Программа дисциплины «Финансы организаций (предприятий)» Рекомендуется для специальности




Скачать 311.54 Kb.
Дата26.04.2016
Размер311.54 Kb.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Финансы организаций (предприятий)»

Рекомендуется для специальности

080105.65 Финансы и кредит

Квалификация выпускника

«экономист»

    1. ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ

В ходе изучения данной дисциплины студенты должны получить необходимый объем теоретических знаний об основах финансовой системы предприятий, особенностях ее функционирования в различных организационно-правовых формах и современных технологиях управления данными системами.
1.2. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Задачами дисциплины являются:

  • изучение общих основ и функционировании финансовой системы предприятия;

  • изучение общих основ организации планирования, прогнозирования и бюджетирования на предприятии;

  • изучение путей улучшения использования капитала и его составных частей;

  • изучение направлений и методов формирования финансовой, инвестиционной, инновационной политики предприятия;

  • изучение современных методов планирования доходов, себестоимости, прибыли на предприятии.


1.3.ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен

- иметь системное представление о тенденциях развития финансов субъектов хозяйствования;

- знать структуру и содержание финансовой системы организации и финансового механизма организаций, состояние и особенности организации финансов хозяйствующих субъектов;

- уметь оценить финансовое состояние коммерческих предприятий;

- овладеть практическими навыками анализа финансов организации;

- уметь использовать полученные знания в своей практической деятельности при анализе фактов экономической жизни страны;

- овладеть навыками самостоятельного изучения и анализа новых теоретических разработок в области финансов, нормативно-правовых документов и статистических материалов по финансовым вопросам.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

К освоению курса «Финансы организаций (предприятий)» следует приступать обладая знаниями по дисциплинам «Экономическая теория». Знания, приобретенные при изучении дисциплины “Финансы” являются основой для последующего изучения таких курсов как «Налоги и налогообложение», «Страхование» и целого ряда других.




  1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 200 часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы (по учебному плану)

Количество часов

очная форма обучения

Общая трудоемкость

200

Переаттестация

0

Аудиторные занятия

139

Семинарские (практические) занятия

52

Самостоятельная работа

61

НИРС




Форма итогового контроля

зачет, экзамен, курсовая работа




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Тематический план

форма обучения: очная, 5 лет




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекции

прак. занятия

самост. работа






Тема 1. Система финансовых отношений предприятия

5,6

10

6

8






Тема 2. Особенности финансов различных организационно-правовых форм и отраслей экономики




10

6

8






Тема 3. Формирование капитала предприятия




10

6

8






Тема 4. Затраты предприятия




10

6

8






Тема 5. Основной капитал предприятия




10

6

8






Тема 6. Оборотный капитал предприятия




10

6

8






Тема 7. Прибыль предприятия




10

8

7






Тема 8. Оценка финансового состояния предприятия




17

8

6







Итого




87

52

61

зачет, экзамен, курсовая работа



Тематический план

форма обучения: заочная, 6 лет




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекции

практ. занятия

самост. работа






Тема 1. Система финансовых отношений предприятия

7

2

4

20






Тема 2. Особенности финансов различных организационно-правовых форм и отраслей экономики




2

20






Тема 3. Формирование капитала предприятия




2

20






Тема 4. Затраты предприятия




20






Тема 5. Основной капитал предприятия




2

4

20






Тема 6. Оборотный капитал предприятия




2

20






Тема 7. Прибыль предприятия




2

30






Тема 8. Оценка финансового состояния предприятия




30







Итого




12

8

180

экзамен, курсовая работа


Тематический план

форма обучения: заочная сокращенная, 4 года




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекции

лабораторные занятия

самост. работа






Тема 1. Система финансовых отношений предприятия

5

2

4

20






Тема 2. Особенности финансов различных организационно-правовых форм и отраслей экономики




20






Тема 3. Формирование капитала предприятия




2

20






Тема 4. Затраты предприятия




20






Тема 5. Основной капитал предприятия




2

4

20






Тема 6. Оборотный капитал предприятия




20






Тема 7. Прибыль предприятия




4

32






Тема 8. Оценка финансового состояния предприятия




30







Итого




10

8

182

экзамен, курсовая работа


Программа курса

Модуль I. Финансовые отношения и финансовые ресурсы предприятия
Тема 1. система финансовых отношений предприятий

Сущность, функции, принципы организации финансов предприятий. Место и роль финансов предприятий в общей системе финансов государства. Финансовый механизм предприятия. Роль финансов в деятельности предприятий. Организация финансового управления на предприятии: финансовая политика на предприятии; организационная система управления финансами на предприятии. Государственное регулирование финансов предприятия.


Тема 2. Особенности финансов различных организационно-правовых форм и отраслей экономики

Предприятие как форма организации предпринимательской деятельности. Финансовые модели различных организационно-правовых форм. Особенности организации и развития финансов малого бизнеса: финансовые системы предприятий малого бизнеса; формы и методы государственной поддержки малого бизнеса. Пути становления и развития крупного российского бизнеса. Современные финансовые модели организации бизнеса.


Модуль II. Капитал предприятия

Тема 3. Формирование капитала предприятия

Финансовые ресурсы предприятия, понятие, структура. Капитал предприятия, его сущность, основные формы. Собственный капитал предприятия, его структура и источники формирования. Заемный капитал предприятия. Управление капиталом предприятия: оптимизация структуры капитала; управление собственным капиталом; управление кредиторской задолженностью.


Тема 4. Основной капитал предприятия

Экономическая природа, состав, структура основного капитала предприятия. Воспроизводство основного капитала. Амортизация основных производственных фондов (ОПФ) и ее роль в воспроизводственном процессе: влияние способов расчета амортизации на финансовые результаты; амортизационная политика предприятия. Эффективность использования ОПФ; расчет показателей фондоемкости, фондовооруженности, фондоотдачи, рентабельности основного капитала. Прямые инвестиции и источники их финансирования. Инвестиционная политика предприятия. Лизинг и его роль в финансировании инвестиций. Нематериальные активы, их состав, источники приобретения. Инновационная политика.


Тема 5. Оборотный капитал предприятия

Экономическое содержание и состав оборотного капитала. Кругооборот оборотного капитала. Источники формирования оборотного капитала. Определение потребности предприятия в оборотном капитале. Оценка эффективности использования оборотного капитала. Производственный финансовый циклы. Управление оборотным капиталом


Модуль III. Финансовые ресурсы предпрития

Тема 6. Затраты предприятия

Экономическое содержание затрат, их классификация. Формирование затрат и источники их возмещения. Расходы предприятия. Затраты на производство и реализацию продукции: факторы, влияющие на их величину. Управление затратами: планирование себестоимости; современные методы учета затрат.


Тема 7. Прибыль предприятия

Экономическое содержание прибыли, ее виды и функции. Факторы, влияющие на величину прибыли. Доходы предприятия, их определение, структура. Порядок формирования, распределения и использования прибыли. Управление прибылью: методы планирования прибыли; расчет точки безубыточности, запаса финансовой прочности, производственного левериджа; влияние налоговой среды на формирование чистой прибыли.


5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Планы семинарских занятий
Тема 1. Сущность и функции финансов предприятия. Организация управления финансами предприятия.

Вопросы для обсуждения:



  1. Система финансовых отношений предприятия: содержание, структура, принципы и функции

  2. Место и роль финансов предприятия в общей системе финансов; влияние государства на организацию и функционирование финансов предприятия

  3. Организация управления финансами на предприятии:

  • финансовый механизм и его составные элементы

  • финансовая политика

Темы рефератов:



  1. Организация финансового управления корпорациями (зарубежный опыт)


Тема 2. Особенности финансовой системы в различных организационно – правовых формах.
Вопросы к обсуждению:

  1. Предприятие как форма организации предпринимательской деятельности

  2. Особенности финансовых отношений в различных организационно-правовых формах (Гражданский кодекс РФ)

  3. Особенности становления и развития крупного бизнеса в России

  4. Современные финансовые модели организации российского крупного бизнеса

  5. Основные направления и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе; формы и методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Темы рефератов:



  1. Государственные корпорации: современное состояние и оценка эффективности функционирования

  2. Становление и развитие холдингов в российской экономике

  3. Сущность, формы, особенности развития транснациональных корпораций (оценка российского опыта)

  4. Сравнительная оценка отечественных и зарубежных форм и методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса


Тема 3. Формирование капитала предприятия
Вопросы к обсуждению

  1. Финансовые ресурсы предприятия: структура, направления использования

  2. Капитал предприятия: сущность, формы функционирования

  3. Собственный капитал: его элементы и источники формирования

  4. Заемный капитал предприятия

  5. Управление капиталом:

  • особенности управления собственным капиталом предприятия и его обязательствами

  • оптимизация структуры капитала

Темы рефератов:



  1. Современные концепции управления стоимостью капитала компании


Тема 4. Основной капитал предприятия
Вопросы к обсуждению

Занятие 1.



  1. Сущность, структура основного капитала предприятия.

  2. Воспроизводство основных производственных фондов.

  3. Амортизация основных производственных фондов и ее влияние на воспроизводственный процесс.

  4. Амортизационная политика предприятия.

Занятие 2.

  1. Прямые инвестиции, формы, источники финансирования.

  2. Формирование инвестиционной политики предприятия.

  3. Роль государства в развитии инвестиционной деятельности предприятия.

  4. Лизинг, его сущность, формы функционирования.

Занятие 3.

  1. Нематериальные активы предприятия: состав, источники приобретения.

  2. Инновационная деятельность предприятия, источники ее финансирования и формирование инновационной политики.

  3. Механизм венчурного финансирования инноваций предприятий.

Темы рефератов



  1. Венчурный бизнес в России: современное состояние и перспективы развития.

  2. Особенности развития лизинга на современном этапе.

  3. Проблемы развития инновационной деятельности российских предприятий в условиях финансового кризиса.

  4. Франчайзинг: сущность, формы, особенности использования в России.


Тема 5. Оборотный капитал предприятия

Вопросы для обсуждения

Занятие 1.


  1. Экономическое содержание и структура оборотного капитала.

  2. Кругооборот оборотного капитала.

  3. Источники формирования оборотного капитала.

Занятие 2.

  1. Определение потребности предприятия в оборотном капитале.

  2. Оценка эффективности оборотного капитала.

  3. Управление оборотным капиталом:

  • производственный и финансовый цикл;

  • управление дебиторской задолженностью;

  • управление запасами;

  • управление денежными средствами.

Темы рефератов



  1. Особенности развития факторинга в России.

  2. Вексельный оборот и современное состояние расчетов в России.


Тема 7. Финансовые результаты предприятия.

Вопросы для обсуждения

Занятие 1.


  1. Доходы предприятия: содержание, структура.

  2. Выручка от реализации: факторы, влияющие на ее величину.

  3. Формирование финансовых результатов на предприятии.

Занятие 2.



  1. Экономическое содержание прибыли, ее виды, функции, факторы влияющие на ее изменение.

  2. Распределение и использование прибыли на предприятии: дивидендная политика.

  3. Управление прибылью на предприятии.

Темы для рефератов

  1. Современные концепции управления прибылью компании.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Методические указания по изучению дисциплины

Основными формами обучения студентов являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа, выполнение контрольной (курсовой) работы и консультации. Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций

1. Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля (4-5 см) для дополнительных записей.

2. Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры.

3. Названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их.

4. В конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами.

5. Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться.

В конспект следует заносить всё, что преподаватель пишет на доске, а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

Эффективными формами контроля за изучением курса студентами являются консультации. Они используются для оказания помощи студентам при их подготовке к семинарским занятиям, для бесед по дискуссионным проблемам и со студентами, пропустившими семинарские занятия, а также индивидуальной работы преподавателя с отстающими студентами.

6.2. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

Подробные рекомендации по написанию контрольной работы изложены в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке института.

Студенческая контрольная работа – это письменная работа по конкретной теме. Её написание предполагает хорошие знания учебного материала, изучение отдельных глав книг, журналов, газетных статей, а также философского, социологического, политологического, культурологического и др. социально- гуманитарного материала, имеющего прямое отношение к названию работы.

Контрольная работа – один из важнейших элементов самостоятельного углубленного изучения основных вопросов философского знания.

Процесс подготовки и написания контрольной работы включает следующие основные стадии.

I. Выбор темы

Прежде всего, необходимо внимательно изучить рекомендуемую кафедрой тематику контрольных работ. Студенты могут проявлять самостоятельность в выборе темы, то есть определять тему, которая представляет интерес, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Наряду с этим можно выбрать тему, не включенную кафедрой в тематику, но при условии, если она входит в перечень вопросов, изучаемых курсом, и имеет определенную направленность.

II. Работа по изучению материала

Выбирая тему контрольной работы, следует учесть такой фактор, как наличие необходимой литературы. При недостатке литературы невозможно написать содержательную работу. Изучение литературы по теме контрольной работы дает возможность составить ориентировочный план. Конечно, в процессе работы план будет конкретизироваться и уточняться, но это после того, как изучены собранные материалы по теме и в результате у студента сложилось четкое представление, как и о чём писать.

III. Оформление работы Работа должна быть отпечатана на компьютере через два интервала 12-м шрифтом. Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения и список литературы. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу. Титульный лист считается первым, но номер на нем не проставляется. Все листы должны быть сброшюрованы (подшиты). Как правило, контрольная работа состоит из трех главных частей: краткого введения, основной части, заключения.

Контрольные работы по данному курсу выполняются вне аудитории. Для выполнения контрольной работы требуется освоение литературы, указанной в списке. При написании контрольной работы могут понадобиться также конспекты лекций, поскольку в лекционном курсе преподаватель может анализировать и сопоставлять материал способом, не описанным в источниках. Кроме того, в лекционном курсе преподаватель может использовать новый материал, который либо еще не опубликован, либо труднодоступен для студентов.

Необходимо отметить, что выполнение контрольной работы является самостоятельным творческим видом деятельности. Студенту предоставляется полная свобода действий для освещения данной темы в рамках требований, изложенных в «Методических указаниях».

Вместе с тем при написании контрольной работы студенту рекомендуется учитывать следующее.

1. Контрольная работа по данной дисциплине это не только проверка усвоенного материала, но и способ его творческого осмысления. Здесь действует хорошо известная закономерность – человек сам начинает лучше понимать то, что рассказал другому. Поэтому простое переписывание текста из источника при выполнении контрольной работы – пустая трата времени и самого студента и того преподавателя, который эту работу будет оценивать. В то же время творческое осмысление материала не означает полного «отлета мысли» от накопленных к настоящему времени знаний. Оно не должно превращаться в пустое резонерство по поводу заявленной темы. Основополагающие суждения должны быть обоснованы ссылками либо на научные факты, либо на авторитетные источники.

2. При написании контрольной работы студентам рекомендуется заострять внимание на основных понятиях. Осмысление основных понятий является важным моментом в освоении темы. Как сказал Л. Фейербах, кто не имеет в самом начале определенное понятие, тому даже не дан объект. Определение понятия не обязательно должно быть формализованным, однако оставлять понятие без его глубокого осмысления значит не иметь в своем сознании его содержания.

Для проверки контрольная работа сдается в деканат института.

При оценке контрольной работы преподаватель руководствуется следующими требованиями:

1. Содержательность. На основе изучения учебного материала и литературы по теме (изданной в последние годы) автором основательно раскрыты и обоснованы основные вопросы контрольной работы.

2. Элементы самостоятельного творчества. Изложение материала «своими словами», то есть по возможности проявить свое «Я» в трактовке вопросов темы.

3. Логичное, четкое, ясное и правильное изложение материала. Анализ контрольных работ показывает следующие типичные и часто встречающиеся недостатки: - поверхностная характеристика экономических процессов, текстуальное заимствование материала из учебных пособий; - отсутствие плана, списка используемой литературы; - неудачная форма изложения, стилистические и грамматические ошибки.

На зачете или экзамене по тексту контрольной работы могут быть заданы отдельные вопросы. Контрольная работа, выполненная с учетом выше указанных методических советов, расширяет кругозор студентов, приобщает их к научной работе.

6.3. Методические указания по работе с литературой

Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой, являющаяся основным методом самостоятельного овладения знаниями. Изучение литературы - процесс сложный, требующий выработки определенных навыков. Поэтому важно научится работать с книгой.

Перечень и объем литературы, необходимой для изучения дисциплины, определяется программой курса и другими методическими рекомендациями. Всю литературу можно разделить на учебники и учебные пособия, оригинальные научные монографические источники, научные публикации в периодической печати. Из них можно выделить литературу основную (рекомендуемую), дополнительную и литературу для углубленного изучения дисциплины.

Изучение дисциплины следует начинать с учебника, поскольку учебник – это книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой и требованиями дидактики. При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала. Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе. В частности, при чтении указанной литературы необходимо подробнейшим образом анализировать понятия «конфликт», «инцидент», «переговоры», «медиация».

Сквозное чтение предполагает прочтение материала от начала до конца. Сквозное чтение литературы из приведенного списка дает возможность студенту сформировать тезаурус основных понятий из изучаемой области и свободно владеть ими. В

Выборочное – наоборот, имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к практическим занятиям по соответствующим темам.

Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы. Часть из этих вопросов сформулирована в приведенном ниже списке контрольных вопросов и заданий. Список этих вопросов по понятным причинам ограничен, поэтому важно не только содержание вопросов, но сам принцип освоения литературы с помощью вопросов к текстам.

Целью изучающего чтения является глубокое и всестороннее понимание учебной информации. Есть несколько приемов изучающего чтения:

1. Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; источник; основная идея текста; фактический материал; анализ текста путем сопоставления имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам; новизна.

2. Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм: - медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного; - выделить ключевые слова в тексте; - постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.

3. Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов. К этому можно добавить и иные приемы: прием реферирования, прием комментирования.

При работе с литературой по данной дисциплине необходимо иметь в виду, что вся предметная область данной дисциплины имела свою историю развития. Поэтому при чтении текстов необходимо отмечать хронологию текстов. Такое сопоставление дает не только лучшее понимание смысла текстов, но и способствует лучшей организации материала в памяти. Важной составляющей любого солидного научного издания является список литературы, на которую ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы. В этом случае вся проблема как бы разбивается на составляющие части, каждая из которых может изучаться отдельно от других. При этом важно не терять из вида общий контекст и не погружаться чрезмерно в детали, потому что таким образом можно «за деревьями не увидеть леса».

В решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в подготовке к экзаменам, т.к. позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги.

Можно выделить три основных способа записи:

а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования положений и фактов;

б) последовательная запись мыслей автора, по разделам, главам, параграфам книги. Такая запись требует творческой переработки прочитанного, что способствует прочному усвоению содержания книги;

в) краткое изложение прочитанного: содержание страниц укладывается в несколько фраз, содержание глав - в несколько страниц связного текста. Этот вид записи проще, ближе к первоисточнику, но при этом творческая мысль читателя пассивнее, а поэтому усвоение материала слабее

Сформулируем основные рекомендации для проведения самостоятельной работы:

- при проведении аудиторных занятий неукоснительно выполняйте самостоятельные работы, а для преуспевающих студентов - усложненные задания. Если необходимы консультации преподавателя, которые обеспечивают педагогическое общение и позволяют наладить регулярный контроль, обращайтесь с просьбой или за пояснением;

- просите четких методических указаний по выполнению самостоятельных работ, сроков и графиков контроля и самоконтроля;

- в начале семестра целесообразно проходите «входную диагностику», что позволит выявить и устранить пробелы в знаниях;

- задания для самостоятельной работы могут содержать две части: обязательную и факультативную, рассчитанные на более сильных студентов, выполнение которых учитывается при итоговом контроле;

- принимайте участие в НИРС.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер, в связи с чем можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания.

Зачем Вам необходимо выполнение каждого домашнего задания? Что это может Вам дать в теоретическом и практическом плане для повышения профессиональной компетентности и реализации жизненных целей?

2.Четкая постановка познавательных задач.

На что направлен раздел данного курса? С какими разделами связан?

3. Алгоритм выполнения работы студентом.

Как выполнить задание эффективно и быстро?

4. Определение форм отчетности и сроков ее представления.

5. Консультативная помощь преподавателя.

«Что мне не понятно? Какая помощь мне нужна?»

6. Оценочный компонент.



6.4. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа (по В.И. Далю «самостоятельный – человек, имеющий свои твердые убеждения) осуществляется при всех формах обучения: очной, очно-заочной и заочной. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения. Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

-информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.

Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках данного курса:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

3. Выполнение контрольных работ;

4. Решение задач, упражнений;

5. Работа с тестами и вопросами для самопроверки;

6. Моделирование или анализ конкретной ситуации.

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Можно отметить, что некоторые задания для самостоятельной работы по данному курсу имеют определенную специфику.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой.



Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющийся в данном комплексе краткий конспект лекций. Он же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Состав и формирование денежных фондов и резервов.

  2. Формирование инвестиционной политики предприятия.

  3. Внешние источники финансовых ресурсов.

  4. Характеристика финансового механизма предприятий.

  5. Источники формирования основных фондов производственного и непроизводственного назначения.

  6. Принципы организации финансов предприятий.

  7. Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе.

  8. Порядок планирования, начисления и использования амортизационных отчислений.

  9. Классификация расходов.

  10. Методики начисления амортизации.

  11. Состав и классификация затрат предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

  12. Капитальные вложения как форма осуществления прямых инвестиций, порядок их планирования.

  13. Понятие и состав себестоимости, факторы, влияющие на ее величину.

  14. Переменные и постоянные расходы, их роль в планировании себестоимости продукции (работ, услуг).

  15. Планирование затрат и формирование себестоимости продукции (работ, услуг).

  16. Понятие нематериальных активов, их состав, источники поступления, порядок начисления амортизации.

  17. Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности.

  18. Финансовые инвестиции предприятий, их цель, виды и способы осуществления.

  19. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции.

  20. Структура, задачи и функции финансовой службы.

  21. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) как основной финансовый источник деятельности организаций.

  22. Характеристика основных направлений работы финансовой службы.

  23. Определение финансового результата от продаж.

  24. Понятие и содержание финансового планирования на предприятии.

  25. Экономическое содержание, функции и виды прибыли.

  26. Основные принципы и задачи финансового планирования.

  27. Экономическая сущность прибыли предприятия.

  28. Методы финансового планирования.

  29. Виды финансовых планов и их роль в бизнес-планировании.

  30. Методы планирования прибыли.

  31. Определение прибыли на основе эффекта производственного рычага.

  32. Мониторинг финансового состояния предприятия.

  33. Виды и формы денежных расчетов на предприятии.

  34. Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании.

  35. Организация и основные формы безналичных денежных расчетов.

  36. Общая характеристика налогов, уплачиваемых предприятием.

  37. Характеристика источников налогов, уплачиваемых предприятием.

  38. Особенности образования собственного капитала на предприятиях разных форм собственности.

  39. Экономическое содержание и основы организации оборотного капитала на предприятии.

  40. Особенности финансов организаций малого бизнеса.

  41. Состав оборотного капитала и его размещение по стадиям кругооборота.

  42. Определение потребности предприятия в оборотном капитале.

  43. Особенности финансов предприятий сельского хозяйства.

  44. Источники формирования оборотного капитала и финансирования его прироста.

  45. Особенности финансов транспортных организаций.

  46. Показатели эффективности использования оборотных средств.

  47. Особенности финансов организаций торговли.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Предприятие как форма предпринимательской деятельности

  2. Место и роль финансов предприятия в финансовой системе государства

  3. Сущность и функции финансов предприятия

  4. Особенности и тенденции развития современного российского бизнеса

  5. Принципы организации финансов предприятия

  6. Роль финансов в деятельности предприятия

  7. Организация и управление финансами на предприятии. Финансовая политика предприятия

  8. Финансовый механизм предприятия

  9. Виды и методы финансового планирования

  10. Формирование имущества коммерческих организаций

  11. Особенности финансовых отношений в различных организационно-правовых формах (Гражданский Кодекс РФ ч.1)

  12. Особенности формирования имущества некоммерческих организаций

  13. Влияние экономической политики государства на формирование финансов предприятия

  14. Доходы предприятия и их структура

  15. Структура расходов предприятия и их классификация

  16. Экономическое содержание оборотного капитала

  17. Понятие и состав оборотного капитала. Роль оборотного капитала в хозяйственной деятельности предприятия

  18. Кругооборот оборотного капитала. Производственный и финансовый циклы

  19. Источники формирования оборотных средств

  20. Финансовая политика предприятия в области формирования оборотных

средств

  1. Управление запасами предприятия

  2. Управление незавершенным производством и готовой продукцией

  3. Управление дебиторской задолженностью и денежными активами предприятия

  4. Определение общей потребности в оборотном капитале

  5. Оценка эффективности использования оборотных средств

  6. Финансовые ресурсы предприятия

  7. Источники формирования ресурсов предприятия

  8. Собственный капитал организации его структура, источники формирования собственного капитала

  9. Капитал предприятия, сущность формы

  10. Обязательства предприятия, их классификация.

  11. Управление кредиторской задолженностью

  12. Сущность и значение затрат в хозяйственной деятельности предприятия

  13. Виды затрат, их классификация

  14. Формирование затрат предприятия

  15. Источники финансирования затрат предприятия

  16. Затраты на производство и реализацию продукции; факторы, влияющие на величину затрат

  17. Влияние себестоимости продукции на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия

  18. Управление затратами на предприятии

  19. Экономическое содержание основного капитала

  20. Структура основного капитала

  21. Оценка эффективности использования основных производственных средств

  22. Воспроизводство основного капитала

  23. Роль лизинга в финансировании прямых инвестиций

  24. Источники финансирования прямых инвестиций

  25. Амортизация как источник пополнения собственных средств предприятия

  26. Методы начисления амортизации и их влияние на финансовые результаты. Амортизационная политика

  27. Прямые инвестиции, их формы и источники их приобретения

  28. Выручка от реализации и ее роль в формировании финансовых результатов предприятия. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции

  29. Инновационная политика предприятия

  30. Управление доходами

  31. Экономическое содержание прибыли предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли

  32. Роль прибыли предприятия в развитии рыночной экономики

  33. Формирование финансовых результатов предприятия

  34. Распределение и использование прибыли на предприятии

  35. Инвестиционная политика предприятия. Роль государства в развитии инвестиционной деятельности предприятия.

  36. Управление прибылью на предприятии

  37. Нематериальные активы предприятия, состав и источники их приобретения

  38. Дивидендная политика предприятия

  39. Современные формы управления капиталом в России

  40. Особенности развития финансовых отношений в сфере малого бизнеса


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) основная:



  1. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу. - М.: ИНФРА-М, 2012.

  2. Финансы организаций (предприятий) [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности 080105 «Финансы и кредит» / [Н. В. Колчина и др.]; под ред. Н. В. Колчиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

  3. Финансы организаций (предприятий) [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / [Н. В. Колчина и др.]; под ред. Н. В. Колчиной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012.

б) дополнительная:

  1. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: учеб. для вузов.-8-Е. изд., перераб. и доп.-М.:Дашков и Ко, 2009.-619 С.

  2. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий) :учеб. Для вузов. - М.:Проспект,2009.-351 с

  3. Финансы организаций (предприятий):учеб. Для вузов/под ред. Н. В. Колчиной.-М.:Юнити-Дана,2009.-383 с.

  4. Финансы бюджетных организаций: учебник/под ред. Г. Б. Поляка. - М.: Вуз. Учеб.,2008.-361 с.

  5. Лапуста, М.Г. Финансы предприятий : учеб. пособие / М. Г. Лапуста, Мазурина. - М. : Альфа-Пресс, 2009. - 638 с.

  6. Шуляк, П.Н. Финансы предприятия : учеб. для вузов / П. Н. Шуляк. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2006,2009. - 708 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:



  1. www.znanium.com – ЭБС ZNANIUM.COM.

  2. www.garant.ru – Справочная правовая система «Гарант».

  3. www.consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант Плюс».

  4. www. minfin. ru – Министерство финансов Российской Федерации.

  5. www.worldbank.org.ru – Официальный сайт Группы Всемирного Банка в Интернете.

  6. www.un.org – Официальный сайт Организации объединенных наций в Интернете.

  7. www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики в Интернете


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Технические средства:



  • Мультимедийное оборудование для презентаций в Power Point.

  • Компьютерное оборудование с доступом в Интернет


9. РАЗРАБОТЧИКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1. Разработчики:

НОУ ВПДО «Байкальский



гуманитарный институт» __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница