Рабочая программа дисциплины Методология экономической науки Направление подготовки 080100Экономика




Скачать 137.55 Kb.
Дата04.05.2016
Размер137.55 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского

Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

методичекой работе СГУ

доктор, профессор Елина Е.Г.

«_________»________2013 г.
Рабочая программа дисциплины
Методология экономической науки
Направление подготовки

080100Экономика

Магистерская программа: «Экономика предпринимательства»


Научный руководитель-д.э.н. Т.И. Трубицына
Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения



заочная

Саратов


2013


1.Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Методология экономической науки»

Задачей дисциплины является изучение базовых теоретических экономических и методологических понятий с учетом философских основ экономической науки. Рассматриваются общие и особенные методы научных исследований в экономической науке, структура научного экономического знания. Включает изучение методов организации и проведения научных экономических исследований.


  1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Методология экономической науки» относится к вариативной части общенаучного цикла подготовки магистра (М1 В1). Преподавание дисциплины осуществляется в первом семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц. 180 часов.

Данная дисциплина логически связана с другими экономическими дисциплинами: базовым курсов микроэкономики (продвинутый уровень), макроэкономики (продвинутый уровень), эконометрикой (продвинутый уровень.

При изучении дисциплины магистрант должен обладать базовыми знаниями по экономике, преподаемыми в бакалавриате по экономике.

Курс «Методология экономической науки» является необходимым как основа для дальнейшего изучения всех курсов магистратуры, осуществления научно-исследовательской работы как составной части магистерской подготовки, участия в научном семинаре и написания магистерской диссертации.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

общепрофессиональные компетенции: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень(ОК-1). Способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности(ОК-2); способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности(ОК-3); способностью принимать организационно-управленческие решения и готовности нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);

профессиональные компетенции: способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований(ПК-1); способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования(ПК-2); способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой(ПК-3);

Способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ(ПК-5);

Способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности(ПК-6); Способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках(ПК-7);

Способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях(ПК-13);

Способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисцилин в высших учебных заведениях(ПК-14).

В результате изучения учебной дисциплины магистры должны уметь:

подготавливать задания на разработку показателей соцально-экономической деятельности компании; стратегии развития компании, разделов планов предприятия;

осуществлять аналитическую деятельность как разработку и обоснование показателей социально-экономической деятельности предприятия, взаимосвязи этих показателей, методик расчета таких показателей; поиск разнообразных источников информации для осуществления экономического анализа;

педагогическая деятельность как преподавание экономических дисциплин в высших учебных заведениях; разработка учебных планов, программ, методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин в ВУЗах;

научно-исследовательская деятельность в виде разработки рабочих планов и программ проведения научных исследований, подготовки заданий для групп, индивидуально для слушателей; сбора, обработки анализа, классификации данных.


4.Структура и содержание дисциплины «Методология экономической науки»

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц,180 часов.



п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы,включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости( по неделям семестра)Формы промежуточной аттестации( по семестрам)

Всего

Лекции

Семинары

Сам.раб




1

Фундаментальные проблемы научных исследований







29

1

2

26




2

Принципы методологии научных исследований в экономике







30

1

2

27




3

Классифика

ции экономических отношений в процессе исследований









29

-

2

27




4

Принципы построения концепций научного исследования







28

-

2

26




5

Системный подход в научных экономических исследованиях







28

-

2

26




6

Исследование трансформации экономики







27

-




27







Итого:







180

2

10

159

Экзамен (9)


Содержание учебной дисциплины

Предметом курса является детальное раскрытие фундаментальных проблем методологии научных исследований экономики. Комплексное раскрытие сложного механизма исследований в экономической науке предполагает не только традиционных методов исследований в экономической науке, но современных инновационных, информационных методов проведения таких исследований. Целями курса является анализ методологических инструментов исследования экономической науки, рассмотрение составных частей методологии экономичекй науки. Изменения в исследовании экономичеких процессов рассматриваются как единство развития содержания науки, методов ее исследования, обобщений и рекомендаций, какие наука дает практике хозяйствования. Особое внимание уделяется методологии научно-информационных исследований экономики, роли человека в экономике, эволюции методов и содержания исследований в экономике. Специально рассматривается сотношение методологии науки и разработки экономической политики.

Объект экономической науки. Основополагающие принципы методологии экономической науки: историзм, методологический холизм, объективность, абстрагирование, учет роли государства и проч. Инварианты экономических отношений (субъект, богатство, механизм функционирования и т.д.) и методология их исследования. Методология исследования динамики и изменения экономических отношений, взаимодействия их с производительными силами, учета роли человека в развитии экономических отношений. Качественная определенность объекта экономического исследования, квалиметрические характеристики таких объектов. Классификации экономических отношений, экономических процессов. Консервативность экономической системы. Новые факторы современности, обусловливающие повышение роли методологии в научных исследованиях экономики (глобализация, экономическое обособление, рост динамизма экономик, экономическая трансформация общества, усиление экономической роли государств, прочее). Учет фактора времени в экономике.

Методы экономических исследований: абстрагирование, единство исторического и логического, диалектический метод, системный подход. Принципы построения концепции научного исследования. Способы формирования гипотезы научного исследования. Логический метод. Формальная и диалектическая логика. Объективная логика, субъективная логика. Логические ошибки в научных экономических исследованиях. Метод корреляции, математический метод в экономических исследованиях.

Роль категории «система» в экономическом анализе. Критерии типологизации экономических систем. Выделение крупных экономических этапов развития хозяйствования и отражение их в экономической науке (теории и методах исследования). Критерии научности типологизаций экономических систем: связь с предметом науки, отражение структуры экономической деяительности. Отражение в различных типологизациях и научных школах уровня экономического развития. Историческая преемственность типологизаций. Мейнстрим. Общие закономерности развития экономических систем. Дифференциация и интеграция как методы познания экономики.

Методология исследования трансформаций экономики. Общенаучные методы исследования экономики: сравнение, аналогия, экономическая модель, анализ и синтез, индукция и дедукция, позитивный и нормативный анализ.

Рассмотрение трансформации экономики как межсистемного состояния. Основное противоречие экономической системы, характер макронеравновесия и методология его изучения, альтернативность развития, особая роль субъективного фактора. Экономические законы и экономические категории.

Парадоксы экономической политики в России. Соотношение экономической теории и экономической политики.



5.Образовательные технологии
Рекомендуется при формировании системы оценочных средств знаний студентов использовать для экзаменов 4-х балльную оценку: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично. Для зачетов используется система: зачтено-незачтено. При осуществлении текущего контроля рекомендуется использовать тесты, практические задания, решение экономических задач.

Задания для контрольных и курсовых работ создаются по всей программе учебного курса, выделяя базовые составляющие таких программ. Вопросы для коллоквиумов формируются по той теме, какая выносится на коллоквиум с учетом згначимости проблем, содержащихся в этой теме. Обязательным при этом включение проблемных вопросов, по которым можно организовать полемику на коллоквиуме.

Тематика докладов, эссе, рефератов не должна повторять вопросы, вынесенные на практическое, семинарское занятие. Эти темы должны углублять, детализировать, дополнять те вопросы, какие будут рассматриваться на практическом занятии. Если доклады, эссе, рефераты являются самостоятельной формой подготвки студента, то преподаватель продумывает название этих видов работ по модулю, изучаемому в данный момент, или по разделу курса, какой предполагается самстоятельно изучать студентам.

Оценочные средства для текущего контроля фрмируются в виде принятия зачетов по системе: зачтено-незачтено. Вопросы для зачетов разрабатываются по части учебной дисциплины, которая выносится на промежуточную аттестацию. Курсовые работы при промежуточной аттестации могут подготавливаться студентами по предложенной преподавателем тематике или по самостоятельно избранным темам, как частям изучаемой дисциплины, вынесенной на промежуточную аттестацию.

Промежуточная аттестация может проводиться по практикам, проходимым студентами. В этом случае возможно собеседование в процессе прохождения практики или в виде отчета, предоставляемого руководителю практики от кафедры по окончании практики.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Планы проведения практических занятий.

1. Фундаметальные проблемы научных исследований





  1. Понятие «фундаментальные исследования»

  1. Единство содержания и методов научных исследований

  2. Традиционные и инновационные методы научных исследований в экономике


2. Принципы методологии научных исследований в экономике
1 Основополагающие принципы научных исследований в экономике (историзм, объективность, экономический холизм и др.)

2. Инварианты экономических отношений

3. Методология исследоваия динамики экономики

4. Учет роли человека в научных исследованиях


3. Классификации экономических отношений в процессе исследований
1.Квалиметрические характеристики экономических отношений

2.Консервативность экономической системы

3. Учет фактора времени при классификации экономических отношений в процессе исследования
4.Принципы построения концепции научного исследования
1. Способы формирования гипотезы научного исследованиях

2.Логический метод исследования. Логические ошибки.

3.Метод корреляции в научных экономических исследованиях.

4. Экономико-матматический метод исследования


5.Системный подход в научных экономических исследованиях
1. Роль категории «система» в научных исследованиях экономики

2.Критерии типологизации экономических систем

3. Общие закономерности развития систем экономики

4.Дифференциация и интеграция как методы познания экономики


6. Исследование трансформации экономики
1. Сравнение, аналогия, экономическая модель

2. Позитивный и нормативный методы исследования экономики

3. Трансформация экономики как межсистемное ее состояние

4. Противоречия экономической системы и их исследования




    1. Выбор темы исследования и составление плана исследования




      1. Предпосылки выбора темы исследования

      2. Формулировка целей, задач исследования

      3. Детализация темы исследования. Метод Дельфи

      4. Составление плана исследования. Таблица Ганта

      5. Предварительное изучение литературы и уточнение темы

8.Изучение литературы
1. Цели изучения литературы

2. Виды и типы литературных источников

3. Методы поиска литературы

4. Составление критического обзора литературы

5. Сбор, оценка аналитическая обработка литературы

9. Сбор первичных данных


1.Определение способов получения первичных данных

        1. Вопросы этики при получении первичных данных

        2. Способы полу


Вопросы для самостоятельной работы


  1. Исследовательский потенциал экономической науки: содержвние, факторы формирования

  1. Научная компетенция: понятие, способы развития

  2. Методика полемики в экономической науке

  3. Источники научного познания и научного анализа

  4. Способы формирования проблемных ситуаций в научном анализе

  5. Анализ и синтез в методологии научных исследований

  6. Способы формироваия научной концепции исследования

  7. Экономические противоречия, способы их классификации

  8. Построение гипотез в научных исследованиях по экономике

  9. Категории и законы логики в научных исследованиях по экономике

  10. Общенаучные методы исследований по экономике

  11. Специфически экономические методы исследованиях

  12. Метод сравнения в экономических исследованиях

  13. Метод аналогий в экономических исследованиях

  14. Индукция и дедукция в научных исследованиях по экономике

  15. Позитивный и нормативный анализ в научных исследованиях по экономике

  16. Экономическая наука: структура, отличия от других наук

  17. Экономические законы и экономические категории

  18. Экономико-математические модели в исследованиях по экономике

  19. Соотношение экономической политики и экономической теории

  20. Составные элементы дипломной работы как формы научного исследования по экономике

  21. Сбор первичных данных и изучение научной литературы


Темы докладов и рефератов


  1. Использование формальной логики при проведении исследований по экономике

  1. Использование методов диалетической логики при проведении исследований по экономике

  2. Использование объективной и субъективной логики в исследованиях по экономике

  3. Применение анализа и синтеза в научных исследованиях по экономике

  4. Экономические противоречия в экономике

  5. Методика написания научной статьи по экономике


Вопросы для зачета


  1. Понятие «методология науки»

  1. Соотношение методологии и теории в экономической науке

  2. Методика полемики в экономической науке

  3. Предпосылки выбора темы исследования

  4. Изучение литературы: методические особенности в экономической науке

  5. Методы поиска литературы для работы по теме исследования

  6. Способы сбора первичных данных

  7. Анализ и синтез в методологии научных исследований по экономике

  8. Формирование научной концепции

  9. Методы создания и содержание научной гипотезы

  10. Методология изучения в экономических исследованиях противоречий

  11. Метод сравнения в научных экономических исследованиях

  12. Использование метода аналогий в научных экономических исследованиях

  13. Применение методов индукции и дедукции в научных экономических исследованиях

  14. Сочетание позитивного и нормативного анализа при осуществлении научных исследований по экономике

  15. Применение экономико-математических моделей в научных исследованиях по экономике

  16. Методология подготовки материалов для научных грантов


7. Учебно-методичекое и информационное обеспечение курса

а) Основная литература

1. Кирдина С.Г. Методология экономической науки.-М.,2008

2. Барщева Г.А. Методология науки. М.,2008

б) Дополнительная литература

1. Ананьин, О. Структура теоретико-экономического знания. Методологический анализ. М.: ИЭРАН., 2005.

2.Алле, М. Современная экономическая наука и факты //Теория и история экономических и социальных институтов и систем. - THESIS., 1994, № 4.

3.Бункина, М. //Журнал для акционеров. -1995. № 2.

4.Макаров, В. Теоретические основы экспериментальной экономики// Экономист. - 1995. № 9.

5. Маршалл, А. Принципы политической экономии. - М.:Прогресс, 1983

6.Кун, Т. Структура научных революций.- М.1975

7. Орехов, А.М. Методы экономических исследований. - М.:ИНФРА-М., 2006

8.Фридмен, М. Методология позитивной экономической науки//Теория и история экономических и социльных институтов и систем. TEHSIS.1994. № 4

9.Шишков, Г.Б. Математизация экономичекой теории: методология науки. -М.: РЭА им. Плеханова, 1996

10. Блауг, М. Методология экономической науки. - М.,2004

11. Панорама экономической мысли конца ХХ столетия//Сборник. - Спб.,2002.

12. Сондерс, М. Методы проведения экономических исследований // Сондерс М., Льюис Ф., Торихилл Э. - М., 2006
8.. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Учебные пособия

2. Слайды презентации лекций

3 Компьютерные демонстрации


        1. Компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 080100«Экономика».

Автор — профессор , д.э.н. Т.И.Трубицына

_________________

Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории и национальной экономики от 26 сентября 2012 года, протокол №3.


Подписи:
Зав.кафедрой экономической теории

и национальной экономики Т.И.Трубицына


Декан экономического

факультета О.С.Балаш


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница