Программа дисциплины «Методы Стратегического менеджмента»




страница1/3
Дата10.05.2016
Размер0.61 Mb.
  1   2   3

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации




Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет Менеджмента, кафедра Общего и Стратегического менеджмента




Модульная программа дисциплины


«Методы Стратегического менеджмента»

для направления 080500.68 – Менеджмент подготовки магистров


Автор: Бек Н.Н, канд. экон. наук, доцент


Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

Секция "Менеджмент" кафедры Общего и стратегического
Председатель Филонович С.Р. менеджмента
Зав. Кафедрой Константинов Г.Н.

_________________ _____________

___” __________ 2007 г. “___” 2007 г.




Утверждено УС факультета

Менеджмента

Ученый секретарь Балаева О.Н.

______________

___” __________ 2007 г.

Москва -2007

I.Организационно-методический раздел

Модульная учебная программа «Методы стратегического менеджмента» является обязательной дисциплиной подготовки магистров по направлению менеджмент. Программа разработана на основе методического подхода, ориентированного на блочно-модульное построение учебных программ, в рамках реализуемого в 2006-2007 гг. на кафедре общего и стратегического менеджмента инновационного образовательного проекта.

Инновационный проект, в целом, направлен на модернизацию круга дисциплин по стратегическому менеджменту, который включает данную дисциплину для уровня магистратуры и предполагает гибкую настройку в соответствии со спецификой специализированных магистерских программ по менеджменту. Данная модульная учебная программа представляет собой реализацию концепции проекта применительно к специализированным программам подготовки магистров по направлению менеджмент: Стратегическое и корпоративное управление, Маркетинг, Управление человеческими ресурсами, Управление проектами.
1. Цели и задачи учебного курса

Курс Методы стратегического менеджмента относится к федеральному компоненту стандарта подготовки магистров по направлению менеджмент. Является важной составной частью процесса подготовки менеджеров-исследователей и практиков высшей квалификации, которые в соответствии со стандартами должны обладать



  • теоретическими знаниями и профессиональными навыками высшей квалификации;

  • способностями к исследовательской и управленческой деятельности в организациях бизнеса и консалтинга

  • компетенциями, основанными на аккумулировании и творческом использовании передового опыта.

Современные исследования по теории и практике стратегического менеджмента свидетельствуют о качественных изменениях условий функционирования и развития компаний, вызванных появлением новых тенденций, изменением характера конкуренции, быстрым формированием отраслей, основанных на знаниях, а также трансформацией существующих и образованием новых рынков (включая рынки ноу-хау). В условиях «новой экономики», глобализации и изменения границ рынков, бизнес - процессы выходят за рамки компаний. А сами компании становятся элементами стратегических сетей с увеличивающимся и быстро меняющимся составом участников из разных отраслей. Критически важным условием обеспечения конкурентоспособности отдельных организаций и стратегических сетей становится эффективный стратегический менеджмент.

Стратегический менеджмент является перспективным направлением менеджмента, носящим в значительной мере междисциплинарный характер. В последние годы он быстро развивается, интегрируя концепции, модели и инструменты менеджмента, экономики, социологии и психологии.

Интеграция России в мировую экономическую систему и вхождение в Болонский процесс требуют обучения менеджеров новым профессиональным знаниям, навыкам и способностям в области стратегического управления. Наряду с развитием способностей стратегически мыслить, видеть перспективы развития и устанавливать приоритеты, требуется формирование навыков и компетенций, необходимых для диагностики ситуации и выявления проблем, для разработки сценариев, для формирования и управления реализацией стратегических проектов, включая проекты партнерства.

Это определило цель курса Методы стратегического менеджмента - развитие способностей к формулированию проблем и навыков решения основных задач в области стратегического управления организацией.

К основным задачам курса относятся:


  • изучение классических и современных моделей стратегического менеджмента во взаимосвязи с эволюцией теоретических концепций, тенденциями и проблемами развития и управления организацией

  • освоение базовых моделей и методов, используемых в практике стратегического планирования и управления

  • формирование у студентов аналитических компетенций, позволяющих активно и творчески участвовать в разработке и практическом применении современных подходов, методов и моделей стратегического менеджмента

  • приобретение знаний и навыков, необходимых для постановки и практического решения актуальных задач стратегического управления развитием компаний.

  • развитие у студентов индивидуального потенциала, способностей к творческому, системному и стратегическому мышлению.

2. Методическая база учебного курса

Интегрированный и междисциплинарный характер стратегического менеджмента и «инструментальная» ориентация данной дисциплины предъявляют особые требования к методике ее преподавания, а также к базе знаний и навыков студентов.

Студенты должны владеть неоклассическими экономическими теориями, концепциями по теории организации и теории фирмы, знать базовые концепции и модели классического и современного стратегического менеджмента и маркетинга, владеть методами системного анализа, теории вероятностей и исследования операций, финансового менеджмента и управленческого учета; знать концепции и социально-психологические основы современного менеджмента, владеть методами качественного и количественного анализа информации, уметь работать с компьютером, использовать электронные базы информации и сети Internet, критически анализировать профессиональную литературу, включая публикации на иностранных языках.

В методическом плане программа курса «Методы стратегического менеджмента» сформирована на основе унифицированного комплекса компонентов – модулей, исходя из концепции инновационного образовательного проекта ГУ-ВШЭ. Методическая новизна состоит в модульной и открытой архитектуре программы, которая позволяет разрабатывать конкретные варианты программ данной дисциплины в соответствии с принципами:



  1. соответствие нормативным положениям федерального стандарта высшего образования

  2. учет особенностей специализированных магистерских программ и соответствующих учебных планов

  3. обновление состава и структуры модулей (по мере появления новых концепций, методов и моделей, а также успешных практик).

Тематика курса представлена в виде модульных блоков в соответствии с концепцией инновационного проекта. Комплекс компонентов программы – модульных блоков и отдельных модулей позволяет на его основе формировать необходимый конкретный курс, исходя из специализации магистерской программы по направлению менеджмент: стратегическое и корпоративное управление, маркетинг, управление человеческими ресурсами, управление проектами, а также профиля факультета или филиала ГУ-ВШЭ.

Внутри каждого модульного блока составляющие его модули систематизированы по видам (стандартные, интеграционные, адаптационные, специализированные и открытые модули). Стандартные модули составляют базовый стержень каждого модульного блока. Интеграционные модули отражают междисциплинарные элементы данного блока и смежных дисциплин или специализаций. Адаптационные блоки «настраивают» данный модульный блок на основной профиль специализации. Специализированные модули посвящены узко профильным аспектам дисциплины. Открытые модули отражают инновационные направления развития в тематике данного блока и являются потенциальными «точками роста», появления нового стандартного или интеграционного блока, новой специализации.

Данный курс предполагает значительный объем самостоятельной внеаудиторной работы студентов, выполнение индивидуального курсового проекта и групповых проектов по кейс-анализу. Предусмотрено проведение установочных лекций, научных семинаров и практических занятий. Научные семинары проводятся в режиме дискуссии и активной вовлеченности студентов в сравнительный анализ концепций, в формирование и обоснование новых гипотез.

Практические занятия и самостоятельная работа направлены на сравнительный анализ концепций, приобретение навыков постановки и решения интеграционных задач и применения инструментов стратегического менеджмента. Практические занятия ориентированы на максимальное использование активных методов обучения с привлечением информационных и Интернет-технологий: кейс-анализ, методы постановки стратегических проблем и межфункциональных задач, методы анализа и согласования стратегических межфункциональных решений, методы моделирования, в том числе компьютерного.

Курс Методы стратегического менеджмента даёт основы знаний в части классических и современных концепций теории стратегии и обеспечивает на этой основе формирование у студентов стратегического мышления и способностей управлять развитием организаций в условиях высоких темпов изменений, включая формирование:



  • компетенций по комплексному анализу социально-экономических процессов с учётом изменений, обусловленных переходом к экономике знаний и «сетевой» экономике

  • навыков по стратегическому управлению с использованием проектного подхода

  • компетенций по эффективному поиску, обработке и анализу разнородной информации, необходимой для выработки и обоснования стратегических решений

  • практических навыков решения проблем и задач стратегического управления развитием организаций в современных условиях

  • способностей к исследовательской работе и практическому использованию результатов фундаментальных и прикладных исследований в стратегическом менеджменте

  • умения преодолевать междисциплинарные барьеры и комбинировать разные аналитические подходы.

Курс Методы стратегического менеджмента нацелен на интеграцию экономических и социальных, рыночных и внутриорганизационных аспектов стратегий, обеспечение межфункциональной согласованности областей знаний и компетенций, усиление роли процессного менеджмента, учет эволюционных траекторий развития организаций, изучение новых постановок задач, моделей и методов их решения. Наиболее важными интеграционными задачами являются: согласование интересов различных групп стейкхолдеров, согласование решений по корпоративным, бизнес- и функциональным стратегиям (маркетинговых, инвестиционных и др.), разработка и реализация стратегических планов и проектов, формирование эффективных цепочек и сетей создания ценности. Таким образом, дисциплина Методы стратегического менеджмента, ориентированная на приобретение компетенций по постановке межфункциональных задач и инструментальных навыков их решения, является одной из ключевых дисциплин в системе формируемых инновационных квалификаций по стратегическому менеджменту

В курс вводятся модули, которые направлены на изучение новых концепций, моделей и методов: концепция парадоксального подхода, концепция стратегии, основанной на компетенциях, модель стратегии как портфеля стратегических проектов, стратегии глобализации, методы VRIO – анализа ресурсов и способностей, GAP-анализа компетенций, метод анализа слепых зон.

При подготовке программы использованы материалы и опыт проведения семинаров в 2004-2006 годах по Стратегическому менеджменту (проф. Ж.Коениг, Университет Париж-12 Валь-де Марн, ESA) в рамках совместной программы «Стратегический менеджмент» подготовки магистров Университета Париж-12 Валь-де Марн (l’École Supérieure des Affaires), l’École Centrale de Paris и ГУ-ВШЭ.

II. Содержание курса

Состав модулей программы определен, исходя из целей и задач курса с возможностью расширения, обновления и адаптации к особенностям конкретных магистерских программ. В полном объеме он соответствует целям и задачам специализированной магистерской программы Стратегическое и корпоративное управление.



Тематический план учебного курса (применительно к магистерской программе Стратегическое и корпоративное управление)

№ п/п



Название модульного блока

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Сем и практ. занятия

1.

Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели

10


4




6


2.

Концепции ценностей и устойчивых конкурентных преимуществ

6

2




4

3.

Ресурсы, компетенции и потенциал компании

6

2




4

4.

Стратегическое позиционирование

8

2

2

4

5.

Стратегический анализ и диагностика компании

4

2



2

6.

Сценарно-стратегический анализ и планирование

8

2

2

4

7

Внутрифирменный стратегический анализ (методы анализа конкурентных преимуществ, компетенций и потенциала развития компании)


12


2


2


8

8.

Методы комплексной диагностики стратегической позиции компании


10


2


2


6

9.

Теоретические и методические аспекты стратегического выбора и формирования стратегий

12

2

2

8

10.

Методы обоснования и выбора портфельных стратегий

8

2




6

11.

Моделирование стратегических процессов и ситуаций. Методы согласования стратегических решений

10

2

2

6

12.

Стратегические планы

6

2




4

13.

Стратегические программы и проекты: методы разработки и реализации


8


2




6




Итого


108

28

12

68

Базовые учебники и ридеры

  1. Бек Н.Н. Методы стратегического менеджмента. Учебно-методическое пособие, М.: ГУ-ВШЭ1, 2007

  2. Хамел Г.Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Пер. с англ., М.: Олимп-Бизнес, 2002

  3. К. Фляйшер, Б.Бенсуссан. Стратегический и конкурентный анализ. Пер. с англ. М.: БИНОМ, 2005

  4. Ридер, подготовленный в рамках инновационного образовательного проекта ГУ-ВШЭ на основе авторских материалов, материалов Университета Париж-12 Валь де Марн и статей по стратегическому менеджменту и др.

  5. Сборник студенческих переводов из зарубежной профессиональной периодики по отдельным аспектам стратегического менеджмента из журналов Strategic Management Journal, Academy of Management Journal, Journal of Management (БД кафедры общего и стратегического менеджмента).

Формы контроля

Текущий контроль - в ходе практических занятий по результатам выполненных студентом в аудитории заданий, их устной презентации и решения задач.

Промежуточный контроль осуществляется по результатам выполненных студентом аудиторных письменных эссе по теоретическим вопросам и решения задач, домашней работы с презентацией рекомендаций, которые сформулированы при проведении кейс-анализа.

Итоговый контроль знаний проводится в виде письменного экзамена. Экзамен состоит из кейс-анализа предложенной практической ситуации и ответа на вопрос, который предполагает применение указанных в задании инструментов стратегического менеджмента.

Итоговая оценка знаний и полученных навыков является обобщением оценок (в десятибалльной системе) по выполненным студентом аудиторных заданий, группового и индивидуального проектов и экзаменационной работы, а также идей, выводов и предложений, высказанных на занятиях. В итоговой оценке учитывается относительная важность отдельных заданий: 30 % - курсовой проект, 30 % – текущая работа в семестре (в том числе 15 % - аудиторная работа и 20 % - домашнее задание), 25 % – экзаменационная работа.

Содержание программы
Модульный блок 1. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели

Истоки и эволюция теоретических концепций и практического стратегического менеджмента. Стратегическое мышление, системный и ситуационный подход. Научные концепции и школы стратегий. Концепции ресурсной и рыночной ориентации стратегий. Концепция стратегических дилемм и парадоксального подхода в стратегическом управлении. Концепция EVR-конгруэнтности. Эволюция понятий стратегия и стратегическое планирование. Стратегический процесс.

Модели стратегий Г. Минцберга. Уровни, виды и особенности стратегий организации. Базовые элементы модели стратегического управления. Плановая, инкрементальная, адаптивная и предпринимательская модели стратегических решений и действий. Адаптивный и активный стиль стратегического поведения организации. Стратегии, основанные на компетенциях, динамических способностях и знаниях. Сетевые организации и стратегические партнерства. Новые постановки проблем и стратегических задач.



Эволюция методологии конкуренции. Источники конкурентного преимущества и их динамика. Особенности конкуренции за будущее. Новые приоритеты в ориентации стратегий: ценность, инновации, скорость, гибкость.

Основная литература


  1. Бек Н.Н. Методы стратегического менеджмента. Учебно-методическое пособие, гл.1, М.: ГУ-ВШЭ2, 2007

  2. Грант Р. М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии. Вестник С-Пб Университета, 2003 г. Вып. 3 C. 47–75

  3. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Пер. с англ. Вестник Санкт-Петербургского Университета, 2003, вып. 4.

  4. Johnson G., Scholes K. (2000) Exploring Corporate Strategy, 5th ed. Prentice Hall Europe

  5. de Wit B., Meyer R. Strategy synthesis: Resolving strategy Paradoxes to Create Competitive Advantage (2005). London: International Thomson Business Press

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989, раз.1.1-1.2,3.1-3.2

  2. Минцберг Г. Альстрэнд Б. Лэмпел Д. Школа стратегий. Пер. с англ. С-ПБ.: Питер, 2000, с14-24

  3. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001 гл.1, гл.4 с.139-162

  4. Хамел Г.Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Пер. с англ., М.: Олимп-Бизнес, 2002 гл. 1,2

  5. Г.Хамел, К.Прахалад, Г. Томас, Д.О, Нил. Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2005

  6. Гарретт Б. Дюссож П. Стратегические альянсы. Пер. с франц., М.: ИНФРА-М, 2002, гл.3

  7. Гордон Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001

  8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  9. Крейнер Стюарт. Ключевые идеи менеджмента. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2002, гл.1-4, 11

  10. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Пер. с франц. С-Пб.: Питер, 2004

  11. Менеджмент XX1 века. Под ред. С. Чоудхари. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2002 гл.1, 9-11

  12. Тофлер Э. Метаморфозы власти. Пер. с англ. М.: Аст, 2004

  13. Тофлер Э. Третья волна. Пер. с англ. М.: Аст, 2004

  14. Тофлер Э. Шок будущего. Третья волна. Пер. с англ. М.: Аст, 2004

  15. Янсен Феликс. Эпоха инноваций. Пер. с англ., М.: ИНФРА-М, 2002, гл.1

  16. Barney J, Wright M, Ketchen DJ. (2001). The resource-based view of the firm: Ten years after 1991. Journal of Management 27(6): 625-641

  17. Grant RM. (1996). Toward a knowledge-based theory of the firm. Strategic Management Journal 17: 109-122

  18. de Wit B., Meyer R. Strategy: Process, Content, Context an International Perspective. (2004). London: International Thomson Business Press

  19. Eisenhardt K. M., Santos F. M., (2000) Knowledge-based view: A new Theory of Strategy? In Handbook of Strategy and Management. Sage publications

  20. Handbook of Strategy and Management (2002). Sage publications

  21. Helfat C.E., Peteraf M.A. 2003.The dynamic resource-based view: Capability lifecycles. Strategic Management Journal, 24(10): 997-1010

  22. Hill C.W.L. Jones Gareth R. (2000). Strategic Management an Integrated Approach. – Boston, New York: Houghton Mifflin Company, гл. 4, 5

  23. Gulati, R. (1998). Alliances and networks. Strategic Management Journal, 19(4): 293-317.

  24. Wernerfelt B. (1995). The resource-based view of the firm: ten years after. Strategic Management Journal 16 (3):171-174

  25. Williamson, O.E. (1991). Strategizing, economizing and economic organization. Strategic Management Journal, Winter Special Issue, 12: 75-94.

  26. Thompson J. L. (1997). Strategic management: Awareness and Change. London International Thomson Business Press.

Модульный блок 2. Концепции ценностей и устойчивых конкурентных преимуществ

Внутренняя и внешняя эффективность фирмы, ее связь с ключевыми факторами успеха и конкурентными преимуществами. Концепции менеджмента и маркетинга, ориентированные на ценность (стоимость). Критерии стратегического успеха и провала. Роль основных функций, ресурсов и потенциала в увеличении ценности (стоимости) компании. Ценность компании для акционеров, ценность товаров и услуг для покупателей, общественная ценность.

Концепция цепочки ценностей: ценности, создаваемые компанией и ее партнерами. Особенности использования концепции цепочки ценностей в современных моделях стратегического менеджмента. Модели цепочек ценностей в отраслях новой экономики и в сфере услуг.

Эволюция типологии конкурентных стратегий. Стратегические приоритеты при создании ценности для покупателей: зоны превосходства, ценностные ориентиры, особенности критериев и условия выбора. Задачи и принципы создания компаниями отличительных преимуществ.



Основная литература

  1. Бек Н.Н. Методы стратегического менеджмента. Учебно-методическое пособие, гл.2, М.: ГУ-ВШЭ, 2007

  2. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость Пер. с англ. С-ПБ.: Питер, 2001, 16-32, 43-49, 62-65, 107-143

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения

  1. Johnson G., Scholes K. (2000). Exploring Corporate Strategy, 5th ed. Prentice Hall Europe

  2. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. М, С-Пб, Киев: Вильямс, 2000, с.85 – 107

  3. Шанк Дж. Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. Пер. с англ. С-Пб: Бизнес Микро,1999 с.56-81, 93-102

  4. Porter M. (1985), Competitive Advantage: creating and Sustaining Superior Performance. -New York: Free Press. М Портер. Конкурентное преимущество. Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005

  5. Тис Д.Дж. Получение экономических выгод от знаний как активов. Российский журнал менеджмента, 2004 №1

  6. Tsai, W. and S. Ghoshal. 1998. Social capital and value creation: The role of intrafirm networks. Academy of Management Journal, 41(4): 464-477

Модульный блок 3. Ресурсы, компетенции и потенциал компании

Понятие ресурсы, способности, компетенции и потенциал организации. Связь с ключевыми факторами успеха. Уникальность и ценность ресурсов и способностей. Ресурсы компании (инновационные, финансовые, производственные и человеческие). Корневые, ключевые и отличительные компетенции компании. Управленческие и организационные компетенции. Роль траекторий эволюционного развития компаний. Внутрифирменные инновационные и операционные бизнес-процессы, их особенности. Компоненты стратегического потенциала компании. Производственный, финансовый, кадровый и инновационный потенциал компании. Факторы, характеризующие потенциал и компетенции компании.



Основная литература

  1. Бек Н.Н. Методы стратегического менеджмента. Учебно-методическое пособие, гл.2, М.: ГУ-ВШЭ, 2007

  2. Дюран Т. Алхимия компетенции. //Хамел Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость. Пер с англ. С-ПБ.: Питер, 2005 ,гл 16

  3. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Пер. с англ. Вестник Санкт-Петербургского Университета, 2003, вып. 4.

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения

  1. Грант Р. М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии. Вестник С-Пб Университета, 2003 г. Вып. 3 C. 47–75

  2. Прахалад К.К. и Хамел Г. Стержневые компетенции корпорации. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001,с.112-123

  3. Wernerfelt B. 1984. A Resource-Based View of the Firm. Strategic Management Journal 5: 171-180

  4. Wernerfelt B. 1995. The Resource-Based View of the Firm - 10 Years After. Strategic

Management Journal 16(3): 171-174 Barney J. 1991a. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. Journal of Management 17(1): 99-120

  1. Barney J. 1991b. Special Theory Forum the Resource-Based Model of the Firm - Origins, Implications, and Prospects. Journal of Management 17(1): 97-98

  2. Barney JB. 2001. Resource-based theories of competitive advantage: A ten-year

retrospective on the resource-based view. Journal of Management 27(6): 643-650

  1. Walsh S.T., Boylan R.L., Morone J., Pauson A. (1996) Core Capabilities and Strategy: Empirical Evidence for the Semiconductor Silicon Industry" in Strategic Integration, Thomas H, O'Neal D. Ed., Wiley

  2. Winter S.G. 2003. Understanding dynamic capabilities. Strategic Management Journal, 24(10): 991-995

Модульный блок 4. Стратегическое позиционирование компании

Ключевые факторы успеха и позиционные преимущества. Концепции стратегического позиционирования компании М. Портера, Д Аакера, Г. Минцберга. Ограничения моделей позиционирования в современных условиях. Связь с источниками конкурентных преимуществ, стратегических приоритетов и конкурентных стратегий компании. Особенности позиционирования глобальных и сетевых компаний.


Основная литература

  1. Бек Н.Н. Методы стратегического менеджмента. Учебно-методическое пособие, гл.3, М.: ГУ-ВШЭ, 2007

  2. Портер М. Конкуренция. Пер. с англ. М, С-Пб, Киев: Вильямс, 2000 с.55 - 84

  3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2002 с.318-349

  4. Минцберг Г. Руководство по стратегическому позиционированию В кн. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001 с.99-112

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Румпельт Р. Оценка бизнес-стратегии // Минцберг Г., Куинн Дж.Б. , Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001 с.129-132

  2. Минцберг Г. Альстрэнд Б. Лэмпел Д. Школа стратегий. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2000, гл.4.

Модульный блок 5. Стратегический анализ и диагностика компании: концепции и модели

Цели и задачи стратегического анализа и диагностики. Основные направления и этапы анализа внешней и внутренней среды компании. Роль факторов внутренней среды. Влияние стиля управления (плановый, адаптивный и предпринимательский) на содержание задач и методы стратегического анализа. Качественные и количественные методы, применяемые в стратегическом анализе и диагностике.

Анализ особенностей внешней среды организации. Ситуационный анализ. Выявление сложности, неопределенности и динамичности внешней среды. Методы анализа макроокружения и динамики его изменения. Расширение области PEST-анализа. Возрастание роли экологических, инфраструктурных и правовых факторов.

Модели конкурентного анализа М. Портера: расширенной конкуренции (модель 5 сил) и детерминантов международной конкурентоспособности. Оценка привлекательности отрасли и рынка. Анализ стратегических групп: методические подходы, этапы анализа, достоинства и ограничения метода.

Концепция КФУ – факторов, наиболее значимых для развития бизнеса, будущего и успешности компании. Анализ стратегического отклика: матрица оценки макро и микроокружения фирмы. Анализ взаимовлияния факторов макро и микросреды.

Основная литература

  1. Бек Н.Н. Методы стратегического менеджмента. Учебно-методическое пособие, гл.4, М.: ГУ-ВШЭ, 2007

  2. Johnson G., Scholes K. (2000) Exploring Corporate Strategy, 5th ed. Prentice Hall Europe

  3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005

  4. Аакер Дэвид А. Стратегическое рыночное управление. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2002, с.166-189

  5. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989, с. 234-238, с. 264-276

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения

  1. Hill C. W.L. Jones Gareth R. (2000), Strategic Management an Integrated Approach. - Boston New York: Houghton Mifflin Company, Ch.3

  2. David F. R. (2005), Strategic Management - Prentice Hall International Inc., Ch.4, 5

  3. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2001

Модульный блок 6. Сценарный анализ и планирование

Исследование изменений во внешней среде организации методами сценарного анализа. Виды сценариев. Роль и особенности прогнозных и нормативных сценариев. Вероятностные характеристики и временные горизонты сценариев.

Стратегическая оценка и анализ сценариев для будущего компании, согласование со стратегиями, приоритетами и целями.

Сценарно - стратегические планы организаций. Методические подходы и типовые этапы построения сценариев в сценарно-стратегическом анализе и планировании.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница