Рабочая программа по дисциплине Коммунальная гигиена Цикла с 3 Профессиональный цикл По специальности: 32. 05. 01 Медико-профилактическое дело




страница1/11
Дата10.05.2016
Размер2.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерство здравоохранения и социального развития Российской

Федерации.


УТВЕРЖДАЮ”

проректор по учебной работе


профессор Мамаев.С.Н.


« » 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине – Коммунальная гигиена

Цикла С 3 Профессиональный цикл

По специальности: 32.05.01 Медико-профилактическое дело

Квалификация-Врач по общей гигиене ,по эпидемиологии

Уровень высшего-СПЕЦИАЛИТЕТ

Факультет- Медико-профилактический

Кафедра:Общей гигиены и экологии человека

Форма обучения-очная

Курс:5-6

Семестр: 9-10-11

Всего трудоемкость-9,75 з.е./351

Лекций-62 ч

Практических(семинарских,лабораторных) занятий-148ч

Самостоятельная работа-105ч

Экзамен-36ч




Махачкала 2015 г.







программа составлена в соответствии с требованием ФГОС ВО с учетом рекомендаций

примерной программы по специальности «Медико-профилактическое дело»

___________________________________________________________________________
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры общей гигиены

и экологии человека

от «___»_________201__г. Протокол №

Зав.кафедрой общей гигиены

и экологии человека, д.м.н.,

профессор М.Г.Магомедов

Рабочая программа согласована:



  1. Директор НМБ ДГМА А.В.Бекеева



  1. УМО М.Н.Гаджимурадов



Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании Совета

факультета «__»________201__г. Протокол №


Председатель СФ Магомедов М.Г
Составители:

доц. Шахназарова Л.М.

стар.препод.Казанбиева П.Д.


Зав.кафедрой, д.м.н. проф.Магомедов М.Г.


Зав.учебной частью к.м.н.,Гитинова П.М.

кафедры,доцент


Рецензент: проф.Шамсудинов Р.С.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования по специальности «Медико-профилактическое дело» (2000 г.) и дисциплины - «Коммунальная гигиена», с учётом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2012г.).

1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является научное обоснование гигиенических нормативов и мероприятий, необходимых для улучшения санитарных условий жизни в населенных местах, для предупреждения заболеваний и укрепления здоровья населения. Указанная цель является одним из направлений реализации государственной политики в области здравоохранения и охраны природы в условиях индустриального общества.



Задачи курса «Коммунальной гигиены»:

  1. Изучение студентами медицинских вузов гигиенических вопросов профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии.

  2. Приобретение умения по использованию факторов окружающей среды и достижения научно-технического прогресса в оздоровительных целях; изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием природной, производственной и социальной среды его обитания.

  3. Подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью профилактики заболеваний человека, связанных с неблагоприятным влиянием факторов среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.

Учебный процесс строится по принципу максимальной самостоятельной деятельности студентов, что достигается путем решения ситуационных задач, разбора проектов, написания актов

4


мероприятий по контролю, заключений и т.д. В процессе прохождения курса практических занятий осуществляется тестовый контроль знаний по каждому разделу дисциплины.

В процессе обучения студенты выполняют самостоятельные работы по экспертизе проектов жилых домов, общественных и административных зданий, анализу причинно-следственных связей здоровья населения с состоянием среды обитания, проводят санитарные обследования и составляют санитарные описания важнейших коммунальных объектов, составляют акты по результатам мероприятий по контролю на поднадзорных предприятиях и предписания должностного лица, составляют заключения по образцу исследованных питьевой воды и воды водоемов, атмосферного воздуха и т.п.



  1. Цели, задачи и место коммунальной гигиены в образовательной программе Цель:

Коммунальная гигиена - одна из ведущих медицинских профилактических дисциплин, изучающая влияние природных и техногенных факторов окружающей среды на человека в условиях населенных мест.

Целью коммунальной гигиены является научное обоснование гигиенических нормативов и мероприятий, необходимых для улучшения санитарных условий жизни в населенных местах, для предупреждения заболеваний и укрепления здоровья населения. Указанная цель является одним из направлений реализации государственной политики в области здравоохранения и охраны природы в условиях индустриального общества.



Задачи:

организация обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;



  • осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью профилактики заболеваний человека, связанных с неблагоприятным влиянием факторов среды обитания человека и условий его жизнедеятельности;

  • изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием природной, производственной и социальной среды его обитания;

5


  • планирование, организация и участие в проведении гигиенических противоэпидемических мероприятий с целью охраны здоровья, профилактики заболеваний населения;

  • проведение научных исследований по полученной специальности.

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам при изучении коммунальной гигиены на кафедре для студентов МПФ:

  1. .Общая и биоорганическая химия.

  1. Медицинская биология и генетика.

  2. Медицинская и биологическая физика.

  3. Анатомия человека.

  4. Гистология, эмбриология и цитология.

  5. Биологическая химия.

  6. Нормальная физиология.

  7. Микробиология с вирусологией, иммунологией и санитарной микробиологией.

  8. Социальная гигиена с организацией здравоохранения, медицинской статистикой.

  9. Патологическая физиология.

  1. .Фармакология с общей токсикологией.

12 .Рентгенология.

  1. Патологическая анатомия.

Н.Общая гигиена с экологией, радиационной гигиеной.

15.Внутренние болезни.

1 б.Хирургические болезни.


  1. Гигиена питания с диетологией.

  2. Г игиена труда.

  3. Профессиональные болезни.

  4. Гигиена детей и подростков.

21 .Эпидемиология.




6


Указывается цикл дисциплин ГОС (с индексом) и компонент основной образовательной программы (федеральный или национально-региональный (вузовский) компонент), к которому относится данная дисциплина.

Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями основной образовательной программы (дисциплинами, практиками):

  1. указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым для освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (практик);

  2. указываются дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее.

З.Общая трудоемкость дисциплины составляет 216_

академических часов:

Из них лекций - 72 часов Практических занятий -144 часов.

Самостоятельная работа студентов - 144 часов.

Количество учебных часов согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального обучения - 326 часов.



  1. Результаты обучения

В результате освоения дисциплины (практики) обучающийся должен:

Знать:



нормативно-методические материалы, регламентирующие качество атмосферного воздуха, качество питьевой воды, загрязнение почвы, сбор, удаление и обезвреживание твёрдых и промышленных отходов, планировку населённых мест;

  • гигиенические требования к планировке, оборудованию и эксплуатации жилых и общественных зданий;

  • гигиенические требования к контролю содержания вредных веществ в атмосферном воздухе, воздухе жилых и общественных помещений;

  • гигиенические требования к системам вентиляции жилых и общественных зданий;

  • гигиенические требования к качеству питьевой воды и организации лабораторного контроля за подготовкой воды;

7


гигиенические требования к сооружениям и качеству очистки хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод;

  • требования к гигиенической безопасности товаров народного потребления.

Уметь:

давать комплексную оценку факторам окружающей среды;



  • оценить состояние здоровья населения;

  • дать гигиеническую оценку влияния физических факторов среды обитания;

  • дать комплексную оценку качества питьевой воды;

  • дать оценку влияния параметров микроклимата на здоровье человека;

  • дать гигиеническую оценку безопасности парфюмерно-косметической продукции, одежды, обуви и материалов для их изготовления;

-разрабатывать гигиенические мероприятия по снижению отрицательного влияния атмосферных загрязнений на здоровье человека;

  • использовать данные научной литературы и практической службы здравоохранения по гигиене и смежным дисциплинам для разработки мер по улучшению качества среды обитания человека.

Владеть:

Студент должен приобрести следующие навыки:



I. В области предупредительного санитарного надзора за состоянием коммунальных объектов и окружающей среды:

  1. оформлять заключение по отводу земельного участка;

  2. проводить санитарную экспертизу проекта объекта строительства;

  3. проводить санитарный контроль на этапе строительства объекта;

  4. осуществлять приемку объекта в эксплуатацию;

  5. оценить выбор источника хозяйственно-питьевого водоснабжения и место водозабора;

  6. определить размеры II пояса ЗСО источников водоснабжения;

  7. оценить достаточность мероприятий по водоподготовке подземных и поверхностных источников водоснабжения;

  8. оценить схему очистки хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и эффективность работы отдельных сооружений;

  9. определить санитарные условия спуска сточных вод в водные объекты;

  10. определить и оценить максимальную концентрацию промышленных выбросов проектируемого предприятия в приземном слое воздуха;

  11. оценить прогнозные расчеты шумового режима на территории жилой застройки и в помещениях жилых и общественных зданий;

  12. определить и оценить время инсоляции проектируемых жилых зданий, лечебно-профилактических учреждений;

  13. определить и оценить естественную освещенность в помещениях проектируемых жилых и общественных зданий;

  14. проводить санитарную экспертизу проектов населенных мест городского и сельского типа, проектов детальной планировки микрорайона, зон отдыха,

8


водоснабжения и канализации населенного пункта, типовых и индивидуальных проектов жилых зданий, типовых индивидуальных проектов лечебно-профилактических учреждений.

П. В области текущего надзора за санитарным состоянием жилищно- коммунальных объектов и окружающей среды (атмосферный воздух, водные объекты, почва) населенных пунктов:

  1. проводить санитарное обследование и давать оценку санитарного состояния систем водоснабжения из подземных и открытых водоисточников, зон санитарной охраны источников водоснабжения;

  2. проводить инструментальные обследования жилищно-коммунальных объектов с определением показателей микроклимата, шума, освещенности;

  3. анализировать и давать гигиеническую трактовку результатов лабораторных и инструментальных исследований воды, воздуха и почвы;

  4. наметить систему мероприятий по защите территорий жилой застройки и населения от воздействия вредных факторов;

  5. оценить эффективность осуществленных оздоровительных мероприятий;

проводить санитарное обследование сооружений по обезвреживанию и утилизации твердых и жидких отходов.

Студент должен иметь представление:

об организации и структуре государственной санитарно- эпидемиологической службы, её целях и задачах;



  • о структуре, целях и задачах системы социально-гигиенического мониторинга;

  • о патогенезе вредного действия основных факторов среды обитания человека, их роли в нарушении здоровья и формировании заболеваний у человека;

  • о методических подходах к установлению причинно-следственных связей между состоянием среды обитания в населенных местах и состоянием здоровья населения, а также методике установления степени риска нарушения здоровья.



Образовательные технологии


Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы (например, лекция- визуализация, проблемная лекция по коммунальной гигиене, лекция - вопросы- ответы, тематическая дискуссия, мозговой штурм приоритетных проблем, обмен мнениями, пути решения проблем коммунальной гигиены, активизация творческой деятельности, регламентированная дискуссия, дискуссия типа форум, деловая и ролевая учебная игра, метод малых групп, имитаторов, разбор конкретных объектов коммунальной службы города, защита экспертного заключения о соответствии гигиеническим требованиям отдельных составляющих содержания коммунальной гигиены, потенциальные пути разработки профилактических мероприятий по коррекции функционального состояния, эффективности существующих методов защиты элементов коммунальной сферы городских и сельских поселений, составление санитарного паспорта населенных пунктов с позиций обеспечения защиты окружающей среды.


It? .


c:\users\user\appdata\local\temp\finereader11\media\image5.jpeg


/



Учебная программа дисциплины


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Введение.

Коммунальная гигиена, объект, предмет и цели коммунальной гигиены как научной дисциплины; методы изучения. Определение. Место коммунальной гигиены в комплексе гигиенических дисциплин.

Истоки коммунальной гигиены в России. Формирование научных взглядов А.П.Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана, Г.В.Хлопина, А.Я.Якобия. Значение учения И.М.Сеченова и И.П.Павлова об единстве и взаимодействии организма и внешней среды.




Научно- исследовате





Коммунальная гигиена в России в XX веке; деятельность А.Н.Сысина, А.Н.Марзеева, В.А.Рязанова, С.Н.Черкинского.

Современные задачи коммунальной гигиены. Изучение причинно- следственных связей здоровья населения с состоянием среды обитания, исследования по гигиеническому нормированию факторов среды обитания как научная основа санитарного законодательства и практической деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы в области коммунальной гигиены. Роль коммунальной гигиены в системе социально-гигиенического мониторинга.

Коммунальная гигиена как предмет преподавания, содержание и порядок прохождения по учебному плану.


  1. Гигиена воды и питьевого водоснабжения.

    1. Вода как важнейший фактор среды обитания- физиологическое и гигиеническое значение. Централизованное водоснабжение, его роль в обеспечении санитарных условий жизни и профилактике заболеваемости населения. Водопотребление в населенных местах; гигиеническое значение уровня водопотребления. Природные и социальные факторы, влияющие на обеспечение населения питьевой водой. Водный фактор как фактор риска инфекционной и неинфекционной заболеваемости населения и основные гигиенические требования к качеству питьевой воды.

    2. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

      1. Безопасность воды в эпидемическом отношении. Значение воды и условий водоснабжения населения в распространении инфекционных и инвазионных заболеваний. Инфекционные болезни, передающиеся через воду: холера, брюшной тиф, паратифы, дизентерия, вирусный гепатит, полиомиелит и другие. Условия, способствующие передаче инфекционного начала через воду. Значение санитарно-показательных микроорганизмов для оценки качества питьевой воды по бактериальному и вирусному составу.

      2. Безвредность воды по химическому составу. Химический состав питьевой воды как этиологический фактор и фактор риска заболеваний неинфекционной природы. Эндемический флюороз. Водно-нитратная метгемоглобинемия у детей. Опасность для здоровья содержания в воде различных химических веществ природного и антропогенного происхождения, а также химических соединений, используемых для очистки питьевой воды. Роль водного фактора в онкологической заболеваемости населения.

      3. Органолептические свойства воды. Влияние на уровень водопотребления, условия жизни и заболеваемость населения.

    3. Методика изучения влияния водного фактора на состояние здоровья населения. Основные этапы развития проблемы гигиенического нормирования качества питьевой вод. СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Рекомендации ВОЗ, зарубежные стандарты качества питьевой воды.

10


    1. Источники водоснабжения, их сравнительная гигиеническая характеристика. Выбор источника для питьевого водоснабжения; количество воды; санитарная надежность источника.

    2. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, их теоретическое и практическое обоснование. Методы определения границ зон санитарной охраны для подземных и поверхностных источников и требования к режиму зон (СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения»; ГОСТ «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения»).

    3. Водопроводы из поверхностных источников. Схемы устройства и приемы достижения необходимого качества питьевой воды; понятие о технической и гигиенической эффективности схем обработки воды. Типы сооружений по осветлению воды. Условия применения и факторы, влияющие на эффективность коагуляции; условия и эффективность применения полимерных флокулянтов.

    4. Обеззараживание воды - гигиеническое значение; теоретические основы процесса обеззараживания; участие отечественных ученых в разработке вопросов обеззараживания воды. Сравнительная санитарная оценка методов обеззараживания воды (хлорирование, озонирование, ультрафиолетовое облучение и др.); механизм бактерицидного действия; факторы, определяющие эффективность обеззараживания. Устройства и оборудование. Контроль эффективности обеззараживания.

    5. Специальные приемы улучшения качества питьевой воды. Умягчение, опреснение, фторирование, обесфторивание, обезжиривание, обезжелезивание. Их гигиеническая оценка и условия применения. Методы борьбы с запахами и привкусами.

    6. Гигиенические условия распределения воды. Распределительная сеть и её устройство; гигиеническая оценка строительных материалов, применяемых в водопроводной практике. Причины загрязнения и инфицирования воды в водопроводной сети; методы предупреждения. Дезинфекция головных водопроводных сооружений и водопроводной сети. Гигиенические вопросы проектирования и эксплуатации групповых систем хозяйственно-питьевого водоснабжения.

    7. Нецентрализованное водоснабжение. Санитарные требования к устройству колодцев и каптажей родников и качеству воды в них; дезинфекция колодцев и воды в колодцах. Санитарная охрана источников.

    8. Гигиеническая оценка системы горячего водоснабжения и методов подготовки горячей воды.

    9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль качества питьевой воды.

    10. Предупредительный и текущий санитарный надзор в области водоснабжения населенных мест.


3 Санитарная охрана водных объектов

11


  1. Условия возникновения и развития проблемы санитарной охраны водных объектов. Научно-технический прогресс и его влияние на состояние водных объектов. Роль отечественных ученых в развитии проблемы санитарной охраны водных объектов (Г.В.Хлопин, Н.С.Строганов, С .Н.Черкинский).

  2. Источники загрязнения водных объектов. Сравнительная санитарная характеристика бытовых, промышленных и ливневых сточных вод. Городские сточные воды и их санитарная характеристика. Влияние загрязнения водных объектов на санитарные условия жизни и здоровья населения.

  3. Научные основы санитарной охраны водных объектов. Разнообразие видов водопользования и понятие о множественности критериев загрязненности водного объекта; гигиенический критерий. Хозяйственно-питьевое и рекреационное водопользование. Принципы гигиенического нормирования химических веществ в воде водных объектов.

  4. Понятие о предельно допустимой концентрации (ПДК) и лимитирующем признаке вредности. Гигиеническое нормирование при совместном присутствии нескольких химических веществ и с учетом трансформации их в водной среде. Гигиенический критерий вредности сточных вод.

  5. СанПиН «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» Методика определения допустимости сброса сточных вод в водные объекты в условиях предупредительного и текущего санитарного надзора. Значение состава, количества и режима отведения сточных вод, гидрогеологической, санитарной характеристики водоема и условий водопользования населения.

  6. Санитарные правила спуска сточных вод в водоемы, их гигиеническое обоснование. Методика пользования расчетными приемами при санитарной экспертизе, в частности, при загрязнении водоемов комплексом вредных веществ.

  7. Система мероприятий по охране водных объектов от загрязнения. Значение технологических мероприятий по уменьшению промышленного загрязнения водных объектов. Санитарно-технические мероприятия. Этапы и методы очистки городских сточных вод. Типы сооружений для механической, биологической очистки и обеззараживания сточных вод, условия применения, оценка эффективности. Методы и сооружения для обезвреживания осадка сточных вод. Судьба осадка. Очистка и обезвреживание бытовых сточных вод малых объектов. Особенности обезвреживания сточных вод лечебных учреждений.

Специальные методы очистки и обеззараживания промышленных сточных вод; условия применения; оценка эффективности. Обеспечение эпидемической безопасности сточных вод животноводческих комплексов в отношении сальмонелл и гельминтов.

Гигиенические подходы к обработке и повторному использованию сточных вод в промышленном водоснабжении и городском хозяйстве.



12


  1. Система мероприятий по охране водных объектов от загрязнения. Значение технологических мероприятий по уменьшению промышленного загрязнения водных объектов.

Предупредительный и текущий санитарный надзор в области охраны водных объектов; методика оценки гигиенической эффективности мероприятий в области санитарной охраны водных объектов. Санитарнолабораторный контроль; производственный контроль.

  1. Гигиена атмосферного воздуха

    1. Возникновение и развитие проблемы загрязнения атмосферного воздуха в современных условиях. Источники загрязнения атмосферного воздуха населенных мест, их сравнительная характеристика. Предприятия энергетики, химической промышленности, строительной индустрии. Особенности автомобильного транспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха.

    2. Характеристика атмосферных загрязнений. Закономерности их распространения в атмосферном воздухе. Факторы, влияющие на дальность распространения и концентрацию аэрозолей в атмосферном воздухе. Трансформация химических веществ в атмосферном воздухе.

    3. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и условия жизни населения. Острое, хроническое специфическое, хроническое неспецифическое действие. Методика изучения влияния атмосферного воздуха на здоровье и условия жизни населения.

    4. Косвенное влияние атмосферных загрязнений на здоровье и условия жизни населения (кислотные дожди, парниковый эффект и пр.).

    5. Принципы и методы гигиенического нормирования химических веществ в атмосферном воздухе. Предельно допустимые концентрации химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

    6. Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха; технологические, санитарно-технические, планировочные и административные мероприятия. Санитарное законодательство по охране атмосферного воздуха. Санитарно-защитные зоны, их гигиеническое значение. СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

    7. Основные приемы улавливания и обезвреживания выбросов в атмосферу, условия применения. Методика оценки гигиенической эффективности осуществляемых мероприятий.

    8. Санитарно-эпидемиологический надзор в области охраны атмосферного воздуха. Организация контроля состояния атмосферного воздуха. Мониторинг качества атмосферного воздуха, виды мониторинга.

  2. Гигиена почвы населенных мест

    1. Понятие о почве населенных мест. Факторы почвообразования; гигиеническое значение антропогенного фактора. Гигиенический критерий

13


загрязнения почвы. Основные источники загрязнения почвы населенных мест. Природные и техногенные биогеохимические провинции.

    1. Особенности влияния почвы на условия жизни и здоровье населения. Роль почвы в распространении инфекционных болезней и инвазий. Химический состав почвы как фактор риска развития болезней неинфекционной этиологии. Микроэлементозы.

    2. Теоретические основы и методика гигиенического нормирования экзогенных химических веществ в почве. Гигиенические нормативы и регламенты: предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни внесения химических веществ в почву, безопасные остаточные количества.

    3. Санитарные показатели почвы. Методика их использования при выборе площадки для создания объекта и контроле санитарного состояния почвы.

    4. Принципы очистки населенных мест от твердых бытовых отходов. Системы сбора и удаления твердых бытовых отходов. Теоретические основы и механизм разрушения органических веществ, отмирания патогенных микроорганизмов и яиц гельминтов в почве. Почвенные и индустриальные методы обезвреживания отходов; условия применения. Методы обезвреживания и утилизации жидких и твердых бытовых отходов в условиях сельской местности. Обезвреживание промышленных отходов.

    5. Санитарно-эпидемиологический надзор в области охраны почвы. Методика оценки гигиенической эффективности мероприятий в области санитарной охраны почвы.

  1. Гигиена искусственной среды обитания человека (жилых, общественных зданий и лечебно-профилактических учреждений)

    1. Искусственная среда обитания человека как биологический и социальный фактор; её эволюция. Виды жилищ. Система факторов среды обитания в жилище. Подсистемы: микроклимат, воздушная и световая среда, акустический фактор, электромагнитное излучение.

    2. Влияние факторов искусственной среды обитания в жилище на условия жизни и здоровье человека.

    3. Принципы гигиенического нормирования факторов искусственной среды обитания.

    4. Основные способы инженерной коррекции среды обитания в жилище. Планировка жилища. Строительные и отделочные материалы. Инженерные системы: вентиляция и кондиционирование воздуха, отопление, искусственное освещение.

    5. Гигиена больничных учреждений, её значение в системе лечебных мероприятий. Профилактика внутрибольничных инфекций. Гигиенические основы проектирования и строительства зданий лечебно-профилактических учреждений. Выбор участка, планировка и застройка больничной усадьбы. Внутренняя планировка и санитарно-техническое оборудование амбулаторных и стационарных соматических учреждений. Гигиенические

14


требования к микроклимату и шумовому режиму в больничных учреждениях. Лечебно-охранительный режим. Особенности планировки и режима эксплуатации родильных и хирургических отделений. Специальные санитарные требования к планировке инфекционных отделений и их санитарно-техническому оборудованию. Гигиенические требования к обезвреживанию твердых отходов и сточных вод инфекционных больниц.

    1. Гигиенические требования к планировке, санитарно-техническому оборудованию и режиму эксплуатации бань, парикмахерских и косметических кабинетов. Мероприятия по предупреждению кожных и wдругих заболеваний.

    2. Санитарно-эпидемиологический надзор в области строительства и эксплуатации жилых и общественных зданий. СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

  1. Гигиена планировки и застройки населенных мест

    1. Планировка населенных мест как ведущая проблема государственного планирования. Развитие планировки населенных мест за рубежом и в России.

    2. Принципы и этапы планировки населенных мест в современных условиях. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Модель территориальной системы расселения. Население как системообразующий фактор системы расселения.

    3. Социально-гигиенический мониторинг- механизм управления санитарно-эпидемиологическим благополучием территориальной системы расселения. Цель, задачи и методы гигиены районной планировки.

    4. Генеральный план населенного места: градообразующие факторы. Подходы к гигиенической оценке зонирования территории, инфраструктуре поселения, демографическим показателям.

    5. Микрорайон- первичная структурная единица современного поселения; гигиеническое обоснование технико-экономических показателей микрорайона, его планировки и благоустройства.

    6. Планировка, застройка и благоустройство сельских населенных мест. Гигиенические требования к планировке, застройке и благоустройству поселков для размещения сезонных и вахтовых рабочих, спортивнотрудовых лагерей школьников.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница