Программа дисциплины «Политическая система и государственное управление в странах Азии»




Скачать 306.51 Kb.
Дата10.05.2016
Размер306.51 Kb.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Политическая система и государственное управление в странах Азии»

для направления/ специальности 43.03.03 «Востоковедение, африканистика»

подготовки бакалавра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии, отделение востоковедения



Программа дисциплины

Политические системы и государственное управление в странах Азии


для направления/ специальности 41.03.03 «Востоковедение, африканистика»

Академический бакалавр


Бакалавриат 3 курс, 2 модуль

89 часов

Автор программы:

Захаров В.Ю., старший преподаватель, vzakharov@rambler.ru


Одобрена на заседании кафедры

цивилизационного развития Востока «___»____________2014 г

Зав. кафедрой Маслов А.А.
Рекомендована секцией УМС

Школы востоковедения факультета Мировой экономики и мировой политики «___»____________ 2014 г

Председатель Маслов А.А.
Утверждена УС факультета философии «___»_____________2014 г.

Ученый секретарь Макарова И.В. ________________________


Москва, 2014


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Политическая система и государственное управление в странах Азии».


Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 «Востоковедение и африканистика» (уровень подготовки «бакалавр»);

  • Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение и африканистика» (уровень подготовки «бакалавр»), разработанным в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» в ред. от 10.02.2009 № 18-ФЗ, статья 5, пункт 4 и утвержденный Ученым Советом НИУ ВШЭ, протокол от 02.07.2010 г. № 15;

  • Образовательной программой бакалавриата по направлению подготовки 032100 «Востоковедение и африканистика» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Политическая система и государственное управление в странах Азии» являются:

- ознакомление учащихся с институциональными особенностями политических и экономических объединений Азии;

- формирование у учащихся аналитического подхода к проблемам взаимодействия законодательных, исполнительных и судебных органов власти, взаимного влияния на движение реформенных процессов в экономике и обществе;

- развитие навыков научно-исследовательской работы с привлечением источников на русском, английском и китайском языках.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные направления международного политического и экономического развития на азиатском континенте и прилегающих к нему регионах (АТР);

  • характеристики и тенденции институционального и экономического развития региона;

  • роль основных политических и экономических объединений и государств-участников (Китай, Японии, Индия и др.) международных отношений в интеграционных процессах региона;

  • характер политического и экономического взаимодействия на двустороннем и многостороннем уровне между участниками международных отношений региона (Россия, США, Китай, Япония, Индия и др.);

  • факторы, определяющие архитектуру международной безопасности с учетом интересов участников политического и экономического развития региона.

Уметь:

  • использовать и интерпретировать научную и справочную литературу по тематике дисциплины;

  • критически рассматривать и анализировать информацию по проблематике международных политических и экономических отношений в изучаемом регионе;

  • излагать устно и письменно свое видение ключевых тенденций политического и экономического развития азиатского региона, аргументировать свою позицию;

  • корректно использовать терминологию политических и экономических дисциплин.

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • поиска и работы с английскими и китайскими источниками по широкой тематике дисциплины;

  • простейшего количественного и статистического анализа;

  • применения теоретических знаний при рассмотрении текущей политической и экономической ситуации.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной.

СК-Б1

Качественно усваивает новый материал, воспроизводит его в устной и письменной формах, применяет полученные знания на практике, демонстрирует самостоятельный подход к решению учебных и профессиональных задач.

Интерактивные лекции с использованием ИКТ, семинарские занятия, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).

СК-Б6

Использует профессиональную литературу и электронно-информационные ресурсы (в том числе СМИ), имеет навыки работы со статистическими данными, самостоятельно отбирает необходимую информацию по заданной тематике, критически оценивает и творчески интерпретирует собранный материал.

Самостоятельная работа (подготовка к семинарам, выполнение домашнего задания).

Способен участвовать в научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в сфере анализа современных политических и экономических процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

ИК-Б1.1 НИД_ ЭАД

На основе анализа международной информации из различных источников оценивает основные тенденции политического и экономического развития региона и основных региональных акторов, а также оказывающих на них воздействие глобальных факторов, составляет аналитические справки по проблематике дисциплины, прогнозирует характер их политического и экономического развития.

Интерактивные лекции с использованием ИКТ; работа со статистическими данными, дискуссии, case-studies на семинарских занятиях; самостоятельная работа; выполнение домашнего задания.

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности, свои идеи, точку зрения.

ИК-Б 2.1_2.2_2.5.2_3.1_3.2

Демонстрирует навыки публичных выступлений, ведения дискуссии, активно участвует в обсуждениях на профессиональные темы, убедительно аргументирует свои выводы, обосновывает свою точку зрения.

Демонстрация результатов домашнего задания, тематические дискуссии на семинарских занятиях.

Способен описывать ключевые проблемы в сфере политики (безопасности),экономики и социальной обстановки в основных странах региона, используя необходимую научную терминологию.

ИК-Б 5.4_5.6

Дает определения и корректно использует политическую и экономическую терминологию, при необходимости применяет язык смежных социальных дисциплин.

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

СЛК-2

Способен работать самостоятельно, ставя задачи и определяя пути, методы и сроки их решения, в том числе в условиях ограниченного времени; применяет системный подход к решению профессиональных задач; демонстрирует способность проведения ситуационного анализа в практической работе.

Интерактивные семинарские занятия, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин (вариативная часть) и блоку дисциплин «Экономика и политика изучаемого региона», обеспечивающих теоретическую подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Введение в востоковедение

  • Социально-экономическое развитие стран Азии

  • История экономических учений

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • английский язык (уровень не ниже Intermediate),

  • владеть основными терминами и определениями макро- и микроэкономики,

  • владеть основными приемами информационной обработки текста и перевода базовой литературы по специальности.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Дипломатическая практика основных государств региона

  • Мировая политика и экономика



5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Географические, цивилизационные, политические границы Азии, Евразии, Азиатско-Тихоокеанского региона, политический ландшафт АТР, перспективы построения новой архитектуры безопасности, политические и экономические интеграционные объединения

14

2

2

10

2

Китай, общая характеристика, конституционные положения, реформы политических институтов, роль и место армии, управления на местах, роль и место НПО

10

2

2

6

3

Китай, внешняя политика, двусторонние отношения с ведущими международными игроками и взаимодействие с международными организациями

10

2

2

6

4

Место Китая в глобальной экономике, влияние на международную среду, экономическая дипломатия, участие в международных интеграционных объединениях

10

2

2

6

5

Юго-Восточная Азия, АСЕАН, проблемы региональной безопасности Вьетнам, Индонезия, Сингапур, Малайзия, характеристика политических институтов

16

4

4

8

6

Центральная Азия, проблемы безопасности, терроризма, экстремизма и сепаратизма, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистана, Туркменистан, социально экономические проблемы, внешнеполитическое позиционирование, Шанхайская организация сотрудничества, вопросы многопрофильного взаимодействия, афганская проблема

14

4

4

8

7

Япония, политические институты, экономические тенденции, роль и место НПО, подходы к проблемам безопасности В АТР, двусторонние отношения с Россией, США и Китаем

14

2

2

8

8

Индия, политические институты, социально-экономическая ситуация, роль и место НПО, внешнеполитическое и внешнеэкономическое позиционирование

9

2

2

5




ИТОГО:

89

20

20

49

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры

3,4 модули

Текущий

Домашнее задание

Каждая неделя

К каждому семинарскому занятию один или несколько учащихся готовят задание в устной и письменной формах. Длительность выступления – 20 минут. Время на подготовку домашнего задания – 1 неделя.

Итоговый

экзамен

*

Устный экзамен по билетам. Время на подготовку – 30-40 мин. Время ответа – не менее 10 мин.

* - отметка, в конце модуля проводится итоговый контроль.



6.1Критерии оценки знаний, навыков




Основным элементом текущего контроля является выполнение домашних заданий (подготовка сообщений, обзоров, аналитических справок, докладов, чтение статей, рекомендованных преподавателем). Критериями оценки домашних работ являются: полнота раскрытия темы, владение релевантной информацией, качество интерпретации данных, аргументированность выводов, точность ответов на вопросы, стилистическая и терминологическая корректность.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по степени их участия в проводимых обсуждениях, успешности выполнения заданий в аудитории, правильности ответов на вопросы.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале и вносятся в рабочую ведомость.

Итоговый контроль по дисциплине представляет собой экзамен в устной форме. Вопросы к зачету распределены по билетам. Каждый билет включает в себя два вопроса из разных тематических блоков. На зачете учащиеся должны продемонстрировать знание материала, изученного в рамках данного курса; умение сформулировать и убедительно обосновать свою позицию по проблемным вопросам; системный подход к оценке тех или иных явлений в японской экономике; владение соответствующей терминологией. После ответа учащихся на вопросы билета преподаватель по своему усмотрению может задать несколько дополнительных вопросов.

Основанием для снижения оценки являются: фактические ошибки или неточности, неправильные ответы на дополнительные вопросы преподавателя, недостаточное раскрытие темы, нарушение логики ответа, некорректное использование терминологии.

Оценка может быть повышена, если учащийся демонстрирует эрудицию, удачные примеры и сравнения, привлекает дополнительную информацию для подтверждения своих тезисов, правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

Примерное соответствие оценок по 10-ти балльной системе и количества ошибок:

10 – блестяще;

9 – 1 ошибка;

8 – 2 ошибки/неточности или частичное искажение смысла;

7 – 3 ошибки/неточности, или неправильный ответ на 1 дополнительный вопрос, или нарушение логики ответа;

6 – 4 ошибки, или неправильные ответы на 2 дополнительных вопроса, или неполное раскрытие темы, или значительное нарушение логики ответа;

5 – тема одного из вопросов полностью не раскрыта или допущено 5 фактических ошибок;

4 – тема одного из вопросов полностью не раскрыта, даны неправильные ответы на все дополнительные вопросы или допущено 6 и более фактических ошибок;

3, 2, 1 - "неудовлетворительно", темы двух вопросов полностью не раскрыты, фактологическая база ответов сильно искажена или полностью отсутствует, не просматривается логика изложения, отсутствуют выводы.

На зачете предусмотрена аудиозапись ответов учащихся.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопленная + 0,5*Оитог ,

где Онакопленная рассчитывается как среднее арифметическое всех оценок за текущий контроль, а Оитог – оценка за промежуточный (итоговый) контроль.

Способ округления результирующей и наколенной оценок: стандартный математический.

ВНИМАНИЕ: студенты, без уважительной причины пропустившие более половины занятий, не могут претендовать на удовлетворительную накопленную оценку за работу в модуле.

В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла.

Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить результирующую оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 1 балла.

7Содержание дисциплины



1. Географические, цивилизационные, политические границы Азии, Евразии, Азиатско-тихоокеанского региона, политический ландшафт АТР, построение новой архитектуры безопасности, основные политические и экономические интеграционные объединения

Лекции – 6 часа, семинары – 2 часа.



Содержание раздела:

Важнейшие тенденции развития международных отношений и интеграционные процессы в Азии. Цивилизационные особенности государств Азии. Проблемы регионального сотрудничества в Азии. Интеграционные объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АСЕАН, ВАС, АРФ, АТЭС).

Важнейшие факторы, влияющие на формирование политического облика региона. Рост числа субъектов международных отношений, повышение статуса развивающихся государств, движение к многополярному миру, изменение баланса сил между государствами региона, влияние мирового финансового кризиса, угрозы региональной безопасности, отсутствие всеобъемлющей системы коллективной безопасности, рост угрозы со стороны новых вызовов (терроризм, сепаратизм, экстремизм, наркотики, трансграничная преступность).

Значение экономического сотрудничества и интеграционных процессов в Азии. Характеристика экономической модели новых индустриальных стран. Роль внешнеэкономического фактора в развитии новых индустриальных стран. Новые индустриальные страны в системе международного разделения труда.

Ситуация в сфере безопасности. Основные факторы: возвышение Китая, политические, экономические и военные меры, предпринимаемые США и их союзниками.
Вопросы для обсуждения на семинаре:


  1. Дать характеристику географическому, цивилизационному и экономическому ландшафту Азии.

  2. Назвать основные факторы, влияющие на безопасность в АТР

  3. Перечислить основные политические и экономические интеграционные объединения в Азии. Каковы особенности интеграционных процессов в Азии?

  4. Дать анализ политических и экономических интересов основных региональных и внерегиональных игроков.


Литература:


  1. Политические и избирательные системы государств АТР. Том 2. Борзова Е.П., Бурдукова И.И., Чистяков А.Н., М.,2013

  2. Геополитика, учебник, Ашенкамф Н.Н, Погорельская С.В., м., 2010

  3. Мировая экономика. Учебник под редакцией Гурова И.П. М., 2008. Главы 4-5.

  4. Свободные экономические зоны. Зименков Р.И. М., 2012.

  5. Ерапова Е. Интеграция стран Восточноазиатского саммита и интересы США. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №5.

  6. Минкин Д. Развитие инфраструктуры – вызов для интеграции стран АСЕАН. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №11.

  7. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996.

  8. Мельянцев В.А. Сравнение макроэкономической результативности ведущих стран АТЭС. АТЭС и новые возможности России. М., 2011.

  9. Худякова Л. Международные финансовые центры в многополярном мире. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №1.

  10. Федоровский А. Эволюция АТЭС и перспективы региональных интеграционных процессов. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №1.

  11. Панов А.Н. США и экономические интеграционные процессы в АТР. Журнал США и Канада, 2013.

  12. Киреев А., Международная экономика, глава 12. М, 1997.

  13. Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М., 1997.

  14. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. М., 1998.


2. Китай, общая характеристика, конституционные положения, реформы политических институтов, значение армии, роль и место НПО
Лекция – 4 часа, семинары – 2 часа.

Содержание раздела:

Общая характеристика государственной системы (исторические и политические предпосылки). Политические институты: законодательная, исполнительная и судебная власть. Система управлении на местах.

Внешняя политика. Двусторонние отношения. Взаимодействие с международными и региональными организациями
Вопросы для обсуждения на семинаре:


  1. Каковы исторические факторы формирования КНР?

  2. Охарактеризуйте структуру законодательной, исполнительной и судебной власти в КНР.

  3. Назовите преимущества и недостатки современной политической системы КНР.


Литература:


  1. Мельянцев В.А. Китайская модель развития: общие контуры, внешние эффекты, международные сравнения. Подъем Китая: значение для глобальной и региональной стабильности. М., 2007.

  2. Портяков, О некоторых особенностях внешней политики КНР в 2009-2011 гг, Проблемы Дальнего Востока, № 2, 2012

  3. Авдокушин Е. Теоретические основы экономической реформы в КНР. М., 1991.

  4. Карлусов В. Частное предпринимательство в Китае. М., 1996.

  5. Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. 1995-1996 гг. М. 1997.

  6. Потапов М. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. М., 1998.

  7. Гельбрас В. Россия и Китай в условиях глобального рынка. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №2.

  8. Салицкий А.Н., Таций В. Китай в новой структуре мировой экономики. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №2.

  9. Ларин А. Тайваньская модернизация на фоне российской и китайской. Мировая экономика и международные отношения. 2011, №1.

  10. Мельянцев В.А. Сравнительный анализ сущностных характеристик моделей экономического развития Китая и Индии. М., 2010.

3.Эволюция внешней политики КНР и ее взаимодействие с с международными и региональными организациями

Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа

Содержание раздела



Факторы оказывающие влияние на формирование внешней политики КНР, двусторонние отношения с основными мировыми и региональными державами (США, Россия, Япония, Индия).

Взаимодействие с международными и региональными организациями (ООН и ее структурные подразделения, МВФ, ВМ, БРИКС, ШОС).
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1.Назовите характерные черты «мирного возвышения» КНР

2.Прооанализируйте факторы, характеризующие ситуацию в сфере безопасности и меры, принимаемые китайским руководством для ее обеспечения по периметру границ КНР.

3. Состояние и перспективы китайско-американских отношений.

Литература:
1. Авдокушин Е. Теоретические основы экономической реформы в КНР. М., 1991.

2. Карлусов В. Частное предпринимательство в Китае. М., 1996.

3. Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. 1995-1996 гг. М. 1997.

4.Потапов М. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. М., 1998.

5.Гельбрас В. Россия и Китай в условиях глобального рынка. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №2.

6.Салицкий А.Н., Таций В. Китай в новой структуре мировой экономики. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №2.

7.Ларин А. Тайваньская модернизация на фоне российской и китайской. Мировая экономика и международные отношения. 2011, №1.

8.Мельянцев В.А. Сравнительный анализ сущностных характеристик моделей экономического развития Китая и Индии. М., 2010.

9.Мельянцев В.А. Китайская модель развития: общие контуры, внешние эффекты, международные сравнения. Подъем Китая: значение для глобальной и региональной стабильности. М., 2007.

10. В.Портяков, Становление Китая как ответственной глобальной державы, И. 2013


4. Экономика КНР и ее место в глобальном мире.

Лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.



Содержание раздела:

Факторы, динамика и особенности экономического развития КНР. Отраслевая структура экономики. Финансовая система и финансовые центры страны.

Внешнеэкономическая дипломатия КНР, политические цели, ее методы и средства.

.

Вопросы для обсуждения на семинаре:




  1. Каковы основные экономические достижения КНР?

  2. За счет каких факторов Китай добился высоких темпов роста экономики?

  3. В чем специфика отраслевой структуры Китая?

  4. Каковы основные особенности взаимодействия экономической и социальной политики, проводимой правительством КНР?

  5. В чем суть и каковы особенности политики «открытости внешнему миру»?


Литература:


  1. В.Портяков, Становление Китая как ответственной глобальной державы, М., 2013

  2. М.Титаренко, Россия и ее тихоокеанские партнеры в глобализирующемся мире, М.2012

  3. С Уянаев, Интересы Китая в БРИКС, проблемы дальнего Востока, № 4, 2013

  4. Чжао Синь, Внешняя торговля КНР в 21 веке, особенности государственного регулирования и динамики развития, Проблемы Дальнего Востока, № 4, 2012

  5. 4.Мельянцев В.А. Сравнительный анализ сущностных характеристик моделей экономического развития Китая и Индии. М., 2010.

  6. 5.Мельянцев В.А. Параметры экономического подъема двух крупнейших азиатских стран – Индии и Китая: сравнительный анализ. Тихоокеанское обозрение 2006-2007 гг. М., 2007.


5. Юго-Восточная Азия, АСЕАН, проблемы региональной безопасности, Вьетнам, Индонезия, Сингапур, Малайзия, характеристика политических институтов

Лекции – 6 часа, семинары – 4 часа.



Содержание раздела:

Факторы, динамика и особенности экономического развития стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Страновой состав региона и основные социально-экономические показатели. Динамика экономического развития и отраслевая структура ВВП. Характеристика государственной экономической политики. Практика внедрения системы распределения сырья и денежных ресурсов. Особенности взаимодействия бизнеса и государства. Планы и программы социальной политики.

Внешнеэкономическая политика. Политика стимулирования развития промышленности, основанная на замещение импортных товаров собственным производством и экспортную ориентацию. Структура потоков товара и капитала.
Вопросы для обсуждения на семинаре:


  1. Каковы особенности социально-экономической структуры и стратегии экономического развития стран Восточной и Юго-Восточной Азии?

  2. Дайте характеристику процесса интеграции стран Восточной и Юго-Восточной Азии в мировую экономику.

  3. Каковы основные направления торгово-экономических связей стран Восточной и Юго-Восточной Азии?


Литература:


  1. АСЕАН: итоги, проблемы и перспективы. М., 1998.

  2. Былиняк С. Адаптация к мировому хозяйству: опыт Азии и российские проблемы. М., 1998.

  3. Страны АСЕАН: на грани долгового кризиса? М., 1998.

  4. Феномен НИС: эволюция и современность. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №7.

  5. Мазырин В.М. Вьетнам: постсоциалистический тигр. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №5.

  6. Мазырин В.М. Вьетнамская экономика сегодня. М, 2013.

  7. Симония А. Мьянма: арена "большой игры" за политическое влияние в Юго-Восточной Азии. Мировая экономика и международные отношения. 2013, №10.



  1. Центральная Азия, проблемы безопасности, терроризма, экстремизма, и сепаратизма. Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан. ШОС – вопросы многопрофильного взаимодействия, афганская проблема

Лекции 6 часа, семинары – 2 часа

Содержание раздела:



Политическая, экономическая и социальная проблематика в Центральной Азии. Компаративный анализ факторов, способствующих и препятствующих интеграции. Водопользование, экология и их влияние на межгосударственные отношения.

Новые угрозы и вызовы (терроризм, сепаратизм, экстремизм, наркотики, организованная преступность).

Значение образования ШОС, вопросы многопрофильного сотрудничества, роль России и Китая.

Афганская проблема, перспективы ее урегулирования.
Вопросы для обсуждения на семинаре:


  1. Охарактеризуйте политическую, экономическую, социальную ситуацию в Центральной Азии.

  2. Экологические проблемы Центральной Азии и их влияние на межгосударственные отношения.

  3. Влияние внешних сил на развитие событий в регионе?

  4. Каковы перспективы развития ШОС?

  5. Развитие обстановки в Афганистане после 2014 года?


Литература:


  1. Новая история стран Зарубежной Азии и Африки, издательство Ленинградского университета, 1971

  2. Политические системы современных государств, Т 2, Азия, М. 2012

  3. Клименко А.Ф. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развитии- М, 2008

  4. Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. – М., 2004

  5. Шарко С.В. Цивилизационный потенциал России и Китая и перспективы региональной интеграции /Мир и политика, 2010, № 2/

7.Япония: политические институты, тенденции экономического развития, подходы к проблемам безопасности в АТР, двусторонние отношения с Россией, Китаем и США



Лекции 6 часов, семинары 2 часа

Политическое значение послевоенной конституции. Законодательная, исполнительная и судебная власть. Особенности политических процессов, партийная система.

Эволюция экономического развития в 50-90-е гг. Роль японской экономики в региональном и глобальном измерении.

Внешняя политика, взаимоотношения с Россией, Китаем и США. Взаимодействие с международными и региональными организациями.
Вопросы для обсуждения на семинаре:


    1. Внешние и внутренние факторы развития Японии в послевоенный период.

    2. Взаимодействие Японии и США в сфере безопасности?

    3. Роль японской экономической помощи для государств Восточной Азии?

    4. Попытки японских правящих элит обойти мирные статьи конституции страны?


Литература:


  1. Стрельцов В. Япония: курс на присоединение к транстихоокеанскому партнерству. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №11.

  2. Портер М.Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? М., 2005.

  3. Тимонина И.Л. Японские корпорации в эпоху глобализации: революция управления. – Бизнес Академия. 2002, №1-2

  4. Экономика Японии. Учебное пособие. М., Вост. лит, 2008.

  5. Белоконь Ю. Открытость экономики и экономический прогресс: опыт Японии и азиатских НИС. 1997, №1.

  6. Леонтьева Е. Финансовая ситуация в Японии. 1999, №4.

  7. Рамзес В. Японская экономика в ожидании перемен. 1998, №5.

  8. Глобальные вызовы – японский ответ. М., 2008.

  9. Государственно-монополистическое регулирование в Японии. М., 1985.

  10. Япония: смена модели экономического роста. М., 1990.


8. Политические институты Индии, партийная система, роль армии и НПО, внешнеполитическое и внешнеэкономическое позиционирование.

Лекции – 4 часа, семинары – 2 часа.


Содержание раздела:

Конституционный строй, законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Факторы, динамика и особенности экономического развития Индии. Отраслевая структура экономики и особенности государственного и частного сектора экономики.

Внешнеэкономические связи Индии, взаимодействие с региональными и международными организациями.

Двусторонние отношения с США, Россией, Китаем, Пакистаном.



Вопросы для обсуждения на семинаре:
1.Назовите исторические и этнические аспекты формирования законодательной, исполнительной и судебной власти в Индии.

2.Охарактеризуйте структуру экономики?

3. Назовите методы и результаты широкомасштабного регулирования социально-экономической политики Индии.

4. Каковы особенности внешнеэкономических связей Индии?


Литература:
1.Брагина Е. Южная Азия: Регион на фоне глобализации. Мировая экономика и международные отношения. 2011, №7.

2.Широков Г. Парадоксы эволюции капитализма (Запад и Восток). М., 1998.

3.Юрлов Ф. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998.

4.Мельянцев В.А. Сравнительный анализ сущностных характеристик моделей экономического развития Китая и Индии. М., 2010.



5.Мельянцев В.А. Параметры экономического подъема двух крупнейших азиатских стран – Индии и Китая: сравнительный анализ. Тихоокеанское обозрение 2006-2007 гг. М., 2007.

8Образовательные технологии


Интерактивные лекции, обсуждение докладов и дискуссии на семинарских занятиях, работа со статистическими данными, разбор кейсов.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов для самопроверки студентов и подготовки к промежуточному/итоговому контролю:

  1. Важнейшие тенденции развития международных отношений и интеграционные процессы в Азии, Азиатско-тихоокеанском регионе, Южной и Восточной Азии.

  2. Факторы, влияющие на безопасность в АТР.

  3. Основные региональные политические, влияющие на создание новой архитектуры безопасности в АТР.

  4. Значение военно-технического сотрудничества России и США с государствами АТР, перспективы рынка вооружений в АТР.

  5. Роль и значение «мирного подъема» Китая и его влияние на изменение баланса сил в регионе.

  6. Усилия Китая по созданию пояса безопасности на северных и северо-западных рубежах.

  7. Неурегулированные территориальные и пограничные конфликты между КНР, Японией, Индией, в районе Южно-Китайского моря

  8. Взаимоотношения КНР с государствами АСЕАН

  9. Двусторонние отношения Китай и США

  10. Факторы влияющие на развитие двусторонних отношений между Китаем и Россией.

  11. Взаимодействие между Китаем, Индией и Россией в рамках БРИКС, РИК, ШОС.

  12. Основные направления китайской внешнеэкономической дипломатии.

  13. Взаимодействие Китая с международными организациями.

  14. Внешнеполитическое и внешнеэкономическое позиционирование Индии

  15. Территориальные проблемы Японии

  16. Основные угрозы и вызовы для государств Центральной Азии

  17. Роль в ШОС России и Китая.

  18. Возможная роль ШОС в решении афганской проблемы.

  19. Государства-члены, наблюдатели и партнеры по диалогу ШОС

  20. Мировые финансовые центры на Востоке (Сингапур, Гонконг, Токио) и их роль в развитии региона.

  21. Международные экономические институты, действующие в регионе, и их роль в процессе интеграционных процессов.

  22. АТЭС. Проблемы и перспективы развития.

  23. Проблемы интеграции России в АТР.

  24. АСЕАН. Проблемы и перспективы развития.

  25. Характеристика диалоговых механизмов в АТР.

  26. Роль новых индустриальных стран в экономическом развитии азиатского региона.

  27. Роль азиатских транснациональных корпораций в экономическом развитии региона.

  28. Экономика Японии и ее место во внешнеэкономических отношениях в Азии.

  29. Экономика КНР и ее место во внешнеэкономических отношениях в Азии.

  30. Экономика Индии и ее место во внешнеэкономических отношениях в Азии.

  31. Экономика Вьетнама и ее место во внешнеэкономических отношениях в Азии.

  32. Особенности процесса интеграции стран Восточной и Юго-Восточной Азии в мировую экономику.

  33. Основные направления торгово-экономических связей стран Восточной и Юго-Восточной Азии и их характеристика.

  34. Экономика стран Восточной и Юго-Восточной Азии и их место во внешнеэкономических отношениях в Азии.

  35. Экономика стран Ближнего Востока, место региона в мировой экономике.

  36. Проблемы экономической безопасности региона.



10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовые учебники





  1. Политические системы современных государств, Т2, Азия, М., 2012

  2. Е.П.Бажанов, Многополюсный мир, М., 2010

  3. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник под редакцией Колесова В.П. М., 2002.

  4. Мировая экономика. Учебник под редакцией Булатова А.С. М., 2005.

10.2Основная литература


  1. Асмолов К.В. Корейская политическая культура, М.,2013

  2. Брагина Е. Южная Азия: Регион на фоне глобализации. Мировая экономика и международные отношения. 2011, №7.

  3. Гельбрас В. Россия и Китай в условиях глобального рынка. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №2.

  4. Глобальные вызовы – японский ответ. М., 2008.

  5. Ерапова Е. Интеграция стран Восточноазиатского саммита и интересы США. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №5.

  6. Киреев А., Международная экономика, глава 12. М, 1997.

  7. Ларин А. Тайваньская модернизация на фоне российской и китайской. Мировая экономика и международные отношения. 2011, №1.

  8. Мазырин В.М. Вьетнам: постсоциалистический тигр. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №5.

  9. Мазырин В.М. Вьетнамская экономика сегодня. М, 2013.

  10. Мельянцев В.А. Параметры экономического подъема двух крупнейших азиатских стран – Индии и Китая: сравнительный анализ. Тихоокеанское обозрение 2006-2007 гг. М., 2007.

  11. Мировая экономика. Учебник под редакцией Гурова И.П. М., 2008. Главы 4-5.

  12. Минкин Д. Развитие инфраструктуры – вызов для интеграции стран АСЕАН. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №11.

  13. Потапов М. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. М., 1998.

  14. Салицкий А., Таций В. Китай в новой структуре мировой экономики. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №2.

  15. Симония А. Мьянма: арена "большой игры" за политическое влияние в Юго-Восточной Азии. Мировая экономика и международные отношения. 2013, №10.

  16. Стрельцов В. Япония: курс на присоединение к транстихоокеанскому партнерству. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №11.

  17. Свободные экономические зоны. Зименков Р.И. М., 2012.

  18. Свободные экономические зоны. Зименков Р.И. М., 2012.

  19. Тимонина И.Л. Японские корпорации в эпоху глобализации: революция управления. – Бизнес Академия. 2002, №1-2.

  20. Федоровский А. Эволюция АТЭС и перспективы региональных интеграционных процессов. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №1.

  21. Фитуни Л. Арабская весна: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №7.

  22. Худякова Л. Международные финансовые центры в многополярном мире. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №1.

  23. Экономика Японии. Учебное пособие. М., Вост. лит, 2008.


10.3Дополнительная литература


  1. Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М., 1997.

  2. Авдокушин Е. Теоретические основы экономической реформы в КНР. М., 1991.

  3. АСЕАН: итоги, проблемы и перспективы. М., 1998.

  4. Арешидзе Л.Г., Крупянко М.И.. США и Восточная Азия. Борьба за «новый порядок», М., “Международные отношения”, 2010.

  5. Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. М., 1995.

  6. БайковА.А. Сравнительная интеграция . Практика и методы интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии, М., 2013

  7. Байчоров А.М., "Китаизация: последствия роста мощи Китая для мира в XXI веке", М., "Международные отношения", 2013.

  8. П. Бакланов, М.Романов, об уникальности геополитического положения Тихоокеанской России, Проблемы Дальнего Востока, М., № 6, 2013

  9. Белоконь Ю. Открытость экономики и экономический прогресс: опыт Японии и азиатских НИС. 1997, №1.

  10. Ближний Восток и современность. М., 1997.

  11. Былиняк С. Адаптация к мировому хозяйству: опыт Азии и российские проблемы. М., 1998.

  12. Государственно-монополистическое регулирование в Японии. М., 1985.

  13. Карлусов В. Частное предпринимательство в Китае. М., 1996.

  14. Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. 1995-1996 гг. М. 1997.

  15. Кириченко И., Онищенко И. Инновационные приоритеты в энергетике Китая и Японии", журнал Мировая экономика и международные отношения, №11, 2013.

  16. Круглый стол МЭ и МО «Актуальные вопросы глобализации». МЭ и МО. 1999, №4.

  17. Лебедева И.П. Япония: промышленность и предпринимательство. М., 2007.

  18. Лебедева И.П. Японские корпорации: стратегия развития. М., 1995.

  19. Леонтьева Е. Финансовая ситуация в Японии. 1999, №4.

  20. Ломакин В.К. Мировая экономика. М. 1998.

  1. Малетин Н.П. “АСЕАН: 40 лет развития”, М., МГИМО, 2007.

  2. Мельянцев В.А. Сравнительный анализ сущностных характеристик моделей экономического развития Китая и Индии. М., 2010.

  1. Мельянцев В.А. Китайская модель развития: общие контуры, внешние эффекты, международные сравнения. Подъем Китая: значение для глобальной и региональной стабильности. М., 2007.

  2. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996.

  3. Мельянцев В.А. Сравнение макроэкономической результативности ведущих стран АТЭС. АТЭС и новые возможности России. М., 2011.

  4. Мельянцев В.А. Арабско-исламский мир в контексте глобальной экономики. М., 2003.

  5. Мельянцев В.А. Сравнительный анализ сущностных характеристик моделей экономического развития Китая и Индии. М., 2010.

  6. Мельянцев В.А. Кризис в Арабском мире: экономические и социальные аспекты. Мировая экономика и международные отношения. 2011, №3.

  7. Ноздрев С. Юань и иена в валютной архитектуре Азии. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №7.

  8. Окунев О. Б. “Экономика стран Индокитая” – М.: МГИМО-Университет, 2008.

  9. Окунев О. Б. “Экономика Вьетнама” – МГИМО-Университет, 2008.

  10. Павлов А. Широкий взгляд на Китай.
    Журнал Мировая экономика и международные отношения, №11, 2013.

  11. Панов А.Н. США и экономические интеграционные процессы в АТР. Журнал США и Канада, 2013.

  12. Портер М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? М., 2005.

  13. Путь к возрождению китайской нации: взгляд в прошлое и размышления, СПб, 2013

  14. Рамзес В. Японская экономика в ожидании перемен. 1998, №5.

  15. Сенаторов А.И. Очерки административной реформы Японии. М. ИДВ РАН, 2004 – 206 с. http://crosspress.ru/monographs/idv_2004-senatorov.pdf

  1. Селихов Д. КНР в мировом инновационном развитии.
    Журнал Мировая экономика и международные отношения, №11, 2013.

  2. Страны АСЕАН: на грани долгового кризиса? М., 1998.

  1. Стапран Н.В., Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе : учеб. Пособие. 2-е изд. - М. : Проспект, 2011.

  2. Стрельцов Д.В. Система государственного управления Японии в послевоенный период. – М., 2002.

  3. Социально-экономические предпосылки вовлеченности стран в процесс глобализации мирового хозяйства. Кузнецов М.М. Экономика и управление. Том 24. 2011, №11, стр. 114-122 (http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/UZTNU_econ/2011_1/Kuznetsov.pdf).

  1. Учебное пособие «Экономика Японии». М., «Восточная литература» РАН. 2008, гл. 20.

  2. Феномен НИС: эволюция и современность. Мировая экономика и международные отношения. 2012, №7.

  3. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. М., 1998.

  4. Широков Г. Парадоксы эволюции капитализма (Запад и Восток). М., 1998.

  5. Шкварь Л. Экономика Индонезии: современные тенденции.
    Журнал Мировая экономика и международные отношения, №11, 2013.

  6. Экономические реформы в Азии в переходный период. М., 1996.

  7. Юрлов Ф. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий по дисциплине используется проекционный экран и проектор.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница