Программа развития маук «гцкиД им. Н. Г. Васильева»




Скачать 451.61 Kb.
страница1/3
Дата09.05.2016
Размер451.61 Kb.
  1   2   3


Великий Новгород

Муниципальное автономное учреждение культуры

«Городской Центр культуры и досуга им.Н.Г. Васильева»

_______________________________


ПРОГРАММА

развития МАУК «ГЦКиД им. Н.Г. Васильева»

на 2014-2018гг.

_______________________________


Паспорт программы


Обоснование для разработки Программы

В современных условиях культура претерпевает существенную структурно-функциональную модернизацию, находясь перед необходимостью пересмотра своих отношений с обществом, которое становится все более разнородным и неоднотипным. Переосмысление и видоизменение роли культуры в жизни страны, области, города и отдельного человека диктует учреждениям культуры необходимость их видоизменения, развития в соответствии с запросами, которые ставит перед сферой культуры общество.

Произошедшая за последнее десятилетие кардинальная трансформация культуры потребления нацеливает учреждение на сознательное проектирование будущего, на формирование сценария развития своего будущего как развитие парадигмы дизайн-мышления на новом уровне, которого требуют мир и человеческое общество.



Разработчик

МАУК «Городской Центр культуры и досуга им Н.Г.Васильева»

Цели Программы

  • Создание предпосылок для динамики развития достигнутой результативности в сфере решения конкретных социально-культурных задач, развитие самоорганизации новгородцев в сфере досуга и повышение досуговой квалификации клубных посетителей.

  • Выведение автономного учреждения культуры как социального института с помощью апробированных новых досуговых технологий на эффективный уровень социальной активности, ориентированной на удовлетворение культурных разноплановых потребностей новгородцев.

Задачи Программы

  • Определение базисных принципов и креативных идей, на которых будет строиться стратегия развития учреждения культуры XXI века.

  • Обеспечение и оснащение учреждения культуры передовыми методиками и практиками, используемыми российскими и зарубежными специалистами.

  • Развитие социальной активности и творческого потенциала личности, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга, удовлетворение культурных разноплановых потребностей людей.

  • Формирование новых способов управления деятельностью культурно-досугового учреждения, основанного на принципах кооперации и интеграции.

  • Увеличение степени вовлеченности различных социальных групп в деятельности культурно-досугового учреждения.

  • Поддерживание баланса инновационности и традиционности в деятельности культурно-досугового учреждения.

  • Изучение конкурентной среды, выстраивание партнерских отношений с другими организациями культуры, образования, социальной направленности и бизнес сообществом.

  • Диверсификация (разнообразие и расширение) культурно-досуговых услуг на территории города.

  • Осуществление принципов преемственности, обеспечивающих сохранение, развитие и пропаганду лучших образцов нематериального культурного наследия и их передачу последующим поколениям.

Сроки реализации

Программа разработана на период 2014-2018 годы

Необходимые ресурсы и источники финансирования

Бюджетные и внебюджетные источники финансирования, фандрайзинг, краундфайдинг, спонсорские средства, гранты, благотворительные пожертвования.

Приоритетные направления развития

  • Создание условий, благоприятствующих творческому развитию личности, формированию/обеспечению высокого уровня культурных запросов горожан, сохранению традиционных культурных основ как базиса для личностного совершенствования и развития.

  • Совершенствование маркетинговой политики учреждения, базирующейся на продуманном сочетании и эффективном взаимодействии маркетинговых принципов и стоящих перед учреждением социально-культурных задач.

  • Развитие спектра культурно-досуговых услуг, в том числе - посредством привлечения творческих сил города, области, других регионов и реализации принципа открытости Центра для творческих инициатив, оказание профессиональной поддержки в их реализации.

  • Построение взаимовыгодной работы с бизнес-сообществом, организациями и учреждениями различных форм собственности, направленной на реализацию социо-культурных программ для различных категорий горожан.

  • Сохранение развития национальных культур, пропаганда единения различных культур. Укрепление толерантных межконфессиональных и межэтнических отношений среди молодежи, детей, взрослого населения В. Новгорода. Создание благоприятных условий для творческого межкультурного взаимодействия.

Ожидаемые долгосрочные результаты реализации Программы

  • Многоканальное финансирование деятельности центра.

  • Создание эффективной системы культурно-досугового обслуживания населения, способствующей духовно-нравственному самоопределению личности, развитию творческих инициатив широких слоев населения, сохранению и распространению нематериального культурного наследия.

  • Установление взаимовыгодных партнерских отношений на долгосрочную перспективу.

  • Создание модели, способствующий совершенствованию существующих и внедряющей новые технологии, формы, методы, способы социально-культурной деятельности, внедряющей передовой опыт, современные информационные технологии.

  • Создание команды медиаторов (личностей) занимающихся диверсификацией культурно-досуговых услуг центра.

Период, основание и порядок корректировки программы

Программа корректируется ежегодно по окончании творческого сезона и перед началом следующего для уточнения и актуализации целей и задач, а также более подробной разработки конкретных методов воплощения программы.


Omnia mutantur, mutabantur, mutabantur.
Всё меняется, менялось и будет меняться.

Введение
Культура является ядром, основой, «душой» общества, пронизывая все сферы жизни и деятельности человека. Сегодня происходит переосмысление роли культуры в современном обществе, ее значения и возможности влияния на дальнейшее развитие города, области, страны. В нашу жизнь стремительно врываются новые технологии, новая психология потребления, новые методы управления, новая творческая палитра, с более яркими красками и более широкими мазками. Особенно ярко эти преобразования проявляются в сложный период социально-политических, экономических и культурных трансформаций в стране.

На сегодняшний день вопросы развития культуры и деятельности различных учреждения культуры актуальны как никогда. Из-за активной конкуренции и появления новых видов культурной деятельности и досуга и иных всем известных факторов значительно ухудшается качество передачи культурных ценностей. Назрела острая необходимость инновационного подхода к деятельности культурно-досуговых учреждений В. Новгорода, введения новых форм и форматов организации мероприятий для жителей областного центра с учетом требований времени. Великий Новгород всегда был флагманом и испытательным полигоном культурных преобразований.



Обоснование для разработки программы
Организация досуга как управление свободным временем
Культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, навыков. А задача творческого наставника – направить человека и дать ему возможность самовыражения.

Важным вопросом в проектировании досуга является прогнозирование тех трендов, которые будут сопровождать досуг в будущем. У каждого человека вырабатывается индивидуальный подход к выбору досуга и отдыха, по-своему расставляются приоритеты, у каждого свои принципы организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий, активный или пассивный. Естественно, каждый выбирает досуг и отдых по своему вкусу, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования должен суметь регламентировать специалист учреждения культуры.

В современных культурно-досуговых учреждениях работа строится по принципу преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, приходящим в эти заведения. Они считают, что содержательное проведение свободного времени им должен обеспечить кто-то, а самим им не за чем напрягаться. Следовательно, чтобы выстроить содержательный и эффективный досуг, сам человек должен приложить усилия. Деятельность человека в свободное время определяется объективными условиями, окружающей средой, личной культурой, интересами и, что немаловажно, материальной обеспеченностью культурно-досугового учреждения.

Каждое новое поколение вырастает в измененных социальных условиях и требованиях к свободному времени.

Понятие досуг является условным разделениям как на «серьезные» составляющие и «несерьезные» составляющие, так и на активные и не активные виды деятельности (отдых/ развлечения).

Деятельность учреждения культуры зависит не только от правильной организации досугового процесса, но и от учета многих других факторов: педагогики, психологии, организаторских способностей специалиста учреждения культуры. Участие людей в сфере свободного времени основывается на личной инициативе, интересе к общению с новыми людьми, к новым знаниям, к творчеству. Этой ситуацией должен уметь владеть сотрудник учреждения культуры и прогнозировать процессы общения в группах на территории досугового пространства.

От психологического климата в коллективе зависит комфортная и творческая составляющая досуга. Ищущий руководитель клубного формирования способен создавать программы саморазвития и творческой самореализации для участников творческого коллектива. Это является основным показателем творческого роста культурно-досугового учреждения.

Культура досуга определяет выбор занятий, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к творческому труду, совершенствованию и развитию человека. Во многом из них человек должен непременно участвовать сам. Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное.

Программа отдыха обязательно включает в себя изучение целевой аудитории, ее интересы и социокультурный контекст.

В программу должны входить технологическая документация, концепция, визуализация пространства, дизайн.

Интерес к пространству свободного времени необходимо постоянно стимулировать с использованием событийных инструментов и современного дизайна- мышления.
Формы организации досуга – это направления, виды, варианты организации свободного времени граждан, характеризующиеся особенностями наполнения, целями, задачами и содержанием, видами и формами деятельности его участников, а также местом и временем проведения.
Например:

Но сегодня возросли требования к содержательному контенту и качеству услуг. Выполнение этих требований – первоочередная задача учреждений культуры, которые собираются выжить сегодня и работать завтра. А задача Центра- организовать территорию для творческих экспериментов и культурных проектов.

Необходимо создавать проекты, заявлять темы, которые будут отвечать запросам разных поколений. Это должно стать культурным и социальным клеем нового общества. Для привлечения аудитории нужно стать социально-культурным раздражителем (в хорошем смысле этого слова), нужно привлекать, заинтересовывать, призывать публику.
Сегодня стирается грань между профессионалом и любителем, человек хочет сам участвовать в процессе создания культурного продукта, собственного досуга, с перспективой саморазвития.
Возможно, общество не может дать компетентную оценку продукту, а может, любители стали сильнее и профессиональнее. Это только подтверждает, что мы живем в новом культурном пространстве, в новой культурной реальности.

Досуг стал автономной сферой жизнедеятельности человека.

Анализ развития сферы культуры и досуга в стране
Сфера культурно-досуговой деятельности в стране развивается в сложных обстоятельствах. С одной стороны, темпы экономического роста РФ, повышение уровня благосостояния и потребления населением общественных благ в виде продуктов культурной деятельности позволяют сфере культуры в своей работе руководствоваться долгосрочными планами развития. С другой стороны, повышение эффективности функционирования учреждения сферы культуры в целом зависит от множества факторов — от качества создаваемого продукта, способов его предоставления, соответствия ожиданиям потенциального потребителя и т.д.
В рыночных условиях современная культура претерпевает существенную структурно-функциональную модернизацию, находясь перед необходимостью пересмотра своих отношений с обществом, которое становится все более разнородным и неоднотипным. Это приводит к неизбежной диверсификации потребительских интересов различных субъектов, быстрому росту культурного разнообразия, увеличению арсенала привлекаемых для культурной деятельности различных ресурсов.

В условиях такой социальной модернизации происходит становление и функционирование автономных учреждений культуры, обладающих рядом преимуществ перед традиционными формами организации — большая самостоятельность, открытость, возможность расширения перечня услуг и видов деятельности и использования методов управления, основанных на механизмах рыночного менеджмента.


Вместе с тем, сфера культуры сталкивается с постоянным снижением объемов государственного финансирования. Однако гуманитарно-миссионерской роли с культуры никто не снимает, и даже в самых неблагоприятных для деятельности условиях организации культурно-досуговой сферы должны ей соответствовать, выполняя так называемый социальный заказ.
В силу растущего в последние годы спроса на культурно-досуговые услуги, высокого культурного потенциала, подкрепленных покупательской способностью населения, частный бизнес становится всё более активным субъектом культурно-досуговой деятельности. Появляются детские игровые центры, открываются танцевальные и фитнес-клубы, строятся торгово-развлекательные комплексы, проводятся тематические вечера и концерты; в организацию, функционирование и развитие этих бизнес-структур вкладываются деньги, порой несоизмеримые с уровнем бюджетного финансирования среднестатистического учреждения культуры.
Наряду с перечисленным наблюдается существенная неоднородность и разноуровневость развития российских регионов, различия в моделях взаимодействия между различными субъектами - культурно-досуговой сферы, экономики, органов управления и т.д. При этом развитие культурно-досуговой сферы, в большей части, находится в зоне ответственности регионов. Нельзя не отметить, что уровни этого развития на сегодня могут кардинально отличаться от региона к региону. В отдельных областях внедряются региональные целевые программы развития сферы культуры, в ряде регионов на развитие культурной сферы не хватает ни сил, ни средств, и говорить о какой-либо одноуровневости, одномодельности развития сферы культуры внутри всей страны мы не можем. При этом, принимая во внимание тенденцию сокращения расходной части федерального бюджета, не будет ошибочным предполагать, что сфера культуры продолжит испытывать недостаток финансирования.

Муниципальные учреждения культуры
Муниципальные учреждения культуры – одна из организационно–правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренная законодательством Российской Федерации, основной деятельностью которого является предоставление населению разнообразных услуг просветительного, социально- культурного, оздоровительного и развлекательного характера, создания условий для занятия любительским художественным творчеством.

Муниципальные учреждения культуры – это центр культурного обихода. Задача муниципального учреждения культуры - изменить взгляд общества на работу современного клуба, дома культуры, творческого объединения, разрушить стереотипы предоставляемых услуг населению и методов работы, которые долгие годы являлись визитной карточной любого учреждения культуры.

Муниципальные учреждения культуры, которые ведут практическую работу с населением, а именно клубы и клубные объединения, должны жить и выполнять свои функции. Иначе культурная сфера станет ничьей и в практику войдет (и уже входит) самозахват культурного пространства, привлекательного для жителей нашего города.

Учреждения культуры должны объединять свои усилия, соревнуясь в изобретательности, чтобы служить более широкой аудитории, предлагая ей разнообразные интересные проекты, которые могут выходить за рамки обыденных стандартов и привычных норм.

В настоящее время социально-культурная ситуация характеризуется утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельности современных культурно-досуговых центров.

Это вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска новых досуговых технологий, повышения квалификации и компетенции специалистов.


Основная задача учреждения культуры как социального института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности в организации разнообразных форм досуга и отдыха, в создании условий полной самореализации в сфере досуга, в удовлетворении культурных разноплановых потребностей людей.

Культурные потребности
Роль муниципальных учреждений культуры в формировании культурных потребностей, особенно у молодого поколения, должна возрасти.

Качество и уровень проявления культурных потребностей определяется способностью личности к самовыражению с помощью символов и в процессе общения.



Виды культурных потребностей:


  • Потребность в языковом выражении и общении;

  • Потребность в знаниях и расширении кругозора;

  • Эстетическая потребность в обыденной жизни;

  • Потребность в навыках культурной деятельности;

  • Эстетические (художественные) потребности;

  • Потребность в эстетическом и творческом самовыражении;

  • Потребность в эстетических переживаниях.


Функции учреждения культуры
Деятельность учреждения культуры должна решать, прежде всего, социальные проблемы, которые существуют в любом городе, предлагая новые модели поведения и образа жизни, предлагая программы решения социальных проблем, которые общество не может решать в других сферах жизнедеятельности (национальная нетерпимость, наркомания, детский алкоголизм, преступность и др.). Это не означает, что учреждения культуры должны заменить другие социальные институты, выполнять социальный заказ, но учреждения культуры могут предложить альтернативные, социально-значимые программы, которые будут вписываться в рамки деятельности этих заведений.

Деятельность учреждений культуры может быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей человека, отвлечь его от негативной стороны жизни и дать ему возможность найти себя. Одной из функций организационного объединения людей является возможность решения конкретных социально-культурных задач.


Учреждение культуры должно выполнять функции медиатора в этом процессе.
Практически каждое учреждение культуры ориентируется на массового потребителя его услуг. Вместе с тем работает над формированием постоянного контингента, создавая предпосылки для развития самоорганизации населения в сфере досуга и повышения досуговой квалификации его посетителей.

Задачи учреждения культуры
Сегодня главная задача учреждения культуры - обеспечение и оснащение учреждений культуры передовыми методиками и практиками, используемыми российскими и зарубежными специалистами.
Необходимо следующее:


  • повышение уровня профессионализма с учетом требований времени и поставленными задачами;

  • использование в профессиональной деятельности современных технологий, методик, приемов и способов реализации;

  • совершенствование профессиональных навыков в учебной работе руководителей творческих коллективов;

  • расширение ассортимента и улучшение качества предлагаемых услуг;

  • организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников учреждения культуры;

  • обучение технологиям использования современных способов анализа и мониторинга деятельности учреждения культуры;

  • поддержка научно-изыскательной, экспериментальной, инновационной деятельности;

  • организация перманентного процесса аттестации специалистов;

  • внедрение в практику работы основ тайм- менеджмента (time-monagement) – технологии организации времени и повышения эффективности его использования;

  • обучение технологиям менеджмента в сфере культуры;

  • обучение технологиям маркетинга, рекламы и PR;

  • обучение технологиям социокультурного проектирования.

Огромное значение для учреждения культуры имеет корпоративная культура. Ее влияние на результаты деятельности учреждения неоспоримо. Через корпоративную культуры могут транслироваться те ценности, на которых базируется жизнедеятельность любой организации:




  • определение корпоративных ценностей, представлений и позиций по вопросам социально-культурной деятельности;

  • сохранение и развитие традиции коллектива по формированию созидательной, творческой среды;

  • стимулирование процессов профессионального и творческого роста работников, внедрение передового опыта;

  • корпоративная социальная ответственность.



О роли менеджера
В сфере современного досуга важную роль играют его организаторы. Сегодня это не только государственные, муниципальные организации и объекты культуры (клубы, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки, парки), но и предоставляющие услуги культуры коммерческие структуры, творческие предприятия (новое направление – творческие кластеры), которые консолидируются вокруг крупных коммерческих центров и объектов, использующих их услуги при разработке культурных проектов.

Особенность социально-культурной деятельности заключается в том, что производителем товара (услуг) является как специалист культурно-досуговой деятельности, так и само население – участники клубного формирования, одновременно являющиеся потребителем и производителем товара (услуги).

Потребляя услуги по предоставлению условий для занятий народным творчеством, население производит в конечном результате услуги в виде концертных номеров, произведений декоративно-прикладного творчества и т.п. И задача специалиста (менеджера) социально-культурной деятельности заключается в управлении процессом производства и потребления культурно-досуговых услуг.

Задача специалиста (менеджера) не создавать произведения, а найти способы и методы вовлечения населения в культурный процесс, донесения до потребителя услуг культуры и создание условий для достижения наиболее максимального эффекта от услуги.

Менеджер культурного учреждения должен не только оказывать воздействие на развитие и укрепление культурных потребностей, но и создавать условия для уже имеющихся потребностей.

Менеджер культурного учреждения, в первую очередь, должен быть профессиональным, интересным собеседником, умеющим воздействовать на потенциального потребителя культурной услуги, заинтересовать и направить его интересы в правильное русло.

Менеджер культурного учреждения должен стать социально-культурным технологом, применяя познания в социологии, психологии, обладать педагогическими и художественными навыками, чтобы пробуждать и стимулировать развитие интеллектуального и эмоционального потенциала людей, направляя его в творческое русло.

Менеджер культурного учреждения как социально-культурный технолог должен:



  • раскрывать способности каждого человека в целях творческого самовыражения через искусство, науку, общественную деятельность;

  • развивать интерес к культуре и обеспечивать восприятие художественных, научных и других ценностей национальной культуры, а также культур других народов, созданных нынешним и предыдущими поколениями;

  • вырабатывать понимание у человека проблем современного общества и, стремление к активному творческому участию в общественной и культурной жизни города.

Для определения приоритетных задач Программы развития потребуется более детальное описание ситуации, складывающейся сегодня в сфере культуры Новгородской области и Великого Новгорода.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница