Рабочая программа курса повышения квалификации консультации и коммуникация в социальной работе




Скачать 81.12 Kb.
Дата09.05.2016
Размер81.12 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Факультет социальных наук

УТВЕРЖДАЮ

Декан _________________ факультета

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа курса повышения квалификации

КОНСУЛЬТАЦИИ И КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Составитель: д.с.н., профессор Сизова И.Л.

Нижний Новгород

2011

1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения курса «Консультации и коммуникация в социальной работе» являются повышение уровня теоретических знаний и практических компетенций в области реализации государственной социальной политики на современном этапе развития, а также в сфере коммуникативной деятельности профессионала по социальной работе.



2. Компетенции:

- знать цели, задачи и функции социального государства;

- уметь различать основные модели современного социального государства;

- понимать приоритеты в развитии государственной социальной политики и принципы ее реализации;

- применять технологию консультирования в разных формах работы с клиентом;

- знать современные принципы и правила консультативной работы;

- использовать при работе с клиентом социальные и методические компетенции;

- повысить уровень владения техниками консультирования;

- знать основы теории коммуникации;

- знать основные стили коммуникации и повысить уровень коммуникативной компетенции.

2. Структура и содержание курса.

Общая трудоемкость курса составляет 12 академических часов.





п/п

Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы (в часах)

Формы аттестации

1.

Основы социального государства

3

Контрольная работа по одному из вопросов для самоконтроля знаний

2.

Современное состояние социальной политики в РФ

3

Эссе в свободной форме (2-3 стр.)

3.

Консультации в социальной работе

3

Устный опрос по вопросам для самоконтроля знаний

4.

Содержание коммуникативной деятельности

3

Зачет по итогам участия в деловых и ролевых играх

3. Образовательные технологии:

Компьютерные презентации, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций.



4. Краткое содержание курса.

Тема 1. Основы социального государства.

Краткая характеристика история развития социального государства. Современное представление о социальном государстве, его определение, цели, задачи и базовые функции (обеспечение социальной безопасности, достижение социальной справедливости и борьба с бедностью, снижение социального неравенства). Принципы социального государства: справедливость, солидарность, субсидиарность, самоответственность, социальный порядок. Модели социального государства: консервативная, либеральная, социал-демократическая, переходные формы. Права и ответственность граждан в социальном государстве. Обеспечение качества и уровня жизни населения в социальном государстве. Современная система социальной защиты (безопасности). Регулирование социально-трудовых отношений государством.



Тема 2. Современное состояние социальной политики в Российской Федерации.

Основные направления развития социальной политики в России: 1990-е гг., изменения в 200-0-х гг., современный этап. Приоритеты развития социальной политики в РФ: базовые программы социального развития российского государства. Сферы реализации государственной социальной политики: социальное страхование, борьба с бедностью, здравоохранение, образование, регулирование занятости и борьба с безработицей, семейная политика.



Тема 3. Консультации в социальной работе.

Консультация как базовая форма социальной работы с клиентом. Использование консультирования на этапе первоначального контакта, выработки целей и задач работы с клиентом, реализации помощи и на заключительном этапе работы с клиентом. Понимание консультирования как комплексного процесса. Структурирования беседа как метод консультирования. Базовые социальные и методические компетенции социального работника: эмпатия, объективность, уважение, гибкость, честность, активизация, саморефлексия. Мотивационное интервьюирование в рамках клиент-центрированного консультирования в социальной работе. Основные принципы МИ: развитие противоречий, избегания убеждения, уменьшение сопротивления, поддержание уверенности в силах клиента.



Тема 4. Содержание коммуникативной деятельности.

Теория коммуникации: структурный анализ коммуникации в рамках психодинамической теории, межчеловеческая транзакция, скрипт-анализ, модель «четырех квадратов». Стили коммуникации: зависимый от потребностей, помогающий, несамостоятельный, агрессивно-обесценивающий, самодоказывающий, контролирующий, самодистанцирующийся, дружественно-драматизирующий. Техники коммуникации: невербальные, вербальные, паравербальные.

5. Вопросы для самоконтроля знаний.

1. Назовите основные причины появления и развития социального государства в демократических странах.

2. Дайте определение социальному государству, назовите основные цели и задачи его развития на современном этапе.

3. Объясните базовые принципы и функции социального государства.

4. Охарактеризуйте основные модели социального государства. Ответьте, какая модель развивается в России?

5. Назовите основные направления и приоритеты социальной защиты населения в современных социально-экономических условиях?

6. Определите принципы регулирования трудовых отношений в условиях трансформации экономики.

7. Определите различия в реализации социальной политики в постсоветской России.

8. Критически проанализируйте программы социального развития современного российского государства.

9. Охарактеризуйте основные направления развития государственной социальной политики в РФ в различных областях жизни.

10. Объясните необходимость использования консультаций в разных формах социальной работы с клиентом.

11. Охарактеризуйте консультацию как комплексный процесс.

12. Назовите основные формы консультирования.

13. Определите базовые социальные и методические компетенции социального работника, проводящего консультацию.

14. Охарактеризуйте теоретические направления в исследовании коммуникации.

15. Назовите основные стили коммуникации.



16. Назовите базовые техники коммуникации, используемые в социальной работе.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Основная литература:

  1. Балюшина Ю.Л. Социальная политика: понятие и сущность // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009, №6. С. 56-59.

  2. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств /Под ред. О.И. Шкаратана. М., 2003. ISBN 5-7598-0216-х

  3. Григорьева И.А. Человек в социальном государстве: согласование интересов. – СПб., 2002.

  4. Михалев И.В. Актуальные проблемы реализации социальной политики в регионах РФ//Сервис plus. М., 2008. Т.2 (4). С. 37-41

  5. Психолого-социальная работа в современном обществе //Материалы международной научно-практической конференции. Апрель 2010 г. СПб., 2010. Раздел 3. Актуальные проблемы социальной работы.

  6. Сидорина, Т.Ю. Два века социальной политики. М.: Изд-во РГГУ, 2005.

  7. Сизова И.Л.Система государственной социальной политики за рубежом: цели, принципы и носители //Социальная политика социального государства. Нижний Новгород: ННГУ, 2002. С. 566-573 (0,5 п.л.)

  8. Сизова И.Л. Социальные права человека: этапы становления и перспективы теории и мировой практики //Социология социальных трансформаций. - Н.Новгород: НИСОЦ, 2003. С. 453-455. (0,3 п.л.)

  9. Сизова И.Л. Проблема разделения полномочий в управлении социальной политикой //«Организация в фокусе социологических исследований». Материалы Международной научно-практической конференции. Н.Новгород: ННГУ, 2005 г. С. 152-160. (0,6 п.л.)

  10. Сизова И.Л. Социальная политика в условиях реализации новой национальной стратегии регионального развития //Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия «Социальные науки». Н.Новгород: ННГУ, 2006. Выпуск 1(5). С. 360-366. (0,6 п.л.)

  11. Сизова И.Л. Социальное государство в современном обществе и динамика российской композиции социальной политики //Личность. Культура. Общество. Т.8. Вып.3(31). Москва, 2006. С. 172-194. (1,2 п.л.)

  12. Смирнов, С.Н., Сидорина, Т.Ю. Социальная политика: учебное пособие. М.: Издательский дом ВШЭ, 2004.

  13. Социальная политика. Под общ. ред. Н.А.Волгина. М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Аргунова, В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново, 2004. ISBN 5-7807-0429-5

  2. Бородкин Ф.М. Третий сектор в государстве благоденствия // Мир Рос­сии. 1997. №2. С. 67-116.

  3. Гендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне /Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов, 2003.

  4. Кастель, Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда /Пер. с фр.; общ.ред. пер. Н.А.Шматко. СПб: Алетейя, 2009.

  5. Кульпина К.П., Сизова И.Л. Участие населения в реализации социальной политики //Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия «Социальные науки». Н.Новгород: ННГУ, 2007. № 2(7). С. 62-69. (0,4/0,4 п.л.)

  6. Римашевская, Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России //"Народонаселение", 2005 г., № 2. С.9-26.

  7. Сизова И.Л. Репродуктивные установки молодых семей и демографическая политика //«Ценность детей и межпоколенные отношения». Материалы международного исследования. Н.Новгород: НИСОЦ, 2008. С. 150-166.(1 п.л.)

  8. Сизова И.Л. Модернизация государственности благосостояния в странах Экономического сотрудничества и развития (1980-1990 гг.) /Монография. – Н.Новгород. – НИСОЦ, 2008. 235 стр.

  9. Управление программами социального обслуживания и социальной помощи / Под ред. А.Л.Александровой. - М.: Фонд "Институт экономики города". 2007.

  10. Якобсон, Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей //Общественные науки и современность. 2006. № 2. С.52-66.

  11. Ярская, В. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа //Журнал исследований социальной политики. 2003. Т.1. № 1. С. 11-28.



Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Материалы сайта «Социальная политика и социальная работа» http://sizovai.ucoz.ru

  2. Роджерс, к. Человекоцентрированный подход к психотерапии: http://flogiston.ru/articles/translate/rogers

  3. Мидор, Б., Роджерс, К. Личностно-центрированная терапия: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1599

  4. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия: http://www.pedlib.ru/Books/1/0238/1_0238-1.shtml



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница