Программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014 2025 годы»




Скачать 315.05 Kb.
Дата09.05.2016
Размер315.05 Kb.
Предложения к Концепции Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014 – 2025 годы»

Федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014 – 2025 годы» (далее – Программа) разрабатывается в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 9 января 2013 г. № ДМ-П9-2пр.

В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, одной из центральных задач государственной политики в области экологического развития является восстановление нарушенных естественных экологических систем. Решение данной задачи предусматривает использование различных механизмов, в том числе, реализацию программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью, а также организацию работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности. Решение данной задачи является одним из условий достижения цели Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года по улучшению качества окружающей среды и экологических условий жизни человека.

Цель Программы: Восстановление нарушенных природных систем, ранее подвергшихся негативному антропогенному и техногенному воздействию

I. Основные проблемы, задачи и направления реализации Программы

В рамках Программы необходимо обеспечить решение следующих семи задач, по каждой из которых предусмотрено соответствующее направление работ.



1. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности добывающей и горно-обогатительной промышленности

Для регионов с развитой горнодобывающей промышленностью и обогатительными производствами наиболее характерными являются проблемы наличия хвостохранилищ, отходов обогатительного производства, терриконов, горных отвалов.

Такие объекты занимают большие площади. Особенностями данного типа ущерба является то, что переработанные горные породы имеют, как правило, мелкофракционный состав, в значительной степени подвержены ветровой эрозии и оказывают существенное воздействие на биоценоз ближайших территорий и экологическую ситуацию и здоровье населения близлежащих территорий и населенных пунктов. Вследствие происходящего вымывания мелкодисперсной фракции породы, а также отдельных химических соединений происходит системное загрязнение поверхностных водных объектов, зачастую являющихся источниками питьевого водоснабжения. Кроме того, такие объекты зачастую находятся в непосредственной близости от населенных пунктов, что еще более усугубляет экологическую ситуацию.

Реализация данного направления предусматривает ликвидацию прошлого экологического ущерба, накопленного в связи с добычей и обогащением твердых полезных ископаемых.

Примерами объектов такого прошлого экологического ущерба являются:


  1. хвостохранилище центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината (Хабаровский край), где загрязнение окружающей среды вызвано токсичными высокосульфидными отхо­дами обогащения (23,9 млн. тонн) на площади 65 га, фиксируется загрязнение водной среды бассейна р. Силинка в значительных концентрациях, превышающих нормы для воды водных объектов хозяйственно-питьевого назначения (до 112 ПДК), таких элементов, как бериллий, мышьяк, кадмий, алюминий, медь, цинк, литий, сурьма, свинец, таллий, ртуть, железо, марганец и др. Общая численность населения, постоянно находящегося в зоне влияния экологически неблагополучной территории, превышает 25 тыс. человек;

  2. территория хвостохранилища № 1 Абагурской обогатительно-агломерационной фабрики расположена в границах муниципального образования городского округа города Новокузнецк Кемеровской области, где годовое выпадение взвешенных веществ на подстилающую поверхность составляет 409 г/м2, что более чем в 200000 раз превышает фоновый показатель для лесостепной зоны (2 мг/м2). В радиусе 8 км вокруг фабрики отмечено загрязнение почв токсичными веществами, входящими в состав хвостов, в т.ч. железом в 3-3,5 раза выше фона. Заболеваемость всего населения, рассчитанная на 1000 человек, составляет 815,3 случаев в поселке Елань, испытывающем наибольшее влияние, против 670,4 случаев целом по городу Новокузнецк. Особенно высокая заболеваемость отмечается среди детского населения, которая составляет 1471,1 случая против 1206,0 случаев по городу.

  3. «Тырныаузский горнообогатительный комбинат» (Эльбрусский муниципальный район, Кабардино-Балкарская Республика), где в хвостохранилище накоплено 118 млн. м3 отходов, в том числе с содержанием металлов около 30 наименований.

  4. шахтные поля в городах Краснотурьинск, Алапаевск, Березовский, Североуральск, Полевской, Дегтярск, Кировград, Верхняя Пышма Свердловской области, выработанные до 1990 года и оказывающие негативное воздействие на социальную и экологическую ситуацию в этих населенных пунктах.

В рамках реализации данного направления будут востребованы технологии комплексной переработки горных отвалов, извлечения ценных компонентов из горных отвалов, хвостохранилищ, отходов горнодобывающей промышленности, а также технологии консервации таких объектов и экологической реабилитации территорий, занятых хвостохранилищами, и сопредельных территорий.

Реализация данного направления планируется Минприроды России совместно с субъектами Российской Федерации (на принципах софинансирования).



2. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями

Еще одним широко распространенным проявлением накопленного экологического ущерба являются большие площади загрязнения нефтью и нефтепродуктами, возникшие в результате функционирования нефтехимических предприятий или размещением складов нефтепродуктов.

Чтобы представить, насколько опасны эти фракции для жизни и здоровья людей, достаточно сказать, что в исследовательской биологии и научной медицине тяжелые ароматические углероды являются модельными веществами для вызывания онкологических заболеваний. Нормативы охраны труда запрещают открыто работать с ароматическими углеводородами не только беременным женщинам, но и женщинам детородного возраста. Проникая через дыхательные пути, они накапливаются в организме, вызывая генетические мутации и уродства у новорожденных.

В рамках данного направления будут реализованы мероприятия, связанные с мониторингом состояния скважин, разработкой технологий по очистке и экологической реабилитации нефтезагрязненных территорий, строительством полигонов по безопасной переработке токсичных, в т.ч. нефтесодержащих промышленных отходов, экологической реабилитации территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций (розливов нефти и нефтепродуктов) в течение последних десятилетий.

Примерами объектов такого прошлого экологического ущерба являются следующие.

В Ульяновской области объектом накопленного экологического ущерба является мазутохранилище ФГУП «ПО «Ульяновский машиностроительный завод». Мазутохранилище расположено непосредственно в черте города Ульяновск. На территории расположено 2 наземных, 4 подземных и 4 открытых резервуаров с остатками мазута. Герметичность ёмкостей нарушена. По всей территории имеется 9 мест разлива мазута. Мазутохранилище связано мазутопроводом с нефтеналивным причалом на Куйбышевском водохранилище. Имеющиеся подземные и наземные коммуникации для перекачки мазута находятся в разрушенном состоянии.

По предварительным расчётам на территории мазутохранилища общее количество отходов мазута составляет около 1300 тонн, в том числе в земляных ямах и траншеях. Объём загрязнённого грунта равен 5100 м3 или 7500 тонн. Общая площадь загрязненной территории составляет 4 га, в том числе 0,3 га за пределами территории мазутохранилища. Гидрохимические анализы показали загрязнение подземных вод по всему геологическому профилю от мазутохранилища до Куйбышевского водохранилища.

Все это создаёт угрозу заражения почвы нефтепродуктами и попадание мазута в грунтовые воды, использующиеся для водозабора, снабжающего более 40 тысяч жителей.

Для Ярославской области также характерна проблема, связанная с функционированием нефтеперерабатывающих производств. Начало проблемы «зеленого масла» положено в 1933 году с пуском в эксплуатацию Ярославского сажевого завода, находящегося в северной части г. Ярославля на правом берегу р. Волги в 100 м от уреза воды. Исследования показали, что в наибольшей степени загрязнены техногенные, аллювиальные и моренные отложения. Площадь их загрязнения составляет 6,14 км2, содержание нефтепродуктов составляет до 6,2 г/кг. Площадь загрязнённых моренных отложений составляет 0,4 км2, из них более 40 % приходится на донные выходы в русле р. Волга.

Общее количество загрязнённого грунта на промышленной площадке составляет около 6,6 млн. тонн. Совокупное количество нефтепродуктов в грунте превышает 16500 тонн. Содержание нефтепродуктов в грунте превышено в 20-150 раз. Грунт на территории промышленной площадки является токсичным и служит постоянным источником загрязнения подземных и поверхностных вод реки Волга, глубина залегания нефтепродуктов достигает 60 метров.

Еще одним известным примером накопленного экологического ущерба в Ярославской области является проблема загрязнения прудов-накопителей кислых гудронов ОАО «Славнефть - ЯНПЗ им. Менделеева (Русойл)». В связи с отсутствием эффективных способов утилизации или оперативной нейтрализации кислых гудронов они складируются в прудах-накопителях, расположенных в водоохраной зоне р. Волга на пойменной правобережной террасе р. Печегда (которая через 800 м впадает в р. Волга) между руслом реки и подножием крутых бортов долины (нижние пруды), а также на возвышенности с южной стороны завода (верхние пруды). Суммарная площадь прудов-накопителей составляет около 17 га, а площадь водосбора - 45 га. Два нижних пруда расположены в водоохраной зоне р. Печегда. Их объёмом составляет 700 тыс. м3, площадь зеркала - 8,6 га. Общий объем 15 верхних прудов - карт, представляющих собой открытые земляные ёмкости с антифильтрующим экраном, составляет 10 тыс. м3 общей площадью зеркала около 8 га.

Наибольшая потенциальная опасность связана с угрозой загрязнения водного бассейна из-за фильтрации кислого гудрона в подземные воды, разрушения берега р. Волга и возможного переливания кислого гудрона через верх дамбы нижних прудов в р. Печегда и далее в р. Волга, которая является основным источником питьевого водоснабжения не только г. Ярославль и населенных пунктов области, но и других крупных городов Верхневолжского региона (Кострома, Кинешма, Нижний Новгород), расположенных ниже по течению, которые в большинстве своем не имеют резервных источников водоснабжения. По прогнозам государственного научно-производственного предприятия «Кадастр» экономический ущерб при переливе только одного из нижних прудов в объеме ливня интенсивностью 20 мм может составить от 85 до 340 млн. руб. (в ценах 1997 года).

«Соколовские нефтяные ямы» располагаются на
территории Приволжского района Астраханской области и представляют собой земляные ямы, организованные купцом Соколовым в начале 20 века для хранения нефтепродуктов. Бывший собственник - «Астраханьнефтепродукт».

В настоящее время ориентировочная площадь загрязнения составляет около 5 га. На месте других ям на площади 0,9 га на глубине до 1 метра остался затвердевший грунт, загрязненный нефтепродуктами. Нефтяной пласт начинается на расстоянии 0,4 м от стрелки рек Волга и Кизань и распространяется по обрыву в срезе берега на расстояние 150 м. Основные загрязняющие вещества - углеводороды нефти и нефтепродуктов, сероводород, меркаптаны. Количество загрязняющих веществ в пределах данной территории характеризуется как очень высокое.

Загрязнению подвергается почва водоохранных зон рек Волга и Кизань на глубину 3-5 метров. В результате просачивания и прямого вытекания нефтепродуктов в воду рек Волга и Кизань, впадающих в Каспийское море, пораженными опасными веществами оказываются места обитания и произрастания множества редких животных, птиц, рыб и растений. Не исключается возможность попадания нефтепродуктов в объекты водоснабжения населения небольших населенных пунктов. Согласно данным МЧС России по Астраханской области существуют предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации. Численность населения проживающего в пределах влияния данного объекта составляет более 3 тыс. человек.

Реализация данного направления планируется МЧС России, Минприроды России совместно с субъектами Российской Федерации (на принципах софинансирования).



3. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба обрабатывающей (прежде всего, химической) промышленности

Еще одним из широко распространенных типов накопленного экологического ущерба являются загрязненные земли промышленных площадок и сопредельные территории действовавших в прошлом химических, металлургических, деревоперерабатывающих и других производств. В целом для данного вида ущерба характерно наличие в высокой степени загрязненных земель и (или) поверхностных водных объектов с широким спектром химических веществ с большими превышениями ПДК.

Специфика химических загрязнений зависит от производственных процессов. Это, в первую очередь, тяжелые металлы, органические вещества. Кроме того, сами производственные мощности тоже могут являться источниками негативного воздействия на окружающую среду. Многие здания и сооружения брошены, находятся в аварийном или разрушенном состоянии.

Из наиболее значимых объектов прошлого экологического ущерба можно выделить те, которые находятся в критическом состоянии, характеризующимся острой экологической ситуацией и высокой угрозой здоровью населения:



  1. Акташское горно-металлургическое предприятие в Республике Алтай расположено на землях Акташского сельского поселения в Улаганском районе, где промышленная зона предприятия превращена в полигон для размещения ртутьсодержащих отходов. Выявлены несанкционированные захоронения 900 тонн отходов, завезенных на утилизацию в период 1997 - 2002 годов;

  2. ОАО Скопинский металлургический комбинат «Металлург» создано на базе Скопинского гидрометаллургического завода в г. Скопин Рязанской области. С 1957 года на предприятии проводилась переработка редкоземельных металлов гидрометаллургическим способом. В результате прошлой производственной деятельности предприятия в районе его расположения сложилась кризисная экологическая ситуация, обусловленная экстремально высоким загрязнением почв и грунтов, поверхностных и подземных вод соединениями тяжелых металлов и мышьяком. Переработка промышленных продуктов и промышленных отходов с повышенным содержанием естественных радионуклидов, осуществляемая с нарушениями норм безопасности, сопровождалась ухудшением радиационной обстановки на промышленной площадке и прилегающей территории. Общая масса накопленных на территории предприятия отходов составляет порядка 303 тыс. тонн, в том числе отходов 3 класса опасности - 106 тыс. тонн, выявлены радиоактивные отходы в объеме 337 м3. Общая численность населения, постоянно находящегося в зоне влияния экологически неблагополучной территории составляет более 50 тыс. человек.

  3. На территории городского округа «город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края расположен шламонакопитель бывшего Комсомольского сернокислотного завода. В результате разрушения дамбы шламонакопителя произошло загрязнение земель шламом борогипса (площадь шламонакопителя составляет 19,6 гектаров), а также загрязнение ближайших водных объектов р. Черная и р. Силинка и подземных вод дренирующими борсодержащими соединениями в концентрациях, превышающими ПДК от 2 до 3000 раз.

  4. Территория ОАО «Беловский цинковый завод» расположена в границах муниципального образования городской округ город Белово Кемеровской области. Объём отходов хвостохранилища составляет около 1 млн. тонн. Отходы хвостохранилища представлены клинкером, получаемом на заводе. Результаты испытаний образцов клинкера, проведённых в марте 2009 года, показали превышение норм ПДК по кадмию, меди, цинку, свинцу, хрому, марганцу, мышьяку, сурьме, сере в десятки и сотни раз.

  5. Государственное предприятие «Амурский целлюлозно-картонный комбинат» в Хабаровском крае специализировалось на производстве сульфитной и сульфатной целлюлозы, картона с 1967 по 1997 гг. На территории предприятия действуют факторы прямого химического действия – токсичное действие опасных химических веществ (ртутьсодержащие, хромсодержащие вещества) и факторы побочного действия – изменение химического состава почвы и атмосферного воздуха, воздействие загрязненного поверхностного водного стока с территории предприятия на реку Амур. Общая численность населения, постоянно находящегося в зоне влияния экологически неблагополучной территории составляет 135 тыс. человек.

  6. В Тамбовской области источниками загрязнения окружающей среды являются отвалы фосфогипса, пиритного огарка, строительные отходы бывшего Уваровского химического завода по производству минеральных удобрений. Территорию в 67 га, занимают отвалы фосфогипса бывшего химического завода. Накоплены отвалы пиритного огарка и фосфогипса в количестве 16830 тыс. тонн. Под влиянием атмосферных осадков и климатических условий в накопленных огарках происходят изменения химического и фазового составов минеральных составляющих и образование растворимых в водных средах соединений многих тяжелых, в том числе и высокотоксичных, металлов. Накопленные пиритные огарки создают реальную угрозу загрязнения водной и воздушной среды. При этом они могут являться ценным источником получения черных, цветных, благородных и редких металлов.

  7. В Свердловской области (г. Первоуральск) функционировало химическое производственное объединение «Хромпик». На территории шламонкопителей, составляющей 44,8 га, накоплено 6,8 млн. тонн ­ шлама монохромататного производства. Наибольшую угрозу представляют соединения хрома шестивалентного, которые посредством подземной фильтрации поступают в водные объекты р. Пахотка, р. Талица, р. Чусовая (бассейн р. Волги).

В рамках данного направления предусматривается разработка и апробация технологий ликвидации накопленного экологического ущерба по типам накопленных загрязнений, а также реализация практических проектов по ликвидации накопленного ущерба и экологической реабилитации территорий, подверженных негативному воздействию.

В реализации направления примут участие Минпромторг России (разработка технологий, ликвидация накопленного экологического ущерба на объектах оборонно-промышленного комплекса), Минприроды России совместно с субъектами Российской Федерации.



4. Ликвидация просроченных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, иных стойких органических загрязнений

Для аграрных регионов южной, центральной черноземной зоны и средней полосы России проблема накопленного ущерба связана с наличием мест размещения пришедших в негодность или запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, накопившихся в период широкомасштабной химизации сельского хозяйства, которые в настоящее время являющиеся бесхозяйными.

Как правило, они хранятся на складах, находящихся в ветхом или полуразрушенном, аварийном состоянии, а нередко под открытым небом. Токсичные вещества, многие из которых характеризуются высокой химической устойчивостью и способностью к биоаккумуляции, с дождевыми и талыми водами создают возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением почв, водных объектов и сельскохозяйственной продукции.

Суммарно на территории Российской Федерации накоплено порядка 30 тыс. тонн запрещенных и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, при этом проблема безопасного хранения и утилизации пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов не решается на протяжении многих лет. Так на территории Лебедянского района Липецкой области размещен полигон захоронения ядохимикатов «Большие Избищи», где в период с 1974 по 1991 г.г. было захоронено 1402,2 тонн ядохимикатов (из них 380 тонн дустов, ДДТ и ГХЦГ (всего 75 наименований). В траншеях глубиной 2 - 4 м из суглинков для ядов и ртутьсодержащих отходов имеется специальный бетонированный бункер. Кроме того, в районе на территории не существующих в настоящее время хозяйствующих субъектов расположены склады ядохимикатов с объемом отходов около 2,5 тонн. В других районах области обмечено более 30 складов ядохимикатов объемом накопления более 4 тыс. тонн.

В 15 районах области Псковской области находится 168 складов и помещений с устаревшими ядохимикатами, в которых размещено более 300 тонн устаревших пестицидов. Аналогичная проблема отмечается в Калужской, Курганской области, Краснодарском крае, Чувашской Республике Тыва и других субъектах Российской Федерации.

Наличие такого значительного количества отходов пестицидов и агрохимикатов и, особенно, присутствие в их общем количестве более 40 % отходов пестицидов и агрохимикатов первого класса опасности несет реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде.

В реализации направления примет участие Минприроды России совместно с субъектами Российской Федерации.

5. Рекультивация и экологическая реабилитация территорий крупнейших полигонов твердых бытовых отходов, создание условий для безопасного захоронения отходов в рамках реализации проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба

Например, на территории Республики Татарстан в г. Казань расположена Самосыровская свалка ТБО. Отходы накапливались с 1960 г. и к настоящему времени их объем составляет около 46 млн. м3. Свалка не имеет противофильтрационного экрана, системы сбора и очистки дренажных вод, ежегодно на теле свалки возникают очаги возгорания, в связи с чес она является источником значительного негативного воздействия на окружающую среду.

Реализация направления обеспечит рекультивацию и экологическую реабилитацию территорий, на которых расположены крупнейшие полигоны твердых бытовых отходов (емкостью более 15 млн. тонн), требующие рекультивации и экологической реабилитации и представляющие значительные экологические риски для крупных городов.

Кроме того, в рамках данного направления будет обеспечено создание необходимых мощностей по утилизации накопленных отходов и/или их безопасному захоронению.

В реализации данного направления предлагается участие Минприроды России (полигон ТБО «Игумново»), Минрегиона России совместно с администрациями субъектов Российской Федерации.

6. Ликвидация накопленного экологического ущерба в связи с прошлой хозяйственной деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации

Особый подход необходим к решению проблем восстановления экологической системы Арктики с учетом экстремальных природных условий и высокой уязвимости арктической природной среды. В результате свертывания хозяйственной и иной деятельности в Арктике остались объекты, на которых расположены свалки пустых бочек, склады горюче-смазочных материалов. Здесь происходит постоянный разлив нефтепродуктов в результате развивающейся коррозии бочкотары с одновременным попаданием нефтепродуктов в открытое море. Уровень загрязнения почв отдельных арктических островов достигает 100-200 ПДК, а среднее суммарное содержание полициклических ароматических углеводородов (масел, технических жидкостей и т.п.) в 2-8 раз превышает значение допустимых концентраций.

В результате сокращения флотов в прибрежной зоне образовалось большое количество брошенных затопленных морских транспортных средств, являющихся объектами повышенной экологической опасности, постоянными загрязнителями окружающей среды Арктики. Например, в настоящее время в Кольском заливе насчитывается порядка 200 брошенных судов. Из них 5 представляют серьезную навигационную опасность. Кроме того, по результатам мониторинга загрязнения морской среды в районах свалок судов выявлено содержание загрязняющих веществ (тяжелых металлов, полихлорбифенилов и нефтяных углеводородов) в илах и водах Кольского залива в десятки-сотни раз превышающее содержание данных веществ на участках Кольского залива.

Отдельную проблему представляют использовавшиеся в навигационном оборудовании радиоизотопные термоэлектрические генераторы с истекшим сроком эксплуатации. Инвентаризация и замена радиоизотопных термоэлектрических генераторов частично проведена в западном секторе Арктической зоны, необходимо продолжить ее на территории всей Арктической зоны Российской Федерации.

Наиболее опасными видами загрязнения земель на территориях российской части Арктики являются загрязнения нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами, стойкими органическими соединениями, твердыми отходами и радиоактивными изотопами.

В рамках данного направления предусматривается проведение работ по очистке арктических (в т.ч. островных) территорий от последствий военной и иной деятельности (в том числе сбор и вывоз бочек ГСМ, сбор и утилизация РИТЭГов), а также по снижению рисков радиоактивного загрязнения (утилизация подводных лодок).

В реализации направления предполагается участие Минприроды России и ГК «Росатом», а также администраций субъектов РФ.

7. Санация мест бывших объектов по хранению химического оружия

Еще одним из видов накопленного экологического ущерба является наличие полигонов по уничтожению химического оружия. Несмотря на то, что полигоны по уничтожению химического оружия локализованы достаточно точечно на территории Российской Федерации и их количество незначительно, данные объекты имеют высокую степень опасности для окружающей среды.

Наиболее известный полигон по уничтожению химического оружия расположен в Пензенской области. Полигон расположен на территории Засурско-Леонидовского участкового лесничества, 10 км юго-восточнее г. Пензы, 4 км северо-западнее п.Леонидовка. На данной территории имеется
сильное загрязнение почв и грунтов продуктами деструкции отравляющих веществ. Содержание люизита в верхнем слое грунта составляет более 10 ПДК, мышьяка - до 159 ПДК, соединений диоксинового ряда - до 378 мг/кг. В грунтах на глубине до 5 м содержание мышьяка достигает 2913 ПДК. Площадь, сильно загрязненной территории составляет до 3000 м2. Общая площадь, где обнаруживаются превышения ПДК по продуктам деструкции отравляющих веществ достигает 15 га. Рассматриваемый объект оказывает воздействие на прилегающие лесные территории. Наличие превышения ПДК по мышьяку в грибах и растительности исключает здесь возможность использования этих лесных ресурсов. Расположение объекта в 5 км от Пензенского водохранилища представляет собой потенциальную опасность влияния загрязненной территории на качество воды Пензенского водохранилища.

Еще одним примером накопленного экологического ущерба в результате военной деятельности может служить озеро Моховое в Пензенской области. В грунтовой воде по направлению стока обнаружены превышения по концентрации общего фосфора до 17,6 ПДК, фосфатов - до 18,5 ПДК. В почве прибрежной зоны превышения по люизиту составили более 3 ПДК, по мышьяку от 3,5 до 11 ПДК.

В рамках реализации данного направления предполагается выполнение мероприятий по разработке проектной документации и санации мест бывших объектов по хранению химического оружия.

Реализация направления будет осуществляться Минприроды России и Минпромторгом России.



II. Государственные заказчики Программы

В качестве государственных заказчиков Программы предлагаются Минприроды России, Минпромторг России, Минрегион России, МЧС России и ГК «Росатом».

В рамках Программы целесообразно участие:

ГК «Внешэкономбанк» - в финансировании коммерчески окупаемых проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба;

ГК «Ростехнологии» - в поддержке разработки и апробации технологий ликвидации загрязнений, утилизации накопленных отходов;

институтов Российской академии наук, профильных технологических платформ, общественных организаций – в проведении прикладных научных исследований, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба, разработке новых методов и технологий экологической реабилитации территорий, в том числе с использованием биотехнологий и технологий, основанных на принципе биоремедиации, создании банка рекомендуемых технологий, проведении мониторинга реализации Программы.



III. Индикаторы реализации Программы

В рамках Программы предполагается использование следующих индикаторов:



Индикаторы уровня Программы

  • Численность населения, проживающего в зоне негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба (млн. чел.);

  • Доля площади рекультивированных и экологически реабилитированных земель, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба (%);

  • Доля ликвидированных «горячих» экологических точек, по которым выявлен риск попадания загрязнения в подземные и поверхностные водные объекты, являющиеся источниками для водозабора, или возникновения чрезвычайных ситуаций, в общем количестве таких «горячих» экологических точек (%).

Индикаторы, характеризующие проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба

1. Численность населения, проживающего в зоне негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба (тыс. чел.)

2. Площадь земель, нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности (тыс. га)

3. Площадь рекультивированных земель из числа земель, нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности (тыс. га)

4. Площадь земель, вовлеченных в хозяйственный оборот после ликвидации прошлого экологического ущерба (тыс. га)

5. Объем отходов, образованных вследствие демонтажа загрязненных зданий и сооружений, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду всего, в том числе:

обезвреженных;

направленных на захоронение

6. Количество созданных (дополнительно оборудованных) объектов экологически безопасного размещения отходов I-IV классов опасности, предназначенных для захоронения отходов, образующихся при ликвидации прошлого экологического ущерба

7. Мощность созданных (дополнительно оборудованных) объектов экологически безопасного размещения отходов I-IV классов опасности, предназначенных для захоронения отходов, образующихся при ликвидации прошлого экологического ущерба

8. Объем накопленных загрязнений (на объектах прошлого экологического ущерба), всего и по классам опасности.

IV. Результаты и объемы финансового обеспечения по вариантам реализации Программы

В рамках подготовки Концепции проанализирован инерционный вариант решения проблемы накопленного экологического ущерба (в случае если настоящая Программа не будет принята) в рамках базового варианта реализации государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы, а также проработаны два варианта реализации Программы – оптимальный и оптимистичный (Таблица 1).

Таблица 1 – Варианты решения проблемы ликвидации накопленного экологического ущерба

Вариант

Результаты

Расходы (млрд. руб.)

всего

федеральный бюджет

Инерционный вариант

(без ФЦП)



Ликвидация 12-15 «горячих» экологических точек, в основном, в пределах Байкальской природной территории, на отдельных территориях Арктики, в Нижегородской области.

По остальным объектам проблемы будут отложены на 8 лет

27,0

22,3

Оптимальный вариант реализации ФЦП

- Создание и апробация новых технологий ликвидации накопленного экологического ущерба, в т.ч. основанных на принципах биоремедиации

- Ликвидация не менее 50 приоритетных «горячих» экологических точек:

2014-2016 – реализация 5 начатых проектов и 3 дополнительных

2017 – 2020 – реализация 12 – 20 проектов по ликвидации накопленного ущерба и создание мощностей для безопасного размещения накопленных отходов

2021 – 2025 – реализация 30 – 40 первоочередных проектов по ликвидации накопленного ущерба


130 – 180

100 - 130

Оптимистич-ный вариант реализации ФЦП

- Создание и апробация новых технологий ликвидации накопленного экологического ущерба, в т.ч. основанных на принципах биоремедиации

- Ликвидация не менее 75 приоритетных «горячих» экологических точек:

2014-2016 – реализация 5 начатых проектов и 5 дополнительных

2017 – 2020 – реализация 30 - 35 проектов по ликвидации накопленного ущерба, создание мощностей для безопасного размещения накопленных отходов, рекультивация всех крупных полигонов ТБО

2021 – 2025 – реализация 35 – 40 первоочередных проектов по ликвидации накопленного ущерба


230 - 300

160 - 230

Реализация инерционного сценария позволит ликвидировать лишь 12 - 15 «горячих» экологических точек в течение предстоящих восьми лет, в то время как даже предварительный перечень таких объектов в Российской Федерации превышает 100. Предусмотренные в рамках инерционного сценария проекты сконцентрированы в отдельных регионах (Байкальская природная территория, Арктическая зона Российской Федерации, Нижегородская область), тогда, как география распространения объектов прошлого экологического ущерба существенно шире. Сохранение таких темпов решения данной проблемы потребует 80 – 100 лет только для ликвидации первоочередных объектов, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду.

Реализация оптимального варианта Программы предусматривает поэтапное расширение спектра проектов в сфере ликвидации накопленного экологического ущерба, что позволит учитывать и оптимально использовать разрабатываемые методы и технологии по ликвидации накопленного экологического ущерба (в том числе технологии биоремедиации), а также тиражировать накопленный опыт при реализации последующих проектов.

Реализация оптимистичного варианта Программы предполагает более широкий охват объектов накопленного экологического ущерба Программы и перенос реализации части проектов III этапа на II этап. Данный вариант обеспечит более высокие показатели предотвращенного экологического ущерба, однако потребует выделения значительно большего объема финансовых ресурсов.

V. Сроки и этапы реализации Программы (оптимальный вариант)

Общий срок реализации Программы – 2014 – 2025 годы.

С учетом масштаба и сложности проблемы накопленного экологического ущерба предлагается выделить три основных этапа.

Этап 1: Оценка масштабов накопленного экологического ущерба (2014 – 2016 годы)

На данном этапе предполагается:



  1. проведение инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба и оценка экологических рисков, связанных с данными объектами;

  2. разработка и апробация технологий очистки загрязнений и реабилитации территорий (в том числе на базе региональных полигонов по переработке нефтесодержащих отходов);

  3. отбор и утверждение проектов для реализации на II этапе реализации ФЦП;

  4. разработка проектно-сметной документации для реализации проектов на II этапе реализации ФЦП;

  5. разработка проектно-сметной документации для создания необходимых мощностей по утилизации и/или экологически безопасному захоронению накопленных загрязнений;

  6. ликвидация прошлого экологического ущерба по отдельным направлениям Программы на:

    1. объектах, по которым разработана проектно-сметная документация и начаты работы в рамках текущего бюджетного финансирования (очистка островов Земли Франца-Иосифа, ликвидация полигона твердых бытовых отходов "Игумново", ликвидация полигона глубинного захоронения в недрах промышленных сточных вод и неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра", ликвидация шламонакопителя "Белое море" в Нижегородской области, рекультивация территорий бывшего ОАО "Средневолжский завод химикатов" (г. Чапаевск));

    2. приоритетных объектах, заявленных субъектами Российской Федерации по которым подготовлена проектно-сметная документация.

Этап II. Оценка результатов реализации первоочередных проектов, создание условий для тиражирования опробованных технологий (2016 – 2020 годы)

В рамках этапа II с учетом результатов инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба и первого опыта реализации первоочередных проектов будут:



  1. продолжены работы по разработке, совершенствованию и апробации технологий ликвидации накопленного экологического ущерба (в том числе с использованием биотехнологий);

  2. сформирована база данных технологий, рекомендуемых к использованию для ликвидации различных типов загрязнений и экологической реабилитации территорий (с учетом климатических зон, иных характеристик территорий, на которых расположены объекты накопленного экологического ущерба);

  3. реализованы приоритетные проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба по всем направлениям Программы;

  4. созданы условия для утилизации либо экологически безопасного захоронения загрязнений при реализации проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба (на основе строительства (модернизации) полигонов промышленных отходов и/или ТБО);

  5. отобраны приоритетные проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба на III этапе с учетом установленных критериев, отражающих экологические риски для населения и окружающей среды;

  6. разработана проектно-сметная документация по проектам по ликвидации накопленного экологического ущерба, отобранным для реализации на III этапе.

Этап III. Широкомасштабная ликвидация накопленного экологического ущерба на основе разработанных и апробированных технологий (2021 – 2025 годы)

В рамках данного этапа будет проведена ликвидация накопленного экологического ущерба на всех объектах, отобранных в рамках этапа II, и внедрение разработанных технологий по всем направлениям Программы.



V. Основные критерии предлагаемых для отбора и реализации проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба для финансирования в рамках Программы

1. Численность населения, подверженного негативному воздействию объекта накопленного экологического ущерба

Наличие в границах селитебных территорий значительного объема накопленного загрязнения приводит к росту уровня заболеваемости, образования патологии и снижению показателя ожидаемой продолжительности жизни.

Критерий характеризует количество жителей, подверженных негативному воздействию объекта прошлого экологического в черте населенных пунктов, на которых расположены такие объекты.

2. Объем и состав накопленных загрязнений

Критерий учитывает класс опасности веществ в составе загрязнений.



3. Масштаб негативного воздействия (площадь территории, подверженной негативному воздействию)

Оценка площадей территорий, квалифицируемых как территории, подвергнутые «экологическому ущербу», в га.

Данные территории могут располагаться как в черте населенных пунктов, так и за их пределами.

4. Расположение объекта на территории с высокой степенью антропогенной нагрузки)

Критерий учитывает фоновое загрязнение окружающей среды (зафиксировано превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, почве, поверхностных и подземных водных объектах)

Оценивается суммарное загрязнение территории.

5. Наличие специфических экологических рисков

Критерий учитывает интенсивность негативного воздействия объекта на компоненты окружающей среды, способность загрязняющих веществ к миграции в иные компоненты природной среды и к накоплению в трофических цепях.

Данный критерий также учитывает риски, связанные с загрязнением водных объектов, являющихся источниками водозабора, риски возникновения чрезвычайных ситуаций.

6. Наличие на данной или сопредельных территориях ООПТ (федерального/регионального уровней)

7. Возможность по обезвреживанию, экологически безопасному захоронению и/или использованию

Критерий характеризует степень встречаемости типов загрязнений на территории Российской Федерации (например: очистка почв и донных отложений, загрязненных конкретными химическими веществами, такими как ртуть, свинец и т.д.), или возможность выработки типовой технологий утилизации/переработки отходов (например: переработка отвалов фосфо- и боро- гипса, лигнина, обезвреживание агрохимикатов).



8. Наличие международных обязательств по устранению/ ограничению негативного воздействия

Необходимо учитывать международные обязательства Российской Федерации, вытекающие из ряда международных конвенций, в частности, Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция), которая предписывает экологически обоснованное использование стойких органических загрязнителей и обязывает обеспечить наличие соответствующих объектов по удалению опасных отходов в пределах страны, с целью защиты здоровья человека и окружающей среды от возможного отрицательного воздействия таких отходов.

Также данный критерий учитывает необходимость обеспечения экологической безопасности на территориях, на которых планируется проведение крупных международных мероприятий.

При отборе проектов каждый из вышеназванных критериев предлагается ранжировать показатели от 0 до 5 (за исключением критериев 6,7,8 для которых будет иная классификация).

Общая характеристика рассматриваемых загрязненных территорий или объектов будет складываться из суммы удельного веса каждого критерия.

VI. Принципы реализации Программы

Реализация Программы основана на следующих основных принципах:



  1. использование проектных подходов к подготовке, реализации, мониторингу и оценке хода выполнения Программы;

  2. ранжирование проектов по уровню экологических рисков;

  3. применение наилучших доступных технологий для ликвидации накопленного экологического ущерба и экологической реабилитации территорий, использование потенциала профильных технологических платформ;

  4. реализация комплексного подхода, обеспечивающего возможность дальнейшего использования территорий, максимального восстановления нарушенных экосистем;

  5. использование экологически безопасных технологий при ликвидации ущерба, транспортировке отходов, их обезвреживании, утилизации или захоронении;

  6. бюджетная эффективность, основанная на ранжировании уровня федерального участия в реализации проектов различных типов и использовании механизмов частно-государственного партнерства,

  7. совместная реализация проектов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе софинансирования;

  8. открытость хода реализации Программы, привлечение общественных организаций к мониторингу и оценке достигнутых результатов.

VII. Механизмы реализации Программы

Механизмы реализации мероприятий Программы учитывают специфику отдельных проектов накопленного экологического ущерба и основаны на сочетании достижения максимального положительного экологического эффекта и обеспечения эффективности бюджетных расходов.

В рамках Программы предусматривается использование следующих механизмов финансирования:


  1. софинансирование процентных ставок по кредитам (для окупаемых проектов) и/или организация поддержки реализации окупаемых и частично окупаемых проектов с привлечением ГК «Внешэкономбанк»;

  2. субсидии субъектам Российской Федерации (для реализации проектов);

  3. прямое бюджетное финансирование (проведение НИОКР, взносы в уставный капитал).

Особенность проблемы накопленного экологического ущерба связана с отсутствием собственника накопленных отходов и, в большинстве случаев, отсутствием экономически эффективных (окупаемых) технологий утилизации накопленных загрязнений. В этой связи по ряду направлений реализации Программы возможен низкий уровень внебюджетного софинансирования мероприятий.

Механизмы государственно-частного партнерства при реализации Программы будут использованы в части:



  1. разработки (совершенствования) технологий по ликвидации накопленных загрязнений – на основе координации с профильными технологическими платформами, сотрудничества с ГК «Ростехнологии» и софинансирования разработок;

  2. коммерчески окупаемых (в течение 5 лет) проектов по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба, в рамках которых возможно извлечение ценных компонентов из состава накопленных отходов – на основе использования механизмов субсидирования процентных ставок;

  3. проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба - на основе софинансирования проектов;

  4. проектов по созданию новых мощностей по утилизации и/или экологически безопасному захоронению накопленных отходов – на основе софинансирования проектов.

Объемы софинансирования реализации мероприятий из бюджетов субъектов Российской Федерации будут определены исходя из заданных Программой средних уровней софинансирования (зависят от специфики конкретного объекта) и уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.

Предлагается исходить из следующих принципов при определении доли федерального бюджета в финансировании проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба:



  1. проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба в сфере горнодобывающей и горнообогатительной промышленности:

    1. проекты, в рамках которых возможна комплексная утилизация накопленных отходов, в том числе извлечение ценных компонентов (коммерчески окупаемые в течение 5 лет) – реализуются с использованием механизмов субсидирования процентных ставок;

    2. проекты, в рамках которых возможна частичная утилизация накопленных отходов, в том числе извлечение ценных компонентов (не полностью окупаемые) – реализуются на основе среднего уровня софинансирования из средств федерального бюджета в размере 50%;

  2. проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями:

    1. проекты, в рамках которых возможно извлечение и дальнейшее использование нефти и нефтепродуктов (коммерчески окупаемые в течение 5 лет) – реализуются с использованием механизмов субсидирования процентных ставок;

    2. проекты, не являющиеся коммерчески окупаемыми - реализуются на основе среднего уровня софинансирования из средств федерального бюджета в размере 50%;

    3. проекты, связанные с ликвидацией объектов накопленного экологического ущерба, возникшего вследствие прошлой военной деятельности – полностью финансируются из средств федерального бюджета;

  3. проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба от деятельности предприятий обрабатывающей промышленности:

    1. проекты, реализуемые на объектах оборонно-промышленного комплекса - полностью финансируются из средств федерального бюджета;

    2. иные проекты - реализуются на основе среднего уровня софинансирования из средств федерального бюджета в размере 60%;

  4. проекты по ликвидации просроченных пестицидов и агрохимикатов, иных стойких органических загрязнений реализуются на основе среднего уровня софинансирования из средств федерального бюджета в размере 60%;

  5. проекты по рекультивации и экологической реабилитации территорий крупнейших полигонов твердых бытовых отходов; созданию условий для безопасного захоронения отходов в рамках реализации проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба реализуются на основе среднего уровня софинансирования из средств федерального бюджета в размере 50%;

  6. проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктической зоне Российской Федерации реализуются:

    1. на федеральных объектах (в т.ч. на объектах прошлой военной деятельности) – полностью за счет средств федерального бюджета;

    2. на иных объектах – в соответствии с отраслевой принадлежностью проекта.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница