Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению Экономика. Управление маркетингом Омск 2016




Дата07.05.2016
Размер78.3 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет им.Ф.М. Достоевского»


Кафедра стратегического маркетинга

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

________________С.В. Белим

«____»_______________ 2016 г.

Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению Экономика. Управление маркетингом

Омск 2016


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I
1. Общая экономическая теория

Структура и закономерности развития экономических отношений. Соотношение материального и нематериального в экономических отношениях.

Производственные силы: структура, закономерности и формы развития. Место и роль человека в экономике. Мотивация и целевая функция экономической деятельности человека. Внешнеэкономические факторы в мотивации экономической деятельности.

Способ производства как социально-экономическая и технико-производственная целостность. Индивидуальное и общественное производство и воспроизводство в структуре способа производства. Воспроизводство общественного и индивидуального капитала.

Эффективность общественного производства. Факторы трансформации способов производства. Влияние технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур.

Способы и критерии типологизации экономических систем. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем. Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании».

Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место. Универсальное и национально-специфическое в экономических системах.

Национально-государственные экономические системы. Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем.

Теория государственного (общественного) сектора в экономике. Формирование экономической политики (стратегии) государства.

Гуманизация экономического роста. Социальная подсистема экономики: элементы и отношения. Экономическая система и хозяйственный механизм. Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем. Теоретическая проблема экономической безопасности.


2. Микроэкономическая теория

Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие. Сравнительная статика рынка. Динамическое равновесие. Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение. Поведение потребителя в рыночной экономике: постановка проблемы и основные предпосылки анализа. Государственное регулирование рынка.

Теория фирмы. Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля, целевая функция. Неоклассическая теория фирмы. Факторы производства и производственная функция. Производительность факторов производства и научно-технический прогресс. Выбор производственной технологии и принцип наименьших затрат. Доход фирмы и ее издержки. Издержки кратко- и долгосрочных периодов. Равновесие (оптимум) фирмы в кратко- и долгосрочном периодах.

Неоинституциональная теория фирмы: предпосылки анализа. Значение трансакционных издержек.

Теория организации рынков. Рыночная структура: понятие и определяющие признаки. Классификация рыночных структур.

Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур.

Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Монопольная власть и ее измерения. Ценовая дискриминация. Естественная монополия и дилемма ее регулирования. Неэффективность распределения ресурсов при монополии. Монополии и научно-технический прогресс.

Олигополии в рыночной экономике. Стратегии фирмы в олигополистической отрасли. Ценовая политика олигополий. Неценовая конкуренция на олигополистических рынках.

Монополистическая конкуренция: особенности рыночной структуры. Равновесие на монополистически конкурентном рынке.

Рынки факторов производства: труда, капитала, земли. Особенности формирования спрос и предложения на рынках факторов производства.

Индивидуальное и рыночное предложение на рынке труда. Модели рынка труда: конкурентное и неконкурентное равновесие на рынке труда. Трудовые доходы и их равновесие. Теория «человеческого» капитала и эффективно заработной платы.

Особенности рынка капитала. Капитал и ссудный процент. Дисконтирование, инвестиционные решения фирмы. Оценка эффективности инвестиций.

Спрос и предложение на рынке природных ресурсов.

Информация как ресурс, ее отличия от других ресурсов. Неполнота информации. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации. Информационная ассиметрия.


3. Макроэкономическая теория

Теория национального счетоводства. система счетов национального дохода: основные показатели и их взаимосвязь.

Модель «затраты-выпуск» (В. Леонтьев). Теория макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Теория экономического роста. Экономический рост как обобщающий показатель функционирования экономики. Рост и эволюция структуры национальной экономики. Источники, факторы и показатели экономического роста.

Неоклассическая модель роста Р. Солоу: предпосылки и ограничения, инструментарий, факторы и динамика роста. НТП как фактор экономического роста. Проблема границ экономического роста.

Теория деловых циклов и кризисов. Экономическая динамика и ее типы. Циклический характер развития современной экономики. Виды циклов.

Модель взаимодействия мультипликатора и акселератора. Монетарная концепция экономических циклов. Экономический цикл как следствие борьбы за перераспределение национального дохода.

Теория денег. Деньги: традиционное и современное понимание природы, сущности, функций и форм. Денежная масса и ее структурна, денежные агрегаты. Денежный рынок. Спрос на деньги: кейнсианское монетаристское объяснение. Количественная теория денег. Предложение денег банковской системой. Регулирование денежной массы. Равновесие на рынке денег и факторы его нарушения. Монетарная политика: инструменты, направления, эффективность.

Теория инфляции. Инфляция: понятие, показатели, виды. Влияние инфляции на распределение дохода, эффективность производства, предпринимательскую активность. Антиинфляционная политика: правила, виды, эффективность.

Теория безработицы. Понятие «полной» занятости и естественной безработицы. Гистерезис (естественный уровень безработицы как результат фактической истории). Потери от безработицы (закон Оукена). Взаимосвязь инфляции и безработицы. Адаптивные и рациональные ожидания.



Список литературы к разделу I

1. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: ДиС, 2014.

2. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2010.

3. Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич. - СПб., 2002.

4. История русской экономической мысли: в 3 т. / под ред. А. Пашкова. - М., 1960-1966. - Т. 1-3.

5. Камаев, В.Д. Экономическая теория: краткий курс / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - М.: КноРус, 2012.

6. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. - М.: ДиС, 2002.

7. Микроэкономика: практический подход: учеб. / под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010.

8. Самуэльсон П. Экономика: в 2 т. / П. Самуэльсон. - М.: Алгон, 1992.

9. Шумпетер, Й. История экономического анализа: в 3 т. / Й. Шумпетер. - СПб., 2001.

10. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2011.

Раздел II. Маркетинг

Современные направления в развитии маркетинга. Новая парадигма маркетинга. Система и уровни управления маркетингом на предприятии. Маркетинговые цели.

Выбор корпоративных маркетинговых стратегий на основе матриц БКГ, И. Ансоффа, М. Портера.

Макро и микросегментация рынка. Критерии выбора целевого сегмента. Сущность и основные способы позиционирования товаров на рынке. Стратегии использования инструментов маркетинга на различных этапах жизненного цикла товаров. Марочная политика предприятия. Современный брендинг. Маркетинговые стратегии ценообразования. Психологические аспекты.

Типы каналов распределения и критерии их выбора. Интерактивные маркетинговые системы распределения товаров. Прямой маркетинг. Маркетинг взаимоотношений. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Основные методы сбыта.

Типовое положение о службе маркетинга на предприятии. Взаимодействие с другими подразделениями.

Назначение и состав маркетинговой информационной системы. Основные источники маркетинговой информации

Последовательность и содержание основных этапов маркетингового планирования. Обоснование затрат на маркетинг.

Процессы восприятия и формирования отношения потребителей. Классические и неклассические (иерархические) модели поведения потребителей. Модель принятия решения потребителем о покупке.

Цепочка создания ценностей М. Портера. Определение рыночного потенциала и емкости рынка. Методы определения рыночной доли отдельных товаров на основе показателей пробных и повторных покупок.

Инструменты маркетинга в розничной торговле.

Методы оценки конкурентоспособности товара.

Основные этапы разработки и выведения нового товара на рынок.

Методы расчета цен на основе затрат на производство и реализацию продукции. Недостатки методов «затратного» ценообразования. Методы ценообразования, ориентированные на спрос.

Модель маркетинговых коммуникаций. Основные этапы разработки комплекса продвижения.

Методы оценки эффективности рекламы. Методы определения численности торгового персонала. Оценка эффективности работы торгового персонала.

Последовательность разработки и содержание основных этапов маркетингового исследования. Наблюдения и эксперименты как методы маркетинговых исследований. Методы экспертных оценок и сферы их применения в маркетинге. Метод «Дельфи». Метод «Мозгового штурма». Методы составления выборки. Требования к составлению анкеты. Методы проведения фокус-группы для получения качественных оценок. Техника проведения SWOT-анализа.

Интернет-маркетинг: возможности и ограничения.


Список литературы к разделу II
11. Котлер Ф,, Вонг В., Сондерс Дж., Армстронг Г. Основы маркетинга - М.: Вильямс, 2010.

12. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг-менеджмент. - СПб.: Питер, 2007.

13. Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров: учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

14. Багиев Г, Тарасевич Л. Маркетинг. - М., 2004.

15. Бейкер М.Д. Маркетинг: энциклопедия. Серия «Бизнес-класс» - СПб., 2002.

16. Годин А.М. Маркетинг: учебник. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2003.

17. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений. - СПб., 2001.

18. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб., 2007.

Программу составили:
д.э.н., профессор кафедры СМ Е.В. Исаева
к.э.н., старший преподаватель СМ Н.Г. Зеркалий

Руководитель направленности,

д.э.н. профессор Е.В. Исаева

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры, протокол № 4 от «__4__» ______03_____ 2016 г.



Секретарь кафедры СМ К.А. Бучнева


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница