Программа итоговой государственной аттестации для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100. 62




страница1/5
Дата22.04.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

Гуманитарно-экономический институт имени B.C. Черномырдина

Кафедра «Мировая и национальная экономика»

Утверждаю:

Проректор по учебной работе

__________________/Анисимов Н.Ю./

«____» ___________________ 20___ г.
ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

для студентов, обучающихся по направлению подготовки

080100.62 «Экономика»

профиль «Мировая экономика»


г. Москва

2014 г.
Введение
В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) и государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по всем направлениям и специальностям заключительным и обязательным этапом подготовки студентов является итоговая государственная аттестация. Она проводится в соответствии с Письмом Минобразования РФ «О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний».

Итоговая государственная aттестация бакалавра включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

К итоговой аттестации допускаются студенты, завершившие полный курс теоретического обучения и успешно выполнившие все требования учебного плана.

Студентам, аттестованным государственной аттестационной комиссией (ГАК), оформляется диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца по направлению «Экономика» с присвоением степени – бакалавр экономики

Выпускающая кафедра по направлению «Экономика», профиль «Мировая экономика» – кафедра мировой и национальной экономики.


Настоящая Программа включает в себя следующие разделы:

1. Квалификационную характеристику бакалавра,

2. Содержание и порядок проведения государственного экзамена, в том числе:

- критерии оценки знаний студентов и основные дисциплины,

- вопросы, включенные в государственный экзамен.

3. Требования к содержанию и структуре выпускной квалификационной работы бакалавра, порядок представления и защиты.
1. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАКАЛАВРА
1.1. Виды деятельности выпускника и задачи профессиональной деятельности

Бакалавр должен быть подготовлен к профессиональной работе в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на преподавательских и административных должностях в средних общепрофессиональных и профессиональных учебных заведениях, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего экономического образования согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37.

Бакалавр экономики может осуществлять аналитическую, организаторскую (административную) и образовательную (преподавательскую) деятельность в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях (фирмах) любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других организациях, а также в рамках органов государственного управления.

Выпускники направления «Экономика» могут реализовать приобретенные в процессе обучения ключевые компетенции на предприятиях и в организациях всех размеров, форм собственности и видов экономической деятельности.



1.2 Требования к профессиональной подготовленности бакалавра

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации):



  • иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

  • понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

знать:

  • теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

  • принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

уметь:

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

  • использовать основные методы экономического анализа статистической, бухгалтерской и финансовой информации;

  • использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;

владеть:

  • специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • навыками участия в научных дискуссиях;

  • навыками передачи экономических знаний в образовательном процессе.


2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Государственный экзамен по направлению 080100.62 «Экономика», профиль «Мировая экономика» имеет комплексный, междисциплинарный характер и проводится по соответствующим программам, охватывающим весь спектр основных вопросов по основным курсам.

Государственный экзамен должен способствовать реальной оценке уровня подготовки и качества подготовки студентов и должен учитывать общие требования к выпускнику, предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100.62 Экономика (2000 г.). Государственный экзамен позволяет выявить и оценить теоретическую подготовку выпускника для ведения профессиональной деятельности.

Проведение госэкзамена организуется в сроки, предусмотренные учебным планом специальности и графиком учебного процесса.

2.1. Концепция подготовки к государственному экзамену

К государственному экзамену по специальности допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Государственный экзамен проводится членами ГАК в форме собеседования по вопросам экзаменационного билета.

На экзамене проверяются остаточные фундаментальные знания по специальным дисциплинам ФГОС ВПО по НАПРАВЛЕНИЮ 080100.62 «Экономика». Студенты получают лист ответа, билет, содержащий 3 теоретических вопроса. Экзаменационные билеты подписываются председателем государственной аттестационной комиссии.

Ответы на вопросы экзаменационного билета студент должен излагать в логической последовательности, привязывая к социально- экономической ситуации в социально-трудовой сфере страны. Целесообразно ответы на экзаменационные вопросы сопровождать практическими примерами, представлять свою позицию по излагаемым вопросам.

Окончательная оценка формируется на основе ответов на поставленные в билете вопросы по методике, утвержденной в программе экзамена.

По завершении государственного экзамена комиссия на закрытом заседании обсуждает ответы и выставляет каждому студенту согласованную итоговую оценку. В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, поставленных членами комиссии, решение экзаменационной комиссии в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников вузов РФ «…принимается на закрытом заседании простым большинством голосов; при равном числе голосов голос председателя является решающим».
Итоговая оценка по экзамену сообщается студенту, проставляется в протокол экзамена и зачетную книжку студента, где, также как и в протоколе, расписываются председатель и члены экзаменационной комиссии. В протоколе экзамена фиксируется также номер и вопросы экзаменационного билета, по которым проводится экзамен.
Протоколы государственного экзамена утверждаются председателем ГЭК или его заместителем, сдаются в УМУ.

В период подготовки к государственному экзамену по специальности проводятся консультации для студентов по дисциплинам, вошедшим в программу государственного экзамена



2.2 Критерии оценки.

При проведении государственного экзамена по направлению «Экономика», профиль «Мировая экономика» в устной форме устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:


Оценка «отлично» предполагает, что студент показал исчерпывающие глубокие знания всего материала программы, полное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. При этом должны быть получены логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и членов государственной экзаменационной комиссии.
Оценка «хорошо» предполагает твердые и достаточно полные знания программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы в экзаменационном билете и членов государственной экзаменационной комиссии.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который показал не достаточно полное знание и понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений отдельных вопросов программного материала. В основном правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы; при ответах на отдельные вопросы имеют место незначительные неточности в раскрытии рассматриваемых процессов и явлений.
Оценка «неудовлетворительно» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.

2.3. Тематика, включаемая в государственный экзамен
В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по направлению 08010062 «Экономика» в экзаменационные билеты включены вопросы по дисциплинам:


    1. Цикл профессиональных дисциплин (ПД):

      Б.3Б.11 Мировая экономика и международные экономические отношения



Б.3В.1 Международные экономические отношения глобальной экономики

Б.3В3 Международные валютно-кредитные отношения

Б3.ДВ5 Международная коммерческая деятельность

Б.3ДВ6 Мировая торговля



Б3.ДВ7 Внешняя экономическая деятельность
2.4 Вопросы для подготовки к государственному экзамену

  1. Мировое хозяйство, его сущность, структура, основные этапы формирования и развития.

  2. Международное разделение труда как материальная основа развития мирового хозяйства. Формы МРТ и тенденции его развития в начале 21 века. Показатели МРТ.

  3. Мировая торговля: структура и тенденции развития, показатели мировой торговли и внешнеторгового оборота. Товарная структура мировой торговли и её географическая направленность.

  4. Внешнеторговая политика: цели, задачи, механизмы регулирования.

  5. Россия в системе современного мирового хозяйства, геополитическое и геоэкономическое положение. Ресурсный потенциал. Конкурентные преимущества и слабость России в мировой экономике начала 21 века.

  6. Мировой рынок капитала: сущность, формы, география движения капитала.

  7. Международный кредит и его роль в мировой экономике. Функции и формы кредита. Кредитоспособность стран мира.

  8. Иностранные инвестиции и их роль в экономическом развитии страны. Динамика и структура иностранных инвестиций. Современные проблемы и значение привлечения капитала в экономику страны.

  9. Мировой кризис задолженности: причины и последствия, способы обслуживания.

  10. Человеческие ресурсы мирового хозяйства. Демографические тенденции и проблемы современности.

  11. Мировая валютная система, её эволюция и современные особенности.

  12. Мировой рынок ссудного капитала: сущность, особенности и структура

  13. Место и роль Китая в мировой экономике начала 21 века. Структурные аспекты развития Китая. Внешнеэкономическая стратегия Китая. Экономические отношения Китая и России. Перспективы развития экономики Китая в 21 веке.

  14. Международная экономическая интеграция: сущность, причины и формы.

  15. Иностранный капитал в развивающихся странах. Проблемы ликвидации финансовой задолженности.

  16. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности РФ, его формы и методы. Инструменты внешнеторговой политики государства.

  17. Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Динамика, структура и направленность иностранных инвестиций.

  18. Международная конкурентоспособность: формы и методы ее оценки. Конкурентоспособность России в мировой экономике.

  19. Научно-технические ресурсы мирового хозяйства начала 21 в., их значение и влияние на экономическое развитие. Научно-технические ресурсы России.

  20. Внешняя задолженность России: масштабы, структура. Основные причины и динамика формирования внешней задолженности России. Пути разрешения проблемы внешней задолженности России.

  21. Международная торговля услугами в общей системе МЭО. Структура, динамика и регулирование мировой торговли услугами

  22. Современные процессы глобализации: объективные и субъективные факторы. Важнейшие глобальные проблемы в мировой экономике.

  23. Мировой рынок капитала и современные тенденции его развития. Положительные и отрицательнее последствия движения капитала для экономик стран экспортеров и импортеров капитала.

  24. Международная трудовая миграции, современные тенденции её развития. Влияние трудовой миграции на страны экспортеры и импортеры рабочей силы.

  25. Теории международного разделения труда. Экономические учения от меркантилистов до современных учений о международном разделении труда.

  26. Основные центры международной трудовой миграции, направления, размеры, состав. Россия на мировом рынке труда: проблемы и перспективы.

  27. Место и роль США в современной мировой экономике. Структура национальной экономики США. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая стратегия США.

  28. Современный мировой рынок, его структура и конъюнктура.

  29. Ведущие интеграционные объединения мира и их особенности.

  30. Транснациональные компании (ТНК) в мировой экономике. География и сферы деятельности ТНК. Место и роль ТНК в международном научном обмене. Деятельность ТНК в России.

  31. Ценообразование на мировом рынке и его особенности. Виды цен.

  32. Международные экономические организации, их цели, задачи, функции.

  33. Государственное и многостороннее регулирование международного движения капитала.

  34. Экономические основы решения глобальных проблем современной цивилизации.

  35. Основные модели экономических систем развитых стран и перспективы их развития

  36. Экологический кризис и экономические преимущества экологической перестройки хозяйствования. Международные организации в области охраны окружающей среды.

  37. Международные экономические отношения как составляющая мирового хозяйства, их формы на современном этапе. Динамика и структура развития.

  38. Мировой валютный рынок и его характеристики. Структура мирового валютного рынка.

  39. Глобальные проблемы и роль международных организаций в их решении.

  40. Современное положение развивающихся стран в мировой экономике. Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран. Наименее развитые страны и проблемы их развития.

  41. Валютный курс и факторы его определяющие. Виды валютных курсов. Паритет покупательной способности валют. Государственное регулирование валютных курсов.

  42. Классификация стран в мировой экономике: по уровню социально-экономического развития, по сводным показателям развития человека. Индекс развития человеческого потенциала.

  43. Платежный баланс страны и его структура. Сальдо платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс.

  44. «Зона евро», её место и роль в мировой экономике.

  45. Место и роль Японии в современной мировой экономике и АТР. Особенности развития японской экономики. Основные черты отраслевой структуры экономики Японии. Внешнеэкономическая деятельность. Экономические связи Японии и России.

  46. Топливно-энергетический комплекс мирового хозяйства и тенденции его развития.

  47. Участие России в международных интеграционных процессах. Интеграционные процессы в рамках СНГ. Евразийское экономическое сообщество.

  48. Европейский союз в мировой экономике начала 21 века, его место и роль. Этапы становления и развития ЕС. Основные современные проблемы и перспективы развития. Взаимоотношения ЕС и России.

  49. Внешнеэкономическая политика и практика ее осуществления в России. Меры по поддержке экспортеров.

  50. Государственное и международное регулирование трудовой миграции.

  51. Внешнеэкономическая деятельность России: специфические черты. Сырьевая ориентация российского экспорта и пути ее преодоления.

  52. Основные проблемы и перспективы развития современной мировой экономики. Источники и факторы экономического роста мировой экономики, тенденции развития.

  53. Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике.

  54. Страны БРИКС в мировой экономике, их место и роль. Современное геополитическое и геоэкономическое положение, перспектива развития.

  55. Отраслевая структура мирового хозяйства. Структура промышленности современной мировой экономики. Динамика ее развития в 21 веке.

  56. АТЭС и АСЕАН - важнейшие интеграционных группировки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), их отличительные особенности.

  57. Договорные отношения в сфере международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности.

  58. Контракт как основной инструмент международных торговых соглашений: структура и виды.

  59. Глобальные и региональные кризисы в мировой экономике.

  60. Внешнеторговая сделка и этапы ее проведения.

  61. Современный мировой рынок, его структура и конъюнктура

  62. Сущность, функции и классификация международных контрактов.

  63. Базисные условия поставки товара в международной коммерческой практике

  64. Международные расчеты и их формы.

  65. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК): характеристика и цели функционирования.

  66. Правовое регулирование внешнеторговых сделок. Унификация правовых норм в практике МЭО.

  67. Место и роль международных экономических отношений в развитии национальной экономики. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора.

  68. Свободные экономические зоны и их место и роль в мировой экономике.

  69. Основные тенденции развития мирового хозяйства в условиях мирового экономического кризиса.

  70. Конкурентные позиции России в современной мировой экономике.

  71. Характеристика основных мировых центров международной трудовой миграции. Особенности современных миграционных процессов.

  72. Внешний долг в системе современных международных экономических отношений.

  73. Международные корпорации как фактор глобализации МЭО. Место и роль международных корпораций в современной    мировой экономике.

  74. Россия в системе международного движения капитала: формы, масштабы, география и структура

  75. Кредитование внешнеэкономической деятельности. Основные формы кредитования в России.

  76. Проблемы экономического сотрудничества стран-членов СНГ.

  77. Международные валютно-финансовые и кредитные организации, их место и роль в мировом хозяйстве начала ХХI века.

  78. Сущность и классификация услуг, обращающихся в мировой торговле

  79. Международное регулирование современной мировой торговли.

  80. Бизнес в мирохозяйственной сфере: направления и формы.

  81. Роль иностранных инвестиций в изменении экономического положения национальных субъектов мирового хозяйства.

  82. Международные валютно-финансовые и кредитные учреждения как субъекты мировой экономки, их роль и экономические аспекты деятельности.

  83. Новые индустриальные страны в мировой экономике: место, роль и структурные аспекты развития. Внешнеэкономические  связи.

  84. Особенности современной внешнеторговой деятельности. Либерализация и протекционизм во внешнеторговой политике государства.


2. 5. Литература по дисциплинам, включенным в ГЭК

Б.3Б.11 Мировая экономика и международные экономические отношения

Литература

  1. Международные экономические отношения: учебник/под ред. Б.М. Смитиенко.-М.:ИНФРА-М,2014

  2. Международные экономические отношения / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012

  3. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С.Булатова, Н.Н. Ливенцева. – М.:Магистр, 2013

  4. Мировая экономика: учебник / под ред. Б.М.Смитиенко. – М.: «Высшее образование», ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012

  5. Фаминский И.П. Мировое хозяйство : динамика, стрктура производства, мировые товарные рынки. – М.: Магистр, 2010.

  6. Внешнеэкономическая деятельность / под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – М.: Академия, 2010


Б.3В.1 Международные экономические отношения глобальной экономики

Литература



Б.3В3 Международные валютно-кредитные отношения

Литература

Б3.ДВ5 Международная коммерческая деятельность

Литература

Б.3ДВ6 Мировая торговля

Литература

Б3.ДВ7 Внешняя экономическая деятельность

Литература
3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА, ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов; выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в различных областях экономики России в современных условиях.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.

При выполнении работы студент должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере (например, статистическая обработка материалов, выполнение графических построений, проведения математических расчетов, использование программ ПВМ для решения конкретных задач, поставленных в работе). Объем выпускной квалификационной работы должен составлять ориентировочно 50-70 страниц машинописного текста.

Выпускная квалификационная работа – самостоятельная творческая работа студента, выполняемая на примере конкретной организации, региона или конкретной области социально-трудовой сферы.

Рекомендуемая структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы (включающие теоретические и методические основы изучения проблемы, анализ изучаемой проблемы на предприятии, разработку рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы в области экономики труда на предприятии), заключение, перечень использованной литературы, приложения.


    1. Общие требования к выпускной бакалаврской работе

Выпускная квалификационная работа бакалавра является государственной аттестационной работой и формой итогового контроля за обучением студентов (бакалавров) по выбранному ими направлению.

Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра – это итог первого этапа в подготовке специалистов в области экономики. Работа показывает наличие базовой фундаментальной подготовки студентов по экономическому профилю, а также уровень освоения начальной специализации. В работе должны быть показаны навыки студента самостоятельно оперировать знаниями общетеоретических экономических дисциплин, а также основами знаний по экономике труда (для профиля «Экономика труда»).

Выпускная работа на степень бакалавра – это теоретическое исследование, направленное на решение отдельных профессиональных задач, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта по направлению «Экономика» общего профиля и профиля «Мировая экономика».

Цель выпускной квалификационной работы – систематизация теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении общеэкономических, специальных дисциплин, закрепление навыков владения методиками исследования, экспериментирования, моделирования и проектирования, определение степени подготовленности выпускников к самостоятельной работе и выполнению обязанностей в качестве специалиста в соответствии с выбранной профессией, определение уровня профессиональных компетенций, освоенных студентами в процессе реализации всей образовательной программы.

Достижение данной цели предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач, важнейшими из которых являются:

- определение направления проводимого исследования;

- обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы на степень бакалавра;

- исследование теоретических и методологических аспектов рассматриваемой темы;

- формирование собственной позиции в рамках исследуемых вопросов;

- сбор, обработка, анализ и оценка необходимой информации;

- разработка обоснованных рекомендаций по решению рассматриваемой проблемы в конкретной организации;

- подготовка к публичной защите выпускной квалификационной работы

на степень бакалавра.

Выпускная квалификационная работа должна отражать знание студентом экономической литературы, источников, правовой основы экономической деятельности, фундаментальных исследований по теме, публикаций ведущих специалистов в области темы исследования. Выпускник должен показать умение проводить аналитическую оценку концепций различных авторов, применять различные методы экономического, управленческого, математического анализа фактического материала по теме работы.

Важным требованием к работе является обоснованность изложенных в ней выводов и предложений, вытекающих из глубокого и полного анализа экономических процессов.



3.2. Подготовка к выполнению и выбор темы выпускной бакалаврской работы
Подготовка выпускной работы на степень бакалавра производится студентом на протяжении четвертого года обучения. Написание бакалаврской работы осуществляется в соответствии с календарным графиком, в котором устанавливаются конкретные сроки выполнения отдельных этапов работы, сроки сдачи готовой работы и ее защиты. Контроль за выполнением графика осуществляется научным руководителем и нормоконтролером кафедры. Вопрос о ходе подготовки выпускных бакалаврских работ систематически заслушивается на заседаниях кафедры. Предполагается промежуточная аттестация студента по подготовке бакалаврской работы.

Процесс работы над бакалаврской работой включает в себя несколько этапов.



На первом этапе студент выбирает тему выпускной бакалаврской работы, согласовывает ее на кафедре, определяет объект и предмет исследования, структуру работы, составляет план работы и график ее выполнения.

Второй этап – это подбор и изучение литературы по теме работы. Знакомство с объектом исследования, сбор практических материалов и их анализ, выполнение аналитических расчетов.

Третий, самый сложный этап – это выполнение бакалаврской работы в соответствии со сроками представления отдельных разделов научному руководителю, доработка отдельных разделов с учетом его замечаний.

На четвертом этапе производится техническое оформление выпускной работы и представление ее на кафедру.

На пятом этапе руководитель пишет отзыв на бакалаврскую работу, и проводится ее рецензирование.

Заключительный этап включает в себя подготовку доклада и презентационных материалов (схем, таблиц, графиков и т.д.) для защиты бакалаврской работы перед государственной аттестационной комиссией.

Полностью законченная и оформленная работа сдается на кафедру в установленные сроки.

Тема работы должна быть актуальной, достаточно конкретной и иметь практическое значение для экономики в целом или для отдельного хозяйствующего субъекта. В отдельных случаях допускается написание теоретических работ.

На основании разработанного и утвержденного кафедрой мировой и национальной экономики примерного перечня бакалаврских работ студент самостоятельно с учетом своих научных интересов, настоящей или будущей практической деятельности выбирает тему выпускной работы. Тему работы целесообразно выбирать с учетом тематики выполненной ранее курсовой работы, рефератов, научных докладов по общеэкономическим и специальным проблемам экономики труда.

Списки фамилий выпускников-бакалавров, тем выпускных бакалаврских работ, фамилии научных руководителей по каждой работе заблаговременно представляются в деканат за подписью заведующего кафедрой. В списках указывается фамилия, имя, отчество студента, тема дипломной работы, фамилия и инициалы, ученое звание, ученая степень (должность) научного руководителя.

В соответствии со списком деканат готовит проект приказа ректора университета о допуске к защите дипломных работ. После издания приказа изменения в названии дипломной работы, фамилий научных руководителей допускаются в исключительных случаях после дополнительного приказа ректора по представлению декана факультета.


3.3. Руководство бакалаврской работой
В целях оказания выпускнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания выпускной бакалаврской работы кафедра экономической теории и экономики труда из числа профессорско-преподавательского состава назначает ему научного руководителя.

Обязанности научного руководителя:

  1. знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к выпускным бакалаврским работам;

  2. совместно со студентом разрабатывает задание на выполнение выпускной бакалаврской работы;

  3. оказывает помощь в окончательном формулировании темы, составлении плана выпускной бакалаврской работы и календарного графика ее выполнения;

  4. осуществляет оперативное руководство выпускной бакалаврской работой;

  5. проводит регулярные консультации и собеседования со студентом в ходе подготовки и написания работы;

  6. контролирует выполнение графика выпускной бакалаврской работы;

  7. оказывает организационную и методическую помощь студенту-выпускнику;

  8. подписывает работу и допускает выпускника-бакалавра к предзащите;

  9. подписывая работу, дает гарантию ее соответствия предъявляемым в университете требованиям по качеству содержания и оформления;

  10. составляет письменный отзыв;

  11. консультирует студента по подготовке вступительного слова на защите на заседании ГАК.

На этапе подготовки выпускной бакалаврской работы научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и оказывает помощь в подборе литературы, источников получения информации, а также определении периода, за который целесообразно собрать информацию.

В ходе выполнения работы научный руководитель дает рекомендации по сбору фактического материала, разработке или подбору форм для сбора информации, методике ее обобщения, систематизации, обработки и использования в дипломной работе.

После получения окончательного варианта выпускной бакалаврской работы научный руководитель является экспертом и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует работу, указывая:


  1. актуальность темы;

  2. соответствие содержания выпускной бакалаврской работы целевой установке и профилю кафедры;

  3. научный уровень, полноту и качество разработки темы;

  4. степень самостоятельности, личного творчества, инициативы студента;

  5. полноту использования материалов, источников и литературы;

  6. умение работать с литературой, производить расчеты, анализировать, обобщать, делать научные и практические выводы;

  7. грамотность изложения материала;

  8. обоснованность использованных методов исследования и методик экономического анализа;

  9. правильность оформления работы;

  10. ценность выводов;

  11. целесообразность и экономическую обоснованность практических предложений.

В отзыве научный руководитель отмечает положительные стороны работы и обращает внимание на имеющиеся недостатки, не устраненные студентом-выпускником. В заключении отзыва определяется профессиональный уровень подготовки студента-бакалавра и излагается мнение о допуске выпускной бакалаврской работы к защите.

Подписывая дипломную работу на титульном листе, научный руководитель дает гарантию, что работа написана и оформлена в соответствии с требованиями МГТУ МАМИ. Если представленная студентом работа, по мнению руководителя, не соответствует необходимым требованиям, то он вправе не ставить свою подпись на титульном листе и не допускать работу к защите.


3.4. Структура и содержание выпускной бакалаврской работы
Структурными элементами выпускной квалификационной работы (дипломной работы) являются:

  • Титульный лист;

  • Содержание (оглавление);

  • Введение;

  • Основная часть (главы и параграфы);

  • Заключение;

  • Список использованных источников;

  • Приложения.


Титульный лист

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и отражает следующую информацию: наименование органа, курирующего вуз (учредителя), название высшего учебного заведения, название института, название кафедры, на которой выполняется дипломная работа, название темы дипломной работы, сведения об авторе, сведения о научном руководителе, местонахождение вуза и год выполнения работы, а также подтверждение заведующего кафедрой о допуске студента к защите. Образец титульного листа представлен в Приложении 2.


Содержание

Содержание включает введение, перечень глав и параграфов ВКР (ДР), заключение, список использованных источников, приложения (без перечисления их названий) с указанием номеров страниц, с которых начинаются вышеперечисленные составляющие работы

Содержание дипломной работы, в котором должны быть отражены все рассматриваемые в исследовании вопросы, разрабатывается студентом по согласованию с научным руководителем. В процессе выполнения исследования, по согласованию с научным руководителем возможна корректировка содержания. Форма представления «Содержания» приведена в Приложении 3.
Введение

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, задачи, объект, предмет, теоретико-методологическая основа, информационная база и методы исследования, а также приводится структура работы.



Актуальность, являясь обязательным требованием к любой научной работе, выступает основным критерием обоснования выбора темы ВКР. С учетом этого при обосновании актуальности выбранной темы исследования необходимо, с одной стороны, показать своевременность и социально-экономическую значимость рассматриваемых проблем, а с другой – оценить степень их изученности и проработанности на данный момент и сформулировать перечень вопросов, которые нуждаются в дальнейшей разработке. Таким образом, в данном разделе введения рассматриваются обстоятельства, которые предопределяют актуальность и выбор темы дипломной работы.

Цель и задачи исследования. Целью работы является изучение и оценка проблем, связанных с выбранной темой, и главное разработка на этой основе рекомендаций по их решению. Примеры формулировок цели ВКР (ДР):

«Цель дипломной работы состоит в разработке рекомендаций по использованию зарубежного опыта при создании международных российских брендов»;

«Цель данной работы состоит в анализе соответствия современного состояния российского агропромышленного комплекса требованиям ВТО и определении возможных последствий присоединения России к ВТО для агропромышленного комплекса»

В соответствии с поставленной целью формулируется комплекс взаимосвязанных задач, направленных на ее реализацию, и подлежащих решению для раскрытия темы. Задачи должны сопрягаться с «содержанием» работы (названиями глав и параграфов) и соответственно иметь теоретический, аналитический и практический характер. Реализация цели, как правило, требует решения пяти-шести задач, которые формулируются в виде перечня: «изучить…, рассмотреть…, выявить…, установить…, описать…, проанализировать…, определить…, разработать…».

Обязательным элементом введения является формулирование объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находиться в границах объекта. Предмет исследования определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Например, «объектом исследования является деятельность зарубежных фирм («Nestle», «Kodak») по выходу на российский рынок, а предметом – вопросы выбора предприятием способов выхода на внешний рынок».

Теоретико-методологическую основу ВКР (ДР) составляют нормативно-законодательные документы (законы, указы, приказы, распоряжения), труды зарубежных и российских ученых и специалистов (в скобках указываются фамилии и инициалы авторов). Главные выводы и предложения в работе должны базироваться на результатах анализа практических материалов, характеризующих объект исследования.

Следующим элементом введения является перечисление методов исследования, в числе которых могут быть: системный, комплексный и стратегический подходы; методы статистического анализа (анализ темпов роста, прироста, структурных показателей), сравнительный анализ и другие.

В завершении введения приводится структура работы, т.е. дается перечень ее структурных элементов, их краткая характеристика и обосновывается последовательность их изложения. Слова «актуальность», «цель и задачи», «теоретико-методологическая основа», «методы», «структура» во введении выделяются курсивом.

.

Основная часть

Основная часть дипломной работы специалистов состоит из трех глав, каждая из которых подразделяется на 2-3 параграфа.

Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения нормативно-законодательных актов, работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, проводится критический анализ, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. В завершении автор формулирует выводы по главе, материал которой дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях применительно к объекту исследования.

Вторая глава носит аналитический (эмпирический) характер. Ее целесообразно начинать с краткой характеристики объекта исследования, которая должна включать все аспекты его внешнеэкономической деятельности, а основные экономические показатели рекомендуется представлять в динамике не менее чем за три последних года. В данной главе проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития объекта исследования, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, определяет круг вопросов, требующих первоочередного решения. Выводы по результатам проведенного анализа должны стать базовой основой для разработки рекомендаций и конкретных предложений, которым должна быть посвящена третья глава работы.

Материал второй главы целесообразно иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и т.д. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий по решению выявленных проблем в рамках проводимого исследования.



Третья глава выполняется на основе исследований теоретического и аналитического разделов и содержит предложения по совершенствованию деятельности исследуемого объекта, рекомендации по проведению мероприятий, способствующих улучшению исследуемой области и оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий, а также прогноз возможных социально-экономических последствий их внедрения для исследуемого объекта. Итогом исследований должны стать выводы, приведенные в завершении данной главы.

Главы и параграфы должны быть логически завершенными, связанными и неповторяющимися по содержанию.

Обязательными для дипломной работы являются логическая связь между разделами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Заключение

В заключении логически последовательно излагаются выводы и предложения по результатам представленной работы. Они должны быть краткими и четкими, отражать содержание всех глав и параграфов представленного исследования, то есть носить теоретический, аналитический и практический характер Выводы излагаются в тезисном порядке, а их последовательность определяется логикой построения научного исследования. Осуществить это гораздо проще, если после каждой главы дать краткие выводы по каждому параграфу.

В конце заключения обязательно вносятся конкретные предложения и рекомендации по внедрению результатов исследования и дается фактическая или прогнозная оценка их реализации.

Заключительная часть ВКР(ДР)представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а формулирование того нового, что внесено автором в изучение и решение проблемы. Объем заключения в ВКР(ДР) – 5 - 7 страниц.


Список использованных источников

Список использованных источников должен давать полное представление о материалах, использованных при написании дипломной работы и насчитывать не менее 45 наименований. Поскольку список литературы отражает степень теоретической проработки изучаемых проблем, он должен включать: законы и другие нормативно-методические документы по рассматриваемой проблеме, работы отечественных и зарубежных (в том числе, на иностранном языке – не менее 3-х) авторов, периодические издания и интернат сайты. Основу списка работ отечественных и зарубежных авторов должны составлять монографии и периодические издания, непосредственно связанные с темой исследования. Рекомендуется в список литературы включать современные издания, опубликованные в течение последних пяти лет.


Приложения

В приложения следует выносить вспомогательные или дополнительные материалы (первичные, промежуточные, результатные), которые загромождают текст основной части работы. По содержанию это могут быть: цифровые данные, расчеты, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы и др. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, схемы, алгоритмы, анкеты и т.п.

На каждое приложение необходимо сделать ссылку в основном тексте дипломной работы.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница