Программа «Экономика инновационного развития»




Скачать 122.95 Kb.
Дата10.05.2016
Размер122.95 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе


___________(проф. Елина Е.Г.)

"__" __________________2012 г.



Рабочая программа дисциплины
Теория конкурентных преимуществ
Направление подготовки

080100 - Экономика


магистерская программа «Экономика инновационного развития»
Квалификация (степень) выпускника

магистр


Форма обучения

очная

Саратов, 2012 год

1. Цели освоения дисциплины «Теория конкурентных преимуществ»

Целями освоения дисциплины «Теория конкурентных преимуществ» являются:

усвоение глубины и многообразия методологии и теории анализа конкурентных преимуществ;

понимание основных параметров конкуренции на различных уровнях экономики;

освоение процедур межстрановых сравнений конкурентоспособности и оценки государственной политики в сфере конкуренции;

осмысление роли локальных конкурентных преимуществ в инновационном развитии экономики;

представление о закономерностях формирования кластеров конкурентоспособных отраслей;

понимание роли сфер науки и образования в создании конкурентных преимуществ различных уровней экономики;

углубление и расширение знаний и навыков студентов в области использования теоретических концепций и моделей для анализа конкретных практических ситуаций;

осмысление возможностей использования теоретических концепций и моделей в конкретных исторических условиях для управления социально-экономическими процессами и для прогнозирования социально-экономической динамики;

формирование аналитического типа экономического мышления.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Теория конкурентных преимуществ» является курсом, изучаемым по выбору, относится к профессиональному циклу (М2.ДВ1), заключается в освоении новых разделов фундаментальных и прикладных экономических знаний. Преподавание курса осуществляется в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Учебная дисциплина «Теория конкурентных преимуществ» представляет собой фундаментальную науку – совокупность наиболее значимых, устоявшихся экономических и управленческих доктрин, обеспечивает экономическую теорию и теорию инноваций фактическим материалом о причинах и последствиях хозяйственного и научно-технического развития, служит общей методологической, теоретической и прикладной основой для отраслей экономического знания и информационно-аналитических наук. Она логически связана с учебными дисциплинами общенаучного и профессионального циклов.

Дисциплина «Теория конкурентных преимуществ» ориентирована на формирование знаний, необходимых для написания квалификационной работы по тематике магистратуры.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория конкурентных преимуществ»

В результате освоения дисциплины «Теория конкурентных преимуществ» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

способности самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);

способности принимать организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);

владения навыками публичной и научной речи (ОК-6);

способности анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

способности составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);

способности руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные теоретические положения всех разделов дисциплины; ключевые концепции и закономерности теории конкурентных преимуществ, основные факторы формирования конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Уметь: использовать в своей профессиональной деятельности методы анализа конкурентных преимуществ; выявлять проблемы изменения конкурентоспособности при анализе конкретных социо-хозяйственных ситуаций и научно-технических тенденций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; формулировать стратегии развития конкурентных преимуществ;

Владеть: категориальным аппаратом и алгоритмами анализа конкурентоспособности; методикой оценки наиболее важных статистических показателей и научно-технических процессов, методами хронологического и сравнительного анализа экономических явлений и управленческих стратегий; владеть навыками практической работы с концепциями конкурентных преимуществ, владеть навыками работы с информационными источниками, учебной и справочной литературой по управленческой и экономической проблематике.

4. Структура и содержание дисциплины

«Теория конкурентных преимуществ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов



п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)




Формы текущего контроля

успеваемости



(по неделям

семестра)

Формы


промежуточной аттестации

(по семестрам)

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа


1

Концепция

конкурентных

преимуществ


3

1,2,3

30

2

4

24

Аналитический обзор. Эссе. Конференция «Круглый стол»

2

Кластеры и

конкуренция



3

4,5,6,7

62

4

10

48

Аналитический обзор. Экспертная оценка. Конференция «Круглый стол».

«Мозговой штурм».




3

Конкурентные

преимущества стран



3

8,9,10,11

52

6

8

38

Экспертная

оценка.


Конференция «Круглый стол».

«Мозговой штурм».






Итого







144

12

22

110

Экзамен 36

Тема 1. Концепция конкурентных преимуществ

Методология конкурентного анализа М. Портера. Силы, определяющие состояние конкуренции в отрасли: выбор выгодного положения среди конкурентов, рыночная власть продавца, рыночная власть потребителей, угроза вторжения новых участников, угроза появления продуктов-заменителей.

Стратегия на основе уникальных видов хозяйственной деятельности. Стратегия на основе сочетания разных видов деятельности. Роль информации в достижении конкурентного преимущества. Конкурентные преимущества – основа корпоративной стратегии.


Тема 2. Кластеры и конкуренция

Определение кластера. Источники локальных конкурентных преимуществ. Социальные параметры кластеров. Кластеры и экономическая география. Кластеры и развитие экономики. Политика правительства на уровне кластера. Роль корпорации в развитии кластера. Формирование инициатив развития кластера. Кластеры конкурентоспособных отраслей. Значение географической концентрации хозяйственной деятельности. Возникновение и развитие конкурентоспособной отрасли.

Глобальная конкурентная стратегия компаний. Международная конкуренция на локальных рынках. Местоположение и глобальная конкуренция.

Конкурентные решения социальных проблем. Загрязнение окружающей среды и эффективность фирмы. Инновации и производительность ресурсов. Конкурентное преимущество городских регионов. Выбор местоположения и развитие бизнеса.

Ключевая роль системы высшего профессионального образования в инновационном развитии экономики, в создании конкурентных преимуществ, в формировании кластерной структуры экономики.
Тема 3. Конкурентные преимущества стран

Создание национального процветания. Определение конкурентоспособности страны. Межстрановые сравнения. Факторы, определяющие инвестиции. Рынок внешнего капитала. Рынок внутреннего капитала. Сравнительные системы распределения капитала. Роль государственной политики, институциональных инвесторов и корпораций.

Развитие конкурентоспособности национальной экономики. Экономическое развитие. Стадии развития конкуренции. Стадии экономического развития стран в послевоенный период.

Модели национальных конкурентных преимуществ. Промышленная политика правительства. Правительственная политика и национальное преимущество. Воздействие правительства на факторные условия, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли, на стратегию, структуры и соперничество фирм. Правительственная политика и этапы конкурентного развития. Ключевые национальные экономические проблемы.


5. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы (лекции, творческие работы, самостоятельная работа) используются следующие современные образовательные технологии:

Лекционно-семинарско-экзаменационная система обучения;

Информационно-коммуникационные технологии

Исследовательские методы в обучении

Проблемное обучение

Реферативно-аналитические технологии

Содержание учебной дисциплины распределяется с учетом выделенных на изучение дисциплины часов. Выделенный образовательный модуль формируется как лекционные занятия, работа в семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных социально-экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде эссе, рефератов, анализа проблемных ситуаций, экспертных оценок, участия в дискуссиях. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов и руководство этой работой со стороны преподавателя. Формы контроля: выполнение контрольных работ, аналитическое изучение, разбор проблемных ситуаций, написание эссе и реферативных обзоров, обсуждение актуальных проблем творческими группами. Итоговый контроль – экзамен.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Материалы для самостоятельной работы студентов
Темы для докладов, рефератов, эссе, дискуссий, обсуждения проблемных ситуаций, на семинарских занятиях.
Практикум 1. Конференция «Парадигма конкурентного анализа М. Портера».

Практикум 2. «Круглый стол» по проблеме «Совместима ли теория совершенной конкуренции с теорией конкурентных преимуещств?»

Практикум 3. «Специфика конкурентных отношений в сфере высшего профессионального образования».

Задание. Подготовить аналитический обзор о специфике конкуренции в высшем профессиональном образовании.

Практикум 4. «Экспертная оценка участия вузов г. Саратова в формировании региональных кластеров отраслей»

Задание. Разработать проект участия вузов региона в формировании кластерной структуры региональной экономики.

Практикум 5. «Оценка и анализ конкурентных позиций региональной экономики Саратовской области»

Задание. Дать экспертную оценку конкурентных преимуществ региональной экономики Саратовской области.

Практикум 6. Конференция «Проблемы использования конкурентных преимуществ регионов Российской Федерации».

Практикум 7. «Мозговой штурм» «Развитие конкурентных преимуществ региональной экономики Саратовской области».

Практикум 8. «Круглый стол» по проблеме «Модели национальных конкурентных преимуществ»

Практикум 9. «Круглый стол» по проблеме «Роль государственной политики в формировании национальных конкурентных преимуществ»

Практикум 10. «Мозговой штурм» «Развитие конкурентных преимуществ экономики Российской Федерации».

Практикум 11. «Мозговой штурм» «Роль инноваций в развитии конкурентных преимуществ экономики Российской Федерации».



Итоговый экзамен по дисциплине «Теория конкурентных преимуществ» проводится в форме защиты творческих работ (научных докладов, рефератов) по темам, соответствующим содержанию данного учебного курса. Тема творческой работы выбирается обучающимся самостоятельно, но при условии согласования ее с преподавателем.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература



  1. Портер М. Конкуренция. М.: 2000. 495 с.

  2. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. Учебник. М.: 2010. 608 с.

  3. Сорвиров Б.В., Баранов А.М., Западнюк Е.А. Теория конкуренции. Учебно-методический комплекс. М.: 2011. 221 с. // http://www.iqlib.ru/book/preview/ B59DC1CF6B3C4877BC6AA11AEC687846

Дополнительная литература



  1. Абрамкина А. А. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг вузов. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. эконом. наук. Омск – 2011

  2. Андриянов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения, 2006. - 3. С. 47-57.

  3. Асаул А.Н., Капаров Б. М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики под ред. д.э.н, проф. А. Н. Асаула – СПб.: «Гуманистика», 2007. - 280с

  4. Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции: Учебно-методический комплекс. – М.: 2008. – 232 с.

  5. Екшиев Т.К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза // Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009.

  6. Комарова И.И. Круг трансформаций: от общества знаний к инновационной экономике // http://www.vatanym.ru/?an=vs310_eco3

  7. Конкуренция вузов на российском образовательном рынке // Вузовский вестник. № 7 (103), апрель 2010.

  8. Корчагова Л.А., Оценка конкурентоспособности вуза. // http://referent.mubint.ru /security/ 8/5490/1

  9. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва М.: 2004. 632 с.

  10. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

  11. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития России http://institutiones.com/strategies/1979-klasternyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-rossii.html

  12. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // http://www.krsu.edu.kg/vestnik/ 2002/v3/a15.html

  13. Н. Семенова Кластеризация – новое явление в мировой экономике и политике // http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/klasterizatsiya-novoe-yavlenie-rol-v-mirovoi-ekonomike-politike

  14. Оболенский, В. Внешняя торговля России: темпы сверхвысокие, товарное наполнение прежнее // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 1. – С. 76–87.

  15. Оболенский, В. П. Россия и ВТО :Возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции.//Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 5. - С. 38 – 48

  16. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: 1993. 896 с.

  17. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. М.: 2011.

  18. Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / отв. ред. Д.С. Львов, Д.Е. Сорокин. – М.: 2005. 508 с.

  19. Россия в полицентричном мире Под. ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М., Весь Мир, 2011

  20. Специфика экономических отношений на рынке образовательных услуг. // Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011.

  21. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона // http://crossborder.ucoz.com/publ/ transgranichnye_klastery/transgranichnye _klastery/sushhnost_klasternykh_predprinimatelskikh_setej_i_ikh_rol_v_ehkonomike_regiona/6-1-0-9

  22. Трофимова О.М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике // http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/02/10/

  23. Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // http://crossborder.ucoz.com /publ/transgranichnye_klastery/transgranichnye_klastery/klastery_konkurentosposobnosti/6-1-0-6

  24. Шпотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // http://www.cfin.ru/management/leading_theories.shtml


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

«Теория конкурентных преимуществ»

  1. Учебные пособия;

  2. Слайды с презентациями лекций;

  3. Компьютерные демонстрации;

  4. Компьютерное оборудование с лицензионным или свободно распространяемым программным обеспечением.

Доступ к вузовскому библиотечному фонду; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки); доступ к интерактивной видеопанели (во время лекционных занятий).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Экономика».
Автор: д.э.н., проф. Г.А. Черемисинов

Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории и национальной экономики от 26 сентября 2012 года, протокол № 3.

Подписи:
Зав. кафедрой экономической теории

и национальной экономики Трубицына Т.И.


Декан экономического

факультета Балаш О.С.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница