Рабочая программа дисциплины История экономических учений Направление подготовки аспирантов 38. 06. 01




страница1/4
Дата07.05.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Экономический факультет



Рабочая программа дисциплины



История экономических учений

Направление подготовки аспирантов



38.06.01 «Экономика»

Направленность



«Экономическая теория»

Квалификация



Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения



Заочная
Саратов

2015


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисципланы:

Рассмотреть вопросы развития экономической мысли, начиная с момента зарождения до наших дней. Изучить широкий круг проблем, оказавших влияние на становление, оформление и распространение экономических идей и школ в мировом контексте.



Задачи:

- рассмотрение экономических взглядов выдающихся мыслителей на основе двух подходов: традиционного и ретроспективного

- определить значение отдельных экономических школ, преемственность направлений, национальных особенностей и способов познания

- выделить методологическое обоснование концепций с учетом реалий исторической и социальной обстановки


2. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры

Дисциплина «История экономических учений» является обязательной, входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки аспирантов по направлению 38.06.01 «экономика» - Б1.В.ОД.2.1. Она затрагивает области других дисциплин включенных в учебный план, прежде всего экономическую теорию, экономическую историю, экономическую социологию, экономическую политику и др. Глубокое усвоение дисциплины «История экономических учений» обязательно для фундаментальной подготовки экономистов, поскольку она вместе с макроэкономикой и микроэкономикой является основой системы экономических наук. Изучение курса «Истории экономических учений»  позволит будущим экономистам достаточно близко ознакомиться с современными теориями, национальными школами, методологии научного поиска. т.е. именно с тем уровнем, на котором им в  основном предстоит работать.


3 Результаты обучения, определенные в картах компетенций и формируемые по итогам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «История экономических учений» направлен на формирование следующих компетенций:

УК-1. Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях

ОПК-1. Способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий.

ПК-3. Способность использовать теоретические основы экономической науки в исследовании закономерностей социально-экономического развития.
В результате освоения дисциплины аспирант должен

Знать:

понятия, категории, закономерности, которые были изучены в курсе экономической теории, систематические концепции и взгляды экономических школ;



Уметь:

разбираться в способах анализа различных теорий;

ориентироваться в социально-экономических предпосылках, повлиявших на создание экономических учений;

Владеть:

навыками работы с первоисточниками, вычленяя главные, программные работы; концептуальным мышлением;


4. Структура и содержание дисциплины «История экономических учений»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.





п/п

Раздел дисциплины

Формы работы

Лекции

Практи-ческие занятия

Самос-тоят. работа

Всего

4 семестр

1

Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира.

0,5

0

6

6,5

2

Экономические учения средних веков и Возрождения.

0,5

0

6

6,5

3

Классическая экономическая теория.

0,5

0

16

16,5

4.

Историческая школа.

0,5

0

6

6,5




Всего

2

0

34

36

5 семестр

5.

Научный социализм.

0,5

0,5

12

13

6.

Маржинализм.

0,5

0,5

14

15

7.

Неоклассическая школа.

1

0,5

20

21,5

8.

Институционализм.

1

0,5

20

21,5

9.

Русская экономическая мысль.

1

0,5

20

21,5

10.

Кейнсианство.

1

0,5

20

21,5

11.

Экономические учения 20-50-х ХХ века.

0,5

0,5

12

13

12.

Современные экономические теории.

0,5

0,5

12

13




Всего

6

4

130

140




Итого:

8

4

164

176

(+ зачет 4)

Содержание дисциплины

Тема 1. Экономические учения древнего мира.

Предмет и метод истории экономических учений. Экономическая мысль Древнего Востока. Экономическая мысль Древней Греции (Платон, Ксенофонт, Аристотель). Древнегреческие мыслители о природе денег, стоимости обмене. Экономическая мысль Древнего Рима. Роль государства в экономических отношениях древнего мира.


Тема 2. Экономические учения средних веков, возрождения, XVIII века

Экономическая мысль в средние века (Фома Аквинский, Н.Орем). Гуманистические тенденции в христианской экономической мысли, Жан Кальвин, Мартин Лютер. Буржуазное предпринимательство. Меркантилизм. 2 этапа развития. Экономическая политика. Физиократы. Ф.Кенэ, Р.Тюрго. «Экономическая таблица» - первая модель воспроизводства.



Тема 3. Классическая экономическая теория

Предшественники классической теории. (У. Петти, Буагильбер, Д. Юм, Дж. Локк). Структура книги «Богатство народов». А. Смит о стоимости. Теория издержек А. Смита. Разделение труда, предпринимательство, распределение в трактовке А. Смита. Структура книги «Начала политической экономии и налогового обложения». Взгляды Д. Рикардо на стоимость. Рента в изложении Д. Рикардо. Мировая торговля и сравнительные преимущества. Законы Т. Мальтуса. Развитие классической экономической теории (Дж С. Милль, Ж.-Б. Сей, С. Сисмонди).


Тема 4. Историческая школа

Зарождение немецкой исторической школы. От камералистики к национальной экономике. Г. Шмоллер - упор на социологию. "Идеальные" типы хозяйства. М. Вебер. Этика в экономической теории. Развитие исторической школы в XX в. (Арнольд Тойнби, А.Шпитгоф).


Тема 5. Научный социализм.

Истоки учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Структура «Капитала». Методология и анализ экономических явлений. Трудовая теория стоимости. Проблемы воспроизводства и равновесия. Институционализм К. Маркса.


Тема 6. Маржинализм

Истоки теории предельной полезности: А. Курно, Г. Госсен. Австрийская школа: Ф. Визер, К. Менгер, Е. Бем - Баверк. Теория капитала Е. Бем - Баверка. Англо - американский маржинализм: У. Джевонс и Дж. Кларк. Современный маржинализм. Концепция экономического равновесия (модель Л. Вальраса). Проблемы воспроизводства у Л. Вальраса и А. Парето. Механизм распределения доходов в обществе у А. Парето. Русские экономисты - математики. Модель "затраты - выпуск" В. Леонтьева.


Тема 7. Неокласическая теория

"Кембриджская" школа - продолжатель традиций классической экономической теории. Структура книги "Принципы экономике" А. Маршалла. 3. Проблемы спроса и предложения. Издержки и цена в теории А. Маршалла. А. Пигу и его «Экономическая теория благосостояния". Неоклассические методы анализа экономики.


Тема 8. Институционализм

Социально - экономические и теоретические предпосылки появления учения в США. Т. Веблен и его книга «Теория праздного класса». Психологическое направление институционализма. Социально - правовое направление. Джон Коммонс. Эмпирический институционализм. Социологический институционализм. Дж. К. Гелбрейт.



Тема 9. Русская экономическая мысл

Экономическая мысль средних веков. "Русский" меркантилизм. "Смитианство" на русской почве. Вольное экономическое общество. Экономическая теория в XIX веке. Борьба трёх направлений: консервативное, либеральное, социалистическое. Социальная школа. М.И. Туган-Барановский и его экономические взгляды. Философия экономики: С. Булгаков, Г). Струве, А.Богданов. Проблемы эффективности крестьянского хозяйства. Н.Д. Кондратьев, теория экономической динамики. Большевистская политическая экономия. Советские управленческие теории в 20-е годы. Эмигрантская экономическая мысль. "Тихий" реформизм официальной теории. В. Немчинов, В. Новожилов, Л. Канторович. 60-80 гг. Попытка реформ. Планомерность и товарность. "Транзитивные" экономические взгляды: 90 гг. XX в.


Тема 10. Экономические теории 20- 50 гг. XX в.

Шведская школа: техника анализа. Теории стоимости, денег и капитала: И. Фишер, Ф. Найт, Р Хикс. Й. Шумпетер и его «Теория экономического развития». Экономический либерализм; Л. Мизес, Ф. Хайек, В. Ойкен. Теории рыночной конкуренции. Э.Чемберлин, Д. Робинсон, |ж. Стиплер. Модели экономического роста и развития. Неоклассический синтез. П. Самуэльсон. Монетаризм. М. Фридман.


Тема 11. Дм. М.Кейнс. Активная экономическая теория

Продолжение традиций "кембриджской школы" и новые парадигмы в теории. Структура книги "Общая теория занятости, процента и денег". Экономическая политика в теории Дж.М.Кейнса. Проблемы эффективного спроса. Кейнсианство: государственное кредо. Неокейнсианство и посткейнсианство.


Тема 12. Современные экономические теории

Экономический империализм. Институциональная парадигма. Эволюционная теория. Теории 80-90-х годов. Методология: поиск "mainstream".


5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины

Содержание учебной дисциплины распределяется с учетом выделенных на изучение дисциплины часов. Каждая тема формируется как лекционные занятия, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения задач, анализа проблемных ситуаций, дистанционные занятия. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу аспирантов и руководство этой работой со стороны преподавателей. Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, решение экономических задач, аналитическое изучение, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов.

6.1. Виды самостоятельной работы

Раздел/Тема дисциплины

Вид самостоятельной работы

Литература (номера источников согласно списку рекомендо-ванной литературы)

1. Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,3

2. Экономические учения средних веков и Возрождения.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,4

3. Классическая экономическая теория.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,11

4. Историческая школа.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,6

5. Научный социализм.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,7

6. Маржинализм.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,8

7. Неоклассическая школа.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,10

8. Институционализм.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,9

9. Русская экономическая мысль.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,5

10. Кейнсианство.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,4,12

11. Экономические учения 20-50-х ХХ века.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, подготовка к тестированию

1,2,6,12

12. Современные экономические теории.

проработка вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение

1,2,12

Итого часов на самостоятельную работу: 164


6.2. Вопросы для углубленного самостоятельного изучения

Тема 1. Экономические учения древнего мира.

  1. Что означает эволюционный подход к изучению истории экономических учений?

  2. Что означает ретроспективный подход?

  3. Приведите примеры методологических абстракций.

  4. В чём значение "экономических" метафор?

  5. Поясните выделение Й. Шумпетером методов истории экономических учений?

  6. В чём специфика древневосточных экономических суждений?

  7. Приведите примеры нормативности у Платона, Ксенофонта и Аристотеля.

  8. Почему древнегреческие мыслители двойственно подходили к денежному обогащению?

  9. Почему в Древнем Риме заостряли проблему специфики прав собственности?

  10. Как можно спроецировать хозяйственный порядок государства у Платона на экономическую теорию XX века?


Тема 2. Экономические учения средних веков, возрождения, XVIII века

1. Почему схоластический "Канон" оказался столь "живуч" для анализа экономических явлений?

2. Почему В.О.Ключевский назвал "Русскую Правду" уложением о капитале?

3. В чем сходство меркантилизма, исторической школы и современной глобалистики?

4. Что говорил о значении протестантской реформации для рыночной экономики М. Вебер?

5. В чём своеобразие русской экономической мысли XV-XVI вв.?

6. "Собственное" название физиократов?

7. В чём заключалось кредо Р. Тюрго?

8. Камералистика стала предшественницей … школы. Почуму?

9. Почему А. Ордин-Нащокина называют идеологом реформ Петра I?

10. Что такое "бесплодный" класс в "Экономической таблице"?
Тема 3. Классическая экономическая теория

1. Почему В. Гурнэ считается предшественником английской классической экономической теории, а не физиократов?

2. Что хотел подчеркнуть А. Монкретьен, меняя название своей книги «Трактат экономической торговли» на ... ?

3. Дайте разграничение в понятиях: экономический человек, рациональный, утилитарный, разумный?



  1. Какова современная трактовка закона Сэя?

  2. Каковы же причины богатства народов по А. Смиту?

  3. Почему Р. Кантильон является предшественником И. Фишера?

  4. Когда пришла "реабилитация" Т. Мальтуса?

8. Является ли Д. Рикардо родоначальником трудовой теории
стоимости или он продолжатель А. Смита?

9. Чем привлекательна была для русских экономистов Х1Хв. работа


Д.С. Милля "Основы политической экономии"?

10. Каков результат конкуренции по С. Сисмонди?


Тема 4. Историческая школа

  1. Почему германские экономисты отрицали универсальные экономические законы?

  2. Кто из философов оказал влияние на историческую школу?

  3. Кто является автором понятия «национальная экономика»?

  4. В чем отличие I этапа исторической школы от II?

  5. Почему А. Мюллер в качестве предшественников называл российских экономистов?

  6. В чем заключается трактовка экономического поведения на II этапе?

  7. Что такое производительные силы по Ф. Листу.

  8. Если экономическое явление - это уникальный исторический факт, то что же тогда массив фактов?

  9. Если стиль, дух, этос - экономические категории, то как их нужно анализировать?

  10. В чем разница в трактовках предпринимательства у М.Вебера и В. Зомбарта?


Тема 5. Научный социализм.

  1. Марксизм - это экономическая идеология или экономическая теория?

  2. Почему не были опубликованы при жизни К. Маркса II и III тома «Капитала»? '

  3. Каков главный метод К. Маркса?

  4. Что понимается под «прогрессом» в школе научного социализма?

  5. Что внёс К. Маркс нового в теорию ренты Д. Рикардо?

  6. Как можно проанализировать с точки зрения современной экономической теории марксову категорию «общественно-необходимые затраты труда»?

  7. Почему частная собственность необходима при капитализме, а при социализме - нет.

  8. Чем оригинальна схема воспроизводства К. Маркса ( т. 2 «Капитала») по сравнению с Р. Кантильоном и Ф. Кенэ?

  9. Возможно ли существование абстрактного труда?

  10. Правомерно ли «первоначальное накопление капитала» в
    контексте школы научного социализма к любому переходному
    периоду?


Тема 6. Маржинализм.

  1. Как был решен маржиналистами парадокс А. Смита о ценности воды и бриллиантов?

  2. Какие модели рыночной конкуренции предвосхитил О. Курно?

  3. О каком перевороте говорил Г. Госсен?

  4. Что означает у И.Г. фон Тюннена?

5. Кто "придумал" избыток потребителя и производителя?

6. Труд по У.С. Джевонсу измеряется в наслаждении или в

7. Что означает у К. Менгера термин "free goods"?

8. Кто ввёл в экономическую теорию понятия: marginal utility и opportunity cost?



  1. В чём смысл "позитивной теории капитала" Баверка?

  2. Повторите вслед за Ф. Эджуортом закон роста производства фирмы?

s s

  1. В чём разница между S=D и piFi ≡ ∑ piGi ?

i=1

  1. "Справедливая" цена по Аристотелю и "естественная" цена по Тюрго - это по Вальрасу:...?

  2. Что внес нового в диаграмму Эджуорта - Боули В.Парето (покажите графически)?




  1. Какие допущения были сделаны В. Леонтьевым в его модели?

  2. В чём сходство результата обмена (сделки) для двух контрагентов у А. Смита - К. Менгера - Д. Комменса?

  3. Как математически разработана Дж. Б.Кларком теория вменения Ф.Визера?

  1. Функции государства по Л. Вальрасу?

  1. Закон народонаселения Т.Мальтуса и закон распределения доходов В.Парето - в чём сходство?

  2. Объясните механизм ценообразования на "конном рынке" Е. Бем - Баверка.

20. Почему Е. Слуцкий считал, что определение rf2u на основе эмпирических данных невозможно?
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница