Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет социальных наук
Департамент государственного и муниципального управления
Программа дисциплины
«Основы территориального планирования и управления устойчивостью развития регионов»
для направления 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление»
Образовательная программа «Государственное и муниципальное управление»
Авторы программы:
Абашкин В.Л., к.э.н., доцент
Ильина И. Н., д.э.н., профессор
Леонард К.С., д.и.н., профессор
Лопатников Д.Л., д.г.н., профессор
Хорева О. Б., к.э.н., доцент
Одобрена на заседании кафедры
управления развитием территорий и регионалистики «___» сентября 2015 г.
Москва, 2015
Область применения и нормативные ссылки
Дисциплина «Основы территориального планирования и управления устойчивостью развития регионов» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин программы подготовки «государственное и муниципальное управление» бакалавриата. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для направления 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление». Образовательная программа «Государственное и муниципальное управление»
Цели освоения дисциплины
Основной целью курса является достижение следующих образовательных результатов:
-ознакомление студента с теоретическими основами территориального планирования и регионального управления, основными проблемами территориального управления в регионах, факторами и последствиями изменений в социально-экономических процессах современной России¸ зарубежным опытом территориального управления и территориального планирования;
-подготовка студента к применению современных методов регионального управления и территориального планирования в российской практике.
В результате освоения дисциплины студент должен:
-знать теоретические основы территориального планирования и регионального управления, основные проблемы регионального социально-экономического развития, разбираться в региональных процессах и их социально-экономических факторах и последствиях;
-обладать способностью анализировать зарубежный опыт территориального управления и планирования и применять его к российским условиям;
-обладать способностью собрать, проанализировать и обработать исходную информацию и статистические данные, необходимые для расчета социально-экономических показателей, отражающих уровень, структуру, тенденции развития региональных производственных и социальных систем управления в современной России;
-уметь пользоваться справочными материалами, данными и показателями статистики населения и на их основе уметь осуществлять диагностику социальной, инновационной, финансовой политики в регионах России;
-уметь сопоставлять между собой основные экономико-статистические показатели и обосновывать выводы о территориальных различиях в состоянии социально-экономических процессов.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения в сфере регионального управления и территориального планирования
|
ПК-3
|
владеет навыками выбора цели, задач, направлений социально-экономического развития региона, принятия управленческих решений в сфере регионального управления и территориального планирования
|
|
Умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития региона и деятельности региональных органов власти
|
ПК-18
|
даёт определение типов региональных организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования.
использует, составляет и обосновывает правовые документы, относящиеся к деятельности органа исполнительной власти в регионах в процессе оказания государственных услуг;
|
Обсуждение и отработка в рамках лекционных и семинарских занятий, деловых игр
|
Способность представлять интересы и официальную информацию органов региональной власти, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, предприятиями и учреждениями, политическими партиями, общественно-политическими и некоммерческими организациями
|
ПК-32
|
воспроизводит и использует при выработке управленческих решений принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и её отличия от частной организации;
владеет навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности;
интерпретирует и правильно применяет правовые нормы, принимает решения и совершает юридические действия в точном соответствии с законом;
|
Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции регионального развития
|
ПК-16
|
формулирует основное содержание стратегии региона по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся объекта регулирования, в т.ч. различных социальных групп;
|
Подготовка в рамках семинарских занятий комплекса реализации мероприятий региональной целевой программы
Выполнение задания в ходе контрольной работы
|
Способность анализировать состояние региональных систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой
|
ПК-20
|
интерпретирует систему мер регионального управления и территориального планирования, направленных на улучшение качества и уровня жизни населения регионов, в т.ч. социальных групп;
использует навыки оценки экономических и социальных условий осуществления региональных программ
|
Способность принимать участие в разработке планов развития территорий
|
ПК-6
|
демонстрирует умение разрабатывать программы и планы развития территорий и оценивать их эффективность;
использует принципы целеполагания, виды и методы планирования;
|
Оперирование информацией о ключевых вопросах и технологиях регионального управления и территориального планирования для четкого и убедительного публичного изложения
|
ПК-22
|
владеет основными тенденциями развития регионального управления и территориального планирования;
распознаёт место обсуждаемой управленческой школы / технологии в развитии регионального управления как науки и профессии;
воспроизводит основные модели и механизмы, лежащие в основе соответствующей технологии регионального управления и территориального планирования;
воспроизводит международную практику внедрения соответствующих моделей и инструментария регионального управления и территориального планирования;
интерпретирует теории и международную практику регионального управления и территориального планирования с точки зрения их применимости в российских условиях;
владеет логически верно, аргументировано и ясно выстроенной письменной речью;
|
Обсуждение основных технологий и механизмов регионального управления и территориального планирования в рамках лекционных и семинарских занятий
Выполнение экзаменационных заданий.
|
Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин.
Для специализации «Государственное и муниципальное управление» настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Демография
Введение в публичное управление
Основы региональной экономики и управления развитием территорий
Правовые основы публичного управления
Политика инновационного развития в России и за рубежом
Управление в социально-значимых отраслях
Кластеры в экономике России: сущность, масштабы, направления
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
умением определять региональные социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;
умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения в сфере регионального управления и территориального планирования;
способностью ориентироваться в системе стратегического управления территориальным развитием;
умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития региона и деятельности региональных органов власти
умением обобщать и систематизировать информацию для создания региональных баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования региональных систем управления;
умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций в регионах.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Управление устойчивым развитием территорий;
Управление человеческими ресурсами;
Количественные и качественные методы анализа в публичном управлении;
Sustainable Regional Development;
Fiscal Federalism.
4. Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
1
|
Территориальное планирование и региональное управление: теоретико-методологический инструментарий
|
4
|
2
|
2
|
10
|
2
|
Стратегическое управление развитием региона
|
8
|
4
|
4
|
12
|
3
|
Территориальное планирование
|
8
|
4
|
4
|
12
|
4
|
Управление процессами урбанизации и расселения населения
|
8
|
4
|
4
|
10
|
5
|
Контрольная работа
|
2
|
-
|
2
|
|
5
|
Управление трудовыми ресурсами и социальной сферой региона
|
8
|
4
|
4
|
12
|
6
|
Управление развитием производственного и инновационного потенциала региона
|
10
|
6
|
4
|
12
|
7
|
Управление социально-экономическим развитием регионов разного типа
|
4
|
2
|
2
|
10
|
8
|
Региональный бюджет и региональная финансовая политика
|
4
|
2
|
2
|
10
|
Итого:
|
56
|
28
|
28
|
88
| 5. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Модуль
|
Параметры
|
1
|
Текущий
(5-я неделя)
|
Контрольная работа
|
+
|
Письменная работа, включающая ответ на теоретический вопрос, тестовые задания и разбор ситуации.
Время написания контрольной работы – 70 минут.
|
Текущий (8-я неделя)
|
Эссе
|
+
|
Срок сдачи – за 2 недели до даты проведения экзамена.
Дополнительные требования: не менее трех академических источников (монографии, статьи); не более одного источника, являющегося учебником (учебным пособием); не допускаются интернет-ссылки на сайт без привязки к конкретному документу.
|
Итоговый
|
Экзамен
|
|
Итоговый контроль проводится в форме устного экзамена. Задание экзамена содержит два открытых вопроса. Пользоваться какими-либо источниками при написании итоговой работы запрещено.
Вес каждого открытого вопроса при оценке итоговой работы – 50%. Вес итоговой письменной работы в общей оценке знаний студента по дисциплине – 50%.
|
5.1 Критерии оценки знаний, навыков
Все формы контроля, как текущего, так и итогового оцениваются по 10-балльной шкале.
Контрольная работа проводится в форме тестирования. Кроме того оценивается активное участие студента в работе на семинаре – в разборе кейсов, деловых игр и дискуссиях. Активность студентов определяется количеством правильных ответов или высказанных идей.
5.2 Порядок формирования оценок по дисциплине
Каждая из приведённых ниже оценок выставляется по 10-балльной шкале.
Оценка за текущий контроль (О текущий.) знаний представляет собой среднее арифметическое значение двух видов контроля по учебному модулю: контрольной работы и реферата. Контрольная работа представляет собой тест из 10 заданий с 2-3 открытыми вопросами. Каждое из правильно выполненных заданий теста (из 10-ти) оценивается в 1 балл. При оценивании эссе преподавателем обычно используются следующие критерии: умение сформулировать цель работы; полнота и логичность раскрытия темы; самостоятельность мышления; стилистическая грамотность изложения; корректность выводов; правильность оформления работы. Текущая оценка представлена в формуле:
О текущий. = k1*Ок.р.1 + k2*О эссе., где k1=0,5 k2=0,5
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
О накопленная = n1*О текущий. + n2*О ауд. + n3*О сам.работа, где n1=0,5n2=0,4n3=0,1
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Округление накопленной оценки производится преподавателем на основании его наблюдений за академическими успехами студента.
Результирующая оценка за дисциплину представляет собой равные доли накопительной оценки и оценки за итоговый экзамен и выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:
О результирующая = p1*Оэкзамен + p2*Онакопленная, где p1=p2=0,5
Экзамен сдается в устной форме. Пересдачи экзамена осуществляются в устной форме, в соответствии с положениями пунктов 62 и 66 Положения об организации контроля знаний (утв. протоколом ученого совета НИУ ВШЭ от 24.06.2011 № 26).
При проведении второй пересдачи комиссия не учитывает результаты текущего контроля при выставлении результирующей оценки, в соответствии с пунктом 65 Положения об организации контроля знаний (утв. протоколом ученого совета НИУ ВШЭ от 24.06.2011 № 26).
6. Содержание дисциплины
Раздел 1. Территориальное планирование и региональное управление: теоретико-методологический инструментарий (2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Понятие «региональной политики». Цели и задачи региональной политики в РФ. Анализ зарубежного опыта формирования и реализации региональной политики. Факторы, оказывающие влияние на формирование региональной политики. Механизмы и инструменты реализации региональной политики. Административные и экономические методы. Стратегические цели региональной политики государства. Регулирование кризисных процессов. Содержание и основные направления региональной политики федерального центра и органов регионального управления. Особенности региональной политики государства в социальной сфере. Оценка эффективности региональной политики РФ.
Порядок формирования и функционирования региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти. Структура региональных органов государственной власти в РФ и проблемы регионального управления. Региональный менеджмент. Цели и задачи регионального менеджмента. Законодательство РФ и регионов в области организации регионального управления. Участие населения в управлении регионами.
Основная литература:
Региональная экономика и управление: учеб. пособ. / Е.Г. Коваленко, Г.М. Зинчук, С.А. Кочеткова и др.– 2. изд. – СПб.: Питер, 2008.
Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: учеб. пособ. / Под ред. В.Г. Глушковой. – 4.изд., стер. – М.: КноРус, 2009.
Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2008.
Ильина И. Н., Леонард К. С., Лопатников Д. Л., Хорева О. Б. и др. Региональная экономика и управление развитием территорий. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под общ. ред.: Ф. Т. Прокопов. М. : Юрайт, 2015.
Дополнительная литература:
Кистанов В.В., Копылов В.В. Региональная экономика России: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 581.
Попов Р. Региональный менеджмент. Учебник. – Краснодар: «Сов. Кубань», 2000.
Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы: учебное пособие/коллектив авторов; под общ.ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. – М.: КНОРУС, 2012.-320.
Предложения по совершенствованию методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной ветви власти субъектов Российской Федерации: Монография /под ред. проф. Беляевой И.Ю., доц. Паниной О.В.М.: Финансовый университет при правительстве РФ, 2011
Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. - М.: Республика, 1999.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://www.tur-02.narod.ru/sources/books/id157.htm И.Г. Александров. Экономическое районирование России. Москва»
2. http://www.raexpert.ru/ - Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ
3. http://www.fa.ru –Финансовая академия при Правительстве РФ
4. http://www.vopreco.ru - Вопросы экономики
5. http://www.ivr.nm.ru - Инвестиции в России
6. Справочная правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).
7. Справочная правовая система «Кодекс» (http://www.kodeks.ru).
|