Программа курса макроэкономическая политика




Скачать 170.17 Kb.
Дата29.04.2016
Размер170.17 Kb.

ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА


САНКТ ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПРОГРАММА КУРСА





МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА


Программа подготовки специалистов по направлению …… — «Государственное и муниципальное управление, осенний семестр 2008/2009 учебного года

Преподаватель: Лимонов Леонид Эдуардович, д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления

Адрес электронной почты: limonov@leontief.ru
Аннотация курса

Данный курс относится к числу специальных дисциплин учебного плана программы подготовки специалистов по направлению …… — «Государственное и муниципальное управление». Курс предназначен для студентов 4 года обучения, читается в осеннем семестре.



Пререквизиты курса: «Макроэкономика», «Международная экономика», «Экономика общественного сектора», «Эконометрический анализ социально-экономических процессов».

Организация курса: лекции, семинарские занятия, выполнение заданий, подготовка эссе, самостоятельное изучение научной и учебной литературы.
Цели и задачи курса

  1. Цель курса.

Состоит в развитии у студентов навыков анализа основных макроэкономических политик государства в современной открытой экономике. Рассматриваются теоретические основы и практические аспекты анализа денежной, фискальной, валютной, торговой политик, а также вопросы содействия занятости и экономическому росту. Основные макроэкономические модели дополняются практическими примерами и используются для анализа прикладных проблем государственного вмешательства в экономические процессы на макроуровне.
2. Задачи курса.

  • Представить современную теорию макроэкономической политики, основанную на макроэкономическом анализе открытой экономики.

  • На основе модели общего равновесия проанализировать денежную и фискальную политики государства в условиях плавающего и фиксированного валютного курса.

  • Рассмотреть теоретические и прикладные вопросы эффективности политики стабилизации цен, занятости и торговой политики.

  • Рассмотреть примеры реализации программы финансовой стабилизации и проанализировать их макроэкономические последствия.

  • Дать представление о макроэкономических политиках России переходного периода и проблемах разработки и реализации макроэкономической политики на современном этапе.

  • Дать представление о проблемах экономического роста развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

  • Дать представление о международной макроэкономической координации, целях и принципах работы международных финансовых организаций.


Изучаемые в курсе темы


Часть I. Макроэкономический анализ открытой экономики – основа для разработки макроэкономической политики

Тема 1. Введение.

Тема 2. Модель валютного рынка на коротком промежутке времени.

Тема 3. Модель общего равновесия на валютном и денежном рынках.

Тема 4. Цены и валютный курс на длинном промежутке времени.

Часть II. Макроэкономические политики в открытой экономике.

Тема 5. Денежная и фискальная политики в условиях плавающего валютного курса.

Тема 6. Денежная и фискальная политики в условиях фиксированного валютного курса. Макроэкономическая координация.

Тема 7. Политика стабилизации цен: инфляция и бюджетный дефицит.

Тема 8. Политика стабилизации цен: инфляция и безработица.

Тема 9. Политика занятости: зарплата и безработица.

Тема 10. Торговая политика.



Календарно-тематический план занятий

Часть I. Макроэкономический анализ открытой экономики – основа для разработки макроэкономической политики

Тема 1. Введение.

Занятие 1.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы:

  • Структура курса. Понятие макроэкономической политики. Нормативная и позитивная теории экономической политики. Основные типы макроэкономических политик. Макроэкономические параметры открытой экономики: национальные счета и счета платежного баланса. Параметры экономики РФ.

После данного занятия вы должны:

– знать:


  • определение макроэкономической политики;

  • нормативный и позитивный подходы к теории макроэкономической политики;

  • основные типы макроэкономических политик;

  • макроэкономические параметры открытой экономики

– уметь:

Задание к занятию 2:

Изучение литературы к занятию:



  1. Кругман- Обстфельд, Гл.13

  2. Sachs –Larrain, Гл.19





Тема 2. Модель валютного рынка на коротком промежутке времени.



Занятие 2.

Дата:

время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Характеристика валютного рынка. Валютный курс и доходность иностранных активов. Равновесие на валютном рынке: процентный паритет, равновесный курс и ожидания агентов.

Обсуждение и распределение тем для подготовки эссе по курсу.
После данного занятия вы должны:

- знать:


  • Основные понятия модели валютного рынка;

  • Как достигается равновесие на валютном рынке.

- уметь:

  • Вычислять ожидаемый валютный курс исходя из формулы процентного паритета.

Задание к занятию 3:

Изучение литературы к занятию:

Кругман –Обстфельд, глава 14;

Подбор и анализ литературы для подготовки эссе.











Тема 3. Модель общего равновесия на валютном и денежном рынках.


Занятие 3.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы:

Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие на рынке денег и валютном рынке на коротком и длинном промежутках времени. Связь инфляции и валютного курса.


После данного занятия вы должны:

- знать:



  • Основные факторы, определяющие спрос и предложение денег;

  • Модели равновесия на денежном и валютном рынках в коротком и длинном периоде;

  • Связь инфляции и валютного курса.

- уметь:

  • Решать задачи, используя основные формулы.



Задание к занятию 4:

1. Изучение литературы к занятию: Кругман-Обстфельд, глава 15.

2. Анализ литературы по теме эссе.





Тема 4. Цены и валютный курс на длинном промежутке времени.

Занятие 4.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Паритет покупательной способности (ППС) и закон одной цены. Модель валютного курса на длинном промежутке времени на основе ППС. Эффект Фишера. Теоретические и эмпирические проблемы ППС. Общая модель валютного курса на длинном промежутке времени. Реальный валютный курс. Реальный процентный паритет.

После данного занятия вы должны

- знать:



  • Гипотезы закона одной цены и ППС;

  • Модель валютного курса на основе ППС;

  • Эффект Фишера;

  • Общую модель валютного курса на длинном промежутке времени;

  • Понятия реального валютного курса и реального процентного паритета.

- уметь:

  • Решать задачи, используя формулу реального процентного паритета.

Задание к занятию 5:

    1. Изучение литературы к занятию: Кругман-Обстфельд, глава 16.

    2. Анализ литературы по теме эссе.





Часть II. Макроэкономические политики в открытой экономике.

Тема 5. Денежная и фискальная политики в условиях плавающего валютного курса.

Занятие 5.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Агрегированные спрос и предложение на рынке товаров и услуг в открытой экономике. Модель общего равновесия на трех рынках: товаров, денег и валют. Последствия временных и перманентных изменений денежной и фискальной политик.


После данного занятия вы должны

- знать:



  • Факторы, определяющие агрегированные спрос и предложение на рынке товаров и услуг;

  • Модель общего равновесия на рынках товаров, денег и валют.

- уметь:

Задание к занятию 6:

    1. Изучение литературы к занятию: Кругман-Обстфельд, глава 17.

    2. Работа над подготовкой эссе.





Тема 6. Денежная и фискальная политики в условиях фиксированного валютного курса. Макроэкономическая координация.


Занятие 6.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Баланс Центрального Банка (ЦБ), интервенции ЦБ на валютном рынке, стерилизация. Валютный рынок при фиксированном курсе. Денежная и фискальная политики при фиксированном курсе.
После данного занятия вы должны

- знать:



  • Виды интервенций ЦБ на валютном рынке, понятие стерилизованной интервенции;

  • Модель валютного рынка при фиксированном курсе;

  • Возможности применения денежной и фискальной политик при фиксированном курсе.

- уметь:

Задание к занятию 7:



        1. Изучение литературы к занятию: Кругман-Обстфельд, глава 18

        2. Подготовка эссе по курсу





Занятие 7.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Кризис платежного баланса (валютный кризис) и отток капитала. Режим управляемого плавающего курса. Золотой стандарт и резервные активы ЦБ. Макроэкономическая координация стран при фиксированном и плавающем валютных курсах.

После данного занятия вы должны

- знать:


  • Понятия кризиса платежного баланса, девальвации, бегства капитала;

  • Виды резервных активов;

  • Исторический и теоретический подходы к международной макроэкономической координации.

- уметь:

  • Анализировать последствия управляемого валютного курса при различных вариантах фискальной политики;

  • Анализировать причины бегства капитала и кризиса платежного баланса.

Задание к занятию 8:



  1. Изучение литературы к занятию: Кругман-Обстфельд, глава 20

  2. Продолжение работы над эссе по курсу.





Тема 7. Политика стабилизации цен: инфляция и бюджетный дефицит.


Занятие 8.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Бюджетный дефицит и инфляция при фиксированном и плавающем валютном курсе. Инфляционный налог и сеньораж при фиксированном и плавающем валютном курсе. Издержки ожидаемой и неожиданной инфляции.
После данного занятия вы должны

- знать:



  • Связь между бюджетным дефицитом и инфляцией при плавающем валютном курсе, связь между бюджетным дефицитом и объемом золотовалютных резервов ЦБ при фиксированном курсе;

  • Понятия сеньоража и инфляционного налога;

  • Издержки ожидаемой и неожиданной инфляции.

- уметь:

  • Анализировать связи между хроническим дефицитом бюджета и девальвацией при фиксированном валютном курсе;

  • Вычислять инфляционный налог при заданном темпе роста предложения денег и спросе на деньги.

Задание к занятию 9:



    1. Изучение литературы к занятию: Sachs-Larrain, глава 11.

    2. Продолжение работы над эссе по курсу.




Тема 8. Политика стабилизации цен: инфляция и безработица.

Занятие 9.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Шоки предложения и инфляция. Динамика заработной платы, цен и инфляция. Кривая Филипса при адаптивных и рациональных ожиданиях.
После данного занятия вы должны

- знать:



  • Виды внешних шоков для экономики и их последствия;

  • Формулы кривой Филипса при адаптивных и рациональных ожиданиях.

- уметь:

  • Анализировать связи между ожидаемой инфляцией, заработной платой, ценами и инфляцией;

  • Решать задачи, используя формулы кривой Филипса при адаптивных и рациональных ожиданиях.

Задание к занятию 10:

    1. Изучение литературы к занятию: Sachs-Larrain, глава 12

    2. Продолжение подготовки эссе по курсу.






Тема 9. Политика занятости: зарплата и безработица.

Занятие 10.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Институты рынка труда и поведение агрегированного спроса. Характеристика безработицы в США и России. Издержки безработицы.

После данного занятия вы должны

- знать:



  • Институты рынка труда, организацию профсоюзов и переговоров о величине заработной платы в различных странах, влияние этих институтов на величину инфляции;

  • Институты рынка труда и характеристики безработицы в России.

- уметь:

  • Анализировать связи между организацией профсоюзного движения и переговорных кампаний и величиной инфляции;

  • Вычислять издержки безработицы и издержки инфляции.

Задание к занятию 11:

    1. Изучение литературы к занятию: Sachs-Larrain, глава 13).

    2. Завершение подготовки эссе по курсу.





Тема 10. Торговая политика.


Занятие 11.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Определения и классификация инструментов торговой политики. Основные модели пошлины, торговых квот, субсидий.
После данного занятия вы должны

- знать:



  • Определения и основные виды пошлин, квот, субсидий;

  • Классификацию инструментов торговой политики;

  • Модели пошлины, торговых квот и субсидий.

- уметь:

  • Вычислять издержки потребителей и излишки производителей, используя модель введения пошлины для малой экономики.

Задание к занятию 12:

    1. Изучение литературы к занятию: Кругман-Обстфельд, главы 8,9

    2. Подготовка презентации по результатам выполненного эссе.







Занятие 12.

Дата:

Время:


Ауд.

Изучаемые вопросы: Политическая экономия торговой политики: современные модели политического рынка, лоббирование и популизм. Международные переговоры о взаимном открытии рынков (ГАТТ и ВТО). Как Россия вступает в ВТО.
После данного занятия вы должны:

- знать:



  • Модели лоббирования торговых ограничений;

  • Историю международных переговоров о снятии торговых барьеров;

  • Проблемы вступления России в ВТО.

- уметь:

  • Решать задачи, используя модели пошлины, квоты и субсидий;

  • Анализировать последствия введения торговых барьеров для разных групп потребителей и производителей.






Занятие 13. Семинарское занятии 1.

Дата:

Время:


Ауд.

Заслушивание и обсуждение докладов студентов по теме: «Макроэкономические политики Российской Федерации в 1990-х и 2000-х годах».






Занятие 14. Семинарское занятие 2.

Дата:

Время:


Ауд.

Заслушивание и обсуждение докладов студентов по теме: «Развивающиеся страны: долговой кризис, инфляция, проблемы экономического роста».







Занятие 15. Семинарское занятие 3.

Дата:

Время:


Ауд.

Заслушивание и обсуждение докладов студентов по теме: «Анализ стабилизационных программ развивающихся стран и стран с переходной экономикой».







Занятие 16. Семинарское занятие 4.

Дата:

Время:


Ауд.




  1. Заслушивание и обсуждение докладов студентов по теме: «Проблемы макроэкономической координации. Организация, функции и роль международных финансовых организаций».

  2. Решение задач по темам курса для подготовки к экзаменам.






Консультации по курсу:

День

Время

Ауд.

Преподаватель










Лимонов Л.Э.



Календарный план контроля успеваемости по курсу

Промежуточная аттестация:




Предэкзаменационная консультация:




Экзамен




Объявление результатов и показ работ:




Представление для проверки выполненных заданий (упражнений, задач, проектов, презентаций и т.п)

На семинарских занятиях, а также в часы консультаций. Эссе должны быть сданы за неделю до начала семинарских занятий, т.е. за 4 недели до окончания курса


Система контроля знаний

Формы и виды текущего контроля знаний:

    • промежуточная аттестация по курсу,

    • подготовка эссе


Форма итогового контроля знаний: экзамен
Система оценивания успеваемости по курсу:

Общая оценка по курсу будет выставляться на основе суммирования результатов:



  • промежуточной аттестации (10% суммарной оценки),

  • оценки за эссе (20% суммарной оценки),

  • итогового экзамена по курсу (70% суммарной оценки).

1. Промежуточная аттестация проводится в виде теста из 8 –ми вопросов с закрытым перечнем ответов. Оценка выставляется по следующему принципу:



  • Четыре правильных ответа и менее – «не аттестован»;

  • Пять или шесть правильных ответов – «аттестован»;

  • Семь или восемь правильных ответов – «аттестован» и к оценке за экзамен добавляется 0,5 балла.

2.Сдача эссе по курсу и его презентация на семинарском занятии является обязательным условием допуска к экзамену. Оценка за эссе выставляется исходя из следующих принципов:



  • Отлично подготовленное эссе и отличная презентация на тему из разряда «сложных» с использованием источников на иностранных языках – дополнительный один балл к результатам экзамена;

  • Отлично подготовленное эссе и хорошая презентация на тему из разряда «сложных» с использованием источников на иностранных языках – дополнительные 0,5 балла к результатам экзамена;

  • Отлично подготовленное эссе и отличная презентация на тему из разряда «менее сложных» - дополнительные 0,5 балла к результатам экзамена.

  • Эссе и презентация, соответствующие требованиям, оцениваются по принципу «зачтено» и являются допуском к сдаче экзамена.

  1. Экзамен включает тест из восьми вопросов, вопрос по теории и задачу.

Оценка за тест выставляется следующим образом:



  • Менее пяти правильных ответов – 0 баллов;

  • Пять-шесть правильных ответов – 1 балл;

  • Семь-восемь правильных ответов – 2 балла.

Оценка за вопрос по теории выставляется следующим образом:

  • Ответ не по теме - 0 баллов;

  • Неполный ответ – 1 балл;

  • Полный ответ – 2 балла

Оценка за задачу выставляется следующим образом:

  • Задача не решена – 0 баллов;

  • Ход решения задачи правильный, но допущены ошибки или задача решена частично – 0,5 балла;

  • Задача решена полностью – 1 балл.


Основная литература

    1. Krugman P., Obstfeld M. International Economics: Theory and Policy. – Boston: Addison Wesley, 2000.

    2. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. – М.: Изд-во МГУ, 1997. (К-О)

    3. Sachs J.D., Larrain F. Macroeconomics in the Global Economy, Prentice-Hall, Inc. 1993. (С-Л)

    4. Сакс Д., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход./Пер. с англ., 1999.



Дополнительная литература

1. Вagliano, F. – C. Models for dynamic macroeconomics / F. Bagliano, G. Bertola. – New York; Oxford: Oxford University Press, 2004. – 276 p.

2. Blanchard O. J., and Fisher S. Lectures on Macroeconomics. Cambridge, MA.: MIT Press. 1992.

3. Boyer, R. The future of economic growth: as new becomes old / R. Boyer. – Cheltenham: Edward Elgar, 2004. – 174 p. – (The Saint-Gobain Centre for Economic Studies)

4. Development economics and structuralist macroeconomics: essays in honor of Lance Taylor / Ed. by Dutt A., Ros. J. – Cheltenham: Edward Elgar, 2003. – 450 p.

5. Dornbusch R., Fisher S., Startz R. Macroeconomics. McGraw-Hill. 1998

6. Froyen R.T. Macroeconomics: Theories and Policies. Prestice Hall. 2002.

7. Jenkins P., Chun-Yan Kuo, Keh-Nan Sun. Taxation and Economic Development in Taiwan. – Harvard University Press, 2003.

8. Jenkins P., Khadka R. Reengineering Tax Systems in Low-Income Countries. – Kluwer Law Int., 2002.

9. New economy handbook / Ed. by Jones D. – Amsterdam: Academic Press: Elsevier, 2003. – 1118 p.

10. O'Brien, R. Global political economy: evolution and dynamics / R. O'Brien, M. Williams. – New York: Palgrave Macmillan, 2004. – 370 p.

11. Shleifer A., Treisman D. Without a map: political tactics and economic reform in Russia. – The MIT Press, Cambridge (Mass.), 2000. – 223 p.

12. Taylor J. B. Macroeconomic Policy in a World Economy. From Econometric Design to Practical Operation. W.W. Norton, New York, On Line Edition, 1999, 330 p.

13. Бреннан Дж., Бьюкенен Дж. Причина правил. Конституционная политическая экономия. Выпуск 9 серии «Этическая экономия: исследования по этике, культуре и философии хозяйства» / Пер. с англ. Под ред. А.П. Заостровцева. – СПб.: Экономическая школа. 2005. – 272 с.

14. Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 223 с.

15. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005. 656 с.

16. Де Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире ? – М., 2002. – 272 с.

17. Де Сото Э. Иной путь. – М., 1995. – 320 с.

18. Европейская модернизация: В 2 кн. / Д. Травин, О. Маргания. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2004

19. Зиберт Х. Эффект кобры. Как можно избежать заблуждений в экономической политике. Пер. с нем. под ред.П.И. Гребенникова. – СПб.: Изд-во СП.ГУЭФ, 2003. -244 с.

20. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник. / Под общ. Ред. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

21. Илларионов А.Н. Мифы и уроки августовского кризиса. – Вопросы экономики, 1999, №№ 10-11

22. Котелкин С.В. Международная финансовая система. Учебник. М: Экономистъ, 2004.

23. Лимонов Л.Э. (редактор) Актуальные экономические проблемы России. СПб: МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», 2005.

24. Лимонов Л.Э., Жихаревич Б.С. и др. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике. СПб: МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», 2003.

25. Линдблом, Ч. Политика и рынки: политико-экономические системы мира / Ч. Линдблом; Пер. с англ. Петренко А. И.; Синициной О. А.; Под ред. Тамбовцева В. Л. – М.: Ин-т комплекс. стратег. исследований, 2005. – 446 с.

26. Макроэкономическая теория и российская практика: учебник./Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н. Думной. – М.:КНОРУС, 2005.- 688 с.

27. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

28. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики. - М.: Республика, 1996.

29. Ослунд А. Строительство капитализма.Рыночная трансформация стран бывшего советского блока. – М.: Логос, 2003.

30. Очерки о мировой экономике: выдающиеся экономисты мира в Московском Центре Карнеги. – М.: Гендальф, 2002

31. Пути экономического роста: международный опыт. – М: Деловой экспресс, 2001.

32. Расков Н.В. Макроэкономика России. 1990-1999 гг. СПб: Изд. СпбГУ, 2001.

33. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб: Питер, 2005.

34. Сравнительный анализ стабилизационных программ 90-х годов / Р. Анчак и др.; Под ред. С. Васильева; Моск. Центр Карнеги. – М.: Гендальф, 2003. – 447 с.

35. Стратегии и проблемы устойчивого развития России в ХХI веке. М., Экономика, 2002

36. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / Пер. с англ. Под ред. В.С. Катькало, Н.П. Дроздовой. СПб.: Издат. Дом СпбГУ, 2005. – XXXIV + 702 с.

37. Ясин Е.Г. Нерыночный сектор: Структурная реформа и экономический рост. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 88 с.


Рекомендуемые периодические издания и Интернет-ресурсы

Сайты:

  1. Банк России – www.cbr.ru

  2. Правительство РФ – www.government.ru

  3. Минэкономразвития РФ – www.economy.gov.ru

  4. Минфин РФ – www.minfin.ru

  5. Росстат РФ – www.gks.ru

  6. Всемирный Банк (МБРР) – www.worldbank.org

  7. МВФ – www.imf.org

  8. ВТО – www.wto.org

  9. Институт экономического анализа (ИЭА) – www.iea.ru

  10. Институт экономических проблем переходного периода (ИЭППП) – www.iet.ru

  11. Бюро экономического анализа (БЭА) – www.beafind.org/ru

  12. ЦЭФИР – www.cefir.ru


Периодические издания:

  1. Официальные издания Росстата:

«Россия в цифрах», «Информация о социально-экономическом положении России», «Российский статистический ежегодник» и др.

  1. Вопросы экономики

  2. Beyond Transition/ The Newsletter About Reforming Economies – www.worldbank.org/transitionnewsletter








База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница