Программа учебной дисциплины " история" 2012 г




Скачать 182.13 Kb.
Дата11.05.2016
Размер182.13 Kb.
Автономная Некоммерческая организация

Балтийский информационный техникум”


ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

ИСТОРИЯ




2012 г.

Программа учебной дисциплины История” разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) 3-го поколения по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230401 «Информационные системы (по отраслям)», 090305 “Информационная безопасность автоматизированных систем”, 230115 “Программирование в компьютерных системах”, 210705 “Средства связи с подвижными объектами”, 210414 “Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)”.


Организация – разработчик: АНО «БАЛТИЙСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Разработчик: Галаган Елена Юрьевна, преподаватель дисциплины “История”.


Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии информационных технологий «_____» _______________ 2012г протокол №___ и на заседании Методического совета «_____» _____________ 2012 г. протокол №___




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе ___________________ В.Д. Балаклиевский

“______”___________________2012 г.



СОДЕРЖАНИЕ






стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5
  1. условия реализации программы учебной дисциплины



14
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



15



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”



    1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины “История” является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям: 230401 «Информационные системы (по отраслям)», 090305 “Информационная безопасность автоматизированных систем”, 230115 “Программирование в компьютерных системах”, 210705 “Средства связи с подвижными объектами”, 210414 “Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)”.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина “История” входит в общий социально-гуманитарный и экономический цикл дисциплин специальностей 230401 «Информационные системы (по отраслям)», 090305 “Информационная безопасность автоматизированных систем”, 230115 “Программирование в компьютерных системах”, 210705 “Средства связи с подвижными объектами”, 210414 “Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)”.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия

10

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:




составление конспектов

заполнение таблиц

написание рефератов


3

2

5



Итоговая аттестация - в форме зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины “История”



3 СЕМЕСТР


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Россия и мир в новейшее время










Тема 1.1. Введение. Россия и мир в новейшее время.

Содержание учебного материала

2




1.

2.

3.



4.


Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории. Источники. Характеристика основных этапов становления современного мира. Особенности XX - начало XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие стран в XX - начало XXI в.

Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире.



1

Тема 1.2. Эпоха «государства благоденствия».

Содержание учебного материала

2





1.
2.

3.

4.





Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине XX века. Научно-техническая революция, ее результаты.

Структурный экономический кризис 1970г. начала 1980гг.

Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70-80хгг.

"Новые индустриальные страны" как модель "догоняющего развития" (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70-80гг.




1



Практическое занятие.

1. Научно-технические революции ведущих стран Запада в середине 20 века, ее результаты.


2




Тема 1.3. От Лиги наций к ООН.


Содержание учебного материала

2




1.
2.

3.
4.



Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности. Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН.

Результаты деятельности Лиги наций. Оценка деятельности ООН. Россия - постоянный член Совета Безопасности.

Решение колониального вопроса в ООН.

1


Самостоятельная работа при изучении темы:

Написание рефератов: «Проблемы стран Латинской Америки и революционное движение», « Реформы и диктатура в странах Латинской Америки».




2




Раздел 2. Советский Союз и страны Запада в 60-80 годы XX века.











Тема 2.1. «Оттепель» в СССР.

Содержание учебного материала

2




1.

2.

3.



Смерть И.В.Сталина. Варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г.Маленкова".

XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти Н.С.Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права. Национально-государственное развитие. Антирелигиозная политика.

Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.


1


Тема 2.2. Внешняя политика Советского Союза в конце 50-70гг. XX в

Содержание учебного материала

2




1.
2.

3.


Новые тенденции во внешней политике Советского Союза. Выработка новых ориентиров во внешней политике.

Кризисные явления в развитии международных отношений.

Политика СССР со странами социалистического лагеря.

Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис". СССР и развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией.



1


Тема 2.3. Становление экономической системы информационного общества на Западе.

Содержание учебного материала

4



1


1.
2.

3.

4.


5.


Неоконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада.

Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации.

Особенности «информационной революции» и формирование инновационной экономической модели. Производственная культура в условиях становления информационной экономики.

Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в.

Наука и культура в 50-60е годы.


Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составление рефератов «Развитие науки и культуры ведущих стран Запада в 50-60гг.»



2




Тема 2.4. СССР в 70 начале 80 гг. XX века.

Содержание учебного материала

2




1.

2.
3.

.


Сравнение реформ Н.С.Хрущева и А.Н.Косыгина, их результатов.

Изучение экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и их преодоления.

Политическая система в 70- начале 80хгг. в СССР. Принятие новой советской конституции 1977 года.

Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты.

Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры. Система образования.

1


Тема 2.5. Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг. – период разрядки международной напряженности.

Содержание учебного материала

2




1.

2.

3.




Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета

между СССР и США.

Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об

ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание

Заключительного акта.

Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль СССР в становлении

разрядки международной напряженности.











Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовка сообщений: «Соединенные Штаты Америки в 70-80е годы XX в.», «Великобритания, Франция, Италии в конце XX века ».



2




Тема 2.6.

Интеграционные проекты экономического и политического развития Европы.



Содержание учебного материала.

2



1.
2.

3.
4.




Панъевропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ.

Углубление и расширение европейской интеграции. Программы "Эврика", "ЭСПРИТ", "РЕЙС", "БРАЙТ" и другие. "План Геншера-Коломбо". Принятие символики Европейских Сообществ.

Изменения в Восточной Европе в 80-90хгг XX в. и их влияние на Европейское Сообщество.

Изучение экономики и политического развития Германии в 80-90гг XX века



1


Тема 2.7. Европейский союз и его развитие.

Содержание учебного материала

2




1.

2.

3.



4.

Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза.

Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза. Амсдердамский договор: первая реформа Европейского Союза.

Ницкий договор: интеграция по всем направлениям.

Конституционный договор Европейского Союза.



1


Практическое занятие.

Изучение реформ в экономике, в политической сфере периода перестройки в Советском союзе.



2




Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Подготовка мультимедийной презентации «Советский Союз периода Ю.В.Андропова, К.У.Черненко».




2




Раздел 3. Современный мир.











Тема 3.1. Международный статус России в конце 20 века.


Содержание учебного материала

2




1.

2.


Внешняя политика президента Б.Н. Ельцина;

Проблемы в отношениях России со странами, образовавшимися после распада СССР;



Тема 3.2. Развитие суверенной России.

Содержание учебного материала

2




1.

2.


3.

4.


Процесс становления нового конституционного строя в России.

Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998гг. Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г.

Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества.

Второе президентство Б.Н.Ельцина.



1


Практическое занятие.

Изучение международных отношений в 80- 90 х гг. XX века.



2



Самостоятельная работа при изучении темы:

1. Составление конспекта «Эволюция и распад мировой колониальной системы».




2




Тема 3.3. НАТО и другие экономические и политические организации.

Содержание учебного материала

2




1


1.

2.



Выявление причин создания НАТО, состав НАТО.

Определение основных направлений деятельности НАТО, расширение НАТО на Восток, изучение основных военных операций стран НАТО, а направлений работы политических и экономических организаций.




Практическое занятие.

1. Изучение ведущих течений общественно-политической мысли XX-XXI вв. в Европе и Америке.



2




Тема 3.4. Военно-политические конфликты XX-XXI вв.


Содержание учебного материала

4


1.

2.


Пограничные конфликты: Гражданская война в Китае 1946-1950гг., война в Корее 19501953г., война во Вьетнаме 1965-1974гг и др. локальные конфликты в странах Африки и Латинской Америки: Карибский кризис 1962-1964гг., арабо-израильские войны 1967-1974гг., Самолийско-эфиопская война 1977-1979гг. Ирано-иракская война 1980-1988гг., агрессия Ирака против Кувейта и др. пограничные конфликты на Дальнем Востоке и Казахстане (1969г).

Выявление причин, хода, итогов переворота в Чили.




1


Тема 3.5. Россия в 2000-2010гг.

Содержание учебного материала

2



1.
2.

3.
4.

5.
6



Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия.

Экономическая политика.

Определение причины, содержания реформ образования, здравоохранения. Развития политической системы.

Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом.

Изучение основных направлений во внешней политике в конце XX начале XXI вв.

Президент Д.А.Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.



1


Тема 3.6. Культура в XX-XXI вв. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв.

Содержание учебного материала

2



1.

2.

3.









Культура Советского Союза в 70-1991гг. Общие условия развития культуры в суверенной России. Образование и наука. Проблемы духовного развития российского общества в XX-XXIвв.

Художественное творчество в России. Общественно-философская мысль. Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество. Роль СМИ в формировании современного общества. Религия, ее роль и значение в современном обществе.

Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др.





1


Тема 3.7. Экономическое, политическое развитие ведущих стран мира.

Содержание учебного материала

2






1.

2.

3.



4.

Определение основных достижений современной цивилизации.

Сравнение этапов развития России в новейшее время.

Выявление роли и значения России в развитии мирового сообщества.

Проведение сравнительного анализа развития экономики и политики ведущих стран мира.



1



Практическое занятие.

Проведение контроля уровня освоения в заимосвязи отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в XX-XXI вв. Тестирование.



2







Всего

58




Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.

Оборудование учебного кабинета:

- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);

- рабочее место преподавателя.

Для чтения теоретического курса используется учебный кабинет, оснащенный комплектом плакатов по истории, набором видеофильмов по разделам дисциплины.


Технические средства обучения:

- телевизор, мультимедийный проектор;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:

1.История России 1945-2009гг.Учебник. под ред. А.В. Филиппова.- М.:Просвещение, 2009.

2. Островский В.П. История России XX век. Учебник./ В.П.Островский. - М.: Дрофа, 2009.- 480с.

3. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник./ М.В.Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416с.

4. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие./ Под редакцией А.Н. Сахарова. - М., АСТ-Астрель. Хранитель, 2009.- 1263с.

5. Новейшая отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2009.- 463с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.istorya.ru

2. http://www.bibliotekar.ru

3. http://www.ronl. ru

4. http:// ru.wikipedia.org

5. http://student. ru


Дополнительные источники:



1. Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А. Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.- 285с.

2. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. С древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО./ В.В.Артемьев, Ю.Н.Лубченков.- М.: Академия, 2010.- 448с.

3. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник./ Н.В.Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2009. – 400с.

4. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.- 928с.

6. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661с.

7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. / Ш.М Мунчаев, В.М.Устинов. – М.: Норма, 2008.- 720с.

8. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина Т.А., В.А.Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592с.

9. Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д.Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2009.- 288с.

11. Шевелев В.Н. История Отечества. / В.Н.Шевелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.- 604с.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, реферативной работы, составления конспектов.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения

1. Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире,

2. Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте;.

- Оценка выполнения задания в форме итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие).



Усвоенные знания:

1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);

2. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX -начале XXI в.;

3. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

5. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

6. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.


- Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.


- Оценка результатов устных ответов.

- Оценка результатов выполнения творческих заданий.


- Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.


- Оценка выполнения заданий по сравнению достижений ведущих стран мира в области науки, культуры.

- Оценка результатов выполнения проблемных заданий.


Итоговый контроль: зачет (3 семестр)





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница