Программа курса образование в современном мире




Скачать 117.72 Kb.
Дата09.05.2016
Размер117.72 Kb.


МГУ имени М.В. ЛОМОНОСОВА

Факультет педагогического образования

Программа курса

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Автор: Вульфсон Борис Львович,

член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук,
профессор

Пояснительная записка

Растущая взаимосвязь и взаимозависимость стран и народов мира, обострение глобальных проблем, решение которых невозможно без выхода за национальные рамки, – все это обусловливает первостепенную важность изучения мирового опыта в разных сферах общественной жизни и разных областях научного знания. Сложилось новое направление научных исследований – компаративистика, задачей которой является сопоставительный анализ политических систем, социальных институтов, моделей культуры разных стран и геополитических регионов.

В контекст компаративистики вплетаются и международные сопоставления в области образования, ставшего одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, где теперь занято более миллиарда учащихся и свыше 60 миллионов учителей. К проблемам образования приковано внимание правительств, парламентов и политических партий различных стран, а также влиятельных международных организаций.

Во всем мире образование переживает серьезный кризис, обнаруживает в той или иной степени несоответствие объективным требованиям современной цивилизации. Этим обусловлен интенсивный процесс реформирования образования, принявший поистине глобальный характер; вне его фактически не остается ни одна страна. Реформы многоаспектны. Обновлению подвергается структура и деятельность всех звеньев системы образования – от детских садов до университетов. Реорганизуется управление образованием, создаются новые типы учебных заведений, модернизируются содержание и методы учебной и воспитательной работы, идут поиски новых форм связи между образовательными институтами и миром труда. Но процессы обновления наталкиваются на большие трудности и часто не поспевают за динамичными изменениями в экономике, социальных отношениях и культуре. Далеко не всегда реформы основываются на прочной теоретической базе, нередко они представляют собой своеобразную цепь проб и ошибок. В некоторых случаях в контекст реформ вплетаются поспешные и непродуманные новшества, отнюдь не способствующие улучшению дел.

Растущая интернационализация общественной жизни современного мира, интеграционные процессы выдвигают определенный комплекс сходных требований к образованию в разных странах, особенно в рамках того или иного геополитического региона. Вместе с тем на развитие образования в каждой стране существенно влияют особенности ее социально-политического и культурного развития. Игнорирование национального своеобразия приводит к созданию искусственных «универсальных» конструкций, в угоду которым подбирается материал и отсекается то, что противоречит априорно заданной схеме.

Изучению этой сложной проблематики посвящена специальная отрасль научного знания – сравнительная педагогика. Она анализирует преимущественно в сопоставительном плане состояние и пути развития теории и практики образования в различных странах и геополитических регионах, вскрывает соотношение глобальных тенденций и национальной специфики. Выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур, наконец, определяет границы возможности «переноса» зарубежного опыта на отечественную почву.

Будучи интенсивно развивающимся направлением научных исследований, сравнительная педагогика является вместе с тем важной учебной дисциплиной. Ее изучение повышает научно-педагогический и общекультурный уровень студентов, помогает лучше понять закономерности развития мирового педагогического процесса. Ознакомление с международным педагогическим опытом способствует более глубокому осмыслению отечественных проблем, касающихся разных сторон организации и деятельности наших образовательных институтов.

В рамках сравнительной педагогики находится и предлагаемый курс – «Образование в современном мире». Понятие современность не имеет жестко фиксированного содержания и может интерпретироваться по-разному. Сложные социальные процессы нельзя изображать как нечто сиюминутное, что можно запечатлеть моментальной фотографией. В данном курсе под современностью понимаются 2-3 последних десятилетия, характеризующиеся глубокими сдвигами в теории и практике образования. Разумеется, курс не претендует на то, чтобы хоть сколько-нибудь обстоятельно осветить всю необозримую картинку развития мирового образовательного пространства. Главное внимание уделяется крупным развитым странам, накопившим значительный опыт модернизации образования и формирования новых педагогических парадигм. При этом одни вопросы освещены лишь пунктирно, другие вообще остались за пределами рассмотрения.

Вокруг проблем образования и воспитания не прекращается полемика, выявляются разные точки зрения, причем у каждой из спорящих сторон может быть своя правда. Поэтому настоящий учебный курс не содержит жестких категорических утверждений; он ориентирует слушателей на выработку самостоятельных выводов и оценок, на непредвзятое сопоставление отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Тематический план курса

п.п.


Наименование темы

Количество часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа








лекции

семинары




1.

Сравнительная педагогика в системе современного научного знания.

2

-

-

2.

Мировое образовательное пространство: тенденции развития.

2

2

2

3.

Глобализация и интеграционные процессы в сфере образования.

2

2

2

4.

Модернизация систем и содержания общего образования.

2

-

2

5.

Актуальные проблемы высшей школы.

2

2

2

6.

Социализация и воспитание молодежи: глобальные задачи и национальная специфика.

2

2

2




Всего: 32 часа

12

8

12


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания

Предмет и задачи сравнительной педагогики. Междисциплинарный характер сравнительной педагогики; формы ее связей с другими отраслями научного знания. Прогностическая функция сравнительной педагогики. Изучение глобальных тенденций развития образования и «педагогическое страноведение».

Организация и методы сравнительно-педагогических исследований. Классификация источников. Соотношение количественных показателей и качественных характеристик в сопоставительных исследованиях.

Сравнительная педагогика как учебная дисциплина.

Контрольные вопросы и задания


  1. Какими факторами обусловлена актуальность проблем педагогической компаративистики?

  2. Определите основные цели и функции сравнительной педагогики как науки и как учебного предмета.

  3. В чем состоит прогностическая функция сравнительной педагогики?

  4. покажите связи сравнительной педагогики с другими отраслями научного знания.

  5. Охарактеризуйте основные источники сравнительно-педагогических исследований и методы их анализа.

  6. С какими трудами по сравнительной педагогике вы ознакомились?

Тема 2. Современное мировое образовательное пространство: тенденции развития

Становление постиндустриальной цивилизации и новые требования к образованию. Экономическая эффективность образования. Повышение социального спроса на образование. Количественные сдвиги; влияние демографического фактора. Роль государства, частного капитала и общественности в развитии образования. Специфика актуальных проблем образования в развивающихся странах. Демократизация образования.

Реформы образования – важное направление социальной политики современных государств. Механизмы разработки и реализации реформ в централизованных и децентрализованных государствах. Задачи создания систем непрерывного образования.

Мировой кризис образования: сущность и конкретные проявления. Качество образования – центральная проблема.



Контрольные вопросы и задания

  1. Покажите специфику актуальных проблем образования в развитых и развивающихся странах.

  2. Укажите на плюсы и минусы жестко централизованных и децентрализованных систем образования.

  3. Какие факторы влияют на количественную эволюцию образования в разных странах?

  4. В чем различие между элементарной и функциональной неграмотностью?

  5. Раскройте содержание понятия «кризис образования».

Тема 3. Глобализация и интеграционные процессы в сфере образования

Противоречивые аспекты глобализации и их влияние на культуру и просвещение. Специфика интеграционных процессов в сфере образования. Деятельность ЮНЕСКО и других международных организаций по просвещению. Разработка региональных программ развития образования в Азии, Африке и Латинской Америке.

Западная Европа – опытное поле образовательной интеграции. Проблемы образования в политике Совета Европы и Европейского Союза. Разработка стратегии сотрудничества европейских государств в целях сближения образовательных систем. Попытки формирования «европейского сознания» молодежи. Перспективы общеевропейской интеграции; роль России.

Задачи воссоздания общего образовательного пространства СНГ: успехи и нерешенные проблемы.



Контрольные вопросы и задания

  1. Определите факторы, обуславливающие развитие международной образовательной интеграции.

  2. В чем специфика интеграционных процессов в сфере просвещения?

  3. Какие международные организации оказывают наибольшее воздействие на образовательную интеграцию в глобальном и региональном масштабах?

  4. Как решаются языковые проблемы в Западноевропейском Сообществе?

  5. Охарактеризуйте процессы образовательной интеграции на постсоветском пространстве.

Тема 4. Модернизация систем и содержания общего образования

Общее образование – базовое звено системы непрерывного образования. Государственные, частные, конфессиональные школы. Обновление структуры общеобразовательной школы. Опыты по слиянию дошкольных учреждений и начальных школ. Повышение сроков обязательного обучения. Массовые и элитарные средние школы. Вечерние и заочные формы общего среднего образования для взрослых.

Дифференцированное обучение – необходимое условие повышения эффективности учебного процесса и успешного развития индивидуальных способностей и интересов школьников. Разнообразие способов и форм дифференциации в школах зарубежных стран. Развитие дифференцированного обучения в школах России.

Важный аспект дифференциации – выявление и обучение одаренных учащихся. Общая и специальная одаренность. Формы и методы обучения одаренных.

«Дети риска». Организация коррекционного обучения.

Обновление содержания школьного образования. Разработка национальных образовательных стандартов. Наука и школьный учебный предмет. Модернизация содержания традиционных школьных предметов. Характеристика новых учебных курсов (экология, информатика, социология, половое воспитание и др.). Международный опыт гуманизации и гуманитаризации школьного образования. Отражение в содержании образования противоречивых процессов интеграции и дифференциации научного знания.



Контрольные вопросы и задания

  1. Как модернизируется структура общеобразовательной школы на Западе и в России?

  2. Укажите на плюсы и минусы глубокой дифференциации обучения в общеобразовательной школе.

  3. Как организуется выявление и обучение одаренных учащихся и «детей риска»?

  4. По каким основным направлениям идет модернизация содержания школьного образования?

  5. Как складывается соотношение между гуманитарным и естественнонаучным циклами учебных предметов в общеобразовательных школах разных стран?

Тема 5. Актуальные проблемы высшей школы

Современные социальные функции высшей школы в развитых и развивающихся странах. Бурный количественный рост. Системы комплектования студенческих контингентов. Меры социальной защиты студентов.

Трехступенчатая структура высшей школы (подготовка бакалавров, магистров и докторов). Элитарные и «рядовые» вузы. Традиционные и новые направления учебы. Наука в университетах.

Переподготовка и повышение квалификации дипломированных специалистов. Последипломное образование в вузах. Учебные центры корпораций и фирм.

Современные системы педагогического образования. Расширение общекультурного компонента учебных программ. Модернизация цикла психолого-педагогических дисциплин. Последипломное образование учителей. Проблема стимулов повышения квалификации педагогического персонала.

Поиски путей совершенствования педагогической подготовки преподавателей высшей школы.



Контрольные вопросы и задания

  1. Сопоставьте системы высшего образования в США, Франции и России.

  2. Каков порядок поступления в высшие учебные заведения в разных зарубежных странах?

  3. В каких формах осуществляется последипломное образование в странах Запада?

  4. Какое место занимает научно-исследовательская работа в деятельности западных университетов?

  5. Определите наиболее острые проблемы подготовки преподавательских кадров за рубежом и в России.

Тема 6. Социализация и воспитание молодежи: глобальные Тенденции и национальная специфика

Позитивная социализация молодого поколения – фактор социальной стабильности и прогрессивного развития общества. Стихийные и целенаправленные процессы социализации; противоречия и трудности социально контролируемого воздействия на личность. Роль средств массовой информации.

Актуальные проблемы нравственного и гражданского воспитания. Индивидуализм и коллективизм. Патриотизм и национализм. Задачи формирования гуманистических ценностей в сознании и поведении молодежи. Поликультурное воспитание. Эстетическое воспитание. Половое воспитание. Взаимодействие школы, семьи и церкви в процессах социализации и воспитания.

Контрольные вопросы и задания


  1. Выявите различия между стихийными и целенаправленными процессами социализации.

  2. Определите приоритетные направления воспитания молодежи в современном мире, покажите соотношение глобальных задач и национальной специфики.

  3. Охарактеризуйте взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания.

  4. Какова роль религии и церкви в осуществлении задач нравственного воспитания?

Литература

  1. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: истоки, теория, основы проектирования. – М.,2006.

  2. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы.– М., 2003.

  3. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. – М., 2006.

  4. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе. – М., 2008.

  5. Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика. Учебное пособие. – М., 2008.

  6. Розов Н.Х., Попков В.А., Коржуев А.В. Практическая педагогика в высшей школе. – М.,2008.

  7. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI в.в. Сравнительный анализ. – М., 2007.

  8. Хуторской А.В. Образовательное пространство СНГ – проблема сравнительной педагогики. – М.,2006.

Программа утверждена УМО факультета педагогического образования 14.01.2011 г.


Ученый секретарь доцент Г.В. Новикова



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница