Программа дисциплины «Модель человека в экономической науке»




Скачать 133.18 Kb.
Дата11.05.2016
Размер133.18 Kb.


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономических наук



Программа дисциплины «Модель человека в экономической науке»


для направления 38.03.01 «Экономика» подготовки бакалавра


Автор д.э.н, проф. В.С. Автономов

vavtonomov@hse.ru
Одобрена на заседании департамента «___»____________ 2015 г

теоретической экономики

Рук. департамента С.Э. Пекарский_____________________
Рекомендована секцией УМС «Экономическая теория» «___»____________ 20 г

Председатель О.И. Ананьин________________________


Утверждена УС факультета экономических наук «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Т.В. Коссова______________________

Москва, 2015



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.01 «Экономика» подготовки бакалавра изучающих дисциплину "Модель человека в экономической науке».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательным Стандартом ГОБУ ВПО ГУ ВШЭ

Образовательной программой направления 38.03.01 «Экономика» подготовки бакалавра.

Рабочим учебным планом университета по направлению 38.03.01 «Экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2015г.



  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Модель человека в экономической науке» является изучение онтологических предпосылок о свойствах человеческой природы, из которых исходит экономическая наука. Эти предпосылки включают мотивацию человека, его интеллектуальные и информационные ресурсы.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать


Уметь

Иметь навыки (приобрести опыт)


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно

значимые философские проблемы




СЛК-2

Распознает и анализирует модели человека в любой экономической теории

Ознакомление на занятиях и в ходе домашней работы с моделями человека в трудах экономистов разных периодов и направлений

владеет иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также

для поиска и анализа иностранных источников информации



СЛК-14

Применяет знания иностранного языка для изучения произведений классиков экономической науки

Изучение первоисточников, критических методологических статей на иностранных языках

готов работать с информацией из различных источников

ИК- 4

Демонстрирует способность узнавать признаки определенной модели человека в текстах разных жанров

Самостоятельный выбор темы итогового эссе и обсуждение е преподавателем

используя отечественные и зарубежные источники информации,

анализирует их и готовит информационный обзор или

аналитический отчет


ПК-9

Представляет связь между методологическими предпосылками и содержанием экономических теорий.


Обосновывает свои выводы примерами из проанализированных текстов


Работа с первоисточниками и написание итогового эссе по курсу




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин. Для специализации «Социально-экономические системы и социальный маркетинг» настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История экономических учений, Микроэкономика 1, Макроэкономика 1.

Курс «Модель человека в экономической науке» предназначен для студентов 4 курса специализации «Прикладная экономика». Он опирается на опубликованные работы автора курса, а также публикации современных западных экономистов и социологов.



6.Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Экономический человек – общая характеристика



26

6




20

2

Экономический человек и модели человека в других общественных науках

26

6




20

3

Методологический статус модели человека в экономической науке

28

6




22

4

Историческая эволюция модели человека в экономической науке

28

6




22




Итого:

108

24




84



6.Формы контроля знаний студентов

Порядок формирования оценок по дисциплине

Оценка формируется из накопленной оценки (Он) и оценки за зачетную работу (Озач) по формуле О=0.4Он+0.6Озач

Накопленная оценка формируется из оценки за эссе (Оэссе) и оценки за работу на занятиях (Озан) согласно формуле: Он=0.5Оэссе +0.5Озан.


Формирование итоговой оценки


Оценка по десятибалльной системе

Количество баллов




10

94-100

зачет

9

87-93

зачет

8

80-86

зачет

7

70-79

зачет

6

60-69

зачет

5

50-59

зачет

4

40-49

зачет

3

30-39

незачет

2

20-29

незачет

1

19 и ниже

незачет


7.Содержание программы
Раздел 1. Экономический человек – общая характеристика


    1. Необходимость модели человека в общественных науках

    2. Основные компоненты любой модели человека в общественных науках: мотивационный, информационный, когнитивный

    3. Общая характеристика модели человека в основном (неоклассическом) течении современной экономической науки: соотношение предпочтений и ограничений, способность к оценке, роль собственного интереса.и утилитаристской этики, ограниченность информации и т.д

    4. Понятие экономической рациональности. Формальная и субстантивная рациональность. Значение методологического индивидуализма. Определение экономической науки через экономически рациональное поведение.

Литература: основная: [1], глава 1, параграфы 1,2

Дополнительная: [18]
Раздел 2. Экономический человек и модели человека в других общественных науках
2.1.. Сопоставление моделей человека в экономической теории и психологии. Разный методологический статус моделей человека в экономике и психологии. Воздействие психологии на экономическую теорию.

2.2. Сопоставление моделей человека в экономической теории и социологии. Методологический коллективизм против методологического индивидуализма.

2.3. Модели человека и проблема междисциплинарных исследований в общественных науках. Эклектизм и империализм.
Литература: основная: [1] глава 1, параграф 1.3

Дополнительная: [4], [5], [7], [8], [17].

Раздел 3. Методологический статус модели человека в экономической науке
3.1 Критика модели экономического человека с моральных позиций и ее неадекватность.

3.2 Возможность верификации модели человека в экономической науке – различные точки зрения


Литература:

Основная: [1] гл.1, параграфы 1.4, 1.5, [3] гл.2

Дополнительная: [2]
Раздел 4. Историческая эволюция модели человека в экономической науке.
4.1 Английская классическая школа. Историческая школа. Марксистская система. Маржиналистская революция. Институционализм. Теоретическая система Кейнса.

4.2. Главные компоненты модели человека в основном течении современной экономической теории. Относительная неизменность потребностей, их независимость от ограничений. Самоконтроль. Собственный интерес или эгоизм? Предпочтения и нормы. Этические ограничения экономического поведения. Информация и рациональность.

4.3. Модели человека в альтернативных основному течению направлениях современной экономической теории. Радикальный субъективизм. Поведенческая экономическая теория. Концепции переменной рациональности. Неоавстрийская школа. Институционализм и неоинституционализм.

4.4. Модели человека в различных отраслях современной экономической теории. Финансовые рынки. Теория фирмы.Поведение потребителей. Теория экономического цикла. Теория предпринимательской функции.

4.5. Модели человека

в теориях переходной экономики.


Литература:

Основная: [1] гл.2,3,4. [2] гл.3, [3], гл.1,3

Дополнительная: [1], [3], [6], [9], [10-16].
2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:
Студентам предлагается написать эссе, посвященное модели человека в различных областях экономической теории: микроэкономики, макроэкономики, институциональной экономики и т.д.
Требования к эссе:

Эссе - это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Она должны содержать:

- введение, содержащее постановку проблемы;

- основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);

- краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

- список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).


Объем эссе должен составлять примерно 3-5 страниц (до 2 тыс. слов), печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в эссе материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.


Эссе оценивается по следующим критериям:

  1. самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-);

  2. соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;

  1. способность сформулировать проблему;

  1. уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения;

  1. четкость и содержательность выводов.


Примерные темы для эссе:



  1. Модель человека в классической политэкономии

  2. Модель человека в марксистской экономической теории

  3. Модель человека в концепциях исторической школы

  4. Модель человека основных школ маржинализма

  5. Модели человека в микроэкономике (теории общего равновесия, теориях потребительского выбора, теории отраслевых рынков, теориях фирмы)

  6. Модели человека в макроэкономических теориях роста

  7. Модели человека в теориях макроэкономической политики

  8. Модели человека в институциональной экономике

  9. Модели человека в эволюционной экономике

  10. Модели человека в теориях финансовых рынков

  11. Модели человека в теориях переходной экономики

  12. Модели человека в различных областях экономической теории

  13. Модели человека в теориях предпринимательства

  14. Модель человека в радикальном субъективизме

  15. Модель человека в поведенческой и экспериментальной экономике


10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1. Литература:

Основная

  1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.

  2. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.

  3. Галочкин И.В. Модель человека в современной экономической теории. М.: Линкор, 2009.


Дополнительная

    1. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска. //THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.5. М. 1994

    2. Алле М. Современная экономическая наука и факты //THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.4. М. 1994

    3. Беккер Г., Стиглер Дж. О вкусах не спорят // США: экономика, политика, идеология. 1994 N 1,2

    4. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение// США: экономика, политика, идеология. 1994 N 2,3

    5. Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию. общества//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993

    6. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания// Вебер М. Избранные произведения. М.:1990

    7. Капелюшников Р.И. В наступлении – Homo oeconomicus//Мировая экономика и международные отношения, 1989 N4

    8. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению//// США: экономика, политика, идеология. 1993 N 11

    9. Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993

    10. Милль Дж.С. Об определении предмета политической экономии и о методе исследования, свойственном ей.// Философия экономики. Антология (под ред. Д.Хаусмана). М.: Изд-во Института Гайдара. 2012. С.55-76.

    11. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993

    12. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993

    13. Шумейкер П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, подходы, результаты и пределы возможностей//THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.5. М. 1994

    14. Шумпетер Й. История экономического анализа. Часть 1. Спб.: Экономическая школа, 2001

    15. Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория //THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып.3. М. 1993

    16. Coase Ronald H. Adam Smith’s View of Man.// Coase R.H. Essays on Economics and Economists. Chicago, London: The University of Chicago Press. 1994. P.95-118.

    17. Frey, Bruno S., Benz, Matthias.(2004). From imperialism to inspiration: a survey of economics and psychology// The Elgar Companion to Economics and Philosophy (ed. By Davis J.B., Marciano A., Runde J.). P.61-83

    18. Machlup, Fritz (1978) The Universal Bogey: Economic Man.// Machlup, Fritz.Methodology of economics and Other Social Sciences. New York, San-Francisko, London: Academic Press. Chapter 11. P.283-304.

    19. Thaler, Richard . From Homo oeconomicus to homo sapiens. Journal of Economic Perspectives—Volume 14, Number 1—Winter 2000—P. 133–141.


Автор программы _____________________


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница