Проект раздела стратегии социально-экономического развития Иркутской области «Факторный анализ социально-экономической ситуации в Иркутской области»




Скачать 489.71 Kb.
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер489.71 Kb.
  1   2   3
Приложение
Проект раздела стратегии социально-экономического развития Иркутской области

«Факторный анализ социально-экономической ситуации в Иркутской области»


Сфера деятельности

Факторы, сдерживающие развитие

Факторы, способствующие развитию

Направления развития

Механизмы реализации

Стратегическая цель

Повышение уровня и качества жизни населения



Стратегическая задача 1

Социальное развитие



Развитие образования

Слабые стороны:

  1. Недостаточный рост уровня качества образования.

  2. Недостаточная эффективность кадровой политики.

  3. Недостаточная эффективность использования имеющихся ресурсов (материально-технических, информационно-технических, финансовых).

  4. Вследствие отдаленности населенных пунктов сохраняется большое количество малокомплектных школ.


Угрозы:

1. Модернизация учебно-материальной базы учреждений СПО отстает от темпов переоснащения производства и обновления технологий

2. Неблагоприятная демографическая ситуация влияет на снижение количества выпускников образовательных учреждений и определяет дефицит трудовых кадров


Сильные стороны:

  1. Высокий уровень квалификации педагогических работников.

  2. Научно-методическое обеспечение развития образования.


Возможности:

1. Производственная специализация экономики Иркутской области, возрастающая доля сферы услуг обеспечивают востребованность выпускников системы СПО на рынке труда



2. Совершенствование институционально-правового механизма привлечения работодателей к совместному решению проблем подготовки кадров

  1. Создание условий для обеспечения высокого качества подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

  2. Обеспечение доступности современного качественного дошкольного, общего и дополнительного образования.

  3. Обеспечение организационных, информационных и научно-методических условий предоставления образования.




Развитие здравоохранения

Слабые стороны:

  1. Необходимость содержания неэффективных и слабооснащенных малых медицинских учреждений не укомплектованных специалистами с высшим медицинским образованием (амбулатории, участковые больницы) в отдаленных населенных пунктах области.

  2. Отток медицинских работников (врачей, среднего медицинского персонала), а также «старение» врачебного персонала.

  3. Слабое материально-техническое развитие медицинских организаций, не участвующих в системе ОМС, занимающихся лечением социально-значимых заболеваний.

  4. Недостаточное развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи в области.

Угрозы:

  1. Наличие оттока кадров из отрасли вследствие низкой социальной защищенности и отсутствия развитой социальной инфраструктуры в сельской местности и в малых городах.

  2. Снижение доступности медицинской помощи в силу административно-территориального деления области




Сильные стороны:

  1. Сформирована единая государственная система здравоохранения Иркутской области.

  2. Осуществлен переход здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование

  3. Наличие высококвалифицированного медицинского персонала и современных медицинских технологий.

  4. Укрепление позиций здравоохранения региона в сфере охраны материнства и детства, кардиохирургии, онкологии, гнойной хирургии, трансплантологии (почки).

  5. Сформирована система оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи.

Возможности:

  1. Формирование медицинских кластеров на основе механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность здравоохранения.




  1. Расширение первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе с расширением диспансеризации, профилактических программ и повышения их качества, улучшением условий работы медицинских работников, развитием диагностической, патронажной и реабилитационной служб.

  2. Расширение сети дневных стационаров с активным внедрением стационарзамещающих технологий, совершенствование неотложной, скорой медицинской помощи, обеспечивающей своевременность и качество медицинских мероприятий при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

  3. Совершенствование оказание специализированной медицинской помощи, в том числе по социально-значимым направлениям.

  4. Увеличение доли высокотехнологичной медицинской помощи в общей структур оказания медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях.

  5. Развитие системы медицинской реабилитации, а также системы паллиативной медицинской помощи населению, в том числе детям.

  6. Развитие информатизации, путем внедрения медицинской электронной информационной системы, личного кабинета пациента, рабочего места врача и медицинской сестры.

  7. Усовершенствование системы непрерывного медицинского образования, в том числе дистанционного.

  8. Совершенствование системы лекарственного обеспечения населения.

  1. Реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи.

  2. Развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении.




Развитие физической культуры и спорта

Слабые стороны:

1. Слабо развитая спортивная инфраструктура на большей части территории области.

2. Недостаточное количество современных спортивных сооружений.

3. Удаленность большей части территорий от областного центра.

4. Старение тренерско-преподавательского состава.

5. Низкий уровень доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения.

6. Отсутствие современных специализированных спортивных объектов и учреждений для занятий адаптивным спортом.

Угрозы:

1. Возрастающие требования к состоянию спортивных сооружений для обеспечения высокого качества учебно-тренировочного процесса.

2. Большое количество дотационных территорий и, как следствие, недостаточный уровень финансирования физической культуры и спорта.

3. Старение тренерских кадров, недостаточное количество молодых специалистов и, как следствие, отсутствие преемственности и утеря традиций

.4. Рост ко нкуренции в спорте высших достижений со стороны регионов-соседей и ведущих регионов страны.

5. Сокращение количества спортсменов Иркутской области – участников межрегиональных, всероссийских и международных соревнований в связи с большой удаленностью региона от федерального центра и ростом транспортных расходов.



Сильные стороны:

1. Наличие центров развития спорта и специализированных спортивных объектов в крупных муниципальных образованиях.

2. Богатые спортивные традиции.

3. Наличие квалифицированного тренерско-преподавательского состава.

4. Наличие спортсменов высокого класса.

5. Достаточно развитая сеть детско-юношеских спортивных школ.

6. Наличие высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Возможности:

1. Развитие базовых приоритетных для Иркутской области видов спорта, в т.ч. спортивного резерва с привлечением федерального софинансирования.

2. Интеграция с АТР – позиционирование Иркутской области как места подготовки сборных команд Российской Федерации к таким соревнованиям и формирование соответствующей спортивной инфраструктуры.


  1. Создание условий для занятий физической культурой и спортом

  2. Развитие спорта высших

  3. Повышение мотивации и создания условий для самостоятельных занятий населением.

  4. Подготовка квалифицированных кадров.

1. Строительство федеральных и региональных центров спортивной подготовки с привлечением средств федерального бюджета.

2. Реализация в Иркутской области ГТО.

3. Организация межведомственного взаимодействия по созданию условий для занятий физической культурой и спортом самых широких слоев населения, в т.ч. инвалидов.


Развитие культуры

Слабые стороны

1. Удаленность области от крупнейших российских и международных культурных центров, следствием которой является затрудненность и высокая стоимость непосредственного культурного взаимодействия.

2. Низкая концентрация населения в крупных городских округах

3. Неразвитость кадрового потенциала, нехватка специалистов высокой квалификации как непосредственно занимающихся созданием и распространением культурных ценностей, так и среди руководителей органов управления и учреждений культуры.

4. Недостаточность материальной базы, в том числе современного концертного зала в г. Иркутске, нового помещения для Иркутского театрального училища, фондохранилища для государственных музеев Иркутской области, здания государственного архива, современных зданий для муниципальных библиотек, музеев, культурно-досуговых учреждений.

5. Отсутствие высшего учебного заведения в сфере культуры и искусства, что вынуждает одаренных детей и талантливую молодежь мигрировать в другие регионы России.



Угрозы

1. Износ основных фондов учреждений культуры.

2. Сокращение сети учреждений культуры и соответственно объемов услуг сферы культуры для населения.

3. Безвозвратное разрушение памятников истории и культуры, музейных предметов и коллекций

4. Снижение уровня посещаемости учреждений сферы культуры.

5. Опережающие темпы развития сферы культуры в регионах Сибири, способствующие оттоку кадров из области и превращению в культурную провинцию Сибири.



Сильные стороны

1. Богатое историко-культурное наследие. Наличие уникальных исторических и природных памятников и территорий, способствующих развитию культурно-познавательного туризма, а также привлекательности г. Иркутска как площадки реализации международных и общероссийских культурных проектов.

2.Высокоразвитое профессиональное искусство со сложившейся инфраструктурой и системой творческих организаций по всем основным видам жанрам и видам искусства.

3. Развитая сеть областных государственных и муниципальных учреждений культуры

. Возможности

1. Интенсификация культурного взаимодействия со странами АТР, открытие российской культуры для жителей стран АТР через использование сферы культуры Иркутской области.

2. Наличие «свободных ниш» в культурном пространстве Сибири для реализации крупных межрегиональных и международных проектов в сфере театрального, музыкального искусства, кинематографии


1.Государственная поддержка культурной деятельности и архивного дела бюджетам муниципальных образований Иркутской области.

2. Обеспечение роста доступности и качества услуг сферы культуры.

3. Обеспечение условий для раскрытия жителями Иркутской области своего творческого потенциала, реализации инициатив в сфере культурной деятельности.


1.Укрепление материальной базы муниципальных учреждений культуры за счет средств федерального и областного бюджета, механизмов государственно-частного партнерства.

2. Оказание мер государственной поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим культурную деятельность, творческим работникам, индивидуальным предпринимателям.

3. Оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям для реализации проектов в сфере культурной деятельности.


Молодежная политика

Слабые стороны:

1. Низкая обеспеченность жильем молодежи.

2. Высокий уровень безработицы молодежи.

3. Кризис института семьи и брака.

4. Низкий уровень социо-культурной инфраструктуры региона и как следствие, рост таких социально-негативных явлений, как наркомания, алкоголизм, преступность и другие девиантные формы поведения молодежи.

5. Относительная изоляция молодежи, проживающих в труднодоступных территориях региона.

6. Сокращение численности молодых людей, что ведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов Иркутской области, росту нагрузки на трудоспособное население и систему здравоохранения, снижению научного, творческого, культурного потенциалов.
Угрозы:

1. Нивелирование моральных ценностей у молодежи в связи с присутствием в информационном пространстве негативной информации.

2. Нарастание у молодых людей эмоционально-психологической тревожности, стресса, агрессивного неадекватного поведения, низкой самооценки, неготовности, неумения преодолеть проблемы в различных жизненных ситуациях, и как следствие, маргинализация сознания (в.ч. экстремизм).

3. Сокращение численности молодого населения в сочетании с высоким миграционным оттоком может привести к критическому ухудшению социально-экономической ситуации в регионе, особенно в сельской местности.



Сильные стороны:

1. Высокий уровень образованности молодежи.

2. Концентрация большей части молодежи в относительно благополучных для проживания частях региона.

3. Наличие большого количества ВУЗов и СУЗов.


Возможности:

1. Возможность развития индустрии отдыха и оздоровления для молодежи в Иркутской области за счет наличия уникального природного объекта озера Байкал.

2. Возможность привлечения средств федерального бюджета на софинансирование предоставления молодым семьям Иркутской области социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

3. Создание условий для привлечения к деятельности в сфере дополнительного образования молодых специалистов, индивидуальных предпринимателей, волонтеров, представителей студенчества, науки и образовательных организаций высшего образования

4. Расширение практики системных научных исследований по проблемам молодежи.


  1. Формирование системы ценностей, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, , а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений.

  2. Поддержка деятельности молодежных общественных объединений и организаций

  3. Развитие площадок способствующих самореализации молодежи.



  4. Создание благоприятных условий, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей.

  5. Формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями.

1. Создание консультативных, совещательных и координационных органов по вопросам государственной молодежной политики.

2. Разработка и внедрение просветительских программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны.

3. Развитие системы льгот и субсидий для молодых семей при получении ипотечных кредитов и системы социального найма жилья для молодых семей, а также предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья, выделение земельных участков для индивидуального строительства на льготных условиях.

4. Поддержка социально незащищенных молодых граждан.

5. Развитие профильных студенческих отрядов.


Социальная поддержка населения

Слабые стороны:

1. Недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания населения.

2. Низкий уровень доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Угрозы:

1. Постоянный рост числа граждан, нуждающихся в поддержке со стороны государства.



Сильные стороны:

1. Наличие единого органа управления в области социальной защиты населения

2. Предоставление 93 мер социальной поддержки различным категориям граждан в рамках федерального и областного законодательства.

3. Внедрение информационной автоматизированной системы «Электронный социальный регистр населения Иркутской области».

4. Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.
Возможности:

1. Контроль за качеством социальных услуг, мер социальной поддержки, предоставляемых населению.

2. Единая технология назначения и выплаты мер социальной поддержки.

3. Возможность создания отдельных структурных подразделений по работе с клиентами (клиентских служб) и обслуживание в режиме «одного окна».

4. Создание единой нормативной правовой базы в сфере опеки и попечительства.

5. Обеспечение максимальной доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.



  1. Совершенствование системы предоставления мер социальной поддержки для усиления адресной поддержки граждан с учетом адресности.

  2. Упрощение административных процедур предоставления мер социальной поддержки.

  3. Увеличение доли детей-сирот, переданных на семейные формы устройства и как следствие сокращение количества государственных организаций, в которых воспитываются дети-сироты.

  4. Обеспечение детей, проживающих в Иркутской области качественным и безопасным отдыхом, развитие новых форм оздоровления и отдыха детей.

  5. Повышение доступности и качества предоставления социальных услуг населению.

  6. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Иркутской области, преодоление социальной разобщенности в обществе.

1. Системный анализ эффективности мер социальной поддержки, который позволяет усилить адресный подход их предоставления и обеспечить получение помощи гражданам, реально в ней нуждающимся.

2. Реализация мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, в том числе за счет привлечения субсидии Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Проведение среди населения информационных кампаний по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Развитие технологии «Доступная социальная помощь».

5. Реализация мероприятий мероприятий по созданию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

6. Оценка эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.



Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области

Слабые стороны:

1. Деструктивное влияние современных миграционных процессов на состояние межнациональных отношений в Иркутской области

2. Ассимиляция бурятского народа 3. Отдаленность территорий традиционного природопользования представителей коренных малочисленных народов, низкий уровень инфраструктуры мест их традиционного пребывания приводит к снижению численности КМН, уровня их жизни.
Угрозы:


  1. Угроза полной ассимиляции бурятского этноса, потеря этнической самобытности по причине лишения в течение нескольких десятилетий возможности реализации своих национальных интересов.

  2. Угроза возникновения конфликтных ситуаций на почве роста националистических проявлений бурятского этноса по созданию территориальной национальной автономии.

  3. Рост вероятности возникновения в регионе конфликтов между коренными жителями и трудовыми мигрантами разной национальности.

Сильные стороны:

1. Высокий уровень толерантности. Отсутствие видимых резких социальных границ, высокий образовательный уровень коренных народов (русских, бурят) обеспечивают, в целом, бесконфликтное формирование единого регионального сообщества. 2. Отдаленность от столицы способствует медленному распространению реакционных настроений в обществе.

3. Государственная политика в сфере межнациональных отношений, сохранения национальной самобытности, укрепления российской государственности в Иркутской области

4. Демократизация российского общества позволяющая бурятам, проживающим вне автономий, актуализировать вопросы национальной самоидентификации, сохранения языкового и культурного многообразия

5. Высокая доля граждан, испытывающих гордость своей национальности.

6. Более половины населения региона (57.6%) положительно оценивают состояние межэтнических отношений



Возможности:

1. Высокая доля удовлетворенных реализацией этнокультурных прав, превышающая число неудовлетворенных в 4,4 раза (66% и 15% соответственно) позволяет формировать комплексы мер этнокультурного развития региона, направленные на создание условий для социально-культурного развития региона, формирование культуры межнационального общения, социо-культурной адаптации мигрантов.

2. Повышение уровня и качества жизни КМН, усиление их социальной роли позволит обеспечить гарантии прав КМН, включая поддержку их социально-экономического и культурного развития путем реализации комплексапрограммных мер поддержки коренных малочисленных народов.

3. Комплексный подход в деятельности органов государственной власти Иркутской области позволяет эффективно реализовывать мероприятия по сохранению и поддержанию высокого уровня толерантного отношения к представителям различных национальностей в многонациональной и многоконфессиональной Иркутской области.



  1. Гармонизация межэтнических отношений в Иркутской области.

  2. Укрепление гражданской идентичности.

  3. Уважение к историческому наследию и культурным ценностям народов России.

  4. Обеспечение защиты прав и свобод граждан, внедрение в социальную практику установок толерантного сознания, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности, предупреждение ксенофобных проявлений.

  5. Эффективная межкультурная коммуникация представителей общественных, национально-культурных и религиозных организаций на благо многонациональной и многоконфессиональной Иркутской области.

  6. Реализация социально значимых проектов по решению социально-культурных вопросов региона.

1. Совместная работа органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в целях обеспечения межнационального и межконфессионального мира и согласия, удовлетворения национально-культурных потребностей населения региона, налаживание диалога с институтами гражданского общества.

2. Взаимодействие представителей национально-культурных и религиозных объединений в рамках деятельности общественных советов по вопросам гармонизации межэтнических отношений

3. Реализация государственной политики, направленной на создание условий для социально-культурного развития региона, согласование общегосударственных интересов и интересов представителей различных этнических общностей, проживающих на территории области, формирование культуры межнационального общения, социокультурной адаптации мигрантов.

4. Мониторинг состояния межэтнических отношений.

5. Реализация социально значимых проектов по решению социально-культурных вопросов региона.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница