Программа дисциплины Деловая журналистика для направления 030600. 68 подготовки магистра для магистерской программы «Менеджмент в сми»




Скачать 111.16 Kb.
Дата09.05.2016
Размер111.16 Kb.
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Медиакоммуникаций



Программа дисциплины Деловая журналистика
для направления 030600.68 подготовки магистра

для магистерской программы «Менеджмент в СМИ»


Авторы программы:

Блинова М.В., к.ф.н., mblinova@hse.ru

Одобрена на заседании Департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» «___»____________ 2012 г.

Зав. Департаментом И.В. Кирия


Рекомендована секцией УМС «Журналистика»

«___»____________ 2012 г

Председатель С.А. Шомова
Утверждена УС факультета Медиакоммуникаций «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь А.А. Новикова ________________________

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.68 подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Деловая журналистика.

Программа разработана в соответствии с:

Стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 031300.68 Журналистика

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031300.68 Журналистика, утвержденным в 2012г.

1Цели освоения дисциплины


Цели освоения дисциплины «Деловая журналистика»:

  • Сформировать у студентов представления об основных понятиях и терминах деловой журналистики

  • Раскрыть содержание рынка деловых СМИ как отдельной отрасли медиаиндустрии

  • Изучить и проанализировать российский и зарубежный опыт функционирования системы деловых средств массовой информации.



2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции



























































































































3Место дисциплины в структуре образовательной программы



4Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Функции и типология деловой прессы.

2




2







2

Экономическая история деловых СМИ за рубежом

2




2







3

История появления и развития деловой прессы в России.

2




2







4

Ведущие мировые деловые СМИ и современность

2




2







5

Особенности современного Российского рынка деловых СМИ. Деловые и экономические издания в России

2




2







6

Агентства деловой и экономической информации

2




2










ИТОГО

12




12









5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры




1







Текущий

(неделя)


Доклады

*

Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

Доклады до 10 тыс. слов с презентациями

10-16 слайдов




Промежуточный

Экзамен

*

Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

Письменный тест

Итоговый

Экзамен

*

Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

Устный экзамен



5.1Критерии оценки знаний, навыков



Доклады № 1 (2, 3) предполагает подробное изучение и анализ одного из вопросов темы и ориентировано на:

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Промежуточный экзамен проводится в форме теста и ориентирован на:

Итоговый экзамен проверяет все компетенции по курсу и проводится преимущественно в устной форме в виде обсуждения проектов каждого из студентов по каждому из тем дисциплины.


5.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. При этом учитывается активность студентов на семинарах, участие в упражнениях, решениях кейсов, а также посещаемость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется


6Содержание дисциплины


Тема 1

часа


Функции и типология деловой прессы.

Характеристика, читательская аудитория, роль и функции деловой прессы. Сегментация рынка деловых изданий журнального типа. Деловая журналистика в Интернете.



Тема 2

часа


Экономическая история деловых СМИ за рубежом.
Роль городов, роль банков, создание информационных сетей. Формирование финансовых институтов и их роль в развитии прессы.

Коммерциализация информационной системы и первые экономические дискуссии. Новостные листки деловой информации в Италии и Германии(«Fuggerzeitungen»). Реклама в 16-19 столетиях, появление рекламных изданий. Биржи и деловая пресса в Англии и Голландии. Изобретения Эдисона («биржевой тиккер»), предпринимательский опыт Белла и Маркони. Зарождение и развитие деловой прессы в США (19-первая половина 20 вв.).



Тема 3

часа


Ведущие мировые деловые СМИ и современность.
Типологические особенности изданий, специфика, распространение. Концентрация на рынке деловой прессы.

Газеты Wall Street Journal, Financial Times

Деловые журналы Fortune, Forbes, Business week. Популярный британский деловой журнал Economist

Бум деловой прессы в Японии. Вестник деловой информации Nikkei и другие современные деловые издания.



Тема 4

часа


История появления и развития деловой прессы в России.
Российская финансово-экономическая пресса в 18-19 вв. Этапы развития современных российских деловых СМИ и их отличительные особенности.

Тема 5

часа


Особенности современного Российского рынка деловых СМИ. Деловые и экономические издания в России.
Типология деловых СМИ в России. Специализированные каналы и программы ТВ, радио, (РБК ТВ, Business FM и др.) деловые СМИ в рунете.

Деловые издания ИД «Коммерсантъ»

Издательская группа «Эксперт»

Газеты: «Бизнес», «Ведомости», «РБК Daily»,

Еженедельники: «Итоги», «Профиль», «Компания», «Секрет фирмы», «Smart Money», «Экономика и жизнь» и др.

Ежемесячный специализированный журнал «Коммерческий директор», русская версия Forbes, журнал РБК и.др.



Тема 6

часов


Агентства деловой и экономической информации

Империя Майкла Блумберга (Bloomberg), Reuters, Extel (Exchange Telegraph),



РБК.

Рынок коммерческой статистической информации: деятельность компаний Moody's, S&P, агентство Fitch IBKA.








7Образовательные технологии


В рамках курса должен быть сделан упор на преподавание методом разбора конкретных кейсов, ситуаций, проведения групповых презентаций или группового решения кейсов, групповых и индивидуальных сценарных упражнений.

В последнем разделе курса может требоваться применение компьютерных технологий по нормативу не более 2 студентов на 1 компьютер. На компьютерах должна быть установлена программа Microsoft Excel.



8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Дайте определение понятию «деловая журналистика».

  2. Что такое «деловые СМИ»?

  3. В чем заключаются роль и функции деловой прессы?

  4. Каковы особенности деловой журналистики в Интернете?

  5. Типология бизнес-прессы.

  6. Типология деловых изданий журнального типа.

  7. Биржи и деловая пресса в Англии и Голландии.

  8. Роль финансовых институтов в развитии прессы.

  9. История появления и развития деловой прессы в России.

  10. Рекламная пресса как тип делового издания 18-19 вв.

  11. Назовите основные моменты в зарождении и развитии деловой прессы в США.

  12. Охарактеризуйте рынок деловой прессы современной Японии.

  13. Каковы типологические особенности газеты Wall Street Journal?

  14. Fortune как деловой журнал.

  15. Forbes как деловое издание.

  16. Деловой еженедельник Business week.

  17. Своеобразие и популярность делового журнала Economist.

  18. Брэнд Financial Times.

  19. Агентства деловой и экономической информации.

  20. Дайте характеристику современным деловым СМИ в России.

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


Деловая журналистика: учебное пособие п/р А. Вырковского. М.: Медиамир, 2012

9.2Основная литература


  1. Блинова М.В. Россия-Япония: обзор деловых рынков СМИ//Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник - 2007. М., 2008.

  2. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПб., 2001.

  3. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. М., 2000.

  4. Голикова Л. Типология деловых журналов// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2007. № 11.

  5. Грабельников А. А. Виды деловой прессы России. // Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999.

  6. Кулев В.С. Деловая пресса России : учеб. пособие. - М., 1996.

  7. Лейхифф Дж., Пенроуз Д.М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки. СПб, 2001.

  8. Мельник Г., Виноградова С. Деловая журналистика. 2010.

  9. Мордовская Е.И. Деловое издание в системе периодической печати. М., 2004. Автореферат диссертации.

  10. Мурзин Д.А. Очерк типологии деловой прессы//Вестник МГУ. Серия Журналистика. № 2. 2003. С. 64-75.

  11. Оуэн Б. СМИ как индустрия: экономические основы массовых коммуникаций//Право на свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии. М., 2005.

  12. Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе.

  13. Покровская Е.А. Бизнес-коммуникации. М., 2006.

  14. Российский рынок периодической печати, 2007 г.:состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентсва по печати и массовым коммуникациям. Москва, май 2007.

  15. Сеферова М.В. Японская журналистика в ХХ столетии. Учебно-методическое пособие. М., 2001.

  16. Средства массовой информации России. П/р. Проф. Я.Н. Засурского. М., 2005.

  17. Тангейт М. Медиагиганты. М., 2006

  18. Типология периодической печати: проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1995.

  19. Angel Arrese. Economic and Financial Press. From the Beginnings to the First Oil Crisis. Pamplona, 2001.

  20. Greco A. Business journalism: Business notes and cases. – NY, 1988.



9.3Дополнительная литература


  1. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М., 2002

  2. Блинова М.В. СМИ в Японии: медиабизнес, традиции, культура. М.: МедиМир, 2008.

  3. Блинова М.В. Деловые СМИ на современном медиарынке России// Материалы научно-практической конференции. М., 2008.

  4. Бочаров А., Шостак М., Калашникова Л. Журнальная периодика России. М., 1996.

  5. Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России//Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ, 2007.

  6. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. М., 2001.

  7. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л. Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005 (2006)

  8. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001

  9. История «Бонниер Бизнес Пресс» www.bonnierrussia.ru/rus/story

  10. Кравцов В.В. Рынок информации и деловая пресса России//Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 3.

  11. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000. М., 2002.

  12. Мифаева Ю. Такие разные Форбсы//Компания. 01.03.2000.

  13. Моисеева О.М. Кризис доверия к деловой прессе и пути его преодоления

www.amr.ru/research/analit/detail.php?ID=3278

  1. Минашин Н. Человек-терминал//РБК. Февраль, 2007.

  2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999.

  3. «Рыцари пера и скандала»// «Коммерсант-Деньги». 27.01.2003

  4. Страгис Ю.П. История экономики. – М., 2007.

  5. Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М., 2007

  6. Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества// Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2003. № 2.

  7. Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник под редакцией Е. Вартановой. Москва, 2007.

  8. Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник под редакцией Е. Вартановой. Москва, 2008.

  9. Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник под редакцией Е. Вартановой. Москва, 2009.

  10. Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник под редакцией Е. Вартановой. Москва, 2010.

  11. Grunwald E. The business press editor. – NY, 1988.

  12. Forsyth D. The Business Press in America. – Philadelphia, 1964.

  13. Roush C. Profits and Losses: Business Journalism and It’s Role in Society. – Oak Park, 2006



9.4Справочники, словари, энциклопедии


  1. Энциклопедия мировой индустрии СМИ, под ред. Вартановой Е. Л., М.: Аспект-Пресс, 2013.

9.5Электронные ресурсы


  1. Официальный сайт Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям www.fapmc.ru

  1. Сайт «Медиа-атлас» www.mediatlas.ru

  2. Сайт www.sostav.ru (новости маркетинга, рекламы, PR)

  3. Сайт Гильдии издателей периодической печати www.gipp.ru

9.6Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

Microsoft Excel



10Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения всех занятий используется проектор и компьютер для проекции слайдов. Для отдельных занятий по блоку «финансовое управление» может требоваться компьютерный класс с программой Excel, установленной на компьютерах.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница