Программа курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов




Скачать 195.55 Kb.
Дата06.05.2016
Размер195.55 Kb.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»

г. Череповца.
Домашняя экономика

Программа курса предпрофильной подготовки

для учащихся 9 классов

с ориентацией на социально-экономический профиль.


Корсаков Е.Н. – учитель высшей категории

школы № 11 г. Череповца.

Череповец
2010

Пояснительная записка.


  1. Цели и категория учащихся.

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса с ориентацией на социально-экономический профиль. Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Основная цель курса «Домашняя экономика» - помочь учащимся овладеть знаниями основ домашней экономики, сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, сформировать устойчивый интерес к экономике и обучению на профильном уровне.
При этом необходимо решать следующие задачи:


  • Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, рациональным расходованием средств;

  • Развивать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции;

  • Раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

  • Научить осуществлять несложные экономические расчеты;

  • Подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;

  • Сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;

  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.




  1. Актуальность программы.

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать сущность домашней экономики, ее место и роль в микроэкономике.




  1. Общие принципы отбора содержания материала программы.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

    • Системность;

    • Целостность;

    • Объективность;

    • Научность;

    • Доступность для учащихся основной школы;

    • Реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 16 часов – в течение второго полугодия, когда учащиеся получили основы экономических знаний в ходе изучения темы «Экономическая сфера жизни общества» в курсе обществознания.




  1. Полнота содержания.

Программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, их отбором в соответствии с задачами профильного обучения, модульным принципом построения.


  1. Практическая направленность.

Содержание обеспечивает экономическую компетентность и зрелость в плане выбора профиля обучения. Кроме того данный курс имеет большую практическую направленность в формировании правильной экономической позиции в решении вопросов планирования семейного бюджета.


  1. Место курса «Семейная экономика» в курсе экономического образования.

Учащимся 9-х классов предлагается курс в объеме 16 часов, который изучается во втором полугодии.

Данный образовательный модуль является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только экономического, но и социологического, географического, культурологического характера.

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.




  1. Предполагаемые результаты изучения курса.

Предлагаемый образовательный модуль для предпрофильной подготовки учащихся по экономике должен помочь учащимся усвоить основные (базовые) экономические понятия (такие как экономика, ресурсы, ограниченность, компромиссный выбор, альтернативная стоимость, товары, услуги, деньги, бюджет и другие), события, явления, законы, расширяющие базовые для основной школы знания.

На основании изучения данного курса учащиеся могут и должны усвоить основные закономерности формирования бюджета и его расходования членами семьи.

Курс позволяет ученикам более четко сформировать свою экономическую позицию в семье, основанную на экономических знаниях.

Усвоенные на основе данного курса знания должны стать стартовой площадкой для последующего обучения выпускников школ в учреждениях высшего профессионального образования социально-гуманитарной направленности.

Элективный курс должен помочь школьникам овладеть способам исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.

Формой контроля выполнения учащимися предпрофильного курса является индивидуальная творческая работа, тему которой определяет ученик совместно с учителем либо из числа предложенных учителем, либо самостоятельно сформулированной, но не выходящей за пределы тематики данного курса. Эту работу ученик защищает на итоговом занятии и получает оценку своего труда.




  1. Методы преподавания и учения.

Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете. Стремясь отойти от информационного подхода, нужно связать основные методические принципы с формами организации деятельности, в которую будут погружаться учащиеся.

Таким образом,

в области предметной компетентности

учащиеся овладевают экономическими понятиями, способами экономического исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ экономического материала, соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение экономического материала, выявление основных экономических закономерностей, определение личностного отношения к экономической проблеме). Предметная компетенция способствует не только самореализации учащегося, но и помогает в выборе профессиональной направленности.



В коммуникативной компетенции области

Учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации (умение восстанавливать и понимать позиции участников экономического семейного процесса, а в реальном взаимодействии – воспринимать точку зрения, отличную от собственной: аргументированно излагать и отстаивать заимствованную и свою точку зрения).



В области социальной компетентности

Учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствует индивидуальная и коллективная проектная деятельность (постановка целей проекта, выбор стратегий достижения цели, реализация цели в конкретном продукте, оценка результатов деятельности).


Данный модуль будет способствовать реализации воспитательных и мировоззренческих задач курса экономики в школе, а также соответствовать традиционным дидактическим принципам: научность, доступность, наглядность, обеспечение мотивации, системность вопросов и заданий, прослеживание внутрикурсовых и межпредметных связей, актуальность, практическая направленность.

Содержание программы.
Введение. Актуальность получения экономических знаний в современной России. Понятие «семейная экономика». Значимость изучения данного курса. Место курса в системе экономических наук.
Тема 1. «Домашняя экономика».

Цели и задачи экономики. Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предпринимателями, государством, обществом. Недвижимость, личная и коллективная собственность.

Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. Ресурсы семьи. Личное предпринимательство.
Тема 2. «Бюджет семьи».

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники доходов семьи. Забота государства о семье и ее бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его использования. Профессия «бухгалтер».


Тема 3. «Расходы семьи».

Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи. Рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга. Расходы на энергоносители: расчет потребностей в энергоносителях для средней семьи. Расходы на услуги. Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование.


Тема 4. «Менеджмент в домашней экономике».

Осуществление учета, планирования, организации и контроля в домашней экономике.

Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи об общем благополучии.

Экономические возможности и потребности семьи. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Реклама товаров на упаковках. Изучение конъюнктуры рынка. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами.


Итоговые уроки. Защита индивидуального проекта по одной из тем курса. Подведение итогов курса.

Примерный тематический план.





Тема

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

Домашняя экономика.

3

3.

Бюджет семьи.

3

4.

Расходы семьи

2

5.

Менеджмент в домашней экономике

5

6.

Итоговые уроки.

2



Литература.


  1. Сборник программно-методических материалов по экономике. М.,Вита-пресс,2000.

  2. Преображенский Е.В. Домашняя экономика. Основы предпринимательства. Саратов, «Издательство»Лицей», 2002.

  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 17 ноября 1999 года.

  4. Ксензова Т.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.,2001.

  5. Преображенская Е.В. Домашняя экономика: Тетрадь с печатной основой. Саратов,2002.

  6. Детский экономический словарь. М.,Просвещение,1993.


Приложение.
Деловые игры на уроках.

Игра «Бюджет семьи».

Цель игры: ознакомить учащихся со структурой бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов; формировать умение коллективно обсуждать планируемые расходы, исходя из общей суммы доходов, отстаивать свое мнение; воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.
Последовательность проведения игры и ее хронометраж.



Последовательность проведения игры

Время (мин).

1

Объявление названия игры и ее целей

1

2

Объединение учащихся в группы-семьи с распределением ролей. Составление характеристики семьи.

10


3

Постановка задач игры

5

4

Составление потребительского бюджета

14

5

Планирование расходной части семейного бюджета.

35


6

Анализ хода и результата игры

15




Итого:

80



Содержание игры.
Учитель говорит, что деловая игра «Бюджет семьи» моделирует ситуацию, которая возникает ежедневно в каждой семье. Каждый участник игры выбирает для себя роль одного из членов семьи, а затем, в соответствии с заданной ролью, записывает свои данные и возможные статьи дохода в таблицу. Составляется доходная часть семейного бюджета. Участники игры делятся на группы, распределяют роли и заполняют таблицу.
Каждая семья должна будет составить расходную часть семейного бюджета, планируя предстоящие расходы на один месяц, и сравнить ее с предварительно составленным потребительским бюджетом. В игре победителем оказывается та команда-семья, которая составит сбалансированный бюджет раньше остальных. На столах учеников находятся таблицы, в которые они должны записать потребительский бюджет семьи.
Ученики работают над составлением потребительских бюджетов. Учитель в это время проверяет правильность заполнения таблицы, содержащей сведения о семье и ее доходах.
Образцы таблиц.
Состав семьи.




Семейный статус

Возраст

Место работы, учебы

Предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии.


















Потребительский бюджет семьи.


Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

1. Заработная плата




1. Питание




2. Пенсии и стипендии




2. Товары длительного пользования




3. Выплаты и льготы из общественных доходов




3. Услуги: транспорт, ремонт одежды и обуви




4. Доходы от приусадебного участка




4. Коммунальные услуги




5. Доходы от ценных бумаг




5. Культурно-бытовые нужды




6. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности










7. Доходы от других источников.












Расходная часть семейного бюджета.


Наименование статьи расходов

Расход

(руб.).

Семейный бюджет

(%).

Потребительский бюджет

(%).

Разница величин

(%).
















В таблицу «Расходная часть бюджета» ученики после обсуждения заносят величины расходов в рублях и в процентах к общей сумме. Необходимо напомнить, что важно соблюдать баланс доходов и расходов, в противном случае это приведет к негативным последствиям для семьи, а в игре – к игровому штрафу.

После заполнения таблицы и ее обсуждения учитель предлагает ученикам высказать свое мнение о составленном семейном бюджете.

После обсуждения баланса каждой семьи учитель сообщает участникам процентное выражение расходов по каждой статье рационального потребительского бюджета. В игре побеждает та семья, у которой разница в подсчетах будет минимальной.

Во время анализа хода и результата игры учитель выявляет роль каждого члена семьи: всем ли участникам удалось придерживаться выбранной роли; хорошо ли они знают цены на продовольственные и промышленные товары и услуги; представляют ли они, сколько средств тратит семья на оплату коммунальных услуг и культурно-бытовых нужд и т.д. После обсуждения и предоставления возможности высказаться всем желающим выставляются оценки.


Игра «Законы Энгеля».
Задачи урока-игры:


  • Продемонстрировать действия законов Энгеля;

  • Закрепить навыки рационального поведения на рынке;

  • Оптимизировать процесс обучения.



Категории:

товары и услуги, уровень жизни, доля расходов, потребности, классификация потребностей.



Материалы:

Таблички с названиями министерств: «Министерство продовольствия», «Министерство промтоваров», «Министерство услуг»;

Карточки двухсторонние: «Лицензия на производство товаров / продовольственные товары», «Лицензия на производство промтоваров / промтовары», «Лицензия на производство услуг / услуги»;

Символы денежных знаков двух цветов; инструкции домохозяевам и предпринимателям; черный ящик с волшебным предметом; три изображения персонажей урока.






Ход игры.



Закон Энгеля достаточно прост: при увеличении доходов доля расходов на питание снижается, доля расходов на бытовые товары стабильна, доля расходов на услуги растет.

Исходя из уровня доходов в каждом конкретном случае более доходным оказывается либо производство продовольствия, либо промтоваров, либо услуг. Игра построена на моделировании ситуации низкого и высокого уровней жизни.

В первом туре предприниматели организуют свое производство, покупая лицензии на производство тех или иных товаров и организуют продажу их по рыночным ценам. Если моделируется низкий уровень доходов, то прибыль получают производители продовольствия, а производители услуг разоряются.

Во втором туре моделируется противоположная ситуация, и производители услуг выигрывают на рынке. Ситуация игровой непредсказуемости в том, что предприниматели не знают уровня доходов домохозяев в каждом туре. В игре учащиеся получают опыт, который можно обобщить в законах Энгеля.


Инструкция игры:
Разделить класс на две команды: предпринимателей и домохозяев. Назначить трех министров: по продовольствию, промтоварам и услугам.

Раздать денежные единицы и лицензии. Предприниматели получают деньги одного типа на организацию производства. Домохозяева – деньги другого типа на приобретение благ. Министры – двухсторонние карточки-лицензии.

Задача предпринимателей. Действуя по инструкции предпринимателя организовать производство и продажу благ по рыночным ценам и получить прибыль.


Инструкция предпринимателя.

Используя первоначальный капитал, вам необходимо организовать производство благ (продукты, промтовары, услуги) и их продажу с целью получения максимальной прибыли.



  1. Цены на закупку карточек-лицензий на производство благ для вас зафиксированы:

Лицензия на продукты – 200 ед.;

Лицензия на промтовары – 100 ед.;

Лицензия на услуги – 5- ед.


  1. Цены на продажу благ вы устанавливаете сами в зависимости от спроса.

  2. В зачет идут только купюры определенного вида.

  3. В итоге побеждает тот, кто наберет максимальную прибыль.






Задача домохозяев:

Действуя по инструкции домохозяина, наиболее полно удовлетворить потребности семьи на имеющиеся деньги.




Инструкция домохозяина.

На полученные деньги вы должны наиболее полно удовлетворить потребности семьи. Но помните!



  1. Обязательный физиологический минимум семьи – 2 карточки продовольствия и 1 карточка промтоваров. Только обеспечив минимум, вы можете покупать услуги.

  2. Цены на покупку благ устанавливаются свободным рынком.

  3. Покупать блага у министров нельзя!

  4. Побеждает тот, кто, обеспечив минимум, приобрел максимум услуг.

  5. Оставшиеся на руках деньги в зачет не идут.

Задача министров:

Продавать карточки-лицензии на производство предпринимателям пол фиксированной цене согласно инструкции министра.





Инструкция министра.

Имеющиеся у вас карточки-лицензии на производство необходимо продать предпринимателям по фиксированной цене.



  1. Карточки-лицензии на продовольствие – 200 ед.;

  2. Карточки-лицензии на промтовары – 100 ед.;

  3. Карточки-лицензии на услуги – 50 ед.

Но помните! Продавать лицензии можно только предпринимателям и только за специальные купюры.

4. Побеждает тот, у кого окажется больше специальных банкнот.




Первый тур игры.

При этом предприниматели получают первоначальный капитал в сумме 1000 ед. (Зеленые деньги), а домохозяева 800 ед. (белые деньги). Предприниматели покупают лицензии у министров, а домохозяева – товары у предпринимателей. При этом суммы рассчитаны так, что домохозяева вынуждены тратить большую часть денег на продовольствие и промтовары. На рынке возникает дефицит этих товаров и избыток услуг. В результате предприниматели, рискнувшие вложить деньги в дорогое производство продовольствия, выигрывают, а вложившие деньги в услуги остаются в убытке.


Предприниматель


Министр

Домохозяин

«зеленые» деньги

лицензии

«белые» деньги



Товары

Итоги первого тура:

Определяем и награждаем победителей в каждой из команд. Анализируем причины побед. Лучше всего побеседовать с неудачным предпринимателем.
Второй тур.

Команды могут поменяться ролями. При этом предприниматели получают 1500 ед. денег, а домохозяева в тайне от предпринимателей, - 2000 ед. Последствия очевидны: используя опыт первого тура, предприниматели сделают ставку на производство продовольствия, а спрос вырастет на услуги. В результате выиграют производители услуг.


Итоги второго тура.

Награждаем победителей. Анализируем результаты игры и делаем вывод: при увеличении доходов люди больше тратят денег на услуги и меньше на еду. Учитель (или лучше и ценнее ученик) выводит закон Энгеля.


При увеличении доходов доля расходов на питание снижается, доля расходов на бытовые товары стабилизируется, доля расходов на услуги увеличивается.
Примечание: игра в черный ящик – это игра в желания. Вредные – в

Урок-игра «Личный бюджет и бюджет семьи».

Цель:

Познакомить учащихся с понятием бюджета и способами его составления, разъяснить возможные варианты предотвращения дефицита бюджета, сформировать элементарные умения составления семейного бюджета, умения анализировать конкретные экономические мероприятия по реализации семейных планов.


После изучения темы учащиеся должны:

  • Знать, что такое бюджет и в чем заключается его сущность;

  • Уметь составлять личный и семейный бюджет;

  • Давать определение следующим понятиям: бюджет, сбалансированный бюджет, дефицит бюджета, долг, социальные программы.


План урока:

  1. Что такое бюджет.

  2. Учимся составлять личный бюджет.

  3. Учимся составлять и анализировать семейный бюджет.


Ход урока:

В начале изучения новой темы ученики должны познакомиться с понятием «бюджет».



Бюджет – это финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период времени.



Пусть ученики подумают: кто может составлять такой план и зачем это следует делать?

Дальнейшее изучение этого вопроса может быть построено в форме деловой игры «Составление личного бюджета». Каждый ученик составляет свой личный бюджет на основе доходов определенного уровня и в зависимости от притязаний самого ученика. Не противоречит решению проблемы и то, что ряд учеников не уложиться в определенный бюджет и окажется перед проблемой компромиссного выбора.

После составления бюджетов, обсуждаем итоги игры по плану:



  • Кому удалось уложиться в определенные рамки доходов?

  • На какие расходы приходится большая часть бюджета?

  • Что хотелось бы заложить в бюджет, но этого не позволили бюджетные рамки доходов?

  • С какими трудностями столкнулись ученики при составлении бюджета?

Переходим ко второму вопросу. Продолжаем деловую игру, усложнив ее тем, что теперь с использованием навыков по составлению личного бюджета ученики должны составить семейный бюджет.

Для этого класс делиться на мини-коллективы по 3-4 человека. Перед игроками ставятся задачи:


  1. Распределить роли членов семьи между собой.

  2. Составить семейный бюджет при определенном уровне доходов каждой семьи.

Перед выполнением задания на доске пишется памятка к составлению бюджета:


Постановка финансовых

целей.


Оценка доходов


Б
Планирование расходов
юджет =


1-й этап. Необходимо определиться, какие покупки планируется сделать, какие расходы предстоят в связи с поездкой, обучением, лечением и т.п.

2-й этап. Составить список источников доходов (Зарплата + проценты с вкладов в банке + доход от сдачи в аренду дачи + стипендия и т.д.).

3-й этап. Перечислить все вещи, которые надо купить, мероприятия, требующие финансирования по степени необходимости.
Выводы по игре: Ученики должны прийти к выводу о необходимости строгого планирования финансовой деятельности семьи. Они определяют некоторые особенности этого процесса и факторы, от которых они зависят. В то же время ученики выводят особенности семейного планирования бюджета в современной российской семье.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница