Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов «экология жилища»




Скачать 107.72 Kb.
Дата05.05.2016
Размер107.72 Kb.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Программа

курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся

9 классов



«ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА»

(12 часов)




Автор-составитель:

Груздева Наталья Владимировна к.п.н., доцент


2005




Пояснительная записка


Элективный курс «Экология жилища» разработан для образовательной области «Естествознание», которая призвана расширить знания учащихся об основных законах развития природы и правилах оптимального взаимодействия человека и природы ( с позиций Концепции коэволюции природы и общества, образования для устойчивого развития природы и общества).

Данный курс рассчитан на учащихся девятых классов и может стать компонентом предпрофильной подготовки школьников в качестве предметно-ориентирующего (пробного) или общеразвивающего курса в зависимости от запросов учащихся и глубины изучения материала.



Цель курса как общеразвивающего компонента учебного плана: побудить учащихся к заботе о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, расширив представления учащихся об экологии жилища.

Цель курса как предметно-ориентирующего компонента учебного плана: расширить знания учащихся об экологических факторах, влияющих на здоровье населения в городе, выработать рекомендации по осуществлению здорового образа жизни всех членов семьи и экономии природных ресурсов.

Задачи курса:



  • Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище;

  • Выработать рекомендации по здоровому образу жизни в своем доме, квартире;

  • Выработать навыки экологически сообразного поведения учащихся в своем жилище;

  • Побудить учащихся к экологическому просвещению населения (в лице своих родных, близких, соседей, одноклассников);

  • Развивать умения учащихся по исследовательской деятельности, выполнению мини-проектов.

Таким образом, в процессе предпрофильной подготовки учащиеся смогут расширить и углубить свои знания по биологии (Раздел «Человек и его здоровье»), физике и химии (влияние различных видов электромагнитного излучения и разных химических соединений на человека), увидеть взаимосвязи в решении экологических и экономических проблем. Программа может помочь в выборе профиля дальнейшего обучения тем школьникам, которые ориентированы на специальности экологов, медиков, дизайнеров, строителей и др.

Подобных программ для школьников нам не известно.

Программа может быть реализована в течение 12 – 16 часов в зависимости от глубины и объема решения тех или иных задач курса и от уровня интереса учащихся, социальных запросов (семьи, близких, родственников), уровня материального оснащения кабинета (см. учебно-тематический план прграммы)

Основные идеи курса:



  • показать учащимся глубину связей человека с окружающей средой,

  • ведение здорового образа жизни как право и обязанность гражданина,

  • Коэволюции природы и общества.



Методика проведения занятий должна соответствовать требованиям к предпрофильному обучению: проблемное обучение, исследовательские проекты, мини-проекты, ролевые и имитационные игры, экскурсии; лекторий и др. Примеры желательно приводить на материале городских квартир Санкт-Петербурга или других крупных городов ( для сопоставления с родных городом). Обеспечение наглядностью строго индивидуально, но желательно использовать фрагменты отечественных и зарубежных художественных фильмов для сопоставления образа жизни и устройства квартир.

Образовательные результаты элективного курса фиксируются в портфолио ученика в форме отзывов педагогов или общественности о результатах выступлений участников курса перед населением, по результатам исследовательских мини-проектов, в форме отзыва самих участников элективного курса о собственном продвижении в процессе занятий. Оценки в балльной системе выставлять не рекомендуется.

Прогнозируемые результаты обучения:

  • Ориентировать учащихся на освоение минимального объема экологических знаний о факторах окружающей среды ( абиотические, биотические, антропогенные); химические, физические, биологические и др.;

  • Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище;

  • Выработка рекомендаций самими школьниками по здоровому образу жизни в своем доме, квартире для детей и взрослых;

  • Выработать навыки экологически сообразного поведения учащихся в своем жилище;

  • Побудить учащихся к экологическому просвещению населения ( в лице своих родных, близких, соседей, одноклассников);

  • Развивать умения учащихся к исследовательской деятельности, выполнению мини-проектов.

Рекомендуемый объем курса – 12 – 16 часов в зависимости от назначения курса и организационных решений (деление учебного года на четверти или семестры).



ПРОГРАММА КУРСА





  1. Экология – наука о доме.

История развития экологии. Основные законы экологии: законы минимума и лимитирующего фактора, взаимодействия факторов, экологической пирамиды, саморегуляции в экосистемах. Особенности квартиры как экосистемы.

  1. Квартира в доме.

Обеспечение жизни дома и квартиры коммунальными службами. Наши права и обязанности согласно Жилищному кодексу. Ответственность жилкомсервисов и ответственных съемщиков.

  1. Энерго- и водосбережение.

Проект «Экология и экономика» в моей семье.

  1. Родные стены.

Особенности различных строительных материалов, их влияние на здоровье жителей дома. Внутренняя отделка помещений, влияние материалов на здоровье членов семьи.

  1. Основы видеоэкологии.

Цветовое решение стен, потолка, пола в зависимости от назначения, размеров и размещения помещений. Выполнение мини-проектов «Я – дизайнер своей комнаты».

  1. Экскурсия в магазин строительных материалов с целью изучения сертификатов на отделочные материалы.

  2. Излучения в квартире. Бытовые приборы и их значимые характеристики. Меры защиты от электромагнитного излучения.

  3. Наши зеленые друзья.

Комнатные растения, условия их жизни на родине и уход за ними в квартире.

  1. Домашние животные в доме.

Многообразие наших домашних любимцев. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Безопасность животных в доме и безопасность людей в квартире с домашними животными ( аллергии, опасные инстинкты и др.)

  1. Работа по дому с точки зрения эколога.

Уборка помещений, стирка, глажение белья, развешивание штор, мытье окон, сбор и вынос мусора. Экологически опасные факторы и способы защиты от них. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

( мини-сценки экологически правильного и неправильного поведения в быту).



  1. Этика отношений в семье – «погода в доме».

Социальные факторы как основные в воздействии на нервно-

гуморальную систему человека. Стресс и дистресс, способы

предотвращения негативных последствий общения людей.


  1. Проведение имитационной игры «Защита 4-х проектов « Экология

нашего дома и квартиры» для одноклассников, жителей

микрорайона, родителей, учителей.



Поурочное планирование к программе




п/п

Название тем уроков

Кол-во часов

Лекц практ

Рекомендуемая основная форма занятия

1.

Экология – наука о доме

1




Беседа, объяснение учителя

2.

Квартира в доме




1

Беседа, тренинг: написания жалобы в учреждение жилкомсервиса

3.

Энерго- и водосбережение




1

Мини-проект «Экология и экономика в моей семье».

Для будущих юристов: претензии по недополучению коммунальных услуг



4.

Родные стены




1

Беседа, анализ имеющейся в доме информации о стройматериалах


5.

Основы видеоэкологии




1

Выполнение мини-проектов «Я—дизайнер моей квартиры»

6..

Качество строительных товаров




1

Экскурсия в магазин строительных товаров (можно отвести 2часа)

7.

Излучения в квартире




1

Ролевая игра «Я — покупатель бытовой техники; ты – продавец-консультант»

8.

Наши зеленые друзья




1

Практикум по уходу за комнатными растениями

9.

Домашние животные в доме




1

Семинар по содержанию домашних животных и уходу за ними

10.

Работа по дому с точки зрения эколога




1

Ролевая игра «Генеральная уборка квартиры»

11.

Этика отношений в семье

1




Лекция с элементами беседы

Для гуманитарных классов –дополнительный 1 час на ролевую игру «Моя семья»



12.

Обобщение




1

Защита проектов «Экология нашего дома и квартиры»

( можно отвести 2 часа ) + отзывы рецензентов проектов для портфолио






ИТОГО

2

10

Зачет, запись в портфолио


Рекомендуемая литература для учителей





  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Практическая экология для всех. – СПб.: Крисмас +, 2005.

  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии /Под ред. С.В.Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.

  3. Акции экологического движения: руководство к действию /Под ред. И Холий. – М., 1996.

  4. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г., Игнатович Н.И., Колышкин Е.А. Библиотечка для населения. Серия «Экологическая безопасность в быту» в 10-ти выпусках. – М.: Изд-во РЭФИА, 1995-1996.

  5. Дежкин В.В. Беседы об экологии. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

  6. Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека. – Уфа: «Слово», 1995.

  7. Крыленков В.А. Биодеградация среды обитания человека в городе – угроза его жизнедеятельности. – СПб., 2000.

  8. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

  9. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М., 2002.

  10. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, а что – плохо. – М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.

  11. Павлов А.Н. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность. – М.: Гелиос АРВ, 2002.

  12. Россия в Окружающем мире: Аналитический сборник за 1998 – 2002 годы. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003.

  13. Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. – СПб.: «Банк Петровский», 1996.

  14. Экогруппа. Руководство по домашней экологии. – СПб.: «Прин Лайн», 1996.

  15. Экология и питание. Аппетит с едой приходит, а здоровье? / В.А.Лисовский, З.Я.Зандукели, И.СМ.Мухин и др.. – СПб.: Лениздат, 1998.

  16. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001.

  17. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.



Рекомендуемая литература для учащихся
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. и др. Практическая экология

для всех. – СПб.: Крисмас +, 2005.



  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. Учеб. Пособие. Самара: Корпорация «Федоров»,2005

3. Экогруппа. Руководство по домашней экологии. – СПб.: «Прин Лайн», 1996.

  1. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.

5. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В.А. Володин – М.: Аванта+, 2001.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница