Проблемы внедрения базеля: международный опыт




Скачать 91.77 Kb.
Дата06.05.2016
Размер91.77 Kb.
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ БАЗЕЛЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF BASEL: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE. FORMATION OF THE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL
Иванова О.Ю.

аспирантка ФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

Научный руководитель: д.э.н., проф. Курныкина О.В.


Аннотация. Данное исследование посвящено основным проблемам формирования системы внутреннего контроля в кредитных организациях России в условиях внедрения требований Базельского комитета по банковскому надзору. Проблемы реализации контрольных механизмов рассмотрены под призмой необходимости выполнения базельских принципов в части формирования моделей оценки рисков, основанной на внутренних рейтингах. Также в работе представлены основные пути решения указанных проблем.

Ключевые слова: Базельский комитета по банковскому надзору, система внутреннего контроля, манипулирование данными, качество данных, распределение ответственности, независимость, недостаточность статистических данных.

Abstract. This article is devoted to the main problems of formation of the system of internal control in the credit organizations of Russia in the conditions of introduction of requirements of Basel Committee on Banking Supervision. Problems of realization of the control mechanisms are considered under a prism of need of performance of the Basel principles regarding formation of the models of an assessment of the risks based on internal ratings. Also the main solutions of the specified problems are presented in the article.

Keywords: Basel Committee on Banking Supervision, system of internal control, manipulation data, quality of data, responsibility distribution, independence, insufficiency of statistical data.

Интеграция России в мировое сообщество предъявляет новые требования к вопросам организации и управления бизнесом, делая упор на решении задач по повышению эффективности и надежности функционирования хозяйствующих субъектов, обеспечению их конкурентоспособности. В свете постоянно изменяющихся рыночных условий, а также событий мирового финансового кризиса стало очевидным, что банковская система нуждается в глобальных структурных преобразованиях.

Требования Базельского комитета по банковскому надзору является новым этапом в развитии контроля над банковскими системами. Цель указанных положений - повышение степени устойчивости и финансовой стабильности банков всего мира. Внедрение базельских требований является серьезным шагом в формировании абсолютно новой системы контроля банков, поэтому вопрос влияния требований Базельского комитета на развитие банковских систем является столько актуальным.

Формирование рейтинговой модели для оценки рисков, как один из основных этапов реализации Базеля, влечет за собой существенные преобразования в бизнес-процессах банков. Не является исключением и система внутреннего контроля. Подразделение внутреннего контроля (аудита), или иное подразделение банка, выполняющее аналогичные функции, осуществляет проверки рейтинговых систем и качество выполняемых ими функций (включая операции кредитования), а также оценок параметров риска. Одной из главных целей такой проверки является оценка соответствия банка всем применимым минимальным требованиям.

Рейтинговая система должна располагать встроенными процедурами контроля качества данных, используемых в процессе определения рейтинга, такие как проверка на корректность форматов данных, перекрестная проверка соответствия вводимых данных, включая корректность данных бухгалтерской отчетности заемщика (например, соответствие между данными актива и пассива бухгалтерского баланса и данными отчета о прибылях и убытках), и др.

Подразделение внутреннего аудита (контроля) банка, являясь важнейшим участником системы внутреннего контроля, должно осуществлять проверку процессов разработки, внедрения и самовалидации рейтинговых моделей на регулярной основе. Во внутренних документах банка должны содержаться сведения о порядке, формате и периодичности составления внутренним аудитом отчетов о результатах самовалидации рейтинговых систем. Результаты проверки должны фиксироваться и доводиться до сведения руководства банка и ответственных подразделений с указанием, в случае необходимости, рекомендаций и сроков их исполнения.

Однако при формировании рейтинговой модели может возникнуть ряд проблем. Рассмотрим основные проблемы формирования системы внутреннего контроля и пути их решения в российских банках при внедрения требований Базельского комитета по банковскому надзору.

1. Проблема: качество данных при формировании системы рейтинговых моделей.

Решение: Банк самостоятельно разрабатывает, внедряет и соблюдает внутренние процедуры и правила анализа качества данных. Качество данных предполагает, что они являются достоверными, полными и актуальными по времени их поступления и использования. Данные должны соответствовать сегменту, для которого предполагается их применять.

В связи с этим при применении процедур очистки данных, полученных из ИТ-систем банк руководствуется следующими принципами:



  • обоснованность и целесообразность (корректировка данных применяется только в том случае, если исключение этих данных из рассмотрения привнесет большую неопределенность в результат, нежели использование скорректированных данных);

  • согласованность и непротиворечивость (если определенный элемент корректируется в одном наборе данных, то аналогичные корректировки применяются и к другим наборам данных);

  • определенность, документация и воспроизводимость (необходимо, чтобы корректировки были понятными и прозрачными механизмами/преобразованиями).

2. Проблема: недостаточность данных статистики в России для формирования рейтинговых моделей.

Решение: Модели оценки вероятности дефолта, приобретенные у внешних поставщиков, могут применяться банком при их соответствии минимальным требованиям, приведенным в данном документе, и наличия документации, достаточно полно описывающей структуру модели.

Банк должен применять модели, разработанные внешними поставщиками при выполнении следующих условий:



  • в случае если модели разработаны на основании собственных статистических данных банка, все этапы построения модели и принципы ее работы отражаются во внутренней документации к модели, что проверяется в процессе самовалидации модели;

  • в случае если модель построена с использованием внешних данных, в дополнение к предыдущему пункту при самовалидации проводится проверка репрезентативности внешних данных применительно к соответствующим активам банка.

3. Проблема: манипулирование данными при внесении изменений в алгоритм построения рейтинговых моделей

Решение: Процесс разработки рейтинговых моделей отражается во внутренней документации банка. Документация включает описание используемого математического аппарата, а также (если применимо) описание:

  • логики влияния государства и группы;

  • предупреждающих сигналов;

  • экспертной корректировки рейтинга;

  • выборок данных;

  • методов однофакторного и многофакторного анализа;

  • калибровки модели;

  • описание окончательной модели.

Во избежание превышения полномочий сотрудниками банка при внесении изменений в рейтинговые модели доступ к документации к рейтинговым моделям должен ограничиваться таким образом, чтобы исключить возможность манипулирования значениями факторов модели и итоговыми рейтингами со стороны кредитующих подразделений. Утвержденная внутренняя документация по структуре рейтинговой модели, должна давать полное и достоверное представление о следующих аспектах:

  • структура рейтинговой модели;

  • структура и источники входных и выходных данных;

  • допущения модели оценки риска;

  • алгоритм преобразования входных данных в выходные;

  • результаты самовалидации модели.

4. Проблема: манипулирование данными при корректировке рейтинга в модели

Решение: Во внутренних документах банка необходимо предусмотреть возможность корректировки рейтинга. Процесс корректировки должен надлежащим образом регламентироваться, а в банке должны быть внедрены процедуры контроля этого процесса.

В связи с этим банк в своих внутренних документах определяет случаи, при которых экспертное суждение может повлечь за собой изменение входных и выходных параметров рейтингового процесса, а также персональную ответственность за утверждение решения, принятого на основании экспертного суждения, повлекшего за собой указанные изменения. Банк контролирует состояние активов, в отношении которых были допущены подобные отступления от общих правил при присвоении рейтинга.

Порядок осуществления корректировки рейтинга должен учитывать различные интересы подразделений банка, задействованных в процессе кредитования. В случае предложения корректировки рейтинга подразделением, ответственным за выдачу кредитов, такое предложение должно быть дополнительно проанализировано и одобрено или отклонено подразделением, ответственным за управление кредитными рисками. В случае предложения корректировки рейтинга подразделением, ответственным за управление кредитными рисками, дополнительный контроль не требуется. При корректировке рейтинга, пользователь должен оставить комментарий с обоснованием применения данной корректировки. Ввиду того, что рейтинговая модель учитывает ограниченное количество факторов при оценке заемщиков, возможны ситуации, при которых ручная корректировка рейтинга необходима. Поскольку данный процесс позволяет выйти за рамки модели и потенциально может стать способом манипулирования рейтингами, банк должен установить контрольные процедуры, позволяющие предотвратить неуместные корректировки и корректно оценивать риск заемщика. Для этих целей банк использует двойной контроль, а также периодический мониторинг корректировок на уровне кредитного портфеля в целом.

Банк должен разработать внутренние процедуры контроля за величиной корректировок и установить предельно допустимый уровень этих корректировок. Уровень корректировок рейтингов должен контролироваться банком на постоянной основе, при этом особое внимание должно уделяться корректировкам, направленным на улучшение конечного рейтинга, а также дисциплине сотрудников в отношении представления обоснования корректировок. Количество таких корректировок ограничивается и отражается во внутрибанковских документах.



5. Проблема: обеспечение независимости процесса присвоения рейтинга

Решение: Банк должен определить минимальный список участников процесса присвоения внутренних рейтингов, а также описать процессы предложения, утверждения рейтинга и его корректировок. Процесс определения рейтинга должен быть закреплен во внутренних документах банка с указанием распределения зон ответственности между сотрудниками в рамках их полномочий и наличия предоставленных доступов к информационной системе.

Возможные процедуры корректировки рейтингов должны отражаться во внутренних документах, с указанием ответственности между сотрудниками, осуществляющими ввод исправлений в информационную систему и сотрудниками, осуществляющими последующее подтверждение корректности исправлений в системе. Последующей контроль корректности используемых данных осуществляется в рамках процесса определения рейтинга.



6. Проблема: распределение ответственности за разработку, валидацию и использование рейтинговых систем

Решение: В банке должно соблюдаться организационное разделение функций и осуществляться обязательное информирование подразделений, использующих модель, о характеристиках модели и её прогнозном качестве. Банк обеспечивает независимость функционирования подразделений, отвечающих за разработку, самовалидацию и использование рейтинговых систем. Подразделения, отвечающие за разработку и самовалидацию рейтинговых систем, должны быть независимы от подразделений, ответственных за совершение сделок и принимающих на себя кредитный риск. Банк может привлекать внешних (независимых) экспертов для самовалидации систем/моделей.

При этом допускается, что разработка и самовалидация рейтинговых систем может производиться разными сотрудниками банка без обязательного требования их принадлежности к независимым структурным подразделениям.



8. Проблема: знание сотрудниками банка процесса построения рейтинговых систем

Решение: Банк должен провести обучение персонала всех вовлеченных в процесс определения рейтингов подразделений. В ходе такого обучения персоналу разъясняются общие принципы работы рейтинговых моделей, основные этапы процесса расчета рейтинга, правила и процедуры ввода входных данных рейтинговых моделей. При этом необходимо разделять уровни понимания моделей сотрудниками различных подразделений банка: детализированное, хорошее и базовое понимание. Такое разделение необходимо для недопущения манипуляций данными со стороны пользователей системы в тех случаях, когда пользователи знают о степени влияния отдельных факторов на результат расчетов по модели. При внесении существенных изменений/модификаций в рейтинговую систему персонал подразделений, являющихся пользователями системы, должен пройти соответствующую переподготовку.

Таким образом, формирование системы внутреннего контроля при реализации требований Базельского комитета по банковскому надзору является одной из важнейших задач российских банков. Внедрение базельских принципов невозможно без решения вышеприведенных проблем. Направления совершенствования системы внутреннего контроля в российских банках, указанные как пути решения, могут отправными точками для повышения эффективности системы внутренних рейтингов.
Литература

  1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 // "Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492, "Российская газета", N 27, 10.02.1996.

  2. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 № 307-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.01.2009, N 1, ст. 15.

  3. Положение ЦБ РФ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.03 № 242-П.

  4. Письмо ЦБ РФ "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору" от 13.05.2002 N 59-Т.

  5. Письмо ЦБ РФ «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» от 10.07.01 № 87-Т.

  6. Письмо ЦБ РФ "О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях" от 24.03.2005 N 47-Т.

  7. Basel III: A global regulatory framework for more resilient banks and banking systems, December 2010 (rev June 2011), http://www.bis.org/

  8. Progress report on Basel III implementation, April 2012 , http://www.bis.org/


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница