Рабочая программа дисциплины Деловые культуры в международном бизнесе Направление подготовки 68: 030300 «Психология»




Скачать 138.27 Kb.
Дата05.05.2016
Размер138.27 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Деловые культуры в международном бизнесе

Направление подготовки

68:030300 «Психология»

Профиль подготовки

«Кросс-культурная психология»
Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

очная

Саратов


2014

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Деловые культуры в международном бизнесе» являются:



  • анализ и выявление тенденций развития и особенностей процесса управления компанией, участвующей в международном бизнесе;

  • изучение особенности деловой (организационной) культуры в рамках различной национальной и культурной специфики;

  • формирование общекультурных универсальных социально-личностных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и потребностями рынка труда.


2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО магистратуры

Курс «Деловые культуры в международном бизнесе» представляет собой факультативную дисциплину (ФТД). Программа курса ориентирована на изучение деловых культур организаций разных этнических групп, участвующих в международном бизнесе.

В процессе освоения дисциплины проводится анализ таких элементов организационной культуры как ценности, миссия, принципы, организационная структура, процедуры, политики, тактики, поведенческий и этический кодекс, модели менеджмента (в том числе вопросы мотивации, лидерства), ролевые модели, символы, форменный стиль, «мифы», базовые предположения.

Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения курсов, имеющих своим предметом исследование общетеоретических вопросов кросс-культурной психологии, этнической психологии, межкультурной коммуникации. Курс «Деловые культуры в международном бизнесе» изучается после освоения таких дисциплин как «Кросс-культурная психология», «Этническая психология», «Психология межкультурной коммуникации».


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Деловые культуры в международном бизнесе»:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность и готовность к:


  • самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК–2);

  • модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК–6);

  • формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК–20);

  • выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК–24);

  • подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК–28);

  • способность осуществлять эффективную коммуникацию в межкультурных контекстах и готовность к реализации этнорелятивистских установок (СК-2);

  • формирование этнокультурной компетентности и устойчивости к различиям на основе кросс-культурных моделей регионального сотрудничества (СК-3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-особенности деловых культур разных этнических групп;

-подходы к анализу организационной культуры международных организаций;

-методы развития этнокультурной компетентности.

Уметь:

-планировать и осуществлять деятельность организационного консультанта-психолога по оптимизации кросс-культурных коммуникаций;

-диагностировать организационную культуру предприятия;

-развивать этнокультурную компетентность.

Владеть:

-навыками анализа и изменения организационной культуры;

-основными тренинговыми методами для работы с группой;

-технологиями индивидуального и группового консультирования.


4. Структура и содержание дисциплины «Деловые культуры в международном бизнесе»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 часа.






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Социально-психологические основания организационной культуры в международном бизнесе

1

1

2

4




24

Форма контроля текущей успеваемости – контрольные вопросы, творческие задания, устные презентации. Форма промежуточной аттестации – тест

2

Особенности деловых культур различных этнических групп

1

1

2

6




34

Форма контроля текущей успеваемости –творческие задания, устные презентации, - зачет




итого

72

4

10




58





Содержание

Тема 1. Социально-психологические основания организационной культуры в международном бизнесе

Организационная культура как социально-психологический феномен. Организационная культура как инструмент коммуникации с международной внешней средой. Глобализация и международный менеджмент. Элементы организационной культуры международной организации: Ценности, миссия, принципы, организационная структура, процедуры, политики, тактики, поведенческий и этический кодекс, модели менеджмента (мотивация, лидерство), ролевые модели, символы, форменный стиль, «мифы», базовые предположения.



Тема 2. Особенности деловых культур различных этнических групп

Уровневый анализ организационной культуры международных организаций Европы, Азии, запада. «Кейсы» известных международных организаций.


5. Образовательные технологии

В рамках учебной программы «Деловые культуры в международном бизнесе» используются такие виды учебной работы как лекционные интерактивные занятия, с использованием компьютерных презентаций, видео и аудио-фрагментов для разбора конкретных ситуаций (кейс-стади), конкурсные дискуссионные мероприятия с элементами ролевых и деловых упражнений, социально-психологический тренинг этнокультурной компетентности, организация видеоконференции с владельцем международного бизнеса (круглый стол).


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В процессе изучения курса «Деловые культуры в международном бизнесе» предполагаются следующие виды самостоятельной работы:



- подготовка презентаций по вопросам семинарских занятий (см. 6.1.);

- подготовка ответов на итоговые вопросы курса (см.6.2.);

- выполнение тестовых заданий (6.3).

Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний.

Система текущего контроля включает:


  1. контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы (презентации и творческие задания);

  2. контроль посещения и работы на семинарских занятиях (участие в дискуссии, вопросы, дополнение);

  1. контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме письменного итогового теста.

Формы контроля и система оценивания аттестации:


Текущая аттестация

Минимальное
количество баллов


Максимальное
количество баллов


Самостоятельная аудиторная работа:

Развернутые и аргументированные ответы

Активное участие в дискуссиях (вопросы, аргументы)

Решение «кейсов»

Выступление с презентацией


0

0

0

0

0

70

10

10

20

30

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Самостоятельный анализ организационной культуры международной организации



0

20

Промежуточная аттестация (тест)

0

10




Сумма баллов, набранных студентом по итогам изучения дисциплины

0–70

70–100

зачет

«не зачтено»

«зачтено»


6.1. Вопросы и задания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Деловые культуры в международном бизнесе»
Семинар 1. Деловые культуры России, Америки и Англии. Особенности, специфика, анализ элементов организационной культуры.

Внеаудиторная работа осуществляется путём самостоятельной подготовки студентов групповых презентаций на заданные темы рефератов:

1. Психологические особенности деловой культуры Великобритании.

2. Психологические особенности деловой культуры России.

3. Психологические особенности деловой культуры США.
Семинар 2. Деловые культуры Азии. Особенности, специфика, анализ элементов организационной культуры.

Внеаудиторная работа осуществляется путём самостоятельной подготовки студентов групповых презентаций на заданные темы рефератов:



  1. Психологические особенности деловой культуры Китая.

  2. Психологические особенности деловой культуры Кореи.

  3. Психологические особенности деловой культуры Японии.


Семинар 3. Деловые культуры Европы. Особенности, специфика, анализ элементов организационной культуры.

Внеаудиторная работа осуществляется путём самостоятельной подготовки студентов групповых презентаций на заданные темы рефератов:



  1. Психологические особенности деловой культуры Германии

  2. Психологические особенности деловой культуры Италии

  3. Психологические особенности деловой культуры Франции

  4. Психологические особенности деловой культуры Швеции


Семинар 4. Деловые культуры Арабских стран и Индии. Особенности, специфика, анализ элементов организационной культуры.

Внеаудиторная работа осуществляется путём самостоятельной подготовки студентов групповых презентаций на заданные темы рефератов:



  1. Психологические особенности деловых культур Арабских стран

  2. Психологические особенности деловой культуры Индии


Семинар 5.Тренинг развития этнокультурной компетентности
6.2. Итоговые вопросы курса

  1. Понятие и структура внешней среды (макроокружение).

  2. Социокультурная среда в международном бизнесе.

  3. Значение менеджмента управления персоналом для деятельности международного предприятия.

  4. Организационная культура как инструмент коммуникации предприятия с международной внешней средой.

  5. Концепция организационной культуры Э.Шейна.

  6. Ордерная модель организационной культуры Л.Н.Аксеновской.

  7. Элементы организационной культуры по Р.Рюттенгеру.

  8. Культурные измерения Ф. Тромпенарса.

  9. Исследования Г. Хофштеде.

  10. Мотивация к труду персонала международных предприятий.

  11. Лидерство в организациях разных стран.

  12. Методы развития этнокультурной компетентности.


6.3. Тестовые задания по курсу «Деловые культуры в международном бизнесе»


  1. Что входит в понятие культура? (возможно несколько вариантов)

  1. Символы

  2. Знаки

  3. Язык

  1. Абстрактные, устойчивые представления, которые определенным образом иерархизированы – это?

  1. Нормы.

  2. Ценности.

  3. Обычаи.

  1. . В чём заключается регулятивная функция культуры? (возможно несколько вариантов)

  1. Информирует

  2. Побуждает

  3. Налагает ограничения, контролирует

  4. Ни в чём из вышеперечисленного

  1. . Что такое социализация?

  1. Процесс общения

  2. Процесс адаптации личности к обществу

  3. Процесс построения общества

  1. Деловое общение основывается на знаниях:

  1. социологии;

  2. психологии;

  3. менеджмента;

  4. логики;

  5. всех выше перечисленных дисциплин.

  1. Каковы основные элементы внешней среды международного бизнеса

  1. экономическая внешняя среда

  2. политическая внешняя среда

  3. правовая внешняя среда

  4. культурная внешняя среда

  5. научно-техническая среда

  6. финансовая среда

  1. Определить сущность международного бизнеса. Это

  1. любые хозяйственные операции, которые проводятся двумя или более странами

  2. деловое взаимодействие фирм каких-либо подразделений, находящихся в разных странах

  3. экспортно-импортные торговые операции

  4. инвестиционная деятельность зарубежных фирм

  1. К «западному» стилю менеджмента относятся самоутверждение и индивидуальная ответственность менеджеров отдельных направлений бизнеса на фирме

  1. Да

  2. нет

  1. В основе эффективности «азиатского» стиля управления лежит создание дружелюбных и сплочённых коллективов

  1. Да

  2. нет

  1. Отметьте характеристики, присущие японской модели управления

  1. Борьба за лидерство

  2. Умение работать в команде

  3. Нежелание рисковать

  4. Глубокое освоение одной профессии

  5. Специалисты широкого профиля

  6. Единоличный стиль управление

  7. Инновации внедряются эволюционным путём

  8. Инновации внедряются революционным путём

  9. Деловые отношения строятся на личных контактах на основе взаимного доверия

  10. Деловые отношения подтверждаются контрактами

  1. Определить страны, к чьим системам организационно-правовых форм предприятий наиболее близка российская система

  1. Великобритания

  2. США

  3. Франция

  4. Германия

  5. Япония

  6. Испания

  1. Организационная культура фирмы – это синоним понятия «социально-психологический климат»:

  1. Да

  2. нет

  1. Организационная структура создаётся усилиями:

  1. Менеджеров

  2. Рядовых исполнителей

  3. Всего коллектива

  1. В чём заключаются управленческие проблемы международной фирмы, решаемые при помощи организационной культуры:

  1. Культурные и коммуникационные барьеры в сотрудничестве

  2. Недостаточно высокий профессиональный уровень сотрудников

  3. Различие в стилях управления разных стран

  4. Различия в постановке проблем и принятия решений

  5. Различия в подготовке производства

  6. Потенциальные конфликты из-за различий в мотивации труда

  7. Различия в подходе к управлению прибылью

  8. Различия в социально-культурной компетенции персонала

  1. Определить 1.общие элементы формирования и развития организационной культуры международной фирмы и 2. Специфические инструменты, характерные для международного бизнеса:

  1. Обряды

  2. Знаково-символическая система

  3. Система коммуникаций

  4. Церемонии

  5. Ритуалы

  6. Мифы и легенды

  7. Ротация менеджеров

  8. Совместное обучение сотрудников, представляющих разные национальные культуры

  1. В основе эффективности азиатского стиля менеджмента лежит создание дружелюбных и сплочённых коллективов:

  1. Да

  2. Нет

  1. Какая основная функция языка?

  1. Достижение взаимопонимания

  2. Участие в процессе пережёвывания пищи

  3. Разговорная

  4. Нет такой функции

  1. К вербальным средствам общения относятся:

  1. устная речь;

  2. письменная речь

  3. устная и письменная речь;

  4. интонации голоса.

  1. Для результативного проведения деловых встреч, бесед, переговоров:

  1. необходимо контролировать свои движения и мимику;

  2. стараться интерпретировать реакции партнера;

  3. понимать язык невербальных компонентов общения;

  4. пользоваться всеми выше перечисленными пунктами

  1. Какие из перечисленных средств общения относятся к невербальным?

  1. жесты;

  2. позы;

  3. мимика;

  4. все перечисленные;

  5. выражение лица.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Деловые культуры в международном бизнесе»
а) основная литература:

  1. Шейн, Э. Х. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э. Х. Шейн; пер. с англ. под ред. Ковалёвой. – СПб. : Питер, 2011. – 336 с.

  2. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учеб. пособие - Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 334.

  3. Сагинова О.В., Скоробогатых И.И., Дюметц Ж. Кросскультурный маркетинг: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2011. - 263 с.: ISBN 978-5-16-003861-2, http://znanium.com.

б) дополнительная литература:



  1. Аксеновская, Л. Н. Ордерная концепция организационной культуры: вопросы методологии [Текст] / Л. Н. Аксеновская. – Саратов : Изд-во СГУ, 2005. – 348 с.

  2. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М. 2000.

  3. Андерсон Р., Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (Психология и этика российско-американского делового партнерства). М. 1994.

  4. Пивоваров С.Э., Максимцев И.Л. Сравнительный менеджмент 2-е изд. - СПб.: 2008. — 480 с.

  5. Рюттингер, Р. Культура предпринимательства [Текст] / Р. Рюттингер. – М.: ЭКОМ, 1992. – 237 с.

  6. Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб. 2004.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы



  1. http://www.iacccp.org/ - Международная ассоциация кросс-культурной психологии

  2. http://www.ac.wwu.edu/~culture/contents_complete.htm - Библиотека по кросс-культурной психологии

  3. http://www.geocities.com/madhukar_shukla/ccmlinks.html - Библиотека по кросс-культурному менеджменту

  4. http://www.crossculture.com – сайт Р. Льюиса (Richard Lewis Communications)


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для материально-технического обеспечения этой дисциплины требуется аппаратура для чтения и демонстрации презентаций, интернет связь, возможность распечатки и копирования документов, бумага.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 68:030300 Психология, профиль «Кросс-культурная психология».

Автор


Ассистент, магистр психологии А.К. Кравцова
Программа одобрена на заседании кафедры общей и социальной психологии от 29 января 2014 года, протокол № 8

Подписи:


Зав. кафедрой

общей и социальной психологии,



доктор психологических наук, профессор Л.Н. Аксеновская
Декан факультета психологии,

доктор психологических наук, профессор Л.Н. Аксеновская


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница