Пути интеграции финансового, управленческого и налогового учета в дорожно-строительных организациях 08. 00. 12 Бухгалтерский учет, статистика




Скачать 271.66 Kb.
Дата04.05.2016
Размер271.66 Kb.


КОРОЛЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

«ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ ФИНАНСОВОГО, УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

08.00.12 – бухгалтерский, учет, статистика

экономические науки

ДМ 220.041.02

Мичуринский государственный аграрный университет

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101

тел. 5-31-37

Дата защиты диссертации – 17 октября 2009 года

На правах рукописи

КОРОЛЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА




ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ ФИНАНСОВОГО, УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика



Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Мичуринск – наукоград РФ, 2009

Работа выполнена на кафедре бухгалтерского учета

ГОУ ВПО «Белгородский университет потребительской кооперации»

Научный руководитель кандидат экономических наук, доцент

Новосельцева Светлана Николаевна


Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

Плотников Виктор Сергеевич


кандидат экономических наук, доцент

Федотова Светлана Викторовна


Ведущая организация Белгородский государственный технологический университет им. Шухова
Защита состоится «17» октября 2009 года в 12 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 220.041.02 в Мичуринском государственном аграрном университете по адресу: 393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101, диссертационный зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мичуринского государственного агарного университета, а с авторефератом – дополнительно на официальном сайте университета http://www.mgau.ru

Автореферат разослан «___» сентября 2009 года.

Ученый секретарь

объединенного диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент О.В. Соколов



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Разветвленная сеть автомобильных дорог высокого качества, способствует созданию условий для развития национальной экономики, повышения культурного уровня жизни населения страны. Учитывая объемы строительства автодорог в последние годы, можно говорить о развитии дорожно-строительных работ, как одной из перспективных сфер деятельности организаций дорожного строительства.

За последние 15 лет в отрасли осуществлен большой объем работ по совершенствованию системы контроля качества, что было обусловлено изменением экономической модели функционирования национальной экономики. Проведен большой объем работ по созданию механизма контроля качества, ориентированного на соблюдение требований действующих нормативных документов и проектной документации. Это позволило существенно повысить уровень качества дорожных работ, уменьшить количество отклонений от установленных требований. Однако, объем нерешенных задач в последние годы возрастает, и это требует в свою очередь эффективной системы финансового, управленческого и налогового учета дорожного строительства.

В сложившихся условиях актуальными являются вопросы организации и методики финансового, управленческого и налогового учета, а также вопросы в отношении их интеграции.

Слабая разработка теоретических проблем взаимодействия финансового, управленческого и налогового учета и практическая востребованность организационно-методологических подходов к их гармонизации и оптимальной организации налогового и управленческого учета в организациях дорожного строительства обусловливает актуальность избранной нами темы диссертационного исследования и содержание исследуемых в ней вопросов.



Степень научной разработанности проблемы. Основой научного исследования проблемы разработки методики и организации финансового, управленческого и налогового учета в организациях дорожного строительства послужили научные и практические результаты, представленные в трудах специалистов в области финансового, управленческого, налогового учета, а также анализа и контроля, таких, как В.Ф. Палий, В.Б. Ивашкевич, В.Э. Керимов, И.А. Слабинская, М.А. Вахрушина, А.С. Беленький, Г.Н. Букина, И.Е. Глушков, Ю.Г. Касьянова, Т.Ф. Юткина, С.А. Николаева, Е.Э. Гусева, Н.А. Ермакова, В.А. Чернов, С.А. Стуков, А.В. Стражев и др.

В ходе изучения теории и практики организации и методологии учета использовались результаты исследования таких зарубежных авторов, как Дж. Сигел, Дж. Шим, Д. Хан, Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колуэлл, Г. Мюллер, Х. Гернон, Г. Мник и др.

Кроме этого, теоретическую основу диссертационного исследования составили законодательные и нормативные акты, положения и методические рекомендации, регламентирующие организацию бухгалтерского и налогового учета в Российской Федерации.

Однако, несмотря на существование научных достижений в этих областях, непрерывный процесс развития экономики и сегодняшнее состояние дорожно-строительного комплекса требуют проведения дальнейших исследований, направленных на формирование интегрированной системы учета организаций дорожного строительства.



Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений, методических и практических рекомендаций по совершенствованию организации финансового, управленческого и налогового учета в организациях дорожного строительства.

Достижение поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач, определяющих логику и структуру диссертации:

- раскрыть теоретические предпосылки появления противоречий между системами финансового и налогового учета и установить их причины;

- исследовать теоретические основы организации управленческого учета, дать его характеристику и оценку;

- охарактеризовать социально-экономическое положение и определить учетно-аналитические особенности дорожного хозяйства в современных условиях;

- предложить модель управленческого учета для организаций дорожного строительства;

-разработать основные направления совершенствования управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости в дорожно-строительных организациях;

- построить модель взаимосвязи финансового и налогового учета в исследуемых организациях дорожного строительства;

- выявить противоречия в финансовом и налоговом учете доходов и расходов организации;

- определить элементы, подлежащие раскрытию в учетной политике организаций дорожного строительства.



Область исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с научным направлением исследований кафедры бухгалтерского учета и соответствует п. 1.8 «Бухгалтерский учет в организациях различных организационно–правовых форм, всех сфер и отраслей» специальности 08.00.12 – «Бухгалтерский учет, статистика» Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Предметом диссертационного исследования является совокупность теоретических, организационных и методических вопросов, связанных с ведением финансового, управленческого и налогового учета в организациях дорожного строительства.

Объектом исследования были избраны дорожно-строительные организации различных форм собственности города Белгорода и Белгородской области, в частности, это ООО «Белгороддорстрой», ООО «Автодорстрой-Подрядчик», ФГУ ДЭП №96 и другие, на примере которых исследовались особенности организации и ведения финансового, управленческого и налогового учета.

Теоретической и методологической основой диссертации послужило применение объективных принципов научного познания. В процессе исследования проблем по избранной теме была рассмотрена фундаментальная и специальная литература отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты. При разработке и решении поставленных задач были использованы общенаучные приемы: анализа и синтеза, дедукции и индукции, а также такие методы исследования как наблюдение, сравнение, логическая взаимоувязка различных элементов. Для обоснования выдвигаемых положений выдвигались исторический и системный подходы. Методика исследования основывается на изучении и обобщении накопленных знаний в отечественной и зарубежной теории и практике.

Информационной базой диссертационного исследования послужили законодательные и нормативно–правовые акты Правительства РФ, данные периодических изданий, официальные материалы Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТА), внутренние документы организации.

Обработка экономической информации и графическое представление результатов проводились с использованием компьютерных технологий и различных пакетов программного обеспечения (MS EXCEL, STATISTIKA).



Инструментарно-методический аппарат исследования. В диссертации использовались общенаучные методы историко-генетического, системно-функционального, субъектно-объектного анализа, а также собственно экономического исследования – категориальный анализ, структурно-логический, экономико-статистический, графический методы.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТА); статистическая и бухгалтерская отчетность организаций дорожного строительства, а также результаты выборочных статистических обследований организаций, осуществляющих дорожное строительство.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений, методических и практических рекомендаций по совершенствованию организации финансового, управленческого и налогового учета в организациях дорожного строительства. Научная новизна подтверждена следующими научными результатами, выносимыми на защиту:

- раскрыты предпосылки проявления противоречий между системами финансового и налогового учета (несоответствие целей и задач, невозможность и дальше следовать по пути корректировки данных, сформированных в бухгалтерских регистрах), оказывающие наибольшее влияние на формирование налогового учета как самостоятельного подраздела хозяйственного учета;

- предложена авторская интерпретация понятия управленческого учета, как интегрированной подсистемы учета затрат и доходов, элементов нормирования, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации результатов деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений;

- предложен авторский вариант учета затрат, в рамках которого разработана система счетов управленческого учета. Выделение отдельной группы счетов второго (по центрам финансовой ответственности) и третьего порядка (по статьям затрат), учитывающей специфику деятельности дорожно-строительных организаций, позволит устранить недостатки децентрализации путем построения эффективной системы управленческого учета;

-разработаны основные направления совершенствования управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости в дорожно-строительных организациях: формирование прогрессивных технико-экономических норм и нормативов, механизация и автоматизация всех основных работ по систематизации норм и составлению нормативных калькуляций, применение прогрессивных форм и методов организации труда;

- разработана система формирования регистров интегрированного учета, включающая регистры учета хозяйственных операций, регистры промежуточных расчетов, регистры формирования отчетных данных, использование которой будет способствовать минимизации трудозатрат учетных работников организации, позволяя в наибольшей степени устранить различия между финансовым и налоговым учетом;

- предложены элементы, подлежащие отражению в учетной политике в целях интеграции финансового, управленческого учета и налогообложения в организациях дорожного строительства: рабочий план счетов, формы документов для внутренней отчетности, методы оценки активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, применение которых дает возможность выбрать оптимальный вариант учета.

Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования организациями дорожного строительства для создания взаимосвязанной системы финансового, управленческого и налогового учета. Практическое применение полученных результатов предполагает значительное усиление роли управленческого учета в организациях дорожного строительства. Выводы и предложения могут быть использованы при разработке отраслевых рекомендаций для дорожно-строительных организаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на I Международной научно-практической конференции «Становление современной науки – 2006» (Днепропетровск, 2006), II Международной научно-практической конференции «Перспективы разработки науки и техники – 2007» (Днепропетровск, 2007).

Разработанные практические рекомендации и методические положения внедрены в хозяйственно-производственную деятельность следующих организаций: ФГУ ДЭП №96, ООО «Автодорстрой-Подрядчик» (акт внедрения от 20.01.2009г.), ООО «Белгороддорстрой» (акт внедрения от 14.04.2009г.).



Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 1,73 п.л., из них 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК России.

Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами, поставленными и решенными в процессе исследования. Работа изложена на 177 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Она содержит 6 таблиц, 13 рисунков. Список использованных источников включает 174 наименования.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цель и соответствующие ей задачи, указаны объект и предмет исследования, отражены научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Сущность и направления развития финансового, управленческого и налогового учета» выявлена сущность управленческого учета, рассмотрены различные подходы ученых к сущности управленческого учета как экономической категории, показана взаимосвязь финансового и управленческого учета, раскрыты теоретико-методологические предпосылки проявления противоречий между системами финансового и налогового учета.

Во второй главе «Методические подходы к организации и ведению управленческого учета в дорожно-строительных организациях» раскрыто социально-экономическое положение дорожного строительства в современных условиях и выявлено его влияние на организацию учета, предложен авторский вариант учета затрат по центрам ответственности, разработаны основные направления совершенствования управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости в дорожно-строительных организациях

В третьей главе «Методические подходы к интеграции финансового и налогового учета в организациях дорожного строительства» определен подход к организации налогового учета на основе информации, содержащейся в финансовом учете, рассмотрены основные элементы учетной политики для целей финансового, управленческого учета и налогообложения в организациях дорожного строительства, разработана система формирования регистров налогового учета.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного диссертационного исследования.



  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Учетная система современного российского предприятия должна включать три составляющие: финансовый, управленческий и налоговый учет, каждая из которых может рассматриваться как отдельная подсистема со своими входами и выходами. Но их одновременное функционирование и преследование, в итоге, единой цели – улучшение финансового состояния организации, заставляет искать и оптимизировать взаимосвязи этих учетных подсистем.

В результате проведенного анализа налоговой системы можно заключить, что налоговый учет насчитывает давнюю историю, и большую часть времени он существовал как составная часть финансового учета. Никаких несоответствий между этими системами не было, строго соблюдался принцип исторической цены. До проведения реформы конца 1991 года выполнение задач по правильному исчислению налогов всецело решалось посредством ведения финансового учета. В послереформеном периоде непосредственное возложение на систему финансового учета функций, связанных с исчислением налогов не соответствовало целям и задачам финансового учета, как такового. Совершенствование системы налогообложения неизбежно привело к усложнению расчета некоторых видов налогов, в то время как изменение системы общественных отношений и гражданско-правовой среды требовало адекватной информации финансового учета, который должен был обеспечивать информацией более широкий круг пользователей.

В России к 2001 г. сформировалась ситуация, когда было необходимо разработать национальную модель сосуществования систем финансового и налогового учета. Существующая на тот момент система корректировок данных финансового учета, была подвержена серьезной критике из-за ее громоздкости и практической невозможности и дальше следовать по пути корректировки данных, сформированных в бухгалтерских регистрах. Динамично развивающиеся системы финансового учета и налогообложения все больше удалялись друг от друга.

Одним из главных аргументов создания обособленного налогового учета явилась невозможность и дальше следовать по пути корректировки данных, сформированных в бухгалтерских регистрах.

В диссертационной работе представлены различные трактовки понятия «управленческий учет». На основе анализа и обобщения, имеющихся в литературе точек зрения мы будем понимать под управленческим учетом интегрированную подсистему учета затрат и доходов, элементов нормирования, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации результатов деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений.

Данное определение, по нашему мнению, позволяет выделить два момента, которые являются основными при раскрытии сущности управленческого учета. Во-первых, управленческий учет является информационной подсистемой, эффективность которой определяется полезностью для управления собранной в ее рамках информации. Во-вторых, предметом управленческого учета выступает не только предприятие, но и его структурные подразделения или центры ответственности.

Цель системы управления по центрам финансовой ответственности состоит в повышении эффективности управления подразделениями организации на основе обобщения данных о затратах и результатах деятельности каждого центра ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретного руководителя.

Главный принцип управления по центрам финансовой ответственности – центр ответственности отвечает только за те затраты и (или) выручку, а в более широком смысле только за те показатели, на которые должны и могут влиять его руководители в течение определенного периода. Ведение управленческого учета по центрам финансовой ответственности предполагает установление систематического контроля показателей деятельности данных структурных подразделений. В связи с этим в организациях дорожного строительства необходимо установить взаимосвязи между затратами, возникающими в рамках каждого центра, и действиями конкретных лиц, ответственных за расходование ресурсов. Контроль целесообразно осуществлять только в направлении регулируемых расходов, то есть подверженных влиянию менеджера центра ответственности, так как на нерегулируемые он воздействовать не может.

В управленческом учете издержек выделяются сотни аналитических счетов по различным направлениям группировки, что усложняет отражение информации, требует продуманной системы ведения детализированного учета издержек на счетах. Это вызвало необходимость разработки системы счетов управленческого учета для использования в организациях дорожного строительства на примере ООО «Автодорстрой-Подрядчик» (табл.1).

Таблица 1

Система счетов управленческого учета

№ п/п

Счета учета издержек

(I порядок)



Центры ответственности

(II порядок)



Статьи себестоимости

(III и последующие порядки)



1

Счет 20 «Основное производство»



01.Асфальтнобетонный завод №1

02.Асфальтнобетонный завод№2

03.Бетонно-растворный узел

04.Автохозяйство



1.Издержки на оплату труда производственных рабочих

2.Издержки на сырье и материалы

3.Издержки на транспортные услуги

4.Издержки на топливо, используемое на прямые технологические цели

5.Другие собственные работы и услуги производственного характера


2

Счет 23 «Вспомогательные производства»



05.Ремонтно-механические мастерские

06.Цех нестандартного оборудования

07.Строительный цех


1.Издержки на оплату труда работников вспомогательных производств

2.Издержки на приобретение материалов и оборудования для вспомогательных производств

3.Издержки на ремонт средств технологического оснащения

4.Издержки потребления энергоресурсов

5.Ремонт зданий, сооружений

6.Расходы на услуги подразделений охраны

7.Прочие расходы вспомогательного производства


3

Счет 25 «Общепроизвод-ственные расходы»



01.Асфальтнобетонный завод №1

02.Асфальтнобетонный завод№2

03.Бетонно-растворный узел

04.Автохозяйство

05.Ремонтно-механические мастерские

05.Цех нестандартного оборудования

07.Строительный цех


1.Издержки на оплату труда обслуживающего персонала

2.Содержание внутрипроизвод-ственного транспорта

3.Прочие общепроизводственные расходы


4

Счет 26 «Общехозяйственные расходы»



08.Бухгалтерия

09.Планово-экономический отдел

10.Кредитный отдел

11.Юридический отдел



1.Издержки на оплату труда управленческого персонала и специалистам

2. Командировочные расходы

3.Расходы на повышение квалификации управленческого персонала

4.Услуги связи

5.Подписка на периодические издания

6. Прочие расходы



5

Счет 30 «Отражение затрат»

01.Асфальтнобетонный завод №1

02.Асфальтнобетонный завод№2

03.Бетонно-растворный узел

04.Автохозяйство

05.Ремонтно-механические мастерские

06.Цех нестандартного оборудования

07.Строительный цех

08.Бухгалтерия

09.Планово-экономический отдел

10.Кредитный отдел

11.Юридический отдел





Особый подход к группировке и отражению издержек по центрам ответственности требует выделения отдельной группы счетов второго порядка, имеющих самостоятельную систему записей на счетах и самостоятельную балансовую увязку оборотов и сальдо по счетам.

Счета второго порядка для отражения издержек по центрам ответственности должны иметь аналитическую детализацию не только по центрам ответственности, но и по статьям затрат, что вызывает необходимость выделить и счета третьего порядка.

Для учета издержек по центрам ответственности организаций дорожного строительства можно выделить следующие счета второго порядка:

20.00 «Основное производство по центрам ответственности»;

23.00 «Вспомогательные производства по центрам ответственности»;

25.00 «Общепроизводственные расходы по центрам ответственности»;

26.00 «Общехозяйственные расходы по центрам ответственности»;

30.00 «Отражение затрат по центрам ответственности».

При организации управления по центрам ответственности организаций дорожного строительства необходимо устранить недостатки децентрализации путем построения эффективной системы управленческого учета, способной оперативно формировать качественную информационную модель финансово-хозяйственной деятельности, осуществлять контрольные и мотивационные функции.

Формирование системы учета по центрам финансовой ответственности является ключевым моментом при внедрении управленческого учета и построения единой учетной системы в целом в организациях дорожного строительства.

Наличие вспомогательных и обслуживающих подразделений, обеспечивающих функционирование основных участков, приводит к проблеме учета по экономическим элементам затрат, связанных с потреблением продукции, материалов, работ и услуг собственного производства. При первичном учете затрат данных подразделений они в общем порядке классифицируются по экономическим элементам. Но на стадии включения стоимости материалов, работ и услуг собственного производства в себестоимость работ потребляющих их подразделений возникает повторное отражение затрат, но уже по другому экономическому элементу, как правило, материальным затратам, так как работы и услуги носят производственный характер.

При формировании информации о расходах по экономическим элементам по организации в целом решение вопроса очевидна – в расчет не должны включаться суммы затрат на потребление собственных материалов, работ или услуг. Но особенностью управленческого учета является необходимость группировки данных по центрам финансовой ответственности, так как это позволяет наиболее эффективно контролировать расходы и управлять ими. В таком случае исключение повторного счета вызовет искажение информации о себестоимости по элементам в подразделениях дорожного хозяйства, так как в ней не будет отражена часть материальных затрат.

Решение данной проблемы, по нашему мнению, состоит в разработке двухуровневой классификации затрат по экономическим элементам. Элементы первого уровня должны служить для общепринятой схемы отражения затрат и формировать информацию о затратах по экономическим элементам дорожно-строительной организации в целом. Элементы второго уровня необходимы только для учета материалов, работ и услуг собственного производства и будут участвовать в расчете себестоимости по центрам финансовой ответственности.

С учетом применения принципа двухуровневых элементов затрат, а также рассмотренных ранее особенностей дорожного хозяйства нами разработана и предлагается к применению в исследуемых организациях, следующая номенклатура затрат по экономическим элементам, которая приведена в соответствии с общей классификацией (табл.2).

Представленная группировка затрат по экономическим элементам призвана обеспечить однородность и комплексность себестоимости конечной продукции, исключить двойной счет, возникающий при передаче материалов, работ, услуг между подразделениями организации.

Выделение большего количества элементов по сравнению с типовой классификацией обусловлено их важностью и значительным удельным весом в расходах организациях дорожного хозяйства, а также возможностью контроля на разных уровнях управления. Разделение расходов на материалы, транспортные услуги, топливо на две составляющие – полученные от сторонних организаций и собственного производства вызвано вышеописанной проблемой устранения двойного счета расходов вспомогательных и обслуживающих производств.

Приоритетным направлением снижения себестоимости является сокращение расходов, связанных с обслуживанием производства и управлением. Особенностью косвенных затрат является их комплексный характер, так как они включают расходы, относящиеся к различным экономическим элементам, поэтому управляющее воздействие на них должно быть разносторонним. Наибольшего эффекта можно добиться при использовании системы планирования и последующего контроля затрат с детализацией учета по центрам финансовой ответственности.

Для определения себестоимости в условиях строительства автомобильных дорог рекомендуется использовать нормативный метод учета затрат на производство и калькулирование себестоимости, предусматривающий учет затрат по нормам.

Формирование прогрессивных технико-экономических норм и нормативов является важным условием повышения эффективности производства и качества работы на основе совершенствования планирования, учета и калькулирования себестоимости. Их внедрение способствует повышению эффективности учета затрат на производство и калькулирования себестоимости на основе применения для этих целей элементов нормативного метода. В связи с этим планово-экономический отдел, бухгалтерия и другие службы организации должны осуществлять контроль за качеством норм и нормативов и своевременно вносить предложения по пересмотру завышенных и устаревших норм и нормативов.

Таблица 2


Разделение затрат по экономическим элементам дорожно-строительных организаций

Классификация затрат по ПБУ 10/99

Классификация затрат для дорожно-строительных организаций

1

2

Материальные расходы

1.1.материалы собственного производства

1.2.материалы, приобретенные у сторонних организаций

2.1.транспортные услуги собственных подразделений

2.2.транспортные услуги сторонних организаций

3.1.топливо собственного производства

3.2.топливо со стороны

4.1.другие собственные работы и услуги производственного характера

4.2.другие работы и услуги производственного характера со стороны

Расходы на оплату труда

5.1.заработная плата работников, занятых на объектах дорожного строительства

5.2.заработная плата прочих работников

Отчисления на социальные нужды

6.1.отчисления на социальные нужды от заработной платы работников, занятых на объектах дорожного строительства

6.2.отчисления на социальные нужды от заработной платы прочих работников

Суммы начисленной амортизации

7.амортизация

Прочие расходы

8.налоговые платежи

9.1.прочие расходы, связанные с собственными подразделениями

9.2.прочие расходы, связанные со сторонними организациями

В целях совершенствования процесса нормативного калькулирования в организациях дорожного строительства необходимо провести следующие мероприятия:

  • уточнение и расширение круга сигнальной документации по учету материалов и выработки рабочих;

  • повышение уровня учета выработки, применение прогрессивных форм и методов организации труда;

  • формирование и уточнение смет комплексных расходов;

  • разработка номенклатуры и кодов причин, виновников и инициаторов изменений норм и отклонений от норм;

  • механизация и автоматизация всех основных работ по систематизации норм и составлению нормативных калькуляций, учету изменений норм.

Взвешенная оценка преимуществ и учет недостатков децентрализации управлении на базе формирования центров ответственности позволит дорожно-строительной организации построить эффективную и способную к трансформации организационную структуру организации, устойчивую к изменениям внешних факторов и внутренних условий деятельности, которые оказывают существенное влияние на установление целей и выбор приоритетных направлений деятельности.

Выбор одинакового варианта способов учета дает возможность сблизить финансовый и налоговый учет и использовать данные из финансового учета. При этом выделяются три уровня формирования учетных документов (рис.1).


I уровень II уровень III уровень

Первичные учетные документы



Регистры финансового учета

Расчет бухгалтерской прибыли



Адаптация



Формирование отчетности для целей финансового учета и налогообложения



Регистры налогового учета



Расчет налогооблагаемой прибыли

Рис. 1 Схема ведения налогового учета на основе данных финансового учета в соответствии с ПБУ 18

Для постановки налогового учета организации дорожного строительства должны использовать систему аналитических регистров налогового учета, в которых систематизируются данные из первичных документов или из регистров финансового учета, необходимые для расчета налоговой базы. Организация системы налогового учёта предусматривает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учёта, а также порядка ведения налогового учёта, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учёта (рис.2).




I уровень

II уровень

III уровень

Рис.2 Взаимодействие учетных регистров на разных уровнях

Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены или иным способом преобразованы с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным показателям.

Учетная политика организации – это часть экономической политики организации, проявляющаяся в добровольном выборе ею одного из нескольких возможных вариантов ведения учета и составления отчетности.

Учетная политика, разрабатываемая организациями дорожного строительства, должна включать финансовый, налоговый, а при необходимости и управленческий учет.

Учетная политика должна содержать такие элементы, как:

рабочий план счетов;

формы первичных документов, необходимых для оформления хозяйственных операций;

формы документов для внутренней отчетности;

порядок проведения инвентаризации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

другие решения, необходимые для ведения финансового учета, а также принятие соответствующей управленческой и налоговой политики.

На наш взгляд, учетная политика должна обеспечивать целостность систем учета, и поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: организационный, технический и методический.

В Приказе о финансовой, управленческой и налоговой политике организации дорожного строительства на очередной год должны вписать максимум тех возможных и действующих особенностей учета, которые присущи каждой организации по любому вопросу учета, исходя из требований ПБУ1/2008 и НК РФ.

Поскольку способы отражения в финансовом и налоговом учете принимаются во внимание при принятии и утверждении управленческих решений, значение учетной политики сложно переоценить, так как она является основой создания организационно-распорядительных документов дорожно-строительных организаций, от которых зависит насколько эффективной и гибкой будет дальнейшая деятельность организации.
выводы И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие основополагающие выводы и рекомендации.

1. В результате проведенного анализа налоговой системы можно заключить, что одним из главных аргументов создания обособленного налогового учета явилась невозможность и дальше следовать по пути корректировки данных, сформированных в бухгалтерских регистрах.

2. В ходе исследования выявлено отсутствие единства к пониманию категории «управленческий учет». В соответствии с авторским определением под управленческим учетом понимается интегрированная подсистема учета затрат и доходов, элементов нормирования, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации результатов деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений.

3. Нами разработана система счетов управленческого учета для организаций дорожного строительства имеющую аналитическую детализацию не только по центрам ответственности, но и по статьям затрат. Выделение счетов второго и третьего порядка позволит построить эффективную систему учета, способную оперативно формировать качественную информационную модель финансово-хозяйственной деятельности, осуществлять контрольные и мотивационные функции.

4. В целях совершенствования управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости в дорожно-строительных организациях предлагается:



  • применение прогрессивных форм и методов организации труда;

  • уточнение и расширение круга сигнальной документации по учету материалов и выработки рабочих;

  • формирование и уточнение смет комплексных расходов;

  • разработка номенклатуры и кодов причин, виновников и инициаторов изменений норм и отклонений от норм;

  • механизация и автоматизация всех основных работ по систематизации норм и составлению нормативных калькуляций.

5. Нами разработана интегрированная система формирования регистров учета позволяющая в наибольшей степени устранить различия между финансовым и налоговым учетом, способствующая минимизации трудозатрат учетных работников организации.

6. С целью повышения качества учетной информации, усиления ее контрольных функций, устранения дублирования в получении экономических показателей предлагается в организациях дорожного строительства формирование интегрированной учетной политики, базирующейся на взаимосвязи финансового, налогового, управленческого видов учета.



Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях:
-публикации в журналах, рекомендованных ВАК России:

1. Андрейчикова Н.А. Развитие управленческого учета в дорожно-строительных организациях/ Н.А. Андрейчикова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2007. - №4 (24). - С. 290-292. (0,29 п.л.).

2. Королева Н.А. Развитие налогового учета на современном этапе/ Н.А. Королева // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2008. - №4 (28). - С. 343-345. (0,29 п.л.).

3. Королева Н.А. Управленческий учет затрат и калькулирование себестоимости дорожно-строительных предприятий / Н.А. Королева // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2009. - №1 (29). - С. 281-285. (0,41 п.л.).


-иные публикации:

4. Андрейчикова Н.А. Налоговый учет / Н.А. Андрейчикова // «Становление современной науки – 2006»: Материалы I международной научно-практической конференции 16-30 октября 2006 года. Том 3. Экономические науки.- Днепропетровск: Наука и образование, 2006. - С. 31-33. (0,21 п.л.).

5. Андрейчикова Н.А. Управленческий учет как информационная система/ Н.А. Андрейчикова // Вестник развития науки и образования. - 2007. - №3. - С. 18-20. (0,33 п.л.).

6. Андрейчикова Н.А. Экономико-социальный аспект дорожного строительства в условиях рыночной экономики / Н.А. Андрейчикова // «Perspektywiczne opracowania nauki I techniki – 2007»: Materiały II międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji 16-30 listopada 2007 roku. Tym 3. Ekonomiczne nauki.- Przemyśl Nauka i studia. 2007. - С. 38-40. (0,20 п.л.).






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница