Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География», профили подготовки «Физическая география и ландшафтоведение»




Скачать 396.64 Kb.
Дата04.05.2016
Размер396.64 Kb.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ. ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ГЕОЭКОЛОГИИ

Вешкурцева Т.М.



ГИДРОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 021000.62 «География»,

профили подготовки «Физическая география и ландшафтоведение», «Социальная и экономическая география»

очной формы обучения

Издательство

Тюменского государственного университета

2011

Вешкурцева Т.М. Гидрология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000.62 «География». Профили подготовки «Физическая география и ландшафтоведение», «Социальная и экономическая география», форма обучения очная. Тюмень, 2011, 24 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Гидрология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Ларин С.И., к.г.н., доцент

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Вешкурцева Т.М., 2011.

1.Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование представлений о составе, распределении и роли водных объектов, гидрологических процессов в географической оболочке Земли.

Задачи дисциплины:


  1. определить место и роль гидросферы в системе взаимодействующих природных оболочек планеты;

  2. создать общие представления о структуре гидросферы и распределении водных объектов на поверхности Земли;

  3. формировать знания о наиболее общих закономерностях гидрологических процессов;

  4. получить сведения об основных методах изучения водных объектов и гидрологических процессов;

  5. выявить зависимость населения и хозяйства от видов и масштабов использования ресурсов водных объектов, а так же степень влияния природопользования на гидрологическое и экологическое состояние водных объектов.




    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Гидрология» входит в профессиональный цикл базовой части ООП по направлению 021000.62 «География». Она тесно связана с другими учебными курсами этого модуля – «Климатология с основами метеорологии», «Геоморфологией», «Географией почв с основами почвоведения», «Биогеографией», «Ландшафтоведением».

Наличие и движение природных вод обеспечивают возможность взаимодействия атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы в процессах глобального, регионального и локального круговорота веществ и энергии. Ресурсы пресных вод способствуют природопользованию и ограничивают использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности. Наличие и распределение источников воды по поверхности планеты – важный фактор регулирования процессов расселения человечества, экономического развития стран и регионов, видового разнообразия и продуктивности биоты.

Освоение дисциплины «Гидрология» необходимо для подготовки профессиональных специалистов по всем направлениям географической науки. Гидрологические знания необходимы при освоении других учебных дисциплин: «Основы океанологии», «Физическая география и ландшафты России», «Физическая география и ландшафты материков и океанов», «Геоморфология», «Ландшафтоведение», «Лимнология», «Гидрогеологя», «Гляциология», «Экономическая и социальная география России», «География природных ресурсов» и др.

Освоение данной дисциплины необходимо для последующего прохождения базовой и профильной учебных практик.



1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владение базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении (ПК-4); теоретических знаний в области гидрологии ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, морей и устьев рек; теоретических знаний в области охраны вод суши и Мирового океана; освоение базовых методов гидрометрических измерений, основ анализа гидрометеорологических наблюдений; способность понимать, излагать и критически анализировать общую гидрологическую информацию о водных объектах; умение применять теоретические знания при освоении основных гидрометрических методов измерений и интерпретации полученных данных при прохождении учебной практики по гидрологии.

В результате освоения дисциплины студент должен:



    знать: теоретические знания в области гидрологии ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, морей и устьев рек; физические и химические свойства воды, структуру гидросферы, основные классификации в гидрологии подземных вод, ледников, рек, озер и водохранилищ, морей и океанов; главные закономерности гидрологического режима водных объектов; факторы пространственной и временной изменчивости их состояния; суть методов измерения расходов и уровней воды, скоростей течения и глубины водных объектов; основы водной экологии, теоретические знания в области охраны вод суши и Мирового океана; принципы рационального использования и охраны водных объектов от загрязнения и истощения.

    уметь: применять теоретические знания при освоении основных гидрометрических методов измерений и интерпретации полученных данных при прохождении учебной практики по гидрологии и основами гидрохимии; самостоятельно осваивать дополнительную литературу по учебной дисциплине; использовать основные гидрологические справочные материалы; выполнять практические задания по различным разделам гидрологии; анализировать результаты практических заданий; полно и логично излагать освоенный учебный материал.

    владеть: понимать, излагать и критически анализировать общую гидрологическую информацию о водных объектах; закономерностях распределения водных объектов и характерных для них гидрологических процессов, навыками сбора справочной гидрологической информации, методами выполнения простейших гидрологических расчетов, проведения основных гидрометрических работ; базовыми методами гидрометрических измерений, основами анализа гидрометеорологических наблюдений.

    2.Структура и трудоемкость дисциплины

    Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.



    3.Тематический план

    Таблица 1

    Тематический план




    Тема

    Недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Из них часов в интерактивных формах

    Итого количество баллов

    Лекции

    Практические

    Занятия (семинары)



    Самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Модуль 1

    1

    Тема 1. Введение в гидрологию. Физические и химические свойства воды

    1,2

    2

    2

    8

    12



0-13

    2

    Тема 2. Круговорот воды в природе и Водные ресурсы Земли.

    3

    2



    6

    8

    1

0-5

    3

    Тема 3. Движение воды и гидравлическое состояние водных объектов.

    5

    2



    6

    8



0-5

    4

    Тема 4. Гидрология рек.

    4,6

    -

    4

    6

    10



0-8



    Всего

    1-6

    6

    6

    26

    38

    -

0-31

    Модуль 2

    5

    Тема 4. Гидрология рек.

    7-12

    4

    6

    15

    25

    -

0-26

    6

    Тема 5. Гидрология болот.

    11

    2

    -

    6

    8

    -

0-5



    Всего

    7-12

    6

    6

    21

    33

    -

0-31

    Модуль 3

    7

    Тема 6. Гидрология озер и водохранилищ.

    13

    2

    2

    8

    12

    -

0-13

    8

    Тема 7. Гидрология ледников

    15

    1



    4

    5

    -

0-5

    9

    Тема 8. Гидрология подземных вод.

    15

    1

    -

    5

    6



0-5

    10

    Тема 9. Гидрология океанов и морей.

    14-17

    2

    4

    8

    14

    5

0-15



    Всего

    13-17

    6

    6

    25

    37

    5

0-38



    Итого (часов, баллов)



    18

    18

    72

    108

    6

0-100



    Итого часов в интерактивных формах



    1

    5

    -

    -

    6

-

Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля



№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Имитационные игры

Итого количество баллов

Семинар

Собеседование

Активное резюмирование

Практическое занятие

Контрольная работа

Модуль 1

1.

-

0-4

0-0,2

0-3,5

0-5

-

0-12,7

2.

-

-

0-0,2




0-5




0-5,2

3.

-

-

0-0,2




0-5




0-5,2

4.

-

0-4

0-0,2

0-3,5







0-7,7

Всего

0

0-8

0-0,8

0-7

0-15

-

0-30,8

Модуль 2

5.

-

8

0-0,2

0-7

10




0-25,2

6.

-




0-0,2




5




0-5,2

Всего

0

0-8

0-0,4

0-7

0-15




0-30,4

Модуль 3

7.




0-4

0-0,2

0-3,5

5




0-12,7

8.







0-0,2




5




0-5,2

9.







0-0,2




5




0-5,2

10.

0-8




0-0,2







7,5

0-15,7

Всего

0-8

0-4

0-0,8

0-3,5

0-15

0-7,5

0-38,8

Итого

0-8

0-20

0-2

0-17,5

0-45

0-7,5

0-100

    Таблица 3

    Планирование самостоятельной работы студентов



    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объём часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    дополнительные

    Модуль 1

    1.1

    Тема 1. Введение в гидрологию. Физические и химические свойства воды

    Активное резюмирование, подготовка к контрольной работе



    1,2

    4

    0-4,2

    Практическое занятие №1. «Знакомство с гидрологическими справочниками»

    Выполнение заданий, подготовка к устному опросу

    Работа с Интернет-ресурсами

    2

    4

    0-8,5

    1.2

    Тема 2. Круговорот воды в природе и Водные ресурсы Земли.

    Активное резюмирование, подготовка к контрольной работе

    Просмотр учебных видео материалов

    3

    6

    0-5,2

    1.3

    Тема 3. Движение воды и гидравлическое состояние водных объектов.

    Активное резюмирование, подготовка к контрольной работе



    5

    6

    0-5,2

    1.4

    Тема 4. Гидрология рек.

    Выполнение заданий, подготовка к устному опросу

    чтение дополнительной литературы

    4

    6

    0-7,7

    Практическое занятие №2. «Гидрологическая характеристика реки и ее бассейна»

    Практическое занятие №3 «Гидрограф стока реки»

    чтение дополнительной литературы

    6

    Всего по модулю 1

    26

    30,8



    Модуль 2

    2.1

    Тема 4 Гидрология рек.

    Активное резюмирование, подготовка к контрольной работе

    Работа с Интернет-ресурсами, чтение дополнительной литературы

    7,9

    5

    0-10,2

    Практическое занятие №3. «Гидрограф стока реки»

    Выполнение заданий, подготовка к устному опросу

    чтение дополнительной литературы

    8

    5

    0-7,5

    Практическое занятие №4. «Расчет расхода воды в реке»

    Выполнение заданий, подготовка к устному опросу

    чтение дополнительной литературы

    10,12

    5

    0-7,5

    2.2

    Тема 5. Гидрология болот.

    Активное резюмирование, подготовка к контрольной работе

    Работа с Интернет-ресурсами, чтение дополнительной литературы

    11

    6

    0-5,2

    Всего по модулю 2

    21

    0-30,4

    Модуль 3

    3.1

    Тема 6. Гидрология озер и водохранилищ.

    Активное резюмирование, подготовка к контрольной работе

    чтение дополнительной литературы

    13

    4

    0-5,2

    Практическое занятие №5 «Термический режим озер»

    Выполнение заданий, подготовка к устному опросу

    чтение дополнительной литературы

    14

    4

    0-7,5

    3.2

    Тема 7. Гидрология ледников.

    Активное резюмирование, подготовка к контрольной работе

    Просмотр учебных видео материалов, чтение дополнительной литературы

    15

    4

    0-5,2

    3.3

    Тема 8. Гидрология подземных вод.

    Активное резюмирование, подготовка к контрольной работе

    чтение дополнительной литературы

    15

    5

    0-5,2

    3.4

    Тема 9. Гидрология океанов и морей.

    Активное резюмирование, подготовка к контрольной работе



    17

    4

    0-0,2

    Коллоквиум. Мировой океан: гидрологический режим, ресурсы, экологические проблемы

    Подготовка к устному опросу

    Просмотр учебных видео материалов, чтение дополнительной литературы

    16,18

    4

    0-15

    Всего по модулю 3

    25

    38,5

    Итого

    72

    0-100


4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с

обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


п/п


Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

География почв с основами почвоведения

+

+

+

+

+

+

+

+

-

2

Геоморфология

+

-

+

+

+

+

+

+

+

3

Климатология с основами метеорологии

-

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Ландшафтоведение

-

+

+

+

+

+

+

+

+


5.Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Физические и химические свойства воды.

Вода в природе и жизни человека. Понятие о гидросфере. Науки о природных водах. Гидрология: предмет, задачи, связь с другими науками. Методы гидрологических исследований. Краткие сведения из истории гидрологии.

Вода, как химическое соединение, ее молекулярная структура и изотопный состав. Химические свойства природных вод. Классификация природных вод по минеральному и солевому составу. Понятие о качестве воды. Агрегатные состояния воды. Тепловые свойства воды, теплопроводность и теплоемкость. Вязкость воды. Поверхностное натяжение. Гидрологическое и физико-географическое значение физических свойств и «аномалий» воды.

Тема 2. Круговорот воды и водные ресурсы Земли.

Вода на земном шаре. Единство гидросферы. Изменение запасов воды на Земле. Энергетические основы круговорота воды.

Круговорот воды: глобальный круговорот и его материковые и океанические звенья; внутриматериковый круговорот. Водный баланс земного шара, Мирового океана, суши.

Круговорот на земном шаре содержащихся в воде веществ. Миграция наносов и солей.

Влияние гидрологических процессов на природную среду (облик планеты, ее климат, рельеф, развитие жизни). Роль воды в формировании ландшафтов. Понятие о водных ресурсах. Водные ресурсы земного шара, континентов, России.

Тема 3. Движение воды и гидравлическое состояние водных объектов.

Фундаментальные законы физики – сохранения вещества, сохранения энергии и изменения импульса (количества движения) и их использование при изучении водных объектов.

Понятие о применимости законов механики к движению воды в водных объектах. Ламинарное и турбулентное, установившееся и неустановившееся, равномерное и неравномерное движение воды. Физические силы, действующие в водных объектах. Баланс сил.

Тема 4. Гидрология рек.

Реки и их распространение на Земном шаре. Типы рек. Водосбор и бассейн реки. Физико-географические факторы стока. Речная сеть.

Виды питания рек. Классификация рек по типам питания. Водный баланс и водный режим рек. Фазы водного режима. Классификация рек по водному режиму.

Распределение скоростей течения в речном потоке. Понятие о стоке воды, наносов, растворенных веществ, тепла. Количественные характеристики стока воды. Пространственное распределение стока воды по территории России и факторы его определяющие.

Влекомые и взвешенные наносы. Русловые процессы и их типизация.

Изменение температуры воды в пространстве и во времени. Фазы ледового режима.

Основные черты гидрохимического и гидробиологического режимов рек. Источники загрязнения рек и меры по охране вод

Тема 5. Гидрология болот.

Происхождение болот и их распространение на Земном шаре. Типы болот. Развитие торфяного болота. Водный баланс и гидрологический режим болот. Влияние болот и их осушения на речной сток.



Тема 6. Гидрология озер и водохранилищ.

Распространение озер на Земном шаре. Типы озер по происхождению их котловины и характеру водообмена. Морфология и морфометрия озер. Водный баланс озер. Течения, волнение и перемешивание воды в озерах. Термический и ледовый режим. Особенности гидрохимического и гидробиологического режимов.

Виды водохранилищ и их классификация. Назначение, распространение на Земном шаре. Морфометрические и гидрологические характеристики. Водный режим водохранилищ. Особенности гидрохимического и гидробиологического режимов.

Тема 7. Гидрология ледников.

Происхождение ледников и их распространение на Земном шаре. Снеговой баланс и снеговая линия. Образование и строение ледников. Режим и движение ледников.



Тема 8. Гидрология подземных вод.

Происхождение подземных вод и их распространение. Вводно-физические свойства почв и грунтов. Классификация подземных вод. Типы подземных вод по характеру залегания. Водный баланс и режим. Роль подземных вод в питании рек.



Тема №9. Гидрология океанов и морей.

Мировой океан и его части. Классификация морей. Водный баланс и водообмен океанов и морей. Соленость воды. Термика океанов и морей. Оптические и акустические свойства морской воды. Морское волнение. Приливы. Морские течения и их классификация. Водные массы мирового океана. Природные ресурсы Мирового океана, их использование и охрана.



6.Темы практических занятий

Тема № 1. Введение. Физические и химические свойства воды.

Практическое занятие №1. «Знакомство с гидрологическими справочниками»

Тема № 4. Гидрология рек.

Практическое занятие №2. «Гидрологическая характеристика реки и ее бассейна»

Практическое занятие №3 «Гидрограф стока реки»

Практическое занятие №4. «Расчет расхода воды в реке»

Тема № 5. Гидрология озер и водохранилищ

Практическое занятие №5 «Термический режим озер»

Тема № 9. Гидрология океанов и морей.

Семинар. Мировой океан: гидрологический режим, ресурсы, экологические проблемы
По дисциплине «Гидрология» практические работы выполняются с составлением пояснительной записки по каждому заданию.

При выполнении практических работ студенты обеспечиваются необходимыми бланками, информационными таблицами и гидрологическими справочниками Государственного водного кадастра.


7.Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
Тема 1.

Вопросы к контрольной работе

  1. Назовите типы водных объектов, дайте их определение.

  2. Перечислите группы характеристик, используемые для описания водных объектов.

  3. Дайте определение терминов: гидрологическое состояние, гидрологический режим.

  4. приведите блоки научных направлений в гидрологии в зависимости от их направлений и методов.

  5. Назовите группы методов исследования водного объекта, применяемых в гидрологии.

  6. Перечислите основные физические свойства воды, дайте их краткую характеристику.

  7. Дайте краткую характеристику химического состава природных вод.

  8. Что такое минерализация

  9. Приведите классификацию природных вод по степени минерализации.


Тема №2

Вопросы к контрольной работе

  1. Опишите принцип распределения тепла на Земном шаре.

  2. Опишите схему круговорота воды на Земном шаре.

  3. Назовите основные звенья глобального круговорота воды.

  4. Назовите условия на Земном шаре, на которые оказывают влияние гидрологические процессы.

  5. Водообмен и его интенсивность.

  6. Круговорот солей.

  7. Круговорот наносов.

  8. Влияние антропогенного фактора на круговорот воды.

Тема №3

Вопросы к контрольной работе

  1. Дайте краткую характеристику основных законов физики, применяемых в гидрологии.

  2. Практическое значение уравнения теплового баланса.

  3. Практическое значение уравнения водного баланса.

  4. Запишите общий вид уравнения теплового баланса для произвольно взятого водного объекта.

  5. Запишите общий вид уравнения водного баланса для произвольно взятого водного объекта.

  6. Приведите классификацию видов движения природных вод.

  7. Что показывает число Рейнольдса.

  8. Что показывает число Фруда.

Тема №4

Вопросы к контрольной работе (2 работы)

  1. Приведите классификацию рек по площади бассейна.

  2. Дайте определение истока и устья реки.

  3. Дайте характеристику участков течения реки.

  4. Строение устья реки. Типы устьевых областей.

  5. Приведите классификацию рек по рисунку речной сети.

  6. Назовите элементы строения русловой сети.

  7. Перечислите физико-географические характеристики водосбора.

  8. Опишите строение долины реки по поперечному профилю

  9. Назовите типы долин по поперечному профилю.

  10. Назовите типы речных долин по продольному профилю.

  11. Распределите виды питания рек по важности, дайте их краткую характеристику.

  12. Запишите уравнение водного баланса реки произвольного участка.

  13. Что такое водность и водоносность реки.

  14. Движение влекомых наносов.

  15. Движение взвешенных наносов.

  16. Типы русловых процессов.

  17. Виды русловых деформаций.

  18. Что такое транспортирующая способность потока.

  19. Дайте краткую характеристику термического режима рек.

  20. Дайте краткую характеристику гидрохимического режима рек.


Тема №5

Вопросы к контрольной работе

1. Дайте краткую характеристику двух основных путей возникновения болот.

2. Перечислите причины образования болот.

3. Назовите морфометрические характеристики болот.

4. Назовите составляющие гидрографической сети болота.

5. Дайте краткую характеристику верховых болот.

6. Дайте краткую характеристику низинных болот.

7. Виды воды в торфяной залежи.

8. Водный баланс болот.

9. Водный режим болот.

10. Термический и ледовый режим болот.

11. Влияние болот на речной сток.


Тема №6

Вопросы к контрольной работе

  1. Морфология озерной котловины.

  2. Стадии развития озер.

  3. Колебание уровней воды в озерах.

  4. Питание и водный баланс озер.

  5. Динамические явления на озерах.

  6. Классификация озер по минерализации.

  7. Типы озер по условиям питания гибробионтов.

  8. Влияние озер на речной сток.

  9. Солевой баланс озер.

  10. Наносы и донные отложения озер.

  11. Гидрохимические особенности озер.

  12. Что такое водохранилище, их практическое значение.

  13. Типы водохранилищ по морфологическому строению ложа.

  14. Типы водохранилищ по географическому положению.

  15. Морфологические характеристики водохранилищ.

  16. Гидрохимические и гидробиологические особенности водохранилищ.

  17. Влияние водохранилищ на речной сток и окружающую среду.


Тема №7

Вопросы к контрольной работе

  1. Что такое ледник, глетчер, фирн.

  2. Снеговая линия и ее виды

  3. Типы ледников.

  4. Строение ледника.

  5. Питание ледника.

  6. Зона абляции ледника.

  7. Режим ледника.

  8. Движение ледников.



Тема №8

Вопросы к контрольной работе

  1. Типы подземных вод по происхождению.

  2. Физические свойства грунтов.

  3. Виды воды в порах грунта.

  4. Воды зоны аэрации, виды и краткая характеристика.

  5. Воды зоны насыщения, виды и краткая характеристика.

  6. Классификация подземных вод по минерализации.

  7. Классификация подземных вод по температуре.

  8. назовите 3 типа взаимодействия поверхностных и подземных вод.


Тема № 9.

Вопросы к коллоквиуму.

  1. Мировой океан (МО) и его части.

  2. Происхождение, строение дна МО. Донные отложения МО.

  3. Солевой состав вод МО.

  4. Распределение солености в МО.

  5. Термический режим МО. Распределение температуры воды по поверхности МО, по глубине.

  6. Физические свойства морских и океанических вод: плотность, электропроводность, оптические, акустические свойства и пр.

  7. Движение вод в МО: а) волнение; б) перемешивание; в) течения.

  8. Схема циркуляции вод в МО.

  9. Водный баланс и водный режим МО (изменение объема, уровней, ….).

  10. Морские и океанические льды (образование, строение, движение, хим. состав).

  11. Водные масс МО.

  12. Ресурсы МО.

  13. Экологические проблемы МО и его частей.



Вопросы к экзамену

  1. Роль воды в природе. Практическое значение гидрологии.

  2. Гидрология. Ее предмет и задачи. Составные части и связь с другими науками.

  3. Химические свойства воды. Химический состав природных вод.

  4. Физические свойства воды.

  5. Физические "аномалии" воды и их гидрологическое значение.

  6. Использование фундаментальных законов физики при изучении водных объектов.

  7. Метод водного баланса в гидрологии.

  8. Метод теплового баланса в гидрологии.

  9. Движение воды в водных объектах.

  10. Распределение суши и воды на земном шаре.

  11. Роль природных вод в круговороте тепла на Земном шаре.

  12. Круговорот воды на Земном шаре.

  13. Влияние гидрологических процессов на природные условия.

  14. Водные ресурсы Земного шара.

  15. Образование рек. Речные системы.

  16. Исток; верхнее, среднее и нижнее течение реки; устье.

  17. Водосбор и бассейн реки. Морфометрические характеристики бассейна.

  18. Физико-географические характеристики водосбора.

  19. Понятия: гидрографическая, русловая и речная сеть.

  20. Долина реки и ее типы.

  21. Виды питания рек. Классификация рек по источникам питания.

  22. Фазы водного режима рек. Классификация рек по водному режиму Зайкова.

  23. Водный баланс речных бассейнов.

  24. Уровенный режим рек.

  25. Составляющие речного стока и единицы его измерения.

  26. Физико-географические факторы стока.

  27. Распределение скорости течения в речном потоке.

  28. Динамика речного потока. Формула Шези.

  29. Характеристика речных наносов. Движение взвешенных и влекомых наносов.

  30. Русловые процессы на реках и их типы.

  31. Классификация рек по степени устойчивости русел.

  32. Термический режим рек.

  33. Ледовый режим рек.

  34. Гидрохимические и гидробиологические особенности рек.

  35. Озера и их типы.

  36. Морфология озерных котловин и морфометрические характеристики озер.

  37. Питание и водный баланс озер.

  38. Уровенный режим и динамические явления в озерах.

  39. Термический режим озер и ледовые явления на озерах.

  40. Термические классификации озер.

  41. Гидрохимические характеристики озер.

  42. Гидробиологические характеристики озер.

  43. Влияние озер на речной сток.

  44. Типы водохранилищ и их назначение.

  45. Водный режим водохранилищ.

  46. Гидрохимический и гидробиологический режим водохранилищ

  47. Влияние водохранилищ на речной сток.

  48. Происхождение и типы ледников.

  49. Образование и строение ледников.

  50. Режим и движение ледников.

  51. Происхождение и типы болот.

  52. Гидрологический режим болот.

  53. Влияние болот и их осушения на речной сток.

  54. Мировой океан и его части. Классификация морей.

  55. Соленость воды. Распределение солености в Мировом океане.

  56. Распределение температуры и плотности воды в Мировом океане.

  57. Морские льды, их классификации и закономерности движения.

  58. Оптические и акустические свойства морских вод.

  59. Волнение в океанах и морях. Характеристика волн.

  60. Приливы в океанах и морях.

  61. Морские течения и их классификация. Общая схема течений в Мировом океане.

  62. Водные массы океана.

  63. Ресурсы Мирового океана. Их использование и охрана.

  64. Происхождение подземных вод. Виды воды в порах грунта.

  65. Классификация подземных вод по характеру залегания.

  66. Движение подземных вод. Режим грунтовых вод.

  67. Взаимодействие поверхностных и подземных вод.

  68. Основные принципы рационального использования и охраны подземных вод.


8.Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «Гидрология» применяются разнообразные виды образовательных технологий: лекции (традиционной формы, лекции «с опережением», лекции «с проблемным подходом», видео-лекции), практические работы, семинарские занятия. Учебный материал подается с использованием современных средств визуализации. На практических занятиях используются технические формы бланков, установленного образца, а так же гидрологические приборы и оборудование.

    На лекционных и практических занятиях применяются: активное резюмирование, комплексные ситуационные задания (мини-исследование), блиц-опросы, демонстрации фильмов, выполнение лабораторных заданий, выполнение контрольных работ, решение кейсов, методы развивающего и проблемного обучения



9.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

9.1. Основная литература:

  1. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология. – 2-е изд. испр. – М.: Высш.шк., 2008. 463 с.

  2. Давыдов Л.К., Дмитриева А.П., Конкина Н.Г. Общая гидрология. - Л.: Гидрометеоиздат, 1973. 462 с.

  3. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. - М.: Высш.шк., 1991. 368 с.

  4. Общая гидрология (гидрология суши) / Б.Б. Богословский, А.А. Самохин, К.Е. Иванов, Д.П. Соколов. - Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 422 с.

  5. Эдельштейн К.К. Гидрология материков. – М.: ИЦ «Академия», 2006. 304 с.

9.2. Дополнительная литература:

  1. Авакян А.Б., Салтанкин В.П., Шарапов В.А. Водохранилища. – М.: Мысль, 1987. 325 с.

  2. Антропогенные воздействия на водные ресурсы России и сопредельных государств в конце ХХ столетия. / под ред. Н.И. Коронкевича, И.С. Зайцевой. – М.: Наука, 2003. 367 с.

  3. Богословский Б.Б. Озероведение. – М.: изд-во МГУ, 1960. 335 с.

  4. Важнов А.Н. Гидрология рек. М.: Изд-во Мос. Унив-та, 1976. 239 с.

  5. Водные ресурсы России и их использование / под ред. И.А. Шикломанова. – Спб.: ГГИ, 2008. 600с.

  6. Всеволожский В.А. Основы гидрогеологии. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1991. 351 с.

  7. Голубев Г.Н. Гидрология ледников. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. 247 с.

  8. Жуков Л.А. Общая океанология. Л.: Гидрометеоиздат, 1953. 238 с.

  9. Иванов К.Е. Гидрология болот. Л.: Гидрометеоиздат, 1953. 240 с.

  10. Маккавеев Н.И., Чалов Р.С. Русловые процессы. – М.: изд-во МГУ, 1986. 264 с.

  11. Матарзин Ю.М. Гидрология водохранилищ. – Пермь: изд-во Пермского ун-та, 2003. 295 с.

  12. Михайлов Л.Е. Гидрогеология. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 263 с.

  13. Лучшева А.А. Практическая гидрометрия. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. 424 с.

  14. Степанов В.Н. Океаносфера. – М.: Мысль, 1983. 270 с.

  15. Чалов Р.С. Русловедение. Т.1. Русловые процессы: факторы, механизмы, формы проявления и условия формирования речных русел. – М.: изд-во ЛКИ, 2008. 608 с.

  16. Чеботарев А.И. Общая гидрология. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. 544 с.

  17. Шикломанов И.А. Влияние хозяйственной деятельности на речной сток. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989. 334 с.


9.3.Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

Программное обеспечение не требуется.

1) http://www.hydrology.ru/

2) http://www.mnr.gov.ru/



3) http://www.admtyumen.ru
10.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

  1. Учебная аудитория на 100 мест с мультимедийным оборудованием для демонстрации лекционных материалов.

  2. Учебная аудитория на 30 мест с комплексным аудиторным и мультимедийным оборудованием для проведения практических и семинарских занятий.

  3. Методическое пособие с изложением технологии выполнения практических работ

  4. Книжка для записи гидрометрических наблюдений: КГ-1,КГ-3

  5. DVD ВВС: Силы природы, 2002.

  6. DVD ВВС: Приключения капли воды, 2003

  7. DVD ВВС: Земля - Мощь планеты. – Лавины, Наводнения, Цунами, 2007.

  8. Гидрологические приборы и оборудование: измеритель скорости потока ИСП-1, ГР-21 М, ГМЦМ-1.







База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница