Программа дисциплины «Территориальное планирование и управление устойчивостью развития»




страница1/5
Дата24.04.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3   4   5
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет социальных наук

Департамент государственного и муниципального управления

Программа дисциплины

«Территориальное планирование и управление устойчивостью развития»

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра (специализация «Государственное и муниципальное управление»)



Авторы программы:

Абашкин В.Л., к.э.н., доцент

Ильина И. Н., д.э.н., профессор

Леонард К.С., д.и.н., профессор

Лопатников Д.Л., д.г.н., профессор

Рахманова О.В., аспирант

Хорева О. Б., к.э.н., доцент

Одобрена на заседании кафедры

«26» сентября 2014 г.
Рекомендована секцией УМС «Государственное

и муниципальное управление» «___»____________ 20 г.

Председатель В.В. Киселева________________
Утверждена УС факультета государственного и

муниципального управления «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Л.М. Симонова ___________
Москва, 2014

Область применения и нормативные ссылки


Дисциплина «Основы территориального планирования и управления в регионах» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин программы подготовки бакалавриата. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.62 «Менеджмент», обучающихся по специализации «Государственное и муниципальное управление».
  1. Цели освоения дисциплины


Основной целью курса является достижение следующих образовательных результатов:

-ознакомление студента с теоретическими основами территориального планирования и регионального управления, основными проблемами территориального управления в регионах, факторами и последствиями изменений в социально-экономических процессах современной России¸ зарубежным опытом территориального управления и территориального планирования;

-подготовка студента к применению современных методов регионального управления и территориального планирования в российской практике.

В результате освоения дисциплины студент должен:

-знать теоретические основы территориального планирования и регионального управления, основные проблемы регионального социально-экономического развития, разбираться в региональных процессах и их социально-экономических факторах и последствиях;

-обладать способностью анализировать зарубежный опыт территориального управления и планирования и применять его к российским условиям;

-обладать способностью собрать, проанализировать и обработать исходную информацию и статистические данные, необходимые для расчета социально-экономических показателей, отражающих уровень, структуру, тенденции развития региональных производственных и социальных систем управления в современной России;

-уметь пользоваться справочными материалами, данными и показателями статистики населения и на их основе уметь осуществлять диагностику социальной, инновационной, финансовой политики в регионах России;

-уметь сопоставлять между собой основные экономико-статистические показатели и обосновывать выводы о территориальных различиях в состоянии социально-экономических процессов.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения в сфере регионального управления и территориального планирования

ПК-3

владеет навыками выбора цели, задач, направлений социально-экономического развития региона, принятия управленческих решений в сфере регионального управления и территориального планирования

Case-study по отдельным проблемам регионов

Умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития региона и деятельности региональных органов власти

ПК-18

даёт определение типов региональных организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования.

использует, составляет и обосновывает правовые документы, относящиеся к деятельности органа исполнительной власти в регионах в процессе оказания государственных услуг;



Обсуждение и отработка в рамках лекционных и семинарских занятий, деловых игр

Способность представлять интересы и официальную информацию органов региональной власти, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, предприятиями и учреждениями, политическими партиями, общественно-политическими и некоммерческими организациями


ПК-32

воспроизводит и использует при выработке управленческих решений принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и её отличия от частной организации;

владеет навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности;

интерпретирует и правильно применяет правовые нормы, принимает решения и совершает юридические действия в точном соответствии с законом;


Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции регионального развития


ПК-16

формулирует основное содержание стратегии региона по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся объекта регулирования, в т.ч. различных социальных групп;


Подготовка в рамках семинарских занятий комплекса реализации мероприятий региональной целевой программы
Выполнение задания в ходе контрольной работы

Способность анализировать состояние региональных систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой

ПК-20

интерпретирует систему мер регионального управления и территориального планирования, направленных на улучшение качества и уровня жизни населения регионов, в т.ч. социальных групп;

использует навыки оценки экономических и социальных условий осуществления региональных программ



Способность принимать участие в разработке планов развития территорий


ПК-6

демонстрирует умение разрабатывать программы и планы развития территорий и оценивать их эффективность;

использует принципы целеполагания, виды и методы планирования;



Оперирование информацией о ключевых вопросах и технологиях регионального управления и территориального планирования для четкого и убедительного публичного изложения

ПК-22

владеет основными тенденциями развития регионального управления и территориального планирования;

распознаёт место обсуждаемой управленческой школы / технологии в развитии регионального управления как науки и профессии;

воспроизводит основные модели и механизмы, лежащие в основе соответствующей технологии регионального управления и территориального планирования;

воспроизводит международную практику внедрения соответствующих моделей и инструментария регионального управления и территориального планирования;

интерпретирует теории и международную практику регионального управления и территориального планирования с точки зрения их применимости в российских условиях;

владеет логически верно, аргументировано и ясно выстроенной письменной речью;



Обсуждение основных технологий и механизмов регионального управления и территориального планирования в рамках лекционных и семинарских занятий

Выполнение экзаменационных заданий.




3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин.

Для специализации «Государственное и муниципальное управление» настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Демография

Введение в публичное управление

Основы региональной экономики и управления развитием территорий

Правовые основы публичного управления

Политика инновационного развития в России и за рубежом

Управление в социально-значимых отраслях

Кластеры в экономике России: сущность, масштабы, направления
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

умением определять региональные социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения в сфере регионального управления и территориального планирования;

способностью ориентироваться в системе стратегического управления территориальным развитием;

умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития региона и деятельности региональных органов власти

умением обобщать и систематизировать информацию для создания региональных баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования региональных систем управления;

умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций в регионах.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Управление устойчивым развитием территорий;

Управление человеческими ресурсами;

Количественные и качественные методы анализа в публичном управлении;

Sustainable Regional Development;

Fiscal Federalism.


4. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего ауд. часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Территориальное планирование и региональное управление: теоретико-методологический инструментарий

4

2


2

0

9

2

Стратегическое управление региональным развитием

8

4

4

0

9

3

Основы территориального планирования и управления в РФ

4

2


2

0

9

4

Управление трудовой и миграционной мобильностью населения

6

4

2

0

9

5

Формирование городских агломераций и региональное развитие

4

2

2

0

9

6

Государственная политика по сокращению социального неравенства и преодолению бедности населения региона

4

2

2

0

9




Промежуточная аттестация

2

-

2

0

0

7

Экономический рост и инфраструктурные ограничения регионов России

6

4

2

0

8

8

Региональная научно-техническая и инновационная политика

6

4

2

0

9

9

Управление социально-экономическим развитием регионов разного типа

6

4

2

0

8

10

Экологизация территориального планирования в целях устойчивого развития региона

4

4

2

0

9

Итого:

56

32

24

0

88


5. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

4

Текущий

(5-я неделя)



Контрольная работа

+

Письменная работа, включающая ответ на теоретический вопрос, тестовые задания и разбор ситуации.

Время написания контрольной работы – 70 минут.



Текущий (8-я неделя)

Реферат

+

Срок сдачи – за 2 недели до даты проведения экзамена.

Дополнительные требования: не менее трех академических источников (монографии, статьи); не более одного источника, являющегося учебником (учебным пособием); не допускаются интернет-ссылки на сайт без привязки к конкретному документу.



Итоговый

Экзамен

+

Итоговый контроль проводится в форме устного экзамена. Задание экзамена содержит два открытых вопроса. Пользоваться какими-либо источниками при написании итоговой работы запрещено.

Вес каждого открытого вопроса при оценке итоговой работы – 50%. Вес итоговой письменной работы в общей оценке знаний студента по дисциплине – 50%.





5.1 Критерии оценки знаний, навыков


Все формы контроля, как текущего, так и итогового оцениваются по 10-балльной шкале.

Контрольная работа проводится в форме тестирования. Кроме того оценивается активное участие студента в работе на семинаре – в разборе кейсов, деловых игр и дискуссиях. Активность студентов определяется количеством правильных ответов или высказанных идей.


5.2 Порядок формирования оценок по дисциплине
Каждая из приведённых ниже оценок выставляется по 10-балльной шкале.

Оценка за текущий контроль (О текущий.) знаний представляет собой среднее арифметическое значение двух видов контроля по учебному модулю: контрольной работы и реферата. Контрольная работа представляет собой тест из 10 заданий с 2-3 открытыми вопросами. Каждое из правильно выполненных заданий теста (из 10-ти) оценивается в 1 балл. При оценивании реферата преподавателем обычно используются следующие критерии: умение сформулировать цель работы; умение подобрать научную и законодательно-нормативную литературу по теме; полнота и логичность раскрытия темы; самостоятельность мышления; стилистическая грамотность изложения; корректность выводов; правильность оформления работы. Текущая оценка представлена в формуле:



О текущий. = k1к.р.1 + k2реферат., где k1=0,5 k2=0,5
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

О накопленная = n1текущий. + n2ауд. + n3сам.работа, где n1=0,5n2=0,4n3=0,1
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Округление накопленной оценки производится преподавателем на основании его наблюдений за академическими успехами студента.

Результирующая оценка за дисциплину представляет собой равные доли накопительной оценки и оценки за итоговый экзамен и выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:



О результирующая = p1экзамен + p2накопленная, где p1=p2=0,5
Экзамен сдается в устной форме. Пересдачи экзамена осуществляются в устной форме, в соответствии с положениями пунктов 62 и 66 Положения об организации контроля знаний (утв. протоколом ученого совета НИУ ВШЭ от 24.06.2011 № 26).

При проведении второй пересдачи комиссия не учитывает результаты текущего контроля при выставлении результирующей оценки, в соответствии с пунктом 65 Положения об организации контроля знаний (утв. протоколом ученого совета НИУ ВШЭ от 24.06.2011 № 26).



6. Содержание дисциплины




Раздел 1. Территориальное планирование и региональное управление: теоретико-методологический инструментарий (2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)




  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница