Программа дисциплины Для специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»




Скачать 357.14 Kb.
Дата05.05.2016
Размер357.14 Kb.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)
Кафедра «Макроэкономическое регулирование»


ПИВОВАРОВА М.А.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Рабочая программа дисциплины

Для специальности

080504 «Государственное и муниципальное управление»

— очная форма обучения



МОСКВА 2014
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Кафедра «Макроэкономическое регулирование»
УТВЕРЖДАЮ

Ректор


М.А. Эскиндаров

____ __________ 2014 г.


ПИВОВАРОВА М.А.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Рабочая программа дисциплины

Для специальности

080504 «Государственное и муниципальное управление»

— очная форма обучения


Одобрено кафедрой «Макроэкономическое регулирование»

(протокол № 11 от 28 мая 2014 г.)

Одобрено Ученым советом факультета международных экономических отношений и международного финансового факультета

(протокол № 15 от 17 июня 2014 г.)


МОСКВА 2014

УДК 339.9.972

ББК 65.9(2Рос)8

П 32
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Плотицына Л.А.,

доктор экономических наук, профессор Кучуков Р.А.


Пивоварова М.А. Государственное управление внешнеэкономической деятельностью. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» (очная форма обучения). – М.: Финансовый

университет, кафедра «Макроэкономическое регулирование», 2014. –

31 с.
Дисциплина «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью» является дисциплиной специализации подготовки менеджеров систем государственного и муниципального управления. В рабочей программе дисциплины определены её цель, место в структуре профессиональной подготовки выпускника, требования к результатам освоения дисциплины, содержание программы, тематика практических занятий, формы самостоятельной работы, оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации, учебно-методическое и информационное обеспечение.
Учебное издание

Пивоварова марина Александровна

Государственное управление внешнеэкономической деятельностью

Программа дисциплины

Компьютерный набор и верстка М.А. Пивоваровой

Формат 60×90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 2.0 Изд. № ….. Тираж ……

Заказ № _____

Отпечатано в Финансовом университете.

© Пивоварова М.А., 2014

© Финансовый университет, 2014
СОДЕРЖАНИЕ







Стр.

1.

Цель и задачи дисциплины

4

2.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

5

3.

Требования к результатам освоения дисциплины

5

4.

Объем дисциплины и виды учебной работы

7

5.

Содержание дисциплины

Часть 1. Содержание разделов дисциплины «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью»



7

7





Часть 2. Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно–тематический план)

15


6.

Практические и семинарские занятия

17

7.

Самостоятельная работа

21

8.

Контрольные вопросы и система оценивания

22




8.1. Тематика докладов (выступлений, сообщений)

8.2. Примерный перечень контрольных вопросов к зачету

8.3. Уровень требований и критерии оценок


22
23

25


9.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

28





9.1. Нормативно-правовые акты

9.2. Рекомендуемая литература

9.3. Интернет-ресурсы

10.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы



28

29

30


31



  1. Цели и задачи дисциплины


Изучение дисциплины «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью» способствует углублению знаний о функционировании систем государственного и муниципального управления.

Цель дисциплины

Дисциплина «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью»:



  • формирует систему глубоких знаний о сущности государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), видах, формах, механизмах и инструментах государственного воздействия на различные направления ВЭД;

  • создаёт основу для определения направлений совершенствования управления в данной области в соответствии с тенденциями социально-экономического развития России, а также требованиями глобализации мировой экономики.

Задачи дисциплины, реализующие цели:

  • освоение теоретических и методологических основ государственного управления ВЭД;

  • освоение отечественного и мирового опыта государственного управления ВЭД;

  • ознакомление с конкретными формами, механизмами и инструментами, применяемыми в этом процессе;

  • приобретение практических навыков решения проблем функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований в условиях усиления мирохозяйственного взаимодействия;

  • приобретение практических навыков оценки результативности и эффективности регулирующих воздействий со стороны государственных органов на ВЭД в стране.




  1. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью» является дисциплиной специализации в структуре профессиональной подготовки выпускника по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление».

Изучение дисциплины «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью» основывается на сумме знаний и практических навыков, полученных студентами в ходе освоения дисциплин «Система государственного и муниципального управления», «Разработка управленческого решения» и т.п. Дисциплина изучается на пятом курсе (9 семестр) и взаимосвязана с дисциплинами «Стратегический менеджмент», «налоги и налоговая система Российской Федерации», «Государственная и кадровая служба», «Связи с общественностью в органах власти» и другими дисциплина, изучаемыми в 9 семестре.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью» студент должен:

  • знать

- теорию и методологию государственного управления сферы внешнеэкономической деятельности (ГУ ВЭД);

- основные требования, предъявляемыми к ГУ ВЭД в условиях функционирования Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации (ВТО);

- виды, типы, принципы, содержание и особенности ГУ ВЭД в современной России;

- основные формы, механизмы и инструменты реализации государственных и муниципальных регулирующих воздействий в сфере ВЭД и способы повышения их эффективности;



  • уметь

- работать с нормативными документами, статистическими материалами,

экономической литературой с целью правильного понимания и обоснования решений, принимаемых в сфере ГУ ВЭД;

- оценивать эффективность реализации мероприятий ГУ ВЭД и ее составных частей;

- использовать полученные знания в своей практической деятельности при исследовании и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций в сфере развития внешнеэкономической деятельности в условиях функционирования Российской Федерации в рамках ВТО;



  • владеть

- методами оценки эффективности решений в области управления ВЭД на государственном и муниципальном уровне;

- навыками выбора оптимальных вариантов регулирующего воздействия государства в сфере ВЭД в соответствии со стратегией долгосрочного социально-экономического развития страны;

- навыками принятия регулирующих решений в сфере ВЭД на различных экономических уровнях – федеральном, региональном, муниципальном управления.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 часов (см. таблицу 1).

Вид промежуточной аттестации – зачет.



Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

9 семестр

ГМУ(у)

ГМУ(а)

Общая трудоемкость дисциплины

90

90

Аудиторные занятия

44

44

Лекции

22

14

Семинары

22

30

Самостоятельная работа

46

46

В семестре

46

46

В сессию

-

-



  1. Содержание дисциплины

Часть 1. Содержание разделов дисциплины «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью»

Тема 1. Теоретико-методологические основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью

Введение. Предмет и методы учебной дисциплины «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью» (ГУ ВЭД).

Роль и место ГУ ВЭД в общей системе государственного регулирования рыночной экономики.

Внешнеэкономическая деятельность: сущность, основные формы, методы, инструменты. Основные проблемы и факторы, оказывающие влияние на развитие ВЭД. Новые возможности развития и повышения эффективности ВЭД России в среднесрочной перспективе.

ГУ ВЭД: объективная обусловленность, цель, задачи, основные функции, объекты и субъекты, формы, методы и инструменты.

Теоретические основы ГУ ВЭД. Научные подходы к исследованию направлений ГУ ВЭД в мировой экономической мысли (меркантилизм, теории абсолютных и относительных преимуществ, теория международной торговли, теория международной конкурентоспособности и др.) и их реализация в практике государственного управления.


Тема 2. Особенности ГУ ВЭД в Российской Федерации

Особенности управления ВЭД. Экономические и административно-хозяйственные уровни управления ВЭД.

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) как основа государственного управления ВЭД в стране. ВЭП как составная часть общей экономической и внешней политики государства. ВЭП: сущность, принципы, цели, приоритеты, структурные звенья, основные принципы. Политика протекционизма и фритредерства.

Особенности реализации ВЭП в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях.

Основные положения внешнеэкономической стратегии Российской Федерации на период 2020-2030 гг.
Тема 3. Организация управления и планирования ГУ ВЭД в Российской Федерации

Современное состояние и основные проблемы совершенствования государственного управления ВЭД в Российской Федерации.

Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ1.

Принципы ГУ ВЭД: общие и специфические, их применение в России.

Организационная структура системы ГУ ВЭД в России. Состав и классификация участников ВЭД как субъектов государственного управления. Функции законодательных и исполнительных органов власти, регулирующих ВЭД на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Механизм разработки законодательно-нормативной базы ВЭД, принятия управленческих решений по её реализации в аппарате Президента РФ, Государственной думе и Совете Федерации РФ, Правительстве РФ, в министерствах, ведомствах и их представительствах за рубежом, в российских регионах, администрациях республик, краев и областей РФ.

Задачи и функции Министерства экономического развития РФ и Министерства промышленности и торговли РФ в области регулирования ВЭД в целом и внешней торговли, в частности.

Состав и функции организаций, содействующих ГУ ВЭД: российская Торгово-промышленная палата (ТПП), отраслевые объединения производителей и экспортеров, торговые представительства Российской Федерации и её регионов за рубежом и др.

Планирование, координация и мониторинг ГУ ВЭД. Прогнозирование мирового рынка как основа методологии прогнозирования и планирования внешнеэкономической деятельности в рамках национальной хозяйственной системы. Сущность, особенности и содержание внешнеэкономического прогнозирования. Объекты и горизонты внешнеэкономического прогнозирования.

Прогнозирование развития ВЭД России: объект, предмет и основные показатели. Программно-целевой метод планирования в решении проблем развития ВЭД.

Место России в международных рейтингах.
Тема 4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»

Цель Государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»2 (2013): усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных параметров ВЭД, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства.

Приоритетные направления государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности.

Задачи Госпрограммы развития ВЭД. Целевые индикаторы и показатели. Этапы и сроки реализации. Объемы финансирования. Ожидаемые результаты реализации Программы.

Риски реализации Программы, меры управления рисками реализации Программы.
Тема 5. Национальная система поддержки развития ВЭД

Государственное регулирование внешней торговли как основа ГУ ВЭД.

Формы, методы и инструменты государственного управления внешнеторговой деятельностью (ВТД) современного государства.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Инструменты нетарифного регулирования. Количественные методы ограничения экспорта и импорта. Лицензирование и квотирование. Запретительные меры. Сочетание таможенных пошлин и количественных ограничений при регулировании импорта (квотирование).

Меры государственного регулирования внешней торговли на наднациональном (в формате Таможенного союза) и национальном уровнях, включая меры, направленные на упрощение административных и таможенных правил и процедур для участников ВЭД.

Таможенные режимы. Роль и функции Федеральной таможенной службы (ФТС) России по контролю за экспортно-импортными операциями. Таможенный кодекс РФ. Меры государственного регулирования, направленные на развитие и совершенствование таможенной деятельности, а также системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Совершенствование экспертно-криминалистического обеспечения таможенных органов Российской Федерации. Осуществление международной деятельности Росграницы. Обеспечение необходимым и обоснованным набором ресурсообеспечения деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Росграницы

Меры государственного регулирования, необходимые для эффективного функционирования системы институтов и механизмов поддержки ВЭД. Мировая практика стимулирования развития экспортоспособных отраслей по прямому и косвенному субсидированию экспортеров и возможности ее применения в РФ. Финансовая поддержка экспорта. Страхование внешнеторговой деятельности.

Промоутерская поддержка экспорта и инвестиционного сотрудничества. Формирование и развитие информационных ресурсов и информационной среды в сфере ВЭД. Устранение барьеров для экспорта и инвестиций на внешних рынках.

Деятельность торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах по приоритетным направлениям развития ВЭД.

Формирование региональной инфраструктуры развития ВЭД.

Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере ВЭД.

Задачи и проблемы регулирования внешнеторговой деятельности России в рамках ВТО и в связи со вступлением страны в ОЭСР.


Тема 6. Государственное регулирование трансграничного движения капитала

Объективная основа участия национальной экономики в международных процессах трансграничного движения капитала и валютно-финансовых отношениях с зарубежными странами. Причины усиления миграции капитала.

Государственное регулирование движения ссудного капитала.

Внешние заимствования и внешний долг. Последствия накопления внешнего долга страны и проблемы его погашения.

Внешнеэкономическая политика России в области иностранных инвестиций, её основные задачи. Регулирование участия страны в международных потоках капитала посредством привлечения иностранных финансовых ресурсов в виде предпринимательских инвестиций и капиталов в ссудной форме.

Законодательно-правовая база регулирования иностранных инвестиций в РФ. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ3 и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ4.

Меры государства по регулированию бесконтрольного оттока национального капитала («бегство капитала») из страны и созданию условий для его производительного вложения в российскую экономику. Проблема деофшоризации страны.

Валютное регулирование и валютный контроль. Законодательно-нормативное регулирование валютной деятельности и организации валютного контроля в РФ. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ5.

Основные формы и инструменты валютного контроля в Российской Федерации. Роль Центробанка в валютном регулировании в стране. Механизм организации государственного валютного контроля за экспортно-импортными операциями предприятий. Совершенствование работы таможенных органов РФ по осуществлению валютного контроля в стране.
Тема 7. Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества

Расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами с учетом задач модернизации российской экономики.

Развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Обеспечение участия России в деятельности ВТО.

Обеспечение дальнейшей интеграции России в глобальную экономическую систему, участие в международных экономических организациях, форумах и соглашениях

Создание, развитие и имплементация системы соглашений по формированию и обеспечению функционирования Евразийского экономического союза. Создание институциональных условий для формирования и функционирования Евразийского экономического союза и передача на наднациональный уровень закрепленных в соглашениях, формирующих Единое экономическое пространство, полномочий

Меры государственного регулирования, необходимые для развития международного экономического сотрудничества и полноценной интеграции России в систему мирового хозяйства: адаптация нормативной правовой базы в соответствии с международно-признанными нормами и правилами, в том числе в рамках присоединения к ОЭСР; гармонизация отдельных сфер хозяйственного регулирования в рамках СНГ; совершенствование нормативной правовой базы взаимодействия с международными экономическими организациями и институтами и оказания Россией технического содействия, совершенствование и имплементация системы соглашений в рамках Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и др.

Развитие взаимодействия с региональными экономическими организациями.

Повышение эффективности взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими организациями и институтами (включая ЕБРР) и участия России в программах технического содействия

Формирование и реализация активной позиции России в деятельности ключевых международных форумов (Группа 20, Группа 8, БРИКС, Всемирный экономический форум), МВФ, экономических организаций системы ООН и других международных экономических организаций.

Участие России в деятельности международных товарных соглашений и организаций.
Часть 2. Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно-тематический план)

Таблица 2

Учебно-тематический план

темы дисциплины



Наименование темы дисциплины

ГМУ(у)

ГМУ(а)

Трудоёмкость в часах

Трудоёмкость в часах

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Общая

Лекции

Семинары

Общая

Лекции

Семинары




1

Теоретико-методологические основы ГУ ВЭД

11

6

3

3

5

11

6

2

4

5

2

Особенности ГУ ВЭД в РФ

12

6

3

3

6

12

6

2

4

6

3

Организация управления и планирования ГУ ВЭД в РФ

11

6

3

3

5

11

6

2

4

5

4

Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности»

14

6

3

3

8

15

7

2

5

8

5

Национальная система поддержки развития ВЭД

14

6

3

3

8

14

6

2

4

8

6

Государственное регулирование трансграничного движения капитала

13

6

3

3

7

13

6

2

4

7

7

Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества

15

8

4

4

7

14

7

2

5

7




ИТОГО

90

44

22

22

46

90

44

14

30

46


  1. Практические и семинарские занятия

Таблица 3

Учебный план ГМУ(у)

темы дисциплины



Тематика семинарских занятий

Технология проведения

Трудоёмкость в часах

1

Теоретико-методологические основы ГУ ВЭД

Вводное тестирование. Беседа. Учебная дискуссия.

3

2

Особенности ГУ ВЭД в РФ

Блиц-опрос по темам 1-2. Дискуссия. Решение ситуационных заданий

3

3

Организация управления и планирования ГУ ВЭД в РФ

Беседа. Работа в малых группах. Структурированная дискуссия.

3

4

Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности»

Блиц-опрос по темам 1-3.

Обсуждение результатов работы с Госпрограммой.

Беседа. Мозговой штурм. Работа в малых группах.


3

5

Национальная система поддержки развития ВЭД

Блиц-опрос по темам 3-4.

Создание и разбор проблемных ситуаций.

Обсуждение подготовленных сообщений (докладов) по теме


3

6

Государственное регулирование трансграничного движения капитала

Опрос. Мозговой штурм. Работа в малых группах.

Обсуждение подготовленных сообщений (докладов) по теме



3

7

Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества

Обсуждение результатов домашней контрольной работы.

Беседа. Обсуждение подготовленных сообщений (докладов) по теме. Создание и разбор проблемных ситуаций.



4

ИТОГО:

30% занятий, проводимых в интерактивной форме

22


Таблица 4

Учебный план ГМУ(а)

темы дисциплины



Тематика семинарских занятий

Технология проведения

Трудоёмкость в часах

1

Теоретико-методологические основы ГУ ВЭД

Вводное тестирование. Беседа. Учебная дискуссия.

2

Обсуждение результатов работы с

первоисточниками по вопросам эволюции научных взглядов на ГУ ВЭД.

Обсуждение подготовленных сообщений по вопросу реализации теоретических подходов в практике ГУ ВЭД.


2

2

Особенности ГУ ВЭД в РФ

Обсуждение результатов работы с

первоисточниками по вопросам реализации политики протекционизма и фритредерства.

Дискуссия. Решение ситуационных заданий


2

Блиц-опрос по темам 1-2.

Практическая работа с

материалами «Концепции

долгосрочного социально-

экономического развития РФ (до

2020 г.)» и др. материалами

Минэкономразвития РФ


2

3

Организация управления и планирования ГУ ВЭД в РФ

Беседа. Работа в малых группах с материалами Закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Структурированная дискуссия.

2

Выступление с дайджестами научных статей из журналов по теме лекции. Их обсуждение

2

4

Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности»

Блиц-опрос по темам 1-3.

Практическая работа с

Материалами Госпрограммы.

Беседа. Работа в малых группах.



2

Обсуждение результатов работы с Госпрограммой.

Мозговой штурм по вопросу разработки мер управления рисками реализации Госпрограммы.



3

5

Национальная система поддержки развития ВЭД

Блиц-опрос по темам 3-4.

Создание и разбор проблемных ситуаций.

Обсуждение подготовленных сообщений (докладов) по теме


2

Практическая работа с аналитическими материалами Минэкономразвития

РФ.


Свободная дискуссия

2

6

Государственное регулирование трансграничного движения капитала

Работа в малых группах.

Обсуждение подготовленных докладов по теме



2

Блиц-опрос по теме. Мозговой штурм по вопросу деофшоризации России.

2

7

Реализация приоритетных направлений ВЭД в процессе международного экономического сотрудничества

Блиц-опрос по темам 5-6.

Беседа. Обсуждение подготовленных сообщений (докладов) по теме.



3

Создание и разбор проблемных ситуаций.

Анализ прогнозно-

аналитических разработок

Минэкономразвития



РФ

2

ИТОГО:

30% занятий, проводимых в интерактивной форме

30


7. Самостоятельная работа

Таблица 5

темы дисциплины

Форма внеаудиторной самостоятельной работы

Трудоемкость в часах

ГМУ(у)

ГМУ(а)

1-7

Выполнение домашних заданий к конкретному занятию, разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины, изучение рекомендованных к занятию нормативно- правовых документов, литературных источников, учебной и справочной литературой, анализ отчетных и прогнозно-аналитических материалов и разработок Минэкономразвития РФ, Минпромторга РФ, ФТС, подготовка сообщений (докладов), подготовка к решению ситуационных задач

40

44

3

Вопрос: «Задачи и функции Министерства экономического развития РФ и Министерства промышленности и торговли РФ в области регулирования ВЭД в целом и внешней торговли, в частности» -самостоятельное изучение

2

2

4-5

Домашняя контрольная работа

4

-

Итого:

46

46


8. Контрольные вопросы и система оценивания

8.1. Тематика докладов (выступлений, сообщений)

  1. Обострение конкуренции на мировых рынках как фактор, ограничивающий ВЭД.

  2. Проблема дискриминации российского экспорта на внешних рынках.

  3. Проблема позиционирования России в многосторонней торговой системе.

  4. Институциональная интеграция России в международную экономическую систему.

  5. Проблема волатильности рынков стратегических сырьевых товаров.

  6. Участие России в деятельности международных институтов развития.

  7. Проблемы двустороннего торгово-экономического сотрудничества России с зарубежными странами.

  8. Развитие многостороннего экономического сотрудничества и интеграционных процессов на пространстве СНГ.

  9. Обеспечение участия России в деятельности ВТО.

  10. Интеграции России в глобальную экономическую систему.

  11. Участие России в международных экономических организациях, форумах и соглашениях.

  12. Участие России в деятельности международных товарных соглашений и организаций.

  13. Взаимодействие России с региональными экономическими организациями.

  14. Институциональный диалог: сущность, формы, проблемы реализации.

  15. Повышение эффективности взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими организациями.

  16. Участие России в программах технического содействия.

  17. Направления совершенствования мер государственного управления ВЭД.

  18. Риски реализации Государственной программы Российской федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».

  19. Формирование Евразийского экономического союза.

  20. Национальная система поддержки ВЭД: сущность, проблемы формирования и совершенствования.

  21. Особенности российской национальной системы поддержки ВЭД.

  22. Финансовая поддержка экспорта: сущность, особенности в разных странах.

  23. Региональная инфраструктура развития ВЭД.

  24. Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД.


8.2. Примерный перечень контрольных вопросов к зачету

  1. Обоснование необходимости государственного управления ВЭД.

  2. Понятие о взаимосвязи внешнеэкономической деятельности предприятий внешнеэкономических связях государства.

  3. Объективные предпосылки развития ВЭД.

  4. Виды ВЭД и тенденции их развития.

  5. Цели государственного управления ВЭД

  6. Принципы государственного управления ВЭД.

  7. Методы и инструменты государственного управления ВЭД.

  8. Внешнеэкономическая политика государства: сущность, цели и задачи.

  9. Принципы внешнеэкономической политики государства.

  10. Субъекты и объекты внешнеэкономической политики государства.

  11. Необходимые условия эффективного функционирования системы государственного управления ВЭД.

  12. Предпосылки и направления совершенствования государственного управления ВЭД в России.

  13. Внешнеторговая деятельность: современное состояние и тенденции развития.

  14. Проблемы и пути развития международного инвестиционного сотрудничества.

  15. Состав и классификация участников ВЭД как субъектов и объектов государственного управления ВЭД.

  16. Организационная структура государственного управления ВЭД в России: общая характеристика.

  17. Состав и функции исполнительных органов власти, регулирующих ВЭД на федеральном уровне.

  18. Министерство экономического развития РФ и его функции в сфере управления внешнеэкономической деятельностью в стране.

  19. Состав и функции организаций, содействующих государственному управлению ВЭД.

  20. Внешнеторговая политика государства: сущность, цели и задачи.

  21. Характеристика внутринациональных методов регулирования внешнеторговых операций.

  22. Общая характеристика таможенно-тарифного регулирования ВЭД.

  23. Характеристика системы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

  24. Общая характеристика административных методов государственного управления внешнеторговой деятельностью.

  25. Объективная основа участия национальной экономики в международных процессах трансграничного движения капитала и валютно-финансовых отношениях с зарубежными странами.

  26. Внешнеэкономическая политика России в области иностранных инвестиций, основные ее задачи.

  27. Валютное регулирование и валютный контроль в системе государственного регулирования ВЭД.

  28. Программно-целевой метод в решении проблем развития ВЭД.

  29. Объективная необходимость активной регулирующей роли государства процессов интеграции в мировую экономику и особенности её в современных условиях.


8.3. Уровень требований и критерии оценок

В целях обеспечения развития творческих способностей студентов, самостоятельности в работе, ответственного отношения к учебным обязанностям и проверки уровня приобретаемых знаний, умений и навыков проводится текущий контроль успеваемости.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельной работы.

Основными формами текущего контроля знаний являются:



  • обсуждение вынесенных на семинарские занятия вопросов;

  • выполнение контрольных заданий и обсуждение их результатов;

  • участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка активности студентов с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения6.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета. Зачет даёт возможность студентам подготовить логически стройный, обоснованный ответ на поставленные вопросы за небольшой промежуток времени.

Вопросы для подготовки к зачету формируются на основе Программы учебной дисциплины «Государственное управление внешнеэкономической деятельностью». Студентов с примерным перечнем вопросов знакомит преподаватель. Вопросы носят обобщенный и проблемный характер. Студент должен продемонстрировать знание теории и практики государственного управления ВЭД, а также умение разбираться в текущей экономической ситуации.

Оценка знаний студентов осуществляется в соответствии со 100-балльной системой, применяемой в Финуниверситете, и зависит от:


  • оценки за работу в семестре (оценки за работу на лекции, семинаре, участие в групповой дискуссии, разборе проблемных ситуаций, выступления с сообщением и др.): 0-40 баллов;

  • оценки итоговых знаний в ходе зачета: 0-60 баллов.

Таблица 7.

Система оценивая

Требования к результатам освоения дисциплины

Балльно-рейтинговая оценка

Зачет

Во время промежуточной аттестации студент демонстрирует:

- знание теории и методологии ГУ ВЭД, основных требований, предъявляемых к ГУ ВЭД в условиях функционирования РФ в рамках ВТО, типов, принципов, содержания и особенностей ГУ ВЭД в современной России, основных форм, механизмов и инструментов реализации государственных и муниципальных регулирующих воздействий в сфере ВЭД и способов повышения их эффективности;



- умение работать с нормативными документами, статистическими материалами, экономической литературой с целью правильного понимания и обоснования решений, принимаемых в сфере ГУ ВЭД; оценивать эффективность реализации мероприятий ГУ ВЭД и ее составных частей; использовать полученные знания в своей практической деятельности при исследовании и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций в сфере развития внешнеэкономической деятельности в условиях функционирования Российской Федерации в рамках ВТО;

- владение методами оценки эффективности решений в области регулирования ВЭД на государственном и муниципальном уровне; навыками выбора оптимальных вариантов регулирующего воздействия государства в сфере ВЭД в соответствии со стратегией долгосрочного социально-экономического развития страны; навыками принятия регулирующих решений в сфере ВЭД на различных экономических уровнях – федеральном, региональном, муниципальном управления.

50 – 100

зачет

Студент активно работал на лекциях, семинарских занятиях, участвовал в групповых дискуссиях, разборе проблемных ситуаций, выступал с сообщениями

Студент, обучающийся в соответствии с учебным планом ГУМФ, написал домашнюю контрольную работу

Во время промежуточной аттестации студент не раскрыл вопроса, затрудняется с анализом конкретной проблематики, не проявляет интереса к разбору узловых моментов

0 –49

незачет

Студент редко посещал лекции и семинарские занятия, не участвовал в групповых дискуссиях, разборе проблемных ситуаций, не выступал с сообщениями

Студент, обучающийся в соответствии с учебным планом ГУМФ, не написал домашнюю контрольную работу

Максимальное количество баллов за ответ на вопрос ставится, если студент глубоко и полно раскрывает теоретические и практические аспекты вопроса, проявляет творческий подход к его изложению и демонстрирует дискуссионность данной проблематики, а также глубоко и полно раскрывает дополнительные вопросы.

Количество баллов за ответ на вопрос снижается, если студент недостаточно полно освещает узловые моменты вопроса, затрудняется более глубоко обосновать те или иные положения, а также затрудняется ответить на дополнительные вопросы по данной проблематике.

Минимальное количество баллов за ответ на вопрос ставится, если студент не раскрывает основных моментов вопроса, логика изложения нарушена, ответы не всегда конкретны.



9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г., № 164-ФЗ. (РФ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, 22 июля 2005 г. №117-ФЗ, 2 февраля 2006 г. №19-ФЗ, 03.11.2010 г. №285-ФЗ, 08.12.2010 г. №336-ФЗ, 11.07.2011 г. №200-ФЗ, 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 28.07.2012 г. №137-ФЗ, 30.11.2013 г. №318-ФЗ).

3. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., № 160-ФЗ (В редакции Федеральных законов РФ от 21.03.2002 г. №31-ФЗ, 25.07.2002 г. №117-ФЗ, 08.12.2003 г. N169-ФЗ, 22.07.2005 г. N117-ФЗ, 03.06.2006 г. N75-ФЗ, 26.06.2007 г. N118-ФЗ, 29.04.2008 г. N58-ФЗ, 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 16.11.2011 г. №322-ФЗ (вступ. в силу 18.12.2011 г.), 06.12.2011 г. №409-ФЗ).

4. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 г., № 57-ФЗ. (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 28.12.2010 г. №420-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 16.11.2011 г. №322-ФЗ, 03.02.2014 г. №15-ФЗ).

5. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ. (В редакции Федеральных законов Российской Федерации 10.12.2003 г. №173-ФЗ, от 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 18.07.2005 г. №90-ФЗ, 26.07.2006 г. №131-ФЗ, 30.12.2006 г. №267-ФЗ, 17.05.2007 г. №83-ФЗ, 05.07. 2007 г. №127-ФЗ, 30.10.2007 г. №242-ФЗ, 22.07.2008 г. №150-ФЗ, 15.11.2010 г. №294-ФЗ, 07.02.2011 г. №8-ФЗ, 27.06.2011 г. №162-ФЗ (вступ. в силу 29.09.2011 г.), 11.07.2011 г. №200-ФЗ, 18.07.2011 г. №236-ФЗ, 21.11.2011 г. №327-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 06.12.2011 г. №406-ФЗ (см. вступ. в силу), 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 14.03.2013 г. №29-ФЗ, 07.05.2013 г. №102-ФЗ, 02.07.2013 г. №155-ФЗ, 23.07.2013 г. №251-ФЗ, 12.03.2014 г. №33-ФЗ).

6 . Указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» № 536 от 12 мая 2009 г.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации.

8. Таможенный кодекс Российской Федерации.

9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» Распоряжение Правительства от 18 марта 2013 г. №378-р.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 г.). Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. (В редакции Распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 1121-р.

11. Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции Российской Федерации.

(Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 1493-р) // Собрание законодательства РФ. 20.10.2003. № 42. Ст. 4093; Таможенный вестник. 2003. № 23.

12. План реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2013 г. № 1106-р.


9.2. Рекомендуемая литература

а) Основная:

1. Арустамов Э.А., Андреева Р.С. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. М.: КноРус, 2011.

2. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. Гл. 1–3, 15–16, 19.
б) Дополнительная:

1. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Е. Прокушева, А. Костина. М.: Юрайт, 2013.

3. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Б. Смитиенко, В. Поспелова. М.: Академия, 2011.

4. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособ. М.: Юрайт, 2012.

5. Государственная внешнеэкономическая политика Российской Федерации: Учебник / Под общей ред. А.Г. Авшарова. СПб.: Питер, 2012.

6. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: Учебник. М.: ВАВТ, 2011.

7. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Юрайт, 2011.

8. Стиглиц Дж.Ю., Чарлтон Э. Справедливая торговля для всех. Как торговля может содействовать развитию. М.: Изд-во «Весь мир», 2007.


в) Периодические издания (журналы)

1. Вопросы экономики.

2. Международная экономика.

3. Мировая экономика и международные отношения.

4. Российский внешнеэкономический вестник.

5. Экономическая наука в современной России.

6. Экономическая политика.

7. Экономические стратегии.


9.3. Интернет-ресурсы

1. Минэкономразвития России: http:// www.econome.gov.ru

2. Минфин России: http://www.minfin.ru

3. Минрегион России: http://www.minregion.ru

4. Минпромторг: http://www.minpromtorg.gov.ru/

5. Портал внешнеэкономической информации: http://www.ved.gov.ru/

6. Росстат: http://www.gks.ru

7. Федеральная таможенная служба: http://www.customs.ru/

8. Экспортные возможности России: Информационно-поисковая система

Минэкономразвития РФ: http://www.exportsupport.ru/law/russian/lawdoc

9. Доклад Всемирного экономического форума о конкурентоспособности

России http://www.strategy.ru/the-russia-competitiveness-report


9.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru



2. Справочная правовая система «Гарант»: http://www.garant.ru

1 Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года. Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года. В редакции Федеральных законов РФ от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, 22 июля 2005 г. №117-ФЗ, 2 февраля 2006 г. №19-ФЗ, 03.11.2010 г. №285-ФЗ, 08.12.2010 г. №336-ФЗ, 11.07.2011 г. №200-ФЗ, 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 28.07.2012 г. №137-ФЗ, 30.11.2013 г. №318-ФЗ.

2 Утверждена Распоряжением Правительства от 18 марта 2013 г. №378-р.

3 Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года. Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года. В редакции Федеральных законов РФ от 21.03.2002 г. №31-ФЗ, 25.07.2002 г. №117-ФЗ, 08.12.2003 г. N169-ФЗ, 22.07.2005 г. N117-ФЗ, 03.06.2006 г. N75-ФЗ, 26.06.2007 г. N118-ФЗ, 29.04.2008 г. N58-ФЗ, 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 16.11.2011 г. №322-ФЗ (вступ. в силу 18.12.2011 г.), 06.12.2011 г. №409-ФЗ.

4 Принят Государственной Думой 2 апреля 2008 года. Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 28.12.2010 г. №420-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 16.11.2011 г. №322-ФЗ, 03.02.2014 г. №15-ФЗ.

5 Принят Государственной Думой Российской Федерации 21 ноября 2003 года. Одобрен Советом Российской Федерации 26 ноября 2003 года. В редакции Федеральных законов Российской Федерации 10.12.2003 г. №173-ФЗ, от 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 18.07.2005 г. №90-ФЗ, 26.07.2006 г. №131-ФЗ, 30.12.2006 г. №267-ФЗ, 17.05.2007 г. №83-ФЗ, 05.07. 2007 г. №127-ФЗ, 30.10.2007 г. №242-ФЗ, 22.07.2008 г. №150-ФЗ, 15.11.2010 г. №294-ФЗ, 07.02.2011 г. №8-ФЗ, 27.06.2011 г. №162-ФЗ (вступ. в силу 29.09.2011 г.), 11.07.2011 г. №200-ФЗ, 18.07.2011 г. №236-ФЗ, 21.11.2011 г. №327-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 06.12.2011 г. №406-ФЗ (см. вступ. в силу), 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 14.03.2013 г. №29-ФЗ, 07.05.2013 г. №102-ФЗ, 02.07.2013 г. №155-ФЗ, 23.07.2013 г. №251-ФЗ, 12.03.2014 г. №33-ФЗ.

6 Студенты, обучающие в соответствии с учебным планом ГУМФ, пишут домашнюю контрольную работу.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница