Рабочая программа учебной дисциплины ен. 04 Экологические основы природопользования Ставрополь 2013 одобрена




Скачать 173.67 Kb.
Дата07.05.2016
Размер173.67 Kb.
Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь



УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________ А.Н. Крячко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.04 Экологические основы природопользования

Ставрополь 2013



ОДОБРЕНА

Кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от 27.08.2013 г.
Зав. кафедрой

______________ И.В. Слободянникова






Согласовано:

Методист

____________ В.В.Пономаренко






Рекомендована научно-методическим советом государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь

Протокол № 1 от 28.08.2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 150415 Сварочное производство базовой подготовки укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, направления подготовки 150400 Металлургия.

Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополь
Разработчики:

Ракчеева Н.А., преподаватель

Медведева Л. П., преподаватель

Заключение эксперта ФГУ "ФИРО" – Андрейченко З.М. (сертификат СР № 011.0704 от 18.03.2011 г.)



СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





5
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7
  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


12
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


14



1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 150415 Сварочное производство базовой подготовки укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, направления подготовки 150400 Металлургия.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке обучающихся по специальностям СПО:

262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий базовой подготовки, 280104 Пожарная безопасность, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 151901 Технология машиностроения, 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 230113 Компьютерные системы и комплексы, 230115 Программирование в компьютерных системах


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина Экологические основы природопользования относится к математическому и общему естественнонаучному циклу.

Для освоения дисциплины Экологические основы природопользования обучающиеся используют знания, умения и навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Биология», «География», «Химия».

Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» является необходимой основой для последующего освоения программ профессиональных модулей.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

-анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- выбирать методы, технологии и аппараты, утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

-определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

-правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:




лабораторные занятия (не предусмотрены)

-

практические занятия

8

контрольная работа

-

курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:




самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрена)

-

доклады

4

рефераты

4

мини-проекты

4

исследование

4

Итоговая аттестация в форме зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы




28




Тема 1.1.

Природоохранный потенциал

Содержание учебного материала

4

1.

Природа и общество, общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, преднамеренные воздействия человека на условия существования.



1

2.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощения энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и другие. Пути их решения.

2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-




Практические занятия:

1.Определение экологической пригодности выпускаемой продукции.



2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы по теме:

«Природоохранный потенциал»: составление планов, тезисов, сообщений, графическое изображение структуры текста.


2

Тема 1. 2.

Природные ресурсы и рациональное природопользование


Содержание учебного материала

6

1.

Понятие природно-ресурсного потенциала и классификация ресурсов.

Принципы и задачи рационального природопользования.



2

2.

Пути предотвращения истощения ресурсов.

Безотходные технологии и использование альтернативных источников энергии: солнца, ветра, приливов-отливов, геотермальной энергии.



2

3.

Охрана природы – элемент сохранения экологического равновесия на планете. Сведения о Красной книге и внесенных в нее представителях животного и растительного мира; особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

Охрана и рациональное использование лесов. Классификация лесов, их значение в формировании микроклимата, значение в биосфере.



Охрана и рациональное использование ресурсов Мирового океана. Значение морских экосистем в жизни человека.

3










Лабораторные работы (не предусмотрены)

-



Практические занятия:

1.Выбор методов технологий и аппаратов по утилизации выбросов, стоков и твердых отходов.



2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение рефератов по теме: «Природные ресурсы и рациональное природопользование» и мини-проектов по страницам Красной книги (международной, Российской и краевой).



4

Тема 1. 3 .

Загрязнение окружающей среды


Содержание учебного материала

2

1.

Основные загрязнители; их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

«Зелёная» революция и её последствия. Антропогенное и естественное загрязнение. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

Основные задачи мониторинга окружающей среды. Наблюдение за факторами воздействия на окружающую среду; оценка прогнозирования состояния окружающей среды.


Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия:

1.Оценка состояния экологии окружающей среды на производственном объекте.

2

Контрольные работы (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию по теме «Загрязнение окружающей среды»

с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к защите.


4

Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования




20

Тема 2.1.

Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу


Содержание учебного материала

8

1.

Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России.

Государственные и общественные мероприятия по прекращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.



1

2.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.



2

3.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

3

4.

Экологическое образование и экологическая культура населения.

Природоохранное просвещение. Эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Материальная заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности.



2

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-



Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся по теме: « Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу»- создание мини-проектов «Техногенные катастрофы современности и их последствия», докладов «Мониторинг окружающей среды», «Экологическая экспертиза, ее виды и принципы», «Экологические преступления и причины их роста».

4

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду


Содержание учебного материала

2

1.


Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.

Виды ответственности за экологические правонарушения.



Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия. Оценка и анализ состояния окружающей среды и природоохранной деятельности. Экономический анализ использования природных ресурсов.

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия:

1.Анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности.

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов о международных природоохранных организациях, домашняя работа по подготовке к зачету по итогам курса «Экологические основы природопользования».

2

Итоговое занятие. Зачет.

2

Тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрена)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (не предусмотрена)

-

Всего:

48



3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по химии; библиотеки, читального зала с выходом в сеть Internet .


Оборудование учебного кабинета по экологии:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- комплект учебно- методической документации;

-комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования»;

-карты: Биосферные заповедники и национальные парки мира, Экологические проблемы России;

- видеофильмы: Биосфера, Основы экологии, Экология. Охрана природы;

- цифровые образовательные ресурсы;

- программное обеспечение общего назначения.
Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, сканер, принтер; фото или/и видео камера аудиовизуальные средства; мобильные средства для хранения информации, внешние накопители информации.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
1. Арустамов Э.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: 5-е издание переработанное и дополненное, М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008.

2. Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.

3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.- М.: Феникс, 2008.

4. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.

5.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, учебник для колледжей и средне - специальных учебных заведений, 5-е издание переработанное, Ростов на Дону: «Феникс», 2009.

Дополнительные источники:

1. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Высшая школа, 2007г.

2. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.- М.: Феникс,2009г.

3. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология, ученик для вузов , М. 2008г.


Журналы:

1."Экология», периодический журнал, Россия, Екатеринбург.

2. "Экология и жизнь», научно-популярный и образовательный журнал, Россия, Москва.

3.«Экология производства», ежемесячный научно-практический журнал, Россия, Москва.

4.«Экология и жизнь» периодический журнал, Россия, Москва.

Интернет-ресурсы:

Интернет-ресурс Экология, курс лекций. Форма доступа: ispu.ru

Интернет-ресурс Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-Iine версия).Форма доступа: msuee.ru.

Интернет-ресурс Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. Форма доступа: biodat.ru.- BioDat.




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;



составление планов, тезисов, защита практической работы

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

защита мини-проектов


-выбирать методы, технологии и аппараты, утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;


защита рефератов

-определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

защита практической работы

-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

защита практической работы, устный опрос

знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;



тестирование, индивидуальные задания


- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;


защита мини-проектов, тестовый опрос


- основные источники и масштабы образования отходов производства;


составление тезисов, индивидуальные задания

-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

защита практической работы,

составление схем и таблиц



-правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;


подготовка докладов, тестирование, зачет

-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

тестирование, устный опрос

-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.



зачет








База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница