса возложена на Банк России

Тема 3. Международные экономические отношения.

Международное сотрудничество охватывает все стороны жизни общества – экономическую, социальную, политическую, культурную. Оно основано на международном разделении труда, перемещении всех видов ресурсов через государственные границы.

Международные отношения, развиваясь на взаимовыгодной основе, приводят к формированию международных финансов.
Тема 4. Международная торговля.

Тема 5. Международная финансовая система

Экономика любой страны характеризуется той или иной степенью открытости. Международные отношения выступают в качестве одного из основных объектов государственного регулирования. По мере усиления интеграционных процессов международная финансовая сфера из простого посредника превращается в важный самостоятельный фактор, от которого во многом зависит как внешнеэкономическое положение страны, так и эффективность воспроизводства внутри нее.

Тема 6. Глобальные экономические проблемы

Занятие проводится в форме семинара, обучающиеся сами подготавливают доклады по выбранным темам.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:




практические занятия

10

контрольные работы




консультации

4

Самостоятельная работа студента (всего)

10




    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономическая теория»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в экономическую теорию







Темы:

Предмет, методы и функции экономической теории. Основные разделы экономической теории: микро- и макроэкономика. Как возникла и развилась экономическая теория, ее первые школы



Содержание учебного материала

16




Практические занятия

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа студента

2




Раздел 2.

Потребление и потребитель. Основы теории поведения потребителя







Темы:

Понятие благ. Нормальные и низшие блага. Товары первой необходимости. Общая характеристика потребностей. Основы теории поведения потребителя.



Содержание учебного материала

8




Практические занятия

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа студента

2




Раздел 3.

Микроэкономика







Темы:

Спрос и предложение. Формы оплаты труда. Виды зарплаты. Предпринимательство и теория фирмы



Содержание учебного материала

22




Практические занятия

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа студента

2

Раздел 4.

Макроэкономика







Темы:

Понятие экономических циклов. Измерения в макроэкономике. ВВП. НД. Инфляция. Безработица



Содержание учебного материала

12




Практические занятия

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа студента

2

Раздел 5.

Мировая экономика







Темы:

Абсолютное и сравнительное преимущество. Международные экономические отношения. Международная торговля. Международная финансовая система



Содержание учебного материала

12




Практические занятия

2

Контрольные работы




Самостоятельная работа студента

2

Консультации




4







Всего:

76





3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономическая теория».

Оборудование учебного кабинета: доска, столы, стулья.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование.




    1. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

  1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Махавикова Г.А. Экономическая теория. СПб, 2006.

  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2008.

  3. Казначевская Г.Б. Экономическая теория:учебник. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2009.

  4. Куликов Л.М. Основы экономических знаний. М.: «Финансы и статистика», 2006.

  5. Экономическая теория: учебник/под. ред. А.Г. Грязновой.М.:КНОРУС, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. М.: Экономика, 2007.

  2. Базиков А.А. Экономическая теория: курс лекций. М.: ИНФРА – М, 2005.

  3. Видяпин В.И., Журавлева Г.П.Экономическая теория (политическая экономия): учебник, М.: ИНФРА – М, 2007.

  4. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. М.: КноРус, 2008.

Internet – ресурсы:

  1. www.cbr.ru

  2. www.governmtnt.ru

  3. www.economi.gov.ru

  4. www.minfin.ru

  5. www.gks.ru

  6. www.worldbank.org.ru

  7. www.imf.org.ru

  8. www.wto.org.ru

  9. www.iea.ru

  10. www.beafing.org.ru




  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;

распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях



Устные опросы, тестирование, практические занятия

контрольные работы, решение задач.



Знать:

предмет, метод и функции экономической теории;

общие положения экономической теории;

основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;

построение экономических моделей;

характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;

основы формирования государственного бюджета;

рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;

понятия мировой рынок и международная торговля;

основные направления экономической реформы в России.



семинарские занятия; контрольная работа; практические занятия; внеаудиторная самостоятельная

работа





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница