Программа дисциплины для преподавателя семей 2014 разработано




Скачать 295.17 Kb.
Дата29.04.2016
Размер295.17 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА города Семей

Документ СМК 3 уровня




УМКД


УМКД 042-18.1.1-33/01-2014

УМКД

программа дисциплины

«История экономических учений»

для преподавателя


Редакция№__________________________





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ

«История экономических учений»

Для специальности 5B050600- «Экономика»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Семей


2014


  1. РАЗРАБОТАНО

Составитель _________

старший преподаватель кафедры «Экономика и бизнес»

Государственного университета имени Шакарима г. Семей Усманова Э.Ж.



  1. ОБСУЖДЕНО

    1. На заседании кафедры «Экономика и бизнес»

Протокол № ____от «____» ______20__ года,
Заведующий кафедрой: _________________ Жайлаубаева Ш.Д.

2.2. На заседании Учебно-методического бюро факультета экономики, права и гуманитарных наук

Протокол____от «____» ________20__ года, №__
Председатель __________________ Тойкин С.Х.
3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического совета университета

Протокол____от «____» ________20__ года, №__
Председатель УМС ___________ Искакова Г.К.
4 ВЗАМЕН редакции №__ от «____» ________20__ года

Содержание




  1. Область применения

  2. Нормативные ссылки

  3. Общие положения

  4. Содержание рабочей учебной программы дисциплины для преподавателя

  5. Перечень тем для самостоятельной работы обучающихся

  6. Карта обеспеченности учебно-методической литературой

  7. Литература



  1. Область применения

Программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса по дисциплине «История экономических учений» предназначена для студентов специальности 5B050600- «Экономика». УМКД знакомит студентов с содержанием курса, его актуальностью и необходимостью, политикой курса, с теми навыками и умениями, которые студенты приобретут в процессе обучения. Учебно-методический комплекс является основным руководством при изучении дисциплины.

  1. Нормативные ссылки

Настоящая рабочая учебная программа дисциплины для преподавателя дисциплины «История экономических учений» устанавливает порядок организации учебного процесса по данной дисциплине в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:

- Государственный общеобязательный стандарт образования специальности 5B050600- «Экономика»,

--Типовой учебный план специальности 5B050600- «Экономика»,

- СТУ 042-ГУ-4-2014 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

- ДП 042-1.01-2014 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».


  1. Общие положения


3.1 Краткое описание содержания дисциплины

Курс «История экономических учений» является одной из базовых экономических дисциплин профессионального цикла, которую предстоит изучить студентам специальности 5B050600- «Экономика». История экономических учений – это процесс становления и развития человеческих взглядов, представлений, обобщений относительно характера, содержания и целей разумной хозяйственной деятельности, отношений между различными хозяйствующими субъектами. История экономических учений исследует процесс возникновения, развития и смены систем экономических взглядов на различных этапах развития общества.

Предметом курса «Истории экономических учений» является исторический процесс возникновения, становления и развития экономических идей, направлений и концепций, представленных теоретическими школами и отдельными экономистами и определение их роли в развитии человеческой цивилизации.

3.2 Целью изучения курса является углубление знаний политической экономии (экономической теории), изучение генезиса основных категорий и законов политической экономии, критический анализ и сопоставление трактовок различных школ.

3.3 Основная задача изучения дисциплины – изучение не только общепризнанных в данный период выводов, но и дискуссий, споров, того, что сталкивает экономистов и движет науку вперед

3.4 В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление: об историческом процессе возникновения и развития основных систем экономических взглядов учёных различных исторических периодов.

знать:


  • место истории экономических учений в системе экономических наук;

  • основные этапы развития экономической мысли ( начиная с древнейших времен и до современности) и теоретические особенности основных научных школ Х1Х-ХХ вв.

  • основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки.

уметь:

  1. использовать методологию, знать содержание ее инструментов, эволюцию способов и приемов познания, многообразие методологических основ, предлагаемых различными школами и направлениями при анализе социально-экономических явлений;

  2. анализировать достижения меркантилизма, классической и неоклассической школ, институциональной теории, кейнсианства и неолиберализма, а также отдельных авторов и их вклад в развитие экономической науки и человеческой цивилизации в исторической ретроспективе;

  3. самостоятельно и объективно оценивать развитие мировой и отечественной экономической мысли, вырабатывать альтернативные варианты хозяйственной политики;

  4. составлять различные варианты классификации экономических теорий и периодизации их развития.


Пререквизиты курса: Экономическая теория, История Казахстана.

Постреквизиты курса: Государственное регулирование экономики, Менеджмент.


    1. Выписка из рабочего учебного плана :





Курс

Семестр

Кредиты

ЛК

(час.)


СПЗ

(час.)


ЛАБ

(час)


СРОП

(час.)


СРО (час.)

Всего (час.)

Форма

итогового

контроля


2

3

3

30

15

-

22,5

67,5

135

экзамен


4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование тем и их содержание

Кол-

во

час.

1

2

Лекционные занятия

Тема 1. Предмет, метод, функции и структура истории экономических учений

Место и роль истории экономических учений в системе экономических дисциплин и в экономическом образовании. Предмет истории экономических учений.

Методология исследования. Специально-научные методы. Методы историзма и системного анализа. Хронологические и проблемно-категориальные приемы. Функции и задачи истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений и краткая характеристика основных этапов развития экономической науки.


2

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

Экономические идеи Древнего Востока. Причины систематизации экономических воззрений в древневосточных государствах. Отражение экономической мысли Древней Вавилонии в Кодексе царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Основные экономические идеи Древней Индии (экономический трактат «Артхашастра» - 400 г. До н. э.). Экономическая мысль Древнего Китая. Воззрения Конфуция (6–5 вв. до н. э.), трактат «Гуань-Цзы» (4–3 вв. до н. э.).

Экономические взгляды древнегреческих философов 4 в. До н. э. Основные экономические воззрения и особенности трактовок теории хозяйства, собственности, разделения труда, торговли, сущности и функций денег у Ксенофонта, Платона и Аристотеля.


2

Тема 3. Экономическая мысль Средневековья

Условия становления, особенности методологии и основные проблемы средневековой экономической мысли.

Западно-европейская средневековая экономическая мысль. Взгляды Ф. Аквинского на разделение труда, богатство, деньги, справедливую цену, торговую прибыль, процент.


2

Тема 4. Меркантилизм – экономическая мысль периода зарождения рыночных отношений

Особенности хозяйственной практики эпохи первоначального накопления капитала и их влияние на формирование концепции меркантилизма.

Первый опыт анализа рыночных отношений в трудах меркантилистов. Представители меркантилизма В. Стаффорд, Т. еем, А Монкретьен. Создание учения об источниках богатства страны и путях его умножения. Принципы меркантилизма. Два этапа развития меркантилистской теории: ранний и классический меркантилизм и их особенности. Протекционизм как практическое воплощение идей меркантилизма.

Вопросы государственного хозяйства и прибыли в «Трактате по политической экономии» А. Монкретьена. Кольбертизм во Франции. Содержание идей Дж. Локка и Р. Кантильона.



2

Тема 5. Зарождение классической политической экономии.

Экономические учения А. Смита и Д. Рикардо

Исторические условия и причины возникновения классической политической экономии. Методология и классификация экономических категорий. Этапы развития классической политической экономии.

Обоснование идей свободной торговли и предпринимательства. У. Петти – первый представитель классической школы. «Трактат о налогах и сборах». Определение стоимости товара, заработной платы, ренты, процента, цены. Теория денег и принципы налогообложения У. Петти. П. Буагильбер – основатель французской классической школы. Идеи о богатстве, деньгах, торговле и налогах. Теория стоимости и соотношение стоимости и цены.

Физиократия – первая целостная теоретическая концепция классической школы. Общая характеристика идей физиократов. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ – модель движения и воспроизводства общественного продукта. Развитие концепции физиократов в трудах А. Ж. Тюрго.

А. Смит и его роль в развитии экономической науки. «Исследование о природе и причинах богатства народов». Идеи либерализма, минимального вмешательства государства в экономику и «невидимая рука рынка». Основы теории стоимости, учение о цене и ценообразовании. Анализ разделения труда в мануфактуре. Теория заработной платы, денег и капитала. Принципы налогообложения. Экономическое учение Д. Рикардо.



2

Тема 6. Развитие западно-европейской экономической мысли в первой половине ХIХ века. Систематизация классической политической экономии

Вклад Ж. Б. Сэя в развитие классической политической экономии. Теория услуг. Учение о трех факторах производства. Трактовка стоимости и доходов основных классов общества. «Закон рынков» Ж. Б. Сэя – обоснование бескризисного развития рыночной экономики.

Концепции народонаселения, стоимости и реализации Т. Мальтуса. Водораздел экономической науки.

Работа Н. У Сениора «Очерки политической экономии как науки». Новый подход к трактовке предмета экономической теории. Постановка проблемы редкости и ограниченности ресурсов. Теория издержек производства. Теория распределения. Обоснование прибыли как предпринимательского дохода и процента. Разработка теории ренты. Фундаментальные идеи Н. У. Сениора: принцип ограниченности ресурсов, альтернативность затрат, постановка проблемы сбережений как основы развития рыночной экономики.

Новые методологические подходы к анализу экономики в работе Дж. С. Милля «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии». Предмет и метод. Теории доходов, распределения и обмена. Проблемы экономического роста и экономической политики государства. Функции государства и принципы налогообложения. Разработка проблем внешней торговли. Концепция социальной реформы Дж. С. Милля.

Общая характеристика и методология классической школы. Особенности методологии, подходов и содержание основных идей классической школы.




1

Тема 7. Марксистская школа

Общая характеристика марксистской школы. Анализ материального производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Учение об общественно-экономических формациях. Теория воспроизводства и экономических кризисов. Цена производства. Учение о двойственном характере труда и противоречиях товара. Теория капитала, прибавочной стоимости и эволюции форм стоимости. Сущность абсолютной и дифференциальной ренты.

Влияние марксистской школы на дальнейшее развитие экономической науки.


2

Тема 8. Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Социализм-утопизм

Общая характеристика альтернативных классической школе экономических направлений: экономического романтизма, утопического социализма и немецкой исторической школы (социально-исторического направления).

Основные идеи утопического социализма (Р. Оуэн, К. Сен-Симон, Ш. Фурье).


2

Тема 9. Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Историческая школа

Причины возникновения, этапы эволюции и методологические особенности немецкой исторической школы. Учение о национальной экономике. Учет влияния на экономический рост факторов социальной среды, национальных, географических и исторических особенностей. Критика каузального (причинно-следственного) метода классической школы. Значение немецкой исторической школы для развития экономической науки.




2

Тема 10. Становление и развитие неоклассического направления (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.).

Методология маржинализма как приоритетное применение функционального анализа, математического аппарата, предельных величин и системного подхода.

Предшественники маржинализма. А. О. Курно – родоначальник применения математических методов в экономической теории. Ж. Дюпюи и его методология предельного анализа. Законы Г. Г. Госсена и их значение для развития маржинальной теории. Законы предельного анализа экономической системы И. Г. Тюнена.

Субъективно-психологическое направление маржинализма. Разработка теории предельной полезности У. Джевонсом и представителями австрийской школы К. Менгером, Ф. Визером и Э. еем-Баверком.

Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса и ее значение для развития экономической теории.

Развитие концепции макроэкономического моделирования В. Парето. Сущность концепции «Оптимум Парето».

Систематизация маржинальных идей родоначальником кембриджской школы А. Маршаллом в работе «Принципы экономикс».

Д. Б. Кларк – основоположник американской школы маржинализма.



2

Тема 11. Зарождение и становление институционального направления в экономической науке

Историческая логика возникновения и истоки институциональной экономической теории. Принципы классической политэкономии, неоклассическая экономическая парадигма и возникновение институциональной теории.

«Старый» и «новый» институционализм, их представители и эволюция теории. Веблен, Митчелл, Коммонс.

Основные теории современного неоинституционализма. Теория трансакционных издержек. Теория прав собственности. Теория контрактов. Теория экономических организаций. Теория общественного выбора. Новая экономическая история.

Современный этап развития новой институциональной экономической теории.


2

Тема 12. Теории монополии и конкуренции в ХХ веке. Развитие неоклассического направления в ХХ веке.

Марксистские теории финансового капитала. Ленин, Гидьфердинг, Каутский.

Разработка теории благосостояния А. С. Пигу (рынок, обмен, занятость, зарплата, экономический цикл, налоги, государственное регулирование). Провалы рынка и внешние эффекты. Налог и эффект Пигу.

Теория монополистической конкуренции Э. Х. Чемберлина. Неценовые факторы дифференциации продукта, направления развития конкуренции и новая модель цены.

Модель несовершенной конкуренции Д. В. Робинсон. Ценовая дискриминация и ограничение эластичности спроса в условиях несовершенной конкуренции. Монополия и монопсония. Дилемма «эффективность или справедливость».

Теория экономической динамики, «производительная» теория кредита и теория эффективной конкуренции Й. А. Шумпетера.

Новая классическая школа как одно из направлений современной экономической мысли (Р. Лукас, Т. Сарджент, Р. Барро). Механизм формирования ожиданий и их роль в принятии экономических решений. Теория цикла на основе идеи неполной информации. Отношение к макроэкономической политике государства.


2

Тема 13. Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианская школа, неокейнсианская теория и посткейнсианство

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. как основная предпосылка возникновения теории государственного регулирования экономики. Шведская или стокгольмская школа. Виксель, Лундберг, Линдаль, Мюрдаль, Олин. Макроэкономический подход в «Общей теории занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса. Методологические принципы кейнсианской теории. Эффективный совокупный спрос и инструменты его достижения. Доктрины предпочтения ликвидности, склонности к потреблению и сбережению, нормы процента, эффективности капиталовложений. Мультипликатор инвестиций и его влияние на национальный доход. Меры государственного регулирования экономики.

Особенности методологии и основные представители неокейнсианства. Неокейнсианские теории экономического роста, инвестиционная теория, механизм мультипликатора-акселератора, антициклическая программа регулирования экономики и ее применение на практике.

Посткейнсианская теория и особенности подходов к регулированию экономических процессов, отличие от кейнсианской теории.




2

Тема 14. Неолиберальное направление в развитии экономической науки ХХ века

Содержание и основные принципы неолиберальной экономической теории и ее отличие от традиционного либерализма.

Фрайбургская школа неолиберализма. В. Ойкен о типах экономических систем. В. Репке и Л. Эрхард о роли государства в рыночной экономике. Концепция социального рыночного хозяйства В. Ойкена и Л. Эрхарда и ее применение на практике.

Экономические взгляды Ф. Хайека как представителя лондонской школы неолиберализма. Особенности методологии. Роль ожиданий в экономических процессах. Цены, конкуренция, рынок. Разработка проблем инфляции. Анализ воспроизводственного процесса, структурное равновесие производства.

М. Фридмен как представитель чикагской школы неолиберализма. Методология и содержание монетарной теории. Идея портфеля активов. Теория спроса на деньги и факторы, влияющие на него. Теория передаточного механизма и влияние изменения денежной массы на экономические переменные. Отношение к макроэкономической политике государства. Естественный уровень безработицы. Практическое применение монетарной концепции.


2

Тема 15. Научные открытия Нобелевских лауреатов по экономике

Характеристика основных направлений и этапов эволюции экономической мысли П. Самуэльсона в учебнике «Экономикс». Концепция неоклассического синтеза и ее научное значение. Основные современные версии неоклассического синтеза.

Метод прогнозного экономического анализа «затраты-выпуск» В. В. Леонтьева как основа усовершенствования межотраслевых балансов общественного продукта. Особенности методологии, математические модели в работе «Экономические эссе…».

Статическая и динамическая модели текущего и перспективного планирования и линейного программирования Л. В. Канторовича как оптимальный подход к использованию ресурсов.

Современные лауреаты Нобелевской премии по экономике, их научные открытия и вклад в развитие экономической науки.


2

Всего

30



Наименование тем и их содержание

Кол-

во

час.

1

2

Практические занятия

Тема 1. Предмет, метод, функции и структура истории экономических учений

1. Место и роль истории экономических учений в системе экономических дисциплин и в экономическом образовании.

2. Предмет истории экономических учений. Методология исследования.

3. Функции и задачи истории экономических учений.

4. Периодизация истории экономических учений и краткая характеристика основных этапов развития экономической науки.


1

Тема 2. Экономическая мысль Древнего мира

1. Экономические идеи Древнего Востока.

2. Причины систематизации экономических воззрений в древневосточных государствах.

3. Экономические взгляды древнегреческих философов 4 в. до н. э.



1

Тема 3. Экономическая мысль Средневековья

1. Условия становления, особенности методологии и основные проблемы средневековой экономической мысли.

2. Западно-европейская средневековая экономическая мысль.

3. Взгляды Ф. Аквинского на разделение труда, богатство, деньги, справедливую цену, торговую прибыль, процент.




1

Тема 4. Меркантилизм – экономическая мысль периода зарождения рыночных отношений

1. Особенности хозяйственной практики эпохи первоначального накопления капитала и их влияние на формирование концепции меркантилизма.

2. Первый опыт анализа рыночных отношений в трудах меркантилистов.

3. Представители меркантилизма В. Стаффорд, А Монкретьен.

4. Два этапа развития меркантилистской теории: ранний и классический меркантилизм и их особенности. Протекционизм как практическое воплощение идей меркантилизма.

5. Вопросы государственного хозяйства и прибыли в «Трактате по политической экономии» А. Монкретьена.

6. Содержание идей Дж. Локка и Р. Кантильона.


1

Тема 5. Зарождение классической политической экономии. Экономические учения А. Смита и Д. Рикардо

1. Исторические условия и причины возникновения классической политической экономии.

2. Этапы развития классической политической экономии.

3. Теория денег и принципы налогообложения У. Петти.

4. П. Буагильбер – основатель французской классической школы. Идеи о богатстве, деньгах, торговле и налогах. Теория стоимости и соотношение стоимости и цены.

5. Общая характеристика идей физиократов. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ – модель движения и воспроизводства общественного продукта. Развитие концепции физиократов в трудах А. Ж. Тюрго.

6. А. Смит и его роль в развитии экономической науки. «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономическое учение Д. Рикардо.


1

Тема 6. Развитие западно-европейской экономической мысли в первой половине ХIХ века. Систематизация классической политической экономии

1. Вклад Ж. Б. Сэя в развитие классической политической экономии. Теория услуг. Учение о трех факторах производства.

2. Концепции народонаселения, стоимости и реализации Т. Мальтуса.

3. Фундаментальные идеи Н. У. Сениора: принцип ограниченности ресурсов, альтернативность затрат, постановка проблемы сбережений как основы развития рыночной экономики.

4. Новые методологические подходы к анализу экономики в работе Дж. С. Милля «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии».


1

Тема 7. Марксистская школа

1. Общая характеристика марксистской школы.

2.Анализ материального производства в трудах К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала».

3. Теория капитала, прибавочной стоимости и эволюции форм стоимости. Сущность абсолютной и дифференциальной ренты.

4. Влияние марксистской школы на дальнейшее развитие экономической науки.


1

Тема 8. Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Социализм-утопизм

1. Общая характеристика альтернативных классической школе экономических направлений: экономического романтизма, утопического социализма и немецкой исторической школы (социально-исторического направления).

2. Основные идеи утопического социализма (Р. Оуэн, К. Сен-Симон, Ш. Фурье).


1

Тема 9. Альтернативные направления экономической мысли ХIХ века. Историческая школа

1. Причины возникновения, этапы эволюции и методологические особенности немецкой исторической школы.

2. Учение о национальной экономике. Учет влияния на экономический рост факторов социальной среды, национальных, географических и исторических особенностей.

3. Критика каузального (причинно-следственного) метода классической школы.

4. Значение немецкой исторической школы для развития экономической науки.


1

Тема 10. Становление и развитие неоклассического направления (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.).

1. Методология маржинализма как приоритетное применение функционального анализа, математического аппарата, предельных величин и системного подхода.

2. Предшественники маржинализма.

3. Субъективно-психологическое направление маржинализма.



1

Тема 11. Зарождение и становление институционального направления в экономической науке

1. Историческая логика возникновения и истоки институциональной экономической теории.

2. Принципы классической политэкономии, неоклассическая экономическая парадигма и возникновение институциональной теории.

3. «Старый» и «новый» институционализм, их представители и эволюция теории. Веблен, Митчелл, Коммонс.



1

Тема 12. Теории монополии и конкуренции в ХХ веке. Развитие неоклассического направления в ХХ веке.

1. Марксистские теории финансового капитала. Ленин, Гидьфердинг, Каутский.

2. Разработка теории благосостояния А. С. Пигу (рынок, обмен, занятость, зарплата, экономический цикл, налоги, государственное регулирование).

3. Теория монополистической конкуренции Э. Х. Чемберлина.

4. Модель несовершенной конкуренции Д. В. Робинсон.

5. Теория экономической динамики, «производительная» теория кредита и теория эффективной конкуренции Й. А. Шумпетера.



1

Тема 13. Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианская школа, неокейнсианская теория и посткейнсианство

1. Макроэкономический подход в «Общей теории занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса.

2. Особенности методологии и основные представители неокейнсианства.

3. Посткейнсианская теория и особенности подходов к регулированию экономических процессов, отличие от кейнсианской теории.



1

Тема 14. Неолиберальное направление в развитии экономической науки ХХ века

1. Содержание и основные принципы неолиберальной экономической теории и ее отличие от традиционного либерализма.

2. Фрайбургская школа неолиберализма.

3. Экономические взгляды Ф. Хайека как представителя лондонской школы неолиберализма.

4. М. Фридмен как представитель чикагской школы неолиберализма.


1

Тема 15. Научные открытия Нобелевских лауреатов по экономике

1. Характеристика основных направлений и этапов эволюции экономической мысли П. Самуэльсона в учебнике «Экономикс». Концепция неоклассического синтеза и ее научное значение. Основные современные версии неоклассического синтеза.

2. Метод прогнозного экономического анализа «затраты-выпуск» В. В. Леонтьева как основа усовершенствования межотраслевых балансов общественного продукта

3. Статическая и динамическая модели текущего и перспективного планирования и линейного программирования Л. В. Канторовича как оптимальный подход к использованию ресурсов.

4. Современные лауреаты Нобелевской премии по экономике, их научные открытия и вклад в развитие экономической науки.


1

Всего

15


5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

.



  1. Предмет и задачи курса «История экономических учений».

  2. Регламентация хозяйственной жизни в Вавилонии. Законы Хаммурапи.

  3. Экономические взгляды Конфуция и Лао-Цзы. Коллективный трактат «Гуань-Цзы».

  4. Экономические воззрения Каутильи в древнеиндийском трактате «Àртхашастра». Экономическая идеология Древней Греции и Древнего Рима

  5. Ксенофонт и его трактат «Домострой».

  6. Экономические воззрения Платона и его модель идеального государства

  7. Концепции Аристотеля об экономике и хрематистике.

  8. Хозяйственная организация латифундий в Древнем Риме (Катон, Варрон, Колумелла).

  9. Экономические идеи аграрного движения братьев Гракхов.

  10. Экономические воззрения Ибн Хальдуна.

  11. Экономические учения раннего Средневековья. «Салическая Правда»

  12. Экономическая мысль канонического права. Августин Блаженный и Фома Аквинский.

  13. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда». «Домострой». «Правительница Еразма».

  14. Социально-экономические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

  15. Особенности ранних меркантилистских доктрин. Концепция богатства и основ рыночных отношений.

  16. Поздний меркантилизм в воззрениях Т. Мена, Дж. Локка,Р. Кантильона, Дж. Ло, И.Б. Кольбера, А. Монкретьена.

  17. Экономические идеи меркантилизма в России. А.Л. Ордин-Нащекин, Ю. Крижанич, И. Посошков.

  18. Условия формирования и общая характеристика физиократизма.

  19. Концепция «естественного порядка»; учение о чистом продукте, производительном и бесплодном труде в работах Ф. Кенэ. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ.

  20. Трактовка стоимости, капитала, заработной платы и классов в работах А. Тюрго. Возникновение и развитие классической политической экономии

  21. Основные теоретические положения У. Петти. Его трактовка богатства, денег, стоимости, доходов, процента и цены земли.

  22. Возникновение «классической школы» во Франции. П. Буагильбер

  23. Общая характеристика экономических взглядов А. Смита. Учение о классах, разделении труда, обмене, деньгах, доходах, капитале и его структуре, воспроизводстве, прибыли, ренте.

  24. Система политэкономических взглядов Д. Рикардо.

  25. Т. Мальтус и его теория народонаселения.

  26. Ж-Б Сэй и его «Трактат политической экономии».

  27. «Основы политической экономии» Дж. Милля.

  28. Теория «воздержания» и «последнего часа» Н. Сениора.

  29. Критика идей классической школы в работах Ф. Бастиа.

  30. «Капитал» К. Маркса: предмет, цель и структура.

  31. Накопление капитала и его социально-экономические последствия.

  32. Торговый и ссудный капитал. Теория земельной ренты.

  33. Теория цикличности экономического развития при капитализме.

  34. Предпосылки возникновения, этапы развития, сущность и особенности маржинализма (Г. Госсен, А. Курно, Ж. Дюпюи).

  35. Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Визер, О. Бем-Баверк). Теории ценности, цены и процента на капитал.

  36. Теоретико-методологические особенности второго этапа маржинальной революции.

  37. Кембриджская школа. Теория спроса, предложения, цен и доходов А. Маршалла. Ценность произведенных благ.

  38. Американская школа маржинализма. Дж. Б. Кларк и его концепция «статики» и «динамики». Теория предельной производительности факторов производства и распределения доходов.

  39. Теория общего экономического равновесия Л. Вальраса. Оптимум Парето.

  40. Экономическая теория благосостояния А. Пигу.

  41. «Теория праздного класса» Т. Веблена.

  42. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.

  43. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла.

  44. Технологический детерминизм Дж. Гэлбрейта. Роль техноструктуры.

  45. Предпосылки возникновения теорий о действии рынка при нарушении условий свободной конкуренции.

  46. «Теория монополистической конкуренции» Э.Чемберлина. Ценообразование, дифференциация продукта, неценовые факторы, «избыток мощностей».

  47. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. Дилемма эффективности и справедливости. Теория монопсонии.

  48. Исторические условия возникновения кейнсианства. Необходимость государственного вмешательства в экономику.

  49. Кейнсианская теория цикла и экономического роста.Бюджетный и кредитно-денежный механизм регулирования национальной экономики. Теория мультипликатора и акселератора.

  50. Теории экономической динамики (Р. Харрод, Е. Домар).

  51. Теории цикла и антициклической политики (Э. Хансен).

  52. «Неоклассический синтез» (модель Хикса — Хансена).

  53. Посткейнсианство. Его идейные истоки, методологические подходы и основные проблемы исследований: проблемы распределения, ценообразования, экономической политики (Д. Тобин, П. Сраффа).

  54. Теория экономического развития Й. Шумпетера.

  55. Предшественники германского неолиберализма. М. Вебер. В. Зомбарт.

  56. Этапы формирования и методологические основы неолиберализма.

  57. Ф. Хайек и его философия экономической свободы. Концепция спонтанного порядка. Роль цен и конкуренции.

  58. Теория экономических порядков В. Ойкена. Принципы экономической политики.

  59. Реформы Л. Эрхарда в Германии в 1949 году. Роль неолиберализма в практике государственного регулирования экономики.

  60. Исходные положения монетаристской теории. Количественная теория денег М. Фридмана. Теория перманентного и номинального дохода. Спрос и предложение денег. Стабилизирующая роль денег.

  61. Экономическая политика монетаризма. Инструменты и методы регулирования. Анализ последствий политики монетаризма.

  62. Монетаризм в деятельности российских экономистов.

  63. М.И. Туган-Барановский. Вопросы теории циклов и кризисов. Зависимость между ценностью блага и его трудовой стоимостью. Природа кооперации и ее формы.

  64. В.И. Ленин и А.В. Чаянов о кооперации.

  65. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

  66. Л.Н. Юровский и А.А. Богданов. Проблема динамического равновесия и системный подход к изучению экономики.

  67. Л.В. Канторович: метод линейного программирования в распределении ресурсов.

  68. Метод «затраты — выпуск» В. Леонтьева. Балансовые методы анализа в экономике.


6. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ




Наименование учебной литературы

Кол-во

экземп.


Кол-во

студ-в


Проц

обесп.





Основная литература










1

Агапова И. И. История экономической мысли: Курс лекций. – М.: Тандем, Экмос, 2010.

1

1

100

2

Ядгаров Я. С. История экономических учений, 4-е изд., М., 2008.

1

1

100

3

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело-ЛТД, 1994.


1

1

100




Дополнительная литература










6

Костюк В. Н. История экономических учений: учебное пособие. – М.: Центр, 1998.


1

1

100

7

Большой экономический словарь.

Под ред. Н.А. Азрилияна. М: 1994



1

1

100

8

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег /Антология экономической классики. Т. 2., М., 1993.


1

1

100


7. ЛИТЕРАТУРА

7.1. ОСНОВНАЯ

  1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (История и современность): Курс лекций. – М.: Бек, 2006.

  2. Бартенев С. А. История экономических учений: Учебник. – М.: Юристъ, 2008.

  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.- М.: Дело-ЛТД, 1994.

  4. История экономических учений /под ред. Шмарловской Г. А., М., 2001.

  5. Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996-2008.

  6. Ядгаров Я. С. История экономических учений, 4-е изд., М., 2008.


7.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


  1. Агапова И. И. История экономической мысли: Курс лекций. – М.: Тандем, Экмос, 2010.

  2. Аникин А. В. Юность науки. М., 1985.

  3. Антология экономической классики. В 2-х т. М., 1991,1993.

  4. Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1975-1983.

  5. Артхашастра, или Наука политики. М., 1994.

  6. Архитектор макроэкономики: Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  7. Барр Р. Политэкономия. В 2-х т./Пер. с франц. - М.: Международные отношения, 1994.

  8. Бем-Баверк Э. Основы теории ценности хозяйственных благ /Австрийская школа в политической экономии. М., 1992.

  9. Бор М. З. История мировой экономики: Конспект лекций. – М.: Дело и Сервис, 1998.

  10. Буянов В. П., Михайлов Л. М., Колесников А. В. История экономических учений в структурно-логических схемах: Учебное пособие. – М.: МАЭП, 2000.

  11. Вальрас Л. Элементы чистой экономической теории. М., 1992.

  12. Вехи экономической мысли: В 3-х т. /Сост. и общ. ред. Гальперина В. М. – СПб: Экономическая школа, 1999.

  13. Визер Ф. Теория общественного хозяйства (фрагменты) /Австрийская школа в политической экономии. М., 1992.

  14. Всемирная история экономической мысли. В 6-ти т. - М.: МГУ, гл. ред. Черковец В. Н., М.: Мысль, 1987-1995.

  15. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1979.

  16. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. М.-Л., 1959.

  17. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.

  18. Зарицкий Б. Е. Людвиг Эрхард: Секреты «экономического чуда». – М.: Бек, 1997.

  19. Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. - М., 1980.

  20. История экономических учений: Современный этап: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  21. История экономических учений: Учебное пособие /Квасов А. С. – М.: МАЭП, 2001.

  22. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.

  23. История экономической мысли в России / под ред. Макаровой И. В., М., 1996.

  24. История экономической мысли. Курс лекций в 2-х ч./под ред. Удальцова И. Д. и Полянского Ф. Я., М.: МГУ, 1961.

  25. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег /Антология экономической классики. Т. 2., М., 1993.

  26. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М., 1960.

  27. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992.

  28. Классики кейнсианства. В 2-х т. Т. 1. К теории экономической динамики /Р. Харрод. Экономические циклы и национальный доход. Т. 1. Ч.1-2; Т. 2. Ч. 3-4 /Э. Хансен. М.: Экономика, 1997.

  29. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики /Избранные сочинения. М., 1993.

  30. Костюк В. Н. История экономических учений: учебное пособие. – М.: Центр, 1998.

  31. Левита Р. Я. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: МИЭПП, 1995.

  32. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М., 1990.

  33. Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения /антология экономической классики. Т.2. М., 1993.

  34. Маркс К. Капитал. В 3-х т./ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23-25

  35. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. М.: Прогресс, 1984.

  36. Менгер К. Основания политэкономии /Австрийская школа политэкономии. М.: Прогресс, 1988.

  37. Милль Дж. С. Основы политической экономии. М., 1980-1981. Т. 1-3.

  38. Негиши Т. История экономической теории. М., 1995.

  39. Ойкен В. Основы национальной экономии. М., 1996.

  40. Петти У. Трактат о налогах и сборах /Антология экономической классики. Т. 1. М., 1993.

  41. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния. Т. 1-2. М., 1985.

  42. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

  43. Рикардо Д. Собрание сочинений. СПб., 1908; М., 1955.

  44. Робинсон Д. В. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.

  45. Самуэльсон П. Экономикс. М., 1992-2000.

  46. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.

  47. Сперанский М. М. Проекты и записки. М.-Л., 1961.

  48. Сэй Ж. Б. Катехизис политической экономии или Краткое изложение о составлении, распределении и потреблении богатства в обществе. СПб., 1883.

  49. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997.

  50. Туган-Барановский М. И. К лучшему будущему. – М.: РОССПЭН, 1996.

  51. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии. – М.: РОССПЭН, 1998.

  52. Туган-Барановский М. И. Экономические очерки. – М.: РОССПЭН, 1998.

  53. Фридмен М. Количественная теория денег. – М., 1996.

  54. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки /THESIS, 1994. Т.2.Вып.4.

  55. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М., 1992.

  56. Хикс Дж. Стоимость и капитал. М., 1988, 1993.

  1. Хрестоматия по экономической теории /Сост. Е. Ф. Борисов. – М.: Юристъ, 1997.

  1. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. М., 1989.

  2. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М., 1996.

  3. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1996.

  4. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница