Проблемы управления конкурентоспособностью муниципальных образований




Скачать 52.62 Kb.
Дата05.05.2016
Размер52.62 Kb.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ


Понкратова Ю.А.

Беловский институт (филиал) Кемеровского государственного университета

E-mail: pyua@belovo.kemsu.ru
Развитие муниципальных образований, комплексное использование их потенциала является благодатной основой для укрепления экономики регионов. Муниципальное образование является первичной территориальной ячейкой экономики России и органично дополняет вертикаль государственного управления. Именно на этом уровне создаются условия для эффективной работы предприятий, повышения конкурентоспособности товаров, а так же повышения уровня жизни населения. Конечная цель управления деятельностью муниципальных образований должна быть направлена на удовлетворение нужд действующих лиц города.

По отношению к городам в настоящее время применяются некоторые положения, которые первоначально использовались только по отношению к предприятиям. Например, термин “конкурентоспособность”, который раньше применялся в первую очередь для оценки деятельности предприятий, сейчас используется также для городов, регионов и государств.

Конкурентоспособность – набор свойств, дающих преимущества в конкурентной борьбе конкретному субъекту. Конкурентоспособность муниципального образования можно рассматривать с двух позиций: во-первых, с позиций уровня развития экономики города; во-вторых, в сравнении с другими городами. По мнению И. Бегг, “конкурентоспособность муниципального образования заключается в защите им своей доли рынка”, и “способность муниципального образования конкурировать зависит от основных его “атрибутов”, определяющих привлекательность муниципального образования как места размещения “городских действующих лиц”, и от сильных и слабых сторон экономических агентов”.1

Конкурентоспособность муниципального образования зависит от конкурентоспособности предприятий, расположенных в нем. Чтобы привлечь и удержать наиболее мобильные виды ресурсов (инвестиции, квалифицированные кадры и др.), необходимо предоставить им условия, способствующие росту их конкурентоспособности. Таким образом, привлекательность муниципального образования можно считать синонимом его конкурентоспособности, как места размещения различных видов деятельности. Однако муниципальное образование должно быть привлекательным не только для предприятий и фирм, но и для населения, поскольку население является одним из важнейших ресурсов, которые муниципальные образования могут предложить предприятиям, а также для приезжих, которые приносят доход предприятиям муниципального образования и являются носителями и распространителями информации о муниципальном образовании.

Многими учеными отмечается такой факт, что муниципальное образование не может быть конкурентоспособным во всех секторах экономики, и успех в конкуренции связывают с развитием тех сфер экономической деятельности, в которых у конкретного муниципального образования есть конкурентное преимущество. К конкурентным преимуществам муниципального образования можно отнести те его характеристики, которые обеспечивают определенные превосходства над другими территориями, формируют для предприятий муниципального образования условия, наилучшие для достижения ими конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг.

Существует немало показателей конкурентоспособности города. Основными и наиболее приемлемыми считаются следующие: производительность (эффективность) предприятий и организаций, расположенных на его территории, занятость и уровень (качество) жизни населения. Так же зарубежными учеными рассматриваются такие индикаторы, как соотношение секторов экономической деятельности, характеристики компаний (формы собственности, величина фирм), состояние бизнес-среды, наличие квалифицированной рабочей силы и ее стоимость, территориальная доступность муниципального образования, эффективная инфраструктура и городская политика, и т.д.

Таким образом, понятие конкурентоспособности становится ключевым для управления развитием города. Это один из основных факторов, находящихся под воздействием местных властей и решающим образом влияющий на ход развития города и качество жизни населения.

При обсуждении понятия “конкурентоспособность” возникает вопрос о территориальной конкуренции.

Территориальной конкуренцией называют деятельность групп, действующих от лица муниципального образования по его “продвижению”, как места размещения экономической деятельности в конкуренции с другими территориями.1

Муниципальные образования конкурируют друг с другом за приток новых инвестиций, поддержание установленных экономических связей и т.д. И чтобы преуспеть в этой борьбе муниципальное образование должно максимально реализовать свой экономический и социальный потенциал.

Политика муниципального развития должна создавать условия, в которых фирмы могут повышать свою конкурентоспособность, быть направлена на усиление конкурентных преимуществ муниципального образования путем манипуляции отдельными инструментами, которые увеличивают привлекательность муниципального образования для размещения различных видов деятельности.

В связи с этим возрастает необходимость разработки стратегии для повышения конкурентоспособности муниципального образования. Одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности муниципального образования принято считать “муниципальный маркетинг” который определяется как действенный инструмент формирования рыночной среды, создания, укрепления и поддержания конкурентных преимуществ территории.

В современных условиях возрастает значение политики органов местного самоуправления в содействии инновациям, улучшении качества человеческих ресурсов, поддержке предпринимательства, повышении привлекательности городской среды и жилья, с тем, чтобы привлечь предпринимательский капитал и высококвалифицированную рабочую силу, способных к инновациям, а также при необходимости к принятию на себя финансового риска.

Разрозненные краткосрочные планы развития отдельных сфер деятельности муниципального образования не учитывают системности, поэтому часто бывают невыполнимы. Необходима разработка комплексной стратегии повышения конкурентоспособности муниципального образования. Стратегии территориальной конкуренции часто не направлены на усиление определенных функций, специфических особенностей муниципального образования, которые могли бы стать двигателем конкурентных преимуществ.

Стратегические проекты развития рассматриваются в качестве средства формирования экономических структур муниципальных образований и даже как средство изменения всего уклада жизни муниципального образования. При их формировании необходима поддержка лиц, заинтересованных в продвижении таких проектов, особенно населения и хозяйствующих субъектов.

Государственный и частный сектор должны прийти к решению об объединении и необходимости совместной разработки перспектив развития муниципального образования, создания структур для осуществления этих перспектив и о мобилизации на этой основе местных и внешних ресурсов. Также необходим обмен опытом между муниципальными образованиями. В нашей стране начинают получать распространения различные союзы и коалиции городов.

Стратегии развития имеют большие шансы на успех в тех муниципальных образованиях, в которых присутствует сильная администрация, имеющая в своем распоряжении большой выбор ресурсов и обладающая широкими полномочиями. Большую роль в этом играет общегосударственная политика.




1 Цит по: Николаева Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 70.

1 Николаева Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых… С. 73.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница