Программа «Вектор добровольчества старшее поколение»




страница1/7
Дата05.05.2016
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

03_sm1
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Вектор добровольчествастаршее поколение»

2013 – 2015 гг.





Социальная функция университетов в России:

лучшие практики взаимодействия вузов

и местного сообщества
Лучшие практики

студенческого добровольчества

в России и в мире

Авторы:

Агапова О.В, Зленко А.Н., Купоросов Ю.И.



Общая редакция:

Лукьянов В.А.


Пособие разработано в ходе реализации межрегиональной программы «Вектор добровольчества – старшее поколение» СПб ОО Благотворительное общество «Невский Ангел» в партнерстве с Университетом ИТМО, при поддержке субсидией Министерства экономического развития РФ, Санкт-Петербург, 2014 год.

Санкт-Петербург

2014

Содержание:


Введение………………………………..

3

Ключевые понятия…………………….

7

Обзор международного и российского опыта взаимодействия вузов и местного сообщества…………………


19

Обзор социально-значимых проектов,

реализуемых в российских вузах…….


45

Представление лучших практик……...

78

Заключение……………………………

101



Введение
В последнее десятилетие система образования находится в центре внимания государства, при этом важнейшим звеном реформирования является высшая школа. Вуз – это социальный институт, в котором предоставляются образовательные услуги, создаются общественные блага, которые определяют экономическое и социальное развитие региона, общества и страны в целом. Вуз является социальным институтом, поскольку он направлен на развитие человека, формирует социальные и этические нормы поведения будущих профессионалов и специалистов, деятельность университетов и высшей школы в целом согласуется с социально-экономической и ценностной структурой региона. Функционирование высшей школы как социального института проявляется в поведении каждого сотрудника и студента, в том, как организуется поведение групп людей, которые организуются на формальном уровне (как подразделения учреждения) и на неформальном уровне (научные, сетевые и любительские объединения сотрудников и студентов). Социальная направленность деятельности вуза зависит и от стратегии руководства, и от того, насколько она поддерживается и разделяется сотрудниками.

Зарубежные исследования, посвященные изучению деятельности известных университетов, выделяют те качества, которые отличают всемирно известные университеты. Среди них: большое количество одаренных (талантливых) преподавателей и студентов, достаточное количество материальных ресурсов (стабильное финансирование и развитая инфраструктура) и гибкое управление (ориентация на инновации, минимизация бюрократических барьеров).1

К числу инновационных подходов и решений относится участие вуза в решении социальных проблем. Направленность действий университета на практическое участие в жизни сообщества способствует более эффективному развитию региона и развитию социальной стабильности, что, в частности, проявляется в снятии социальной напряженности, созданию позитивной атмосферы в обществе. Посредством социально-направленной деятельности вуз улучшает собственный имидж (по крайней мере, в той мере, в которой его деятельность становится известной в обществе). Кроме того, наличие социальной составляющей способствует и инвестиционной привлекательности вуза, что опосредованно влияет на уровень материальной стабильности университета или высшего учебного заведения.
Причем речь идет не об акциях или популярных «мерах»; социально-направленная деятельность становится действительно перспективной тогда, когда является долгосрочной стратегией, или, иначе говоря, когда вуз на добровольных началах проявляет социальную ответственность по отношению к сообществу на всех уровнях своего функционирования. Концепция социальной ответственности вуза трактуется весьма широко, и предполагает:

- подготовку социально ответственных специалистов;

- удовлетворение потребности в трудовых ресурсах региона (обеспечение рынка труда соответствующими кадрами);

- развитие социально-культурного потенциала региона и общества в целом.


Центральной фигурой в вузе является, разумеется, студент, который получает профессиональную подготовку по определенной специальности.

Нынешнюю молодежь сторонники Теории поколений2 называют поколением Google, www, миллениалы. К числу событий, оказавших влияние на их развитие, можно назвать распад СССР, многочисленные теракты и военные конфликты в мире, развитие высоких технологий. Они трудоспособны, но у этой молодежи, констатируют работодатели в разных странах, слишком завышены ожидания от своего трудоустройства, они предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Молодые специалисты опираются не на общепринятые, годами сложившиеся в организации стандарты, а на собственные представления о своей карьере и своем месте в жизни компании. Независимо от базового образования, они умело используют современные технологии и без них не мыслят своей деятельности. Персонал и управленцы нового поколения стремятся к общности, к разрушению системы жесткой иерархии в организации, предпочитают неформальный стиль и в обучении, и в общении. Для них определяющим является поиск смысла. Реальность такова, что инструменты управления, которые были эффективны в работе с людьми предыдущих поколений, не применимы для них. При этом от предшествующих поколений они получили идею важности внутренней раскрепощенности и стремление получать удовольствие от жизни (в молодежный язык прочно вошло английское слово fun).

Во всем мире проблемы молодежи как социальной группы относятся к наиболее болезненным проблемам современного общества. Финансовые проблемы и безработица, отсутствие ясных перспектив, позитивных идей и ориентиров в будущем, трудности с получением образования и недостаток возможностей для самореализации определяют сегодняшнее неустойчивое положение молодых людей. Между тем, стремление сделать жизнь лучше во многом определяет самоидентификацию молодого поколения.3 Их отличает готовность активно участвовать в жизни общества, поэтому современная молодежная, и в первую очередь, вузовская, среда является источником многих социальных инициатив. Молодежные объединения создают группы («команды») единомышленников, которые активно берутся за решение проблем экологии и эффективного природопользования, пропаганды здорового образа жизни; они готовы оказывать поддержку социально неблагополучным детям, их семьям. Они готовы часть своего времени тратить на добровольческий (волонтерский) труд. Неформальное общение с пожилыми людьми в рамках социально-ориентированной деятельности студентов помогают сохранить свидетельства живой истории, а значит - лучше понять страну, в которой они живут, найти свое место в ней, и тем самым способствовать будущему ее развитию и продвижению вперед. Для того чтобы развивать характер и профессиональную компетентность, молодым людям необходимо сопровождение, которое задает направление и чувство цели, чувство смысла. Им необходим опыт воодушевляющей и обучающей деятельности, связанной с определенными вызовами, преодолением трудностей. При всей очевидности и значимости развития социальной ответственности вуза, исследователи-социологи утверждают: «Университеты предпочитают работать на властном и институциональном уровнях; значительно труднее идет втягивание университетов со слабо структурированными представителями гражданского общества (население, активисты, НКО)4.

В этом смысле в настоящем исследовании представляется целесообразным сосредоточить внимание именно на тех аспектах, которые помогают понять, как, каким образом и при каких условиях выстраивается взаимодействие университетов с местным сообществом через его посредников (НКО, территориальные объединения, объединения граждан).

Обзор литературы и существующих практик показывает, что проекты в социальной сфере, инициируемые и реализуемые при помощи вузов, часто смешиваются с социально-ориентированной деятельностью, организуемой на регулярной основе в вузе. Когда речь идет об анализе лучших практик, есть смысл сосредоточить внимание именно на проектном подходе: анализ проектов позволяет вычленить ключевые идеи, аспекты, важные для анализа и возможного последующего тиражирования в других условиях. Изучение существующих лучших практик позволит получить представление о направлениях развития социальной ответственности в вузах России, о ключевых достижениях и проблемах, обобщить существующий опыт, включая зарубежный, тенденции и актуальную тематику реализуемых проектов высшей школы, направленных на улучшение жизни местного сообщества.


Исследование строится на:

- анализе литературы и электронных источников информации по данной тематике;

- веб-мониторинге (анализе информации о социально-ответственной деятельности и проектах, размещаемых в сети Интернет самими вузами);

- описании лучших практик на основе информации, полученной из анкет и интервью с сотрудниками высших учебных заведений и НКО, партнеров вузов, вовлеченных в социально-ответственную деятельность.

- опыте проведения межвузовского конкурса студенческих социальных проектов «Ты нужен людям».

Ключевые понятия:
Социальная ответственность вуза

Социальную ответственность принято рассматривать как одну из функций университета. Здесь имеется в виду деятельность, которая способствует:

* ориентации учебного процесса, внеучебной и научной деятельности на потребности общества в целом и отдельных категорий и групп граждан, в частности, живущих на данной территории и/или объединяющихся в сообщества;

* содействию социально-экономического развития регионов (подготовка компетентных специалистов для различных отраслей народного хозяйства и использование потенциала вузовской науки для потребностей региона и страны в целом).

Социальная ответственность, по сути, есть готовность признания учреждением или организацией своей ответственности за уровень качества жизни в местном сообществе и реализация на практике соответствующих практических усилий. Социальная ответственность вуза выражается в его вкладе в развитие общества и предполагает «добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие региона присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем, за удовлетворение жизненно важных социальных потребностей населения 5

Социальная функция вуза

По мнению исследователей, образовательное учреждение, реализующее принцип социально ответственного института, призвано осуществлять следующие функции:

1) воспроизводство общественного интеллекта – предоставление обществу образовательных услуг, направленных непосредственно на обслуживание человека и свободное его развитие;

2) подготовка высококвалифицированных кадров (элиты общества) – один из решающих факторов развития системы образования в целом, а также обеспечение научно-технического и социально-экономического прогресса страны;

3) формирование рынка труда – создаваемые в учебном заведении новые знания оказывают прямое воздействие на рынок труда, заставляя переоценивать значение тех или иных профессиональных навыков, изменяя количественные и качественные требования к трудовым ресурсам;

4) развитие культуры и норм поведения, наличие и соблюдение которых во многом определяет психологический климат в вузе и его рыночную капитализацию;

5) стабилизация социальных отношений – учебное заведение выступает активным участником социальных взаимодействий с заинтересованными сторонами и множеством представителей социальной среды региона.
Социальная активность студентов

Социальная активность определяется как сложное целостное качество личности, которое включает взаимосвязанные и компоненты:

* Когнитивно-ценностный – знания, убеждения и ценности. Критериями здесь выступают: владение понятиями, связанными, с общественно значимой деятельностью, убежденность в важности подобной деятельности уже на этапе обучения в вузе; осознание ее ценности в собственной жизни.

* Мотивационный – осознанное желание участвовать в социальной деятельности, позитивные эмоции на настрой в процессе работы, интерес. Критериями здесь могут быть: проявление инициативы, желание на протяжении длительного времени участвовать в деятельности; устойчивый интерес и желание развивать и улучшать результаты, проявление настойчивости в преодолении трудностей.

* Деятельностно-рефлексивный – практические действия с применением умений и навыков, необходимых для этого вида деятельности, а также способность проанализировать и оценить достигнутые результаты, сравнить их с поставленными целями. Критериями здесь выступают: умение действовать в проектной парадигме, то есть формулировать цели и ожидаемые результаты; способность разработать план и содержание деятельности, умение работать в команде, а также способность давать оценку своим действиям и действиям команды.

Местное сообщество

Первоначальный смысл слова «сообщество» означает стремление создать более тесные, близкие и гармоничные связи между людьми. Для сообщества людей характерны солидарность, общность интересов, желание выполнять взятые на себя обязательства, которые изначально подкреплялись общностью места проживания и работы. Исторические процессы, урбанизация и индустриализация стали менять структуру сообщества и отношения внутри него. Тем не менее, людей по-прежнему объединяет местность, где они живут, необходимость общаться. Местное сообщество - это население, проживающее на исторически сложившейся и экономически обособленной территории, объединенное общими условиями жизни и необходимостью решения общих вопросов местного значения6. Достижение совместных целей и решение тактических вопросов, связанных с ними, требует общения.

Местные сообщества отличает разнообразие проявлений. Большинство ученых признают наличие четырех основных признаков сообщества:

1. Население/общность людей (историческая, культурная, соседская и т. д.).

2. Место (территория), пространство в пределах определенных границ (географических, административных, экономических).

З. Социальное взаимодействие (отношения, общие правила и нормы поведения, способы управления, услуги, организации, способы организации взаимодействия между трудом и бытовой сферой и т. д.).

4. Чувство сообщества / психологическая идентификация с сообществом (общность ценностей, чувство принадлежности и сопричастности к событиям в сообществе, чувство ответственности перед сообществом и т.д.).

Термин «местное сообщество» прочно вошел в русский язык, но в юридической лексике в качестве «официального» (но неточного) синонима используется термин «муниципальное образование», хотя ясно, что последний не отражает ряд характеристик (названные выше чувство сопричастности, осознаваемую членами общность целей). Общение в муниципальном образовании также не играет столь существенной роли.


Для данного исследования важно назвать принятые в науке подходы к изучению местного сообщества. Многообразие проявлений совместной жизни внутри сообщества определяет и то, что к этому феномену обращаются специалисты разных отраслей научного знания - историки и этнографы, экономисты, социологи и специалисты по менеджменту. На рисунке представлены основные подходы к изучению местного сообщества:

Университет, выстраивающий диалог и социально-ответственное взаимодействие с местным сообществом, опирается на эти же подходы и учитывает:



  • в вопросах экологии: природные условия, географическое пространство и особенности, воздействие природных и техногенных факторов на жизнь людей;

  • в вопросах качества жизни: уровень доходов, способы их использования, качество жилья, общая удовлетворенность уровнем образования и получения информации, возможности для саморазвития и самореализации;

  • в вопросах этнографии: образ жизни, схожие культурные традиции, обычаи;

  • в вопросах экономики: существующие секторы экономики и их взаимосвязи; природные, финансовые, человеческие ресурсы, наличие и использование рабочих мест, возможности для предпринимательства;

  • в вопросах социальных отношений: существующие типичные отношения внутри сообщества (между разными подгруппами и микро-сообществами, между поколениями)


При этом очевидно, что местное сообщество – единое целое, и изучение одного комплекса вопросов влечет за собой другие. Целью взаимодействия вуза с местным сообществом и его практической помощи является развитие сообщества, забота о благополучии всех людей, относящихся к нему, улучшении качества территории проживания, развитие способности местного сообщества быстро адаптироваться к внешним переменам.

В чем актуальность обращения к идее «местного сообщества» и взаимодействии университетов с ними? «После долгих лет кризиса и попыток решить возникшие проблемы путем реформирования «сверху» приходит понимание, что магистральный путь развития России лежит через развитие местных сообществ. Работа, доходы, условия жизни непосредственно зависят от степени развитости местного сообщества, в котором живет человек, от умения жителей взять на себя ответственность за свои судьбы зависит будущее всей России»7.


Проект/проектный подход

Проект – это намерения по улучшению действительности (социально-образовательного характера), стремление к позитивным изменениям в жизни.

Важнейшие характеристики проекта:


  • Желание улучшения жизни в местном сообществе (в социальной сфере)

  • Новизна; создание нового «продукта» в процессе работы над проектом

  • Ограниченные временные рамки (проект реализуется в течение ограниченного времени); деятельность на регулярной и постоянной основе не относится к проектной.

  • Комплексный характер изменений: улучшение действительности требует выполнения различных видов деятельности

  • Единичность (уникальность)

Обычно проект включает следующие элементы (составляющие проекта):

    • Описание предпосылок (проблемы, вызовы, на которые «отвечает» проект). Особенности целевой группы (целевой аудитории), на которую

    • Цель проекта

    • Идея

    • Задачи (конкретные направления деятельности в рамках проекта). Время и место проведения проекта.

    • Исполнители:

    • Значение проекта в общем контексте культурной жизни региона (города, местности).

  • Ожидаемые результаты, к числу которых относятся: ожидаемое число участников, область охвата (географическая распространенность проекта), как и где планируется освещать ход проекта; единомышленники (люди или организации, которые поддерживают идею проекта, эксперты, которые готовы поддерживать проект).

  • Смета расходов

  • Дополнительная информация (описания прошлых проектов, отклики печати на них, отчеты, комментарии, информация об отдельных участниках и исполнителях)

Фактически проектный подход предлагает решение конкретной актуальной проблемы в заранее определенные сроки. Цель проекта в той или иной степени ориентирована на улучшение состояния какой-либо целевой аудитории.

В настоящее время опыт разработки и реализации проектов рассматривается как необходимое профессиональное умение специалиста с высшим образованием; в связи с этим в ряде вузов не только включаются курсы по проектному менеджменту, но и разрабатываются концепции становления проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза.8


Понятие о лучшей практике

Поскольку настоящее исследование посвящено описанию существующих практик и примеров взаимодействия высшей школы с местным сообществом, то имеет смысл остановиться более подробно на самом понятии «Лучшая практика», для того, чтобы более четко определить область исследования.

Понятие «лучшая практика» (best practice) употребляется для обозначения «лучшего способа делать что-либо». Понятие сформировалось в рамках изучения специфических практик в бизнесе, чтобы определить наиболее эффективную систему организации или представления ее функций. Понятие получило широкое распространение в 1980х годах не только благодаря академическим исследованиям, но и популярным книгам, посвященным менеджменту. В некоторых публикациях понятие вводится для того, чтобы подчеркнуть, что в данном случае (или описываемом процессе) инновации не требуются: модель функционирует идеально. Другое определение данного понятия, наоборот, трактует его как некий эвфемизм, чтобы снять негативный оттенок смысла понятий «повторение», «копирование», отсутствие собственной идеи.

Лучшая практика – это техника или методология, которая опытным путем, на практике с большой вероятностью приводит к желаемому результату. Решение использовать лучшие практики в любой области есть решение использовать чьи-либо знания, опыт, технологии для того, чтобы гарантированно обеспечить успех своему начинанию. В настоящее время термин широко используется в системе здравоохранения, управлении и системе администрирования, в образовании, в проектном менеджменте. Повторяемость процессов особенно на первоначальных фазах помогает сосредоточить внимание на наиболее точном выполнении задач, избежать возможных ошибок и недоразумений, обеспечивая тем самым успех деятельности с самого начала. Таким образом, предполагается что «лучшая практика» становится лучшей тогда, когда ее успех очевиден, и выражается в субъективном чувстве удовлетворения от сделанной работы участниками проекта и позитивных эмоциях, чувстве удовлетворенности со стороны целевой группы, потребителей, на которых направлен проект.



Внедрение/тиражирование лучших практик
Очевидно, что не всякую успешную деятельность можно повторить, даже в условиях одной и той же организации. Согласно данным американского Центра продуктивности и качества (American Productivity & Quality Center), существуют три основных барьера, мешающих полноценной адаптации лучших практик: недостаток знаний о существующих в настоящий момент лучших практиках, недостаточный уровень мотивации сотрудников изменять что-либо к лучшему, и отсутствие умений и навыков для того, чтобы реализовать лучшую практику в других, по отношению к первоначальным, условиях. Помимо этого, известный скептицизм вызывает вопрос о том, какие организации и какова процедура оценивания «лучших практик», иначе говоря, кто является «экспертом»9? Когда эта оценка действительно будет точной? Когда проект успешно внедрен на практике? Или уже после того, как «лучшая практика» успешно скопирована? Очевидно, что методология оценки «лучших практик» - дело будущего; во всяком случае, она должна отличаться от методики эвалюации проектов; предлагается ее рассматривать как процесс10.

Обеспечению успешности «лучшей практики» в сфере социальной ответственности высшей школы способствуют принципы, заложенные в основу деятельности. К ним относятся:



  1. «Лучшие практики» вовлекают студентов в активное обучение, предполагающее, что оно строится на активном осмыслении жизненного опыта. Студенты критически оценивают собственные перспективы; активно выражают свои позиции и точку зрения, применяют полученные знания и опыт в собственной жизни. Опыт участия в разного рода экспериментальной социально-ориентированной внеучебной деятельности позволяет лучше понимать себя, дает опыт творчества, опыт взаимодействия в команде и сотрудничества с представителями других поколений, людей иного социального статуса, людей с иными воззрениями.

  2. «Лучшие практики» развивают гуманистические ценности и этические нормы. Эффективная социально-направленная деятельность студентов строится на таких ключевых ценностях, как справедливость, честность, равноправие, свобода, гражданственность, ответственность, достоинство.

  3. «Лучшие практики» способствуют реализации высоких ожиданий, развитию воодушевления и энтузиазма. Представленные в фактических результатах, достижения и успехи общего дела соответствуют заявленным высоким целям, миссии и философии вуза, целям проекта и ожидаемым результатам.

  4. «Лучшие практики» нуждаются в постоянной оценке, причем как со стороны студентов, так и со стороны администрации вуза, преподавателей, со стороны представителей местного сообщества. Для этого необходимо развивать соответствующие умения и внедрять инструменты оценки в практику, причем не только на заключительном но и на промежуточном этапах работы.

  5. Для успешного внедрения «лучших практик» необходимы соответствующие человеческие и материальные ресурсы. В первую очередь, речь идет о человеческих ресурсах, в связи с этим, для успешного внедрения «лучших практик» следует привлекать специалистов и профессионалов самого высокого уровня, причем не только в «предметной» сфере (то есть области деятельности, в которой реализуется проект), но и специалистов в сфере общения, лидеров, обладающих даром убеждения, способных сплотить команду, людей, которые постоянно учатся, находятся в постоянном развитии.

  6. «Лучшие практики» инициируют создание сообществ и партнерских сетей; подобные, в первую очередь, неформальные, структуры поддерживают сотрудничество в процессе деятельности, и в последствии способствуют устойчивости социально-ориентированной деятельности вуза, создают сообщества, готовые к поддержке и включенности в социальные проекты и созидательную деятельность.

Заложенные в основу практической деятельности, эти принципы способствуют тому, что проекты, которые и сами участники, и сообщество оценивают как успешные, становятся своеобразным образцом, моделью, которая может воодушевить других людей внедрять на практике аналогичные проекты. При этом очевидно, что скопировать их невозможно: меняются время и место действия, проект выполняют другие люди, которые «приносят» в него свой уникальный жизненный и профессиональный опыт. «Лучшие практики» являются стимулом, импульсом для самостоятельной деятельности, дополнительным аргументом и средством убеждения заинтересованных сторон.
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница