Рабочая программа дисциплины дисциплина «Организационное поведение» Направление подготовки 080200 «Менеджмент»




Скачать 232.23 Kb.
Дата07.05.2016
Размер232.23 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования


«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»
УТВЕРЖДАЮ

Ректор /И. С. Суровцев/

« » 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Организационное поведение»

Направление подготовки 080200 «Менеджмент»

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Воронеж


2011

Рабочая программа составлена на основании требований:

Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ 20.03.2010г. - регистрационный номер 544, об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебного плана ВГАСУ по направлению подготовки бакалавров 080200, введённого в действие в 20___/20___ учебном году.
Программу составил:

Ст.преподаватель (Е. А. Киреева)

ученая степень и звание, подпись инициалы, фамилия
«_____» 2011г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«Управление строительством»

наименование кафедры
« » 2011 г., протокол №____.

Заведующий кафедрой д.т.н., профессор (С. А. БАРКАЛОВ )



ученая степень и звание, подпись инициалы, фамилия

Рабочая программа одобрена методической комиссией

Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий

наименование факультета
« » 20 г., протокол № .

Председатель ( )



ученая степень и звание, подпись инициалы, фамилия
1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целью дисциплины «Организационное поведение» является ознакомление студентов с основными организационно-управленческой деятельностью, участие в разработке и реализации корпоративной стратегии организации, а также изучение творческого подхода к управлению организациями с распределенными полномочиями между центром и субъектами управления, участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации

1.2. Задачами дисциплины «Организационное поведение»:


  • знакомство студентов с развитием эффективного менеджмента;

  • изучение методов организационного поведения;

  • изучение методов стилей управления;

  • знакомство с распределения усилий руководителя;

  • знакомство с мотивацией и стимулированием сотрудников;

  • изучение различий коллектива и команды;

  • значение власти и влияния в организационном поведении;

  • сравнение организационной культуры по национальным особенностям;

  • ведения персонала;

  • представление организации будущего с учетом темпераментов личности и гендерных конфликтов.


2. Mecтo дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Организационное поведение» относится к федеральному компоненту общематематических и естественно- научных дисциплин. При ее освоении используются знания, полученные при изучении курса «Менеджмент», а также других дисциплин.



Теория менеджмента: основы менеджмента; система принципов, методов и технологий управления.

Стратегический менеджмент: формирование миссии и целей фирмы; выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы; проектирование организационной структуры; выбор степени интеграции и систем управления; определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности; оеспечение обратной связи результатов и стратегии компании

Социология: изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ; анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия

Управление человеческими ресурсами: интегрированный подход в управлении человеческими ресурсами; взаимоотношения организации и ее работников; знание функций подхода «управления человеческими ресурсами», таких как развитие карьеры, отбор сотрудников и прием на работу, мотивация, аттестация, тренинг, партнерство наемных работников и менеджеров и др.

Дисциплина является необходимой для изучения дисциплин: «Государственное и муниципальное управление», «Стратегический менеджмент».


3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

3.1. Студент должен знать:

базовые ценности мировой культуры и готовность опираться на них в своем

личностном и общекультурном развитии (ОК-1); знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу

информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5); готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);



3.2. Студент должен уметь:

знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1); способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2); разрабатывать процедуры и методы контроля (ПК-3); использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4); эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5); владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6); способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7); способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);



3.3. Студент должен иметь навыки:

использования основных методов финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11); принимать участие в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13); владения современными технологиями управления персоналом (ПК-14); участия в разработке стратегии организации, используя инструментарий



стратегического менеджмента (ПК-15); корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16); участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
4. Структура и содержание дисциплины «Организационное поведение»


Семестр изучения (числитель - дневное обучение, знаменатель - заочное)

Аудиторные занятия, ч
(числитель – дневное обучение, знаменатель - заочное)

Самостоятельная работа, ч
(числитель – дневное обучение, знаменатель - заочное)

Форма семестровой отчетности

Лекции, ч

Практические, семинарские или иные занятия (указать с индексом «п», «с» или др.), ч

Лабораторные занятия, ч

Курс. проекты, ч.

Курс. работы, ч.

Контр. работы, ч

РГР, ч

ВСР, ч

 

5

36

18п




0

0

0

0

54

Зачет


Всего

36

18п




0

0

0

0

154

 



№ п.п

Лекции (краткое содержание)

К-во лекционных часов

Объем на тематический блок, ч

Практические и др. занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

М-1. Организация и коммуникативное поведение

 

Лекция 1. Сущность и черты организации. Типы организационных структур.

4


2

 

6

Лекция 2. Принципы построения гибридных структур. Подходы к управлению. Взаимодействие личности и организации.

М-2. Научные основы организационного поведения

 

Лекция 3. История развития организационного поведения. Сущность организационного поведения. Система организационного поведения.

8

4

 

12

Лекция 4. Базисные концепции организационного поведения. Модели организационного поведения. Моделирование организационного поведения.

Лекция 5. Тенденции развития моделей организационного поведения. Моделирование организационного поведения.

Лекция 6. Анализ современных проблем управления организационным поведением. Организационное поведение российского работника.

М-3. Психологические основы мотивации труда

 

Лекция 7. Основная сущность и понятие мотивации. Виды мотивации. Мотивация групповой деятельности.

4

2




6

Лекция 8. Результативность мотивации. Определение причин текучести кадров.

М-4. Власть и лидерство

 

Лекция 9. Основы власти и влияния в организационном поведении. Подходы к проявлению власти и влияния.

4

2




6

Лекция 10. Основы лидерства. Особенности стилей руководителя. Подходы к изучению лидерства. Лидерство в организации при различных типах культур.

М-5. Психологические и социальные основы поведения работника в группе

 

Лекция 11. Понятие и классификация групп. Процесс образования группы.

6

2

 

8

Лекция 12. Понятие и классификация команд. Функциональные аспекты формирования команды.

Лекция 13. Понятие и классификация конфликтов. Универсальные средства разрешения конфликтов.

М-6. Организационная культура

 

Лекция 14. Особенности корпоративной культуры. Формирование организационной культуры. Особенности деловой культуры.

2

2




4

Лекция 15. Понятие и структура репутации и имиджа организации. Управление репутацией.

М-7. Изменения в организации




Лекция 16. Поведенческий маркетинг. Маркетинг как процесс управления.

8

4




12

Лекция 17. Изменения и нововведения в организации. Способы преодоления сопротивления.

Лекция 18. Сущность и факторы стресса в организации. Психическое состояние персонала Управление стрессом.

Лекция 19. Показатели эффективности в организации. Способы повышения эффективности организационного поведения.




Темы, разделы дисциплины

Количество часов (зачетных единиц)

1

2

3

4

5

6

7

8

Общее количество компетенций

М-1 Организация и коммуникативное поведение

6

ОК-1

ОК-2

ПК-1

ПК-7













4

М-2 Научные основы организационного поведения

12

ОК-5

ОК-7

ОК-8

ПК-5

ПК-8

ПК-9







6

М-3 Психологические основы мотивации труда

6

ОК-5

ОК-8

ПК-2

ПК-6













4

М-4 Власть и лидерство

6

ОК-7

ОК-7

ОК-8

ОК-11

ПК-5

ПК-7







6

М-5 Психологические и социальные основы поведения работника в группе

8

ОК-5

ОК-7

ОК-13

ПК-5

ПК-9










5

М-6  Организационная культура

4

ОК-1

ОК-4

ОК-5

ПК-1













4

М-7 Изменения в организации

12

ОК-5

ОК-8

ОК-10

ПК-1

ПК-2

ПК-5

ПК-8

ПК-9

8


5 Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы могут быть использованы следующие образовательные технологии:



Лекции: проблемная лекция, диалоговая лекция, интерактивная лекция, лекция с вопрошающими паузами, контекстная лекция.

Семинарские занятия: кейс-технология, деловая игра, ролевая игра, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, проблемно-концептуальный доклад, аргументированное эссе.

Самостоятельная работа:  логический анализ текстов, критический анализ текстов, формализация текстов, постановка и решение проблем, решение логических задач.

    1. Перечень практических (семинарских) занятий



№ п.п.

Модули и разделы дисциплины

Тема занятия

К-во часов

1

1

Упр. «Коммуникативнгость и адаптация работника», «Эффективность одно-двустороней коммуникации», «Типовая карта коммуникативной деятельности»

1

2

2

Сущность организационного поведения (ОП). Механизм построения ОП. Упр. «Сравнительны анализ ОП»

2

3

2

Анализ современных проблем управления организационным поведением. Базисные концепции организационного поведения. Элементы системы организационного поведения. Модели организационного поведения.

2

4

2

Моделирование организационного поведения. Упр. «Стили поведения руководителя», «Мой лучший менеджер»

2

5

3

Основная сущность и понятие мотивации. Упр. «Что Вас мотивирует», «Соответствие мотивов и стимулов». Мотивация групповой деятельности. Процесс создания и принятия индивидуальных и коллективных решений как дополнительная мотивационная структура. Упр. «Определение стимулов и антистимуолов»

2

6

4

Значения власти и влияния в организационном поведении. Упр. «Основы власти в организации», «Оценка личности по параметрам большой пятерки». Концепции лидерства. Особенности стилей руководителя. Тест «Администратор вы или лидер», «Умеете ли Вы влиять на других»

2

7

5

Процесс образования группы. Управление группами работников в процессе труда и групповая динамика в организациях. Упр. «Эффективность групповой работы», «Этапы развития групп», «Групповая сплоченность». Функциональные аспекты формирования команды. Различия коллектива и команды. Управление командой. Самоуправляемые команды. Упр. «Анализ характеристик управленческих команд»

2

8

6

культуры. Упр. «Организационная культура», «Управляем

ли мы корпоративной культуройОсновы организационной культуры. Цели и задачи организационной культуры. Функции организационной



»

2

9

7

Организация будущего. «Изменеия и сопротивление их преодолению» Тест «Готовы ли вы ко всяким неожиданностям», «Потребность в перестройке» Психологические игры. Стресс, динамика стресса. Упр. «Подвержены ли вы стрессу», «Преодоление стереотипов»

2

10

7

Расчет показателей эффективности организационного поведения. Тест «Ваш подход к производительности» Активные методы обучения людей.

2



  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.




№п.п

Форма контроля

Метод контроля

Вид занятий, по которым осуществляется контроль

Критерий

1

Промежуточная аттестация

Письменная работа, контрольная работа

Лекционные и практические

Знание основных определений и механизмов инновационной деятельности

2

Зачет

Устный ответ

Лекционные и практические занятия

Знания, навыки и умения, полученные во время учебного курса




    1. Вопросы к зачету




  1. Сущность и черты организации

  2. Внешняя и внутренняя среда организации

  3. Типы организаций и организационных структур

  4. Адаптивные (органические) структуры. Оптимальные структуры взаимодействия рабочих групп

  5. Принципы построения гибридных структур

  6. Подходы к управлению

  7. Взаимодействие личности и организации

  8. Жизненный цикл организации

  9. История развития организационного поведения

  10. Сущность организационного поведения

  11. Система организационного поведения

  12. Поле организационного поведения

  13. Анализ современных проблем управления организационным поведением

  14. Базисные концепции организационного поведения

  15. Элементы системы организационного поведения

  16. Модели организационного поведения

  17. Моделирование организационного поведения

  18. Тенденции развития моделей организационного поведения

  19. Основная сущность и понятие мотивации

  20. Виды мотивации

  21. Мотивация групповой деятельности

  22. Результативность мотивации.

  23. Определение причин текучести кадров

  24. Процесс создания и принятия индивидуальных и коллективных решений как дополнительная мотивационная структура

  25. Организационные системы решения проблемы

  26. Методы рационального решения проблемы

  27. Коллективные подходы к принятию решений

  28. Значения власти и влияния в организационном поведении

  29. Современные подходы к проявлению власти и влияния

  30. Баланс власти

  31. Кризис власти

  32. Концепции лидерства

  33. Лидерство в организации при различных типах культур

  34. Особенности стилей руководителя

  35. Социально-психологический климат

  36. Психологические основы межличностных отношений и образования групп

  37. Процесс образования группы

  38. Управление группами работников в процессе труда и групповая динамика в организация

  39. Функциональные аспекты формирования команд

  40. Различия коллектива и команды

  41. Управление командой

  42. Самоуправляемые команды

  43. Основы организационной культуры

  44. Цели и задачи организационной культуры

  45. Функции организационной культуры

  46. Типология организационной культуры по национальным особенностям поведения персонала

  47. Понятие и структура репутации и имиджа

  48. Управление репутацией

  49. Поведенческий маркетинг

  50. Маркетинг как процесс управления

  51. Изменения и нововведения в организации

  52. Управление нововведениями

  53. Способы преодоления сопротивлений

  54. Стрессы в организации

  55. Динамика стресса

  56. Управление стрессом

  57. Показатели эффективности в организации

  58. Сущность эффективности организационного поведения

  59. Повышение эффективности организационного поведения


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Управление инновационной деятельностью»

а) основная литература:
Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080507 «Менеджмент организации» и 040204 «Социология» / Ю.Д. Красовский. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДЖАНА, 2007. – 527 с.

Ричард Л. Дафт Менеджмент.6-е изд./ Пер.с англ.-Спб.: Питер, 2004. – 864с.:ил. – (серия «Классика МВА»).



  1. Зельдович Б.З. Организационное поведение: Учеб.пособие для студентов вузов/ Б.З.Зельдович. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319с.

  2. Спасенников В.В. Экономическая психология: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 448с.




  1. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. - 944с.

  2. Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касает – М.: КНОРУС, 2006. – 416с.

  3. Хохлова Т.П. Организационного поведение: учеб. Пособие / Т.П. Хохлова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Магистр, 2009. – 509с.

  4. С.С. Фролов. Социология организаций ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ. Основные подходы к изучению личности члена организации

  5. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организа­ционное моделирование: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003. - 944 с.

  6. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»)

  7. Буртовая Е.В. / Конфликтология:Учебное пособие. –М.: ,2002

  8. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. 320 с

  9. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях (2-е издание). Изд. : Высшая школа менеджментв, 2008. – 480с.

  10. И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев Организационная культура: Учебное пособие для вузов , обучающихся по специальности «Менеджмент организации». – М.: ЮНИТИ, 2004. – 288с.

  11. Шермерон Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение, 8-е издание. / Пер. с англ. Под ред. Е.Г.Молл. – Спб.: Питер, 2004. – 637с.: ил.

  12. В.Я. Платов, «Деловые игры: разработка, организация, проведение», - М.:, 2007

  13. Коммуникации в организациях. Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород., Нижегородский региональный институт управления и экономики АПК. 1998. Автор-составитель - к.ф.н. доцент Т.В. Свадьбина, научная редакция - д.ф. н. профессор В.М. Матиашвили


б) дополнительная литература:


  1. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – Экономистъ, 2005. – 665с. – (Homo faber)

  2. Организационное поведение: Практикум / Под ред. Латфуллина О.Н., О.Н. Громовой – Спб.: 2006. – 272 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)

  3. Роберт Брэмсон “Общение с трудными людьми”

  4. Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc Менеджмент. – Спб. : Нева, Олма-Пресс, 2003.

  5. Соломанидина Т.О Организационная культура компании: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

  6. С.А. Камионский Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления

  7. Шапиро Сергей Александрович Организационное поведение / С.А.Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 336с. – ISBN 5-476-00193-Х.

  8. М.Н. Еникеев Общая психология. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000, с.300

  9. Т.П. Галкина Социология управления: от группы к команде. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  10. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. с.357.

  11. В.М. Цветаев Управление персоналом. – Спб.: Питер, 2001. с.160.

  12. А.Т. Зуб, С.Г. Смирнов. Лидерство в менеджменте. – М.: Воскресенье, ЗАО «Принт-Ателье», 1999.

  13. М. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

  14. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М.: 2000.

  15. Шейн Э., Организационная культура и лидерство - С-Пб.: «Питер», 2002.

  16. Изотов В. Корпоративная культура. Стратегии и способы её формирования, 2006 г.

  17. Н.А.Куртиков. Психология и социология управления. Учеб. Пособие. М.; Гос.Университет Управления, Книжный мир. 2005.- 268 с.

  18. Мексон М.Х. , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2002.

  19. Масленникова Н. Цели развития организации через призму управленческих теорий// Теория и практика управления, №6, 2002.



Карта обеспеченности студентов учебной литературой по всем видам учебных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы

Полное библиографическое описание издания

Вид занятий

Количество имеющихся экземпляров

Коэфф. обеспеченности (экз/чел.)

Красовский, Юрий Дмитриевич.

Организационное поведение = Organizational behaviour : учеб. пособие. - М. : Юнити, 2001. - 471 с. - ISBN 5-238-00052-9 : 105-00.




лекционные

10

1

Алиев, Владимир Гаджиевич.

Организационное поведение [Текст] : учебник для вузов : рек. УМО / М-во образования РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономика, 2004 (М. : ГУП ПП "Тип. "Наука", 2004). - 310 с. - Библиогр. в конце кн. (68 назв.). - ISBN 5-282-02328-8.



лекционные

2

0,2

Баркалов, Сергей Алексеевич.

Организационное поведение [Текст] : учеб. пособие : рек. ВГАСУ / Воронеж. гос. архит.-строит. ун-т. - Воронеж : [б. и.], 2008 (Воронеж : Отдел оперативной полиграфии ВГАСУ, 2008). - 276 с. - Библиогр.: с. 276 (10 назв.). - ISBN 978-5-89040-206-6.



лекционные

79

7,9

Красовский, Юрий Дмитриевич.

Организационное поведение [Текст] : учебник : допущено МО РФ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити, 2009 (Ульяновск : ОАО "ИПК "Ульяновский Дом печати", 2007). - 526, [1] с. : ил. - ISBN 978-5-238-01180-6.



лекционные

4

0,4


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Управление инновационной деятельностью» включает:

  1. Компьютерный класс, который позволяет реализовать неограниченные образовательные возможности с доступом в сеть. С возможностью проводить групповые занятия с обучаемыми.

  2. Библиотечный электронный читальный зал с доступом к электронным ресурсам библиотек страны и мира. В количестве 3-х мест.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница