Рабочая программа для студентов специальности 080115. 65 «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения «подготовлено к изданию»




Скачать 328.88 Kb.
Дата05.05.2016
Размер328.88 Kb.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

_______________________ 2013г.
Управление инновациями

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа

для студентов специальности 080115.65 «Таможенное дело»

очной и заочной форм обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы ____________________________/ Немченко Г.И./

«______»___________2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры Таможенного дела Финансово-экономического института __________ №

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем __21__стр.

Зав. кафедрой _________________/А.П. Горн/

«______»___________ 2013 г.


Рассмотрено на заседании УМК Финансово-экономического института Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Е.С. Корчемкина/

«______»_____________2013 г.


«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора ИБЦ_____________/__Е.А. Ульянова_______________/

«______»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ___________/___И.Ю. Фарафонова_______/

«______»_____________2013 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
финансово-экономический Институт

КАФЕДРА таможенного дела



Немченко Г.И.

Управление инновациями

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа для студентов

специальности 080115.65 «Таможенное дело»

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2013
Немченко Г.И. "Управление инновациями". Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Таможенное дело» Тюмень, 2013, 21 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: "Управление инновациями" [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой таможенного дела. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Горн А.П., д.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела.

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Немченко Г.И., 2013.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины:


Цель изучения дисциплины:

Управление инновациями, или инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической, финансово-экономической и административной сферах деятельности профессиональных управляющих (менеджеров). Объектами управления в государственных, акционерных и частных организациях (фирмах) являются направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания, освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей, их распространением и использованием в качестве готовых продуктов, прогрессивных технологий и услуг.



Основные цели:

  • формировать у студентов системное мышление и умение структурировать экономические явления в контексте отечественного законодательства, норм, правил и традиций, расширение на базе полученных знаний кругозора и компетентности в области нормативно-правового регулирования экономической деятельности.

  • обосновать концепции развития высокотехнологичных производств на основе отечественных научно-технических исследований, которые могут обеспечить конкурентные преимущества продукции организаций промышленности и сферы услуг;

  • обобщить имеющиеся знания о функциях и методах управления инновациями, в том числе о мотивации инновационной деятельности;

  • ознакомить с основными направлениями государственной поддержки науки и развития технологий, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции, эффективное использование инновационного потенциала организаций промышленности.

  • углубить познания о направлениях инновационной деятельности с помощью классификации новаций, инновационных процессов, нововведений;

  • дать навыки применения знаний о ценностном аспекте инноваций при обосновании инвестиций в инновационные процессы в условиях конкуренции.

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с порядком разработки и оценки обоснованности нормативно-правовых актов по экономике;

  • рассмотреть основные правила и методологию формирования экономических институтов;

  • дать практические навыки в организации конкурсного выполнения НИОКР с целью уменьшения коммерческого риска инвестиций в технологическое освоение производства новой продукции;

  • познакомить с альтернативными путями инновационной деятельности, особенностями принятия решений при управлении инновациями.

  • изложить особенности управления инновационными стратегиями развития организации;

  • дать навыки классификации типов конкурентного инновационного поведения различных организаций;

  • научить формировать инновационные стратегии в сфере крупного стандартного производства;

  • научить формировать инновационные стратегии в сфере специализированного производства;

  • научить формировать инновационные стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса;

  • дать навыки продвижения новшеств для инновационных фирм.




    1. Требования к результатам освоения дисциплины:


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • предмет и метод экономики развития,

  • модели становления рыночной экономики с точки зрения основных течений экономической мысли,

  • экономику роста и развития,

  • роль государства в развитии, его основные функции в развивающихся странах,

  • влияние глобализации на развитие.

  • теоретические и методологические основы государственного управления;

  • общие принципы, модели и задачи современного государственного управления;

  • организационно-функциональную структуру государственного управления;

  • дифференцировать проблемы организации государственного управления на разных уровнях: национальном, региональном, местном;

  • планировать индивидуальную и совместную деятельность и организовывать работу по целям, ресурсам и результатам;

  • определять потенциал государственного управления;

  • реализовывать теоретические знания на практике;

владеть:

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • современными методами разработки и принятия государственных решений в различных ситуация;

  • навыками поиска, сбора, хранения, анализа информации;

  • навыками применения современных компьютерных технологий;

  • применять основные понятия экономики развития,

  • использовать базовые модели экономической теории развития для решения конкретных задач,

  • понимать проблемы России в контексте экономики развития.

  • навыками работы с литературными источниками.


2. Тематический план

Семестр 7. Всего часов 102. Форма контроля – экзамен.

Таблица 1.

Тематический план для студентов очной формы обучения



Наименование темы

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов

Итого баллоа

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа



1

2

3

4

5

6




8




Модуль 1



















1

Введение в «Управление инновациями».

1,2

5

3

8

16

0-15

2

Основы инноватики.

3-5

6

3

9

18

0-15

3

Инновационные стратегии.

6,7

5

3

8

16

0-30




Итого часов (баллов)




16

9

25

50

0-60




Модуль 2



















4

Управление инновационными преобразованиями.

8-11

6

3

9

18

0-10

5

Выбор организационных форм инновационной деятельности.

12-14

6

3

8

17

0-15

6

Инвестиции в инновационном процессе.

15, 17

6

2

9

17

0-15




Итого часов (баллов)




18

8

26

52

0-40




ВСЕГО




34

17

51

102

0-100


Таблица 1.2

Тематический план для студентов заочной формы обучения



Наименование темы

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Лекции



Семинары

Самостоятельная работа

всего

1

2

3

4

5

6

1

Введение в «Управление инновациями».

2

1

15

18

2

Основы инноватики.

2

0,5

15

17,5

3

Инновационные стратегии.

1

0,5

15

16,5

4

Управление инновационными преобразованиями.

1

0,5

15

16,5

5

Выбор организационных форм инновационной деятельности.

1

0,5

15

16,5

6

Инвестиции в инновационном процессе.

1

1

15

17




ВСЕГО

8

4

90

102



Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

собеседование

ответ на семинаре

контрольная работа

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикум

другие формы




Модуль 1




























Введение в «Управление инновациями».

0-1

0-2

0-4

0-4

0-2

-

-

0-2

0 - 15

Основы инноватики.

0-1

0-1

0-4

0-3

0-2

0-2

0-1

0-1

0 - 15

Инновационные стратегии.

0-2

0-4

0-7

0-8

0-3

0-2

0-2

0-2

0-30

Всего

0-4

0-7

0-15

0-15

0-7

0-4

0-3

0-5

0-60

Модуль 2




























Управление инновационными преобразованиями.

0-1

0-1

0-2

0-3

0-2

-

-

0-1

0-10

Выбор организационных форм инновационной деятельности.

0-1

0-1

0-4

0-3

0-2

0-2

0-1

0-1

0-15

Инвестиции в инновационном процессе.

0-1

0-1

0-4

0-3

0-2

0-2

0-1

0-1

0-15

Всего

0-3

0-3

0-10

0-9

0-6

0-4

0-2

0-3

0-40

Итого

0-7

0-10

0-25

0-24

0-13

0-8

0-5

0-8

0 – 100


Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные







1

Введение в «Управление инновациями».

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


Разработка тестовых заданий.

1-2


8

2

Основы инноватики.

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


Составление презентации;

разработка тестовых заданий.



3-5


9

3

Инновационные стратегии.

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


Анализ методов планирования и прогнозирования в управлении проектом;

разработка тестовых заданий.


6, 7


8

4

Управление инновационными преобразованиями.

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


разработка тестовых заданий.

8-11


9

5

Выбор организационных форм инновационной деятельности.

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.



диагностика мер по повышению надежности проекта;

разработка тестовых заданий.


12-14


8

6

Инвестиции в инновационном процессе.

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


диагностика эффективности различных систем управления портфелем проектов;

разработка тестовых заданий.



15, 17


9




ИТОГО:










51


Планирование самостоятельной работы студентов очной, заочной формы обучения




Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные




1

Введение в «Управление инновациями».

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


Разработка тестовых заданий.

15

2

Основы инноватики.

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


Составление презентации;

разработка тестовых заданий.



15

3

Инновационные стратегии.

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


Анализ методов планирования и прогнозирования в управлении проектом;

разработка тестовых заданий.



15

4

Управление инновационными преобразованиями.

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


разработка тестовых заданий.

15

5

Выбор организационных форм инновационной деятельности.

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.



диагностика мер по повышению надежности проекта;

разработка тестовых заданий.



15

6

Инвестиции в инновационном процессе.

контрольная работа;

свободное описание (эссе);

проверочный тест по теме.


диагностика эффективности различных систем управления портфелем проектов;

разработка тестовых заданий.



15




ИТОГО:







90


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Введение в «Управление инновациями».
Теоретические основы инноватики. Становление теории инноватики и ее современные концепции. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Классификация новаций, инновационных процессов, нововведений. Ценностный аспект нововведений и развитие конкуренции. Особенности принятия решений в управлении инновациями.

Инновационные стратегии. Возникновение и становление инновационных стратегий. Стратегии в сфере массового и крупносерийного производства. Стратегии в сфере специализированного производства. Стратегии в инновационно-ориентированных организациях. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса.

Управление инновационными преобразованиями. Особенности проектирования инновационных преобразований. Инновационные цели и инновационный потенциал организации. Проектное управление инновациями. Реинжиниринг и инновационные деловые процессы.

Выбор организационных форм инновационной деятельности. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности. Формирование инновационных подразделений. Формы малого инновационного предпринимательства. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп.

Инвестиции в инновационном процессе. Инновационная деятельность как объект инвестирования. Инвестиционная привлекательность проектов. Критерии инвестиционной привлекательности. Норма прибыли при финансировании инновационных проектов. Обоснование экономической эффективности проекта. Экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в целом.

Управление рисками в инновационной деятельности. Введение в теорию управления рисками. Классификация и идентификация рисков. Методы анализа неопределенности и риска. Количественная оценка рисков. Методы управления рисками.
ТЕМА 2. Основы инноватики.
Становление теории инноватики и ее современные концепции. Длинные волны Н.Д. Кондратьева. Деловые циклы Й. Шумпетера. Новатор — банки — эффективная монополия. Технологические уклады . Основные понятия теории инноватики. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Особенности организации инновационных процессов. Оценка результативности работы научно-технических организаций. Основные направления инновационной деятельности. Консалтинговые услуги в инновационной деятельности.

Классификация инноваций, инновационных процессов и новвоведений. Структура классификатора. Классификация новаций (новшеств). Классификация инновационных процессов. Классификация нововведений (инноваций). Использование классификатора в управлении инновациями.

Ценностный аспект новвоведений и развитие конкуренции. Практика как определитель ценностей. Формирование конкурентной среды. Организация конкурсного выполнения НИОКР. Развитие конкуренции в инновационной деятельности. Оценка значимости организационно-экономических новаций.

Особенности принятия решений в управлении инновациями. Смешанный граф инновационного процесса. Управление поисковыми и прикладными НИР. Принятие решения по результатам эскизно-технического проектирования. Решения, принимаемые по сетевым графикам. Планирование технологического освоения производства новой продукции.

ТЕМА 3. Инновационные стратегии.
Возникновение и становление инновационных стратегий. Понятие и виды инновационных стратегий. Особенности инновационных стратегий. Инновационный аспект базовых стратегий роста.

Типы инновационного поведения фирм. Важность определения типа конкурентного поведения. Классификация типов конкурентного поведения. Методика идентификации.

Стратегии в сфере массового производства. Основные черты и сферы деятельности. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе. Эволюционный путь развития.

Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка. Разновидности и инновационная роль специализированных фирм. Эволюционный путь развития специализированных фирм.

Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций. Инновационная роль. Эволюционный путь развития.

Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса. Роль в экономике и инновационном процессе. Эволюционный путь развития.

Специфика российских инновационных стратегий. Силовая стратегия массового и стандартного производства. Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш). Стратегия мелких фирм. Комбинация стратегий.
ТЕМА 4. Управление инновационными преобразованиями.
Концепция проектирования инновационных преобразований. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии. Инновационные преобразования. От инновационной стратегии к инновационному проекту. Инновационная программа.

Инновационные цели и инновационный потенциал организации. Показатели инновационной деятельности организации. Инновационные цели. Инновационный потенциал. Инновационный климат. Инновационная позиция организации. Инновационная активность и инновационная сила.

Проектное управление инновациями. Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления. Лидер, концепция и команда. Организационно-структурные нововведения. Инновационный маркетинг. Сжатие процесса во времени.

Ренжиниринг и инновационные деловые процессы. Соотношение инжиниринга и реинжиниринга. Объекты реинжиниринга. Условия успешного реинжиниринга. Бизнес-процесс как предмет реинжиниринга. Место реинжиниринга в инновационной деятельности. Процесс реинжиниринга. Методические средства реинжиниринга. . Участники проекта реинжиниринга и их роли.

ТЕМА 5. Выбор организационных форм инновационной деятельности.

Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности. Формирование инновационных подразделений. Формы малого инновационного предпринимательства. Новые фирмы в рамках старых компаний. Венчурные фирмы — рискофирмы. «Инкубаторные программы» и сети малых фирм. Бизнес-инкубаторы в России.

Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма межфирменного инновационного сотрудничества

Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп. Региональные Региональная инновационная политика. научно-технические центры. Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на федеральном уровне.

ТЕМА 6. Инвестиции в инновационном процессе.

Инновационная деятельность как объект инвестирования. Источники инвестиций. Бюджетные ассигнования. Иностранные инвестиции. Собственные средства организаций. Финансовый капитал.

Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности. Факторы инвестиционной привлекательности. Отраслевая инвестиционная привлекательность. Внутрикорпоративная инвестиционная привлекательность. Лизинг. Форфейтинг. Франчайзинг.

Критерии инвестиционной привлекательности. Цена собственного капитала. Цена привлеченного капитала.

Норма прибыли при финансировании инновационных проектов. Норма прибыли для инноватора. Норма прибыли для инвестора.

Обоснование экономической эффективности проекта. Обоснование дисконта. Премия за риск.

Экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в целом. Устойчивость. Чувствительность.
4. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие 1.
1. Что характерно для современной ситуации на мировом рынке высоких технологий?

2. В чем заключаются имеющиеся трудности для отечественных товаропроизводителей в решении задач по выходу на мировой рынок с высокотехнологичными товарами?

3. Какие направления государственной поддержки развития науки и технологий способствуют решению проблем российской экономики?

4. Укажите организационно-экономические нововведения, осуществленные в РФ по оживлению деловой активности субъектов инновационной деятельности.


Семинарское занятие 2.
1. К какому технологическому укладу в общественном производстве относится применение в машиностроении лазерной сварки металлов, станков с ЧПУ и обрабатывающих центров?

2. Что дают организациям инвестиции в реновацию основных фондов и наукоемкие технологии на современном этапе развития отечественной промышленности?

3. Назовите экономические новации правительства РФ, позволяющие организациям войти в рыночные отношения с реальной стоимостью основного капитала.

4. Рассмотрите преимущества конкурсного выполнения НИОКР с целью создания образцов новой техники (на примере разработки лазерного сварочного устройства для АО «авто зил»).


Семинарское занятие 3.
1. Перечислите ряд возможных претендентов на место стратегического партнера инновационного предприятия, используя классификацию фирм по типу конкурентного поведения (классификации Л. Г. Раменского и X. Фризевинкеля).

2. Дайте краткую характеристику фирме, применяющей виолентный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

3. Дайте краткую характеристику фирме, применяющей патентный тип конкурентного повеления. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

4. Дайте краткую характеристику фирме, применяющей эксплерентный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?

5. Дайте краткую характеристику фирме, применяющей коммутантный тип конкурентного поведения. В чем проявляется инновационный аспект такого поведения?
Семинарское занятие 4.
1. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм - виолентов?

2. Какова роль виолентов в экономике и инновационном процессе?

3. На какой стадии находится фирма «Протон»?

4. В чем преимущества виолента - льва?

5. Каковы особенности виолента - слона?

6. Каковы особенности виолента - бегемота?

7. Что ждет фирма «Протон» от инновационного предприятия?
Семинарское занятие 5.
1. Группа занимается продуктовой и технологической инновацией. Представьте жизненный цикл изделия.

2. Представьте жизненный цикл товара.

3. Представьте жизненный цикл технологии и ее виды.

4. По матрице Ансоффа «старые/новые товары и технологии – старые/новые рынки» опишите ситуацию (риски, ноу-хау) при новом товаре и новом рынке.

5. Группе предстоит заниматься инновационной стратегией. В чем особенности инновационной стратегии?
Семинарское занятие 6.
1. В чем состоит инновационная роль фирм-патентов?

2. Каковы стадии жизненного цикла фирмы-патента и к какой стадии относится фирма «Химические препараты»?

3. Каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей)?

1. Какова инновационная роль фирмы - эксплерента?

2. Каковы стадии жизненного цикла фирмы - эксплерента и к какой стадии относится фирма «Прогресс» ?

3. Каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибылей)?


Тема 7. Государство как организация особого вида.
1. Каковы основные черты фирм-коммутантов и их разновидности?

2. Какова роль коммутантов в экономике и инновационном процессе?

3. Опишите эволюционный путь развития коммутантов.

4. Каков план переговоров с этой фирмой (распределение ролей, распределение прибыли)?


Тема 8. Экономическая модель и приоритеты трансформации государства.
1. Опишите основные виды инновационных стратегий.

2. Представьте классификацию типов конкурентного поведения фирм?

3. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм - виолентов?

4. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм - патиентов?

5. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм - эксплерентов?

6. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм-коммутантов?


Тема 9. Экономический анализ прав собственности.
1. Необходимо выбрать и реализовать инновационную стратегию. Дайте представление о технологии этого процесса по этапам и операциям.

2. К каким инновационным преобразованиям (по блокам и элементам) должно быть готово предприятие при создании нового продукта?

3. К каким инновационным преобразованиям (по блокам и элементам) должно быть готово предприятие при переходе на новую технологию?

4. В чем суть инновационного проекта?

5. Что такое инновационная программа?
Тема 10. Институты в экономическом моделировании и развитии.
1. Какими показателями инновационной деятельности характеризуется организация в части продукции и технологии?

2. Сформулируйте инновационную цель по выпуску новой продукции.

3. Сформулируйте инновационную цель перехода на новую технологию.

4. Постройте дерево инновационной цели по созданию нового продукта.

5. Постройте дерево инновационной цели перехода на новую технологию.

6. Выделите по табл. 4.2 сильные и слабые стороны инновационного потенциала.

7. Выделите по табл. 4.3 возможности и угрозы со стороны внешней среды.

8. Определите инновационную позицию предприятия.

9. Прокомментируйте инновационную активность организации по табл. 4.4.

10. Установите инновационную силу (мощность) организации.


5. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:

  1. В чем заключается сущность теории инноватики Кондратьева-Шумпетера?

  2. Как происходит смена технологических укладов по периодам их доминирования?

  3. Когда происходит коммерциализация новых видов продукции и услуг?

  4. Какие решения принимаются в инновационном менеджменте с целью уменьшения риска инвесторов?

  5. Как рассчитать фактическую результативность работы научно-технической организации?

  6. Дайте определение инновационной цели. Сформулируйте правила построения дерева цели и приведите пример расчета его параметров.

  7. Чем характеризуется инновационный потенциал предприятия?

  8. Какие существуют подходы к оценке инновационного потенциала?

  9. Какова структура внешней среды организации?

  10. Опишите общий вид матрицы SWOT-анализа. В чем сущность полей матрицы?

  11. В чем разница между менеджером и лидером?

  12. Что представляет собой команда, выполняющая проект?

  13. Каков подход к распределению полномочий в разработке и реализации проекта?

  14. Дайте понятие инжиниринга бизнеса. Каково соотношение инжиниринга и реинжиниринга?

  15. Сформулируйтеусловия успешного реинжиниринга.

  16. Каковы типичные ошибки, встречающиеся при проведении реинжиниринга?

  17. Раскройте содержание комплекса организационных форм инновационной деятельности.

  18. Каковы роли архетипов в инновационной деятельности?

  19. В чем сущность бригадного новаторства и временных творческих коллективов?

  20. Что понимается под рисковыми подразделениями компаний?

  21. Какова роль новых фирм в рамках старых компаний?

  22. Что представляет собой венчурная фирма (рискофирма)?

  23. В чем заключается сущность «инкубаторных программ» и сети малых фирм? Дайте понятие «фирмы - инкубатора».

  24. Сформулируйте определение и опишите сущность альянса как формы межфирменного инновационного сотрудничества.

  25. Что представляет собой консорциум?

  26. Какова сущность совместных предприятий и их роль в инновационной среде?

  27. Какие организационные формы инновационной деятельности относятся к региональным научно-техническим центрам?

  28. Раскройте сущность парков и технополисов. Опишите их роль в создании инноваций на федеральном уровне.

  29. Какие методы используются для проведения оценки инновационных проектов?

  30. В чем заключаются сущность и порядок использования метода ЧДД?

  31. В чем заключаются сущность и порядок использования метода ВНД?

  32. В чем заключаются сущность и порядок использования метода ИД?

  33. В чем заключаются сущность и порядок использования метода срока окупаемости?

  34. Как рассчитываются норма и коэффициент дисконтирования?

  35. Как учитываются инфляция и риск при оценке эффективности инновационного проекта?

  36. Как отражаются основные виды деятельности и поток реальных денег в инновационном проекте?

  37. Какие основные методы экспертизы используются для оценки инновационных проектов?

  38. В чем состоит анализ чувствительности проекта?

  39. В чем состоит анализ устойчивости проекта?

  40. В чем заключается сущность банковского депозита и нормы дисконтирования в инновационном проекте?

  41. Какова сущность стоимости кредита и нормы дисконтирования в инновационном проекте?

  42. Какова сущность стоимости капитала фирмы и нормы дисконтирования в инновационном проекте?

  43. Какие методы используются для снижения риска инновационного проекта?

  44. Какова характеристика и область использования показателя «премия за риск»?

  45. В чем состоят сущность и порядок расчета рисков инновационного проекта?

6. Т ЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:


  1. Каковы сущность и порядок расчета деловых рисков?

  2. В чем состоит качественный анализ политических рисков?

  3. Опишите основные виды инновационных стратегий.

  4. Представьте классификацию типов конкурентного поведения фирм?

  5. Каковы основные черты, сферы деятельности и типы фирм - виолентов?

  6. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм - патиентов?

  7. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм - эксплерентов?

  8. Каковы основные черты сферы деятельности и типы фирм-коммутантов?

  9. Придерживаясь ситуации, изложите особенности организации инновационного проекта.

  10. В чем смысл перехода к проектному подходу от функционального?

  11. Какова проблема лидерства в инновационном проекте и в чем разница между лидерами и менеджерами?

  12. Почему необходима концепция лидера и в чем она заключается?

  13. Какую роль играет команда лидера и каков подход к распределению полномочий в команде?

  14. Предположите, какие организационно-структурные нововведения могут быть осуществлены в «Сатурне» в связи с инновационным проектом?

  15. Какова роль и содержание инновационного маркетинга в инновационном проектировании?

  16. Что такое метод «реинжиниринга» и чем он отличается от просто «инжиниринга»?

  17. Каковы объекты реинжиниринга (фирмы и процессы)?

  18. Перечислите факторы успеха применения метода реинжиниринга.

  19. Каковы типичные ошибки при проведении реинжиниринга?

  20. Каково место реинжиниринга в инновационной деятельности?

  21. Изложите суть опыта применения реинжиниринга в фирме IBM Credit.

  22. Как подходить к решению задачи в «Сатурне»?


7. ТЕМЫ рефератов и эссе:

  1. Сформулируйте определение и опишите сущность альянса как формы межфирменного инновационного сотрудничества.

  2. Что представляет собой консорциум?

  3. Какова сущность совместных предприятий и их роль в инновационной среде?

  4. Какие организационные формы инновационной деятельности относятся к региональным научно-техническим центрам?

  5. Раскройте сущность парков и технополисов. Опишите их роль в создании инноваций на федеральном уровне.

  6. Какие методы используются для проведения оценки инновационных проектов?

  7. В чем заключаются сущность и порядок использования метода ЧДД?

  8. В чем заключаются сущность и порядок использования метода ВНД?

  9. В чем заключаются сущность и порядок использования метода ИД?

  10. В чем заключаются сущность и порядок использования метода срока окупаемости?

  11. Как рассчитываются норма и коэффициент дисконтирования?

  12. Как учитываются инфляция и риск при оценке эффективности инновационного проекта?

  13. Как отражаются основные виды деятельности и поток реальных денег в инновационном проекте?

  14. Какие основные методы экспертизы используются для оценки инновационных проектов?

  15. В чем состоит анализ чувствительности проекта?

  16. В чем состоит анализ устойчивости проекта?

  17. В чем заключается сущность банковского депозита и нормы дисконтирования в инновационном проекте?

  18. Какова сущность стоимости кредита и нормы дисконтирования в инновационном проекте?

  19. Какова сущность стоимости капитала фирмы и нормы дисконтирования в инновационном проекте?

  20. Какие методы используются для снижения риска инновационного проекта?

  21. Какова характеристика и область использования показателя «премия за риск»?

8. Литература

Основная литература

1.Богомолова, А. В. Управление инновациями [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Богомолова. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. - 2012 с. - 978-5-4332-0048-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208962 (дата обращения 17.10.2013).


Дополнительная литература:

1. Аньшин, В.М., Филин, С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учебное пособие / В.М. Аньшин, С.А. Филин. – М.: Анкил, 2003.

2. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. Серия. Высшая школа менеджмента./ А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович– Издательство Омега-Л, 2011.

3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2007.

4. Григорьев, Д.А. Менеджмент и управление инновациями: учеб пособие / Д. А. Григорьев. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2007.

5. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. : Пер. с англ. / Питер, Ф. Друкер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

6. Друкер, Бизнес и инновации./ Питер, Ф. Друкер. – М.: ИД «Вильямс», 2007.

7. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование / Под ред. Ю.В. Яковца. – М.: РАГС, 2000.

8. Инновационный менеджмент: Учебник. / Под ред. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2005.

9. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф. А.В. Барышевой. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2010.

9. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 1995.

10. Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. / Н. Д. Кондратьев. – М: Экономика, 2002.

11. Леонтьев, Б.В. Цена интеллекта: интеллектуальный капитал в Российском бизнесе: оценка, ориентиры, моделирование; защита прав / Б.В. Леонтьев. – Изд. Акционер, 2002.

12. Мазур, И.И., Шапиро, В.Д.,Ольдерогге, Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие. – 2-ое изд. / И.И Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. – М.: Омега-Л, 2004.

13. Основы инновационного менеджмент а : учеб. пособие / под. О-75 ред. проф. В.В. Косова. – М.: Магистр, 2009.

14. Портер, Майкл Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. / Майкл Портер. – М.: Альпина Бизнес. Букс, 2007.

15. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов; Отд. экон. РАН; науч.- ред. совет изд-ва «Экономика». – М: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.

16. Софина, Т.Н., Монахова, В.В. Устойчивое развитие и региональные проблемы в России / Т.Н. Софина, В.В. Монахова. – Третьи Всероссийские Державинские чтения (Москва, 14-15 декабря 2007 года): сб. ст.: в 8 кн. – Кн. 7., отв. ред. В.Л. Гейхман. – М.: ГОУ ВПО Минюста России, 2008.

17. Скоробогатов, А. «Особый путь» России и стимулирование инновационной активности / А. Скоробогатов // Вопросы экономики. 2009. № 2.

18. Такер, Р. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / пер. с англ. / Р. Такер. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2006.



19. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М.: Прогресс. 1982.
Правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 (1994 г.) и Ч. 2 (1996 г.).

  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации".

  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

  4. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 2 февраля 2000 г.).

  5. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге" (с изм. и доп. от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ).

  6. Федеральный закон от 16 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

  7. КоАП Российской Федерации. Принят Государственной Думой РФ 20 декабря 2001 г.

  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1 от 31 июля 1998. № 146-ФЗ; ч. 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ).


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница