Программа дисциплины «Информационные технологии управления предприятием»




Скачать 95.97 Kb.
Дата07.05.2016
Размер95.97 Kb.


Министерство Министерство

экономического образования

развития и торговли Российской Федерации

Российской Федерации

Программа дисциплины

«Информационные технологии

управления предприятием»

Москва – 2002 г.


  1. Пояснительная записка.


Автор программы: программа дисциплины разработана д.э.н., проф. Кравченко Т.К. и д.э.н., проф. Пресняковым В.Ф.

Аннотация:

Цели дисциплины: ознакомить студентов с проблемами влияния современных информационных технологий (ИТ) на структуру и управление предприятием, с основными тенденциями в области развития ИТ, с управлением ИТ, с этическими и социальными последствиями применения информационных систем (ИС) на предприятиях.

Дисциплина ориентирована на студентов 4 курса факультета экономики, обучающихся по специализации «Экономика и управление на предприятии», и рассчитана на 20 часов лекционных и 4 часа семинарских занятий.

Учебная задача дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:



иметь представление об основных тенденциях в области применения ИТ, этических и социальных последствиях внедрения ИС на предприятии;

знать основные типы ИС, категории ИТ, направления внедрения ИТ и влияния изменений в области ИТ на экономический потенциал предприятия, перспективы его развития и инвестиционную привлекательность;

уметь применять полученные знания для анализа влияния ИТ на управление и структуру предприятия, оценивать степень зависимости стратегии развития предприятия, его конкурентоспособности от результатов внедрения ИТ;

обладать навыками анализа целесообразности и риска внедрения ИТ на предприятии.

Форма текущего контроля:

подготовка эссе,

выполнение домашнего задания.

Форма итогового контроля:

зачет.
II. Тематический расчет часов.






Наименование разделов и тем


Аудиторные часы


Самосто-ятельная

работа

Всего часов



Лекции

Сем. или практ.

занятия


Всего

Глава 1. Влияние информационных технологий на структуру управления





1.1.

Роль информационных технологий в управлении предприятием

2

-

2

2

4

1.2.

Основные тенденции и проблемы в области разработки и применения информационных технологий

2

-

2

2

4

1.3.

Влияние информационных технологий на конкуренцию

2

1

3

2

5

1.4.

Межорганизационные информационные системы

2

-

2

2

4

1.5.

Эволюция информационных технологий и организационные изменения

2

1

3

2

5

Глава 2. Управление информационными технологиями





2.1.

Функции организации и руководства информационными технологиями

2

-

2

2

4

2.2.

Управление операциями с информацией

2

1

3

2

5

2.3.

Процессы управления информационными технологиями

2

-

2

2

4

2.4.

Управление информационными ресурсами через стратегическое партнерство

2

1

3

2

5

2.5.

Этические и социальные последствия внедрения ИТ

2

-

2

2

4

Итого


20

4

24

20

44



III. Содержание программы.
Глава 1. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
Тема 1.1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Основные типы информационных систем. Информация и организационная структура управления. Современные информационные технологии и качество управления. Основные понятия управления информационными технологиями. Современные подходы к информационным системам.


Тема 1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тенденции в области разработки и применения ИТ. Интеграция меняющихся технологических платформ. Этапы внедрения ИТ. Политики в области источников ИТ. Процесс разработки приложений. Партнерство трех участников разработки и применения ИТ. Проблемы внедрения ИТ.


Тема 1.3. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОНКУРЕНЦИЮ

Анализ влияния ИТ на рынки. Роль ИТ в последовательности технологических операций, которые доводят продукт или услугу до потребителя. Риск успешности информационных технологий. Оценка конкурентного риска.


Тема 1.4. МЕЖОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Предпринимательские сети. Эволюция межорганизационных информационных систем (МОС). Модели взаимодействий между участниками МОС. Уровни контроля МОС. От собственных МОС к повсеместным платформам для электронной коммерции. Формирование рыночных отношений. МОС и отношения производителя. МОС и изменения отношений покупателя-продавца. Управление эволюцией технологий. Обеспечение безопасности бизнеса. Формирование и поддержка информационного партнерства. Типы информационного партнерства.


Тема 1.5. ЭВОЛЮЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Общие организационные характеристики предприятия. Уникальные характеристики организаций. Организация работы на предприятии и ИС. Роль управляющих на предприятии. Эволюция ИТ. Новые организационные схемы. Организационные схемы 90-х годов.


Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ.
Тема 2.1. ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ.

Организационные задачи в области развития и применения ИТ. Факторы, определяющие стремление пользователей к доминированию. Факторы в пользу контроля со стороны центрального подразделения ИТ предприятия. Координация развития и политика ИТ. Ответственность специалистов в области ИТ. Ответственность пользователей.


Тема 2.2. УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ С ИНФОРМАЦИЕЙ.

Изменение операционной среды. Разработка операционной стратегии. Технологическое планирование. Измерение и управление мощностями. Факторы отбора персонала и управляющих в операционные подразделения ИТ. Человеческие факторы в управлении персоналом. Планирование и контроль операционной деятельности.


Тема 2.3. ПРОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ.

Текущее планирование. Эволюция ИТ и текущее планирование ИТ. Функция аудита ИТ. Планирование – концентрация на непредвиденных обстоятельствах. Факторы, вызывающие потребность в планировании ИТ. Ограничения на результаты текущего планирования ИТ.


Тема 2.4. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ЧЕРЕЗ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО.

Проблемы формирования союзов предприятия с внешними поставщиками ИТ. Источники ИТ в ретроспективе. Поставщики ИТ в 90-е годы. Предпосылки доминирования внешних источников. Структура стратегического союза поставщиков ИТ и предприятий. Управление союзами.


Тема 2.5. ЭТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИТ.

Модель анализа этических, социальных и политических последствий внедрения ИС. Ключевые технологические тренденции и их влияние на этику. Этика в информационном обществе. Профессиональные нормы поведения. Права на информацию. Интеллектуальная собственность. Корпоративный кодекс этики в области программного обеспечения. Качество ИС. Качество жизни и применение ИС: справедливость, доступность, границы.


IV. Литература.


  1. Карминский, П.В.Нестеров. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.

  2. Под ред. Кравченко Т.К. Современные информационные технологии. М., ГУ-ВШЭ, 1998.

  3. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами. М., «ИНФРА-М», 1999.

  4. Lynda M.Applegate, F.Warren McFarlan, James L. McKenney. Corporate information systems management: the issues facing senior executives. Irwin, 2000.

  5. Kenneth C.Laudon Jane P. Laudon. Essentials of Management information systems: organization and technology. Prentice Hall, New Jersey, 1997.

  6. Hickerson. Bisiness and Information Systems 3/e: John Wiley & Sons, New York, 2000.


V. Эссе по темам дисциплины


  1. Корпоративные ИТ: их эволюция, архитектура, общие принципы построения.

  2. Использование ИС и ИТ в функциональных направлениях деятельности фирм.

  3. Проблемы внедрения ИТ.

  4. Риски внедрения и использования ИТ.

  5. Использование ИТ в электронной коммерции.

  6. Отношения участников внедрения и использования технологий: специалистов в области ИТ, конечных пользователей и общих управляющих.

  7. Влияние ИТ на участников рыночных отношений: поставщиков, потребителей, конкурентов.

  8. Развитие и сохранение информационного партнерства.

  9. Стратегические союзы с разработчиками ИТ.

  10. Формирование целей в области применения ИТ в корпорациях.

  11. Стратегии фирмы в области ИТ.

  12. Методы управления документооборотом в организации.

  13. Разработка проектов в области ИТ.

  14. Контроль операционной деятельности в области ИТ.

  15. Этические и правовые вопросы применения ИС.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница