Программа «здоровый образ жизни в студенческую среду»




Скачать 142.51 Kb.
Дата26.04.2016
Размер142.51 Kb.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Ректор ГОУ ВПО Тюм ГАСУ

________________В.М.Чикишев

«____»________________2010г.

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКУЮ СРЕДУ»

по профилактике злоупотребления психически активными веществами и утверждению здорового образа жизни в студенческой среде

на 2011-2013 годы

ТЮМЕНЬ 2010



1. Анализ современного состояния проблемы

Актуальность. Употребление веществ, вызывающих зависимость, представляет собой серьезную проблему, затрагивающую как отдельно взятого человека, так и общество в целом. Наиболее опасным является курение, употребление алкоголя и наркотиков. Любой человек, который начинает употреблять данные вещества, подвергается риску возникновения проблем, связанных с их вредным воздействием. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью зависимых и их окружению, эти привычки препятствуют формированию у молодого поколения адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, негативно влияют на личностное развитие. Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся системе отношений с окружающим миром, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее.

К сожалению, некоторые молодые люди не рассматривают курение, употребление алкоголя, а иногда и прием наркотических средств, как отклонение от общепринятой нормы поведения. Особо актуальными для них становятся внешние атрибуты зависимого поведения: демонстрация определенных форм поведения, «стиль легкой жизни». Специалисты в области образования и здравоохранения обеспокоены тем, что в молодежной среде наблюдается рост потенциально нестабильных, зависимых личностей: слабо адаптирующихся ко всему новому, неуверенных в себе, тревожных, мнительных, излишне агрессивных, неуравновешенных, апатичных.

Факторы риска возникновения зависимости можно разделить на две группы: индивидуальные и социальные. К индивидуальным факторам риска относятся: биологические, психологические, социальные. В фокусе внимания социально - психологической службы вуза оказываются последние две группы факторов риска возникновения зависимого поведения – психологические и социальные.

Психологические факторы включают в себя эмоциональное состояние, поведение, индивидуальные черты характера, уровень самооценки, установки.

К социальным факторам риска относятся социальное окружение человека, культура, нормы и правила, существующие в обществе. Положительные и поддерживающие взаимоотношения снижают вероятность начала употребления вредных веществ.

При благоприятных условиях в студенческой среде молодой человек может приобретать и расширять опыт здоровьесберегающего поведения. Однако, к сожалению, в этой же самой среде молодые люди могут приобрести и опыт зависимого поведения. Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение высшего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения студентов. На первый план выходит профилактика физического и психического здоровья.

На протяжении ряда лет в университете реализуется комплексная программа по профилактике злоупотребления психически активных веществ «Здоровый образ жизни - в студенческую среду». Данная программа направлена на сокращение потребления психоактивных веществ в студенческой среде и увеличение количества студентов, ведущих здоровый образ жизни. Участниками программы являются студенты, преподаватели, сотрудники.

Стратегия программы определяется основными направлениями деятельности, такими как: профилактика потребления ПАВ; внеучебная и воспитательная работа с целью формирования новой системы ценностей и утверждения в студенческой среде здорового образа жизни.

С 2003 года в университете проводится тестирование студентов на содержание в моче наркотических веществ. Результаты приведены в таблице 1 только по обследованным студентам. Данная акция имеет в большей степени психологическое воздействие. В случае положительного теста студенты направляются на повторное обследование в наркологический диспансер. Есть студенты, которые отказываются проходить медосмотр и в последствие самоустраняются от занятий и отчисляются из вуза.

С 2006 года в области действует распоряжение Правительства Тюменской области «О мерах по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств» и совместный приказ Департамента образования и науки Тюменской области и Департамента здравоохранения Тюменской области «Об организации проведения иммунохроматографического экспресс-тестирования в учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования». Согласно данным документам, тестированию подлежат учащиеся школ, ссузов и студенты вузов города Тюмени и юга Тюменской области. В помощь администрации учебных заведений выделяются специалисты-медики. Тестирование должно охватить всех студентов, обучающихся на дневном отделении, включая филиалы. При этом необходимо «обеспечить соблюдение прав учащихся и студентов при проведении экспресс-тестирования», так как это остается добровольной акцией. Проведение данного мероприятия ограничивается сроками – октябрь-ноябрь нового учебного года.

Разработанная и реализуемая программа ориентирована на активную пропаганду ЗОЖ среди студенческой молодежи, формирование ценности здоровья у студентов университета, привлечение внимания к проблеме зависимого поведения, формированию у студентов личностных качеств, обеспечивающих развитие установки на здоровьесберегающее поведение. Данное направление предоставляет возможность для охвата значительного количества студентов, тем самым увеличивая эффективность пропаганды здорового образа жизни в ТюмГАСУ в целом.


Таблица 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ НА НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

студентов ТюмГАСУ

ГОД

Общее

количество

обследованных


Количество положительных тестов

по первой пробе



Морфины

Марихуана

Метамфетамины

2003

1 курс


944

33 (3,5%)

1,27%

1,27%

096%

2004

1 курс


1286

12 (0,9%)

0, 15%

0,75%

-

2005

1 курс


1300

17(1,3%)

Мультитесты 17 (1,3%)

2006

1-4 курс


(1 курс)

4000
(1120)

30 (0,75%)
(11 (1%)

Мультитесты - 30 (0,75%)

2007

1-5 курс


3900

37

Мультитесты - 37 (0,9%)

2008

1-5 курс


5200

8

Мультитесты - 8 (0,2%)

2009

1-5 курс


4843

11

Мультитесты - 11 (0,23%)

2010

1-5 курс


4719

0

0

Результаты тестирования говорят о том, что актуальность проблемы сохраняется. При этом на первый план выходит проблема табакокурения и пивного алкоголизма.

С целью внедрения в студенческую среду здорового образа жизни необходимо сосредоточить усилия и направить финансовые потоки на реализацию спортивно-массовых и туристических мероприятий, оздоровительных и социально-психологических программ, просветительской деятельности и социальную поддержку молодежи.
Формулировка проблемы. Каким образом значительно увеличить число студентов, ориентированных на здоровый образ жизни.

Причины появления проблемы. Основными видимыми причинами возникновения и устойчивости данной проблемы являются: реклама пива и сигарет (как символ успешной жизни), доступность (широкое производство и продажа на дискотеках, в клубах, на улицах в киосках по низкой цене), обычаи государства и стереотипное влияние (пример кумиров, родителей, друзей, приятелей и др.), отсутствие контроля и терпимое отношение со стороны взрослых (и как следствие – безнаказанность), отсутствие альтернативных возможностей провести свободное время или реализовать свои способности и таланты.

К более глубинным причинам данной проблемы можно отнести следующие: постоянный стресс от темпа современной жизни, смены обстановки (при поступлении в вуз и адаптации к новой среде); невнимательное отношение к своему здоровью; не соответствия потребностей и возможностей; желание молодежи самоутвердиться и доказать свою взрослость, при этом неумение и нежелание решать возникающие проблемы и брать на себя ответственность; желание получать острые ощущения и неумение отдыхать без допинга; отсутствие установок и моды на здоровый образ жизни, наследственность и, очевидно, интерес производителей.



Место реализации программы: ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», в том числе студенческие общежития и другие подразделения вуза. Реализация программы будет осуществляться с активным привлечением всех, кто связан с вузом, и с внедрением новых педагогических и социально-психологических технологий.

Участники программы: студенты, преподаватели, сотрудники, заинтересованные лица и организации. Руководитель – проректор по внеучебной и воспитательной работе.

Сроки реализации: данная программа рассчитана на 2011-2013 гг.

Характеристика целевой группы. В целевую группу людей, на которых будет направлена деятельность, войдут студенты дневного отделения с 1 по 6 курс (около 5000 человек). Для сбора информации предполагается использование метода «фокус-группы» для студентов 1-2 курсов и метода «ключевых информаторов» для студентов старших курсов.

2.Концепция программы и мероприятия

Название программы: «Здоровый образ жизни - в студенческую среду».
Основные направления деятельности. Стратегия программы определяется основными направлениями деятельности:

1. Профилактика потребления ПАВ в студенческой среде.
2. Социально-психологическая поддержка студенчества.
3. Внеучебная и воспитательная работа с целью формирования новой системы ценностей и утверждения в студенческой среде здорового образа жизни.
Миссия программы (генеральная цель): Увеличение числа студентов, ведущих здоровый образ жизни, и сокращение потребления психоактивных веществ в студенческой среде.
Общие цели, основные формы работы и конкретные мероприятия.


  1. Профилактика потребления ПАВ.

    1. Выявление нарко- и алкоголе зависимых студентов и принятие мер.

      1. Организация ежегодных медосмотров студентов с привлечением специалистов-наркологов.

      2. Тестирование студентов на употребление наркотических средств и выявление зависимых студентов в рамках совместного мероприятия с администрацией Тюменской области.

      3. Информирование родителей о злоупотреблении алкоголем и наркотиками студентами и помощь в решении проблем.

    2. Пресечение курения и потребления алкоголя студентами, сотрудниками и преподавателями в стенах вуза.

      1. Официальное запрещение курения и потребления алкоголя в стенах вуза согласно закону РФ «Об ограничении курения».

      2. Контроль и принятие жестких мер по отношению к студентам, сотрудникам и преподавателям, злоупотребляющим алкоголем и курением.

      3. Пресечение фактов продажи табачной и алкогольной продукции в стенах вуза.

    3. Привлечение студентов к охране правопорядка в вузе и общежитиях.

      1. Организация деятельности студенческого отряда охраны правопорядка.

      2. Обучение членов отряда специалистами по борьбе с преступностью и наркоманией.

      3. Создание и реализация совместного плана мероприятий студенческого отряда охраны правопорядка и органов по борьбе с преступностью и наркоманией.

    4. Формирование нетерпимого отношения у студентов к наркотикам, курению и пьянству.

      1. Информирование через студенческие СМИ (журнал «Стройак», «Магистраль», «БенеФИС»), средства настенной печати, студенческое радио и другие СМИ о последствиях употребления наркотиков, вреде курения и пьянства.

      2. Организация лекций специалистов о последствиях употребления наркотиков, вреде курения и пьянства.

      3. Принятие жестких мер к студентам за появление в общественных местах и на студенческих мероприятиях в наркотическом или алкогольном опьянении, как нарушившим Устав ТюмГАСУ (объявление выговора, лишение поощрений, выселение из общежития, исключение из вуза).

      4. Принятие жестких мер к студентам за курение в неположенном месте, как нарушившим Устав ТюмГАСУ (объявление выговора, лишение поощрений, выселение из общежития, исключение из вуза).

      5. Запрет потребления табака и алкоголя в общежитиях.

      6. Утверждение «Сухого закона»

  • на студенческих культурно-массовых, спортивных и военно-патриотических мероприятиях;

  • в движении студенческих строительных отрядов;

  • в спортивно - туристском движении;

  • в общежитиях ТюмГАСУ.

  1. Социально-психологическая поддержка студенчества.

    1. Проведение анализа ситуации и создание базы данных.

      1. Организация опросов и анкетирования.

      2. Создание банка данных по группе риска.

      3. Выявление наиболее острых социально-психологических проблем.

      4. Психологическое тестирование социальных групп.

2.2. Организация психологического консультирования.

      1. Организация работы психолога - консультанта и телефона доверия в университете.

      2. Организация психологического консультирования в общежитиях.

      3. Сотрудничество с медицинскими центрами и консультационными службами города.

2.3. Проведение социально-психологической адаптации среди студентов.

      1. Программа социально-психологической адаптации студентов 1 курса.

      2. Привлечение кураторов к активной деятельности в студенческой среде; организация работы школы кураторов.

      3. Проведение психологических обучающих семинаров, тренингов и мастер-классов.

  1. Внеучебная и воспитательная работа с целью формирования новой системы ценностей и утверждения в студенческой среде здорового образа жизни.

    1. Повышение значимости личностного и профессионального развития.

      1. Введение в учебные курсы гуманитарных наук специальных тем о сохранении физического и психического здоровья.

      2. Организация тренингов личностного роста с привлечением высококвалифицированных специалистов.

      3. Развитие студенческой науки, участие студентов в конкурсах по специальности, олимпиадах, конференциях и семинарах.

    2. Трудовое воспитание и организация вторичной занятости студентов.

      1. Развитие студенческого отрядного движения.

      2. Организация круглогодичной занятости студентов.

      3. Помощь и организация трудоустройства выпускников.

    3. Пропаганда здорового образа жизни.

      1. Проведение акций, направленных на профилактику злоупотребления ПАВ.

      2. Ежегодные врачебно-деканские советы по проблемам здоровья студентов.

      3. Проведение ежегодных Недель здоровья совместно со студенческой поликлиникой и медицинскими центрами.

      4. Конкурсы на лучший плакат, видеофильм, радиопередачу, статью и т.п. по теме «За здоровый образ жизни».

3.6. Привлечение большего числа студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей к участию в общественной, культурно-массовой, военно-патриотической и спортивной жизни университета.

      1. Проведение тематических культурно-массовых, военно-патриотических и спортивных мероприятий.

      2. Повышение разнообразия и уровня работы кружков, секций, клубов и других студенческих объединений.

      3. Поддержка всех подразделений университета и сторонних организаций, чья деятельность направлена на формирование новой системы ценностей и установки на здоровый образ жизни.

Реализация программы осуществляется согласно плану мероприятий на внеучебную и воспитательную работу с указанием конкретных сроков их реализации, исполнителей и ответственных лиц.
3.Мобилизация ресурсов

Для выполнения программы задействованы все внутренние резервы вуза: администрация, отдел по внеучебной и воспитательной работе, социально- психологическая служба, здравпункт, кафедра гуманитарных и социальных наук, кафедра физической культуры и спорта, кафедра БЖДиООС, выпускающие и другие кафедры; научная библиотека, заведующие общежитиями, социально - жилищная комиссия, штаб студенческих строительных отрядов; студенческий клуб, студенческий совет «Перспектива», профком и другие студенческие объединения. Данные подразделения университета выступают как разработчики и организаторы мероприятий программы, оказывают помощь в реализации утвержденных планов. Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств университета согласно утвержденной смете расходов на внеучебную и воспитательную работу.

Привлечение внешних ресурсов: областные и городские административные органы, департамент образования и науки, департамент по молодежной политике и спорту, Совет ректоров, вузы города и области, Областной центр профилактики и реабилитации, органы милиции, студенческая поликлиника, совет попечителей ТюмГАСУ, СМИ, другие заинтересованные организации и предприятия. Формы сотрудничества следующие: участие в региональных, областных и городских мероприятиях, совместное проведение мероприятий, привлечение спонсорских средств, информирование и взаимопомощь.
4.Мониторинг

С целью получения непрерывной обратной связи о проводимой работе программой предусмотрена оценка ситуации.



Субъекты экспертной оценки: исполнители программы и независимые эксперты.

Основные критерии оценки:

  • качество программы;

  • количество участников спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий;

  • количество правонарушений в университете и общежитиях;

  • количество студентов, состоящих на учете в наркологическом диспансере*;

  • количество случаев привода в милицию;

  • состояние здоровья студентов по результатам медосмотра;

  • процент заболеваемости гепатитом, ВИЧ – инфекцией*;

  • количество студентов, злоупотребляющих ПАВ;

  • количество студентов – участников ССО, СООПРа и других студенческих объединений

Методы измерения:

  • групповые обсуждения;

  • статистические опросы;

  • интервью;

  • запрос в органы милиции, в областной наркологический диспансер*;

  • результаты медосмотров и тестирования;

  • запрос в подразделения;

  • регистрация участников мероприятий.

*В случае предоставления информации соответствующими органами.

Этапы проведения мониторинга:

1. Предварительная оценка программы – осуществляется в ходе группового обсуждения на врачебно-деканском совещании, администрацией, специалистами отдела по внеучебной и воспитательной работе, заместителями деканов, директора, кураторами, специалистами-медиками, членами профкома. После внесения поправок и исправления замечаний проект программы представляется на обсуждение и утверждение Ученого Совета ТюмГАСУ.

Критерии предварительной оценки: оценивается качество анализа ситуации, обоснование проблемы, корректность формулировки проблемы, выбор целевой группы, концептуальный замысел проекта, ресурсная база проекта, приемлемость плана мероприятий и сметы, а также возможные социальные последствия программы.

2. Текущий контроль – осуществляется специалистами отдела по внеучебной и воспитательной работе методом когортного контроля группы риска, определенной психологом и социологом, и методом «фокус-интерьвю» студентов 3-4 курсов и социологического опроса студентов 1-2 курсов. Учитывается результат работы студенческих объединений, студенческого клуба, кафедры физической культуры и спорта, научной библиотеки и других подразделений по количеству и массовости мероприятий. Также собирается информация внешних экспертов: студенческой поликлиники, органов милиции, наркодиспансера.

Критерии текущего контроля: количество правонарушений в университете и общежитиях (по данным социально-жилищной комиссии), количество случаев привода в милицию, состояние здоровья студентов по результатам медосмотра, количество обращаемости в наркологический диспансер, процент заболеваемости гепатитом, ВИЧ, количество случаев пьянства в ССО, на мероприятиях и общежитиях, количество курящих и пьющих студентов, количество участников внеучебных мероприятий и стройотрядовского движения.

3. Итоговый контроль – при оценке используются количественные методы:



  • экономические затраты, которые определяются по отчетам финансово-экономического управления;

  • эффективность программы по оценкам снизу (студентов), сбоку (коллег) и сверху (администрации) методом социологического опроса и группового обсуждения.

В процессе реализации программы предполагается ее наращивание, т.е. коррекция. Реализация этого этапа предполагает следующие действия:

  • усиление положительной мотивации субъектов к развитию программы;

  • отбор и применение наиболее эффективных технологий и их тиражирование;

  • отказ от ошибочных технологий;

  • укрепление структуры программы и совершенствование управления действиями;

  • рост профессионального потенциала программы.

Автор: ____________________/Вялкова Е.И. проректор по ВВР, к.т.н., доцент





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница