Программа дисциплины Научно- исследовательский семинар "Современные проблемы анализа финансовых рынков и их участников"




Скачать 465.98 Kb.
страница1/3
Дата09.05.2016
Размер465.98 Kb.
  1   2   3

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Научно- исследовательский семинар "Современные проблемы анализа финансовых рынков и их участников" для направления 080300.68 – «Финансы и кредит», магистерские программы «Фондовый рынок и инвестиции» и Финансы», 2 курс



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет Экономики


Программа дисциплины
Научно - исследовательский семинар

"Современные проблемы анализа финансовых рынков и их участников"


для направления 080300.68 – «Финансы и кредит»

подготовки магистра 2 года обучения

специализация «Фондовый рынок и инвестиции», «Финансы»

Автор программы: Меньшиков С.М. mwnshikov2007@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры Фондового рынка и рынка инвестиций «___»__________ 20 г.

Зав. кафедрой Берзон Н.И.
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2013


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями универ-ситета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы и автора.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины Научно- исследовательский семинар " Современные проблемы анализа финансовых рынков и их участников" для направления 080300.68 – «Финансы и кредит», магистерские программы «Фондовый рынок и инвестиции» и Финансы», 2 курс

1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа научно-исследовательского семинара (НИС) определяет основные темы для обсуждения и формулирует задания для самостоятельного выполнения студентами магистерской программы Финансовые рынки исследований по тематике НИС.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов.
Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ-ВШЭ, образовательной программой подготовки магистров по направлению 080300.68 «Финансы и кредит», и рабочими учебными планами университета по направлению подготовки 080300.68 «Финансы и кредит».
2. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины Научно - исследовательский семинар (НИС) "Современные проблемы анализа финансовых рынков и их участников" является развитие навыков проведения самостоятельной исследовательской и аналитической работы с акцентом на выявление закономерностей, аномалий и специфики принятия решений, регулирования на финансовых рынках развитых и развивающихся стран. НИС способствует подготовке магистерской диссертации через помощь в выборе темы, обосновании ее актуальности и практического применения, структурирование исследования, развитие навыков презентации.
Для достижения этой цели решаются ряд методических и аналитических задач: объяснение современных требований по проведению исследований, формированию доказательной базы; ознакомление с современными тенденциями в построении регулирующих механизмов на финансовых рынках и направления дискуссий об эффективности реализуемых мер и адаптации практик; освоение современной методологии эмпирического тестирования теорий и гипотез финансовой экономики; разбор моделей, объясняющих поведение цен инвестиционных активов (акций и других); получение навыков презентации исследований, проведения дискуссий (оппонирование), написание рецензий.
НИС - это интерактивная форма обучения, предполагающая активное участие студентов в обсуждении и изучении тем специализации, в получении навыков изложения, разбора и представления значимых для изучения проблематики финансовых рынков, а также спорных (дискуссионных) научных работ, их обсуждения, оппонирования, написания рецензий, отзывов, сопоставления с исследованиями разных авторов (написание обзоров и проведение сопоставительного анализа) и представления (защиты) частей магистерской диссертации.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


    • результате освоения дисциплины студент должен:

 Знать



  • особенности современной методологии исследований в области финансовой экономики;




  • особенности современного этапа развития финансовых рынков и практик их регулирования, основные направления дискуссий по оценке эффективности регулирующих механизмов;




  • источники информации для проведения исследований (базы Блумберг, Торсон-Рейтерс, СПАРК, FIRA, Ван Дайк);







  • возможности и ограничения в применении современных эконометрических мето-дов с учетом доступности данных и наличия аномалий на рынках.

 Уметь



    • ставить гипотезы научных исследований, обосновывать актуальность заявленной темы;




    • работать с базами данных, собирать данные для эмпирического тестирования гипотез;




    • обобщать эмпирический материал по анализу рынков, делать обзоры исследований по теме;




    • проводить самостоятельные исследования и презентовать их результаты.




    • Иметь навыки

      • самостоятельной исследовательской работы




      • презентации исследований;




      • проведения научной дискуссии;




      • оппонирования и написания рецензий;




      • подачи заявок на конференции и другие научные мероприятия, подготовки докладов (презентаций) для конференций.




  • результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

а) общекультурные:







Дискуссия, оппонирование, защита реферата

- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-1

демонстрирует уровень интеллектуального и общекультурного развития через представление обзоров ранее проведенных исследований, подготовку реферата;

Самостоятельный поиск, изучение и освоение профессиональной научной литературы

- способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно- производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-2

самостоятельно осваивает отдельные методы исследования (по подсказке преподавателя);

модифицирует известные модели и методы, алгоритмы для решения задач научного исследования;



На основе разбора научных статей выявление слабых мест проводимого исследования, ошибочных предпосылок, упрощений.

- способен самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ОК-3

применяет имеющиеся знания при развитии научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

использует в практической деятельности новые знания;



Изучение достоинств и слабых мест существующих профессиональных баз данных и аналитических материалов, самостоятельный поиск данных для исследования, разработка рекомендаций по совершенствованию баз данных.

- владеет навыками публичной и научной речи;

ОК-6

Демонстрирует способность к представлению результатов исследований перед учебной аудиторией и перед профессиональными специалистами, к ведению публичных дискуссий;

Изложение результатов

самостоятельной работы

на семинарских занятиях в

форме доклада, постановки вопросов, их обсуждение в аудитории и оппонирование.



б) социально-личностные компетенции













СЛ-1

Способен делать выбор направлений исследований и профессиональной деятельности руководствуясь социально-этическими нормами

Разбор лучших практик ведения бизнеса, подачи заявок на гранты





СЛ-2

Умение работать в группе, навыки командной работы и презентации результатов

Деловые игры (обсуждения исследовательских проектов с позиции интересов разных участников процесса)

в) профессиональные:







Семинары, дискуссии

Научно-исследовательская деятельность

ПК-1







- способен обобщать и критически оценивать

результаты, полученные

отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления для исследования, составлять программу (план)

исследований;






Демонстрирует умение обоб-

щать и критически оценивать

результаты, полученные отече

ственными и зарубежными ис

следователями по заданным направлениям;


Защита и обсуждение реферативной работы, сопоставительный анализ

ранее проведенных исследований;



- способен обосновывать актуальность и практическую значимость исследования;

ПК-2

Демонстрирует умение ставить цели собственного исследования, задачи и проблемные вопросы;

Обоснование актуальности темы, значимости ее для различных заинтересованных лиц (инвесторы, регуляторы и т.п.), самостоятельная формулировка гипотезы (гипотез), разработка временного (календарного) плана исследования.

- способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

ПК-3

Владеет современными информационными технологиями;

Демонстрирует знание основных информационных систем и умение применять их на практике;



Самостоятельный поиск данных, формирование выборки (отсечение выбросов)

- способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада;

ПК-4

Демонстрирует способность представлять результаты проведенного исследования;

Презентация докладов на семинарах, написание анонса доклада, ключевых положений.

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных,

информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач



ПК-5

Демонстрирует знание основных информационных систем и умение применять их

Доказательство достаточности найденных данных, возможности

По ним исследовать проблему и проверить гипотезы



- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты

Расчетов и обосновать полученные выводы



ПК-6

Демонстрация умения применять статистические, математические, эконометрические методы и модели

Сопоставление методов и моделей, обоснование адекватности примененных методов.

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

ПК-7

Умеет объяснить и защитить традиционно используемые методы и модели и демонстрирует предлагаемые модификации с учетом выявленных недостатков

Самостоятельная подготовка исследования по учебной дисциплине

- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтер скую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для

принятия управленческих решений



ПК-6

Демонстрация знаний различий в стандартах и формах учета и отчетности компаний (РСБУ, МСФО), в статистических стандартах

Разбор требований, предъявляемых в научных исследованиях по выборке анализируемых компаний

Аналитическая деятельность







Семинары, дискуссия

- способен выявлять достоинства и недостатки ранее проведенных

исследований, а также

исследований студентов

группы (магистерской программы), формулировать рекомендации по совершенствованию исследований.



ПК-9

Способен подготовить рецензию, отзыв на представленное исследование, дать рекомендации по доработке и исправлению ошибок.

Научные дискуссии, проверка правильности проведения расчетов, сбора и использования данных


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку к научным исследованиям и служит основой для профессиональной ориентации студентов при выборе темы курсовой работы и магистерской диссертации. НИС разработан для магистров 1 года обучения по программе «Финансовые рынки и финансовые институты (специализация – Финансовые рынки», данная дисциплина является обязательной.



  1. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа







лекции

семинары

Практи-ческие занятия




1

Вводное занятие. Методика и методология

исследования. Специфика научного исследования и институт оппонирования. Библиотечные ресурсы НИУ ВШЭ. Профессиональные базы данных и аналитики



12




8




4

2

Организация и эффективность систем регулирования и надзора на финансовом рынке. Роль Центробанка России как мегарегулятора на российском фондовом рынке

14




6




8

3

Инвестиционные стратегии на аномалиях поведения цен финансовых активов. Влияние новостей на динамику ценных бумаг. Недооценка и переоценка влияния новостей. Корпоративные новости. Теория «сюрпризов»

24




12




12

4

Экономика взаимных фондов: как академические исследования способствуют развитию коллективных инвестиций. Четырехфакторая САРМ для взаимных фондов

4




2




2

5

Микроструктурные финансы

8




4




4

6

Развитие многофакторных моделей

ценообразования финансовых активов



8




4




4

7

Влияние различных групп инвесторов на динамику фондового рынка. Профессиональные инвесторы. Иностранные инвесторы. Частные инвесторы

40




20




20

8

Влияние потоков портфельных

иностранных инвестиций на фондовые рынки развивающихся стран. Факторы, влияющие на потоки прямых иностранных инвестиций на развивающихся рынках



4




2




2

9

Факторы, определяющие доходность корпоративных облигаций на первичном и вторичном рынках капитала. Особенности инвестирования в облигации в национальной валюте

16




8




8

10

Пенсионные системы и активы пенсионных фондов. Влияние пенсионных фондов на фондовый рынок

4




2




2

11

Рынок биржевых паевых фондов (ETFs) в России и инвестиционный рынок недвижимости.

4




2




2

12

Исследование уровня конкуренции и концентрации на финансовых рынках. Роль конкуренции и концентрации в повышении эффективности деятельности финансовых посредников.

8




4




4

13

Исследования эффективности сделок IPO-SPO на развивающихся рынках капитала

20




10




10

14

Метод событийного анализа в изучении динамики цен акций

24




12




12

15

Работа финансовых аналитиков и эффективность фондового рынка. Buy Side и Sell Side аналитики

14




8




6

16

Календарные эффекты на рынке акций и на других инвестиционных рынках. Особенности выявления и построение инвестиционных стратегий

14




8




6

17

Диагностирование ликвидности финансовых активов и премия в многофакторных моделях ценообразования.

24




12




12

18

Поиск эффективного механизма

ценообразования государственных



облигаций на российском финансовом рынке

4




2




2

19

Инфраструктурные облигации: перспективы и первый опыт их применения на российском фондовом рынке

4




2




2

20

Секьюритизация финансовых активов

16




8




8

21

Роль рынка ипотечных ценных бумаг в развитии финансовых рынков

8




4




4

22

Целесообразность либерализации рынков капитала

4




2




2




Всего

288




144




144



6. Формы контроля знаний студентов





Форма и тип контроля

модуль

Параметры

1

2

3




1

Выступление на НИС с докладом по выбранной теме

Х

Х




Подготовка доклада и презентации по одной из предлагаемых тем. Подбор и обобщение научных публикаций по теме выступления

2

Оппонирование по теме доклада

Х

Х




Подготовка выступления, вопросы к докладчику, комментарии.

3

Выступление с докладом по теме диссертационной работы







Х

Презентации самостоятельных исследований с учетом развития методов анализа и оригинальности в работе с данными. Демонстрация новизны собственного исследования.




Выступление на НИС по теме отдельной статьи

Х

Х




Подготовка доклада по отдельной статье по тематике НИС, представление перевода статьи



6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Основные задачи НИС, за выполнение которых выставляется оценка:



  1. проведение реферативной работы (поиск статей и промежуточных работ в базе электронных библиотечных ресурсов, реферирование работ на основе их критического разбора и сопоставления, (понимание требований к оформлению ссылок на ранее проведенные исследования, на мнения иных исследователей, оформление списка литературы);

  2. работа с информационно-аналитическими профессиональными базами данных (СПАРК, ФИРА, Блумберг, ТомсонРейтерс), выяснение возможностей и недостатков баз;

  3. критический разбор работ,

  4. демонстрация навыков в рамках исследования по теме диссертационной работы в постановке и оценке гипотез, в сборе данных и описании процесса обработки данных (формирования выборки), описания полученного результата и выводов;

  5. подготовки презентации исследовательской работы (понимание требований к презентации, содержание и правила представления материала).

  6. развитие навыков проведения дискуссий, устного оппонирования научной работе;

  7. развитие навыков публичных выступлений и защиты научной работы (презентация, ответы на вопросы, отражение рекомендаций в повторном представлении).

Темы реферативной работы согласуются с руководителем семинара по соответствующей тематике, могут быть согласованы устно.

В каждом модуле студенты сдают:

Тезисы выступления (доклада) на семинаре по выбранной теме, презентацию, представленные первоисточники. Оценка выставляется за качество выступления с учетом количества и качества найденных статей по теме, и представленные первоисточники.

Полные переводы статей, выбранных из списка, представленного преподавателем по тематике НИС.

Главная задача выступления – продемонстрировать умение найти статьи по теме, умение кратко и внятно изложить содержание статей, правильно построить выступление и сопровождающую его презентацию.

Тематика проведения работ по НИС и тематика курсовой (магистерской) работы могут пересекаться, но требования к демонстрации полученных знаний и навыков разные.




    1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Оценка студента за получение знаний и навыков на научно-исследовательском семинаре (НИС) проводится преподавателем, проводящим занятия (принимающем работу), по 10-ти балльной шкале (соответственно, каждый вид работы оценивается по 10-ти балльной шкале).


Накопленная оценка по научно-исследовательскому семинару определяется как сумма оценок преподавателя. По итогу работы на 2-м курсе магистратуры выставляются две оценки по итогам первого и второго семестра и по итогам третьего семестра. Оценки выставляются независимо, с учетом набранных баллов за выполняемые задания в каждом периоде Результирующую оценку выставляет руководитель НИС. Который также принимает пересдачу дисциплины.
Общая оценка за семестр (результирующая) складывается с учетом текущей работы на НИС (выступление с докладом, участие в дискуссиях, оппонирование), представление

презентации и исходных статей, перевод статьи, посещении научно-исследовательского семинара.


Орезульт = 0.4*Овыступление = 0.1*Опрезентация + 0.1* Остати + 0,2*Оперевод + 0,2*Опосещение

7. Содержание дисциплины

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница