Программа дисциплины «Управление организационными изменениями»




Скачать 338.76 Kb.
Дата29.04.2016
Размер338.76 Kb.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Управление организационными изменениями» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация внешних связей в субъектах Российской Федерации»

для направления 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Исланкина Е.А., ст. преподаватель eislankina@hse.ru



Одобрена на заседании кафедры государственного
и муниципального управления
Зав. кафедрой В.В.Иванов _______________


«22» сентября 2014 г.



Рекомендована секцией УМС «Менеджмент»
Председатель Ю.В.Кузнецова ______________


«22» сентября 2014 г.



Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Председатель В.М. Бухаров ______________


«22» сентября 2014 г.


Нижний Новгород, 2014 год


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Организация внешних связей в субъектах Российской Федерации».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным стандартом НИУ ВШЭ подготовки бакалавров по направлению 080200.62 «Менеджмент»;

Образовательной программой по направлению 080200.62 «Менеджмент»;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент организации», утвержденным в 2014 году.

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Организация внешних связей в субъектах Российской Федерации» являются:



  1. Изучение теоретических, методологических и правовых основ управления международными и внешнеэкономическими связями на уровне субъектов Российской Федерации.

  2. Знакомство с современными практиками организация внешних связей на региональном уровне в России и за рубежом.

  3. Обоснование места и роли международной и внешнеэкономической деятельности в системе регионального управления.

  4. Формирование у студентов системы представлений об основных положениях государственного и международного протокола и современной практикой организации приёмов и визитов на высоком уровне современной государственной гражданской службе.

  5. Развитие у студентов навыков применения научно-исследовательского подхода к проблемам оценки эффективности внешних связей на региональном уровне.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Государственное регулирование экономики» студент должен:

  • Знать:

  • понятийный аппарат, теоретические основы управления международными и внешнеэкономическими связями на уровне субъектов Российской Федерации;

  • концептуальную и нормативную правовую базу разграничения компетенций и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами в сфере международных и внешнеэкономических связей;

  • содержание ключевых научных исследований в области международных и внешнеэкономических связей, протокольной практики;

  • базовую статистику в области внешнеэкономической деятельности на региональном уровне.




  • Уметь:

  • пользоваться терминологией, относящейся к вопросам управления международными и внешнеэкономическими связями, государственного протокола;

  • критически оценивать ситуации в области международных и внешнеэкономических связей, государственного протокола на региональном уровне;

  • ориентироваться в системе нормативных правовых актов, регулирующих сферу управления международными и внешнеэкономическими связями, государственного протокола;




  • Иметь навыки:

  • поиска, обработки и анализа информации в области управления международными и внешнеэкономическими связями, государственного протокола;

  • разработки программ и церемониала международных мероприятий;

  • проведения оценок эффективности внешней деятельности региона;

  • анализа проблем в области управления международными и внешнеэкономическими связями, государственного протокола.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем

личностном и общекультурном развитии



ОК-1

Представляет связи между понятиями и процессами своей профессиональной области и ценностями мировой культуры, использует свои метапредметные знания для подготовки к семинарским занятиям, при выполнении заданий

Семинары, дискуссии, деловые игры. Разбор кейсов из российской и зарубежной практики

Умеет анализировать и оценивать события и процессы, происходящие в стране и мире, и занимает активную гражданскую позицию

ОК-3

Демонстрирует интерес к ситуации в области международных отношений, активно применяет свои знания для аргументации ответов и выступлений, находится в курсе последних новостей

Семинары, дискуссии. Разбор кейсов из российской и зарубежной практики. Встречи с представителями государственного управления

Владеет культурой мышления, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-5

Грамотно обосновывает свою позицию во время дискуссий и выступлений, общения с экспертами; применяет профессиональную лексику в устной и письменной речи, при подготовке заданий использует соответствующий стиль изложения материала

Семинары, выступления с докладами по итогам выполнения домашнего задания, встречи с представителями государственного управления

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией
к осуществлению профессиональной деятельности

ПК-2

Демонстрирует заинтересованное и неравнодушное отношение к событиям и процессам, происходящим в профессиональной области, проявляет инициативу в процессе обучения (задает вопросы, самостоятельно находит дополнительные источники информации, предлагает темы для обсуждения)

Семинары, дискуссии, деловые игры. Работа с научными статьями. Домашние задания. Встречи с представителями государственного управления

Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ПК-4

Использует в своей устной и письменной речи ссылки на положения нормативных правовых документов, интерпретирует события и процессы в своей профессиональной области с точки зрения закона, демонстрирует навыки работы с правовой информацией

Лекции, работа с нормативными документами (анализ, обязательное использование при подготовке к семинарским занятиям по отдельным темам)

Понимает основы государственной политики в области международных отношений и регионального управления; международного протокола и этикета

ПК-31

Демонстрирует навыки работы с государственными программами и нормативными документами, интерпретирует и оценивает их содержание с использованием изученных теорий

Анализ государственных программ и иных документов, лекции, встречи с представителями государственного управления

Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения

поставленных исследовательских задач



ПК-56

Демонстрирует навыки поиска данных, структурирует информацию, полученную из разных источников, представляет результаты аналитической работы в виде доклада-презентации

Работа с научными статьями, анализ государственных программ

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу (специальные дисциплины) и является дисциплиной по выбору. Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Основы экономики», «Основы менеджмента», «Иностранный язык».
5. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Теоретические, методологические и правовые основы управления международными и внешнеэкономическими связями на уровне субъектов Российской Федерации

18

2

-

2

14

2.

Государственный протокол Российской Федерации. Международный протокол. Протокольные практики на региональном уровне

18

2

-

-

16

3.

Организационно-протокольное обеспечение визитов иностранных делегаций в регионы

18

2

-

2

14

4.

Протокольные аспекты зарубежных поездок руководителей субъектов Российской Федерации.

18

2

-

2

14

5.

Церемониал официальных мероприятий. Международный этикет

18

2

-

2

14

6.

Переговорный процесс и национальные особенности делового общения

18

2

-

2

14

7.

Управление внешнеэкономическими связями на региональном уровне

18

2

-

2

14

8.

Формирование международного имиджа региона в медийном пространстве

18

2

-

2

14

ИТОГО:

144

16

-

14

114


6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4




Текущий


Контрольная работа

*










Письменная работа 60 минут (тест)

Итоговый

Экзамен





*







Устный опрос по билетам



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Текущий контроль состоит из контрольной работы в форме тестирования. По итогам выполнения тестового задания оценки выставляются исходя из следующего соотношения правильных ответов:


Оценка по 10-балльной шкале

Количество правильных ответов (%)

10

90

9

85

8

80

7

75

6

70

5

60

4

50

ниже 4

менее 50


6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях по следующим критериям: активность, степень проработанности материала и подготовленности по заданной теме, умение анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Итоговая оценка по курсу «Организация внешних связей в субъектах Российской Федерации» формируется как сумма двух оценок: накопленная оценка – по результатам выполнения контрольной работы (теста) и работы на практических занятиях, а также оценка по итогам ответов на вопросы в рамках экзамена. Способ округления оценок – арифметический.
Оитог. = 0,5*Онакпл. + 0,5*Оэкзпмен,

где Онакопл. =0,6*Оаудитор. + 0,4*Ок/р


В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.


  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Теоретические, методологические и правовые основы управления международными и внешнеэкономическими связями на уровне субъектов Российской Федерации.

Содержание раздела: Ведение в дисциплину. Понятие внешних связей субъекта Российской Федерации, их место в системе деятельности органов исполнительной власти. Управление внешними связями на региональном уровне. Разграничение полномочий в области международного и внешнеэкономического сотрудничества на федеральном и субфедеральном уровнях. Координация работы по организации внешних связей субъектов федерации с МИД России и другими федеральными исполнительными органами. Постоянные представительства Министерства иностранных дел в субъектах Федерации.
Количество часов аудиторной работы: 4
Объем самостоятельной работы: 14
Основная литература по разделу:

  1. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие / под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. - СПб. : Питер, 2005. - 448 с. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00447-3 : 176-00.

  2. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183 «Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации».

  3. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 [Электронный документ] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (Проверено 12.11.2012).

  4. МИД России. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации [Электронный документ]: http://www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf/kartaflat/03.02.02.07 (проверено 30.08.2014).

Дополнительная литература:

  1. Закон Нижегородской области от 16 апреля 2001 года № 181-З "О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области".

  2. Соловьёв, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э. Я. Соловьёв. - 6-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2009. - 208 с. - Рекомендуемая литература: с. 206. - ISBN 978-5-98534-995-5 : 150-00

  3. Саая А.П. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства: Сборник научных трудов. - Казань: ООО "Офсет-сервис", 2013, Вып. VIII. - С. 349-356. [Электронный документ]:  http://www.ksrtuva.ru/files/Doklad%20den%20yrista.doc. (Проверено 30.08.2014)

  4. М.А. Суржиков. Институты внешнеэкономической деятельности региона: особенности формирования и тенденции развития // Экономические науки. 2011.  № 6. С. 202-205.  [Электронный документ]: http://ecsocman.hse.ru/text/48330040.html (проверено 30.08.2014).



Тема 2: Государственный протокол Российской Федерации. Международный протокол. Протокольные практики на региональном уровне


  1. Содержание раздела: Государственный протокол Российской Федерации: основные понятия. Протокольная практика в субъектах федерации: цели, задачи, нормативная база, организационное обеспечение. Опыт Нижегородской области и сравнение с другими регионами России. Протокол и символы суверенитета государства. Флаг. Герб. Гимн и действующее законодательство. Этикет государственного флага и государственного гимна.


Количество часов аудиторной работы: 2
Объем самостоятельной работы: 16
Основная литература по разделу:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183 «Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации».

  2. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 [Электронный документ] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (Проверено 12.11.2012).

  3. Соловьёв, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э. Я. Соловьёв. - 6-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2009. - 208 с. - Рекомендуемая литература: с. 206. - ISBN 978-5-98534-995-5 : 150-00

  4. В.И. Соболев, Е.Б. Абросимова. О деловом этикете, и не только... Книга для предпринимателей, руководителей и персонала компаний. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013. - 588 с.

  5. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Государственном гербе Российской Федерации" (25 декабря 2000 г.)

  6. Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации"

    Дополнительная литература:

  1. Рекомендации по приему делегаций зарубежных государств в субъектах
    Российской Федерации [Электронный документ]: http://www.mid.ru/bdomp/bull.nsf/b8c211ca1a623d7f432568e900412a30/7959da0feed6c340432568e4002f1afd!OpenDocument (Проверено 30.08.2014).

  2. Основные положения протокольной практики Саратовской области, касающиеся приема делегаций различного уровня. [Электронный документ]: http://www.invest.saratov.gov.ru/ved/poryadok%20priema5.doc. (Проверено 30.08.2014).



Тема 3. Организационно-протокольное обеспечение визитов иностранных делегаций в регионы
Содержание раздела: Порядок приема глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных государств в Российской Федерации. Виды визитов на высшем и высоком уровне и их особенности. Объем протокольных мероприятий и уровень персонального участия официальных лиц. Согласование сроков и характера визита. Подготовка проекта распоряжения, программы визита и другой документации. Вопросы координации.
Количество часов аудиторной работы: 4
Объем самостоятельной работы: 14
Основная литература по разделу:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183 «Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации».

  2. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 [Электронный документ] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (Проверено 12.11.2012).

  3. Соловьёв, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э. Я. Соловьёв. - 6-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2009. - 208 с. - Рекомендуемая литература: с. 206. - ISBN 978-5-98534-995-5 : 150-00

  4. В.И. Соболев, Е.Б. Абросимова. О деловом этикете, и не только... Книга для предпринимателей, руководителей и персонала компаний. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013. - 588 с.

Дополнительная литература:

  1. Рекомендации по приему делегаций зарубежных государств в субъектах
    Российской Федерации [Электронный документ]: http://www.mid.ru/bdomp/bull.nsf/b8c211ca1a623d7f432568e900412a30/7959da0feed6c340432568e4002f1afd!OpenDocument (Проверено 30.08.2014).

  2. Основные положения протокольной практики Саратовской области, касающиеся приема делегаций различного уровня. [Электронный документ]: http://www.invest.saratov.gov.ru/ved/poryadok%20priema5.doc. (Проверено 30.08.2014).


Тема 4. Протокольные аспекты зарубежных поездок руководителей субъектов Российской Федерации.
Содержание раздела: Подготовка и организационно-протокольное обеспечение зарубежных визитов руководителей субъектов Российской Федерации. Подготовительные и передовые группы. Взаимодействия с посольствами при подготовке и обеспечению визитов. Составление и согласование программы визита. Роспись основных элементов программы и ее особенности – Женская программа и ее специфика. Учет национальных традиций и обычаев при проведении зарубежных визитов. Протокольная практика зарубежных государств (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, страны Ближнего Востока, Латинской Америки и др.).
Количество часов аудиторной работы: 4
Объем самостоятельной работы: 14
Основная литература по разделу:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183 «Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации».

  2. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 [Электронный документ] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (Проверено 12.11.2012).

  3. Соловьёв, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э. Я. Соловьёв. - 6-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2009. - 208 с. - Рекомендуемая литература: с. 206. - ISBN 978-5-98534-995-5 : 150-00

  4. В.И. Соболев, Е.Б. Абросимова. О деловом этикете, и не только... Книга для предпринимателей, руководителей и персонала компаний. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013. - 588 с.

Дополнительная литература:

  1. Рекомендации по приему делегаций зарубежных государств в субъектах
    Российской Федерации [Электронный документ]: http://www.mid.ru/bdomp/bull.nsf/b8c211ca1a623d7f432568e900412a30/7959da0feed6c340432568e4002f1afd!OpenDocument (Проверено 30.08.2014).

  2. Основные положения протокольной практики Саратовской области, касающиеся приема делегаций различного уровня. [Электронный документ]: http://www.invest.saratov.gov.ru/ved/poryadok%20priema5.doc. (Проверено 30.08.2014).


Тема 5. Церемониал официальных мероприятий. Международный этикет
Содержание раздела: Церемониал официальных мероприятий и протокол приемов. Подготовка и проведение приемов – повод и время. Приглашение на прием и порядок ответа на приглашение. Характер официальных и неофициальных приемов. Протокол и этикет официальных приемов. Встреча и проводы гостей. Приход и уход с приема. Порядок обслуживания. Учет национальных особенностей и традиций. Протокольное старшинство и рассадка. Принципы рассадки. Варианты рассадки. Протокольная техника и ее использование. Протокол визитов. Церемония встречи и проводов, ее особенности в зависимости от характера и формата визита. Порядок размещения. Переговоры и беседы. Подписание документов. Церемониал возложения венка. Обмен подарками. Поездка по стране.
Количество часов аудиторной работы: 4
Объем самостоятельной работы: 14
Основная литература по разделу:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183 «Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации».

  2. Соловьёв, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э. Я. Соловьёв. - 6-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2009. - 208 с. - Рекомендуемая литература: с. 206. - ISBN 978-5-98534-995-5 : 150-00

  3. В.И. Соболев, Е.Б. Абросимова. О деловом этикете, и не только... Книга для предпринимателей, руководителей и персонала компаний. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013. - 588 с.

Дополнительная литература:

  1. Протокол и этикет дипломатического и делового общения. [Электронный документ]: http://www.e-reading.me/book.php?book=129013 (Проверено 30.08.2014).



Тема 6. Переговорный процесс и национальные особенности делового общения
Содержание раздела Протокол и переговорный процесс. Протокол двусторонних и многосторонних переговоров. Состав делегаций и протокольное старшинство внутри делегации. Порядок встречи делегации. Подготовка помещения и рассадка за столом переговоров. Порядок подписания двусторонних и многосторонних документов. Организация протокольных мероприятий от имени главы делегации и ее членов. Официальные документы и протокольные особенности переписки на высоком уровне. Переговорный процесс и национальные особенности делового общения.

Количество часов аудиторной работы: 4
Объем самостоятельной работы: 14
Основная литература по разделу:

  1. Василенко И.А. Политические переговоры: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: ИНФРА-М,2011. — 396с. — (Высшее образование). [Электронный документ]: http://hist.asu.ru/faculty/cafedrs/library/politalks.pdf (Проверено 30.08.2014).

  2. Соловьёв, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э. Я. Соловьёв. - 6-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2009. - 208 с. - Рекомендуемая литература: с. 206. - ISBN 978-5-98534-995-5 : 150-00

Дополнительная литература:

  1. В.И. Соболев, Е.Б. Абросимова. О деловом этикете, и не только... Книга для предпринимателей, руководителей и персонала компаний. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013. - 588 с.


Тема 7. Управление внешнеэкономическими связями на региональном уровне
Содержание раздела: понятие и виды внешнеэкономической деятельности на региональном уровне. Основные показатели и методики оценки эффективности ВЭД региона. Региональная экономическая безопасность, экспортный потенциал, внешняя торговля, привлечение иностранных инвестиций. Анализ статистической информации в области внешнеэкономической деятельности регионов. Взаимодействие с торгпредствами России за рубежом по вопросам поддержки ВЭД региона.
Количество часов аудиторной работы: 8
Объем самостоятельной работы: 4
Основная литература по разделу:

  1. Мировая экономика: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. М.: Издательство Юрайт, 2009. 581 с.

  2. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2012 г. [Электронный документ]: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_14p/Main.htm (проверено 30.08.2014).

  3. Минэкономразвития России. Внешнеэкономическая деятельность [Электронный документ]:http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/foreigneconomicactivity/index (проверено 30.08.2014).

  4. А.В. Кравченко. Факторы социально-экономического роста и их влияние на внешнеэкономическую деятельность региона // Вопросы экономики и права. 2011.  № 6. С. 63-67.  [Электронный документ]: http://ecsocman.hse.ru/text/38172611.html (проверено 30.08.2014).

  5. А.Л. Рвачев. Государственное регулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику российских регионов // Вопросы экономики и права. 2011.  № 5. С. 104-107.  [Электронный документ]: http://ecsocman.hse.ru/text/38157678.html (проверено 30.08.2014).

  6. МИД России. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации [Электронный документ]: http://www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf/kartaflat/03.02.02.07 (проверено 30.08.2014).


Дополнительная литература:

  1. Закон Нижегородской области от 16 апреля 2001 года № 181-З "О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области".

  2. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 «Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» (с изменениями от 20 марта 2009 года).

  3. Постановление Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 года № 997 «Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года»

  4. Постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 286 «Об утверждении государственной программы "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области"


Тема 8. Формирование международного имиджа региона в медиа-пространстве
Содержание раздела: Организация информационного сопровождения внешних связей региона, правила предоставления официального комментария, имидж, репутация, бренд региона на международной арене через СМИ, процедуры коммуникации с зарубежным журналистским пулом; форматы пресс-мероприятий и их особенности. “Soft power”: понятие, анализ отечественной и зарубежной практики. Международный портрет регионов.
Количество часов аудиторной работы: 4
Объем самостоятельной работы: 14
Основная литература по разделу:

1. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью : Теория и практика: Учебное пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - М. : Дело, 2003. - 496 с. - ISBN 5-7749-0293-5 : 156-53.

2. Е.В.Балацкий. Инвестиционный портрет российских регионов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 6(94). С. 63-80.  [Электронный документ] http://ecsocman.hse.ru/text/50489022.html (Проверено 30.08.2014)
Дополнительная литература:


  1. Катлип, С. М. Паблик рилейшенз. Теория и практика : [учебное пособие] / С. М. Катлип, А. Х. Центер, Г. М. Брум ; пер. с англ. под ред. Я. В. Заблоцкого. - 8-е изд. - М. : Вильямс, 2003. - 624 с. : ил. - ISBN 5-8459-0107-3 : 189-00.

  2. Федеральный закон от 7 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [Электронный документ] http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (Проверено 12.11.2012)




  1. Образовательные технологии

В ходе преподавания данной дисциплины используются следующие образовательные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий — выступление специалистов-практиков, выполнение мини-проектов для конкретных предприятий, дискуссии, разбор практических задач и кейсов.
8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Курс «Организация внешних связей и протокольная практика в субъектах Российской Федерации» предусматривает как познавательный, так и практический аспекты. Цель курса - познакомить студентов с системой и правовыми основами организации внешних связей в регионе, основными положениями государственного и международного протокола и современной практикой организации приёмов и визитов на высоком уровне. Данные навыки и знания принципиально необходимы в деятельности, связанной с государственным управлением. Деятельность органов власти во многом связана с представлением интересов региона


за его пределами. В процессе своей работы государственные гражданские служащие участвуют в мероприятиях государственного и международного уровня, проводят переговоры с официальными лицами иностранных государств и представителями зарубежных сообществ. Знания основ протокольной практики, делового этикета, международных норм необходимы руководителям вне зависимости от профиля возглавляемого ими органа власти, будь то промышленность, энергетика или международное сотрудничество. Специалистам, работающим в системе госслужбы, эти знания также пригодятся при работе с делегациями, а также при организации рабочих визитов руководителей за рубеж. Поэтому преподавателю необходимо особое внимание уделить проведению тренинговых и практических занятий по непосредственным моделям управленческой деятельности, связанной с различными уровнями управления.

При реализации таких форм учебных занятий, как практикумы и семинары по отдельным темам следует использовать активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, тестирование, тренинги.

Преподавателю следует оценивать работу студентов на практических занятиях по их активности. Активность может определяться преподавателем по фронтальному опросу студентов в течение каждого занятия. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговая оценка показателя активности определяется по совокупности данных за весь период обучения по данной учебной дисциплине.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины в процессе текущего контроля знаний студентов (итоговый тест)


Тест «Международный протокол и этикет»



1. Какое из понятий предполагает большее влияние национальных традиций и условностей на содержащиеся в них правила:

а) «дипломатический протокол»,

б) «государственный протокол»?

2. Какие из приведенных продолжений фразы вы считаете правильными: «Соблюдение правил протокола…»:

а) предопределено принципом суверенного равенства государств,

б) зависит от авторитета государства на международной арене,

в) основывается на принципе взаимности.

3. Какие из перечисленных протокольных мероприятий могут быть отнесены к церемониалам:

а) нанесение послом визита министру иностранных дел,

б) вручение послом верительных грамот главе государства,

в) поднятие государственного флага,

г) встреча глав государств «без галстуков», д) прием по случаю отъезда посла из страны?

4. Какое из перечисленных понятий обозначает должность, но не дипломатический ранг:

а) чрезвычайный и полномочный посол,

б) советник первого класса,

в) советник-посланник,

г) третий секретарь,

д) атташе?

5. Для каких из перечисленных государств характерна централизованная модель построения протокольных служб:



а) Франция,

б) США,

в) Великобритания,

г) Италия,

д) Германия?

6. Для каких из перечисленных государств характерна децентрализованная модель построения протокольных служб:

а) Франция,

б) США,

в) Япония,

г) Италия,

д) Германия?

7. Какими нормативными актами регламентирован в Российской Федерации порядок использования государственных флага, герба, гимна:

а) указами Президента страны,

б) федеральными законами, в)

федеральными конституционными законами?

8. Каково оптимальное сочетание ширины флага и высоты флагштока:

а) 1: 6,

б) 1: 10,

в) 1: 20,

г) 1: 3 флагштока?

9. Как называется документ, подтверждающий полномочия посла:

а) вербальная нота,

б) верительные грамоты,

в) экзекватура,

г) патент?

10. От чьего имени направляются верительные грамоты:

а) главы правительства,

б) министра иностранных дел,

в) главы парламента,

г) главы государства?

11. Исключите из приведенного перечня язык, который не является рабочим языком ООН:

а) английский,

б) арабский,

в) испанский,

г) китайский,

д) немецкий,

е) русский,

ж) французский.

12. Как размещаются делегации на заседании международной конференции:

а) в зависимости от времени прибытия на конференцию,

б) с учетом значимости представляемой страны на международной арене,

в) по алфавиту?

13. Какие визиты в Российскую Федерацию относятся к визитам на высшем уровне:

а) визиты глав государств;

б) визиты глав парламентов;

в) визиты министров иностранных дел;

г) визиты Генерального Секретаря ООН;

д) визиты глав правительств.

14. Какая программа визита предназначается для гостей:

а) общая,

б) рабочая?

15. Чем обусловлен состав лиц, встречающих зарубежную делегацию:

а) характером отношений между партнерами;

б) официальным статусом приезжающего главы делегации;

в) состав лиц не имеет принципиального значения?

16. Какое место в автомобиле считается почетным:

а) рядом с водителем;

б) заднее справа; в

в) заднее слева?

17. Какой из видов приема вы выберете, чтобы подчеркнуть значимость визита:

а) «бокал шампанского»;

б) «шведский стол»;

в) «завтрак»;

г) «обед».

18. Каков порядок обмена речами (тостами) на приеме:

а) первым тост произносит глава делегации гостей;

б) первым тост произносит глава делегации хозяев;

в) порядок произнесения тостов значения не имеет?

19. Какие подарки вручают членам зарубежной делегации:

а) равноценные;

б) в зависимости от ранга члена делегации;

в) вопрос не принципиален?

20. Выберите из перечисленных видов приемов те, на которых время прибытия на прием и ухода с него этикетом не регламентированы:

а) «обед»,

б) «коктейль»,

в) «бокал шампанского»,

г) «завтрак»,

д) «а ля фуршет»,

е) «ужин».

21. Какова очередность пользования столовыми приборами в соответствии с их расположением:

а) начинать с крайних и заканчивать теми, что находятся рядом с тарелкой,

б) начинать с лежащих рядом с тарелкой и заканчивать крайними?

22. Какой вариант взаимного представления участников переговоров (если они не были представлены до начала переговоров) вы выберите:

а) первым представляется глава делегации хозяев и представляет согласно старшинству членов своей команды,

б) первым таким же образом поступает глава делегации гостей?

23. Переговоры ведутся на:

а) языке хозяев,

б) языке гостей,

в) языке третьей страны,

в) язык, на котором предстоит вести переговоры, подлежит обсуждению?

24. Где место переводчика (переводчиков) за столом переговоров:

а) слева от главы делегации,

б) справа от главы делегации,

в) за спиной главы делегации?

25. Кто первым приветствует словами:

-а) глава встречающей делегации главу делегации гостей, б) глава делегации гостей главу делегации хозяев;

-в) старший младшего, г) младший старшего;

- д) мужчина женщину, е) женщина мужчину;

- ж) девушка пожилого мужчину, з) мужчина женщину в любом случае;

- и) подчиненный начальника, к) начальник подчиненного;

- л) присутствующие входящего, м) входящий присутствующих;

- н) проходящий мимо стоящих, о) стоящие проходящего мимо;

- п) обгоняющий, р) тот, кого обгоняют?

26. Какой из перечисленных титулов уместен в обращении к послу:

а) Ваше Высочество,

б) Ваше Превосходительство,

в) Ваше Величество,

г) Ваше Высокопревосходительство?

27. Кто первым при приветствии подает руку:

- а) глава делегации члену делегации, б) член делегации главе делегации;

- в) мужчина женщине, г) женщина мужчине;

- д) старший младшему, е) младший старшему?

28. Какая из приписок в присланном на прием приглашении означает, что гость должен явиться в смокинге:

а) «Black tie» – «черный галстук»,

б) «White tie» – «белый галстук»?

29. Какое из перечисленных обозначений на визитных карточках обозначает выражение благодарности:

а) p.r.;

б) p.f.;

в) p.c.;

г) p.p.;

д) p.p.?

    1. Примеры заданий итогового контроля (вопросы к экзамену)

  1. Понятие внешних связей субъекта Российской Федерации, их место в системе деятельности органов исполнительной власти.

  2. Управление внешними связями на региональном уровне. Разграничение полномочий в области международного и внешнеэкономического сотрудничества на федеральном и субфедеральном уровнях.

  3. Координация работы по организации внешних связей субъектов федерации с МИД России и другими федеральными исполнительными органами. Постоянные представительства Министерства иностранных дел в субъектах Федерации.

  4. Государственный протокол Российской Федерации: основные понятия. Протокольная практика в субъектах федерации: цели, задачи, нормативная база, организационное обеспечение.

  5. Опыт протокольной практики Нижегородской области и сравнение с другими регионами России.

  6. Протокол и символы суверенитета государства. Флаг. Герб. Гимн и действующее законодательство. Этикет государственного флага и государственного гимна.

  7. Порядок приема глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных государств в Российской Федерации.

  8. Виды визитов на высшем и высоком уровне и их особенности. Объем протокольных мероприятий и уровень персонального участия официальных лиц. Согласование сроков и характера визита. Подготовка проекта распоряжения, программы визита и другой документации. Вопросы координации.

  9. Подготовка и организационно-протокольное обеспечение зарубежных визитов руководителей субъектов Российской Федерации. Взаимодействия с посольствами при подготовке и обеспечению визитов. Составление и согласование программы визита.

  10. Роспись основных элементов программы и ее особенности – Женская программа и ее специфика. Учет национальных традиций и обычаев при проведении зарубежных визитов.

  11. Протокольная практика зарубежных государств (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, страны Ближнего Востока, Латинской Америки и др.).

  12. Церемониал официальных мероприятий и протокол приемов. Подготовка и проведение приемов – повод и время. Приглашение на прием и порядок ответа на приглашение. Характер официальных и неофициальных приемов.

  13. Протокол и этикет официальных приемов. Встреча и проводы гостей. Приход и уход с приема. Порядок обслуживания. Учет национальных особенностей и традиций.

  14. Протокольное старшинство и рассадка. Принципы рассадки. Варианты рассадки. Протокольная техника и ее использование.

  15. Протокол визитов. Церемония встречи и проводов, ее особенности в зависимости от характера и формата визита.

  16. Порядок размещения. Переговоры и беседы. Подписание документов. Церемониал возложения венка. Обмен подарками. Поездка по стране.

  17. Протокол и переговорный процесс. Протокол двусторонних и многосторонних переговоров.

  18. Состав делегаций и протокольное старшинство внутри делегации. Порядок встречи делегации. Подготовка помещения и рассадка за столом переговоров.

  19. Порядок подписания двусторонних и многосторонних документов. Организация протокольных мероприятий от имени главы делегации и ее членов. Официальные документы и протокольные особенности переписки на высоком уровне.

  20. Переговорный процесс и национальные особенности делового общения.

  21. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности на региональном уровне. Основные показатели и методики оценки эффективности ВЭД региона.

  22. Региональная экономическая безопасность, экспортный потенциал, внешняя торговля, привлечение иностранных инвестиций.

  23. Анализ статистической информации в области внешнеэкономической деятельности регионов.

  24. Взаимодействие с торгпредствами России за рубежом по вопросам поддержки ВЭД региона.

  25. Организация информационного сопровождения внешних связей региона, правила предоставления официального комментария.

  26. Имидж, репутация, бренд региона на международной арене через СМИ, процедуры коммуникации с зарубежным журналистским пулом; форматы пресс-мероприятий и их особенности.

  27. “Soft power”: понятие, анализ отечественной и зарубежной практики.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник

  1. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие / под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. - СПб. : Питер, 2005. - 448 с. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00447-3 : 176-00.

Основная литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 г. № 1183 «Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации».

  2. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 [Электронный документ] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml (Проверено 12.11.2012).

  3. МИД России. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации [Электронный документ]: http://www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf/kartaflat/03.02.02.07 (проверено 30.08.2014).

  4. Соловьёв, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э. Я. Соловьёв. - 6-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2009. - 208 с. - Рекомендуемая литература: с. 206. - ISBN 978-5-98534-995-5 : 150-00

  5. В.И. Соболев, Е.Б. Абросимова. О деловом этикете, и не только... Книга для предпринимателей, руководителей и персонала компаний. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2013. - 588 с.

  6. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Государственном гербе Российской Федерации" (25 декабря 2000 г.)

  7. Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации"

  8. Василенко И.А. Политические переговоры: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: ИНФРА-М,2011. — 396с. — (Высшее образование). [Электронный документ]: http://hist.asu.ru/faculty/cafedrs/library/politalks.pdf (Проверено 30.08.2014).

  9. Соловьёв, Э. Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э. Я. Соловьёв. - 6-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2009. - 208 с. - Рекомендуемая литература: с. 206. - ISBN 978-5-98534-995-5 : 150-00

  10. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2012 г. [Электронный документ]: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_14p/Main.htm (проверено 30.08.2014).

  11. Минэкономразвития России. Внешнеэкономическая деятельность [Электронный документ]:http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/foreigneconomicactivity/index (проверено 30.08.2014).

  12. А.В. Кравченко. Факторы социально-экономического роста и их влияние на внешнеэкономическую деятельность региона // Вопросы экономики и права. 2011.  № 6. С. 63-67.  [Электронный документ]: http://ecsocman.hse.ru/text/38172611.html (проверено 30.08.2014).

  13. А.Л. Рвачев. Государственное регулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику российских регионов // Вопросы экономики и права. 2011.  № 5. С. 104-107.  [Электронный документ]: http://ecsocman.hse.ru/text/38157678.html (проверено 30.08.2014).

  14. МИД России. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации [Электронный документ]: http://www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf/kartaflat/03.02.02.07 (проверено 30.08.2014).

  15. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью : Теория и практика: Учебное пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - М. : Дело, 2003. - 496 с. - ISBN 5-7749-0293-5 : 156-53.

  16. Е.В.Балацкий. Инвестиционный портрет российских регионов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009.  № 6(94). С. 63-80.  [Электронный документ] http://ecsocman.hse.ru/text/50489022.html (Проверено 30.08.2014)

Дополнительная литература

  1. Закон Нижегородской области от 16 апреля 2001 года № 181-З "О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области".

  2. Саая А.П. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере международных отношений через призму их конституционно-правового статуса // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства: Сборник научных трудов. - Казань: ООО "Офсет-сервис", 2013, Вып. VIII. - С. 349-356. [Электронный документ]:  http://www.ksrtuva.ru/files/Doklad%20den%20yrista.doc. (Проверено 30.08.2014)

  3. М.А. Суржиков. Институты внешнеэкономической деятельности региона: особенности формирования и тенденции развития // Экономические науки. 2011.  № 6. С. 202-205.  [Электронный документ]: http://ecsocman.hse.ru/text/48330040.html (проверено 30.08.2014).




  1. Рекомендации по приему делегаций зарубежных государств в субъектах
    Российской Федерации [Электронный документ]: http://www.mid.ru/bdomp/bull.nsf/b8c211ca1a623d7f432568e900412a30/7959da0feed6c340432568e4002f1afd!OpenDocument (Проверено 30.08.2014).

  2. Основные положения протокольной практики Саратовской области, касающиеся приема делегаций различного уровня. [Электронный документ]: http://www.invest.saratov.gov.ru/ved/poryadok%20priema5.doc. (Проверено 30.08.2014).

  3. Протокол и этикет дипломатического и делового общения. [Электронный документ]: http://www.e-reading.me/book.php?book=129013 (Проверено 30.08.2014).

  4. Закон Нижегородской области от 16 апреля 2001 года № 181-З "О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области".

  5. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 «Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года» (с изменениями от 20 марта 2009 года).

  6. Постановление Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 года № 997 «Об утверждении Инвестиционной стратегии Нижегородской области до 2025 года»

  7. Постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 286 «Об утверждении государственной программы "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области"

  8. Катлип, С. М. Паблик рилейшенз. Теория и практика : [учебное пособие] / С. М. Катлип, А. Х. Центер, Г. М. Брум ; пер. с англ. под ред. Я. В. Заблоцкого. - 8-е изд. - М. : Вильямс, 2003. - 624 с. : ил. - ISBN 5-8459-0107-3 : 189-00.

  9. Федеральный закон от 7 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». [Электронный документ] http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (Проверено 12.11.2012)

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для лекций и семинаров используется проектор, ноутбук, экран. Для проведения тестов и деловых игр используется раздаточный материал, распечатки тестов, оценочные карты.


Автор программы ___________________(Исланкина Е.А.)


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница